Научная статья на тему 'Уровни развития личностного опыта исследовательской деятельности магистра педагогического образования'

Уровни развития личностного опыта исследовательской деятельности магистра педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА / PERSONAL EXPERIENCE / RESEARCH ACTIVITIES / DEVELOPMENT LEVELS OF PERSONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисова О. Ю.

Современная система высшего образования нацелена на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании молодежи. В статье рассматривается личностный опыт исследовательской деятельности, его уровни и методика их определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF PERSONAL EXPERIENCE OF RESEARCH ACTIVITY IN THE M.ED. EDUCATION

The article considers the personal experience of research activity, its levels and a technique of their determination

Текст научной работы на тему «Уровни развития личностного опыта исследовательской деятельности магистра педагогического образования»

Глубокий смысл хранится в пословицах, призывающих к миру и согласию: «Жалгыз агаш орман емес, жалгыз мрпш корган емес», «Жалгыздыц Yні шыкпас, жаяудыц шацы шыкпас» (Один в поле - не воин), <^рлк кайда болса, еркіндік сонда, ершдк кайда болса елдік сонда» (Где единство, там свобода, где свобода, там народ), <^ртп кетерген ЖYK жецт» (И тяжелая ноша легка, если поднята сообща), «Ырыс алды -ынтымак» (Первое условие достатка - согласие).

Характерной чертой казахского этноса является гостеприимство: «^онак келмеген Yй - мола» (Дом, в который не приходит гость, подобен могиле). В трудах В.В. Радлова, исследователя народной литературы казахов, подчеркивалась традиция гостеприимства как образец уважения к людям [4]. «^онак келсе, к^т келер» (Где гость, там и удача), «^онак атацнан да Yлкен» (Гость превыше отца).

Источником казахских пословиц и поговорок является также трудовая жизнь: «Ецбектщ кезш тапкан, байлыктыц езш табады» (Кто найдет источник труда, тот найдет само богатство), «Бейнет TYбі - зейнет» (Радость венчает труд), «Ецбек кылмай ер оцбас, бірлік кылмай ел оцбас» (Джигиту нет счастья без труда, народу - без единства), «Ецбек емір ажары» (Труд жизнь украшает), «Ердщ атын ецбек шыгарар» (Имя джигита трудом славится) [5].

Библиографический список

Таким образом, в произведениях устного народного творчества казахов утверждаются нравственные ценности, которых должен придерживаться человек. По причине содержательности и поучительности они живут в сокровищнице людской памяти. Осмысление этнической специфики в сфере фольклора, народного искусства, обычаев, обрядов - все это оказывает непосредственное воздействие на этническое самосознание. Воздействуя на чувства студента, они вызывают определенные мысли и настроения, помогают понять смысл моральных оценок, удовлетворяют потребность в единении со своим этносом. Формирование этнокультурных интересов студентов в содержании вузовского образования, на наш взгляд, будет эффективна, если учитывать этнокультурный аспект учебных дисциплин. Беседа, чтение и обсуждение рассказов, народных пословиц и поговорок, конкурсы, викторины на знание пословиц и поговорок и др. являются активными средствами воспитания, так как основаны на диалоге, обсуждении и воздействуют на эмоции студентов. Все это способствует стимулированию поступков, формированию понимания общественной значимости определенного поведения как субъекта этноса, формированию образца общественно значимого поведения в по-ликультурном обществе.

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.

2. Арутюнов, С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / С.А. Арутюнов, Н.Н. Чебоксаров // Расы и народы. - М., 1972. - Вып. 2.

3. Коменский Я.А. Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., 1989.

4. Радлов, В.В. Избранные сочинения. - Алматы, 1952.

5. Кейкин, Ж. ^азактыц 7777 макалы мен мэтелк - Алматы, 2002.

Bibliography

1. Volkov, G.N. Ehtnopedagogika: ucheb. dlya stud. sred. i vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2000.

2. Arutyunov, S.A. Peredacha informacii kak mekhanizm suthestvovaniya ehtnosocialjnihkh i biologicheskikh grupp chelovechestva / S.A. Arutyunov,

N.N. Cheboksarov // Rasih i narodih. - M., 1972. - Vihp. 2.

3. Komenskiyj Ya.A. Lokk D., Russo Zh.-Zh., Pestalocci I.G. Pedagogicheskoe nasledie / sost. V.M. Klarin, A.N. Dzhurinskiyj. - M., 1989.

4. Radlov, V.V. Izbrannihe sochineniya. - Almatih, 1952.

5. Keyjkin, Zh. ^аза^тыц 7777 маралы мен мэтелк - Almatih, 2002.

Статья поступила в редакцию 20.05.14

УДК 371

Fetisova O.Yu. LEVELS OF PERSONAL EXPERIENCE OF RESEARCH ACTIVITY IN THE M.ED. EDUCATION.

