Научная статья на тему 'Условия для занятий физической культурой и спортом в высших учебных заведениях и физическая активность студентов'

Условия для занятий физической культурой и спортом в высших учебных заведениях и физическая активность студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / мотивы / мотивация / самосознание / физическая культура и спорт. / healthy lifestyle / motives / motivation / self-awareness / physical culture and sport.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Н. Базанов, М. А. Бонч-Бруевича

Актуальность исследования обусловлена важностью отношения молодежи к здоровому образу жизни, должного внимания к своему здоровью и физическому развитию. Работа, проведенная в некоторых высших учебных заведения СанктПетербурга и Ленинградской области, направлена на изучение взаимосвязи условий для занятий физической культурой и спортом и физической активности студентов. Четкой зависимости по этим параметрам не выявлено, но просматривается ряд направлений в работе для успешного решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS

The relevance of the study is due to the importance of the attitude of young people to a healthy lifestyle, due attention to their health and physical development. The work carried out in some higher educational institutions of St. Petersburg and the Leningrad region is aimed at studying the relationship between conditions for physical culture and sports and physical activity of students. There is no clear correlation between these parameters, but a number of areas of work are being considered for successful solution of the problem.

Текст научной работы на тему «Условия для занятий физической культурой и спортом в высших учебных заведениях и физическая активность студентов»

УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

А.Н. Базанов, старший преподаватель

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10016

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важностью отношения молодежи к здоровому образу жизни, должного внимания к своему здоровью и физическому развитию. Работа, проведенная в некоторых высших учебных заведения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, направлена на изучение взаимосвязи условий для занятий физической культурой и спортом и физической активности студентов. Четкой зависимости по этим параметрам не выявлено, но просматривается ряд направлений в работе для успешного решения проблемы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, мотивы, мотивация, самосознание, физическая культура и спорт.

В федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 20152020 годы» (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года №7) особое внимание уделяется формированию ответственного отношения молодежи к здоровому образу жизни, как личному и общественному приоритету, должного внимания к своему здоровью. Студенты представляют собой основной кадровый резерв страны, поэтому главной задачей вузов является подготовка физически здоровых специалистов, способных продолжительное время сохранять работоспособность и активную жизненную позицию. Речь идет, прежде всего, о потребностях и способностях человека, о мотивах его поведения, его интересах и творческих возможностях, трудоспособности, об интеллекте и эмоциях, о воле и характере, сознании и самосознании, о формировании социальных установок и ценностных ориентаций [1]. С учетом новых требований будущий специалист должен осуществлять физкультурно-спортивную деятельность таким образом, чтобы она стала эффективным средством развития его интеллектуальных способностей, креативности и духовно-нравственных сил. То есть основной це-

лью учебного процесса должно стать не только овладение комплексом общепредметных знаний, умений и навыков, но и впервую очередь создание условий для самореализации, саморазвития студента проявления им творчества.

Это актуализирует поиск новых путей формирования положительного отношения к физической культуре на основе устойчивых интересов и мотивов. Для обоснования путей формирования активно-положительного отношения к физической культуре важное значение имеет изучение мотивов-побуждения (активности) и мотивов-доводов (пассивности), так как в них раскрывается непосредственно личностный смысл определенной деятельности человека [1]. Исходя из данного теоретического положения, выполнена работа, целью которой являлось исследование мотивации студентов к занятиям физической культурой, как фактора повышения их социальной активности, повышения работоспособности и улучшения здоровья.

Объекты и методы. Работа проведена в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеющих различные условия для занятий физической культурой и спортом. Для оценки условий занятий физической культурой и спортом использовалась следующая бальная шкала: 1 балл - вузы

не имеющие специально отведенных мест для занятий физической культурой и спортом; 2 балла - имеющие специально отведенные оборудованные площадки; 3 балла - имеющие малогабаритные спортзалы и тренажеры; 4 балла - имеющие спортзал, тренажеры, бассейн и возможность заниматься на спортивных площадках.

Использовались следующие методы: изучение документальных материалов о спортивно-технической оснащенности учреждения и эффективности ее использования; анкетирование, позволяющее выявить как реальную картину отношения исследуемых к физической культуре в соответствии с условиями их жизнедеятельности, так и физкультурно-спортивные потребности (мотивацию).

Анкета содержала основные блоки (комплексы) вопросов: социально-демографические характеристики; показатели физкультурной активности в прошлом и настоящем; уровень развития двигательных навыков и умений; данные о режиме учебы, труда и отдыха; мотиваци-онная обусловленность физкультурной ак-

В то же время, полученные результаты не выявили четкой зависимости числа занимающихся от улучшения условий для занятий физическими упражнениями и спортом. Из форм физической культуры, которыми занимаются опрошенные на первом месте стоит индивидуальная физическая тренировка (до 29%), затем утренняя зарядка (до 23%) и попутная физическая тренировка (до 7%). Наибольшая активность в занятиях физическими упражнениями проявляется в возрасте до 22 лет, затем частота и регулярность занятий снижается.

