УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ И В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Олеся Сергеевна Захарова
МБОУ ДОД «Центр детского творчества Советского района» г. Новосибирска, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Академическая, 28, педагог дополнительного образования, тел. 8 (383)330-25-71, e-mail: [email protected]
В статье изучается уровень развития двигательных качеств занимающихся спортивным ориентированием в системе дополнительного образования в сравнении с учащимися общеобразовательных школ.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, школьники, спортивное ориентирование, физические качества.
LEVELS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN’S MOTOR CHARACTERISTICS IN THE SECONDARY EDUCATION AND IN THE SYSTEM OF ADDITIONEL EDUCATION
Olesya S. Zakharova
MBOU DOD "Children's Creativity Center of the Soviet district" of Novosibirsk, 630090, Russia, Novosibirsk, 28, Akademicheskaya St., teacher of additional education, tel. 8 (383)330-25-71,
e-mail: [email protected]
This article examines the level of development motor qualities of children involved in orienteering in additional education system in comparison with the students from secondary schools.
Key words: additional education of children, pupils, orienteering, physical qualities.
Типичными и взаимосвязанными проблемами современных школьников являются низкие уровни физической подготовленности, физического развития и работоспособности. Наиболее здоровые и развитые дети чаще всего поступают в спортивные школы, где они в состояние показать высокие спортивные результаты. Большая часть школьников имеющих низкие результаты физической подготовленности и физического развития, желают заниматься спортом. Чаще всего именно такие дети попадают в систему дополнительного образования (ДО). Наша программа занятий, используется в работе с детьми в условиях ДО, ставит целью помочь таким занимающимся преодолеть себя, поднять уровень подготовленности, обеспечить самореализацию и социализацию. В связи с такими особенностями набора групп в системе ДО задача исследования включает следующее.
Задача исследования: изучить уровни развития скоростных, силовых, скоростно-силовых двигательных качеств, и выносливости школьников, занимающихся в секции спортивного ориентирования в условиях ДОД ЦДТ, и их сверстников обучающихся в общеобразовательной школе.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы,
психолого-педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, общепедагогические методы (беседа, опрос). Полученные данные изучены методами математической статистики с помощью прикладной программы Excel.
Организация и контингент обследованных. Занятия экспериментальной группы (ЭГ) проводились на базе ЦДТ Советского района в объеме 6 часов в неделю. Уроки физической культуры в школе (КГ) проводились в объеме 3 часа в неделю. Педагогическое тестирование всех обследованных включало изучение силы (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивания на перекладине, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек), выносливости (бег 1000 м), скорости (бег 30 м с места) и скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места). В обследовании ЭГ участвовали 61 чел., которые разделены по возрасту (9-10 лет, 11-12 лет) и полу (мальчики и девочки). Тестирование контрольной группы (КГ) выполнено на уроках по физической культуре (охвачено участвовали 79), школьники разделены на такие же группы, как в ЭГ. Некоторые дети, входящие в КГ, дополнительно занимаются в спортивных и хореографических секциях (их двигательный режим достигает 6 часов в неделю).
Результаты исследования и их обсуждение. Данные тестирования сведены в табл. 1. В каждой возрастной и половой группе определены среднеарифметические значения изучаемых показателей. Уровни развития признаков оценены по нормативным данным [1]. Результаты тестирования мальчиков ЭГ выявили уровни развития изучаемых признаков: в возрастной группе 9-10 лет силовые и скоростно-силовые качества и выносливость оцениваются как ниже среднего (2 балла), а скорость - как низкая (1 балл). В возрасте 11-12 лет данные мальчиков ЭГ ранжированы по уровням развития: 1) силы - 4 балла (выше среднего), 2) скоростно-силовых - 3 балла (средний), 3) выносливость - 2 балла (ниже среднего), 4) скорости - 1 балл (низкий). Другими словами, оценки изучаемых показателей мальчиков ЭГ варьировали от низкой до выше среднего. Обращает на себя внимание то, что занимающиеся спортивным ориентированием мальчики (ЭГ) в периоде второго детства показали низкий уровень развития скорости. Из литературы известно, что изучаемый возрастной интервал является сенситивным периодом развития скорости, ловкости, др. Возможно низкий уровень развития скорости мальчиков ЭГ определяется недостаточным объемом двигательной активности на предыдущих этапах онтогенеза, особенностями их конституций, иными причинами.
Результаты тестирования КГ показали, что в возрасте 9-10 лет у мальчиков более высокие уровни развития скоростно-силовых качеств -оценка выше среднего (4 балла), далее - скорости - оценка средняя (3 балла), сила оценена как ниже среднего (2 балла), выносливость а данной группе оценена как средняя (2 балла). В возрасте 11-12 лет у мальчиков КГ уровни развития изучаемых качеств фиксированы в диапазоне от ниже среднего до
среднего уровня: выносливость оценена выше среднего (4 балла) быстроты и скоростно-силовые оцениваются как средние (по 3 балла), сила - ниже среднего (2 балла). Иными словами, у мальчиков КГ каждой возрастной группы, обучающихся в общеобразовательных классах, отстает в развитии качество силы, у мальчиков ЭГ таковым является быстрота.
