УДК: 338.48-043.86:069(470+292.471)
УСАДЕБНЫЙ ТУРИЗМ КАК ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРЫМА
Логвина Елена Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма Таврической
академии
ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", (г.Симферополь, Республика Крым, Россия).
Тел.: +7 978 733-59-70, e-mail: [email protected]
Гребнев Артем Николаевич,
старший преподаватель кафедры туризма Таврической академии ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", (г. Симферополь, Республика Крым, Россия) Тел.: +7 978 026-72-84, e-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с историей и развитием усадебного туризма, даны определения «усадьба», «усадебный туризм». Более подробно уделено внимание крымским усадьбам «Харакс» и «Дюльбер» и предложены рекомендации по внедрению нового туристского продукта.
Ключевые слова: индустрия туризма, усадебный туризм, туристский ресурс, памятники истории, русская усадьба.
Интенсивное развитие индустрии туризма явилось стимулом к активному исследованию усадебного туризма. Особый интерес современных исследователей вызывают многие актуальные аспекты туризма, но еще в большей мере - его скрытые, потенциальные возможности. Привлекательность территории при разработке турпродукта, одна из главных характеристик. Она представлена историко-культурным потен© Е. В. Логвина, А. Н. Гребнев, 2016
146
циалом, историческими памятниками, мемориальными местами, усадьбами. На протяжении многих веков усадьба являлась важным компонентом отечественной культуры. Своеобразные исторически сложившиеся предпосылки возникновения и развития русской усадьбы сделали ее ярко выраженным национальным явлением. В последнее время появляются работы, в которых изучаются усадьбы с исторических и культурных позиций. Это актуализирует интерес к усадебным комплексам, заставляет взглянуть на это явление под другим углом. Рекреация и туризм имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию, что вызывает мощные потоки рекреантов к местам концентрации ресурсов [15]. Основой для организации данного вида туризма такого как культурно-познавательный или экскурсионный служит историко-культурный потенциал страны, представляющий интерес для туристов. Минимальный набор ресурсов для данного вида может дать любая местность, но для массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить: - памятники археологии; - культовую и гражданскую архитектуру; - памятники ландшафтной архитектуры; - малые и большие исторические города; -сельские поселения; - музеи, театры, выставочные залы и др.; - социокультурную инфраструктуру; - объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства [16].
Усадьба как туристский ресурс. Усадьба (от русского слова «садить», «сажать») — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков. В.И. Даль производит этот термин от слова «усада» (в западной транскрипции «усадище» или «усадбище»), определяя усадьбу как «господский дом на селе, со всеми угодьями, садом и огородом». В первую очередь - это жилье, дворец и прилегающая к нему территория [3]. В постреволюционное время в трех изданиях «Большой Советской энциклопедии» определения «усадьбы» в сущности схожи и наиболее емко формулируются в третьем издании А.Ю. Беккером: «Усадьба в русской архитектуре - комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих единое архитектурное целое» [4]. В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам, нередко сосредотачивались значительные культурные ценности, собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Ряд усадеб, принадлежавших известным меценатам, получил из-
вестность как важные центры культурной жизни. Усадьба являлась составной частью провинциальной культуры и в то же время принадлежала и культуре городской, таким образом, участвуя во взаимном обмене этих двух полюсов культуры, способствуя их обогащению и укреплению Основной особенностью и главным достоинством всех без исключения усадеб можно считать их живописное расположение среди ландшафта. В изучении русской усадьбы исследователь Т.П. Каждан выделяет два аспекта: "Первый из них заключается в анализе связей, возникавших в процессе создания ансамбля усадьбы между естественной природой, садово-парковым формированием, архитектурой и пластическими искусствами. Второй аспект связан со сложением в архитектурно-парковой среде усадьбы специфической творческой атмосферы, способствовавшей развитию и процветанию различных видов искусства в особенности литературы, музыки, зрелищных искусств» [5]. Поэтому русская усадьба была не только приятным местом сезонного обитания владельцев поместья, но и соответствовала эстетическим идеалам человека того времени и обладала условиями, упрощавшими отношения с простым народом. «Роль усадьбы не ограничивалась внедрением инноваций в культуру провинции, она сыграла огромную роль в возрождении народного искусства, в формировании современной народной культуры», — продолжает Веденин Ю.А. [6]. Большинство русских художников, композиторов, писателей впервые познакомилось с народной культурой через усадьбу. В конце XIX века, когда в среде русской интеллигенции была весьма популярной идея о необходимости сохранения и возрождения народного искусства, именно усадьба взяла на себя роль лидера в этом благородном деле. Из нескольких десятков тысяч уникальных усадебных комплексов сегодня посчастливилось обрести свой первозданный вид небольшому количеству музеев-усадеб. Усадебный туризм как подвид культурно-познавательного туризма имеет огромное значение не только в области развития туризма и продвижения Российской Федерации на мировом туристском рынке, но и в области охраны, сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия страны.
