Научная статья на тему 'Усиление роли государства в обеспечении доступности кредитных средств сельхозпроизводителям'

Усиление роли государства в обеспечении доступности кредитных средств сельхозпроизводителям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / КРЕДИТНЫЕ СРЕДСТВА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФИНАНСЫ / КРЕДИТ / BANK CREDIT FUNDS / AGRICULTURE / FINANCE / CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джоробаева М.А.

В статье исследуется, что обеспечение доступности ресурсов, в значительной степени связано с взаимодействием государства, коммерческих банков и кредитных кооперативов. При определенных условиях потребительские кредитные кооперативы могут стать существенным подспорьем в обеспечении сельского хозяйства финансовыми ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усиление роли государства в обеспечении доступности кредитных средств сельхозпроизводителям»

©

Джоробаева М.А.

Доцент, кафедра бухгалтерского учета и экономического анализа, Ошский государственный университет, Заведующая отделом магистратуры

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПНОСТИ КРЕДИТНЫХ СРЕДСТВ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Аннотация

В статье исследуется, что обеспечение доступности ресурсов, в значительной степени связано с взаимодействием государства, коммерческих банков и кредитных кооперативов. При определенных условиях потребительские кредитные кооперативы могут стать существенным подспорьем в обеспечении сельского хозяйства финансовыми ресурсами.

Ключевые слова: банк, кредитные средства, сельское хозяйство, финансы, кредит. Keywords: bank crédit funds, agriculture, finance, crédit.

В современных условиях у сельскохозяйственных товаропроизводителей ввиду невозможности обеспечения потребности воборотных средствах за счет собственных источников возникает объективная потребность в привлечении средств со стороны. Неразвитостьсельскохозяйственной кредитной кооперации подтверждает, что основным источником обеспечения товаропроизводителей остаются коммерческие банки, но механизм их взаимодействия также требует совершенствования с учетом особенностей сельскохозяйственной деятельности, а также мирового опыта.

С учетом слабого развития системы сельскохозяйственного кредита необходимо также активное участие государства в обеспечении кредитными ресурсами производителей аграрного сектора экономики страны.

Процедура обеспечения кредитными средствами сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе фермерских хозяйств, применительно к современным условиям в Кыргызской Республике пока слабо изучена. В известной степени это можно объяснить тем, что одновременно с изменением форм хозяйствования на селе менялась вся система кредитования сельскохозяйственных производителей. Существующая в настоящее время система кредитных организаций, осуществляющих кредитование сельскохозяйственных производителей, представлена ОАО «Айыл-Банк», РСК-Банк и рядом других коммерческих банков, а также небанковскими кредитными организациями (сельскими кредитными кооперативами). Кредитование через коммерческие банки занимает наибольшую долю в кредитовании предприятий аграрного сектора порядка 92%. В их взаимодействии остро стоит проблема доступности заемных средств.

Доступность ресурсов сельскому хозяйству - это высокая степеньвероятности получения кредитных средств в течение определенногопромежутка времени. К факторам, влияющим на доступность, предлагается отнести:

- наличие и близость банков к сельскохозяйственным товаропроизводителям в районе их размещения;

- условия кредитования (срок кредита, процентная ставка);

- финансовое состояние производителя;

- наличие залога;

- наличие источника погашения.

Ограниченность доступности кредитов негативно сказывается наобеспеченности оборотными средствами. В 2006 году у подавляющего большинства сельхозпроизводителей

© Джоробаева М.А., 2016 г.

республики объем оборотных средств был ниже уровня потребности. Недостаточность доступностикредитных средств подтверждается и тем, что в 2006 году 13% предприятийсельского хозяйства сообщили о высокой потребности в услугах банков, а о высокой степени удовлетворенности спроса на них заявили только 15% респондентов.