Таблица 1
Уровни физической подготовленности занимающихся в системе дополнительного образования и в школе
Мальчики 9-10 лет 11-12 лет Девочки 9-10 лет 11-12 лет
Сила КГ Подтяг., к-во 3,5 2,2 Отжим. 14,0 11,9
Пресс, к-во 22,3 33,4 Пресс 12,0 14,0
Оценка 2 2 Оценка 2 2
ЭГ Подтяг., к-во 3,6 7,0 Отжим. 32,3 61,5
Пресс, к-во 15,0 20,6 Пресс 17,0 21,8
Оценка 2 4 Оценка 5 5
Быстрота КГ Бег 30 м, сек 5,7 5,5 Бег 30 м 6,1 5,4
Оценка 3 3 Оценка 3 4
ЭГ Бег 30 м, сек 7,64 6,33 Бег 30 м 7,08 6,46
Оценка 1 1 Оценка 1 1
« о ч к 0 1 И О КГ Прыж/с/места, см 152,4 166,0 Пр/с/места 150,9 158,6
Оценка 4 3 Оценка 5 4
ЭГ Прыж/с/места, см 133,1 163,3 Пр/с/места 137,8 154,4
Оценка 2 3 Оценка 4 4
Л н - о о к 3 рр КГ Бег на 1000 м, сек 380,0 296,0 Бег на 1000 м 431,8 378,7
Оценка 2 4 Оценка 2 3
ЭГ Бег на 1000 м, сек 397,7 349,8 Бег на 1000 м 371,8 332,2
Оценка 2 2 Оценка 3 4
Анализ результатов тестирования девочек ЭГ показал лучшие оценки уровней развития изучаемых признаков. Так, силовые качества девочек в возрастных группах 9-10 и 11-12 лет оцениваются как высокие (5 балла), скоростно-силовые качества - выше среднего (4 балла); уровень развития скорости в обоих возрастных выборках ЭГ составил 1 балл (низкий); в возрасте 9-10 лет уровень развития выносливости оценен - как средний (3 балла), а в возрастной группе 11-12 лет ее уровни развития оценен как выше среднего (4 балла).
Объяснение низкого уровня развития скорости у девочек ЭГ включает те же причины, которые фиксированы у мальчиков. Низкий уровень развития скорости у мальчиков и девочек, занимающихся спортивным ориентированием менее 1 года, возможно обусловлен гипокинезией и гиподинамией (в период обучения в начальной школе данные дети не
посещали каких-либо спортивных секций), поэтому родители привели этих «домашних» детей в систему ДО с целью расширить досуг своих малоактивных детей двигательной деятельностью.
Анализ результатов тестирования девочек КГ выявил следующие уровни развития изучаемых признаков. Так, силовые качества девочек в возрасте 9 -10 и 11-12 лет оцениваются как ниже среднего (2 балла), скоростно-силовые, соответственно, высокий (5 баллов) и выше среднего (4 балла); уровень развития быстроты, соответственно, средний (3 балла) и выше среднего (4 балла), оценки выносливости составили: в возрасте 9-10 лет уровень признака равен ниже среднего (2 балла), в возрасте 11 -12 лет - как средний (3 балла). Иначе, у девочек-школьниц КГ, посещающих в основном только уроки ФК, наиболее отстающим является качество силы. Сила и выносливость у девочек ЭГ более развиты, чем в КГ. Что можно связать с влиянием занятий (спортивным ориентированием), а также объемом физической нагрузки в недельном цикле.
Выводы: 1. Определены особенности развития двигательных качеств занимающихся спортивным ориентированием в условиях ДО: а) в изучаемых выборках девочки показали более высокие уровни развития силы (высокий уровень), скоростно-силовых (выше среднего) и выносливости (средний и выше среднего), чем мальчики (от ниже среднего до выше среднего). Эти данные согласуются с положением опережающего морфофункционального развития девочек, определяющего уровень развития двигательных качеств; б) отстающим качеством у мальчиков и девочек ЭГ является быстрота, что можно объяснить особенностями выборки ЭГ.
2. Распределение изучаемых признаков по убыванию величин у девочек и мальчиков КГ представлено: 1) более высокие результаты в скоростносиловых (от среднего до высокого уровней); 2) быстроты (от среднего до выше среднего); 3) выносливости (от ниже среднего до выше среднего); 4) силы (ниже среднего); при этом лишь 1 оценка показателя девочек (в группе 11-12 лет) оказалась ниже чем у мальчиков-одногодок, а все остальные равны или превышают оценки мальчиков того же возраста.
Таким образом, часть полученных данных согласуется с известным положением онтогенетического развития школьников пре- и начала пубертатного периода; также выявлены особенности в развитии двигательных качеств занимающихся спортивным ориентированием.
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О проведении мониторинга физического развития обучающихся // Вестник образования, 2010. №18. С. 67 - 80.
© О. С. Захарова, 2014