Научная статья на тему 'Усадебный туризм – драйвер развития туристской инфраструктуры в малых исторических городах'

Усадебный туризм – драйвер развития туристской инфраструктуры в малых исторических городах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое наследие / усадебный туризм / малые города / historical heritage / estate tourism / small towns

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черевичко Татьяна Викторовна, Отнюкова Маринэ Сельбертовна

Исследования обнаруживают, что историческое и культурное наследие мотивирует современных туристов к путешествиям. Это определяет увеличение туристических потоков, положительный имидж региона и дальнейшее продвижение туристического продукта на рынке туризма. Общественный интерес к усадебной теме в России с каждым годом возрастает. Решение актуальной проблемы, заключающейся в развитии инфраструктуры малых городов, возможно посредством создания новых туристических достопримечательностей из дворянских усадеб, имеющихся на территории Саратовской области. Результаты проведенного социологического исследования показывают, что малые исторические города, имеющие старинные усадьбы и приусадебные парки в Саратовской области, как потенциальные объекты туристического интереса, могут стать ведущими культурными центрами региона, выполняя при этом одно из стратегических направлений развития нового культурного пространства. Усадебный туризм является одним из важных векторов развития туристической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черевичко Татьяна Викторовна, Отнюкова Маринэ Сельбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manor tourism is a driver of the development of tourist infrastructure in small historical cities

Studies show that historical and cultural heritage most often motivates modern tourists to travel. This determines the increase in tourist flows, the positive image of the region and the further promotion of the tourist product in the tourism market. Public interest in the estate theme in Russia is increasing every year. The solution to the urgent problem, which is the development of the infrastructure of small towns, is possible through the creation of new tourist attractions from the noble estates available on the territory of the Saratov region. The results of the conducted sociological research show that small historical towns with ancient estates and homestead parks in the Saratov region, as potential objects of tourist interest, can become the leading cultural centers of the region, while fulfilling one of the strategic directions for the development of a new cultural space. Manor tourism is one of the important vectors for the development of tourism activities.

Текст научной работы на тему «Усадебный туризм – драйвер развития туристской инфраструктуры в малых исторических городах»

DOI: 10.18572/2686-858X-2022-13-1-11-18

Усадебный туризм — драйвер развития туристской инфраструктуры в малых исторических городах

Manor tourism is a driver of the development of tourist infrastructure in small historical cities

Черевичко Татьяна Викторовна

доктор экономических наук, профессор

E-mail: tvcherevichko@gmail.com

Отнюкова Маринэ Сельбертовна

кандидат социологических наук

E-mail: otn-marina@yandex.ru

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Tatyana Cherevichko

Doctor of Economics, Professor Marine Otnyukova

andidate of sociological sciences

Saratov National Research State University N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia

Аннотация. Исследования обнаруживают, что историческое и культурное наследие мотивирует современных туристов к путешествиям. Это определяет увеличение туристических потоков, положительный имидж региона и дальнейшее продвижение туристического продукта на рынке туризма. Общественный интерес к усадебной теме в России с каждым годом возрастает. Решение актуальной проблемы, заключающейся в развитии инфраструктуры малых городов, возможно посредством создания новых туристических достопримечательностей из дворянских усадеб, имеющихся на территории Саратовской области. Результаты проведенного социологического исследования показывают, что малые исторические города, имеющие старинные усадьбы и приусадебные парки в Саратовской области, как потенциальные объекты туристического интереса, могут стать ведущими культурными центрами региона, выполняя при этом одно из стратегических направлений развития нового культурного пространства. Усадебный туризм является одним из важных векторов развития туристической деятельности.

