Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ВНЕШНИЕ КОНТЕКСТЫ / ВНУТРЕННИЕ КОНТЕКСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ / РЕЧЕВЫЕ ПОСТУПКИ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕПЕРТУАР РЕЧЕВЫХ ПОСТУПКОВ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жукова Наталья Владимировна, Вершинина Татьяна Станиславовна

Проблема исследования. Профессиональная речевая культура является внутренним психологическим образованием субъекта познания. Каким образом происходит формирование профессиональной речевой культуры? Какие теоретические контексты обусловливают этот процесс? Каким образом профессиональная речевая культура влияет на речевой поступок? Цель статьи - рассмотреть теоретические контексты формирования понятия «профессиональная речевая культура». Методологической основой исследования является концепция контекстного образования А. А. Вербицкого. На основе теоретико-методологического анализа отечественных и зарубежных исследований выявляются теоретические контексты, обусловливающие формирование профессиональной речевой культуры, речевого поступка субъекта познания в профессиональной деятельности. Основные результаты. Представленная статья является развитием концепции контекстного образования. В статье анализируются теоретические контексты формирования понятия «профессиональная речевая культура» субъекта познания: профессиональная культура, профессиональная картина мира, профессиональная языковая личность, речевая профессиональная культура. Теоретическая значимость результатов работы заключается в описании понятия «профессиональная речевая культура», которое является элементом системы, интегрирующей взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, обеспечивающие становление профессиональной речевой культуры субъекта познания, определяющей репертуар речевых поступков, направленных на другого. Практическая значимость - в понимании содержательной наполненности понятия «профессиональная речевая культура» через теоретические контексты профессиональной культуры (профессиональная картина мира, профессиональная языковая личность, речевая профессиональная культура), которая, проецируясь на профессиональное действие на практике, интегрируя предметный, социальный, морально-нравственный контекст будущей профессиональной деятельности, преобразует это действие в поступок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жукова Наталья Владимировна, Вершинина Татьяна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL CONTEXTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL SPEECH CULTURE

Professional speech culture is the internal psychological education of the person in the process of cognition. How does the formation of a professional speech culture take place? What theoretical contexts (layers) determine this process? How does professional speech culture affect a speech act? The purpose of the article is to consider the theoretical contexts of the formation of the concept of “professional speech culture”. The methodological basis of the research is the concept of contextual education by A. A. Verbitsky. Based on the theoretical and methodological analysis of domestic and foreign studies, the theoretical contexts are identified that determine the formation of professional speech culture, which determines a speech act of the person in the process of cognition in professional activity. Main results. The presented article is a development of the concept of contextual education. The article analyzes the contexts of the professional speech culture of the person in the process of cognition: professional culture, professional picture of the world, professional linguistic personality, speech professional culture. The theoretical significance of the results of the work lies in the description of the concept of “professional speech culture” as a concept that is an element of a system that integrates interrelated and interdependent components that ensure the formation of a professional speech culture of the person in the process of cognition, which determines the repertoire of speech acts aimed at another. Practical significance is in under-standing the content of the concept of “professional speech culture” through the theoretical contexts of professional culture (professional worldview, professional linguistic personality, speech professional culture), which, projected onto professional action in practice in the process of mastering professional activity, integrating subject, social, moral and the moral context of future professional activity transforms this action into an act.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 808.5 ББК Ш105.553

ГРНТИ 15.81.21

Код ВАК 5.3.4

Жукова Наталья Владимировна,

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и педагогики, Уральский государственный медицинский университет; 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3; e-mail: nataly-n.tagil@mail.ru

Вершинина Татьяна Станиславовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры клинической психологии и педагогики, Уральский государственный медицинский университет; 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3; e-mail: wtatiana@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: субъект познания; внешние контексты; внутренние контексты; профессиональная речевая культура; теоретические контексты; речевые поступки; речевая деятельность; языковая личность; репертуар речевых поступков; культура речи

