Научная статья на тему 'УРОВНИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В ТЕОРИИ КОНТЕКСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УРОВНИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В ТЕОРИИ КОНТЕКСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / РЕКУРСИВНОЕ СОЗНАНИЕ / УРОВНИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ / СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова Наталья Владимировна, Вершинина Татьяна Станиславовна

Цель статьи - описать уровни личностно-профессиональной речевой культуры, формирующейся под влиянием внешнего социокультурного контекста и личной культуры субъекта познания на уровне социокультурной компетентности. Объектом исследования авторов является формирование профессиональной речевой культуры. Предмет исследования - уровни личностно-профессиональной речевой культуры, обусловленные содержанием внутреннего контекста формирования профессиональной речевой культуры. В статье описана основа профессиональной речевой культуры - рекурсивное сознание (по М. Корбаллису), позволяющая раскрыть особенности формирования профессиональной речевой культуры во взаимодействии взаиморазличающихся уровней как результат интериоризации социокультурного опыта. Предложена теоретическая модель личностно-профессиональной культуры, состоящая из пяти уровней, каждый из которых обусловлен приобщением субъекта познания к культуре, его самоопределением, трансформацией семантического наполнения, развитием Я-концепции, изменением мотивационной и ценностно-смысловой сферы, поэтапным включением субъекта познания в профессиональное сообщество и присвоением его ценностей и норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жукова Наталья Владимировна, Вершинина Татьяна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SPEECH CULTURE OF THE SUBJECT OF COGNITION IN THE THEORY OF CONTEXTUAL EDUCATION

The purpose of the article is to describe the levels of professional speech culture, which is formed under the influence of the external socio-cultural context and the personal culture of the subject of knowledge. The object of the authors' research is the formation of professional speech culture. The subject of the research is the levels of personal and professional speech culture determined by the content of the internal context of the formation of professional speech culture. The article describes the basis of professional speech culture - recursive consciousness (according to M. Corballis), which makes it possible to identify the features of the formation of professional speech culture in the interaction of mutually different levels as a result of the interiorization of sociocultural experience. A theoretical model of the levels of professional culture is proposed. It consists of five levels, each of which is due to the introduction of a person in the process of cognition of culture, their self-determination, the transformation of semantic content, the development of self-concept, change in the motivational and value-semantic sphere, the gradual inclusion of a person in the process of cognition into the professional community and the assimilation of its values and norms.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В ТЕОРИИ КОНТЕКСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 3

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-200-218

Н.В. Жукова, Т.С. Вершинина

Уральский государственный медицинский университет, 620028 г. Екатеринбург, Российская Федерация

Уровни личностно-профессиональной речевой культуры субъекта познания в теории контекстного образования

Цель статьи - описать уровни личностно-профессиональной речевой культуры, формирующейся под влиянием внешнего социокультурного контекста и личной культуры субъекта познания на уровне социокультурной компетентности. Объектом исследования авторов является формирование профессиональной речевой культуры. Предмет исследования - уровни личностно-профессиональной речевой культуры, обусловленные содержанием внутреннего контекста формирования профессиональной речевой культуры. В статье описана основа профессиональной речевой культуры - рекурсивное сознание (по М. Корбаллису), позволяющая раскрыть особенности формирования профессиональной речевой культуры во взаимодействии взаиморазличающихся уровней как результат интериори-зации социокультурного опыта. Предложена теоретическая модель лич-ностно-профессиональной культуры, состоящая из пяти уровней, каждый из которых обусловлен приобщением субъекта познания к культуре, его самоопределением, трансформацией семантического наполнения, развитием Я-концепции, изменением мотивационной и ценностно-смысловой сферы, поэтапным включением субъекта познания в профессиональное сообщество и присвоением его ценностей и норм.

Ключевые слова: профессиональная речевая культура, рекурсивное сознание, уровни личностно-профессиональной речевой культуры, субъект познания, личность, личная культура

го ол го

2- х ди

ш ¡5

С 1=

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Жукова Н.В., Вершинина Т.С. Уровни личностно-про-фессиональной речевой культуры субъекта познания в теории контекстного образования // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 200-218. DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-200-218

© Жукова Н.В., Вершинина Т.С., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License

The content is Licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License мНН

Педагогика и психология образования. 2022. № 3 DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-200-218

N.V. Zhukova, T.S. Vershinina

Ural State Medical University, Ekaterinburg, 620028, Russian Federation

Levels of personal

and professional speech culture

of the subject of cognition

in the theory of contextual education

The purpose of the article is to describe the levels of professional speech culture, which is formed under the influence of the external socio-cultural context and the personal culture of the subject of knowledge. The object of the authors' research is the formation of professional speech culture. The subject of the research is the levels of personal and professional speech culture determined by the content of the internal context of the formation of professional speech culture. The article describes the basis of professional speech culture - recursive consciousness (according to M. Corballis), which makes it possible to identify the features of the formation of professional speech culture in the interaction of mutually different levels as a result of the interiorization of sociocultural experience. A theoretical model of the levels of professional culture is proposed. It consists of five levels, each of which is due to the introduction of a person in the process of cognition of culture, their self-determination, the transformation of semantic content, the development of self-concept, change in the motivational and value-semantic sphere, the gradual inclusion of a person in the process of cognition into the professional community and the assimilation of its values and norms. Key words: professional speech culture, recursive consciousness, levels of personal-professional speech culture, person in the process of cognition, personality, personal culture

Ф CK T X

CITATION: Zhukova N.V., Vershinina T.S. Levels of personal and professional

speech culture of the subject of cognition in the theory of contextual ¡5 i

education. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 3. Pp. 200-218. g. °

(In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-200-218 ® S

Введение

Влияние внешних контекстов образования, в соответствии с концепцией контекстного образования А.А. Вербицкого, оказывает влияние на формирование личной культуры субъекта познания и речевого поступка (диалогичного по природе) как социального действия [8; 9]. В речевом поступке проявляется личностно-профессиональная речевая культура субъекта познания, включенная в профессиональную деятельность, интегрирующая психологический, деятельностный, социальный и лингвистический аспекты.