Современное развитие туристского бизнеса интенсивно продвигается во многих направлениях, одним из которых становится усадебный туризм, так как усадебные ансамбли имеют высокий исторический и художественный потенциал, а территории русских усадеб являются излюбленным местом культурного отдыха для огромного числа людей. В Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» уделено внима-
ние историко-культурному наследию т.к. оно обладает конкурентным преимуществом в туристской отрасли Российской Федерации, а на поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока [7]. В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2016 года, Россия заняла лишь 68 место из 140 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются на 5 месте, а объекты культурного наследия - на 9-м месте. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [8]. Возникает огромный интерес к усадебному туризму. Усадебный туризм - это вид экскурсионно-познавательного туризма, нацеленный на посещение музеев-усадеб и музеев-заповедников, изучение их истории и культуры, а так же на духовно-нравственное обогащение туристов. Главной особенностью развития русской усадьбы является ее многопрофиль-ность: она представляет собой социально-культурный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр. Иностранные туристы едут в Россию за самобытностью, сохранившейся еще в старинных усадьбах. Российские туристы также проявляют интерес к своему историческому и архитектурному наследию. Сегодня трудно представить, что еще лет 150 назад разговор о Крыме как о месте для отдыха и туризма мог вызвать только недоумение. Курортное освоение полуострова, главным образом его южной части, превращение его в «Мекку», дело, в общем-то, совсем недавнего прошлого. Тем не менее, ход этого освоения - одна из самых захватывающих страниц в истории развития отечественной экономики, предпринимательства, и более широко - в летописи развития нашей цивилизации. Отправной точкой в развитии крымского туризма можно считать грандиозный по затратам вояж, который в 1787 году совершила в новоприобретенный «полуденный Край» императрица Екатерина II, тогда же назвавшая Крым «лучшей жемчужиной» своей короны. Конечно, это был не тур в современном понимании, а отчасти инспекционная поездка по землям, отданным в управление Светлейшего Князя Г. А. Потемкина, отчасти -политическая демонстрация, которая должна была явить величие империи перед ее соседями. Но все же главной побудительной причиной было желание императрицы увидеть новые земли, присоединенные к России в результате войн. Путешествие Екатерины создало целую традицию императорских вояжей на юг [9].