Организации более привлекательны для кредитующих институтов, так как могут предоставить залог в обеспечение, претендуют на крупную сумму кредитных средств. Эти факторы, наряду с финансовым состоянием, являются определяющими для банков, предоставляющих финансовые средства. Таким образом, кредиты более доступны организациям, чем крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подсобным хозяйствам. Также отмечены четыре типа особенностей сельскохозяйственного производителя, которые создают препятствия для обеспечения доступности заёмных финансовых средств. К типам особенностей относятся: природные риски для всего аграрного бизнеса данного региона (засуха, эпидемии, эпизоотии и т.п.). Эти риски частично нивелируются по мере развития системы страховой защиты товаропроизводителей, в том числе с участием государства; экономические риски, общие для отрасли в целом (сезонное падение цен). Они смягчаются по мере развития фьючерсной торговли, системы государственного регулирования (поддержки) рыночных цен, а также системы страхования; относительно высокие издержки на предоставление «малых» кредитов и затруднения при ведении отчетности в фермерских хозяйствах. Действиеданного фактора существенно смягчается по мере объединения функцийзаемщика на уровне крестьянских объединений от территориальнойфермерской ассоциации до многоуровневого кредитного кооператива; относительный консерватизм сельского населения, исторически продиктованный территориальной удалённостью сельскохозяйственных производителей от городов, где размещаются кредитные учреждения, более низким образовательным уровнем крестьян.

Но, несмотря на названные проблемы, ограничивающие доступность кредитных ресурсов, у сельскохозяйственных производителей существуют факторы, делающие их привлекательными для банковского капитала. К ним можно отнести:

- предъявление стабильного спроса на сезонные кредиты, связанные спроведением посевных и уборочных работ. Это позволяет банкампрогнозировать возникновение потребности в кредитных ресурсах исоответствующим образом формировать свою финансовую политику;

- у сельскохозяйственных производителей ограничены источникивнутреннего накопления. Поэтому осуществление инвестиций в основной капитал предполагает привлечение банковского кредита;

- производство продукции в сельском хозяйстве имеет достаточнодлинный цикл, локализовано в пространстве, а значит, удобнее длябанковского контроля, чем, например, коммерческие операции розничного торговца. При необходимости банку проще взять под контроль реализацию и отчуждение урожая зерна, чем движение многих видов несельскохозяйственной продукции;

- бизнес сельскохозяйственных производителей неразрывно связан с использованием земельных ресурсов. Это придаёт кредитным сделкам более устойчивый характер. Помимо ипотечного кредитования (для которого в настоящее время только формируется необходимая практика и процедуры) это создаёт дополнительные гарантии возврата кредитов.

Таким образом, для повышения степени доступности кредитных средств сельскохозяйственным производителям при кредитовании необходимо учитывать особенности заёмщиков. При этом отличительные черты сельскохозяйственного производителя, ограничивающие доступность заёмных финансовых средств, необходимо преодолевать посредством целенаправленной совместной деятельности государства, кредитных учреждений и самих сельскохозяйственных производителей. А особенности

этих заёмщиков, делающих их привлекательными для банковского капитала, надо использовать в полной мере.

На основе существующей практики кредитования в работе сформулированы параметры деятельности кредитных организаций. Они базируются на различиях по обеспечению доступности финансовых средств сельскохозяйственным производителям.

Таблица 1.4.2

Важнейшие параметры деятельности различных типов банков

Банки, предпочитающие кредитовать крупные организации Банки, предпочитающие кредитовать небольшие и среднего размера организаций

1 .Банки входят в крупную корреспондентскую сеть 1 .Банки имеют небольшое количество банков корреспондентов

2.Банки, являющиеся членами банковских объединений 2.Банки, не являются членами банковских объединений

3.Банки, деятельность которых более формализованы 3.Банки, деятельность которых менее формализованы

4.Банки, имеющие более высокие кредитные лимиты 4.Банки, имеющие более низкие кредитные лимиты

Из таблицы видно, что крупные банки, входящие в крупнуюкорреспондентскую сеть, банковские ассоциации, устанавливающие высокие кредитные лимиты на группу заемщиков, предпочитают обеспечивать финансовыми средствами крупных сельскохозяйственных производителей. И наоборот, банки, имеющие недостаточно развитую корреспондентскую сеть, не являющиеся членами банковских объединений, более активно выдают кредиты организациям небольшого и среднего размера. Вместе с тем эти тенденции в настоящее время претерпевают определенные изменения. С началом реализации приоритетногонационального проекта "Развитие АПК" кредитование малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса расширяется. По сложившейся практике в кредитном учреждении определена кредитная политика с установлением верхнего предела лимита по кредитованию организаций, согласно которой более эффективным кредитованием обычно считается кредитование на крупные суммы.

Что касается деятельности небольших коммерческих банков, являющихся самостоятельными юридическими лицами, то документооборот этих банков менее формализован. Более низкие лимиты по кредитованию позволяют осуществлять выдачу кредитных ресурсов небольшим предприятиям, что оценивается менеджментом банков вполне приемлемым и эффективным.