Современные глобальные трансформации привели к переосмыслению представлений о профессионализме и изменению его социальных и психологических параметров; обострили ряд вопросов, касающихся профессиональной, культурной и самоидентификации современной молодежи: «"человек в сети"... перестает различать свое и чужое, желаемое и кем-то навязанное (вроде бы от его же имени и согласованное с его желаниями), его мозг и целеполагание упрощаются» [26, с. 54].

Цифровизация всех сторон социального взаимодействия влияет на социальные отношения и приводит к изменениям социальных контактов, оказывает влияние на самосознание человека, отдельные социальные группы [14], профессиональные сообщества. Цифровая среда становится тем пространством, которое задает профессиональные ориентиры, представления о профессиональном будущем и продуктивных стратегиях поведения. Расширение влияния цифровых технологий порождает новый тип коммуникации, характеризующийся переходом от «общения» к «передаче информации» [28], появлением нового типа «личностно-центрированного познания "картины мира"» [15, с. 47].

Профессиональное становление субъекта познания наиболее эффективно протекает в условиях «смыслоцентричного подхода к общению»; «социальное присутствие очень важно для социально-эмоционального общения» [41], оказывает влияние на формирование личностно-про-фессиональной речевой культуры, тесно связанной с личной культурой субъекта познания. Смыслообразующим контекстом профессионального становления субъекта познания выступает профессиональная речевая культура; альянс профессиональной речевой культуры и личной кая культуры субъекта познания определяет речевой поступок как основу ш к деятельности.

Е о На сегодняшний день не отмечены работы, которые показывали бы о связь процессов профессионального становления информирования про-^ и фессиональной культуры с профессиональной речевой культурой, уровень развития которой, на наш взгляд, свидетельствует о достижении

определенного уровня сформированности личностно-профессиональ-ной культуры субъекта познания. Цель исследования - описать уровни личностно-профессиональной речевой культуры, формирующейся под влиянием внешнего социокультурного контекста и личной культуры субъекта познания на уровне социокультурной компетентности.

Теоретическое обоснование

Речевой поступок в структуре профессиональной речевой культуры

В соответствии с концепцией контекстного образования, поступок является особым ценностным действием, он не только направлен на другого, но и предполагает морально-нравственную оценку со стороны другого, какой бы то ни было отклик, и соответствующую коррекцию совершенного действия [9]. Речевой поступок «рождается вместе с рождением речи» [23, с. 92], вбирает в себя культуру «в едином и единственном контексте жизни» [Там же, с. 96], к которой причастен.

Рождение поступка из действия обусловлено формированием самосознания (по Рубинштейну). Любое предметное действие под влиянием социального компонента превращается в поступок, выступающий как качество предметности и социальности. «Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание» [27, с. 18]. По мнению А.В. Брушлинского, человек на различных этапах онтогенеза формируется как субъект в процессе взаимодействия с объективным миром на разных и при этом взаимосвязанных уровнях [6]. «Люди строят свою жизнь по определенному сюжету или сценарию, образцы которых они заимствуют в своей культуре» [20, с. 419], без культурных образцов невозможно совершение собственных поступков; усвоение социального тезауруса мотивов, присущего каждой культуре или субкультуре, «служит предпосылкой и основой для формирования мотивов индивидуальных действий носителей данной культуры» [Там же, с. 449]. «Сознание является культурным как атрибут именно „культурного набора" форм активности» [29, с. 104]. Изменение внутренней природы действия -от реакции к поступку - детерминировано изменением уровней и типов сознания: усложняясь через сознательное действие от уровня к уровню, простейший поступок превращается в нравственный, ответственный | [27]. Восприятие и осознание мира опосредовано картиной мира кон- ш к кретного субъекта, оказывающей влияние на его поведение и на выбор Е о поступков [22, с. 24]. Поступок фиксирует «социальную ситуацию ^ ^ развития», характеризуется предметностью и социальностью, направ- ^ 5 ленностью субъекта познания в совместной деятельности с другими

субъектами образовательного процесса не только на предметно-технологические аспекты ситуации, но и на морально-нравственные отношения участников процесса, включенных в данную ситуацию [8].

Истолкование мира репрезентируется в личностных конструктах, посредством которых человек демонстрирует свое видение и понимание окружающего его мира и через которые смотрит на события, происходящие вокруг него [16]. Конструкты используются человеком для оценки предстоящих событий и их предвидения, выражают Я-концепцию. Человек строит системы конструктов на основе собственных интересов при антиципации; личностные конструкты и система, в которую они организуются, характеризуют личность и выявляются в речи.

Речевой поступок отражает ценностно-смысловые координаты личности как самоорганизующейся системы [17]. Диалогичность поступка со своим временем, по М.М. Бахтину, позволяет выделить различные контексты - деятельностный, культурный, исторический, социальный, поведенческий, эмоциональный и др. [4].

