Научная статья на тему 'Уровни правосознания и юридическая деятельность в правовом регулировании structure of legal conscience and legal activity in legal regulation'

Уровни правосознания и юридическая деятельность в правовом регулировании structure of legal conscience and legal activity in legal regulation Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
751
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЮРИДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА / УНИКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бреднева Валентина Сергеевна

В статье рассматриваются стадии правового регулирования через призму видов юридической деятельности с определенным видом правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровни правосознания и юридическая деятельность в правовом регулировании structure of legal conscience and legal activity in legal regulation»

В. С. Бреднева*

Уровни правосознания и юридическая деятельность в правовом регулировании.

Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени процесс, проходящий ряд стадий, этапов, на каждом из которых реализуются особые цели и действуют различные юридические инструменты, призванные служить достижению конкретных правовых результатов. Среди ученых нет единства мнений относительно стадий правового регулирования. Одни исследователи выделяют стадию общей регламентации общественных отношений, стадию действия правовых норм и стадию реализации субъективных прав и юридических обязанностей. В определенных случаях, когда субъекты не могут самостоятельно реализовать свои права и обязанности, в процесс правового регулирования включается факультативная стадия - применение права.1 Другие исследователи рассматривают применение права не как отдельную стадию правового регулирования, а как особую форму реализации права.2 Некоторые ученые вместо одной стадии - «действие правовых норм» - выделяют две: «вторая стадия состоит в определении тех условий, при наступлении которых общие программы поведения, предусмотренные юридическими нормами, конкретизируются и начинают работать в сфере реальных общественных отношений. Третья стадия правового регулирования - стадия возникновения прав и обязанностей - связана с таким элементом механизма правового регулирования механизма правового регулирования, как правоотношение».3

* Бреднева Валентина Сергеевна, старший преподаватель кафедры теории, истории, философии права и государственно-правовых дисциплин Юридического института Сахалинского государственного университета. E-mail: v-bredneva@mail.ru

1 Сапун В. А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Дис ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 150.

2 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд. М., 2004. С. 363, 438 -439.

3 Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 70.

Каждый этап правового регулирования сопровождается определенным видом юридической деятельности, которую можно определить как один из видов социальной деятельности по активному использованию правовых средств в целях достижения определенных социальных результатов. Некоторые исследователи считают, что «практически всю юридическую деятельность (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную), если смотреть на нее сквозь призму прав и обязанностей, можно отнести к юридической технологии, к правовым средствам-деяниям».4 Эффективность юридической деятельности на разных стадиях правового регулирования не в последнюю очередь зависит от уровня правосознания ее субъектов.

Итак, процесс правового регулирования начинается непосредственно с момента регламентации определенных социальных связей с помощью права, а также создания властными органами государства нормативной базы правового регулирования. На этом этапе в результате правотворческой деятельности вводятся в действие юридические нормы, которые осуществляют упорядочение общественных отношений. Юридические нормы выступают в качестве основных правовых средств.

В правотворчестве первостепенная роль принадлежит государству, его законодательной и исполнительной ветвям власти. Они разрабатывают и санкционируют подавляющее большинство функционирующих в обществе норм права. А значит, при принятии правовых норм особое значение будет иметь правосознание должностных лиц, то есть групповое правосознание.

В некоторой степени правотворческую деятельность осуществляет и общество, его организации и объединения. Например, население в ходе референдума может принимать законы. Каждая организация разрабатывает и принимает свой устав.

На стадии правотворчества приоритет принадлежит, безусловно, правосознанию субъектов юридической деятельности. На этом этапе правосознание осуществляет четыре задачи:

1) Критически оценивает правовую реальность, в первую очередь, существующую систему норм права.

2) Обнаруживает и выявляет несовершенства в правовом регулировании, малоэффективные, устаревшие и иные дефектные нормы права.

3) Исследует вероятные пути и способы обновления действующих норм права

4) Проектирует новые, более совершенные правовые нормы.

4 Там же. С. 70.