АННОТАЦИЯ. Проблема исследования. Профессиональная речевая культура является внутренним психологическим образованием субъекта познания. Каким образом происходит формирование профессиональной речевой культуры? Какие теоретические контексты обусловливают этот процесс? Каким образом профессиональная речевая культура влияет на речевой поступок? Цель статьи - рассмотреть теоретические контексты формирования понятия «профессиональная речевая культура». Методологической основой исследования является концепция контекстного образования А. А. Вербицкого. На основе теоретико-методологического анализа отечественных и зарубежных исследований выявляются теоретические контексты, обусловливающие формирование профессиональной речевой культуры, речевого поступка субъекта познания в профессиональной деятельности. Основные результаты. Представленная статья является развитием концепции контекстного образования. В статье анализируются теоретические контексты формирования понятия «профессиональная речевая культура» субъекта познания: профессиональная культура, профессиональная картина мира, профессиональная языковая личность, речевая профессиональная культура. Теоретическая значимость результатов работы заключается в описании понятия «профессиональная речевая культура», которое является элементом системы, интегрирующей взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, обеспечивающие становление профессиональной речевой культуры субъекта познания, определяющей репертуар речевых поступков, направленных на другого. Практическая значимость - в понимании содержательной наполненности понятия «профессиональная речевая культура» через теоретические контексты профессиональной культуры (профессиональная картина мира, профессиональная языковая личность, речевая профессиональная культура), которая, проецируясь на профессиональное действие на практике, интегрируя предметный, социальный, морально-нравственный контекст будущей профессиональной деятельности, преобразует это действие в поступок.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Жукова, Н. В. Теоретические контексты формирования профессиональной речевой культуры / Н. В. Жукова, Т. С. Вершинина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 179-190.

Zhukova Natalia Vladimirovna,

Doctor of Psychology, Associate Professor of Department of Clinical Psychology, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia

Vershinina Tatyana Stanislavovna,

Candidate of Philology, .Associate Professor of Department of Clinical Psychology and Pedagogy, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia

THEORETICAL CONTEXTS

OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL SPEECH CULTURE

KEYWORDS: subject of knowledge; external contexts; internal contexts; professional speech culture; theoretical contexts; speech actions; speech activity; linguistic personality; repertoire of speech acts; a culture of speech

ABSTRACT. Professional speech culture is the internal psychological education of the person in the process of cognition. How does the formation of a professional speech culture take place? What theoretical contexts (layers) determine this process? How does professional speech culture affect a speech act? The purpose of the article is to consider the theoretical contexts of the formation of the concept of "professional speech culture". The methodological basis of the research is the concept of contextual education by A. A. Verbitsky. Based on the theoretical and methodological analysis of domestic and foreign studies, the theoretical contexts are identified that determine the formation of professional speech culture, which determines a speech act of the person in the process of cognition in professional activity. Main results. The presented article is a development of the concept of contextual education. The article analyzes the contexts of the professional speech culture of the person in the process of cognition: professional culture, professional picture of the world, professional linguistic personality, speech professional culture. The theoretical significance of the results of the work lies in the description of the concept of "professional speech culture" as a concept that is an element of a system that integrates interrelated and interdependent

© Жукова Н. В., Вершинина Т. С., 2022

components that ensure the formation of a professional speech culture of the person in the process of cognition, which determines the repertoire of speech acts aimed at another. Practical significance is in understanding the content of the concept of "professional speech culture" through the theoretical contexts of professional culture (professional worldview, professional linguistic personality, speech professional culture), which, projected onto professional action in practice in the process of mastering professional activity, integrating subject, social, moral and the moral context of future professional activity transforms this action into an act.

FOR CITATION: Zhukova, N. V., Vershinina, T. S. (2022). Theoretical Contexts of the Formation of Professional Speech Culture. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 179-190.

Введение. Цель данной статьи -рассмотреть теоретические контексты формирования понятия «профессиональная речевая культура». В данной статье мы остановимся на раскрытии таких теоретических контекстов формирования понятия «профессиональная речевая культура», как профессиональная культура, профессиональная картина мира, профессиональная языковая личность, речевая профессиональная культура.

История педагогических учений и теорий показывает, что при переходе к массовому образованию социальные требования к профессиональной личности детерминируются историко-культурным контекстом, уровнем развития производственных сил, спецификой социально-экономической ситуации и др., т. е. контекстами, оказывающими влияние на содержание профессиональной деятельности и, как следствие, на содержание и результат образования, в том числе профессионального, репрезентированного в профессиональной речевой культуре субъекта познания. Понятие контекста как смыслообразующая категория контекстного подхода используется А. А. Вербицким в качестве основной категориальной единицы данного подхода, изначально выполнявшего в психологии образования роль «методологической рефлексии образовательного процесса и средства конструирования наиболее адекватных социальным условиям и психологическим законам обучения учебно-развивающих практик» [6, с. 9].