Большее число путешественников поехало в Крым в 30-х годах, когда благодаря заботам генерал-губернатора Новороссии светлейше-
го князя М.С. Воронцова была проложена южнобережная дорога. Обычно в путешествия отправлялись или ранней осенью - в сентябре - октябре, либо поздней весной (апрель-май), во избежание летнего зноя, распутицы и холодов. Путешественников в Крым вели три вещи: природа, древности и этнографическая экзотика. М. С. Воронцов, на которого Южный берег произвел сильное впечатление, приобрел здесь землю для строительства имений. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в принятии решения о соединении Южного Берега с губернским центром дорожным сообщением. Это был первый в южной и центральной России насыпной искусственный путь, проложенный не по старым трактам, а по совершенному бездорожью. Строилась дорога в течение более десяти лет, в несколько этапов. Со строительством дороги и развитием судоходства Ялта приобретает значение главной южнобережной пристани, которая, впрочем, заслуживала полярные оценки. Строительство южнобережного шоссе и развитие судоходства произвели истинную революцию в судьбе Южного Берега. Еще недавно совершенно дикие места стали активно осваиваться русскими помещиками, и вскоре побережье превратилось в «пространство обширного сада». Центром считалась Алупка, летняя резиденция Воронцова. Благодаря активной хозяйственной деятельности Воронцова в освоении ЮБК вокруг стали появляться новые усадьбы образованных, аристократических слоев: Нарышкиных, Голицыных, Мордвиновых, В. П. Кочубея, Кокоревых, Перовских, Д. Е. Башмакова, Барятинских. Начало курортной деятельности в нашей стране было положено с организацией первых постоянных местопребываний русской знати на полуострове и прежде всего на его Южном берегу. Освоение Южного Берега началось в 20-е годы и было связано с именем светлейшего князя генерал-губернатора Новороссии М.С. Воронцова. В 1820г. Воронцов приобрел имения Мартьян близ Никиты и Ай-Даниль, где тотчас же завел образцовые виноградники , в 1823 году он купил имение Ришелье в Гурзуфе, а спустя год, в 1824-ом, начал обосновываться в Алуп-ке , приобретя первые участки у помещика Ревелиотти. После этого начало поддержали и другие представители другой знати. Почти одновременно с Алупкой возник Кореиз - имения княгини А. С. Голициной, где строится большой владельческий дом. Примерно тогда же возникло поместье «Софиевка» Нарышикиных в Мисхоре. В 1828 году И. А. Мальцов приобрел имение Симеиз и начал там хозяйственную деятельность. Во второй половине 30-х годов возникло поместье «Александрия» обер-прокурора Св. Синода А. Н. Голицына в Гаспре, Ливадия Л. С. Потоцкого и другие. Архитектура усадеб Южного Берега может быть
лучше, чем что-либо другое, иллюстрирует то, зачем богатые землевладельцы стремились обзавестись недвижимостью на берегу Черного моря. Постройки свидетельствуют о безраздельном господстве трех архитектурных направлений: «азиатский стиль» - имение «Кореиз», «Софиевка», «готический стиль» - церковь в Кореизе, дворец и капелла в имении Нарышкиных. Соединением «азиатского» и «готического» стилей стал дворец Воронцова в Алупке. Несколько позже распространяется «эллинистическое», именно в этом стиле был выстроен в 184252гг. императорский дворец в Ореанде. Рядом с усадьбами и дворцами разбиваются роскошные парки - земное воплощение райских садов, они соседствуют с естественной южнобережной растительностью, и их составной частью являются великолепные пейзажи крымских гор. Одним из самых первых обустроенных имений на Южном Берегу было имение Кучук-Ламбат Таврического губернатора, генерала Бороздина. Его начали строить еще в 1807 году как летнюю прибрежную резиденцию губернского начальника. В 1814 году выписанный из Франции садовник устроил в имении парк, также один их первых на Южном Берегу. В парке было собрано более 200 видов экзотических растений из Европы, Америки и даже Японии [10]. Воронцову же принадлежит и заслуга создания пароходства на Черном море, прокладка южнобережной шоссейной дороги, развития местного виноделия, наконец, именно он основал на Южном берегу имение, на долгие годы определившее не только архитектурный стиль, но и стиль жизни на Южнобе-режье. Благодаря его усилиям Крым стал неотъемлемой частью стиля жизни русской аристократии. В русской культуре есть удивительный феномен - усадьба. Он просуществовал всего лишь 100 лет от манифеста Екатерины о вольности дворянской, до отмены крепостного права в 1861г. Усадьба предполагалась как «рай» человека. Дом должен быть красивый, парк интересный. И в доме должна быть библиотека, домашний оркестр, крепостная театральная труппа, театр, плюс натуральное хозяйство, все свое. Именно в усадьбах выживала русская культура. Благодаря феномену усадьбы русская культура смогла внести столь значительный вклад в общемировую культуру. Усадьба - это практически натуральное хозяйство. Вместо обычного дома ради императрицы строили ампирный особняк, т.е. образ античного храма, проекция небесного града Иерусалима. То есть парк-проекция рая, а дом -небесный град. Ближе к 20 веку появился город сад, где домик вносится в реально существующий пейзаж и взаимодействует с ним. Благодаря Екатерине, возник персональный рай в виде усадьбы для русского образованного человека и являлся местом спасения для русской
культуры. Вся культура вышла из усадьбы, золотой век и все последующие на опыте предшествующих. Усадебные комплексы представляют высокий интерес для рекреации и туризма. Ряд усадеб в XX в. превращен в общедоступные музеи и заповедники. Перспективность развития усадебного туризма в Крыму обусловлена наличием усадебных ресурсов. Рассмотрим усадьбы Крыма - экскурсионные объекты (табл.1).
