Научная статья на тему 'УСАДЬБА УМЯСТОВСКИХ В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ДВОРЕЦ ЛАЗЕНКИ В ВАРШАВЕ'

УСАДЬБА УМЯСТОВСКИХ В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ДВОРЕЦ ЛАЗЕНКИ В ВАРШАВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ / АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Платонова Р.М., Захавай Е.А.

Рассмотрены вопросы сохранения и использования исторических дворцово-парковых и усадебно-парковых комплексов в Республике Беларусь. На основе проведенного архитектурно-стилистического и архитектурно-композиционного анализов усадьбы Умястовских в Гродненской области, являющейся копией дворца Лазенки в Варшаве, библиографических изысканий установлено, что усадьба Умястовских нуждается в реконструкции и реставрации. Рекомендовано при восстановлении усадьбы в современных условиях максимально сохранить ее исторический облик, включая здания и сооружения, парковые композиции, водные системы во взаимосвязи с природным окружением. Предложено использовать историческую усадьбу как культурно-туристический объект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UMIASTOWSKIS PLACE IN GRODNO REGION AND LAZIENKI PALACE IN WARSAW

The problems of preservation and use of historic palace and park, homestead and park, garden and park complexes, places of worship in the Republic of Belarus. On the basis of architectural and stylistic and compositional analyzes of Umiastowskis place and Lazienki Palace in Warsaw, bibliographic research, the authors have established that the architectural heritage of Umiastowskis is in need of renovation and restoration.

Текст научной работы на тему «УСАДЬБА УМЯСТОВСКИХ В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ДВОРЕЦ ЛАЗЕНКИ В ВАРШАВЕ»

УДК 72.03(476.6)

УСАДЬБА УМЯСТОВСКИХ В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ДВОРЕЦ ЛАЗЕНКИ В ВАРШАВЕ

канд. техн. наук, доц. Р.М. ПЛАТОНОВА; ЕА. ЗАХАВАЙ (Полоцкий государственный университет)

Рассмотрены вопросы сохранения и использования исторических дворцово-парковых и усадебно-парковых комплексов в Республике Беларусь. На основе проведенного архитектурно-стилистического и архитектурно-композиционного анализов усадьбы Умястовских в Гродненской области, являющейся копией дворца Лазенки в Варшаве, библиографических изысканий установлено, что усадьба Умястовских нуждается в реконструкции и реставрации. Рекомендовано при восстановлении усадьбы в современных условиях максимально сохранить ее исторический облик, включая здания и сооружения, парковые композиции, водные системы во взаимосвязи с природным окружением. Предложено использовать историческую усадьбу как культурно-туристический объект.

Ключевые слова: дворцово-парковые комплексы, усадьба, архитектурно-композиционный анализ, реконструкция, реставрация.

Введение. Республика Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, истории, археологии, искусства, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями. Сады и парки - важнейшие элементы ландшафтов населенных мест, их водно-зеленых систем. Создание новых и реконструкция существующих садов и парков связаны с решением ведущих социальных задач - организацией среды для досуга населения и улучшением окружающей среды. Досуг рассматривается как сочетание функций отдыха, развлечений, развития творческих способностей людей. Задачи проектирования садов, парков, лесопарков являются и новыми, и традиционными. Современное парковое строительство, используя исторические приемы ландшафтной композиции, развивая их, одновременно по-новому решает социально-функциональные вопросы размещения, планировочной организации и состав объектов.

Принципы садово-паркового искусства формировались столетиями. В процессе развития ландшафтного искусства за многие века были выработаны разнообразные приемы организации садов и парков, которые отражали различия в природно-климатических условиях, бытовые и культурные традиции, эстетические взгляды той или иной исторической эпохи. Известные композиционные приемы в ландшафтном искусстве условно можно свести к двум: регулярный и пейзажный. Для первого характерна четкая геометрическая, а для второго - живописная планировка территории, группировки зеленых насаждений, размещение архитектурных элементов. Указанные направления в садово-парковом искусстве иногда называют соответственно французским и английским стилями.

Первые упоминания о садах и парках Беларуси относятся к XV веку. Они устраивались при коллегиумах, монастырях, замках феодалов и имели преимущественно утилитарное значение. Самые старые из сохранившихся парков относятся к XVIII веку. Из регулярных парков наибольшей пышностью обладал Бочейковский в Витебской области. Во второй половине XVIII - начале XIX века в садово-парковом строительстве Беларуси регулярный стиль постепенно вытесняется пейзажным стилем [1-3].