С начала перехода республики к рыночной экономике политика государства в отношении предоставления кредитных средств сельскохозяйственным производителям прошла несколько этапов эволюции. В этой связи нами выделены основные тенденции развития кредитования производителей, имеющие разное влияние на обеспечение доступности заёмных средств сельскохозяйственным предприятиям:

1) изменение системы бюджетной поддержки сельскохозяйственногокредитования, проявляющееся в переходе от поддержки заемщиков одногоуполномоченного банка к финансовой помощи получателям льготныхкредитов коммерческих банков и повышении их ответственности;

2) создание и недостаточность специализированных институтов для обеспечения доступности кредитных средств сельскохозяйственнымпроизводителям;

3) возникновение и развитие кредитной кооперации, проявляющееся вувеличение количества кооперативов и объемов выдаваемых ими займов.

В настоящее время система кредитования сельхозтоваропроизводителей направлена на субсидирование не только сезонных краткосрочных кредитов, но и начинает

развиваться поддержка средне- и долгосрочного кредитования. По нашему мнению, изменение механизма субсидирования процентных ставок по кредитам с погашением за счет средств бюджета позволило в значительной степени обеспечить расширение доступности финансовых средств сельскохозяйственным производителям.

Однако компенсация банковской процентной ставки не является панацеей для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая частный семейный сектор-крестьянские (фермерские) хозяйства. Сама эта мера не решает проблему доступа к кредитным ресурсам тех хозяйств, которые по разным причинам (прежде всего,-недостаток обеспечения) не удовлетворяют критериям, установленным коммерческими банками. Одним из таких критериев является финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. По нашему мнению, необходим комплекс мер, среди которых принципиальное значение имеет активная работа по финансовому оздоровлению производителей аграрного сектора экономики. Проведение соответствующих государственных мероприятий в поддержку сельского хозяйства, позволило снизить просроченную кредиторскую задолженность организаций и предприятий аграрного сектора.

Для обеспечения доступности финансовых средств для сельхозтоваропроизводителей всех категорий необходимо проведение государственныхмероприятий, выполнение которых создаст более благоприятные условия для кредитования сельскохозяйственных производителей. В частности, государству необходимо создать более благоприятные условия для увеличения рентабельности производства, роста количества прибыльных производителей, стимулирования обновления основных фондов, снижения риска потерь. Для этого необходимо:

- принятие программы субсидирования части процентных ставок по кратко-, средне-и долгосрочным кредитам за счет республиканского бюджета и увеличить срок кредита с 5 до8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм);

- постепенное создание системы страхования доходов сельскохозяйственных производителей путем субсидирования части страховых взносов с осуществлением пилотных проектов при поддержке государства;

- создание государственного гарантийного агентства.

Применение субсидирования части процентных ставок оказалось достаточно эффективным инструментом. Принятая Правительством Кыргызской Республики Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2015 годы расширяет данное направление.

Однако, несмотря на увеличение объема бюджетных средств и объемаполучаемых кредитных ресурсов, количество субсидируемых организаций поданному направлению практически не растет.

Следовательно, необходим комплекс мер, нацеленных на расширение участников данной программы. Это и активная реализация программ финансового оздоровления, регулирования цен, создания сбытовых и закупочных институтов.

Новым фактором может стать введение в практику программ государственной поддержки страхования доходов, как в других странах содружества. Выше уже обобщались риски, существующие в сельском хозяйстве. При низком уровне рентабельности коммерческая система страхования доходов становится недоступной для сельскохозяйственных организаций. У сельскохозяйственных производителей практически отсутствует возможность страхования своих рисков на рыночных условиях. Поэтому государство должно субсидировать часть страховых взносов. С учетом текущей ситуации, не позволяющей широкое развитие такой меры, необходимо осуществление пилотных проектов по страхованию доходов будущих периодов с участием государства.

Также в процессе деятельности производителя может возникнутьситуация, при которой он не может вернуть в необходимый срок кредит, полученный в банке. При этом кредитная организация может рассмотреть положение заемщика и предложить реструктурировать задолженность.

В случае субсидирования части страховых взносов сельскохозяйственный товаропроизводитель обратился бы в страховую компанию для страхования риска невозврата кредита. Такие меры при правильном"дизайне" программ будут соответствовать мерам«зеленого ящика» по классификации ВТО и не иметь ограничений по объемам расходов государства.