Ключевые слова: историческое наследие, усадебный туризм, малые города

JEL codes: A14, A33, D12, E22, F60, F64, I28, L83

Abstract. Studies show that historical and cultural heritage most often motivates modern tourists to travel. This determines the increase in tourist flows, the positive image of the region and the further promotion of the tourist product in the tourism market. Public interest in the estate theme in Russia is increasing every year. The solution to the urgent problem, which is the development of the infrastructure ofsmall towns, is possible through the creation of new tourist attractions from the noble estates available on the territory of the Saratov region. The results of the conducted sociological research show that small historical towns with ancient estates and homestead parks in the Saratov region, as potential objects of tourist interest, can become the leading cultural centers of the region, while fulfilling one of the strategic directions for the development of a new cultural space. Manor tourism is one of the important vectors for the development of tourism activities.

Keywords: historical heritage, estate tourism, small towns

1. ВВЕДЕНИЕ

Окончание 2019 года и начало 2020 года ознаменовалось приходом новой опасной болезни во всем мире. В первые дни пандемии туризм повсеместно столкнулся с такими проблемами, с которыми никогда не сталкивался. Введенное ограничение мобильности привело к противоречию с основным принципом туризма — это свободное перемещение в пространстве. Границы закрылись между странами, городами (например, Китай), появились санкции и ограничения на выход из дома. Все эти ограничения также отразились и на российском рынке туризма. Несмотря на большое число вопросов, которые пандемия создала для туристической отрасли, положительные изменения в текущей ситуации все же есть. Туристической индустрии пришлось адаптироваться к реальности, которая стала повседневной, разрабатывая и применяя инновационные формы и методы, определяя будущее путешествий. Сейчас уже многие эксперты отмечают ускоренный рост внутреннего туризма, открытие и разработку новых инновационных внутренних турпродуктов (Otnyukova, 2020, 2021). Традиционные до-пандемийные направления уже не устраивают современных туристов, организаторам и самим регионам нашей страны необходимо задуматься о разработке новых туристических мест и достопримечательностей, о новых стратегиях продвижении ресурсов своих территорий. Интенсивное развитие индустрии туризма может стать серьезным стимулом к активному исследованию и разработке усадебного туризма (Cherevichko and Otnyukova, 2020).

Современное развитие туристского бизнеса интенсивно продвигается во многих направлениях, одним из которых становится усадебный туризм, так как усадебные ансамбли имеют высокий исторический и художественный потенциал, а территории русских усадеб являются излюбленным местом культурного отдыха для огромного числа людей (Abankina, 2016; Aksenova, 2014).

Отметим, что в советское время дворянские поместья использовались чаще всего как музеи, иногда санатории или детские лагеря отдыха. Это, например, дома-усадьбы В.Г. Белинского, С.В. Рахманинова,

П.И. Чайковского, Н.Г. Чернышевского и других, принадлежавшие известным поэтам, художникам, музыкантам, ученым, писателям, видным партийным и государственным деятелям и так далее. После распада Советского Союза и частичного ограничения, а кое-где и полного прекращения финансирования, данные музеи-поместья в другом качестве не нашли широкого применения. В настоящее время единичные примеры успешного функционирования усадеб как культурных центров, гостиниц и резиденций не меняют общей картины неумолимого исчезновения важного пласта архитектурного и культурного наследия страны (Dmitriyeva and Kuptsova, 2017; Golubeva and Toporina, 2011).

Классическая русская усадьба — это прежде всего красивое место, обычно у реки или естественных прудов. На холме возвышались дома, которые чаще всего были двухэтажными. Перед домом от входа был образован передний двор. По бокам располагались хозяйственные постройки, часто соединенные с домом крытыми переходами или колоннадами. С одной стороны, со стороны переднего двора находились скотный и конный дворы, амбары, другие хозяйственные постройки и фруктовый сад. С другой стороны, обычно строилась церковь. Рядом был разбит парк. Рядом с домом он был регулярным, состоял из прямоугольных посадок деревьев, цветочных клумб, а на расстоянии от дома превращался в пейзаж, занимавший большую часть усадьбы. В ландшафтном парке были аллеи, каскадные пруды с мостиками, павильоны, беседки, скульптуры и другие сооружения, напоминающие о разных странах и эпохах (Gorokhova, 2019; Krasnobayev, 2007; Tihonov, 2005).