тивности; причины пассивного отношения к физическим упражнениям и ряд других вопросов.

Надежность и достоверность получаемой информации обеспечивалась также включением в анкету фильтрующих и контрольных вопросов.

Разработанная методика и инструментарий были апробированы в пилотажном (пробном) исследовании.

Для каждой группы исследуемых была построена репрезентативная выборка по изучаемым признакам. В целом, социально-демографическая структура опрашиваемых соответствовала генеральной совокупности исследуемого контингента. Всего опрошено 240 человек в возрасте от 18 до 23 лет.

Результаты исследований и их обсуждение. Исследования показали, что количество опрошенных, занимающихся различными формами физической культуры колеблется от 13 до 21% (табл. 1). Причем, наибольшее их число занимается в 3-х балльных условиях для занятий.

Результаты тестирования показали, что большинство опрошенных (94,8% занимающихся и 72% не занимающихся) правильно понимают пользу занятий физическими упражнениями, подчеркивая положительное влияние их на повышение работоспособности (62,7%) и улучшения здоровья (40,4%). Однако, 5,2% опрошенных - занимающихся и 28% не занимающихся считают, что занятия физической культурой существенного влияния на поддержание высокого уровня работоспособности не оказывают. При этом, все они учатся в учреждениях с улучшенными ус-

Таблица 1. Число занимающихся различными формами физической культуры (в%)

Формы физической культуры Оценка условий занятий в баллах

1 2 3 4

Утренняя зарядка 5,6 6,7 6,8 4,0

Занятия спортом - - 0,8 2,4

Организованные занятия физическими упражнениями (группы здоровья, соответствующие факультативы и др.) - - - 2,8

Индивидуальная (самостоятельная) физическая тренировка 5,2 6,9 11,6 5,0

Попутная физическая тренировка 2,0 0,6 1,8 2,8

Всего 12,8 14,2 21,0 17,0

ловиями для занятий физическими упражнениями и спортом (3-4 балла). Установлено, что основными мотивами - побуждениями, формирующими активное отношение к занятиям физической культурой и спортом являются: мотив физического самоутверждения - стремление к физическому развитию, становлению характера (до 48,8%); мотив социального самоутверждения - стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия физическими упражнениями, спортом и дости-

гаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения товарищами и знакомыми (до 45,5%); мотив улучшения и сохранения здоровья (до35,7%); мотив поддержания высокого уровня работоспособности и профессионального долголетия (до 22,5%); мотив общения с товарищами и активного отдыха (до 9,1%); мотив испытать возможность преодоления трудностей (до 6,5%), (табл. 2).

Таблица 2. Мотивы занятий физическими упражнениями и спортом (ответы в %)*

Мотивы Оценка условий занятий

1 баалл 2 балла 3 балла 4 балла

Эмоционального удовольствия 3,1 0,7 0,8 0,2

Социального самоутверждения 18,5 37,2 45,5 37,5

Физического самоутверждения 18,8 37,0 48,8 37,1

Совершенствование или овладение прикладны- - 5,7 - 6,2

ми двигательными навыками и умениями

Улучшение и сохранение здоровья 35,7 18,6 0,8 4,2

Поддержание высокого уровня работоспособности и профессионального долголетия 22,5 11,5 9,1 10,4

Испытать возможности преодоления трудно- 3,9 - 6,1 -

стей

Рационально волевой мотив 3,8 6,1 - 4,1

Общения с товарищами и активный отдых 0,4 9,1 0,3 4,2

Подготовки к профессиональной деятельности 0,8 0,7 0,5 -

* каждый респондент мог назвать до 3-х наиболее важных для него мотива занятий физическими упражнениями и спортом

Как видно из таблицы 2, различия в условиях для занятий физическими упражнениями и спортом обуславливают и своеобразие мотивационной структуры. Отсюда, в учреждениях, имеющих минимальные условия (1 -2 балла) преобладают мотивы улучшения и сохранения здоровья, поддержания высокого уровня работоспособности и профессионального долголетия, а в учреждениях с хорошими условиями (3-4 балла) - мотивы физического и социального самоутверждения.

Таким образом, внутренней побудительной силой для большинства опрошенных-занимающихся является физическое и социальное самоутверждение, улучшение и сохранение здоровья, поддержание высокого уровня работоспособности и профессионального долголетия.