Для формирования полноценной профессиональной личности в процессе обучения необходимо перенаправить психолого-педагогические концепции, традиционно ориентированные на знаковую форму представления информации обучаемому (объекту педагогического воздействия), дозирование и передачу информации всем и в одинаковом объеме, отрыв от воспитания, задачный подход (выполнение определенных действий для нахождения искомого задачи), на индивидуальный способ усвоения знаний и т. д. [6]. Современные условия подготовки специалистов требуют обращения к иной образовательной парадигме, с одной стороны, адаптивной к внешним контекстам образования и поэтому сохраняющей актуальность на каждом этапе социально-исторического

развития; с другой, - обеспечивающей переход от семиотической системы к системе практических действий, к практике диалогического общения, к совместной деятельности педагога и обучающегося, к активному целеполаганию «себя в мире социальной, интеллектуальной, духовной и предметно-технологической культуры» [6, с. 69], «движение обучающегося в контексте изучаемого материала» [6, с. 102]. Иными словами, современные вызовы развитию человека диктуют включение его в реальный контекст жизни и деятельности, которым они обусловлены (по С. Л. Рубинштейну [27]). Описанным требованиям отвечает концепция контекстного образования, реализуемая более 35 лет не только в России, но и за рубежом. Концепция контекстного образования А. А. Вербицкого с необходимостью предполагает ориентацию субъекта познания «на будущее содержание жизни и деятельности, общей и профессиональной культуры» [5, с. 8], что предполагает «личностное включение» субъекта познания в процессе обучения «в освоение профессиональной деятельности как части человеческой культуры» [5, с. 83]. В исследованиях зарубежных последователей контекстного образования [43-45; 49; 51-53] подчеркивается, что контекстное обучение обеспечивает интеграцию содержания учебной дисциплины с ситуациями реального мира; стимулирует обучающихся к установлению связи между знаниями и их применением в различных сферах жизни, способствует реализации в профессии; по их мнению, контекстное образование обусловливает мотивированное, субъектное присвоение опыта, создает условия для формирования социокультурной компетентности, ориентировано на результат образования [50; 55].

Из основных положений данной концепции вытекает, что содержание образования выступает мерой приобщения субъекта познания к интеллектуальной, духовной, социальной, профессиональной (предметно-технологической) культуре [38], направлено на самоопределение субъекта познания «в культуре действия, чувств, общения, поведения, мышления» [28, с. 113]. По мере освоения субъектом познания социальных и профессиональных норм и правил в процессе профессионализации в условиях образовательного процесса, осознания

общности с той или иной профессиональной группой, принятия типичных для нее системных качеств, степени его готовности к самооценке и взаимодействию с другими членами профессиональной общности складывается профессиональная речевая культура субъекта познания, репрезентированная в репертуаре его речевых поступков, что обусловлено осознанием контекста и способностью к принятию решения в конкретных обстоятельствах; формируются предпосылки «достижения профессионального и личностного успеха человека».

В соответствии с концепцией контекстного образования А. А. Вербицкого способность субъекта познания выполнять любую деятельность базируется на практической деятельности, которая адекватна объективно существующей в социальной и профессиональной культуре [21]; неотъемлемым элементом профессионального становления следует рассматривать профессиональную речевую культуру субъекта познания.

Единицей деятельности студента, интегрирующей возможности обучения и воспитания, должно быть особое социально нормированное действие, предусматривающее оценку другими людьми (обществом, государством); таким действием, направленным на другого человека, соотнесенным с требованиями морали и нравственности и предполагающим определенные санкции при отрицательной оценке и коррекцию в зависимости от отклика на него, является поступок - особое ценностное действие, направленное на другого человека или других людей, предполагающее их морально-нравственную оценку [5].

Возникает вопрос: каким образом происходит присвоение профессиональной культуры или каким образом действие становится поступком? Для теоретического осмысления этого вопроса мы предполагаем ввести понятие профессиональной речевой культуры.