Во время правления Елизаветы и Екатерины II обычной практикой поощрения царских дворян и сановников, военачальников и государственных деятелей стали «пожалования» земель на еще неосвоенных юго-восточных окраинах российского государства — в том числе на территории Саратовской губернии, организованной в 1781 году.

Известно, что до 1797 года земли в его границах получили — граф Д.А. Зубов — 89802 десятины, граф Н. Шереметев —

38185 десятин, генерал-лейтенант П.С. Потемкин — 21070 десятин, граф А.А. Без-бородко — 18450 десятин, князь А.А. Вяземский — 11993 десятины, граф Н.И. Салтыков — 10007 десятин, князь А.Б. Куракин — 5448 десятин, князь Гагарин 1325 десятин и другие (Semonov and Semonov, 1998). «Награда» в те времена вообще не означала проживание, поэтому не все представители названных именитых дворянских родов посещали наш регион. А со временем пожалованные земли продавались, сдавались в длительную аренду, передавались по наследству дальним родственникам — из-за этого не так уж много вышеназванных высокородных отпрысков прижилось в Саратовской губернии. Однако к середине и к концу XIX века старые дворянские гнезда на правобережной территории, прилегающей к Саратову, были в значительном количестве.

Исследования показывают, что от числа усадеб с начала двадцатого века года на сегодняшний день сохранилось в разной степени всего 10% (Svedeniya iz Yedinogo, 2020). Сегодня мы теряем имения и поместья, как части национального культурного наследства по разным причинам, в основном — это обветшалость, пожары, варварство и вандализм, уничтожение под строительство новых коммерческих зданий. Очевидно, что созрела острая проблема сохранения оставшихся объектов культуры. Правительством РФ разрабатываются различные программы поддержки передачи усадеб в частные руки, поиск инвесторов, а с недавних пор предлагается программа приватизации. Возрождение и реставрация приводит к привлечению громадных денежных ресурсов, а таковыми, в особенности в условиях крайних событий, обладают в основном самые крупные инвесторы (Russkaya usad>ba, 2022).

Как следует из анализа современного состояния поместий в Российской Федерации, около 18% усадеб вообще не используются; 16% занимаются комплексным использованием; 15% заняты в учреждениях религиозного характера (учебные заведения религиозного персонала, миссии и др.), около 13% усадеб занимают музеи и библиотеки; 11% занимают учреждения местной администрации. Кроме того, 9% занимаются арен-

дой, продажей, сменой собственников. Около 7% работают в учебных заведениях, расположенных в бывших поместьях; детские сады, детские сады занимают 5%; около 4% имений занимают санатории, пансионаты, туристические базы и базы отдыха. Территория имений, утраченных в результате самозахватов, составляет 2% (Grigoryeva, 2014; Ута1епко, 2019; 71епко, 2019).

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Проведенный анализ источников показал, что, не смотря на явный интерес к организации усадебного туризма, работ, посвященных данному явлению, нет так уж и много. Основная часть исследований посвящена анализу усадьбы с точки зрения истории, культуры и архитектуры. Включает в себя: мероприятия, конференции, выставки, круглые столы и дискуссии, посвященные изучению зарубежного и отечественного опыта по сохранению наследия ^о1оПзеуа, 2014).

Исходя из современных обстоятельств, усадебный туризм формируется лишь как часть культурно-познавательного туризма, располагая при этом необходимыми возможностями и объективными признаками для выделения в самостоятельный вид туристской деятельности. Единственным аргументом, сдерживающим его самостоятельность, является то, что усадебное наследие, по мнению ряда авторов, занимает незначительное место в общем культурно-историческом наследии большинства регионов.