Рекурсивное сознание как основа формирования уровней профессиональной речевой культуры

Профессиональная речевая культура формируется и реализуется через общение с представителями профессионального сообщества. Общение, по мнению М. Корбаллиса, представляет собой совместный поток сознания, даже при минимальном использовании слов [38]. В соответствии с теорией Н. Хомского, человек может создавать бесконечное множество предложений на основе рекурсивных правил, что является врожденной частью генетической программы человека, включающей способность к интертекстуальности, встраивать чужие высказывания или их фрагменты в собственные, в текущий опыт и «повышать приспособленность к выживанию» [37]. Благодаря языку, выступающему средством мышления и общения как значимой части общего когнитивного процесса, человек способен отражать окружающий его мир, устанавливать и распознавать законы этого мира, понимать свои психические и физические особенности, осмыслять самого себя в мире.

Неоднозначность языка, обусловленная внутренним, кросс-культурным контекстом личности и внешним (включающим системный (культа турный) и не-системный (стихийный, неорганизованный, природный)) ш к контекстом, в котором личность включена в социальное взаимодей-Е о ствие, предопределена рекурсивностью, трансформаций внутренне-

го § го кросс-культурного контекста под влиянием внешнего, состоящего ^ 5 из множественности взаиморазличающихся взаимодействующих уровней, скорость трансформации которых различна, вследствие чего влия-

ол го

ние на внутренний контекст личности протекает рекурсивно, не разрушая единства [36]. Действие при рекурсии (вложенности) повторяется до тех пор, пока не решена задача. Каждое новое образование зависит от предыдущего своего «предка»; если разрушается образование на первом уровне, то и последующие полностью разрушаются [2].

Наличие у рекурсии потенциала изменять свою копию под влиянием ситуативного момента в момент вызова выступает основой формирования кросс-культурного контекста субъекта познания, трансформации смысловых конструктов личности. Механизм формирования профессиональной речевой культуры, с учетом рисков отсутствия или уничтожения культурного образца, может быть представлен как «форма движения», которая осуществляется на основе метода рекурсивной петли как взаимодействия: «знакомый образ подвергается коррекции при наложении на неизвестное, оказывая на него свое корректирующее воздействие, а затем возвращаясь обратно» [32, с. 11].

Уровни личностно-профессиональной культуры

Содержание профессиональной речевой культуры обусловлено уровнем развития профессионального самосознания субъекта познания и наложением его профессиональной деятельности на внешние контексты, оказывающие влияние на субъективную реальность личности и обусловливающие внутренний кросс-культурный контекст. Профессиональная речевая культура наполняется личностным смыслом профессиональной деятельности и профессиональной культуры; интегрирует личную культуру в контексте разных культур, непрерывно изменяющихся, находящихся в развитии интеллектуальных, моральных и нравственно-этических (духовных) образцов поведения и деятельности и следованием им в своем сознании и бытии [13].

Личная культура субъекта профессиональной деятельности выполняет функцию своего рода фильтра в процессе становления профессиональной речевой культуры, определяет уровень сформированности профессионального самосознания, на основе которого формируется отношение субъекта к деятельности и профессиональное поведение, определяет направление развития и структуру личностной и профессиональной Я-концепции: чем глубже человек познает окружающий его мир на каждом из пяти уровней личной культуры, тем более обогаща- | ется его индивидуальный опыт, тем более он в своих поступках прояв- ш к ляет нравственность и мораль, тем гармоничнее его отношения с миром Е о и самим собой, тем более человек ответствен в выборе

ка в отношении другого и последствий в ближайшем будущем и отда- ^ и ленной перспективе.

Системообразующим уровнем личной культуры, который обусловливает развитие профессиональной речевой культуры, является уровень социокультурной компетентности. Каждому уровню профессиональной речевой культуры соответствует уровень развития физического и умственного потенциала, степень работоспособности и динамика активной продуктивной деятельности (по Б.Г. Ананьеву), уровень развития рефлексии, осознание себя как субъекта деятельности, носителя определенных социальных (в том числе профессиональных) ценностей, уровень коммуникативной и социальной активности и мотивации познавательной и трудовой деятельности.

Наиболее активно становление профессиональной речевой культуры происходит на стадиях профессионального становления личности в контексте профессионального образования и встраивания ценностных ориентаций в структуру деятельности: профессиональная подготовка (новая социальная роль личности, новые взаимоотношения в коллективе, рост социальной независимости, политическое и гражданское совершеннолетие) [25]. Формирование уровней становления профессиональной речевой культуры не может быть привязано к конкретному возрастному периоду, поскольку профессиональное становление субъекта обусловлено спецификой «изменения личностных, когнитивных, рефлексивных и прочих психических свойств человека в ходе его профессионального развития» [34, с. 25] и обладает индивидуальным характером.

Эффективность деятельности субъекта познания, профессиональный успех, выбор эффективных стратегий в достижении целей обусловливается уровнем саморегуляции и самодостаточности личности; уровень самодостаточности связан с эффективностью деятельности. В процессе включения личности в социальные отношения, в активно-действенном отношении к самому себе, к другим людям, к профессиональной общности проявляется саморегуляция как «способность к организации собственной активности, ее мобилизации, регулирования, согласования с объективными требованиями и активностью других людей; ...процесс продвижения к желаемому образу "Я"» [5, с. 232]. Субъект деятельности, обладающий высоким уровнем саморегуляции, адекват-¡1 но оценивает и корректирует результаты своих действий и поступков, ш к управляет собственным эмоциональным состоянием в конкретной жиз-Е ¡5 ненной ситуации [21]. Становление способов саморегуляции происхо-

Р ^

^ о дит в онтогенезе под влиянием внешних контекстов, в которые включен

^ и субъект познания. В процессе профессионализации повышается спо-

1собность в регуляции своего поведения и деятельности, подвергаются

изменению гибкость, самостоятельность, моделирование, упорядочиваются навыки планирования и оценивания результатов [1]. Самодостаточность представляет собой «личностный конструкт, .. .который считается мощным предшественником вовлеченности и производительности труда, .высокий уровень самодостаточности способствует поддержанию оптимального уровня самооценки» [40, с. 2], играет решающую роль в социальном поведении; развитие и повышение самодостаточности обеспечивает регуляцию самосознания [39].