Критический подход правосознания не ограничен лишь негативными оценками правовой деятельности. Он также обладает позитивным началом - субъекты правотворчества могут улучшить функционирующие нормы, исследуют альтернативы дальнейшего развития права, как на уровне общих принципов, так и конкретных норм. Некоторые исследователи полагают, что «в процессе правотворчества нередки ошибки, коллизии. И тогда на первый план выходи дух закона, правосознание. Правосознание юриста, в первую очередь. И если это правосознание находится в гармонии с духом закона и естественным правом, то проблема решается, и право продолжает ассоциироваться со справедливостью».5 Следует согласиться с высказыванием, что «писаные законы все-таки не должны содержать логических ошибок, иначе поток юридических коллизий дезориентирует общество».6 Работа в этом направлении идет, разрабатываются системы автоматизированного анализа юридических текстов, призванные способствовать

7

повышению качества нормативных документов.

На наш взгляд, в правотворческом процессе преобладают компоненты научного (теоретического) правосознания. Научное правосознание служит необходимой предпосылкой формирования и принятия научно обоснованных правовых норм.

Стадия «действие правовых норм» лишь в некоторых случаях может обеспечиваться правоприменительной деятельностью, когда акты применения права выступают в качестве юридических фактов возникновения правоотношений.

На последнем этапе правового регулирования позитивное право завершает свое действие, и нормы права претворяются с жизнь, воплощаются в фактическом правомерном поведении субъектов правоотношений. Данный этап обеспечивается деятельностью по непосредственной реализации права. Эта деятельность по степени интенсивности включения правовых средств и ее юридическому содержанию делится на:

- правовую активность;

- правореализующую деятельность.

Фактическое правомерное поведение с определенной долей условности можно считать разновидностью деятельности в сфере реализации права, поскольку оно может порождать юридические последствия. Такую деятельность нельзя с уверенностью назвать юридической, поскольку при фактическом правомерном поведении правовые средства

5 Гайдамакин А. А. Полемические заметки о логике права и правосознании // Государство и право. 2007. №7. С. 92 - 95.

6 Андреев А. М., Березкин Д. В., Кантонистов Ю. А. Экспертные юридические системы: миф или реальность? // Мир ПК. 1998. № 9.

7 Там же.

активно не используются, точнее данное поведение относить к «юридически значимой деятельности».

Правореализующая деятельность граждан опосредуется массовым (обыденным) уровенем правосознания. Посредством сформированного массового правосознания субъекты правовой активности и правореализующей деятельности могут правильно оценить и реализовать свои юридические права и обязанности. Правовая активность как осознанная целенаправленная деятельность невластных субъектов по самостоятельному выбору и использованию правовых средств содержит также компоненты профессионального правосознания. Таким образом, в непосредственную реализацию права включается преимущественно обыденное правосознание, однако не исключено и внедрение сюда компонентов профессионального правосознания

Данная стадия правового регулирования объективно выражается в актах реализации прав и обязанностей, которые образуют особую подсистему механизма правового регулирования - механизм реализации права8. Их роль в процессе правового регулирования выражается в том, что при наступлении соответствующих юридических фактов и формировании конкретного правоотношения, средства-деяния переходят из своего модельного состояния в сферу практической деятельности.

Применение права, как факультативная стадия правового регулирования, обеспечивается особым видом юридической деятельности - правоприменительной деятельностью. Деятельность по применению права требует более полного постижения правовых средств для их утилитарного использования правоприменителями, поскольку применение права носит государственно-властный характер, воплощается должностными лицами и является творческой профессиональной деятельностью по разрешению определенных юридических задач. Вследствие этого в структуру правоприменительной деятельности непосредственно включается профессиональное правосознание правоприменителей.

Профессиональное правосознание обладает рядом специфических особенностей, поскольку складывается преимущественно под влиянием юридической практики. Если у правоприменителя в рационально-идеологических компонентах правосознания есть пробелы, то они заполняются познавательными компонентами либо научного, либо массового уровня правосознания. То же самое можно утверждать относительно социальнопсихологических и поведенческих установок правоприменителя. Специфика

правоприменения в значительной степени определяет оригинальность поведенческих компонентов профессионального правосознания, правовых установок, умения и навыков пользоваться юридическим инструментарием, различными правовыми средствами.

