Научная статья на тему 'Усиление стимулирующего воздействия прямых налогов на экономическую деятельность в Узбекистане'

Усиление стимулирующего воздействия прямых налогов на экономическую деятельность в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурахманов О.К.

Рассматриваются основные направления совершенствования налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усиление стимулирующего воздействия прямых налогов на экономическую деятельность в Узбекистане»

около 18,3% от экономически активного населения, что в 2-3 раза ниже уровня западноевропейских стран.

Статистика свидетельствует об имеющемся в России большом потенциале развития предпринимательства, о необходимости срочных мер со стороны государства для дальнейшего улучшения условий деятельности малых предприятий.

Список литературы

1. Давыдова Р. Т. Проблемы развития малого предпринимательства // Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Российский рынок труда, новации, проблемы, перспективы развития»: Сборник материалов. Пенза: Изд-во ПГСХА, 2002.

2. Давыдова Р. Т. О поддержке малого бизнеса // Шестнадцатые Международные Плехановские чтения. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003.

3. Давыдова Р. Т. Малый бизнес в регионах России // Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие: Сборник материалов конференции. Пенза: Изд-во ПГСХА, 2003.

Канд. экон. наук О. К. Абдурахманов

УСИЛЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЗБЕКИСТАНЕ

Рассматриваются основные направления совершенствования налоговой системы.

Действующая налоговая система в Узбекистане создавалась на начальном этапе рыночного реформирования в условиях широкого государственного вмешательства в экономику. Это определило её фискальную значимость и регулирующую роль. В настоящее время, с расширением макроэкономической стабилизации, на смену ей должна прийти налоговая стратегия, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.

Главная цель любой налоговой реформы - достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов, более справедливого распределения налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и упрощение налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Одним из наиболее распространенных и часто используемых показателей оценки фискального потенциала действующей налоговой системы является величина налоговой нагрузки на экономику, т. е. отношение суммы доходов консолидированного бюджета (государственного бюджета и внебюджетных фондов) к сумме произведенного ВВП. В целом этот показатель отражает уровень налогового бремени, так как основную часть доходов консолидированного бюджета большинства стран составляют именно налоговые поступления. Их удельный вес в общих доходах консолидированного бюджета варьируется от страны к стране, отражая влияние множества факторов. В числе этих факторов такие, как уровень развития и ориентированность национальной экономики, развитость рыночной инфраструктуры и т. п., изучать которые достаточно сложно. Величина обобщенного налогового бремени определяется как отношение суммы всех налоговых платежей в бюджет и налоговых отчислений во внебюджетные фонды к ВВП. Это требует уменьшения доходов консолидированного бюджета на сумму неналоговых платежей (к ним относятся государственные пошлины, доходы от реализации государственного имущества, поступления от займов, от денежно-вещевых лотерей, остатки бюджетных средств на начало года и др.). Такой показатель характеризует степень фискального вмешательства правительства в экономику страны.

В зависимости от степени социальной ориентированности общества налоговая нагрузка на экономику развитых стран колеблется от 29 до 55% с учётом внебюджетных фондов. Самая большая доля приходится на Скандинавские страны. В России удельный вес налогов в стоимости ВВП (без учёта внебюджетных социальных фондов) составляет 25%, а с учётом социальных фондов - около 35%.

Оценка величины действующих налогов в Республике Узбекистан по общей сумме налоговых поступлений в ВВП (27,7%) и сопоставление её с аналогичными показателями других стран позволяет считать её вполне допустимой.

Главными отличительными особенностями систем налогообложения всех развитых стран являются их тесная взаимосвязь со структурой национальной экономики. Существует макроэкономическая закономерность, подтвержденная статистикой разных стран: чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. И наоборот, чем меньше налоговая нагрузка, тем больше возможности экономического роста как на микро-, так и на макроуровне.

Узбекистан планомерно осуществляет снижение налогового бремени. Из таблицы видно, что за рассматриваемые 4 года в Узбекистане удельный вес прямых налогов в общем объеме государственных доходов имеет тенденцию к снижению, за исключением 2003 г. На снижение

удельного веса налога на прибыль оказали влияние снижение налоговой ставки и широкая система предоставления льгот. Так, в 2003 г. по налогу на доходы (прибыль) ставка снижена до 20% против действовавших в 2000-2002 гг. -31, 26 и 24% соответственно. Ежегодное снижение ставки налога на прибыль направлено на стимулирование производственной деятельности предприятии, что предполагает последующее пополнение доходов государственного бюджета.

Стимулирующая функция налогов активно реализуется и на таком направлении, как развитие малого предпринимательства. В частности, для микрофирм и малых предприятий установлена упрощенная система налогообложения, в соответствии с которой они могут уплачивать единый налог. Причем право на выбор системы налогообложения остается за самими малыми предприятиями.