Развитие субъекта познания происходит в пространстве культуры и языка. Являясь носителем языка, субъект познания является носителем культуры, что обусловливает его языковую картину мира, профессиональный образ мира со специфической категоризацией объективного мира и фиксацией результатов познания в слове, закрепляющем и реализующем результаты познавательной деятельности. Профессиональная языковая картина мира обладает теми же свойствами, что и языковая картина мира, также выполняет, кроме основных двух -интерпретативной (обеспечивает видение мира) и регулятивной (универсальный ориентир в человеческой деятельности) [24] - функций, функции «идентификации явлений мира; ориентации в окружающем мире, социализации, отнесения к определенной культуре, к определенному обществу» [12, с. 402]. Профессиональная речевая культура также формируется на протяжении развития познавательной деятельности субъекта познания.

Результаты исследования

На основе теоретико-методологического анализа проблемы профессионального становления и влияния внешних и внутреннего контекстов на формирование профессиональной речевой культуры, определения преобразующей роли личной культуры субъекта познания в становлении профессиональной речевой культуры, выявления рекурсивной основы считаем возможным выделить уровни становления личностно-профессиональной культуры.

Мы предположили, что личностно-профессиональная культура может проявиться на разных уровнях, который будет определять характер | и содержание речевого поступка. Таким образом,

жить структурно-функциональную модель становления личностно-про- Е о фессиональной культуры субъекта познания на момент сложившего- ^ ^ ся образа внутреннего кросс-культурного контекста и проявления его ^ 5 на социокультурном уровне личной культуры.

На входе это внешние социокультурные контексты образования, которые обусловливают встречную активность субъекта познания и формирования внутреннего, кросс-культурного контекста формирования профессиональной речевой культуры, ядром которой является «языковая личность профессионала». На выходе это речевой поступок субъекта познания, обусловленный «языковой личностью профессионала», проявляющейся в широком контексте личной культуры на уровне социокультурной компетентности, который проявляется в контексте личностно-профессиональной культуры, которая, в свою очередь, проявляется на следующих уровнях.

Первый уровень - инициация - является переходным этапом перерождения «в другом качестве, в другой категории» [33], когда происходит смена социального статуса, овладения новой социальной ролью. Характеристики уровня для субъекта познания: осознание границ своего актуального состояния; изменение мотивационно-смысловой сферы личности; присвоение новых смыслов и ценностей [31]; выявление разрывов в системе знаний и культуры, границы достигнутого культурного развития к моменту вступления в новый социальный статус [10]; хаотичное перемешивание опыта, знаний и событий профессионального сообщества в сознании субъекта познания; преобразование критериев самооценки, трансформация представлений о себе [30] и влиянии окружающего мира, выработка формы «разыгрывания идентичности» [15], развитие самоосознания и Я-концепции, закладывание основ профессиональной картины мира, осознание собственного уровня активности в проектировании профессиональной перспективы [11].

Второй - лингво-ментальный уровень. Характеристики уровня: формирование основ профессиональной речевой культуры, профессиональной картины мира субъекта познания; сближение с языковой картиной мира профессионального сообщества, столкновение уникального образа мира субъекта познания с профессиональной картиной мира; освоение языковой формы понятийного аппарата сообщества и погружение в ее семантическое и ценностно-смысловое поле; реструктуризация мотивов, изменение своего отношения к предметам окружающего мира, к объектам профессиональной деятельности; узнавание профессиональ-кая ных культурных норм, стандартов и правил; ревизия речевых поступ-ш к ков; движение концепции Я-реального и Я-идеального в направлении Е о к следующему уровню профессиональной речевой культуры.

о Третий уровень - профессионально-культурная трансформация. Ё 5 Характеристики уровня: расширение спектра осуществляемых видов деятельности; проявление нового уровня профессиональной речевой

культуры; объективация личностных проявлений; эволюция ценностей по содержанию, мотивационному статусу, месту и роли в структуре деятельности; расширение и изменение семантического поля профессиональной речевой культуры; приобщение к его языковой картине мира; формирование профессиональной позиции и поиск смыслов своей деятельности, представлений о профессионально важных качествах; изменение стиля межличностного взаимодействия; трансформация репертуара речевых поступков, более строгая переоценка речевых поступков; проявление в Я-концепции осознаваемого представления о себе и степени влияния социокультурного контекста.

Четвертый уровень - самоидентификация. Характеристики уровня: выстраивание социальных отношений, включение субъекта познания в профессиональную культуру; проектирование (и построение) своего профессионального образа мира; изменение личностных качеств, осознание профессиональной роли на основе соединения общей, профессиональной и личной культуры в связи с усложнением профессиональных задач; обогащение ценностей новым мотивационным качеством форма смыслообразующих мотивов [7]); гармонизация в Я-концепции Я-реального и Я-идеального, стремление к ответственному выбору и принятию решения; выбор речевого поступка в соответствии с профессиональной задачей и ситуацией общения; осмысление и иллюминирование профессионального образа мира, будущей профессиональной деятельности, представлений о профессиональной роли.

