ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
41
П Е Д А Г А Г І Ч Н Ы Я Н А В У К І
УДК 378.147:37.037.1(043.3)
Д. В. Анисимов
УСИЛЕНИЕ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
С БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье представлены результаты педагогического эксперимента, проводимого в ходе исследования по теме «Комплексное решение общих и прикладных задач физического воспитания студентов - будущих учителей начальных классов».
Цель исследования - повысить эффективность подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию физической культуры в школе на основе комплексного решения общих и прикладных задач физического воспитания студентов.
Сбор эмпирического материала и экспериментальная проверка гипотезы осуществлялись на основе таких экспериментальных методов, как анкетный опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка, анализ и обобщение полученных результатов.
Введение
Один из важнейших социальных принципов физического воспитания - принцип прикладности, или принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой общества [1, 132-133]. Под «прикладностью» физической культуры подразумевается отражение практики избирательно направленного использования ее определенных факторов, пригодных в процессе специальной подготовки к избранной профессиональной деятельности [2, 43]. Этот принцип основывается на закономерностях «переноса» тренировочного эффекта с учебных видов деятельности на профессиональные. Общефизическая подготовка, полученная в студенческие годы, затем помогает выпускникам в их труде, создает благоприятные предпосылки для сохранения здоровья, поддержания работоспособности.
Результаты исследования и их обсуждение
Отдельные группы профессий наряду с общеприкладной требуют и специальноприкладной физической подготовки (термины Л. П. Матвеева) [1, 133]. Среди них, к примеру, выделяются профессии, которые так или иначе связаны с экстремальными условиями работы, повышенными физическими нагрузками и т. д. [3], [4]. Нет сомнения, что своей спецификой обладает и прикладная физическая подготовка тех выпускников педагогических вузов, в круг профессиональных обязанностей которых непосредственно входит физическое воспитание детей, подростков и юношей. Нас в данном случае интересует характер проведения занятий по «Физической культуре» со студентами факультета ДиНО. Насколько реализуется педагогический потенциал этой дисциплины в плане подготовки начинающих специалистов этого профиля к физкультурнооздоровительной работе в начальной школе? В какой мере эта дисциплина способствует развитию качеств и способностей, необходимых для того, чтобы обращать средства физической культуры не только на самого себя, но и на своих будущих подопечных?
Результаты диагностики свидетельствуют, что учителя начальных классов, проводящие занятия по предмету «Физическая культура и здоровье», недостаточно подготовлены к этому виду профессиональной деятельности. Так, после окончания учебного заведения достаточно подготовленными к ней считают себя чуть более половины из них (53,5%), а на момент опроса в разряд недостаточно подготовленных продолжают зачислять себя 28,2% [5, 47, 50].
Традиционная ориентация студентов «преимущественно на достижение нормативного уровня физических кондиций» по существу превращает занятия по «Физической культуре» в обычные «уроки физической подготовки» [6, 3], [7, 66].
Все это, в конечном счете, негативно сказывается на физическом развитии школьников. В соответствии с данными официальной статистики количество учащихся с отклонениями здоровья за время обучения в школе увеличивается более чем в пять раз. Двум третям
42
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
молодых людей, получивших аттестаты зрелости, это мешает нормальному вхождению во взрослую жизнь [8, 4].
В поисках причин сложившегося положения дел обращает на себя внимание то, что занятия по дисциплине «Физическая культура», включенной в учебные планы факультета ДиНО УО МГПУ с первого курса по четвертый, проводятся по программе, которая является общей для студентов всех факультетов педвуза (за исключением физкультурного). Это обстоятельство, на наш взгляд, и не позволяет в полной мере реализовать потенциал данной дисциплины в плане подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию такого предмета, как «Физическая культура и здоровье».
При разработке комплекса способов профилирования занятий по «Физической культуре» на факультете ДиНО (а это являлось главной целью проведенного исследования) мы исходили из того, что на системной основе эту проблему целесообразно решать на старших (третьем-четвертом) курсах, т. е. тогда, когда общефизическая подготовка, которую студенты получат на двух предыдущих курсах, позволит им укрепить своё собственное здоровье и тем самым создаст определенный фундамент для направленных занятий ППФП. В задачи исследования входило обоснование, разработка и реализация модели профилированных занятий по интересующей нас дисциплине.
