3. Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Панибратов, А.Н. Ларионов, Ю.В. Иванова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
4. Реформа французского жилкомхоза // Строительство. - № 1. - 2012. - С. 28.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru.
List of literature:
1. The concept of reform of the housing and utilities
sector in the Russian Federation: the Russian Federation President's Decree dated 28 APR. 1997 № 425.
2. Koshman N. Active attitude, the atmosphere of mutual understanding - the success of the transformation / Construction. - № 2-3. - 2013. - P. 5.
3. Municipal administration and social planning in construction: textbook. book for students. the high. textbook. institutions / P. Panibratov, A.N. Larionov, YU.V. Ivanov. - M: Publishing center «Academy», 2008. - 256 p.
4. The reform ofthe French expiration of employment contract / Construction. - № 1. - 2012. - P. 28.
5. Official site of the Federal service of state statistics [Electronic resource]. - URL: http://www.gks.ru.
Исмагилова Т.В.
кандидат экономических наук, кафедра
«Финансы и банковское дело» ФГБОУВПО «Уфимский
государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Михайлов В.С.
студент ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 542.97:542.91.821.4
ускоренное развитие жкх республики башкортостан
Ускоренное развитие жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры Республики Башкортостан и возможности их обеспечения можно рассмотреть на примере сотрудничества с участвующим в программе развития коммунального хозяйства предприятием, рассчитано на частное и государственное партнерство. Участник программы использует собственные средства, государство ему помогает, ограничений по возрасту для участия в этом проекте нет. Для участия в программе и заключения договора на строительство индивидуального жилого дома необходимо внести в банк первый взнос не менее 70% от стоимости дома. После того как банк выдаст ипотечный кредит, можно оплатить часть долга материнским капиталом. Минимальная стоимость квадратного метра возводимого жилья будет составлять 14 тысяч рублей. Порядок расчета ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг постепенно изменяется, и это создает возможности для ускоренного социального, экономического и культурного развития.
Ключевые слова: адаптация, инвестирование, экономика, развитие, индустрия, безопасность, сфера, производство, организация, доходность, исследование, кооперация, трудоустройство, хозяйство, жилище, тарификация, углубление, тенденции, возможности.
accelerated development of housing and communal services of the Bashkortostan republic
Accelerated development of housing and communal infrastructure and the possibility of providing the Republic of Bashkortostan, you can see an example of cooperation with participating in the program development and communal services enterprise is designed for private and public partnership. Realizing this, today many families purchased homes with a mortgage. First she took the part of the population that has a high enough level of income. While homeless were working citizens whose earnings for the mortgage loan insufficient. Therefore, the state worked out various ways to resolve this issue.
Key words: adaptation, investment, economy, development, industry, safety, scope, production, organization, profitability, research, cooperation, employment, agriculture, housing, billing, recess, trends, opportunities.
Ускоренное развитие жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры Республики Башкортостан и возможности их обеспечения можно рассмотреть на примере сотрудничества с участвующим в программе развития коммунального хозяйства предприятием, рассчитано на частное и государственное партнерство. Участник программы использует собственные средства, государство ему помогает, ограничений по возрасту для участия в этом проекте нет. Для участия в программе и заключения договора на строительство индивидуального жилого дома необходимо внести в банк первый взнос не менее 70% от стоимости дома. После того как банк выдаст ипотечный кредит, можно оплатить часть долга материнским капиталом. Минимальная стоимость квадратного метра возводимого жилья будет составлять 14 тысяч рублей. Порядок расчета ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг изменится с 01.05.2014.
Теперь рассчитывать ЕДК будут от ежегодно утверждаемых правительством Башкирии республиканских стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг по районам республики [1].
В прошлые годы индексация размеров ЕДК осуществлялась на предельные индексы роста платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а размеры компенсаций опережали рост тарифов. Из-за этого у некоторых граждан выплаты превысили объем льготы [3].
До настоящего времени размер ЕДК рассчитывали с использованием республиканских стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, установленных правительством республики по муниципальным образованиям Башкирии в 2008 году [5].
Ежегодно утверждаемые республиканские стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг максимально приближены к условиям проживания
Экономические параметры социально]
граждан в конкретном районе в зависимости от степени благоустройства и рассчитаны с учетом новых нормативов потребления коммунальных услуг.
Теперь при проживании в одном жилом помещении нескольких льготников рассчитывать ЕДК будут пропорционально площади жилого помещения, приходящейся на каждого из них. Но поскольку республиканский стандарт - это усредненный показатель, то с учетом уровня благоустройства жилищного фонда у отдельных граждан размеры ЕДК, рассчитанные по новым республиканским стандартам, могут оказаться ниже размеров ЕДК, предоставляемых им в настоящее время [2].