Пятый (наиболее высокий, но не последний) уровень - институ-ционализация. Характеристики уровня: завершение профессионального обучения; переход к самостоятельной трудовой деятельности; сформи-рованность профессиональной речевой культуры; освоение профессиональных культурных стандартов, ценностей (обретших форму «смысло-образующих и реально действующих» мотивов [Там же, с. 123]), целей; встраиваемость профессионального образа мира субъекта познания в профессиональную картину мира сообщества; отчетливое выражение взаимообусловленности профессиональной культуры и социальных технологий (компетентность и продуманность сценариев, личностно значимые и осмысленные типы межличностного и социального взаимодействия); уточнение профессиональной роли, осознание и принятие группы «норм и ценностей, выполняющих в профессиональной культу- ^ к ре функцию регулятора отношений между членами профессиональной ^ ¡5 группы» [18, с. 9]; образование Я-реальным и Я-идеальным адекватной ^ § профессиональной Я-концепции. На пятом уровне профессиональная ^ 5 речевая культура обретает личностный смысл, значимость и ценность.

Обсуждение

В процессе формирования профессиональной речевой культуры субъекта познания и профессионального самосознания изменяются способы взаимодействия с объективным миром и с самим собой. Поэтому поступок как ценностное действие, направленное на другого, становится все более осознанным, основанным на ценностно-смысловых координатах личности, определяющих личностно значимый выбор речевого поступка, который трансформируется от речевого действия к согласованному с культурными, социальными, морально-нравственными нормами и ценностями до интегрирующегося в себе культуру в целом; обусловлен самодостаточностью личности и ее способностью к саморегуляции. Включение профессиональной речевой культуры во внешние контексты обеспечивает ее динамичность, поскольку оказывает влияние на субъективную реальность личности, ее внутренние контексты, интеллектуальные, моральные, нравственно-этические (духовные) образцы поведения, необходимость следования им как в своем сознании, так и в бытии. Речевой поступок становится индикатором погружения субъекта познания в профессиональную речевую культуру и ее принятие.

Понятие «рекурсии» позволяет объяснить особенности процесса формирования профессиональной речевой культуры. Закономерности его протекания и функционирования благодаря рекурсии приобретают очерченность, системность с четко прослеживаемой перспективой их развития. Для становления профессиональной речевой культуры всегда необходим положительный культурный (!) образец, «предок», который обеспечивает переход на новый уровень. Столкновение с препятствием, которое может быть описано как замедление культурного развития субъекта познания, застревание на одном из уровней личной культуры, сдерживает процесс становления профессиональной речевой культуры, что отражается в рассогласовании Я-реального и Я-идеаль-ного, влечет кризис личной культуры в целом, рекурсивно отражается в снижении профессиональной речевой культуры, проявляется в репертуаре речевых поступков и, формируя свою копию, снова отражается в личной культуре и т.д. Личностно-профессиональная культура субъ-го екта познания, под которой мы понимаем образ, сформировавшийся на данный момент у «профессиональной языковой личности», и обу-^ ¡5 словливает речевой поступок.

2 о Взаимодействие с внешним контекстом для отражения в языке тре-^ и бует соответствующего языкового, культурного опыта, владения операциями, позволяющими индивиду в доступных ему языковых единицах

не только передать другому индивиду мысли, эмоции, представление об окружающем мире, но и быть понятым. Порождаемые в ходе межличностного взаимодействия предложения, конструкции, тексты рекурсивны. С одной стороны они могут расширять возможности создаваемого текста, с другой - создавать новые слова и выражения, неограниченно комбинировать их. Различные уровни реальности рекурсивно повторяют эту систему раскрытия единства через множественности, находящиеся во взаиморазличающем взаимодействии.

Профессиональная речевая культура обусловливает созидание субъектом познания репертуара речевых поступков, каждый из которых свидетельствует о достижении такого уровня сформированности личностно-профессиональной культуры субъекта деятельности, при котором часть речевых поступков уничтожается, поскольку они как конструкты, теряющие соотнесенность с внешним миром и профессиональной реальностью, фиксируя признаки и различая образы в словах, вследствие множественности несут угрозу отягощения системы профессиональной речевой культуры. При этом внешний контекст множественно изменчив, наблюдение за отражением далеких событий позволяет создавать копии смыслообразующих конструктов и по копиям копий, которые наблюдает субъект познания, реконструировать тот или ной аспект собственной жизни, профессиональных явлений, фактов профессиональной деятельности и т.д. Речевые поступки изменяются, что обусловлено контекстом, обладающим ориентиром, и временем, дающим «возможность бесконечного воспроизведения тех же самых форм, видов, элементов» [35, с. 62].

Формирование репертуара речевых поступков и их осуществление субъектом познания обусловлены уровнем освоения ценностей, мотивами деятельности, требованиями, стандартами и нормами профессиональной речевой культуры, особенностями профессиональной картины мира и профессиональным образом мира; также важную роль играет структура профессиональной языковой личности, куда входят ее ментальные, когнитивные, мотивационные аспекты.

По мере социализации и профессионализации субъекта познания и освоения им норм, правил, стандартов профессиональной общности, принятия типичных для нее системных качеств, формируются предпосылки «достижения профессионального и личностного успеха челове- ^ к ка» [3, с. 194]. Ценности, нормы, идеалы и принципы выступают образ- ^ ¡5 цами поступков, аккумулируют «опыт человеческого общения, как ^ § он воспринимается и оценивается сквозь призму интересов той общно- ^ 5 сти, сознание которой эти императивы вырабатывает» [19, с. 50].