На сегодняшний день в научной литературе, посвященной вопросам туризма, нет четкого определения «усадебный туризм», его чаще всего относят к экскур-сионно-познавательному. Тем не менее, в последнее время большинство исследователей склонны считать, что усадебный туризм можно рассматривать как динамично развивающееся направление туристской деятельности, позволяющее говорить о выделении в самостоятельный. На наш взгляд, усадебный туризм — это вид экс-курсионно-познавательного туризма, нацеленный на посещение музеев-усадеб и музеев-заповедников, изучение их истории и культуры, а также на духовно-нравственное обогащение туристов.

Усадебный туризм как подвид экскур-сионно-познавательного туризма имеет огромное значение не только в области развития туризма и продвижения Российской Федерации на мировом туристском рынке, но и в области охраны, сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия страны.

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Богатое культурно-историческое наследие Саратовской области предполагает не только организацию маршрутов по городу Саратову для осмотра известных памятников, но и знакомство с объектами, расположенными в регионе. Это дворянские усадьбы и приусадебные парки как памятники природы, истории и культуры. С целью определить наличие на рынке туристических услуг г. Саратова предложений по внутреннему усадебному туризму и выявить особо популярные направления, под нашим руководством М.В. Гришиной в январе 2019 года было проведено социологическое исследование. Исследование проводилось методом контент-анализа. За единицу анализа были взяты слова и словосочетания: «туризм», «усадебный туризм». Источниками информации были выбраны сайты туристских организаций. Всего было проанализировано двадцать туристических фирм города Саратова.

Исследование показало, что большинство турфирм предлагают экскурсионные туры, как внутри страны, так и за рубеж. Большое количество предложений показывает, что на экскурсионные туры с посещением усадеб наблюдается высокий спрос, такие предложения есть практически в каждой туристической фирме. Шестнадцать туристических фирм из двадцати (кроме «Бест-Тур», «Вояж», «Чудеса Света», «Одиссея») предлагают посещение усадеб на территории России, в основном это

— усадьбы Москвы и Московской области;

— усадьбы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

— усадьбы Крыма;

— усадьба в с. Болдино, где когда-то жил и работал А.С. Пушкин;

— усадьба М.Ю. Лермонтова в с. Тарханы, Пензенская область;

— музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области и другие.

Самое популярное и доступное предложение (по расположению и временным затратам) посещение усадьбы в с. Тарханы, второе по популярности направление — усадьба «Ясная Поляна».

Исследование показало, что Саратовская область местными фирмами практически не продвигается (только три турфирмы предлагают ознакомительные туры в г. Вольск и г. Хвалынск), соответственно туров, связанных с усадебным туризмом в рамках Саратовской области на сегодняшний день в исследуемых туристических фирмах не представлено.

Также в целях изучения спроса на усадебный туризм, был проведен опрос, было опрошено 100 человек. Из них мужчин — 37 человек, женщин — 63. Возраст: от 18 до 25 лет — 59 человек; 26-35 лет — 26 человек; 36 лет и старше — 15 человек. Среди опрошенных преобладают студенты и работающие граждане, в небольшом количестве представлены пенсионеры. Из всех опрошенных 39% учащихся, 45% работающие.

Список вопросов имел целью выявление наличие и степень заинтересованности населения г. Саратова к явлению «усадебный туризм»; определение спроса на оказание туристических услуг в данной области и соответствующей целевой аудитории; составление оптимальной картины организации туров по направлению «усадебный туризм».

Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

— направление «усадебный туризм» более интересен женщинам (63%), однако и мужчины им интересуются (37%);

— респонденты в возрасте до 35 лет, молодежь 56% — заинтересованы в подобных путешествиях значительно больше, чем группа от 36 лет и старше, хотя и в данной категории также есть спрос (44%). Гендер-ная принадлежность не имеет значения;

— примерно в равной степени опрошенные ориентированы как на выездной, так и внутренний туризм;

— респонденты не готовы к длительным поездкам, оптимальная продолжительность тура внутри страны по

результатам опроса должна составить не более 2-3 дней;

— из средств транспорта наиболее предпочтительные способы организации путешествия — автомобильные и автобусные перевозки (56%), железнодорожные поездки наименее предпочтительно;