Восстановление облика парка - длительный процесс, требующий существенных материальных затрат и времени. Все исторические сады и парки не могут быть одновременно реставрированы. Их же окружение постоянно изменяется. Только учет перспективных задач охраны садово-паркового наследия при разработке генеральных планов населенных мест, выделение парков в охраняемые ландшафтные зоны, выявление и сохранение при этом необходимых пространственных связей с исторически сложившимся ландшафтным и градостроительным окружением создают основу для последующего восстановления и значительного обогащения ландшафта города или села в целом.

Усадебных парков в стране было около 1000. Правильнее говорить о дворцово-парковых ансамблях в имениях наших соотечественников. В настоящее время в различном состоянии сохранилось около 600 парков, в том числе в Витебской области 62 объекта садово-паркового искусства [4; 5]. Однако многие из них сильно пострадали и не могут быть восстановлены. Большинство парков без ухода превратились в лесные массивы, нарушена их территориальная и визуальная целостность, изменен режим водных систем. Проблемы их реконструкции и реставрации в настоящее время актуальны и являются одной из основ формирования национального самосознания. На сегодняшний день одним из ярких примеров дворцово-паркового и усадебно-паркового искусства являются Лазенки в Варшаве и усадьба Умястовских в Гродненской области.

Основная часть. Деревня Жемыславль появилась на картах и в официальных документах Речи По-сполитой в начале XVII века. Своё название она получила от имени шляхетского рода Жемлов. Здешние края невысоко ценились среди могущественных магнатских родов Великого Княжества Литовского. По-

этому, если не считать расположенных по соседству Гольшанского и Геранёнского замков, владели поместьями здесь, как правило, средние и обедневшие слои шляхты. Не изменил ситуацию даже тот факт, что Жемыславль в начале XVIII века в качестве приданного перешёл от Жемлов к известным отечественным магнатам Пацам. Эти крупные землевладельцы рассматривали своё очередное приобретение лишь как ещё одно сельскохозяйственное имение, единственная польза от которого заключалась в небольшом доходе с крепостных крестьян. В 1784 году они легко с ним расстались, продав одному из местных помещиков К. Щиту. Вероятно, при последнем здесь появилась первая хозяйская "усадьба" - большой деревянный одноэтажной дом в стиле барокко с оштукатуренными и побеленными стенами, с просторной мансардой под высокой красной черепичной крышей. По бокам от него размещалось несколько деревянных флигелей с различными хозяйственными помещениями. Рядом с усадьбой находилась небольшая, но изящная деревянная часовенка с оригинальным резным декором. Однако и К. Щит владел этой удалённой от главных дорог деревушкой сравнительно недолго.

В 1805 году Жемыславль стал собственностью графов Умястовских. Этот древний белорусский шляхетский род никогда не относился к особенно зажиточным, но зато среди шляхты Западной Беларуси всегда пользовался всеобщей известностью и уважением.

В 1828 году маршалок (предводитель) шляхты Ошмянского уезда Казимир Умястовский вместе со своей женой Юзефой положили начало превращению скромной усадьбы в Жемыславле в роскошный дворцово-парковый комплекс на высоком берегу реки Гавья притока Немана. Надо признать, что его возведение шло несколько необычным путем и затянулось из-за финансовых проблем на десятилетия. Самым удивительным фактом является то, что Умястовские решили временно оставить в целости и сохранности деревянный барочный дом Щита, где они и поселились. Строительство сначала затронуло лишь боковые флигели. Старые деревянные здания были снесены, а на их месте, по бокам от усадебного дома, возвели два двухэтажных просторных павильона («официны») с красивыми четырехколонными портиками в довольно редком для Беларуси тосканском стиле. Рядом появились дополнительные хозяйственные постройки (конюшня, каретная, амбары), оранжерея и манеж для лошадей [6; 7].

К сожалению, Казимир Умястовский так и не сумел завершить строительство комплекса. Лишь после его смерти в 1863 году Юзефа Умястовская возобновила процесс возведения дворцово-парковой резиденции (рис. 1), при этом внешним своим видом будущий дворец должен был копировать одну из польских королевских резиденций.

Рисунок 1. - Усадьба Умястовских (1875 г.)

