Научная статья на тему 'Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию'

Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ / СПОСОБЫ ПЛАВАНИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич, Лайшев Ренат Алексеевич

В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного потенциала обучаемых. Сформулировано условие индивидуально-двигательного опосредования, подразумевающее подход к обучению на основе имеющихся двигательных действий занимающихся. Выявлено, что преобразование одного из элементов техники плавания без изменения сложившегося стереотипа движений приводит к положительным сдвигам в индивидуально-стилевых вариациях плавания. Реализация сформулированного условия может проводиться посредством формирования способа плавания на основе вновь изученного элемента либо подчинения осваиваемого двигательного действия сложившемуся стереотипу движений при согласовании всех элементов с дыханием. Представлены результаты изменений технико-динамических показателей способов плавания, подтверждающие целесообразность соблюдения условий, обеспечивающих эффективность индивидуализированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич, Лайшев Ренат Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Condition of the individual motional mediation as validity factor of training to the APPLied swimming

This article researched the capabilities of learning to apply swimming based on the use of the individual motor potential. The condition of individual motional mediation, implying slant to the learning based on physical actions of students has been formulated. It has been revealed that transfiguration one of the elements of swimming technique without changing the stereotype movements leads to positive changes in individual style variations in swimming. The realization of the formulated condition can be carried out by forming the swimming style based on the newly learned elements or conformation of the mastered motor action to stereotype movements in coordination all elements with respiration. The results of changing of technical and dynamic performance of swimming styles confirming the feasibility of observance of conditions providing efficiency of individualized training have been presented.

Текст научной работы на тему «Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию»

студентов к речевому этикету делового общения: анализ существующей практики изучения иностранного языка показал, что не уделяется внимание таким составляющим речевого этикета делового общения как: этикет делового общения по телефону, этикет электронного делового письма, этикет деловых знакомств и деловых встреч. Выявленные недостатки позволяют говорить о необходимости и актуальности внедрения в образовательный процесс разработанной авторской модели формирования речевого этикета делового общения студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Де Джордж, Р.Т. Настольная книга бизнесмена. Деловая этика / Р.Т. Де Джордж. - М. : Рипол Классик, 2004. - 736 с.

2. Richard Leonard Revoir. Exploring Learning During a Business Ethics Simulation

[электронный ресурс] / Richard Leonard Revoir // URL :

http://conservancy.umn.edU/bitstream/104781/1/Revoir_umn_0130E_11834.pdf. - Дата обращения 31.07.2013.

3. McMahon, Joan. The Effects of Cognitive Moral Development and Reinforcement

Contingencies on Ethical Decision Making [электронный ресурс] // URL :

http://scholar.lib.vt.edu/theses/available/etd-05172000-19000040/unrestricted/joanThesis.pdf. -Дата обращения 31.07.2013.

4. Brinkmann, Johannes. Exploring Business School Ethics / Johannes Brinkmann and Ken Peattie // Journal of Business Ethics Education. Senate Hall Academic Publishing. - 2005. - No. 2 (2). - P. 151-170.

REFERENCES

1. Richard T. De George (2004), Naturally, the businessman. Business ethics, publishing house “Ripol-Classic”, Moscow.

2. Richard Leonard Revoir (2011), Exploring Learning During a Business Ethics

Simulation, available at : http://conservancy.umn.edu/bitstream/104781/1/ Re-

voir_umn_0130E_11834.pdf (accessed 31 July 2013)

3. Joan McMahon (2000), The Effects of Cognitive Moral Development and Reinforcement Contingencies on Ethical Decision Making, available at: http://scholar.lib.vt.edu/theses/available/etd-05172000-19000040/unrestricted/JoanThesis.pdf (accessed 31 July 2013)

4. Johannes Brinkmann and Ken Peattie (2005), “Exploring Business School Ethics”, Journal of Business Ethics Education, Senate Hall Academic Publishing, No. 2(2), pp. 151-170.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.07.2013.