Таблица 1.
Усадьбы Крыма - действующие и потенциальные экскурсионные объекты.
Местность Название Имения Хозяева Тип Усадьбы
Ялта I. Сельбиляр Н, А. Барятинская Дворянское
2. Уч-Чам М.В. Барятинская Дворянское
3. Массандра Николай П Императорское
4. Ливадия Николай П Импер аторское
5. Дом Чехова А.П.Чехов Интеллигенция
22. Гурзуф Дюк Ришелье Купеческое
Гаспря 6. Кнчкннэ Д.К. Романов В ел шсокняжеское
7. Харакс Г,М. Романов В еликокняжеское
8. «Александрия» С.В. Панина Дворянское
9. Мисхор Нарышкина Дворянское
Корею 10. Дюльбер П.Н.Романов В еликокняжеское
11.Ю супов ское Ф.Ф.Юсупов Дворянское
Алупка 12. Алупка М.С. Воронцов Дворянское
Меллас 13. Меллас Перовские Дворянское
Форос 14. Форос А.Г.К\'знепов Купеческое
Алушта 15. Сергеева-Ценского С ер геев а -Ц енского Дворянское
16. Бекетова Бекетовы Интеллигенция
17.Стахеева Н.Д. Стахеев Купеческое
18. «Ран» М.Д. Сарнбан Купеческое
19. Романонса Покмакова-Молткова Купеческое
20. м.Плака Гагариных Дворянское
21. Карасан Раевскнх Дворянское
Мал ореч енкско е 23.Княжевнчей В. Д. Княжевич Дворянское
Феодосия 24. Стомболн Стомболн Купеческое
2 5. д. Айвозовского И.К. Анвозовский Дворянское
Старый Крым 26. Дом Грина А. Грин
Коктебель 27. Волошине М. Волошин Дворянское
Керчь 28.Месакеудн К ,И. Месаксудн Купеческое
Евпатория 29. К а стел ь -П рим орскпй Голубев Дворянское
Черноморское 30. Оленевка Попов Дворянское
Бахчисарай 31. Бахчисарай КырымГерай Дворянское
Рассмотрим более подробно крымские старинные усадьбы «Ха-ракс» и «Дюльбер», как объекты усадебного туризма.
Имение «Харакс» принадлежавшее великому князю Георгию Михайловичу Романову, дяде императора Николая II получило название в честь военного укрепления, с греческого «харакс» - форт, укрепление, которое существовало здесь в 70х годах I века н.э. при римском императоре Веспасиане на месте древнего таврского поселения. Как военный лагерь, Харакс перестал существовать в середине III в., когда римляне покинули Южный берег. По духовному завещанию Великой кня-
гини Ольги Федоровны, имение Ай - Тодор перешло ее сыну, Александру Михайловичу. В последствии небольшой участок на побережье стал собственностью Георгия Михайловича. Он мечтал построить здесь уютный дом, разбить тенистый парк с экзотическими растениями. По настоянию родственников князь выбрал августейшую невесту. Ею стала Греческая принцесса Мария. В 1901г. и в 1903г. родились дочки Нина и Ксения [11].
Рис. 1. Дворец «Харакс» [13].
В 1904г. Георгий Михайлович решил обустроить для своей семьи крымское имение Харакс. Обустройство усадьбы он поручил архитектору Николаю Петровичу Краснову, который спроектировал и построил в имении дворец на 16 комнат, церковь, часовню и др. постройки.
Архитектор с энтузиазмом принялся за работу. Чтобы удовлетворить вкус заказчиков, он решил на площадках скалистого мыса возвести жилье и хозяйственные здания в виде шотландской деревушки, живописной и уютной [11]. В марте 1906г. начали возводить церковь и звонницу. К тому времени уже построили, лестницу от дворца к морю, подпорные стены, проложили новую шоссейную дорогу. Для храма архитектор предложил византийский стиль в сочетании с декоративными элементами грузинской и армянских церквей. В 1908г. церковь была построена, а отделка закончена в 1912 г. К 1907 г. был построен дво-
Рис. 3. Парк дворца «Харакс» [13].