The article considers the personal experience of research activity, its levels and a technique of their determination. Key words: personal experience, research activities, development levels of personal experience.

О.Ю. Фетисова, инженер-лаборант каф. ботаники, зоологии и общей биологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система высшего образования нацелена на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании молодежи. В статье рассматривается личностный опыт исследовательской деятельности, его уровни и методика их определения.

Ключевые слова: личностный опыт, исследовательская деятельность, уровни развития личностного опыта.

Рассматривая опыт как одно из основных качеств личности, В.П. Беспалько [1] понимает под ним конкретные умения, которыми определяется возможность общественно-производительной деятельности человека.

Современная система высшего образования нацелена на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании молодежи. В этом контексте актуальным становится новый вид опыта - личностный.

По В.В. Серикову [2, с. 28], личностный опыт - это опыт осмысленного и рефлексируемого поведения его создателя.

В трактовке А.В. Зеленцовой [3, с. 7] личностный опыт - это компонент результата образования, который может рассматриваться в двух аспектах - содержательном и процессуальном.

Соглашаясь с такими позициями авторов, мы считаем, что овладение индивидом личностным опытом обусловливается его восприимчивостью к любым знаниям, накапливаемым в процессе обучения образам и символам, креативностью и критичностью мышления и ценностным ориентациям.

В современных российских вузах реализуется уровневое высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура), основанное на принципе непрерывности, в том числе касающегося развития исследовательского потенциала личности. Это развитие призвано обеспечивать готовность выпускника вуза к осуществлению исследовательской деятельности.

Личностный опыт исследовательской деятельности студентов формируется и развивается на протяжении всего периода

обучения в вузе, но особую роль в этом процессе играет магистратура.

Исследовательская деятельность студента магистратуры по направлению «Педагогическое образование» осуществляется целенаправленно, последовательно и многогранно, что позволяет в итоге сформировать его как педагога-исследователя. В понимании В.И. Горовой [4] педагог-исследователь - это личность, в которой сочетаются профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало. Основными качествами педагога-исследователя являются глубина научного познания, способность и готовность к исследовательской деятельности, творческая активность и самостоятельность.

На наш взгляд, личностный опыт будущего педагога-иссле-дователя должен отражать:

1) мотивационную направленность на исследовательскую деятельность (любознательность, интерес к творчеству, стремление к новому, к получению высокой оценки своего труда, личной значимости творческой деятельности, готовность к самосовершенствованию);

2) креативность мышления (продуцирование идей, вариативность подходов к решению одной и той же задачи, независимость суждений, критичность ума, способность к самоанализу и др.);

3) готовность к исследовательскому поиску (владение методологией исследовательской деятельности, комплексом методов педагогического исследования, умениями создавать авторские методики обучения, планировать и проводить эксперименты, использовать новаторский опыт исследовательской деятельности и др.).

Представляется, что наличие этих способностей и качеств обеспечит успешность исследовательской деятельности в реальной образовательной практике.

Психологической предпосылкой формирования личностного опыта магистра педагогического образования как будущего педагога может выступать мотивация к изучению передового педагогического опыта и способам его создания. В реальной образовательной практике со студентами ее источниками могут

быть проблемные задания, «лабиринт действий», аналитическая работа и др. Что касается педагогического аспекта формирования личностного опыта студентов, то оно может осуществляться в ходе непосредственного изучения новаторского педагогического опыта на основе интерактивных технологий. В нашей работе такими технологиями выступили: проблематизация целеполагание, планирование, оценка результатов деятельности. Каждая из них формировала соответствующие умения, которые явились ориентиром для оценки готовности магистров педагогического образования к исследовательской деятельности. С этой целью использовалась методика уровневого анализа. Суть ее состояла в том, чтобы с помощью метода самоанализа оценить уровень развития личностного опыта исследовательской деятельности магистров: базовый; продвинутый; высокий (таблица 1).

Непосредственная оценка владения студентами исследовательскими умениями проводилась с помощью методики самоанализа, предложенной Г.К. Париновой и Т.Н.Черняевой [5], основанной на методе тестирования. Суть методики в нашей интерпретации, заключалась в следующем: субъекту исследовательской деятельности предлагались задания, которые позволяли ему оценить самого себя с точки зрения сформированнос-ти личностного опыта. Студент должен был из предложенного списка выбрать тот вариант ответа, который соответствует уровню развития личностного опыта исследовательской деятельности. Ответы оценивались баллами - 1, 2, 3. Сумма баллов при ответе на вопросы выглядела следующим образом:

- от 0-6 баллов - 1-й уровень (погружение в проблему личностного опыта исследовательской деятельности);

- от 6-15 баллов - 2-й уровень (овладение теорией и методикой исследовательской деятельности);

- от 15-24 баллов - 3-й уровень (целенаправленное формирование личностного опыта исследовательской педагогической деятельности);

- от 24-33 баллов - 4-й уровень (готовность к осуществлению исследовательской деятельности).