Т а б л и ц а

Динамика структуры прямых налогов в доходах государственного бюджета

Республики Узбекистан*

_(%)

Доходы без целевых фондов - всего 2000 2001 2002 2003

100,0 100,0 100,0 100,0

1 Прямые налоги 31,1 27,0 25,9 26,8

1.1 Налог на доходы (прибыль) юридических лиц 13,5 10,5 9,3 8,6

Единый налог с микрофирм и

1.2 малых предприятий, приме-

няющих упрощённую систему налогообложения 0,0 1,7 2,2 3,1

1.3 Налог на доходы физических лиц 15,2 12,5 12,1 13,1

Налог на доходы физических

1.4 лиц, занимающихся предпри-

нимательской деятельностью 2,4 2,3 2,3 2,0**

2 Прочие доходы 68,9 73,0 74,1 73,2

* Таблица рассчитана по данным приложения 2 к постановлениям кабинета минист-

ров от 31.12.1999 г. № 554, 26.12.2000 г. № 500, 31.12.2001 г. № 490 и 30.12.2002 г.

№ 455.

** Примечание: фиксированный налог на доходы юридических и физических лиц,

занимающихся предпринимательской деятельностью.

Анализ показывает, что в структуре государственного бюджета объем поступлений по подоходному налогу с доходов физических лиц зависит от изменения ряда факторов. Так, по подоходному налогу постепенно снижались предельные ставки налогообложения: с 40% в 2000 г. до 36 - в 2001, 33 - в 2002 и 32% в 2003 г. В 2000 г. в Узбекистане действовала четырёхуровневая шкала, а в 2001-2002 гг. - трехуровневая с интервалом меду шагами в четыре минимальных размера заработной платы.

В настоящее время в республике действует трёхуровневая шкала, по которой размер совокупного дохода (без вычета одной минимальной заработной платы) до 5 минимальных зарплат облагается ставкой в 13% от суммы дохода, от 5 до 10 минимальных зарплат - 22% с суммы, превышающей пятикратный размер минимальной заработной платы и налог от десятикратного размера минимальных зарплат и выше - 32%, что позволит несколько снизить налоговое бремя с группы населения, получающей высокие доходы.

Взимание налога на доход физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, по фиксированным ставкам, в зависимости от вида и места деятельности, обеспечило стабильные поступления в бюджет. Однако останавливаться на достигнутом нельзя, поскольку теневой сектор в национальной экономике всё ещё сохраняется.

Стимулирующая функция налогов реализуется главным образом посредством различных видов налоговых льгот. Вместе с тем их применение жестко ограничено требованием нейтральности налоговой системы, утверждающим необходимость минимизации влияния налогов на внутри- и межотраслевое распределение ресурсов.

В развитых странах крайне редко используются налоговые льготы в целях создания благоприятного режима для определенных отраслей национальной экономики, а предоставление льгот отдельным предприятиям и вовсе запрещено законодательством. Считается, что такие льготы вносят искажения в действие рыночных механизмов распределения финансовых и материальных ресурсов, усложняют налоговую систему и создают неравные конкурентные условия для субъектов хозяйствования. Кроме того, чрезмерная отягощенность налоговой системы различного рода преференциями негативно сказывается на финансировании отраслей бюджетной сферы. Таким образом, ослабление социальной напряженности в одном секторе экономики может повлечь ее усиление в другом.

Как известно, большинство постоянно действующих налоговых льгот обусловлено либо социальной значимостью соответствующих сфер деятельности, либо признанием их в качестве приоритетных. В Узбекистане льготы предоставляются, например, предприятиям, производящим потребительские товары, товары для детей, открытым с участием иностранных инвестиций. Для предприятий, выпускающих товары на экспорт, с 2000 г. приняты меры по стимулированию экспорта. Напомним, что до этого доходы, полученные от экспорта товаров и услуг за СКВ, полностью освобождались от налога. Налогом облагались доходы от реализации товаров и услуг на внутреннем рынке. А с 1 января 2002 г. налогом на доходы облагается вся прибыль предприятий-экспортеров. Однако взимание налога по новым ставкам зависит от доли экспорта в общем объеме производства. К примеру, если предприятие экспортирует от 15

до 30% общего объема реализации, то установленная ставка налога на доходы (прибыль) сокращается на 30%. Если доля экспорта от 30% и выше, то ставка налога на доходы (прибыль) снижается в два раза.

Помимо постоянно действующих налоговых льгот существует механизм предоставления индивидуальных налоговых льгот отдельным плательщикам. Подобные льготы носят целевой характер, т. е. применяются для реализации конкретных инвестиционных программ и проектов. Так, производственные предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие капитальные вложения в проекты, включённые в инвестиционную программу Республики Узбекистан, освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль) на 7 лет с момента регистрации.

Использование индивидуальных стимулирующих налоговых схем в инвестиционной сфере сегодня оправдывает себя. Однако нужно обращать особое внимание на то, чтобы налоговые льготы не создавали у экономических субъектов интереса к консервации сроков строительства, осуществлению «затяжных» инвестиций, т. е. к продлению того периода времени, в течение которого льготы действуют. Это может привести к расширению объемов незавершенного строительства, снижению темпов роста, а главное - к использованию механизма налоговых льгот как средства уклонения от уплаты налогов в целом.