Концептуальную базу исследования составила система теоретико-методологических положений разноуровневого порядка:
• общенаучное - положение диалектики о всеобщей связи процессов и явлений и основанная на нём концепция системно-деятельностного подхода: решать профессиональноприкладные задачи физического воспитания студентов факультета ДиНО необходимо в комплексе с задачами общефизической подготовки посредством специально организованной для этого практико-ориентированной деятельности (В. Г. Афанасьев, В. В. Краевский, Б. Г. Юдин и др.);
• общепедагогическое - требования контекстного, культурологического и компетентностного подходов к современной организации образования: проведение занятий по «Физической культуре» должно ориентироваться на интегративные образовательные результаты - единство знаний, умений, потребностно-мотивационных ориентаций и опыта практической деятельности по самооздоровлению и укреплению здоровья учащихся (П. Ф. Каптерев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.);
• частнонаучное - общие и специфические принципы и формы физического воспитания и вытекающие из них правила его системного построения: оптимальным способом повышению эффективности занятий по «Физической культуре», позволяющих связать в единую динамическую систему приобретение, применение и контроль профессиональноприкладных знаний и видов деятельности, может служить компактно-блоковое структурирование осваиваемого студентами учебного материала (Л. П. Матвеев, А. А. Гужаловский, Л. И. Лубышева и др.).
Помимо доводов теоретического порядка, необходимость усиления профессиональноприкладной направленности физической подготовки на факультете ДиНО обуславливалась также результатами анкетного опроса учителей начальных классов и студентов [4, 55].
Исходя из этих предпосылочных оснований, разработанную модель профилирования дисциплины «Физическая культура» отличали следующие структурные особенности.
Во-первых, последовательное включение в содержание занятий элементов школьной программы (из разделов «Обучение двигательным умениям и навыкам» и «Обучение знаниям и формирование представлений»). По сравнению с типовой программой, доля специальных педагогических воздействий, непосредственно направленных на овладение методами и средствами физического воспитания младших школьников, существенно увеличивалась (на каждом занятии этому отводилось до 25 мин учебного времени). Тем самым оба вида профессиональной подготовки будущих педагогов - общеприкладная (общефизическая) и специальноприкладная (методическая) - получали определенную сбалансированность.
Во-вторых, компактно-блоковое распределение содержания школьной программы между четырьми-пятью циклами учебных занятий (в зависимости от количества учебного времени в семестре), предусматривающее «погружение» в изучаемую тему. Каждый цикл состоял из пяти занятий. На первых четырех занятиях последовательно осваивался учебный материал школьной учебной программы, предназначенный для первого, второго, третьего и четвертого классов начальной школы. На пятом проводился зачет по изученному материалу (до 50 мин). В отличие от первого этапа эксперимента (5-й семестр), когда студентами осваивались лишь отдельные прикладные знания и умения, на втором этапе (6-й семестр) общефизическая подготовка студентов экспериментальной группы сочеталась с совершенствованием методики самостоятельного планирования и проведения целостных фрагментов урока.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
43
В-третьих, гибкая структура учебного занятия, учитывающая специфику комплексного решения общих и прикладных задач физического воспитания, в том числе и на разных этапах экспериментального обучения. В начале занятия изучались техника и методика обучения упражнениям школьной программы (до 25 мин), а затем решались задачи развития общефизической подготовки в соответствии с вузовской программой. Последние 8-10 минут основной части занятия отводились либо микролекциям по разделу школьной программы «Обучение знаниям и формирование представлений» (на первом этапе эксперимента), либо разбору ошибок, допущенных студентами в ходе занятия (на втором этапе эксперимента).
В-четвертых, дифференциация средств профессионально-прикладной физической подготовки в зависимости от индивидуальных результатов обучения (в заключительной части занятия при подведении его итогов студентам давались соответствующие индивидуально-дифференцированные домашние задания как теоретического, так и практического характера).
В-пятых, тестирование физической подготовленности студентов, приближенное по своей структуре к тестированию школьников (челночный бег 4 по 9 м, поднимание и опускание туловища из положения лежа (д), подтягивание (м), прыжок в длину с места, наклоны вперед из положения сидя на полу, 6-минутный бег).
В-шестых, применение системы видов предварительного (начало пятого семестра), текущего (на каждом занятии), этапного (в конце пятого и шестого семестров) и итогового (в седьмом семестре) контроля, включая педагогическую практику. Критериями эффективности экспериментального обучения служили: а) результаты изучения динамики показателей физической подготовленности в ЭГ и КГ; б) данные изучения уровня теоретико-методических знаний; а также в) результаты оценки отдельных показателей профессиональной подготовленности студентов в период прохождения педагогической практики. С помощью карты экспресс-анализа и оценки урока практиканта устанавливался уровень индивидуальной подготовленности студентов по пяти показателям: предурочная подготовка, организационные умения и навыки, методические умения и техническая подготовленность, навыки воспитательной работы, планирование и учет самостоятельной работы учеников. Результаты предварительного и текущего контроля учитывались при подведении итогов работы студента за семестр и весь период экспериментального обучения. Зачет выставлялся за удовлетворительный комплексный результат освоения материала как школьной, так и вузовской программы [5, 72].