Уровневые характеристики личностного опыта исследовательской педагогической деятельности

Таблица 1

Умение Базовый уровень Продвинутый уровень Высокий уровень

Проблематизация Умение формулировать проблему после рассмотрения конкретной ситуации Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему; умение изучать проблему под разными углами зрения; - умение формулировать гипотезу; - умение сужать проблему путем ограничения пространства и времени в ситуации, породившей проблему Умение из нескольких предложенных проблем выбрать главную и обосновать выбор

Целеполагание Умение формулировать цель деятельности по заданному результату - Умение выбирать главную цель; - умение обосновать выбор; - умение уточнять цель с учетом имеющихся средств ее достижения Умение ранжировать цели (личные, групповые), сужать и расширять их

Планирование Умение формулировать задачи, исходя из цели - умение планировать поэтапное достижение цели; - умение формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа; - умение планировать этапы деятельности Умение составлять сетевое планирование со структурой этапов, сроков, распределением задач и предполагаемых результатов; - умение выполнять графическое представление планирования

Действия - Умение анализировать результат по практической важности; - умение анализировать результат по соответствию цели; - рефлексия поставленной задачи и личных возможностей ее решения - Умение анализировать результат по социальной значимости; - умение анализировать результат по степени решения проблемы; - рефлексия результатов решения проблемы Умение анализировать результат по оптимальности затрат

Результаты проведенного исследования показали следующее. На базовом уровне развития личностного опыта исследовательской деятельности в контрольной группе оказались 44% студентов; на продвинутом уровне 26%; на высоком уровне 30% (рис. 1).

Исследование показало, что в группе, которая являлась экспериментальной, значительное количество студентов оценили себя по показателю «высокий уровень» - 47% (в контроле - 30%). Почти 40% респондентов отнесли себя к продвинутому уровню (в контроле 26%). Разница между контрольной и экспериментальной группами по базовому уровню составила 30%. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что формирование готовности магистра педагогического образования к исследовательской деятельности должно осуществляться целенаправленно и предусматривать технологии развивающего обучения, направленные на формирование и развитие личностного опыта исследовательской деятельности.

%

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Экспериментальная группа

Базовый

уровень

Продвинутый

уровень

44,0

26,0

14,0

39,0

Высокий

уровень

30,0

47,0

Рис. 1. Уровни развития личностного опыта исследовательской деятельности

Библиографический список

1. Безпалько, В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977.

2. Суриков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.

3. Зеленцова, А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 1996.

4. Горовая, В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1995.

5. Паринова, Г.К. Уровни опыта творческой деятельности учителя I Г.К. Паринова, Т.Н. Черняева II Школьные технологии. - 2002. - № 5.

Bibliography

1. Bezpaljko, V.P. Osnovih teorii pedagogicheskikh sistem. - Voronezh, 1977.

2. Surikov, V.V. Obrazovanie i lichnostj. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sistem. - M., 1999.

3. Zelencova, A.V. Lichnostnihyj opiht v strukture soderzhaniya obrazovaniya (teoreticheskiyj aspekt): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd,

1996.

4. Gorovaya, V.I. Teoreticheskie osnovih podgotovki specialista v usloviyakh mnogourovnevogo vihsshego pedagogicheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 1995.

5. Parinova, G.K. Urovni opihta tvorcheskoyj deyateljnosti uchitelya I G.K. Parinova, T.N. Chernyaeva II Shkoljnihe tekhnologii. - 2002. - № 5.

Статья поступила в редакцию 20.05.14

УДК 378

Okuneva Yu. Ye. THE ROLE OF MOTIVATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MANAGEMENT STUDENTS OF SOCIOCULTURAL SPHERE. In this text the problem of motivation and its role in the development of personal and professional qualities of Management Students in socio-cultural activities is analized. The structure of educational and professional qualities of Management Students in socio-cultural activities is studied.

Key words: education in socio-cultural sphere, professional ability, motivation, training and professional motivation.

Ю.Е. Окунева, канд. пед. наук, доц. каф. менеджмента социально-культурной деятельности МГУКИ, г. Москва, Е-mail: [email protected]

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В статье анализируется проблема мотивации и ее роль в развитии личностных и профессиональных качеств студентов-менеджеров социально-культурной деятельности, выделяется структура учебно-профессиональной мотивации, определяются эффективные условия развития профессиональных качеств студентов-менеджеров СКД.

Ключевые слова: образование в социально-культурной сфере, профессиональные способности, мотивация, учебно-профессиональная мотивация.

Изменения в общественной, политической, экономической турной сфере, в системе высшего образования. На современ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизни, которые произошли за последнее время в нашей стра- ном этапе развития общества перед высшей школой стоит за-

не, повлекли за собой коренные преобразования в социокуль- дача вести подготовку кадров к активной творческой деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.