— большинство респондентов (52%) планируют совершить поездки внутри страны хотя бы раз в год, 28% готовы к путешествиям 2-3 раз в году. Это говорит о том, что потребность туристов к путешествиям сформирована, современные туристы готовы экономить на чем-либо, но не готовы отказаться от путешествий;

— экскурсионный и образовательный туризм все еще уступают пляжному. Однако перевес не существенен и обуславливается не только личными предпочтениями, но и недостатком опыта, предложений в данной сфере, отсутствием информации;

— 72% опрошенных знакомы с понятием усадебного туризма;

— среди известных направлений усадебного туризма были названы — Тарханы, Ясная Поляна, Архангельское, Зубрилово, Кусково, Константиново, Суханово, Болдино.

— 48% респондентам интересно направление отдыха в сфере «усадебный туризм», большинство из них уже бывало в подобных турах, организация путешествия силами туристической фирмы предпочтительнее самостоятельной поездки.

Также было проведено экспертное интервью с сотрудниками туристических фирм г. Саратова. Цель исследования — определение спроса и предложений в рамках отдельно взятой организации (туристические фирмы «Бест-Тур», «Са-ратовЗдравКурорт»).

Итак, обобщив результаты интервью, были сделаны следующие выводы: у экспертов имеется опыт работы в туристическом бизнесе более 5 лет.

«СаратовЗдравКурорт» специализируется на теплоходных турах по Волге, предоставлении туристических путевок для лечения и экскурсионного отдыха в регионах нашей страны. А «Бест-Тур» больше на выездной туризм, помощь в оформлении виз, паспортов, покупке авиа и ж/д билетов, бронирование гостиниц по всему миру.

В туристической фирме «Бест-Тур» услуги по внутреннему туризму не развиты и составляют не более 15% от общего числа предложений. Тем не менее, присутствуют предложения внутреннего туризма по стране: в Краснодарский край, Крым, Кавминводы, Казань, Санкт-Петербург, Москву. Эксперт отмечает: «если говорить об экскурсионном направлении, преимущественно пользуются спросом Москва, Санкт-Петербург, Казань. Усадебный туризм внутри страны в ассортименте организации не присутствует». Однако, как отмечает информант, при грамотном подходе к рекламе и продвижению таких туров, они вполне могли бы существовать.

СаратовЗдравКурорт специализируется на внутреннем туризме. Наряду с перечисленными выше предложениями внутри страны, в организации предлагаются и туры по Саратовской области — это в основном города Хвалынск и Вольск, турбазы на Волге. Есть также туры и с усадебной тематикой. По мнению информанта, Тарханы и Ясная Поляна пользуются максимальным спросом среди школьных групп, студентов, пенсионеров, семей с детьми. Такие запросы составляют около 10% от общего числа. Также информант отмечает, что указанный процент мог бы быть и выше, но в настоящее время отсутствует грамотное продвижение усадебных туров, не уделяется должное внимание рекламе. Необходима также некоторая государственная поддержка в виде помощи в организации образовательных туров соответствующей тематики.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Таким образом, дворянские поместья, выстроенные в девятнадцатом столетии и раньше, рассредоточены по территории региона, остатки как напоминания сохранились во многих районах области. Незначительная часть из них преобразованы в музеи, большая же часть были разрушены. Особенно в советскую эпоху развалены как сами поместья, так и остальные строения, превратились в болотца, срублены и перестроены парковые участки. Часть усадеб было спасено за счет организации в них санаториев и домов отдыха, хоть в преобразованном облике, демонстрируют гармоничность. В сохранившемся виде

есть усадебные музеи, но, к сожалению, всего несколько. Сегодня всего более или менее сохранилось двадцать два объекта от старинных усадеб Саратовской области, при чем некоторые как сохранившиеся здания, так некоторые руины и только заросшие парки.

