Научная статья на тему 'Усадебный текст Г. Р. Державина и поэтов его круга'

Усадебный текст Г. Р. Державина и поэтов его круга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
922
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСАДЕБНЫЙ ТЕКСТ / Г.Р. ДЕРЖАВИН / ЛЬВОВСКО-ДЕРЖАВИНСКИЙ КРУЖОК / ИДИЛЛИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП / G.R. DERZHAVIN / N.A. LVOV AND G.R. DERZHAVIN’S LITERARY CIRCLE / COUNTRY ESTATE TEXT / IDYLLIC CHRONOTOPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Доманский Валерий Анатольевич

В статье рассматриваются произведения Г.Р. Державина, в первую очередь его поэма «Евгению. Жизнь Званская», а также стихотворения поэтов львовско-державинского кружка с точки зрения оформления в них усадебного идиллического хронотопа. Отмечается, что Державин создал завершённый усадебный текст с типичными для будущих подобных текстов топосами и локусами. Утверждается, что данный усадебный идиллический хронотоп будет определять предромантические и отчасти романтические усадебные тексты в XIX веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper considers G.R. Derzhavin’s country estate text, which is accomplished and contains topoi and loci typical for the subsequent texts of this type. The country estate idyllic chronotope was developed by G.R. Derzhavin, first and foremost in his poem “To Eugene. Life at Zvanka”, as well as by N.A. Lvov and G.R. Derzhavin’s literary circle. It is stated that this chronotope should have determined the pre-romantic and, partially, romantic country estate texts of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Усадебный текст Г. Р. Державина и поэтов его круга»

Том 157, кн. 2

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2015

УДК 821.161.1

УСАДЕБНЫЙ ТЕКСТ Г.Р. ДЕРЖАВИНА И ПОЭТОВ ЕГО КРУГА

В.А. Доманский Аннотация

В статье рассматриваются произведения Г.Р. Державина, в первую очередь его поэма «Евгению. Жизнь Званская», а также стихотворения поэтов львовско-державинского кружка с точки зрения оформления в них усадебного идиллического хронотопа. Отмечается, что Державин создал завершённый усадебный текст с типичными для будущих подобных текстов топосами и локусами. Утверждается, что данный усадебный идиллический хронотоп будет определять предромантические и отчасти романтические усадебные тексты в XIX веке.

Ключевые слова: усадебный текст, Г.Р. Державин, львовско-державинский кружок, идиллический хронотоп.

До середины XVIII в. усадебный текст в русской литературе практически отсутствовал, но сельские пасторальные мотивы уже появляются в творчестве А.Д. Кантемира. Его стихотворение «О жизни спокойной» (1726-1728) исследователи называют «первой поэмой о сельской усадьбе в русской литературе» [1, с. 59]. Вместе с тем конкретные усадьбы стали изображаться значительно позже, и первая из них была воспета М.В. Ломоносовым. Речь идёт о загородной резиденции Елизаветы Петровны - Царском Селе («Ода, в которой Её Величеству благодарение от сочинителя приносится за оказанную ему высочайшую милость в Сарском Селе августа 27 дня 1750 года»). В поэтической картине, нарисованной Ломоносовым, используется основная мифологема поэмы о сельской усадьбе: угодья уподобляются райскому саду, цветущему во всякое время года, а сама Елизавета сопоставляется с садовником, заботой которого является расцвет наук, обеспечивающих будущее процветание государства.

Мои источники венчает Эдемской равна красота, Где сад богиня насаждает, Прохладны возлюбив места; Поля, где небу подражают, Себя цветами испещряют. Не токмо нежная весна, Но осень тамо юность года; Всегда роскошствует природа, Искусством рук побуждена (О.).

Частные усадьбы российских дворян в это время ещё не стали объектом особого внимания русской литературы. Ситуация существенно меняется с 1762 года -времени издания манифеста Петра III «О вольности дворянства», освободившего дворян от обязательной службы государству. С этого периода в русской провинции начинается невиданный подъём усадебной культуры. В усадьбах, вдали от городской суеты, возникают библиотеки, художественные галереи, театры, закладываются регулярные сады, ведётся интенсивная духовная жизнь. Усадебная культура начинает закрепляться и в художественных текстах. Поначалу изображаются только усадьбы вельмож, усадьбы небогатых дворян будут воспеваться чуть позже, в эпоху романтизма. Доминирующим жанром для усадебных текстов становится ода, а затем - дружеское послание и идиллия.

Г.Р. Державин противопоставляет стеснённой и суетной жизни в столице свободную и гармоничную жизнь в усадьбе. В его поэме «Евгению. Жизнь Званская» (1807) наиболее зримо воплощён усадебный архетип в пределах художественного поэтического пространства. Исследователи испытывают затруднение в определении жанра произведения Державина, называя его «жанрово свободным» или «первой в русской поэзии попыткой создания романа в стихах» [2, с. 286-287]. Вместе с тем можно утверждать, что это первый классический образец поэмы о сельской усадьбе. В ней на первом плане выступают не государственные или общественные ценности, а простые радости частной жизни человека: внутренняя гармония и гармония с окружающими людьми, миром природы, любовь, семейное счастье, дружба, здоровье, наслаждения земными благами, земледельческий труд, поэзия, творчество.

