Научная статья на тему 'Усиление роли G20: трансформация мирового порядка и внешняя политика Китая'

Усиление роли G20: трансформация мирового порядка и внешняя политика Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
875
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
G20 / ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА / TRANSFORMATION OF WORLD ORDER / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ / FOREIGN POLICY OF CHINA / СТРАНЫ С РАСТУЩЕЙ ЭКОНОМИКОЙ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / WORLD FINANCIAL CRISIS / EMERGENCY POWERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Син Ли

Статья посвящена исследованию роли «Большой двадцатки» (G20) в трансформирующемся мире и внешней политике Китая в данном объединении. В современных условиях G20 становится ключевой глобальной площадкой для экономического диалога ведущих стран мира. Какую роль играла и играет G20 в кризисный и посткризисный периоды? Какие факторы оказывают воздействие на её функционирование и перспективу? Каким представляется Китаю данное объединение стран? Эти вопросы находились в центре внимания и иностранных, и китайских исследователей. В этой статье мы пытаемся дать более адекватные ответы на поднятые вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the role of the G20 in the evolving world and foreign policy of China in this entity. In the current world the G20 emerges as a key global platform for economic dialogue among major powers of the world. Which role has it been playing during and after global crisis? Which forces does impact it and define its future? How does China view this entity? These questions were raised by international and Chinese scholars The current article attempts to provide reasonable answers for those questions.

Текст научной работы на тему «Усиление роли G20: трансформация мирового порядка и внешняя политика Китая»

УСИЛЕНИЕ РОЛИ G20: ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

Ли Син

После глобального финансового кризиса «Большая двадцатка» (далее — G20) становится ключевой глобальной площадкой по международному экономическому сотрудничеству1, а сама G20 окажет значительное влияние на трансформирующийся мировой порядок и внешнюю политику Китая.

Усиление роли G20, как неоспоримый факт, имеет серьезное значение. Долгое время глобальная экономическая структура существует в форме «пирамиды», которая подразумевает, что под эгидой США западные развитые страны, находящиеся наверху, доминируют в принятии решений в системе мировой экономики. По мере усиления роли G20 данная расстановка и режим принятия решений постепенно изменяется, и возникает новая тенденция — превращение пирамиды в «трапециоид». С одной стороны, модель либерального капитализма находится в тяжелом кризисе. Западные развитые государства не в состоянии как полностью контролировать глобальную экономическо-финансовую обстановку, так и самостоятельно решать глобальные финансово-экономические проблемы. Примером служит финансовый кризис 2008 г., когда США, в качестве единственной сверхдержавы и крупнейшей экономической державы, стали «зачинщиками» данного кризиса, распространение которого они не смогли сдерживать, и в результате оказались одними из самых пострадавших регионов. В связи с этим США не в состоянии справиться с кризисом собственными силами и нуждаются в помощи от G20. Ввиду этого Дж. Буш-младший, как известно,

всегда вел себя надменно, но в тот раз выглядел довольно мрачно на саммите G20 в Вашингтоне (2008 г.). А его преемник Барак Обама был скромен на саммите G20 в Лондоне (в апреле 2009 г.). Кроме того, США дали согласие на реформирование Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ), предоставление развивающимся странам больших квот и заставляют ЕС сделать уступку в этом отношении. Согласно решению Всемирного банка в минувшем году доля голосов Китая увеличится на 1,65% до 4,42% (сейчас доля голосов составляет 2,77%), и Китай станет третьей страной в этой организации после США и Японии2. Кроме того, в 2010 г. в МВФ был принят ряд решений об изменении доли голосов стран-членов, т.е. МВФ передаст более 6% акций развивающимся странам, в том числе странам с растущей экономикой3. Доля голосов Китая увеличится на 2,42%, до 6,07%, и Китай также займет третье место в данной организации после США и Японии. Параллельно европейские страны уступят развивающимся странам два места в Исполнительном совете МВФ4. Согласно вышесказанному, можно подчеркнуть, что с целью выхода из кризиса при помощи стран с растущей экономикой и развивающихся стран западным развитым странам придется принять ряд изменений в политическом курсе и уступить им ограниченное количество голосов и прав на определение. С другой стороны, возможности и статус стран с растущей экономикой, на примере БРИКС, непрерывно повышаются, и государства постепенно, но уверенно, двигаются от

23

COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ концепции и институтов

периферии мировой экономической системы к ее центру. Особенно Китай, который по объему ВВП уже вошел в сильнейшую тройку мира (США, Китай, Япония), обладает самыми большими золотовалютными резервами в мире и сохраняет относительно высокий темп развития на протяжении глобального экономического кризиса. На этом фоне могущество и влияние Китая значительно увеличились. Так что центр тяжести мировой экономики перемещается на Восток. В связи со взлетом или падением ведущих экономических держав, G20 выступает как «пионер» среди многих международных организаций, а ее саммиты становятся ключевыми форумами международного экономического сотрудничества. В связи с этим некоторые исследователи даже полагают, что роль G20 не будет только ограничена экономической и финансовой сферами. Учитывая образующуюся многополярность на мировой арене, функции G20 будут расширяться непрерывно, т.е. тематика и международной политики, и военной безопасности и других областей будет включаться в повестку дня этого объединения5. Кроме этого, речь шла еще о том, что усиление роли G20 ставит под сомнение целесообразность существования G8, и, в конце концов, G20 вытеснит G86.