Заключение

Становление профессиональной речевой культуры детерминировано профессионально-личностным развитием субъекта познания, протекает в процессе межличностного взаимодействия, под влиянием внешних и внутреннего контекста и связано с формированием самодостаточности, обусловленной мотивами, потребностями, жизненными планами и ценностными ориентациями. В процессе профессионализации субъект познания осваивает роли, описываемые на языке личных конструктов как психологический процесс, основанный на том, как он трактует те или иные аспекты системы, к которой он присоединяется (профессиональному сообществу), или обращается к системе трактовки, принятой в данном сообществе; ролевые отношения и социальное взаимодействие выявляются через личностный конструкт [16].

Переход от одного уровня становления профессиональной речевой культуры к другому протекает рекурсивно, приобретая на каждом уровне все в большей степени личностный смысл; разрушение культурных образцов может привести к разрушению профессиональной речевой культуры. В связи с этим процесс ее становления должен быть основан на стремлении сохранения и развития Я-концепции субъекта познания, теоретических контекстов профессиональной речевой культуры, отвечающих за ее стабильность, сохранение базовых настроек и обеспечение преемственности в процессе функционирования.

Вывод

Становление личностно-профессиональной речевой культуры субъекта познания обусловлено влиянием внешних контекстов образования, внутренними контекстами профессиональной речевой культуры. В основе профессиональной речевой культуры лежит рекурсивное сознание как результат взаимодействия взаиморазличающихся уровней и присвоения социокультурного опыта, обеспечивающее совокупность цикличности воспроизводства и целостности человеческой культуры, профессиональной культуры и личной культуры субъекта познания, тип профессии и виды профессиональной деятельности, в которые включа-к ется человек.

^ По мере решения все более усложняющихся профессиональных задач о развиваются личностные качества, вызревают мотивы и ценностные

^ 5 отношения в соответствии со спецификой профессиональной культу-

ры, вырабатывается способность к ответственному выбору и принятию

решения. Для каждого уровня профессиональной речевой культуры характерно следующее:

- увеличение и трансформация ее семантического наполнения; расширение терминологического аппарата;

- включение в общую апперцепционную базу профессиональной культуры;

- овладение новыми формами межличностного взаимодействия в условиях трудовой деятельности;

- осознание профессиональной роли на основе соединения общей, профессиональной и личной культуры, что обусловлено социокультурным контекстом.

Речевой поступок субъекта познания, направленный на другого, выступает репрезентантом его образа мира как целостного интегрального образования познавательной сферы личности, многоуровневой системы представления субъекта познания не только о мире и других людях, но и себе и своей деятельности, несет в себе свойства профессиональной и социальной среды.

Личная культура субъекта познания проявляется на уровне социокультурной компетентности, в ней могут быть обнаружены паттерны как этнической и социальной идентичности, так и уровней духовности личности и гражданской идентичности, т.е. уровней личной культуры, генетически проявляющихся до этого уровня личной культуры либо после него. Эти проявления мы можем обнаружить в исследовании внутренней картины мира обучающегося при анализе конструктов и идентификации ролей с Я-реальным и Я-идеальным субъектов познания, испытуемых.

Таким образом, структурно-функциональная модель становления профессионально речевого поступка включает следующие уровни:

1) инициация;

2) лингво-ментальный уровень;

3) профессионально-культурная трансформация;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) самоидентификация;

5) институционализация.

Пятый уровень профессиональной речевой культуры является наиболее высоким в процессе профессионального становления субъекта ^ к познания. В ходе интеграции в профессиональное сообщество и вклю- § ^ чения в самостоятельную профессиональную деятельность продолжа- ^ § ются трансформация профессиональной речевой культуры и надстраи- ^ 5 вание ее новых уровней.

Библиографический список / References

1. Алимова Е.Р., Филимонова Е.А. Особенности саморегуляции поведения на разных возрастных этапах // International Scientific Review. 2017. № 8 (39). С. 76-79. [Alimova E.R., Filimonova E.A. Features of self-regulation of behavior at different age stages. International Scientific Review. 2017. No. 8 (39). Pp. 76-79. (In Rus.)]

2. Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия. Киев, 1988. [Anisimov A.V. Informatika. Tvorchestvo. Rekursiya [Informatics. Creation. Recursion]. Kyiv, 1988.]

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001. [Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza [Psychology of personality: Principles of general psychological analysis]. Moscow, 2001.]

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 2013. [Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, 2013.]

5. Бердников Д.В., Бобынцев И.И., Апчел В.Я. Саморегуляция как основа взаимодействия человека со средой // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 4 (48). С. 228-234. [Berdnikov D.V., Bobyntsev I.I., Apchel V.Ya. Self-regulation as a basis for human interaction with the environment. Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2014. No. 4 (48). Pp. 228-234. (In Rus.)]

6. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. М.; СПб., 2003. [Brushlinsky A.V. Psihologiya subekta [Psychology of the subject]. V.V. Signs (ed.)]. Moscow; St. Petersburg, 2003.]

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. [Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskih situacij) [Psychology of experience (analysis of overcoming critical situations)]. Moscow, 1984.]

8. Вербицкий А.А. Контекстное образование в России и США: Монография. М.; СПб, 2019. [Verbitsky A.A. Kontekstnoe obrazovanie v Rossii i SShA [Context education in Russia and the USA]. Moscow; St. Petersburg, 2019.]

9. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы контекстного образования // Психология и педагогика контекстного образования / Под ред. А.А. Вербицкого. М.; СПб., 2018. С. 7-88. [Verbitsky A.A. Psychological and pedagogical foundations of contextual education. Psikhologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya [Psychology and pedagogy of contextual education]. A.A. Verbitsky (ed.). Moscow; St. Petersburg, 2018. Рр. 7-88. (In Rus.)]