Нужно исходить из того, что налоговая льгота - это, по сути дела, форма субсидии, а эффективность субсидий в масштабах экономики достигается лишь при их максимальной концентрации в точках экономического роста. Значит, в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, воспользовавшись государственной поддержкой и осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и повышения качества выпускаемой продукции, а, следовательно, в дальнейшем обеспечить поступления в государственный бюджет в объеме, превышающем размер оказанной государственной помощи.

Иной подход к предоставлению налоговых льгот может нарушить базовый принцип построения современных систем налогообложения. Этот принцип предупреждает: равный подход ко всем категориям налогоплательщиков может привести к распылению государственных средств, а также к дестабилизации действия конкурентных механизмов регулирования рынка. Поэтому, чтобы оценить целесообразность предоставления налоговых льгот индивидуальным плательщикам, налоговые органы должны тщательно анализировать представляемые ими расчеты и обоснования. Особенно пристальное внимание следует уделять:

- порядку и срокам компенсации выпадающих доходов государственного бюджета;

- достижению конкурентных преимуществ выпускаемой продукции;

- позитивному влиянию на положение в сопряженных отраслях;

- социальному эффекту.

Например, в Узбекистане предприятия, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда «Нуроний» и ассоциации «Чернобыльцы Узбекистана» (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью), в общей численности которых не менее 50% занимают инвалиды, ветераны войны и трудового фронта 1941-1945 гг., освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль). Иными словами, при оценке эффективности предоставления льготного режима налогообложения, прежде всего, учитывалась ее социально-экономическая составляющая. Сохраняя рабочие места для инвалидов, государство, с одной стороны, освобождается от необходимости расходовать дополнительные средства на их социальное обеспечение, а с другой - создает условия для их социально-психологической реабилитации.

В настоящее время в Республике Узбекистан проводится большая работа по стимулированию частного предпринимательства, развитию малого и среднего бизнеса, либерализации экономики, снятию ограничений по оплате труда, сокращению вмешательства государственных и контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий. Всё это направлено на то, чтобы создать людям возможность активно трудиться и своим трудом больше зарабатывать. В этой связи актуальным становится совершенствование механизма учёта доходов населения, контроля законности их получения и полноты уплаты налогов. Возникает необходимость введения системы декларирования доходов.

Создание системы декларирования доходов требует более глубокого изучения зарубежного опыта, соответствующей подготовки населения, разработки необходимой законодательной и нормативной базы, осуществления целого комплекса организационных мер. Поэтому указом президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2002 г. «О мерах по поэтапному введению системы декларирования совокупного дохода физических лиц» признанно целесообразным вводить её поэтапно, в период с 2002 по 2005 г.

В то же время налоговым органам предоставлено право (еще до введения системы декларирования) в порядке эксперимента выборочно проводить работу по укреплению налоговой дисциплины и ответственности. При этом важно не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и оперативно перекрывать возможные каналы возникновения налоговых нарушений посредством совершенствования

нормативно-правовой базы. К основным мерам в этой области следует отнести:

- ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, образование центров обработки данных, в которых предусматривается создание информационного массива на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей от него и из других источников (государственных и негосударственных структур);

- борьбу с неучтенным наличным оборотом денежных средств в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в теневой сектор экономики через торговлю и оказание услуг за наличный расчет и т. п.

Для стабильного улучшения собираемости налогов требуются целенаправленные усилия государства по формированию налоговой культуры. Этому в Узбекистане уделяют большое внимание: выходят специализированные издания - газеты и журналы, постоянные телепередачи, проводятся семинары, курсы. Кроме того, в областях действуют 42 консультационных пункта, имеющих статус юридического лица, и ещё 66, не имеющих его. Словом, разъяснительная работа ведётся, однако направлена она в основном на специалистов. Теперь стоит новая задача - развернуть её для широких слоёв населения, так как общественное мнение до сих пор терпимо относится к уклонению от уплаты налогов. Налогоплательщики должны осознать неотвратимость выявления нарушений и взысканий в бюджет полной суммы причитающихся налогов. Гражданам необходимо понять, что уплата налогов - это не наказание, а выгодное для всех вложение денег в свою страну. Собранные средства вернутся к налогоплательщику в виде конкретных социальных благ и гарантий. Добросовестное отношение к выполнению своих налоговых обязательств должно восприниматься как признак цивилизованности, культуры, высокой нравственности.

Таким образом, усиление стимулирующего воздействия прямых налогов, подкрепленное мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, обеспечит стабильное финансовое состояние предприятий и населения, а значит, и увеличение доходов государственного бюджета.

Список литературы

1. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. проф. Г. Б. Поляка, проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 18.

2. Камилова М., Кадырова Ш. Совершенствование налоговой системы Республики Узбекистан в условиях либерализации экономики // Экономическое обозрение. 2002. № 7. С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.