Причины, подтолкнувшие Юзефу Умястовскую к строительству шикарной и дорогостоящей резиденции, объяснимы. С конца XVIII века в Европе небывалую популярность получило такое направление в архитектуре и искусстве, как романтизм. Одной из самых характерных для него черт был возврат в романтическое прошлое через копирование самых прекрасных шедевров зодчества. Эта мода проявилась и на Беларуси - в реставрации и постройке дворцов, а также храмов в неоготическом стиле. Но к середине XIX века стали заимствоваться и другие великолепные памятники романского стиля, стиля «ренессанс», барочного и даже классического. Копирование варшавской резиденции короля Станислава Августа «Лазенки» (рис. 2), построенной архитектором Д. Мерлини в 1784-1795 годах, было довольно распространенным событием. Объясняется это царившей в XIX веке среди белорусской шляхты ностальгией по тем временам Речи Посполитой, когда центральная власть была чрезвычайно слаба и мало вмешивалась в повседневную жизнь привилегированных слоев общества. Именно благо-

даря этому в удаленных местах Беларуси, Украины и Литвы стали возводиться копии королевских резиденций Польши.

Рисунок 2. - Дворец «Лазенки» в Варшаве

Усадьба Умястовских в наши дни представлена на рисунке 3. Это Т-образное в плане (рис. 4) двухэтажное симметричное здание в стиле классицизма.

Рисунок 3. - Усадьба Умястовских в наши дни

1 - здание дворца; 2 - гидроэлектростанция; 3 - ледовня; 4 - хозяйственные постройки

Рисунок 4. - План усадебного комплекса

Источник: Федорук, А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии / А.Т. Федорук. - Минск : Ураджай, 1989. - 247 с.

Плоскую крышу дворца, оформленную в виде обширной прогулочной площадки, огородили красивой балюстрадой. В её центре располагался большой бельведер (надстройка кубообразной формы над основным объемом здания) с огромными арочными окнами, украшенными цветными витражами.

Парадный фасад дворца имел оригинальную форму - главный вход был выделен глубокой открытой лоджией с мозаичным полом. Перед лоджией были четыре колоны коринфского ордера, не выступающие за общий периметр здания. Что касается тыльного фасада, то здесь присутствовал традиционный для классицизма четырехколонный портик с обычным для того времени треугольным фронтоном.

Декоративное решение фасадов также целиком соответствовало классическому стилю: большие прямоугольные оконные проемы чередовались с пилястрами, на втором этаже находились оригинальные ажурные балконы, а на торцах здания располагались более низкие объемы с открытыми террасами. В целом же дворцовый комплекс в Жемыславле характеризовался современниками как «весьма изящный, подобный на Лазенковский, но более высокий».

При жизни Юзефы Умястовской так и не успели приступить к созданию роскошного внутреннего убранства дворца. Но в 1877 году новым хозяином Жемыславля стал её единственный сын Владислав, который вместе со своей молодой женой Яниной поселился в одном из боковых флигелей и стал лично контролировать завершающий этап строительства своей резиденции. При этом внутренняя планировка и интерьеры, по мере возможности, копировали с лазенковского оригинала. Коридорная схема размещения помещений сочеталась с анфиладной. При этом в центре здания находился большой квадратный парадный зал. Обогревались же комнаты мраморными печами и каминами в «парижском стиле». Некоторые из них сохранились до нашего времени.

Большая часть парадных и жилых помещений имела паркетный пол с оригинальной орнаментацией. Кроме того, стены были украшены дубовыми панелями и фресковыми росписями, которые также сохранились в хорошем состоянии. Дополняла обстановку мебель, изготовленная местными мастерами и поражавшая гостей своей объемной резьбой и необычными формами. Относительно небольшие размеры дворца привели к тому, что практически все хозяйственные помещения и жилье для прислуги находились или на подвальном уровне, или вообще были вынесены за пределы здания.

До конца 1880-х годов строительство дворцового комплекса было закончено. Завершающим этапом тут стала разбивка вокруг резиденции небольшого пейзажного парка общей площадью до семи гектаров. Его созданием занимался французский садовник Джеймс, которому было приказано сделать парк как можно более похожим на «лазенковский». От главного въезда в резиденцию, выделенного четырьмя пилонами с воротами, к дворцу вела широкая липовая аллея длиной около восьмидесяти метров.

Парадный двор был устроен в виде круглого партера с декоративно подстриженным газоном и кустарниками. Также на территории усадьбы располагались экземпляры редких деревьев. Например, ясень Пенсильванский (рис. 5), который сохранился до наших дней как памятник живой природы.

Рисунок 5. - Редкое дерево ясень Пенсильванский

На территории усадьбы размещалась каменная часовенка со скульптурой Божией Матери. Перпендикулярно главной аллее шла ещё одна - каштановая, по которой можно было попасть в обширный плодовый сад. За тыльным фасадом парк круто обрывался к искусственному водоёму, площадью в шестьдесят гектаров, устроенному тут для подражания "Лазенкам". Хорошо оборудованная лодочная станция позволяла хозяевам и гостям Жемыславля разнообразить своё пребывание здесь, а также посетить заречную часть парка, куда также вёл широкий арочный мост. В этой части комплекса до наших дней сохранился интересный памятник архитектуры - высокий восьмигранный в плане «скарбец», имевший по периметру оригинального вида галерею-аркаду.