Среди мотивов-доводов, которыми объясняется пассивное отношение к занятиям физическими упражнениями, в первую очередь, был назван недостаток свободно-

го времени (до 55,5% ответов). Второй мотив - нет желания (до 54,5%), затем - отсутствие спортивной базы, тренажеров (до 42,8%), специфика микроклимата (20,8%), отсутствие организованных занятий (до 10,7%) и методических пособий по индивидуальной физической тренировке (до 5,5%), 3,7% не видят пользы от занятий (табл. 3). Настораживает, во-первых то, что все (3,7%) не видящих пользы от занятий физическими упражнениями учатся в учреждениях с улучшенными условиями для занятий (3-4 балла) и, во-вторых, меньшая значимость таких мотивов-доводов, как отсутствие спортивной базы, тренажеров у занимающихся в учреждениях, имеющих минимальные условия для занятий (1 балл).

Для повышения активности к занятиям физическими упражнениями и спортом, по мнению опрошенных необходимо: предоставлять время для занятий (до 71,4%); улучшать спортивную базу (до 54,5%);

разработать комплексы физических упражнений и методику их применения (до 66,5%); уделять большее внимание организованным формам проведения занятий под руководством специалистов по физической культуре (до 27,3%); усилить вос-

питательную работу по формированию положительного отношения к физической культуре (до 12,2%) и организовать систематический медицинский контроль за занимающимися (до 6,0%).

Таблица 3. Основные мотивы-доводы пассивного отношения к занятиям физической культурой и спортом (ответы в %)_

Мотивы Оценка условий занятий

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла

Нет времени 36,4 32,4 55,5 39,3

Нет желания 32,1 14,3 11,2 54,5

Отсутствие спортивной базы, тренажеров 27,8 20,7 42,8 9,8

Специфика микроклимата 7,8 20,8 - -

Отсутствие организованных занятий 9,1 10,7 - -

Отсутствие методических разработок - 3,6 4,8 5,5

Не вижу пользы - - - 3,7

Исследования показали, что большинство опрошенных лиц правильно понимают пользу занятий физическими упражнениями и спортом, однако, 70-80% не занимаются ими. Причиной этого может быть недостаточная сила мотивов, обуславливающая их проявление лишь в каких-то исключительно благоприятных или ответственных ситуациях. Либо преобладающее влияние других мотивов. В результате чего у значительной части опрошенных отсутствуют социальные установки, характеризующие более или менее устойчивую предрасположенность человека к использованию ценностей физической культуры и спорта, отражающие его отношение к ним в целом и собственным занятиям в частности. В практике физического воспитания известны случаи, когда большинство людей знают пользу физических упражнений, но не занимаются ими систематически до тех пор, пока не почувствуют на себе это положительное влияние, т.е. пока не сформируется «субъективный образ физических ощущений». В зарубежной психологии чаще применяются объяснительные термины «образ Я» и «Я-концепция», которые отражают отдельные выделяемые авторами аспекты существования и функционирования данного явления. При этом «Я» рассматривается как ядро человеческой личности, формирующееся в результате выделения себя в качестве самостоятельной фигуры из окружающей среды,

позволяющее ощущать себя субъектом физических и психических свойств, состояний, действий и процессов, свою целостность и тождественность с самим собой в отношении своего прошлого, настоящего и будущего [2]. По мнению ряда ученых, образ «Я» - это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но и социальная поведенческая установка на самого себя, разрешаемая через отношение личности к самой себе.

Одним из значимых источников формирования образа «Я» человека в соответствии с мотивами, целями и условиями деятельности может служить физическая культура вообще и конкретный вид спорта в частности. Высокий уровень развития образа «Я» определяет активную жизненную позицию личности, способность к самопознанию и адекватной самооценке соотношения личностных притязаний, жизненных целей и потенциальных способностей и возможностей, степени соответствия своих качеств и требований общества. Известно, что на физкультурную активность человека влияют такие факторы, как социальные условия, и, в частности, материально-техническая оснащенность занятий (оборудование спортсооружений, спортинвентарь и т.п.), физкультурно-спортивные потребности и установки, индивидуальные особенности и личная подготовленность.

Для повышения физкультурной активности студентов могут быть широко использованы методы программированного обучения. Программированное обучение предполагает контроль за пространственными, временными, силовыми и другими характеристиками при освоении двигательных действий, с установкой на повышенное внимание. Предполагается, что положительный эффект от выполнения таких заданий может быть получен благодаря формированию более точных представлений о мерах времени, пространства и прикладываемых усилий [3].