В результате реализации этой модели проведения занятий на факультете ДиНО была зафиксирована положительная динамика по всем измеряемым показателям. Значительные сдвиги (45% в пользу ЭГ при среднем уровне правильных ответов 83,5%) происходят на уровне профессионально-прикладных знаний. Если перед проведением эксперимента уровень подготовленности к преподаванию физической культуры в начальной школе у студентов ЭГ и КГ групп оказывался приблизительно одинаковым, то к концу разница результатов в пользу ЭГ достигает почти 50% (57,5% и 8% соответственно; см. рисунок) [5, 94].
% 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
НОМЕРА ВОПРОСОВ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Х
□ ЭГ П КГ
Рисунок - Процент правильных ответов в ЭГ и КГ в начале первого этапа эксперимента
Что касается показателей физической подготовленности, то в конце эксперимента в ЭГ во всех семи случаях сравнения установлены статистически достоверные приросты. В КГ снижение прироста показателей физической подготовленности в конце 6-го семестра привело к тому, что все приросты за пятый и шестой семестры оказались статистически недостоверными [5, 101].
44
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
В конце эксперимента по сравнению с его началом студенты ЭГ дали более высокую оценку значениям всех тринадцати показателей профессиональной подготовленности. В то же время в КГ эта оценка существенно снизилась (на 31,7%). Возросли у студентов ЭГ и оценки подготовленности к работе в школе. Они оказались более высокими на 57,5% и менее вариативным, чем в КГ.
Выводы
Таким образом, необходимость усиления прикладной направленности занятий по «Физической культуре» с будущими учителями начальных классов обуславливается как теоретическими, так и практическими предпосылками. Увеличить этот потенциал можно за счет, во-первых, последовательного включения в содержание учебных занятий по «Физической культуре» материала школьной программы; во-вторых, его циклического распределения, предусматривающего «погружение» в изучаемую тему; в-третьих, за счёт применения гибкой структуры учебного занятия, учитывающей содержание учебного материала; в-четвертых, дифференциации средств профессионально-прикладной физической подготовки в зависимости от индивидуальных результатов обучения; в-пятых, введения новых, по сравнению с традиционными, тестов физической подготовленности студентов; в-шестых, применения системы видов предварительного, текущего, этапного и итогового контроля, включая педагогическую практику. Соблюдение вышеохарактеризованных педагогических условий позволяет существенно повысить качество профессиональной подготовки студентов факультета ДиНО к работе в школе. И при этом не за счет введения в учебные планы новых учебных дисциплин или увеличения учебных часов на освоение старых, а за счет интенсификации учебного процесса в существующих временных рамках.
Литература
1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет : учеб. для высш. спец. физкультурных учеб. заведений / Л. П. Матвеев. - 4-е изд., стер. - СПб. : Лань ; М. : ООО Изд-во «Омега-Л», 2004. - 160 с.
2. Матвеев, Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 42-47.
3. Рожновский, А. Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка в инженерно-морских вузах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. Ф. Рожновский ; Всесоюн. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1988. - 25 с.
4. Слепнев, А. Я. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов специальных средних школ милиции МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. Я. Слепнев. - Минск, 1989. - 197 л.
5. Анисимов, Д. В. Методика решения прикладных задач физического воспитания студентов -будущих учителей начальных классов : моногр. / Д. В. Анисимов. - Мозырь : УО МГПУ имени И. П. Шамякина, 2009. - 159 с.
6. Манжелей, И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-образовательной среды : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / И. В. Манжелей ; Тюменский госуниверситет. - Тюмень, 2005. - 45 с.
7. Филиппов, Н. Н. Отношение студенческой молодёжи к занятиям физической культурой в новых социально-экономических условиях / Н. Н. Филиппов // Адукацыя i выхаванне. - 2001. - № 8. - С. 66-68.
8. Лебедева, Н. Т. Профилактическая физическая культура для детей : пособие для педагогов и воспитателей / Н. Т. Лебедева. - Минск : Выш. шк., 2004. - 190 с.
Summary
The article contains a characteristic of pedagogical experiment methods used during the research on the topic «The complex solving of general and applied tasks of students - future primary school teachers’ physical education».
Research aim: to raise the efficiency of future primary school teachers’ preparing for teaching physical culture at school on the basis of complex solving of physical education general and applied tasks.
The collection of empirical material and experimental testing of the hypothesis were carried out on the basis of experimental methods, such as questionnaire, pedagogical tests, pedagogical experiment, statistical treatment, analysis and generalization of the received results.
Поступила в редакцию 26.05.10.