Для обеспечения гражданину уровня социальной поддержки, установленного законодательством, проектом постановления Правительства республики предусмотрена возможность обращения в органы социальной защиты населения с заявлением о доплате компенсации к размеру ЕДК. С заявлением, квитанциями, содержащими сведения о начисленных платежах за жилищно-коммунальные услуги и их оплате, можно было обратиться в январе 2014 года [6].
Натуральные льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг заменены ежемесячными денежными компенсациями с 2009 года. За прошедшие четыре года более 740 тысяч граждан республики получили льготы. Так, ЕДК в 2009 году были предоставлены на сумму более 2,7 млрд. рублей, в 2010 году на 3,2 млрд. рублей, в 2011 году на 3,6 млрд. рублей, в 2012 году на 3,7 млрд. рублей. В 2013 году на осуществление данной выплаты в федеральном бюджете и бюджете РБ предусмотрено 4,5 млрд. рублей [4].
В апреле 2013 года внесены изменения в Закон «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РБ», что отображено в таблице 1.
Таблица 1
о развития Республики Башкортостан
П.П. 2009 2010 2011 2012 2013
Размер ЕДК, млрд. РУб. 2,7 2,76 2,78 3,1 3,7
Себестоимость жилплощади, млрд. РУб. 4,2 4,53 4,9 5,3 5,7
Бюджет Республики Башкортостан, млрд. рУб. 638,6 707,9 714,16 723,4 757,6
Рентабельность капитала организаций-резидентов 15.411 19.351 22.437 28.477 88.444
Окончание таблицы 1
П.П. 2009 2010 2011 2012 2013
Рентабельно сть собственного капитала организаций-резидентов 22.6 28.63 30.53 37.63 76.13
Рентабельность продаж организаций-резидентов 23.13 28.57 33.58 39.88 75.475
Рентабельность продукции организаций-резидентов 24.66 27.64 31.64 38.54 80.725
Понимая это, сегодня немало семей приобрело жилье с помощью ипотеки. Первой ею воспользовалась часть населения, имеющая достаточно высокий уровень дохода. Пока без жилья остались работающие граждане, у которых заработки для оформления ипотечного кредита недостаточные. Поэтому государством прорабатываются различные пути разрешения данного вопроса.
Стартовая площадка для бума жилищного строительства готова, в Стерлитамаке состоялось заседание Правительства республики, посвященное развитию жилищного строительства. Президент Р. Хамитов отметил, что в ближайшие пять лет перед Башкортостаном поставлена задача увеличить количество введенных в эксплуатацию квадратных метров вдвое. Ведь пока по обеспеченности жильем наша республика занимает лишь 56 место среди субъектов РФ. В качестве инструмента достижения цели предполагается использовать соответствующие республиканские и федеральные программы, ипотечное кредитование, инвестиции частных лиц и компаний.
Однако во многих городах и районах быстрой реализации этих планов могут помешать неразрешенные вопросы по земле и утвержденной строительной документации. При их отсутствии со следующего года федеральная казна в рамках адресных программ не выделит ни рубля.
Рост несырьевых доходов говорит о том, что обзавестись домом работникам поможет предприятие. Сегодня, когда многие производства занимаются модернизацией и внедрением инновационной продукции, необходимо закрепление квалифицированных кадров. Решение жилищного вопроса при поддержке работодателя во многом способствовало бы повышению лояльности персонала. К этой мысли первыми пришли в ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Весной нынешнего года начата работа по составлению соглашения между заводом и Сбербанком. Инициатива стала возможной после подписания соглашения о сотрудничестве между Правительством РБ и Сбербанком России.
Суть разрабатываемого соглашения - в разработке алгоритма сотрудничества между сторонами, конечной целью которого должно стать создание льготных условий ипотечного кредитования на строительство жилья для работников ОАО «Туй-мазинский завод автобетоновозов». Предприятие в этом случае должно находиться на комплексном банковском обслуживании данного кредитного учреждения, а его работники получат льготное кредитование в виде снижения первоначального взноса и процентной ставки. Администрация муниципального района готова выделить бесплатно под застройку массив земель с проектом инженерных коммуникаций.