10. Глазунова О.И. Антропология развития // Философские науки. 2008. № 9. С. 45-54. [Glazunova O.I. Anthropology of development. Philosophical * Sciences. 2008. No. 9. Pp. 45-54. (In Rus.)]

и 11. Голубь О.В. Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспе-

чивающее ее внутреннюю самоорганизацию и саморегуляцию // Вестник ВолГУ. Серия 11. 2012. № 1 (3). С. 94-100. [Golub O.V. Self-concept

ш и с п

° as an existential core of personality, providing its internal self-organization, and

self-regulation. Bulletin of the VolSU. Series 11. 2012. No. 1 (3). Pp. 94-100. (In Rus.)]

12. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 396-405. [Goncharova N.N. Language picture of the world as an object of linguistic description. Izvestiya TulGU. Humanitarian Sciences. 2012. No. 2. Pp. 396-405. (In Rus.)]

13. Жукова Н.В. Контексты личной культуры обучающегося // Психология и педагогика контекстного образования: Монография / Под науч. ред. А.А. Вербицкого. М.; СПб., 2018. С. 143-144. [Zhukova N.V. Contexts of the student's personal culture. Psikhologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya. A.A. Verbitsky (ed.). Moscow; St. Petersburg, 2018. Рр. 143-144. (In Rus.)]

14. Иванова С.В., Андреенкова А.В. Цифровизация социальных связей молодежи в ситуации эпидемии и карантинного режима // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров. М., 2020. С. 3283-3291. [Ivanova S.V., Andreenkova A.V. Digitalization of youth social ties in the context of an epidemic and quarantine regime. Sotsiologiya i obshchestvo: traditsii i innovatsii v sotsialnom razvitii regionov: Sbornik dokladov VI Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa (Tyumen, 14-16 oktyabrya 2020 g.). V.A. Mansurov (ed.). Moscow, 2020. Pp. 3283-3291. (In Rus.)]

15. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования / Астафьева О.Н. и др.; Отв. ред. Н.Б. Кириллова. Екатеринбург, 2019. [Astafieva O.N. et al. Informacionnaya epoha: novye paradigmy kultury i obrazovaniya [Information era: New paradigms of culture and education]. N.B. Kirillova (ed.). Yekaterinburg, 2019.]

16. Келли Дж. Теория личности (теория личных конструктов). СПб., 2000. [Kelly G. Teoriya lichnosti (teoriya lichnyh konstruktov) [A theory of personality: The psychology of personal constructs]. St. Petersburg, 2000.]

17. Клочко В.Е. Коммуникативная среда как фактор становления ментального пространства человека // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / Под ред. В.И. Кабрина, О.И. Муравьевой. Томск, 2004. С. 30-44. [Klochko V.E. Communicative environment as a factor in the formation of human mental space. Mentalitet i kommunikativnaya sreda v tranzitivnom obshchestve. V.I. Kabrin, O.I. Muravieva (eds.). Tomsk, 2004. Pp. 30-44. (In Rus.)]

18. Кочергин В.Я. Профессиональная культура и социальные технологии: теоретико-методологический анализ взаимосвязи // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019. № 3. С. 4-9. [Kochergin V.Ya. Professional culture and social technologies: Theoretical and methodological analysis of the relationship. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2019. No. 3. С. 4-9. (In Rus.)]

19. Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория. М., 1974. [Lapina T.S. Social functions of morality. Moral and Ethical Theory.

20. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд., испр. и доп. М., 2019. [Leontiev D.A. Psihologiya

ш ск т х

1- о 2 ^

Moscow, 1974. (In Rus.)] g °

ш 5

_ ¡z

smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj realnosti [Psychology of meaning: Nature, structure and dynamics of meaning reality]. 4nd ed., revised and enlarged. Moscow, 2019.]

21. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-45. [Morosanova V.I. Individual features of conscious self-regulation of voluntary human activity. Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. 2010. No. 1. Pp. 36-45. (In Rus.)]

22. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб., 2005. [Petrenko V.F. Osnovy psihosemantiki [Fundamentals of psychosemantics]. 2nd ed., add. St. Petersburg, 2005.]

23. Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М., 1996. [Peshkov I.V. M.M. Bahtin: ot filosofii postupka k ritorike postupka [M.M. Bakhtin: From the philosophy of action to the rhetoric of action]. Moscow, 1996.]

24. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред Б.А. Серебренников. М., 1988. С. 8-69. [Postovalova V.I. The picture of the world in human life. Rol chelovecheskogo faktora v yazyke: Yazyk i kartina mira. B.A. Serebrennikov (ed.). Moscow, 1988. Pp. 8-69. (In Rus.)]

25. Психология профессионального развития: методология, теория, практика / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург, 2011. [Psikhologiya professionalnogo razvitiya: metodologiya, teoriya, praktika [Psychology of professional development: Methodology, theory, practice]. E.F. Zeer (ed.). Ekaterinburg, 2011.]

26. Романенко И.Б., Пую Ю.В. Цифровизация и социальные сети: актуальный формат существования человека // Научное мнение. 2020. № 6. С. 52-58. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.6.52.58 [Romanenko I.B., Puyu Yu.V. Digitalization and social networks: the actual format of human existence. Scientific Оpinion. 2020. No. 6. Рp. 52-58. DOI: 0.25807/PBH.22224378.2020. 6.52.58 (In Rus.)]

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. [Rubinstein S.L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg, 2002.]