Изучение процесса стимулирования развития сельской кредитнойкооперации, формирования системы земельно-ипотечного кредитования мы пришли к следующему выводу, что привлечение только одного из банков кучастию в данном направлении приоритетного национального проекта неможет обеспечить "полную" эффективность. Необходимо распространитьсхему создания малых форм хозяйствования на все коммерческие банки республики с их участием в качестве ассоциированного члена кредитного кооператива. Аналогичный подход требуется и при формировании инфраструктуры земельно-ипотечной системы. Только таким способом эта мера поможет реально улучшить доступность финансовых средств сельскохозяйственным производителям.

Важным мероприятием по усилению роли государства в обеспечении кредитными ресурсами аграрных производителей может быть создание сельскохозяйственного гарантийного агентства.

В будущем, при получении финансовых средств для модернизации производства предприятие обращается в коммерческий банк, при этом кредит выдается в размере суммы, составляющей 90% от стоимости приобретаемого оборудования.

Источником оставшейся суммы(10%) являются средства сельхозпроизводителя, что подтверждает его надежность, основательность намерений в осуществлении предпринимательской деятельности.

В качестве обеспечения по кредиту банк принимает гарантию, выданную государственным гарантийным агентством. Это агентство выдает гарантии при условии, что в обеспечение принципал предложит свой земельный участок. (схема1.4.2).

Примечание: Схема составлена автором

Схема 1.4.2. Участие сельскохозяйственного агентства в обеспечении доступности финансовых средств сельхозпроизводителям

Вследствие реализации данной схемы решается такая проблема, какотсутствие доступности финансовых средств большинству сельскохозяйственных производителей. Они могут предложить банку в качестве залога только землю, находящуюся в собственности, при этом кредитная организация не принимает к рассмотрению земельные участки в связи с их низкой ликвидностью.

Данная схема кредитования позволит обеспечить доступность финансовых ресурсов для всех сельскохозяйственных производителей, имеющих в собственности земельные участки. При этом банки осуществляют выдачу кредитных ресурсов под государственные гарантии, а государство в лице сельскохозяйственного гарантийного агентства будет иметь возможность контролировать рынок земельных ресурсов.

Создание и функционирование сельскохозяйственного гарантийного агентства окажет благоприятное воздействие на макроэкономику, так как сократится расходование бюджетных средств. Гарантии будут выплачиваться в конце периода, причем их выплата может не наступить, если сельскохозяйственный товаропроизводитель вернет сумму предоставленного кредита.

Для обеспечения доступности финансовых средств сельхозпроизводителям необходимо наличие кредитопроводящих структур, созданные самими

сельхозпроизводителями и подконтрольных им, также необходим оптимальный механизм взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и коммерческих банков при процедуре кредитования. В этом контексте предлагаем выделить сельхозтоваропроизводителей в отдельную категорию кредитозаемщиков, в отличие от действующей практики, с выделением в коммерческих банках отдельных сотрудников, специализирующихся на кредитовании сельхозтоваропроизводителей. Данная категория

кредитозаемщиков нуждается в помощи и особом внимании со стороны сотрудников коммерческих банков при оформлении документации, необходимой для выдачи кредитов, а также его сопровождения.

В современных условиях нужно применять новые технологии, например, «Интернет-сайт», которое дает возможность осуществлять консультирование клиентов, находящихся в отдаленных районах республики по любым интересующим их вопросам. Во многих коммерческих банках функционирует система «Банк-Клиент», которая также дает возможность клиенту банка не только направлять расчетные документы, но и обмениваться информацией, необходимыми для получения кредита.

Таким образом, следует, что для обеспечения доступности финансовых средств для сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо использовать опыт кредитования наиболее развитых в этом отношении стран, современные технологии и надежные гарантийные системы.

Литература

-Статьи из журналов и сборников:

1. Перспективы устойчивого развития микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике: финансово-экономический аспект // Аналитическая записка. - Б.: Фонд СОРОС - Кыргызстан, 2006.

2. Справочник по микрофинансированию Составители Т.В. Клепикова, Н.В.Клепикова.- Иркутск: Изд-во ИрГ, 2000.

3. Стратегия для сектора сберегательных и кредитных союзов Кыргызской Республики // проект.-Бишкек: Стратегическая комиссия кредитных союзов Кыргызстана, 2005.

4. Состояние микрофинансового сектора в Кыргызской Республике // Аналитический доклад по проблемам и направлениям развития. - Б.: Консалтинговое агентство «Эксперт», 2004.

- Электронные ресурсы (Ресурсы Интернет):

5. Интернет-страница МФК http:// www.Ifc.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.