Отсутствие в исследовании четкой (прямой) зависимости числа занимающихся от улучшения условий для занятий физическими упражнениями и спортом свидетельствует о том, что они (условия), необходимые для занятий физическими упражнениями и спортом формируют отношения к ним через механизм личностных особенностей. Это же подтверждает и меньшая значимость таких мотивов-доводов, как отсутствие базы, тренажеров, специфика микроклимата и т.п., имеющих минимальные условия для занятий физическими упражнениями и спортом. В связи с этим, изучение социальных мотивов -необходимый фактор, определяющий отношение населения к активным занятиям физическими упражнениями и спортом. Полученные данные показывают, что у опрошенных существует значительный «перевес» четырех мотивов: социального и физического самоутверждения, улучшения и сохранения здоровья, поддержания высокого уровня работоспособности и профессионального долголетия - все это реализуется преимущественно средствами физической культуры, т.е. ее наиболее важными и определяющими функциями. А вот развитие волевых качеств, формирование характера, испытания себя возможно и в других сферах деятельности. Видимо поэтому, у большинства опрошенных, физическая культура в этом плане получает невысокую оценку. Настораживает отсутствие значимости мотивов общения и подготовки к профессиональной деятельности.

С практической точки зрения эти данные напоминают о необходимости внедре-

ния коллективных (командных) форм физической культуры и усиления информационной работы в этом направлении. Главной причиной пассивного отношения к занятиям физическими упражнениями и спортом опрошенные считают, в первую очередь, отсутствие времени. Однако, анализ их суточного режима показал, что для выполнения утренней зарядки (20-30 мин.) и двух-трех занятий в неделю в спортивных секциях, группах здоровья, самостоятельных занятий времени достаточно. Отсутствие у большинства опрошенных (до 54,5%) желания заниматься физическими упражнениями еще раз подтверждает необходимость информационной работы по формированию у населения связи между здоровьем, профессиональным долголетием и занятиями физическими упражнениями и спортом.

Обобщая результаты исследования, можно заключить, что:

- для повышения потребности в занятиях физическими упражнениями и спортом, и, в целом физкультурной активности, положительное их влияние должно быть осознано, трансформировано в определенную систему ценностных ориентаций;

- при организации занятий физическими упражнениями и спортом необходимо учитывать весь комплекс выявленных субъективных и объективных факторов, способных повлиять на отношение к этим занятиям;

- выбор времени занятий необходимо сопрягать с целями и задачами, решаемыми во время их проведения [4];

- точно дозированные физические нагрузки в сочетании со строго регламентированным отдыхом [5];

- регулярность, систематичность занятий может быть обеспечена лишь в случае понимания и обоснованности такого требования. Формирование такой установки не есть единичный акт, оно представляет собой длительный и кропотливый процесс. Установка не может быть сформирована в результате простого инструктажа, эпизодичного напоминания, вводной беседы. Она возникает лишь в том случае, если человек не только знает о важности занятий физическими упражнениями, но и убежден

в их значимости. При этом нужно найти цессе учебы в вузах необходимо формиро-такие формы и способы работы, чтобы вать в молодежной среде установки на знание превращалось в убеждение, в руко- здоровый образ жизни, на наиболее пол-водство к действию, в активную жизнен- ную реализацию генетически обусловленную позицию человека; ного потенциала развития личности. Пра-

- в современных социально- вильная мотивация студентов может пре-

экономических условиях в связи с нега- вратить учебно-тренировочный и соревно-тивными тенденциями показателей, харак- вательный процессы в процесс созидания теризующих здоровье студентов, в про- здоровой личности.

Библиографический список

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

2. Драндров Г.Л. Особненности образа «Я» высококвалифицированных спортсменов и его влияние на развитие мотивационно-волевой сферы / Г.Л. Драндров, О.Ю. Симонов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №1. - С. 3-8.

3. Ганженко Ю.В., Базанов А.Н. Программированное обучение на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении // Сборник статей «Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании», II Международная научно-техническая и научно-методическая конференция. - СПб.: СПбГУТ, 2013. - 1063 с.

4. Базанов А.Н. Выбор оптимального времени для проведения тренировок по гиревому спорту // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №11-1. -С. 56-58.

5. Базанов А.Н. Предстартовый период (две недели) - выход на фазу суперкомпенсации в гиревом спорте // Сборник статей «Физическая культура, спорт, наука и образование» ч. 1, 1 всероссийская научная конференция с международным участием. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017.

CONDITIONS FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS

A.N. Bazanov, Senior Lecturer

The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The relevance of the study is due to the importance of the attitude of young people to a healthy lifestyle, due attention to their health and physical development. The work carried out in some higher educational institutions of St. Petersburg and the Leningrad region is aimed at studying the relationship between conditions for physical culture and sports and physical activity of students. There is no clear correlation between these parameters, but a number of areas of work are being considered for successful solution of the problem.

Keywords: healthy lifestyle, motives, motivation, self-awareness, physical culture and sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.