Но мы не можем переоценивать значение усиления роли G20 и игнорировать ее ограниченность. Во-первых, несмотря на возникновение новой тенденции — превращение системы мирового устройства «одна сверхдержава с многополярными силами» в систему «многополярные силы с одной сверхдержавой», сущность мирового порядка не изменилась, т.е. западные развитые страны традиционно имеют весомый статус, и развивающиеся страны еще не могут претендовать на один уровень с развитыми странами. В современной мировой экономической системе США по-прежнему принадлежат к «первому миру в первом мире», ЕС и Япония — ко «второму миру

в первом мире», и эти страны как соперничают, так и сотрудничают друг с другом в рамках G20. Россия является членом G8 и одновременно входит в группу БРИКС. По большому счету она относится к «третьему миру в первом мире» или к «первому миру во втором или третьем мирах». Россия находится между Западом и Востоком. Что же можно сказать относительно Китая? Китай называет себя развивающейся страной и страной третьего мира, но нам трудно сравнивать его с обычными развивающимися странами в отношении как экономического потенциала, так и могущества государства, поэтому Китай, разумеется, является «первым миром в третьем мире». Тем не менее большинство развивающихся стран еще находится на краю периферии от самого центра системы мировой экономики, так что Север сильнее Юга, разница в силе обеих сторон не существенно изменилась. По-прежнему повестка дня саммитов G20 определяется развитыми странами, и эти же страны еще владеют основным правом голоса. Тем более что США по-прежнему являются единственной сверхдержавой, доллар США также является гегемонистской валютой мира. Благодаря тенденции восстановления своей экономики перед открытием саммита G20 в Питтсбурге (в сентябре 2009 г.) администрация Барака Обамы заявила о том, что наложит на импортные шины из Китая специальные протекционистские тарифы, и начала свой первый торговый спор с Китаем. На самом саммите в Питтсбурге Барак Обама еще раз подверг критике Китай. На саммите в Сеуле (в октябре 2010 г.) США пытались объединить ряд стран с целью сдерживать Китай в вопросах о повышении валюты юаня. Таким образом, по всей видимости, в любом случае западные развитые страны под эгидой США не пожелают поделиться своей властью.

Во-вторых, G20 еще находится на достаточно низком уровне институционализации, т.е. в рамках G20 еще отсутству-

24

сравнительный анализ концепции и институтов

ют отдельный секретариат и другого рода постоянные институты. В этой связи резолюции G20 не имеют полной юридической силу и не могут исполняться в обязательном порядке. Например, в вопросах о мировом развитии и дисбалансе между Севером и Югом G20 еще не принимает должное внимание. В отношении противоборства экономическому эгоизму G20 не в состоянии эффективно скорректировать политику ряда стран по торговому протекционизму. К глобальному управлению, может быть, G20 имеет более тесное отношение, чем G7 и G8. Но в тех региональных и групповых вопросах, которые касаются интересов Запада, G20 невозможно заменить роль G7 и G8.

В-третьих, из-за принципа сбалансирования регионов некоторые влиятельные развивающиеся страны или международные организации, к сожалению, не вошли в список стран — участниц G20 (например, АСЕАН). В силу этого, их интересы и позиции не могут своевременно быть озвученными и получить соответствующий резонанс на международной арене. В связи с этим, универсальность представительства G20, безусловно, ограничена.

В-четвертых, в посткризисный период, по мере ослабления давления от кризиса, западные развитые страны под эгидой США, наверное, не будут так активно прибегать к помощи стран с растущей экономикой и G20. На самом деле будущая судьба G20 в основном будет находиться в зависимости от позиции западных развитых стран, имевших интересы в существующей ныне международной финансово-экономической системе. Какие функции они охотно предоставят G20 в будущем? Какую роль они отвели бы G20? Сколько позиций могут уступить развивающимся странам? Очевидным является факт, что направленная политика США в отношении G20 проводится, в основном, ради спасения страны из финансового тупика, поддержания нынешнего мирового экономического порядка,

включая международную финансововалютную систему, и укрепления своего мирового финансового гегемонизма. Несмотря на некоторые разногласия между США и европейскими странами (например, в вопросах о продолжении количественного смягчения в США (QE2), о реформировании международной валютной системы и др.), у них общая неизменная позиция в укреплении их ведущего статуса в мировой экономике и главенствующей роли в рамках G20. Кроме того, экономика имеет международный характер, а политика всегда национальна. Как известно, G20, по большому счету, играет свою роль в области мировой экономики. А в архитектуре международной политической безопасности ее влияние ограничено, потому что она с трудом заменит как ООН, так и НАТО. Саммиты G20 в Торонто (в июне 2010 г.) и в Сеуле (в октябре 2010 г.) выглядели не так успешно, как предыдущие саммиты, проведенные в период кризиса. В связи с этим на сегодняшний день нам еще трудно прийти к выводу о статусе и перспективе G20 в будущем международном сообществе, и стоит с особым вниманием рассматривать ее в дальнейшем.