Профессиональная речевая культура проявляется в речевом поступке субъекта деятельности, формируемом под влиянием следующих контекстов, описанных ниже.

Первый контекст. Профессиональная культура. Результат деятельности или сама деятельность имеют «общезначимую культурную ценность для той или иной социальной общности людей. В качестве такой общности может рассматриваться какая-то группа людей, профессия... все человечество» [17, с. 10].

Человекотворческая сущность культуры позволяет понять не только смысл и своеобразие культуры, детерминированные своеобразием той или иной деятельности, но и определить профессиональную культуру как

уникальный вид, элемент системы культуры, между которыми (профессиональной и общей культурой) невозможно провести четкое разграничение вследствие общности общечеловеческих норм и ценностей; профессиональная культура, находясь под влиянием внешних контекстов ее осуществления и социальных требований, ориентирована на представителей данной профессии и, следовательно, содержит нормы и ценности, объединяющие субъектов данного вида трудовой деятельности, их представления о ее содержании, методах достижения качества данного вида деятельности [22]. Профессиональная культура, как и культура в широком смысле, -это «общие модели мышления, чувств и действий. . это всегда коллективное явление» [41], разделяющее профессиональные сообщества по убеждениям, ценностям и отношениям; она обусловлена социальным контекстом и различается культурными практиками этих сообществ, для которых характерны особые мышление и поведение, отличающие членов одной группы от другой [41; 54], способствует устойчивому развитию членов профессионального сообщества. Динамика социальных преобразований откликается в профессиональной культуре; в то же время профессиональная культура остается в определенной степени достаточно стабильным, устойчивым образованием, поскольку, по определению О. А. Шумаковой, представляет собой «системное образование с четкой структурой, связями и функциями», состоящее из двух слоев - непосредственно ядра и его защитного пояса [39]. Внешние условия, под влиянием которых формируются внешний («отраженные в сознании и психике предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует» [5, с. 39]) и внутренний (индивидуально-

психологические особенности, знания и опыт человека) [5] контексты субъекта познания в процессе его профессионализации путем наложения обучения на «канву профессиональной деятельности» [5, с. 33], оказывают влияние на образ мира «как целостного интегрального образования познавательной сферы личности, как многоуровневой системы представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности» [40, с. 211], «на характер сенсорных эталонов, перцептивных единиц восприятия, ... вплоть до общего стиля поведения и деятельности» [10, с. 162].

В зарубежных исследованиях профессиональная культура исследуется с позиций профессиональной (групповой) идентичности, подчеркивается важная роль социальной среды (контекста) [46]. В структуру профессиональной культуры включают

профессиональные умения, знания и навыки, «общие способы мышления» - это ценности, убеждения, отношения, «представления о соответствующих профессиональных ролях и границах» [47; 42]. Исходя из концепции контекстного образования, профессиональную культуру можно определить как «уровень развития личности, ее предметной и социальной компетентности» [38, с. 332], «владение целостными профессионально культурными "кодами"» [34, с. 313], что достигается в процессе приобщения субъекта познания к культуре и является итогом «реализации проекта взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся по развертыванию содержания обучения» [38, с. 332].

Таким образом, в качестве субъекта профессиональной культуры и, соответственно, ее носителя следует считать не только сложившуюся в процессе осуществления конкретной профессиональной деятельности группу, но и личность как составляющее звено этой группы, созидающее ее и формирующееся в ней.

Второй контекст. Профессиональная картина мира. Образ мира субъекта познания в формировании профессиональной культуры. Картина мира выступает фактором, непосредственно формирующим человеческое сознание, личность [23]. Понятие «образ мира» введено А. Н. Леонтьевым [20], «в процессе деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают» [20, с. 254]; т. е. под влиянием деятельности формируется многомерность мира и привносится нечто личностное в его образ. В. П. Серкин описывает образ мира как трехслойную модель, включающую в ядерный слой эталонные системы (перцептивную, оперативную, эмоциональную, сценарную и др.) [29]. А. Н. Леонтьев [20], Е. Ю. Артемьева [1], С. Д. Смирнов [30] описывают двумерную модель образа мира, состоящую из первого, поверхностного, слоя (перцептивный мир, по Е. Б. Артемьевой) и второго слоя (семантического, фиксирующего следы взаимодействия с объектами) [37].