В отдельных друг от друга помещениях одновременно находились склады, конюшня, семейная часовня, винокурня и сыроварня. До нашего времени сохранились амбар (рис. 6, а) и ледовня (рис. 6, б).

Рисунок 6. - Хозяйственные постройки

Во время первой мировой войны Жемыславль осенью 1915 года был оккупирован немецкими войсками. От разграбления, а возможно, и от уничтожения этот памятник архитектуры спасло размещение в нем военного санатория, где раненные офицеры и солдаты восстанавливали свои силы перед возвращением на фронт.

После окончания гражданской и советско-польской войн Жемыславль оказался на территории Западной Беларуси и был возвращен польскими властями Умястовским. О восстановлении усадьбы в послевоенное время сейчас нам практически ничего не известно. Однако широкую огласку получил факт передачи этого дворцово-паркового комплекса в конце 1930-х годов Виленскому университету Стефана Батория под научно-практический филиал, имевший природоведческую и сельскохозяйственную специализацию, о чем свидетельствует сохранившаяся мемориальная плита, установленная на пилонах, размещённых по бокам кленовой аллеи в западной части парка.

В целом - до наших дней сохранились практически все основные постройки усадьбы (кроме часовни) и даже частично интерьеры дворца (рис. 7).

б

а

Рисунок 7. - Зал усадьбы с печью (а) и мраморный камин (б) в «парижском стиле»

В отличие от усадьбы Умястовских, дворцово-парковый комплекс Лазенки - это самая красивая пространственная композиция Варшавы и одна из лучших в Европе, восхищающая как зеленью, так и архитектурой. Он включает парк (76 гектаров природы в центре города), а также многочисленные исторические объекты. Парк возник вследствие облагораживания бывшего дикорастущего леса, где «удерживали» в естественных условиях дичь. Дворцово-парковый комплекс лежит в центральном городском районе (Средместье), на Уяздовской аллее (Aleje Ujazdowskie), части «Королевского тракта», связывающего Королевский дворец в центре Варшавы с дворцом в Вилянуве на юге. К северу от парка, на другой стороне улицы Агрикола, стоит Уяздовский дворец. Парк Лазенки был оформлен в XVII веке Тильманом ван Гамереном в стиле барокко для великого коронного гетмана Станислава Любомирского. Парк получил название Лазенки («бани») из располагавшегося там купального павильона.

В 1764 году парк приобрёл Станислав Август Понятовский, после своего избрания королем Польши. Развитие парка в классическом стиле стало главным проектом короля Станислава Августа. Дворцово-парковый комплекс был разработан Домиником Мерлини и садовником Яном Кристианом Шухом. Построенные ими здания располагались рядом или недалеко от озера Лазенки и речки Лазенки. Дворец Станислава Августа находился на берегу озера и, следовательно, получил название «Дворец на воде» [8-10].

Мебель и картины во дворце выдержаны в классическом стиле. Над зданием доминирует аттик, поддерживаемый колоннами и украшенный статуями мифологических персонажей (рис. 8).

Рисунок 8. - Интерьер дворца в наши дни

Дворец расположен на искусственном острове в озере Лазенки и связан с остальной частью парка двумя аркадами мостов. Длинное озеро Лазенки делит дворец на две части: меньшую - северную; более крупную - южную.

Первый этаж дворца включает в себя: «Комнату Вакха»; королевские ванны; бальный зал; портретную галерею; «Комнату Соломона»; ротонду с фигурами польских королей; часовню. В картинной галерее хранились работы Рубенса и Рембрандта. Также на первом этаже находилась обеденная комната, знаменитая своими «Четверговыми обедами», когда Станислав Август Понятовский приглашал к себе видных деятелей искусств, писателей и политиков. План здания - Т-образный (рис. 9), как и дворец Умя-стовских (см. рис. 4), построенный позже.

Рисунок 9. - План дворца Лазенки

На втором этаже расположены королевские апартаменты, ещё одна картинная галерея, балкон, королевский кабинет, королевские спальни и гардероб, офицерская комната. Дворец на воде был сожжён в результате Варшавского восстания 1944 года, но планы немцев по подрыву здания не были осуществлены. Дворец и парк были восстановлены в течение нескольких лет после Второй мировой войны.