Возможно ли сравнять что с вольностью златой, С уединением и тишиной на Званке? Довольство, здравие, согласие с женой... <...>

Играем в карты мы, в ерошки, в фараон, По грошу в долг и без отдачи.

Оттуда прихожу в святилище я муз, И с Флакком, Пиндаром, богов восседши в пире, К царям, к друзьям моим, иль к небу возношусь, Иль славлю сельску жизнь на лире. <...>

Иль утомясь, идём скирдов, дубов под сень; На бреге Волхова разводим огнь дымистый; Глядим, как на воду ложится красный день, И пьём под небом чай душистый (Е., с. 272, 274, 276).

Эти ценности закрепляются посредством характерных для данного времени анакреонтических и горацианских мотивов. Они были свойственны и другим державинским текстам и прежде всего стихотворению «Похвала сельской жизни» (1798). В нём, кроме того, появляются темы поэмы Гесиода «Труды и дни», до сих пор не замеченные другими исследователями. Как и в поэме Гесиода, большую часть текста составляет описание сезонных работ и занятий, а также похвала домовитой хозяйке.

Державин задолго до традиций XIX века увидел феномен русской усадьбы в том, что она соединяет в единое целое разъединённые в ходе петровских реформ сословия русского общества: дворянство и крестьянство. Ещё одна существенная черта усадебного текста «Похвалы сельской жизни» - развёрнутые фламандские картины в описании еды. В сознании читателя невольно оживают полотна фламандских мастеров XVII века, изображающие разнообразную снедь:

Горшок горячих, добрых щей, Копчёный окорок под дымом; Обсаженный семьёй моей... <...>

Капусты сочныя кочан, Пирог, груздями начинённый, И несколько молочных блюд. (П., с. 207).

Эти художественные открытия Державин будет использовать и в своей поэме «Евгению. Жизнь Званская». В ней он, по существу, создаёт завершённый усадебный текст с его пространственно-временными координатами, философией рая на земле, многими типичными для будущих усадебных текстов локусами и топосами. Основу художественного пространства поэмы составляет идиллический хронотоп, который будет определять предромантические и отчасти романтические усадебные тексты. Известный исследователь творчества Державина Д.В. Ларкович вычленяет составляющие этого хронотопа: «локальность и замкнутость идиллического пространства, циклический характер времени, редуцированный спектр форм человеческой жизнедеятельности (рождение, смерть, брак, труд, еда, питьё и т. п.), органическую связь жизни человека с жизнью природы и т. п.» [3, с. 67].

Текст поэмы представляет собой своеобразную экскурсию по русской усадьбе и изложение обычного распорядка дня лирического героя, который выступает в нескольких ипостасях. Он одновременно и помещик, и добрый русский барин, и поэт. Его усадебная жизнь объединяет в своём течении жизнь линейную, индивидуальную с жизнью цикличной, природной. А сама усадьба выполняет две функции: хозяйственную и культурную, эстетическую. Первая больше приближена к русскому крестьянскому миру, бытовой культуре, что позволяет говорить о присутствии в поэме элементов бытового реализма, фламандства.

Я озреваю стол - и вижу разных блюд Цветник, поставленный узором. Багряна ветчина, зелёны щи с желтком, Румяно-жёлт пирог, сыр белый, раки красны, Что смоль, янтарь - икра, и с голубым пером Там щука пёстрая: прекрасны! (Е., с. 274-275).

Особое место в поэме отведено наслаждению сельским трудом, вкусным обедом, лицезрению разной домашней живности, развлечениям (охоте, игре в карты, чтению). Своим усадебным текстом Державин вводит в русскую поэзию традицию художественного описания обедов, русского застолья. По мысли В.А. Западова, задолго до пушкинского «Евгения Онегина» державинская поэма

может считаться «наиболее ярким произведением, возводящим в поэзию повседневную жизнь человека» [4, с. 18].

Вторая сторона усадебного текста свидетельствует о высоких духовных запросах её владельца - мудреца, философа, поэта. Державин не случайно избрал жанром своего произведения дружеское послание. Поэт декларирует систему ценностей, которую разделяют его единомышленники, близкие друзья, люди искусства, входившие в так называемый львовско-державинский кружок (поэты Н.А. Львов, М.Н. Муравьёв, А.М. Бакунин, В.В. Капнист, композиторы Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич, художники Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов). Именно в этом кружке сформировалось то направление, которое в истории русской литературы позднее получило наименование «предромантизм».