Развитие усадебного туризма в Саратовской области видится значительной альтернативой, как потенциально новое направление, введение которого послужит катализатором социально-экономическое развитие региона. Практические меры отражены в реализации «Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года».

Необходимо в первую очередь обеспечить расширение сегмента туристического рынка, потребительского спроса россиян для внутреннего туризма, увеличение количество рабочих мест в сфере туризма, что позволяет привлекать средства в экономику региона, способствовать формированию востребованность посещения природного и культурно-исторического наследия, расширение культурной компетентности туристов, оздоровление их и отдыха, увеличивает возможности содействие экономическому развитию области.

Рассматривая дворянские поместья как элементы формирования привлекательности региона, стоит отметить их уникальность, которые могут стать одним из главных конкурентных преимуществ региона (Novosel'skaya, 2016).

Инвестиционный потенциал усадебного туризма достаточно велик и привлекателен в рекреационном секторе для инвесторов. Сегодня можно уверенно говорить о такой функции туристической привлекательности, как взаимодействие спроса и предложения, которые влияют на туристическую активность региона (Baranova, 2017; Bogolyubova, 2018). В связи с этим подчеркнем, что сохранение и рациональное использование памятников исторического наследия имеют решающее значение для устойчивого притяжения туристических потоков и сохранения популярности конкретного туристического назначения.

Таким образом, учитывая дворянские поместья как элементы формирования привлекательности региона, можно

предположить, что потенциал для развития этого ресурса огромен. Будучи региональным туристический культурно-рекреационный продукт историко-культурного направления, дальнейшее развитие усадебного туризма при правильной маркетинговой политике будет улучшать не только конкурентные преимущества региона, но и станет одним из приоритетных направлений развития малых городов и их инфраструктуры.

Сегодня вопросы сохранения исторической усадьбы, а также всего культурного наследия страны, является особенно актуальным. Но в данном вопросе не стоит полагаться и ожидать действий исключительно от государства. В наше время в обществе уже сформировалось осмысление, что сохранение культурного наследия может и должны реализовывать-ся не только отдельными организациями, но и частными инвесторами. На наш взгляд, возвращение к жизни запущенных памятников архитектуры и использование их в туристической деятельности поднимет предпринимательскую деятельность в регионах страны.

Анализ показывает, что более-менее активность по сохранению памятников культуры и архитектуры происходит чаще в больших города, где экономическое существование наиболее благоприятно. Обычно там процесс приватизации памятников идет быстрее и у них есть собственник, который несет моральную и материальную ответственность за их сохранность. С дворянскими усадьбами и поместьями ситуация обстоит гораздо сложнее. Разработка специальных программ, а также специальных туров, будут способствовать возрождению как самих объектов, так и территорий, где они расположены. В связи с этим восстановление имений и их использование в целях туризма является актуальной инициативой с точки зрения сохранения памятников русской культуры и создание новых объектов для туристического показа.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, важнейшим потенциалом развития исторической усадьбы представляется ее универсальность как социокультурный,

хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр. Туристов может заинтересовать самобытность, сохранившаяся еще в старинных имениях. Российских туристов будет привлекать потребность к познанию своего исторического и культурного наследства.

Необходимо отметить важность сотрудничества музеев-усадеб и туризма, объединенные с темами изучения русской культуры, русского языка, знакомством с историческими местами и культурно-познавательные туры. Наиболее привлекательными являются музейные ценности и реликвии, связанные с традиционной русской историей и цивилизацией. Рассматривая исторические усадьбы и поместья как наше достояние, отметим их вклад в социокультурное и туристское развитие территории. В Саратовской области аналогичные ресурсы культурного наследия становятся одной из действительных возможностей экономического и социального формирования инфраструктуры малых городов.