рец, выполненный в стиле шотландского шале, покрытый красной английской черепицей, сочетающийся с серым камнем стен. Все усадебные здания получились удобными и элегантными. В английском стиле, сообразно вкусам хозяев, выдержаны и интерьеры комнат: мебель от английской фирмы Хэмптон, английское серебро и посуда, обои и обивочные ткани. В конце августа в 1907 г., княжеская семья впервые приехала в Харакс.
Крымское имение привело всех в восторг, среди зелени молодого парка красовались дворец, а над всей деревушкой парила церковь Аллеи и площадки парка в последствии украшались амфорами и пифосами, найденные при раскопках древней римской крепости. Парк украшала оригинальная «античная беседка», архитектурное украшение, напоминающее внутренний дворик римской виллы. Со временем Харакс должен был быть доходным хозяйством. В результате возле имения в последствии возникло молочное хозяйство. На Ялтинском рынке открыли киоск, в котором продавали молочные продукты высшего качества. Был заложен фруктовый сад, в котором росли яблоки и груши, которые покупали знаменитые на всю Россию Елисеевские магазины. В 1909 г., когда все строительные работы были окончены, имение посетил Николай II, оставив в дневнике свои впечатления: «Все красиво, просто, устроено со вкусом». Семь лет великокняжеская семья приезжала в Южнобережное имение, отдыхая от столичного шума.
«Дюльбер». Великий князь Петр Николаевич решил купить для своей семьи поместье в России у Черного моря. Южный Берег Крыма с его целебным морским климатом был идеальным местом для лечения и отдыха. С целью найти подходящее поместье в Крым был послан Главный управляющий Двором Его Императорского высочества барон Алексей Иванович Сталь-фон Гольштейн. Объездив весь Южный Берег, управляющий не смог найти имение, которое бы отвечало потребностям великокняжеского семейства. Великий князь Петр Николаевич решил купить участок земли по своему вкусу. Князь хотел построить дворец, который гармонировал с южной природой, татарскими постройками и мечетями. Именно он и нарисовал эскизы фасада, которые помогли архитектуру построить будущий Дюльбер. Великий князь приобрел небольшое имение Али-Сарай, принадлежавшее господину Полежаеву. Имение находилось в 12 км западнее Ялты в курортном поселке Мисхор. Полежаевское поместье с небольшим домом, тянулось до самого моря, где на берегу уютной бухты находился личный пляж владельца. Купив имение, великий князь дал ему название Дюльбер, что в переводе с тюрского языка означает «великолепный», «красивый», «волшебный» [12].
Рис. 4. Дворец «Дюльбер» [14].
С севера имение ограничивалось проселочной дорогой с востока землями князей Юсуповых, а на западе - владельца большой усадьбы, личного почетного гражданина Н. Н. Титушкина, разбогатевшего на выращивании табака. В результате своих приобретений великий князь Петр Николаевич стал владельцем довольно обширного участка земли, на котором собрался строить дворцово-парковый ансамбль. К этому времени выяснилось, что на большое строительство у великого князя средств было недостаточно. Для осуществления своего замысла великому князю пришлось продать часть имения Знаменка, наладить работу своего кирпичного завода и взять в долг. Когда планирование будущего дворца было закончено, стал вопрос о выборе архитектора, который смог бы реализовать сложный проект великого князя. Им стал молодой талантливый архитектор Н. П. Краснов, которому было в то время 31 год. Строительство дворца продолжалось в течение двух лет с 1895 по 1897 год [12]. Белоснежный дворец, возведенный на очень сложном в рельефном отношении земельном участке, стал значительной удачей молодого архитектора и принес ему заслуженную славу. Здание, выполненное в арабо- сарацинском стиле из местного дикого камня с цементной штукатуркой под искусственный камень, и сегодня удивляет своим изяществом и комфортом. Дворец, построенный в конце 19
века, отвечал общепринятым представлениям о европейских нуждах и потребностях. Все детали дворцового комплекса (цветная мозаика, купола, башенки, надписи на арабском языке, форма многочисленных дверей и окон) подчеркивают его восточный колорит. Декоративные
Рис. 5. Дворец «Дюльбер» [14].