Но и само профессиональное правосознание неоднородно, различные социальные группы не одинаково воспринимают юридическую действительность: «И вырисовывается следующая идеальная модель реальности. Есть юристы и юристы. Доминантой правосознания одних (судей, следователей, правоведов) должна быть идеальная установка на достижение истины, справедливости. “Pereat mundus et fiat iustitia”- это именно их лозунг. Веруя в существование справедливости, они объективно на стороне логики. В другую группу необходимо отбирать людей с необычайно гибким, пластичным правосознанием, способным принимать любое агрегатное состояние по желанию заказчика. Их деятельность объективно необходима, так как, в частности, способствует выявлению прорех в законодательстве и процедурных ошибок. Во взаимодействии этих различных правосознаний и развивается право. Вот такая диалектика».9

Юридические нормы, правовые отношения, акты реализации прав и обязанностей, правоприменительные акты - это лишь часть правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Разноплановые по своей природе и функциям юридические средства, объединяясь в механизм правового регулирования, образуют целостный организм, единую, внутренне согласованную, непротиворечивую комбинацию элементов, назначение которой заключается в постоянном действии, в непрерывном «прокручивании» правовой энергии.10 Особенно следует подчеркнуть значение в правовом регулировании таких ключевых первичных юридических средств-инструментов, как дозволения, запреты, обязывания, меры наказания и поощрения.11

В настоящее время исследователи уделяют внимание различным видам правовых средств, в частности, административно-правовым средствам. «Значительное место среди правовых средств, задействованных в обеспечении авиационной безопасности, -справедливо подчеркивает, в частности, С. Г. Волков, - должно отводиться административно правовым средствам. Их реализация может способствовать

8 Сапун В. А. Деятельность по использованию правовых средств в реализации советского права // Проблемы реализации права. Свердловск. 1990. С. 9 - 19.

9 Гайдамакин А. А. Полемические заметки о логике права и правосознании ... С. 92 - 95.

10 Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве ... С. 70.

11 Там же. С. 113 - 114

противодействию терроризма на объектах воздушного транспорта»12. Административноправовыми средствами охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах гражданской авиации являются: предотвращение доступа

посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключение возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов и т.д.13

Юридические средства выражают информационно-энергетические качества и регулятивные ресурсы права, что придает им особую силу направленную на преодоление препятствий, которые стоят на пути удовлетворения интересов участников правоотношений.14 Правовые средства аккумулируют в себе возможности права и благодаря этому являются основными функционирующими частями правовой системы. В них потенциально заложены такие способности, которые позволяют им справляться с различного рода препятствиями, обеспечивать разрешение необходимых задач. Правовые средства обеспечиваются государством, их отличает гарантированность мерами властного воздействия, поскольку реализация возможностей права предполагает наличие стимулирующих, защитных, охранительных и карательных механизмов. Правовые средства приводят к определенным юридически значимым последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования15.

На любой стадии правового регулирования именно от сформированности и развитости правосознания зависит выбор правовых средств. Правосознание проявляется также в обобщении, оценивании, целенаправленном отражении и конструктивнотворческом преобразовании правовой действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов в правовой сфере, в разумном

12 Волков С. Г. Административно-правовые средства обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации // Современное право. 2007. № 7. С. 63 - 67. См. также: Куракин А. В. Проблемы реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе вооруженных сил Российской Федерации // Современное право. 2007. № 6. С. 54 - 61.

13 Волков С. Г. Административно-правовые средства охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах гражданской авиации // Право и политика. 2007. № 8. С. 34

- 38.

14 Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 231.

15 Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве ... С. 113 - 114.

саморегулировании и самоконтроле. Правосознание обусловливает поведение человека в правовой сфере, формирует его поведение и внутренний план правовой действительности16.

Таким образом, каждая стадия правового регулирования обеспечена определенным видом юридической деятельности и обладает комплексом уникальных правовых средств. От развитости компонентов правосознания зависит выбор правовых средств и их эффективное применение. Массовый (обыденный) уровень включен в деятельность по непосредственной реализации права. А правоприменительная деятельность использует потенциал компонентов профессионального уровня правосознания. При этом юридическая деятельность предстает одним из видов социальной деятельности по активному использованию правовых средств в целях достижения определенных социальных результатов.

16 Евдеева Н. В., Перов О. Ю. Правосознание и правопонимание: диалектика взаимодействия // Современное право. 2007. № 7. С. 48 - 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.