В концепции контекстного образования понятие «образ мира» описывает образ реальности, закрепленный в сознании субъекта познания. Образ мира как представление о себе и других в этом мире диктует выбор стратегий взаимодействия с этим миром, выбор профессии, выбор поступков в отношении профессии и ее объектов. Антиципация (предвосхищение) результатов такого взаимодействия способствует отбору (выбору) соответствующего конкретной ситуации речевого поступка и формированию репер-

туара речевых поступков, обеспечивающих его развитие в профессии и реализацию себя во всех сферах деятельности, осуществляемых субъектом познания и в которых он взаимодействует с объектами своей деятельности.

Профессиональная картина мира уз профессиональный образ мира. В современной науке существует несколько подходов к определению опосредования образа мира субъектом профессиональной деятельности, а также его представлений об идеальном профессиональном Я в процессе формирования его профессиональной идентичности. И. Б. Ханина предлагает понятие «профессиональное видение мира», подчеркивая динамичность «рефракции» мира через профессию [37]. Ряд исследователей используют понятие профессиональной ментально-сти как родственного профессиональному образу мира (И. В. Тонкошкурова [35], Д. В. Оборина [25], В. Е. Клочко [15], О. М. Краснорядцева [19]). М. Н. Фроловская предлагает разделять профессиональную картину мира и профессиональный образ мира, представляющий особой индивидуальное представление человека о своей профессиональной деятельности, повлиять на формирование которого извне невозможно [36]. Профессиональный образ мира тесно связан с ней, формируется в процессе адаптации субъекта познания (его внутреннего контекста) к профессиональной среде, «вплетения» в «канву профессиональной деятельности» (по А. А. Вербицкому). Профессиональная картина является более широким понятием в плане групповой принадлежности субъектов профессиональной деятельности, т. е. обнаруживает особенности отражения объектов внешнего мира и фиксирует способы взаимодействия с ними, содержит культурные стереотипы, характерные для данной профессиональной группы, принадлежит всем субъектам данного вида профессиональной деятельности, способствует профессиональной идентификации индивида, содержит общие для представителей данной профессии ценности, мотивы, установки, характеризуется своим культурным кодом, обладает репрезентантами (ключевыми словами), отражающими специфичность языковой картины мира данной профессиональной группы (семантическая и культурная нагруженность). Профессиональный образ мира более динамичен, чем профессиональная картина мира. Содержательное наполнение образа мира связано с индивидуально-психическими особенностями субъекта познания, в определенном объеме соответствует групповому инварианту; его можно определить как ядро профессиональной культуры субъекта познания, которое определяет его речевые поступки в про-

цессе межличностного взаимодействия в различных коммуникативных ситуациях, в каждой из которых порождается «любой психосемантический процесс, как в межличностном, так и интраличностном плане, т. е. является динамической клеточкой сознания, как индивидуального, так и коллективного» [16, c. 35]. Коммуникативная ситуация, по В. Е. Клочко, виртуальна, т. е. «все позиции имеют ... смысловой характер» [16, c. 35].

Профессиональная языковая картина мира. Языковая картина субъекта познания есть образ реального мира, отраженный средствами языка в индивидуальном сознании, где значения, с одной стороны, являются частью индивидуального сознания субъекта познания, с другой, - продуктом социальных отношений. Языковая картина мира субъекта познания «наполняется» значениями на основе его личностного смысла, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, обусловлена его восприятием действительности и видами деятельности, в которые он включен. В зарубежных исследованиях чаще используется национальная картина мира или в качестве синонима данного понятия в большей степени используется «national mind set» (национальный образ мышления») [48]. «Для носителя языка родной язык представляет собой ... форму концептуализации мира. .культурные ценности, идеалы, ориентиры, мнение индивида о Вселенной и ее роли в этой вселенной находят свое воплощение в языке . язык представляет собой форму концептуализации мира, характерную для данной культуры» [48].