работы по дереву, украшавшие дворцовые стены и окна п совету Н. П. Краснова, были поручены столяру из Бахчисарая, который уже имел опыт создавать западно-мавританский стиль. Четыре купола разных форм, размеров и орнаментов украшали сказочные башни дворца. Все они были копиями каирских мечетей [12].
Несмотря на большие размеры дворца, (сто комнат), он не мог вместить всех людей, которые жили в семье великого князя. Поэтому многие слуги проживали в постройках, расположенных севернее Дюльбе-ра, на другой стороне проселочной дороги. Барон Алексей Иванович Сталь с женой и детьми жил несколько лет в двухэтажном доме. Дальше находились конюшни, жилье для челяди, ямщиков, шоферов, лакеев, кухарок, объездчиков лошадей и др. В самом дворце в нижнем этаже находились только горничные и прачки [12].
Кроме строительства дворца и служебных зданий великий князь Петр Николаевич поручил архитектору Краснову разбивку парка и небольшого фруктового сада в имении. За несколько лет парк стал подобием ботанического сада. В нем были посажены многочисленные эк-
зотические вечнозеленые деревья и кустарники. За каких то 100 лет Южный берег Крыма стал земным раем куда стремились дворяне, купцы, промышленники, творческие личности по примеру Воронцовых и Романовых, Юсуповых и Голицыных, Нарышкиных и Шуваловых, Мордвиновых и Барятинских. Многие стремились прикоснуться к этому «земному раю», но лишь единицы оставили прекрасный след этого рая в виде своих Усадеб, в которые вкладывали свои средства и душу, свою образованность и мечты.
Возвращаясь к проблемам и перспективам развития усадебного туризма, следует отметить, что необходимость эффективного использования усадебного наследия определяется его историко-культурной, территориальной, социальной и экономической ценностью в качестве ресурса развития регионального туризма. Очень важно сохранить уцелевшие усадьбы и в этом вопросе играют важнейшую роль благотворительные общества, такие, как: некоммерческое партнерство «Русская усадьба», основанное в апреле 2000 года при содействии Общества изучения русской усадьбы, Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Минкульта РФ и РАН; Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы», созданный совместно с Институтом природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачева, Российским дворянским собранием и Историко-родословным обществом. Эти негосударственные организации занимаются не только изучением усадебной культуры, но и привлечением российских и иностранных граждан и органи-
Рис. 6. Внутренний дворик дворца «Дюльбер» [14]
заций к восстановлению и сохранению провинциальных усадебных ансамблей. Для развития усадебного туризма в Крыму существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, наличие большого числа сохранившихся усадеб. Многие из сохранившихся усадеб являются музейными объектами. На территории Республики Крым 15 музеев из них 6 являются музеями- усадьбами: «Алупкинский дворцово-парко-вый музей-заповедник», «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник», Дом-музей М. А. Волошина в Коктебеле, «Дом-музей А. П. Чехова в Ялте», «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник», «Алуштинский литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского» Музей-усадьба А. Н. Бекетова. Для дальнейшего развития и поддержания усадеб как исторической категории в Крыму можно предложить внедрение туристского продукта под названием «Старинные усадьбы Крыма», который рассчитан на три дня и его стоимость приблизительно составит - 8980руб.
Список литературы
1. Музей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 29.04.16.)
2. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. — М.: Русское сло-во-РС, 2003. — 536 с.
3. Определение усадьбы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.megabook.ru. (дата обращения 25.03. 2016г.)
4. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. -М., 1977. Т. 27. - С. 96.
5. Звягинцева М. М. Русская усадьба как культурно-исторический феномен.- СПб., 1997. - 175с.
6. Дынник Т. А. «Крепостной театр». - М.: Академия, 1993. - 327 с.
7. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы». - 12 с.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы».
9. Тихомиров, Н. Я. Архитектура подмосковных усадеб. - М., 1955. - 356 с.