Важнейшим конкурентным преимуществом туристической отрасли страны является историко-культурное наследие, поэтому усадебный туризм имеет широкие перспективы развития. При поддержке и гарантиях государственной администрации данный вид туризма принесет значительную экономическую выгоду. Развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов вместе с включением в оборот реставрируемых объектов историко-культурного наследия создадут условия для развития ряда новых маршрутов разной направленности, но вокруг малых городов. Это удовлетворит потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечит работу в течение всего сезона туристских объектов и неуклонный рост турпотока. Однако, кроме экономической выгоды, усадебный туризм может способствовать развитию социальной и культурной сфер общества, повышению гражданской ответственности за сохранение памятников истории и культуры и духовно-нравственному обогащению туристов.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Abankina, T.V. (2016). Strategii povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya ob'yektov kul'turnogo naslediya. [Strategies for increasing the efficiency of using objects of cultural heritage]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya, 4, p. 45—74. (In Russ.).

2. Aksenova, I.V. (2014). Problemy ohrany i sovremennogo ispol'zovaniya zagorodnyh dvoryanskih usadeb [Problems of protection and modern use of country noble estates]. Vestnik MGSU, 11, p. 14-25. (In Russ.).

3. Baranova, A.Yu. (2017). Organizatsiya predprinimatel'skoy deyatel'nosti v sfere turizma [Organization of entrepreneurial activity in the field of tourism]. Moscow: INFRA-M, p. 144-125. (In Russ.).

4. Bogolyubova, S.A. (2018). Novoye ponimaniye sushchnosti «usadebnogo turizma» [New understanding of the essence of «estate tourism»]. Aktual'nyye problemy razvitiya sfery uslug: Collection of scientific papers, 12, p. 39-43. (In Russ.).

5. Cherevichko, T.V., Otnyukova, M.S. (2020). Turistskoye sobytiye kak innovatsionnyy resurs razvitiya regiona. [Tourist event as an innovative resource for the development of the region.]. Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service. Volume 14, 2 (2), p. 42-52. (In Russ.).

6. Coombe, R. (2005). Legal Claims to Culture in and Against the Market: Neoliberalism and the Global Proliferation of Meaningful Difference. Journal of Law, Culture and the Humanities. Vol. 1. 1, p. 35-52.

7. Dmitriyeva, Y., Kuptsova, O. (2017) Zhizn' usadebnogo mifa. Utrachennyy i obretennyy ray [Life of the Manor Myth. Lost and found paradise]. p. 544. (In Russ.).

8. Golubeva, Ye.I., Toporina, V.A. (2011) Usadebno-parkovyy kompleks kak kategoriya prirodno-kul'turnogo naslediya [Manor and park complex as a category of natural and cultural heritage] Problemy regional'noy ekologii, 3, p. 195-203. (In Russ.).

9. Gorokhova, K.N. (2019) Kul'turno-obshchestvennyye aspekty razvitiya dvoryanskoy usad'by XVIII veka [Cultural and social aspects of the development of the noble estate XVIII century.]. Uchenyye zapiski. Elektron. nauch. zhurnal Kursk. gos. un-ta, 2 (50), p. 6-11. (In Russ.).

10. Grigoryeva, Ye.P. (2014). Sovremennyye funktsii byvshih dvoryanskih usadeb [Modern functions of former noble estates]. Journal of Molodoy uchenyy, 7, 76—79. (In Russ.).

11. Krasnobayev, I.V. (2007). Sohraneniye i ispol'zovaniye sel'skih dvoryanskih usadeb v sovremennoy Rossii: problemy i perspektivy [Preservation and use of rural noble estates in modern Russia: problems and prospects]. Vestnik TGASU, 2, p. 25—36. (In Russ.).

12. Makrinova, Ye.I., Lysenko V.V., Rybochkina Ye.A. (2020) Formirovaniye aktivnoy politiki gosudarstva v sfere podderzhki industrii turizma v usloviyakh krizisa [Formation of an active policy of the state in the field of supporting the tourism industry in a crisis]. Vestnik Belgorod. un-ta kooperatsii, ekonomiki i prava, 4, p. 27—41. (In Russ.).