И на сегодняшний день подготовлена вся градостроительная документация, в том числе - генеральный план застройки, идет работа над генпланами сельских поселений. Изготовлено большинство проектов прокладки инженерных сетей в массивы будущих новостроек в населенных пунктах, под которые республиканский бюджет в рамках адресной инвестиционной программы уже выделил 34 млн. рублей и в ближайшее время планируется еще 45 млн. рублей. В итоге сегодня идут работы по электроснабжению застраиваемого массива и планируется продолжение работ, в ближайшее время там начнут прокладку газопровода высокого давления. Газопровод низкого давления пройдет там в следующем году. На примере таблицы 2 можно рассмотреть рост промышленного потенциала Российской Федерации, рост несырьевых доходов и увеличение жилищных ассигнований в регионах.
Приложив определенные усилия, пассивное ожидание крыши над головой не обеспечит, улучшить свои жилищные условия могут и остальные граждане с невысокими доходами. Существуют варианты кредитования, где для расчета платежеспособности заемщика принимаются во внимание не только его собственные доходы, но и ресурсы его заемщиков.
Таблица 2
Основные характеристики федерального бюджета на 2000-2010 годы
Показатель 2000 год (отчет) 2010 год (отчет) 2012 год (отчет) 2013 год (отчет) 2014 год (закон)
Доходы, всего 18 305,4 млрд. руб. 20 303,4 млрд. руб. 20 627,8 млрд. руб. 21 687,6 млрд. руб. 22 645,5 млрд. руб.
в % к ВВП 18,5 19,3 18,5 18,4 18,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы 3 830,7 млрд. руб. 5 228,2 млрд. руб. 4 942,2 млрд. руб. 5 228,6 млрд. руб. 5 444,3 млрд. руб.
в % к ВВП 2,8 2,7 2,68 2,5 2,3
Ненефтегазовые доходы 14 474,7 млрд. руб. 15 075,2 млрд. руб. 15 685,6 млрд. руб. 16 458,9 млрд. руб. 17 201,2 млрд. руб.
в % к ВВП 10,0 9,5 9,9 10,2 10,3
Доля в общем объеме доходов, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы 46,1 50,7 46,5 44,7 43,1
Ненефтегазовые доходы 83,9 89,3 83,5 85,3 86,9
Любая деятельность организации так или иначе влияет на жизнь определенных слоев населения и даже населения в целом. Если при строительстве дома не учесть интересов жителей окрестных домов и в половину второго ночи начать работы по забиванию свай - рано или поздно из-за многочисленных жалоб стройку могут приостановить или даже закрыть. Удовлетворение интересов всех - задача иногда невозможная, но к ее решению необходимо стремиться. Чем меньше в бизнесе будет неудовлетворенных сторон, тем он будет более устойчив.
Руководство любой организации рано или поздно осознает, что для увеличения эффективности ее деятельности и повышения возможностей, усиления конкурентных преимуществ, выхода на новые рынки и расширения позиций на старых, необходимо упорядочить все направления деятельности в единую систему управления.
Те, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеют возможность получить землю бесплатно. Те, кто уже имеют квартиры, но хотели бы жить в собственном доме, смогут приобрести участки через торги. В среднем стоимость участка площадью 10-12 соток начинается от 70 тысяч рублей. Инженерные сети к земельным массивам подведены, на долю граждан останется непосредственно строительство дома. Теперь решение жилищного вопроса во многом зависит от активности самих будущих новоселов.
Правительство РБ уже выделило 429 миллионов рублей на льготные займы при покупке жилья. Их выдачу осуществляет недавно созданная некоммерческая организация «Фонд строительства социального жилья», которая не ориентируется на получение прибыли, ее главная цель - строительство доступного жилья экономического класса и решение жилищных проблем людей, стоящих в очереди на получение жилья. Выдача льготных займов является формой государственной поддержки. В этом году в программе участвуют 17 городов и районов республики.
В заключение, можно сделать вывод, что на льготный заем могут рассчитывать граждане, состоящие на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Он выдается под 8% годовых сроком до 10 лет. Первый взнос должен составлять не менее 20% от стоимости квартиры. Возможно участие до трех заемщиков, то есть, при выдаче займа оценивается совокупный доход трех человек, что существенно увеличивает шансы людей с невысокой заработной платой. К тому же в счет погашения кредита принимается материнский капитал. Участниками этой программы могут стать три категории населения: граждане, которые стоят в очереди в жилищном отделе Администрации как нуждающиеся в улучшении жилищных условий; сотрудники крупных предприятий, стоящие в ведомственных очередях на получения жилья; граждане, которые не стоят
ни в каких очередях, но имеют площадь жилого помещения ниже установленной нормы, то есть менее 12 квадратных метров общей площади на человека.