УДК 797.21

УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ КАК

ФАКТОР ВАЛИДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ

Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент,

Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург,

Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-

70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва

Аннотация

В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного потенциала обучаемых. Сформулировано условие индиви-

дуально-двигательного опосредования, подразумевающее подход к обучению на основе имеющихся двигательных действий занимающихся. Выявлено, что преобразование одного из элементов техники плавания без изменения сложившегося стереотипа движений приводит к положительным сдвигам в индивидуально-стилевых вариациях плавания. Реализация сформулированного условия может проводиться посредством формирования способа плавания на основе вновь изученного элемента либо подчинения осваиваемого двигательного действия сложившемуся стереотипу движений при согласовании всех элементов с дыханием. Представлены результаты изменений техникодинамических показателей способов плавания, подтверждающие целесообразность соблюдения условий, обеспечивающих эффективность индивидуализированного обучения.

Ключевые слова: индивидуальный двигательный опыт, способы плавания, преобразование движений.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.0!.101.p110-113

CONDITION OF THE INDIVIDUAL MOTIONAL MEDIATION AS VALIDITY FACTOR OF TRAINING TO THE APPLIED SWIMMING

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St.-Petersburg,

Renat Alekseevich Layshev, the candidate of pedagogical sciences, Director General,

Public budgetary educational institution Center of Sambo Education - 70, Moscow

Annotation

This article researched the capabilities of learning to apply swimming based on the use of the individual motor potential. The condition of individual motional mediation, implying slant to the learning based on physical actions of students has been formulated. It has been revealed that transfiguration one of the elements of swimming technique without changing the stereotype movements leads to positive changes in individual style variations in swimming. The realization of the formulated condition can be carried out by forming the swimming style based on the newly learned elements or conformation of the mastered motor action to stereotype movements in coordination all elements with respiration. The results of changing of technical and dynamic performance of swimming styles confirming the feasibility of observance of conditions providing efficiency of individualized training have been presented.

Keywords: individual motor experience, swimming styles, motions transfiguration.

В результате изучения сущности и содержания индивидуализации педагогического процесса в научно-педагогической литературе, касающейся вопросов обучения плаванию, выяснилось, что на современном этапе ее развитие характеризуется исследованием результативных показателей двигательной деятельности обучаемых и практически не учитывает индивидуальные текущие составляющие. На практике это выражается в том, что целью педагогического процесса ставится достижения конкретного результата, характеризующегося количественными и качественными показателями, именуемыми нормативами. В спорте - это стремление к наивысшему результату, рекорду как высочайшему нормативу, в профессиональном обучении - ориентированность на уровень показателей, коррелирующих с успешностью профессиональной деятельности. При построении учебного процесса педагог, как правило, исходит из того, что начальный уровень подготовленности обучаемых представляет собой чистый лист, на который в процессе обучения заносится учебный материал в виде сформированных двигательных навыков, необходимых для усвоения. При этом индивидуализация обучения реализуется посредством сопоставления достигнутых показателей каждым обучаемым в отдельности с промежуточными модельными характеристиками и внесением соответствующих коррективов в процесс обучения. Между тем, обучаемые могут обладать индивидуальным двигательным опытом (особенно, если речь идет о профессиональном обучении взрослых), который имеет как рациональную, так и нерациональную составляющие. Отсюда представляется обоснованными использование и тех, и других на благо образовательного процесса.

Из этого вытекает одно из условий индивидуализированного обучения плаванию - условие индивидуально-двигательного опосредования, определяющее опору на индивидуальный двигательный опыт обучаемых. Уровень владения плаванием может быть различным, при этом целесообразно не только учитывать его при обучении, но и строить сам процесс обучения на основе этого уровня, в том числе и отрицательного с точки зрения спортивного плавания.

Отдельные технические двигательные действия, совершаемые в воде, являются структурными элементами более крупных двигательных образований, именуемых способами передвижений. Они представляют собой комплекс средств, используемых индивидуумам для построения действий в особых внешних средовых условиях. Зачастую эти действия строятся как ответная реакция на взаимодействие с водной средой. Поэтому важным становится рассмотрение взаимосвязей и механизмов, на которых построены отдельные индивидуальные действия как двигательная коммуникация с внешней средой, выявление их индивидуально-двигательных характеристик, изучение вопросов соотношения координационных возможностей отдельного обучаемого, его индивидуального двигательного опыта и закономерностей их использования в построении способов передвижения в воде.

В целях согласования обучения с индивидуальными двигательными возможностями занимающихся, адекватного восприятия ими используемой методики формирования навыков плавания и сокращения времени освоения упражнений нами были задействованы ранее освоенные плавательные движения курсантов военно-специального вуза Министерства Обороны, чья дальнейшая профессиональная деятельность напрямую или опосредованно была связана с водной средой.