Общность эстетических позиций Державина и поэтов этого кружка сказалась на сходстве усадебных текстов, что можно отметить на примере сравнительного анализа стихотворения В.В. Капниста «Обуховка» и поэмы Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская». Как и державинская поэма, стихотворение начинается с противопоставления спокойной, размеренной жизни в усадьбе суетной жизни в столице. Затем описывается сама усадьба и окружающая её природа. Можно отметить исключительную подробность и конкретность описаний в обоих текстах: указывается точное географическое местоположение усадьбы, перечисляются все строения на её территории, обитатели, называются произрастающие в саду цветы, кустарники и деревья, а также изображаются подаваемые на стол блюда. В центре повествования - описание обычного дня (с утра до вечера) лирического персонажа. Герой Капниста, как и державин-ский, не только проживает свою жизнь в усадьбе, но и моделирует её по законам искусства.

Можно говорить также о сходстве финалов усадебных текстов Державина и Капниста. В них на смену идиллии в изображении усадебной жизни приходит элегия, которая связана с тревожными размышлениями лирического героя о конечности бытия человека, быстротечности жизни, неизбежности смерти. В.А. Западов заметил, что поэма Г.Р. Державина создавалась как полемика с элегией В.А. Жуковского «Вечер» (справедливее было бы отнести эту мысль именно к финальной части поэмы «Евгению. Жизнь Званская»). «Герою Жуковского - унылому юноше, разочарованному и страдающему, целиком погружённому в воспоминания и в думы о близкой смерти, - как полагает исследователь, - противостоит у Державина бодрый старик» [4, с. 17]. Действительно, герои Державина и Капниста, соизмеряя жизнь со своими делами, принимают смерть как неизбежность. Поэты даже заканчивают усадебные тексты эпитафией, отмечая в ней свои подлинные заслуги. Приведём в качестве примера эпитафию В.В. Капниста:

«Капнист сей глыбою покрылся, Друг муз, друг родины он был; Отраду в том лишь находил, Что ей как мог, служа, трудился, И только здесь он опочил» (Об.).

В произведениях Державина и поэтов его круга оформились идеалы усадебной жизни в русле просветительского мировосприятия. Они проявляются в понимании усадьбы как парадиза на земле, философском отношении к богатству, прославлении внутренней свободы и независимости человека, досуга, употребляемого на садоводство и земледелие, учёные и литературные занятия, дружеское общение и гостеприимство, а также в философском и эстетическом отношении к природе. Эти тексты можно рассматривать как прообразы будущих усадебных повестей и романов, составляющих большой корпус произведений русской литературы XIX века. Они пока имеют другую структуру: отсутствует многофункциональный романтический сад и усадебный романтический сюжет, связанный с ним. Вместе с тем в рассмотренных текстах впервые заявлен усадебный хронотоп, который получит развитие в произведениях многих русских писателей для художественного воплощения социальных, философских и нравственно-эстетических идей их времени.

Summary

V.A. Domansky. The Country Estate Text of G.R. Derzhavin and the Poets of His Circle.

This paper considers G.R. Derzhavin's country estate text, which is accomplished and contains topoi and loci typical for the subsequent texts of this type. The country estate idyllic chronotope was developed by G.R. Derzhavin, first and foremost in his poem "To Eugene. Life at Zvanka", as well as by N.A. Lvov and G.R. Derzhavin's literary circle. It is stated that this chronotope should have determined the pre-romantic and, partially, romantic country estate texts of the 19th century.

Keywords: country estate text, G.R. Derzhavin, N.A. Lvov and G.R. Derzhavin's literary circle, idyllic chronotope.

Источники

0. - Ломоносов М.В. Ода, в которой Её Величеству благодарение от сочинителя прино-

сится за оказанную ему высочайшую милость в Сарском Селе августа 27 дня 1750 года. - URL: http://rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/01ody_t/012.htm, свободный.

Е. - Державин Г.Р.Евгению. Жизнь Званская // Державин Г.Р. Сочинения. - М.: Правда, 1985. - С. 272-279.

П. - Державин Г.Р. Похвала сельской жизни // Державин Г.Р. Сочинения. - М.: Правда, 1985. -С. 205-207.

Об. - Капнист В.В. Обуховка. - URL: http://cacca.ru/publ/k/kapnist_vasilij/obukhovka/99-1-0-6299, свободный.

Литература

1. Зыкова Е.П. Поэма о сельской усадьбе в русской идиллической традиции // Миф. Пастораль. Утопия. Литература в системе культуры. - М.: МГОПУ, 1998. - С. 58-71.

2. Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и её место в поэзии начала XIX в. // Державин Г.Р. Анакреонтические песни. - М.: Наука, 1987. - С. 251-295.

3. Ларкович Д.В. Г.Р. Державин и художественная культура его времени: формирование индивидуального авторского сознания. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 343 с.

4. Западов В.А. Поэтический путь Державина // Державин Г.Р. Стихотворения. -Л.: Худож. лит., 1981. - С. 3-18.

Поступила в редакцию 18.11.14

Доманский Валерий Анатольевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры межкультурных коммуникаций, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.