Лазенки сегодня выполняют разнородные функции - это музейное подразделение, место событий культурного, научного, развлекательного характера, а также любимое место прогулок. Уже более 50 лет у подножия самого известного в мире памятника Фредерику Шопену в летний период по субботам и воскресеньям проходят бесплатные фортепьянные концерты.

Заключение. Лучшим архитектурным произведениям ХУ11-Х1Х и начала XX века были свойственны новая образная выразительность, своеобразное соединение архитектурных масс, динамика и экспрессия, сглаживание разрыва между функциональным назначением и декоративно-художественной формой здания. Сложно представить, как на основе достаточно жестких требований архитекторы творчески и разнообразно решали строительные задачи.

Изучение памятников архитектуры позволило сделать следующие выводы:

- необходимо исследовать историческое и архитектурное наследие страны;

- охранять и реставрировать сооружения с целью их дальнейшего использования;

- проводить реставрационные работы в полном объеме;

- использовать современные способы реставрации для максимальной сохранности исторических объектов.

За последние десятилетия в Беларуси восстановлено немало архитектурных памятников разных эпох, но в маленьких городках и местечках еще много неизвестных, неизученных и, как следствие, невосстановленных архитектурных жемчужин. Думается, со временем будут изысканы средства и возможности для реставрации каждого объекта, заслуживающего внимания ученых, туристов.

Проведенный анализ усадебно-паркового комплекса Умястовских в Гродненской области и дворцово-паркового комплекса Лазенки в Варшаве показал, что сегодня Лазенки не нуждаются в реконструкции и реставрации, в отличие от усадьбы Умястовских. Так исторически сложилось, что усадьба практически потеряла свой аутентичный интерьер, даже планировку, но некоторые здания остались в неплохом состоянии, однако многие из объектов, располагающиеся на этой усадьбе, следует восстанавливать.

В связи с этим предлагается при восстановлении усадебно-паркового комплекса Умястовских в деревне Жемыславль Гродненской области максимально сохранить его исторический облик, включая здания и сооружения, парковые композиции, водные системы во взаимосвязи с природным окружением. После восстановления создать условия для свободного доступа к усадьбе как памятнику истории и культуры. Можно также использовать историческую усадьбу как культурно-туристический объект. Первоочередные задачи - восстановление старинного парка, ограничение хозяйственной деятельности и застройки на территории усадьбы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, разработка программы реконструкции и реставрации усадьбы Умястовских представляется актуальной и требующей реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаранович, И.М. Проблемы сохранения и перспективы использования старинных парков Беларуси [Электронный ресурс] / И.М. Гаранович ; Центральный ботанический сад НАН Беларуси, г. Минск, Беларусь. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/152.

2. Сычева, А.В. Ландшафтная архитектура / А.В. Сычева. - М. : АСТ, 2007. - 82 с.

3. Пейзажный парк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

4. Потаев, Г. Ревитализация исторических усадеб как культурно-туристских объектов [Электронный ресурс] / Г. Потаев, Н. Власюк. - Режим доступа: http://ais.by/story.

5. Гаранович, И.М. Проблемы сохранения и перспективы использования старинных парков Беларуси [Электронный ресурс] / И.М. Гаранович, С.Е. Булыко, М.Н. Рудевич. - Режим доступа: http://www. pandia.ru/text/77/152.

6. Усадьба Умястовских д. Жемыславль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://caves.by/phpBB3/ viewtopic.php?f=14&t=66.

7. Усадьба Умястовских Ивьевский район, Гродненская область [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://planetabelarus.by/sights/970-ive/1908-usadba-umyastovskikh-v-zhemyslavle.

8. Варшава. Лазенки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.warszawa.ru/lazenki.html.

9. Королевский парк Лазенки в Варшаве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://livetrips.by/2016/ 07/park-lazenki-warszawa.html.

10. Достопримечательности Варшавы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.awaytravel.ru/ content.

Поступила 05.12.2016

UMIASTOWSKIS PLACE IN GRODNO REGION AND LAZIENKI PALACE IN WARSAW

R. PLATONOVA, E. ZAHAVAY

The problems of preservation and use of historic palace and park, homestead and park, garden and park complexes, places of worship in the Republic of Belarus. On the basis of architectural and stylistic and compositional analyzes of Umiastowskis place and Lazienki Palace in Warsaw, bibliographic research, the authors have established that the architectural heritage of Umiastowskis is in need of renovation and restoration.

Keywords: Palace and Park complexes, the manor house, and architectural-compositional analysis, reconstruction, restoration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.