10. Мальгин А. Русская Ривьера. - Симферополь: Сорат, 2004. -350 с.
11. Литвинова Е. М. Царская семья в Крыму. - Симферополь, 2011. -479 с.
12. Брагина Т. А. Путешествие по дворянским имениям ЮБК. -Симферополь: Доля, 2005. - 255 с.
13. Дворец Харакс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/ /ru.wikipedia. org/wiki/.
14. Дворец «Дюльбер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dulb er.crimea. ua/kontakty. htm.
15. Яковенко И. М. Туристские ресурсы Украины. - Симферополь: Сонат, 2009. - 87 с.
16. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
FARMSTEAD TOURISM AS TOURIST RESOURCE OF REGIONAL DEVELOPMENT OF THE CRIMEA
Logvina Elena Vladimirovna,
candidate economic sciences, PhD, Associate Professor the department tourism of Taurida Academy Federal STATE Autonomous educational institution " Crimean Federal University. V.I. Vernadsky" (Simferopol, Republic of Crimea, Russia). Tel. : +7 978 733-59-70; e-mail: [email protected].
Grebnev Artem,
senior lecturer of the Department tourism of Taurida Academy Federal STATE Autonomous educational institution "Crimean Federal University. V.I. Vernadsky" (Simferopol, Republic of Crimea, Russia) Tel. : +7 978 733-59-70; e-mail: [email protected].
In this article the questions connected with history and development of farmstead tourism are considered, definitions "estate", "farmstead tourism" are given. The attention is in more detail paid to the Crimean estates "Haraks" and "Dyulber" and recommendations about implementation of a new tourist product are offered.
Keywords: industry of tourism, farmstead tourism, tourist resource, monuments of history, Russian farmstead.
References
1. Muzej [Museum]. - [Electronic resource]. - Access mode: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ (data obrashhenija 29.04.16.).
2. Jureneva T. Ju. Muzej v mirovoj kul'ture [Museum of world culture]. — M: Russkoe slovo-RS, 2003. — 536 s.
3. Opredelenie usad'by [The definition of estates]. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.megabook.ru. (data obrashhenija 25.03. 2016 g.)
4. Bol'shaja Sovetskaja Enciklopedija [The Great Soviet encyclopedia] / Gl. red. A. M. Prohorov. - M., 1977. - T. 27. - S. 96.
5. Zvjaginceva M. M. Russkaja usad'ba kak kul'turno-istoricheskij fenomen [Russian manor as a cultural-historical phenomenon]. - SPb., 1997. - 175 s.
6. Dynnik T. A. «Krepostnoj teatr» [«Serf theatre»]. - M.: Akademija, 1993. - 327 s.
7. Federal'naja celevaja programma «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii na 2011-2018 gody» [The Federal target program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation 2011-2018 years»]. - 12 s.
8. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie kul'tury i turizma na 2013-2020 gody» [The state program of the Russian Federation «Development of culture and tourism for 2013-2020»].
9. Tihomirov N. Ja. Arhitektura podmoskovnyh usadeb [The Architecture of suburban estates]. - M., 1955. - 356 s.
10. Mal'gin A. Russkaja Riv'era [Russkaya Riviera]. - Simferopol: Sorat, 2004. -350 s.
11. Litvinova E. M. Carskaja sem'ja v Krymu [The Royal family in Crimea]. -Simferopol, 2011. - 479 s.
12. Bragina T. A. Puteshestvie po dvorjanskim imenijam JuBK [The Journey of the noble estates of the South coast]. - Simferopol: Dolja, 2005. - 255 s.
13. Dvorec Haraks [Kharaks Palace ]. - [Electronic resource]. - Access mode: https:/ /ru.wikipedia.org/wiki/.
14. Dvorec «Djul'ber» [Palace "Dulber"]. - [Electronic resource]. - Access mode: dulber.crimea.ua/kontakty.htm.
15. Jakovenko I. M. Turistskie resursy Ukrainy [Tourist resources of Ukraine]. -Simferopol: Sonat, 2009. - 87 s.
16. Kvartal'nov V. A. Turizm [Tourism]: Uchebnik. - M.: Finansy i statistika, 2002. - 320 s.
3