28. Северская О.И. Цифровые потери в коммуникации при переходе от «общения» к «передаче информации». Journal of Applied Linguistics and Lexicography. 2019. № 1 (2). С. 331-336. DOI: 10.33910/2687-02152019-1-2-331-336 [Severskaya O.I. Digital losses in communication during the transition from "communication" to «information transmission». Journal of Applied Linguistics and Lexicography. 2019. No. 1 (2). Pp. 331-336. DOI:

£ 10.33910/2687-0215-2019-1-2-331-336 (In Rus.)]

и K 29. Серкин В.П. Деятельностная теория сознания (сознание как атрибут g Е системы деятельностей субъекта) // Психология. Журнал Высшей школы

о I экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 93-111. [Serkin V.P. Activity theory

[J g of consciousness (consciousness as an attribute of the subject's activity system).

^ ¡^ Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015. Vol. 12. No. 2.

Pp. 93-111. (In Rus.)]

30. Синчурина М.Г. Формирование профессиональной Я-концепции будущего специалиста в области рекламы: Дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2014. [Sinchurina M.G. Formirovanie professionalnoj Ya-koncepcii budushchego specialista v oblasti reklamy [Formation of a professional self-concept of a future specialist in the field of advertising]. PhD Dis. Kemerovo,

31. Тендрякова М.В. Первобытные возрастные инициации и их психологический аспект (по австралийским материалам): Дис. ... канд. ист. наук. М., 1992. [Tendryakova M.V. Pervobytnye vozrastnye iniciacii i ih psihologicheskij aspekt (po avstralijskim materialam) [Primitive age-related initiations and their psychological aspect (according to Australian materials)]. PhD Dis. Moscow, 1992.]

32. Устинова И.В. Генезис и эстетическая эволюция испанского барочного мироощущения: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2009. [Ustinova I.V. Genezis i esteticheskaya evolyuciya ispanskogo barochnogo mirooshchushcheniya [Genesis and aesthetic evolution of the Spanish Baroque attitude]. PhD Dis. M., 2009.]

33. Фирсова А.М. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2005. [Firsova A.M. Sociokulturnaya transformaciya ritualov i obryadov iniciacii v mirovoj tradicii [Sociocultural transformation of rituals and rites of initiation in the world tradition]. PhD theses. Nizhny Novgorod, 2005.]

34. Формирование личности профессионала: Учебное пособие / Бугренко-ва Т.А., Киселева Е.А., Шурыгина И.А. и др. М., 2015. [Bugrenkova T.A., Kiseleva E.A., Shurygina I.A. et al. Formirovanie lichnosti professionala [Formation of the personality of a professional]. Textbook. Moscow, 2015.]

35. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Виз-гина, Н.С. Автономовой; Вступит. ст. Н.С. Автономовой. СПб., 1994. [Foucault M. Slova i veshchi. Arheologiya gumanitarnyh nauk [Des mots et des choses. Une archéologie des sciences humaines]. V.P. Vizgin, N.S. Avtonomova (transl. from French); N.S. Avtonomova (introductory article). St. Petersburg, 1994.]

36. Янковская Е.А. Гетерархический принцип устройства познавательного опыта: Дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2009. [Yankovskaya E.A. Geterarhicheskij princip ustrojstva poznavatelnogo opyta [Heterarchical principle of the device of cognitive experience]. PhD Dis. Ivanovo, 2009.]

37. Corballis M.C. The Evolution of Language. Annals of the New York Academy of Sciences. 2009. No. 1156. Pp. 19-43.

38. Corballis M.C. The recursive mind: The origins of human language, thought, and civilization. Princeton, 2014.

39. Kostic-Bobanovic M. Perceived emotional intelligence and self-efficacy among novice and experienced foreign language teachers. Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. 2019. No. 33 (1). Pp. 1200-1213. DOI: и ^ 10.1080/1331677X.2019.1710232 g E

40. Pérez-Fuentes M.C., Jurado M.M.M., Pino R.M., Linares J.J.G. Emotional о °

i— о

intelligence, self-efficacy and empathy as predictors of overall self-esteem g g in nursing by years of experience. Frontiers in Psychology. 2019. No. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02035

2014.]

41. Venter E. Challenges for meaningful interpersonal communication in a digital era. Theological Studies. 2019. No. 75 (1). DOI: 10.4102/hts.v75i1.5339

Статья поступила в редакцию 14.02.2022, принята к публикации 09.04.2022 The article was received on 14.02.2022, accepted for publication 09.04.2022

Сведения об авторах / About the authors

Жукова Наталья Владимировна - доктор психологических наук, доцент; профессор кафедры клинической психологии и педагогики факультета психолого-социальной работы и высшего сестринского образования, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург

Natalia V. Zhukova - Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Clinical Psychology of the Faculty of Psychological and Social Work and Higher Nursing Education, Ural State Medical University, Ekaterinburg E-mail: nataly-n.tagil@mail.ru

Вершинина Татьяна Станиславовна - кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры клинической психологии и педагогики факультета психолого-социальной работы и высшего сестринского образования, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург

Tatyana S. Vershinina - PhD in Philology; Associate professor at the Department of Clinical Psychology and Pedagogy of the Faculty of Psychological and Social Work and Higher Nursing Education, Ural State Medical University, Ekaterinburg E-mail: wtatiana@mail.ru

Заявленный вклад авторов

Н.В. Жукова - постановка проблемы и теоретический анализ, формулирование выводов, участие в подготовке текста

Т.С. Вершинина - постановка проблемы и теоретический анализ, формулирование выводов, участие в подготовке текста

о

о

X

С 1= 218

Contribution of the authors

N.V. Zhukova - problem statement and theoretical analysis, formulation of conclusions, participation in the preparation of the text

T.S. Vershinina - problem statement and theoretical analysis, formulation of conclusions, participation in the preparation of the text

Э ¡5 Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

All authors have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.