Но во всяком случае G20 предоставляет Китаю одну немаловажную дипломатическую площадку. Усиление роли G20 соответствует как развитию международной обстановки, так и изменению соотношения международных сил, и благоприятствует «мирному развитию», «легальному развитию» Китая. Это означает, что мир, особенно Запад, позитивно отозвался о подъеме Китая. На этом фоне, если Китай хочет эффективно пользоваться такой площадкой, как G20, он должен исходить из собственной роли и статуса в конфигурации мировой экономики. В сегодняшней мировой экономике роль и статус Китая оказываются относительно сложными и разнообразными, иногда даже противоположными. С нашей точки зрения, Китай дотянулся до «первого мира», находясь в «третьем

25

COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ концепции и институтов

мире», при этом находится еще и в середине — во «втором мире». Так что Китай, очевидно, похож как на «третий мир в первом мире», так и на «первый мир в третьем мире». Китай находится между Югом и Севером. При этом, в качестве развивающейся державы, многообразие идентичности Китая определяет разнообразные собственные интересы, поэтому Китай не позволяет себе вести на международной арене как полноценная развитая держава или типичная развивающаяся страна, и он предпочитает применять многообразные, гибкие подходы и пытается добиваться реального успеха во внешней политике. С одной стороны, в рамках G20 Китай должен стать «звеном» между Севером и Югом, стимулировать тенденцию мультилатерализма, многополяризации и демократизации международных отношений, способствовать построению и развитию гармоничного мира и одновременно избегать тупиковых ситуаций в сложных противоречиях. С другой стороны, в качестве одной из стран с бурно развивающейся экономикой мира, Китай является «локомотивом» спасения мировой экономики во время финансового кри-

зиса, и китайский юань постепенно становится международной валютой. В силу этого, статус и влияние Китая в мировой экономическо-финансовой системе сильно повышаются, в последние годы даже была выдвинута концепция о создании «Большой двойки» (G2). Конечно, у Китая нет желания и нет сил стремиться к мировому преимуществу. Китай устойчиво выступает против гегемонии и силовой политики, за многополярность и демократизацию международных отношений, за Мирное Развитие и Гармоничный Мир, когда США и Китай могли бы совместно решать мировые проблемы. Можно сказать, что Китай уже приближается к центру международной арены, его национальные интересы, особенно зарубежные интересы, выражаются все очевиднее и очевиднее. Так что с целью расцвета государства и благополучия народа, Китай должен превратить свое совокупное могущество в реальное международное влияние, иметь не только право голоса, право на определение, но и достаточно важную и конструктивную роль в международных делах и взаимодействовать с другими ведущими игроками мира.

1 Например, 27 июня 2009 г. согласно решению Саммита G20 был создан Совет по финансовой стабильности (англ. Financial Stability Board), который заменил Форум по финансовой стабильности; 25 сентября 2009 г. на саммите в Питтсбурге лидеры стран-участниц официально заявили о том, что G20 стала приоритетной площадкой для международного экономического сотрудничества и урегулирования и т.д.

2 Zhongguo Chengwei Shijie Yinhang Di San Da Gudong // Xinhuanet. com. 26.04.2010. URL: http:// news.xinhuanet.com/world/2010-04/26/c_1255712.htm (date of access: 12.10.2011).

3 IMF Quotas, 13.09.2011. URL: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/quotas.htm (date of access: 12.10.2011)

4 IMF Fene Gaige Gang Kaishi Fada Guojia Reng Ju Nanyi Kangheng de Youshi // Xinhuanet.com. 08.11.2010. URL: http://news.xinhuanet.com/fortune/2010-11/08/c_12747565.htm (date of access: 11.10.2011).

5 2010^^12^1 / Чжэн Фэнин. Институционализация «Большой двадцатки» должна соответствовать тенденции развития мира // Современный Мир. 2010. № 12. [ Zheng Fenging. Instituzionalisaziya Bol’shoy Dvadcatki doljna sootvetstvovat’ tendenzii razvitiya mira // Sovremennyi mir. 2010. № 12]

6 ЭД£У.,—+!ЖШЁ1ЙЙ^М^;£!Щ£Й№^Ё1ШШ,((!Рд'2ДЙ, 2011^^2^ / Лю Цpeyyьи, Трансформация роли «Большой двадцатки» и перспектива Саммита во Франции // Международное обозрение. 2011. № 2. [Liu Zongyi. Trnsformatsiya roli Bol’shoy Dvadcatki I perspektiva Sammita vo Franzii// Mejdunarodnoe obosrenie. 2011. № 2.]

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.