13. Novosel'skaya, V.V. (2016). Kul'turnoye prostranstvo territorii kak resurs ekonomiki vpechatleniy [Cultural space of the territory as a resource of the economy of impressions]. Znaniye. Ponimaniye. Navyk, 3, p. 72—83. (In Russ.).

14. Otnyukova, M.S. (2021) Innovatsii v turizme v usloviyakh pandemii i postkrizisnyy period. [Innovations in tourism during the pandemic and the post-crisis period] Innovatsionnyye tekhnologii upravleniya i strategii territorial'nogo razvitiya turizma i sfery gostepriimstva: materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnyye tekhnologii upravleniya i strategii territorial'nogo razvitiya turizma i sfery gostepriimstva» 24 sentyabrya 2021 g., / kol. avtorov; pod. red. Ye.Ye. Konovalovoy, Moscow, p. 562-569. (In Russ.).

15. Otnyukova, M.S. (2021) Vliyaniye ekonomiki vpechatleniy na razvitiye sovremennogo turizma. [The impact of the experience economy on the development of modern tourism.] Psikhologo-ekonomicheskiye issledo-vaniya. Pod redaktsiyey d-r ekon. nauk, prof. A.N. Neverova.

16. Otnyukova, M.S., Anikin, S.B., Milshin, Yu.N. (SBS 2020) Ecotourism in the context of sustainable development: Legal and sociological aspects. Proceedings of the International Scientific and Practical Forum on Social and Behavioral Sciences Cham, Switzerland: Springer Nature. (pp. 1-12).

17. Russkaya usad'ba — proshloye dlya budushchego. (2022) Proyekty i programmy [Russian estate — the past for the future. Projects and programs]. Natsional'nyy fond «Vozrozhdeniye russkoy usad'by». [Online] Available: http://www.fondus.ru/ (February 25, 2022).

18. Semonov, V., Semonov, N. (1998). Saratov dvoryanskiy. Iz glubiny vekov. Starinnyye boyarskiye i dvoryanskiye rody v Saratovskom kraye [From the depths of centuries. Ancient boyar and noble families in the Saratov region] Journal of Volga, 11-12, p. 59-127. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Solontseva, M.S. (2014). Istoriya i perspektivy razvitiya usadebno-usadebnogo turizma [History and prospects for the development of the estate and estate tourism]. Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta, 2, p. 227—230. (In Russ.).

20. Svedeniya iz Yedinogo gosudarstvennogo reyestra ob"yektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federatsii (2022). Portal otkrytykh dannykh Ministerstva kul'tury RF [Information from the Unified State Register of Cultural Heritage Objects (Monuments of History and Culture) of the Peoples of the Russian Federation] [Online] Available: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn (February 25, 2022).

21. Tihonov, Yu.A. (2005) Dvoryanskaya usadba i krestyanskiy dvor v Rossii XVII-XVIII vv.: sosuschestvovanie i protivostoyanie. [Nobility and peasant's courtyard in Russia, XVII-XVIII centuries: coexistence and opposition] Moscow; Saint Petersburg: Summer garden — p. 448. (In Russ.).

22. Vivatenko, S.V. (2019). Dvoryanskiye usad'by kak tsentry ekonomicheskoy i kul'turnoy zhizni Rossii [Noble estates as centers of economic and cultural life in Russia]. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2, p. 178—184. (In Russ.).

23. World Tourism Organization UNWTO / Specialized agency of the United Nations. — http://www2.unwto.org/

24. Yedinyy informatsionno-razvlekatel'nyy portal o vozmozhnostyakh turizma i otdykha v Saratovskoy oblasti. (2022). [A single information and entertainment portal about the possibilities of tourism and recreation in the Saratov region]. [Online] Available: https:// www.tursar.ru/page-joy.php?j=2 (February 25, 2022).

25. Zlenko, A.D. (2019) Vospriyatiye «usadebnogo turizma» sovremennymi potrebitelyami [Perception of "homestead tourism" by modern consumers]. Journal of Molodoy uchenyy, 21 (259), p. 196-198. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.