К примеру, если взять за стоимость однокомнатной квартиры 984 тысячи рублей, то первоначальный взнос должен быть не менее 196 тысяч рублей, сумма займа - 788 тысяч рублей, срок - 10 лет. При таких условиях сумма ежемесячного платежа составляет 9 тысяч 657 рублей и не меняется в течение всего периода. Гражданин может заплатить сумму займа досрочно целиком или частично. Моратория на досрочное погашение нет. При таком ежемесячном платеже совокупный доход должен составить не менее 21 460 рублей. За десять лет сумма выплаченных процентов составит 353 тысячи 822 рубля.
Для получения льготного займа нужно обратиться в жилищный отдел Администрации муниципального района, занимающийся формированием списка участников данной программы.
В рамках программ кредитования коммунального хозяйства банками редко употребляется термин инвестиций. Но, тем не менее, все банковские кредиты, кроме овердрафта и коротких кредитов, по сути своей являются инвестиционными. Даже если банк выдаст кредит на развитие нового направления в уже действующем бизнесе со сроком окупаемости порядка двух-трех лет, то подобный заем назовут не инвестиционным кредитом, а скорее проектным финансированием. В понимании банков понятие инвестиционный ассоциируется с понятием долго-срочности, но не свыше одного года как в теории, а более 5 лет. Банк может назвать инвестиционным кредитом заем сроком, к примеру, на 7-10 лет. Если судить по очевидной тенденции увеличения кредитных сроков в целом по сегменту, то вполне ожидаемо появление в скором времени продуктов для малого бизнеса с подобными наименованиями и сроками кредитования более 10 лет. Также можно предположить, что в рамках этих продуктов будут выдаваться крупные денежные суммы, выдача маленькой суммы на длительный срок, по затраченным на нее усилиям менее рентабельна и более рискованна.
Это означает снижение ежемесячного платежа по жилищным кредитам из расчета 3% годовых. Право на него имеет желающий получить ипотечный кредит в банке на приобретение первичного жилья в Республике Башкортостан. То есть если человек приобретает первичное жилье у застройщика и берет кредит в банке, например, под 10% годовых, то ежемесячно 3% ему возмещается из бюджета на его лицевой счет, а реально он выплачивает только 7% годовых в течение первых пяти лет обслуживания
кредита. В среднем заемщику компенсируют от 2 до 4 тысяч рублей ежемесячно, то есть за пять лет он сможет вернуть в свой бюджет до 240 тысяч рублей. В других регионах России таких предложений нет. Города и районы представили в Госстрой РБ перечень строительных объектов, в которых граждане могут приобрести строящееся жилье со степенью готовности не менее 30% от общего объема строительных работ.
В список внесены строящиеся жилые дома: в микрорайоне Южный - декабрь 2012 года; трехэтажный - по улице Фестивальная, 2, - сентябрь 2013 г; девятиэтажный - по ул. Чапаева 6/1б - июнь 2014 года. Общая площадь сданного жилья в этих трёх домах составит больше 9 тысяч квадратных метров.
Представители банков предложили свои программы кредитования для решения жилищной проблемы. При соответствии требованиям программ сегодня можно получить ипотечные кредиты сроком до 30 лет. Для граждан с невысокими доходами разработаны программы с привлечением нескольких заемщиков.
Список литературы
1. Арена А.Л. Социальная сфера республики Башкортостан. - Киров: Прогресс, 2013. - С. 15-25.
2. Баранов С.Ц. Развитие муниципалитетов Уфы. - М.: ИНФРА-М, 2013. - С. 56-59.
3. Павлов Г.Г. Экономическое развитие Уральского региона. - М.: Тула, 2013. - С. 41-42.
4. Медина Ф.О. Муниципальная сеть инфраструктуры Башкортостана. - СПб.: Бриллиант, 2013.
- С. 57-70.
5. Сирия П.И. Экономическое развитие уфимского района. - М.: Дредноут, 2013. - С. 56-60.
6. Марина Р.Ю. Развитие уфимской социальной инфраструктуры. - Москва// «ИНФРА-М», 2013. -С. 245-266.
List of literature:
1. Arena A.L. Social welfare issues in Bashkortostan. - Kirov: Progress. - Р. 15-25.
2. Baranov S.C. Development of municipal services in Ufa. - M.: INFRA-M, 2013. - Р. 56-59.
3. Pavlov G.G. Economic development of the Urals.
- M.: Tula, 2013. - Р. 41-42.
4. Medina F.O. Municipal Network Bashkortostan.
- St. Petersburg.: Diamond, 2013. - Р. 57-70.
5. Syria P.I. Economic development of the urban district of Ufa. - M.: Dreadnought, 2013. - Р. 56-60.
6. Marina R. Y. Development of social infrastructure in Ufa. - M.: INFRA-M, 2013. - Р. 245-266.