В эксперименте приняли участие 36 курсантов, способных преодолеть 25 м дистанции посредством одновременных локомоторных движений без учета времени.

Анализируя возможности и пути переучивания на другие, «более рациональные» способы плавания, мы исходили из того, что индивидуально сформированные способы передвижений в воде являются двигательными образованиями, сложившимися на основе приспособительных реакций организма в ответ на стрессовые раздражители водной среды. Сущность подобных приспособительных реакций заключается в формировании индивидуальных двигательных стереотипов для решения неожиданно возникающих, нестандартных, иногда жизненно важных двигательных задач. Отсюда отрицательное влияние уже сложившихся движений на попытки обучения иным способам плавания. Поэтому в основу обучения курсантов было положено преобразование лишь отдельных малоэффективных движений методом их замещения на более рациональные, не прибегая к изменению общего динамического стереотипа плавания.

При замещении одних двигательных действий занимающихся другими мы руководствовались принципом поэтапности преобразования сложившихся навыков.

Этапность учебно-тренировочного процесса в экспериментальной группе достигалась последовательным решением педагогических задач на основе использования соответствующих средств обучения. Главным в решении поставленных задач являлся такой подход к обучению, при котором совершенствование сложившихся индивидуальных вариаций техники плавания осуществлялось в рамках двигательных возможностей обучаемых.

На основе изучения признаков, характеризующих пространственную структуру движений занимающихся, были выявлены отдельные элементы двигательных действий и их комбинации, составляющие индивидуальные способы передвижения в воде.

Методом экспертных оценок в структуре каждой комбинации выбирались наименее эффективные движения, которые затем подвергались преобразованию в элементы рациональной техники плавания. Поскольку в исследовании приняли участие испытуемые, предрасположенные к одновременной структуре движений, в качестве рациональ-

ной техники были приняты элементы брасса, как наиболее ценного в прикладном отношении способа.

Преобразование целостной комбинации плавания проводилось в следующих направлениях: формирования улучшенного способа, на основе вновь изученного элемента, подчинения технике осваиваемого элемента сложившемуся стереотипу движений и согласования преобразуемого двигательного действия с дыханием.

Обучение проводилось в течение 10 учебно-тренировочных занятий по 1 часу каждое.

Курсанты контрольной группы обучались по традиционной методике на основе целостно-раздельного метода.

Поскольку подготовка исследуемой категории обучаемых по плаванию не носит целевой направленности к высшим достижениям, изменения в технике плавания оценивались не по скоростным характеристикам, а по динамическим параметрам и протяженности проплываемой дистанции.

Результаты эксперимента отражены в таблице.

Таблица

Динамические показатели способов плавания, полученные в результате первичного и повторного тестирований испытуемых контрольной и экспериментальной групп

Показатели КГ ЭГ

1-е тест-е 2-е тест-е 1-е тест-е 2-е тест-е

Сила тяги при движениях одними руками, кг 5,3±0,7 5,6±0,3 5,5±0,2 6,3±0,2

Сила тяги при движениях одними руками, кг 6,5±0,4 6,6±0,1 6,1±0,2 6,9±0,5

Сила тяги при плавании в полной координации, кг 7,8±0,4 8,2±0,2 8,1±0,6 9,5±0,1

Коэффициент координации 0,66 0,67 0,69 0,72

Длина проплываемой дистанции, м 25 158 25 215

ВЫВОДЫ

Целенаправленное использование способности занимающихся к проявлению локомоторных действий, позволяющих в той или иной мере самостоятельно передвигаться в воде, определяет положительную динамику технико-динамических показателей способов плавания и увеличивает максимальную длину проплываемой дистанции. Обучение прикладному плаванию на основе имеющегося двигательного опыта занимающихся сокращает время формирования плавательных навыков.

Контактная информация: піко1а1964 [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.07.2013.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Павел Владимирович Пугач, соискатель,

Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогической модели формирования готовности курсантов, вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки. Данная модель включает целевые установки, деятельность руководства и профессорско-преподавательского состава вуза. Кроме того, она включает методическую систему подготовки; педагогические условия, необходимые для эффективного формирования готовности курсантов к оперативно-розыскной деятельности; формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.