В разных сферах профессиональной деятельности структура компонентов, наполняющих содержание профессиональной культуры, будет различаться, как и содержание профессиональной картины мира разных профессиональных сфер. Формирование функциональных подсистем образа мира связано и с профессиональной, и с другими видами деятельности, профессиональные образы мира субъектов деятельности различны. Любой профессиональной культуре свойственны несколько универсальных компонентов, которые могут не только проявляться в практической деятельности, но и влиять на мировоззренческие установки представителей той или иной профессии, среди них, как правило, выделяют профессиональные способности, ценностные ориентации, личностные качества [26]; профессиональные роли на основе разделения труда в данной профессии [18]; нравственный компонент [4]. Языковое сознание представителей той или иной профессии отражает в профессиональной картине мира их представления о мире, ме-

сте, механизмах взаимодействия и роли профессии в социуме, ее влиянии на социально-исторический процесс.

Профессиональная картина мира тесно связана с языком в процессе формирования языковой личности, точнее - профессиональной языковой личности. Профессиональная картина мира выступает в качестве связующего звена между профессиональной реальностью, с одной стороны, и профессиональной языковой личностью - с другой. В зарубежных исследовательских практиках, посвященных профессиональному формированию, данный аспект не обнаружен, равно как и профессиональный образ мира, профессиональная языковая личность [33].

Третий контекст. Профессиональная языковая личность. Понятие «профессиональная языковая личность», как и его синоним «языковая профессиональная личность», вошло в научный оборот недавно, вследствие чего еще не сложилось четкого понимания более предпочтительного варианта. Для выявления особенностей профессиональной речевой культуры в рамках проблемы формирования профессиональной личности следует определить исходное понятие «языковая личность», мало употребляемое в психологии, в широком смысле понимаемое как универсальная категория, которая описывает носителя и создателя языка, способствующего сохранению национальной самобытности.

Впервые это понятие использовал В. В. Виноградов, подчеркивая, что языковую личность следует понимать «как вместилище социально-языковых форм и норм коллектива, как фокус смещения и смешения разных социально-языковых категорий» [7, с. 61]. По мнению Г. И. Богина, «языковая личность - это человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи» [3, с. 3]. По мнению В. В. Соколовой, понятие «языковая личность» следует рассматривать как «реальность в виде субъекта, обладающего совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность» [31, с. 11].

Построение моделей языковой личности предпринимается в лингвистике (Ю. Н. Караулов [13]), лингводиадактике (Г. И. Богин [3]), лингвокультурологии (В. И. Карасик [12]), психолингвистике (С. С. Сухих [32]) и т. д. Несмотря на различие подходов, в основе оценки языковой личности и ее структуры лежит неразрывность связи человека, особенностей его сознания и деятельности, определяющих стратегии поведения в коммуникативном взаимодействии, что, в свою очередь, во

многом определяется репертуаром речевых поступков субъекта познания, сформировавшимся в процессе осуществления различных видов деятельности.

Понятие «профессиональная языковая личность» наибольшее распространение получило благодаря концепции Е. И. Головановой и понимается как совокупность «интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, сформированных в особой профессионально-культурной среде и отраженных в свойствах его сознания, поведения и деятельности» [8], включает три параметра (уровня) анализа профессиональной языковой личности: 1) уровень профессионального сознания (должны изучаться «домены и концепты как ментальные образования, отражающие структуру специального опыта»); 2) вербальный уровень (рассматриваются «системы и микросистемы специальных наименований», коррелирующие со структурами сознания); 3) мотивационно-прагматический уровень (связан с отбором единиц текста, в том числе прецедентных имен, высказываний [8; 9], выступающих репрезентантами профессиональной языковой личности).

С. В. Мыскин также выделяет в структуре профессиональной языковой личности три уровня: 1) «коммуникативно-компетентностный (потребности коммуникативной ситуации и цели профессиональной деятельности); 2) лингво-когнитивный (профессиональная картина мира, выраженная образом профессионального мира субъекта, и отнесенность его к отдельной профессиональной группе); 3) мотивационный (система «побудительных факторов, обусловливающих пристрастность языкового профессионального сознания субъекта в отражении объективного мира труда в соответствии с личностными смыслами») [24, с. 155].

На наш взгляд, предложенная С. В. Мыс-киным [29] структура в большей степени раскрывает понятие профессиональной языковой личности, поскольку основана на психологическом, деятельностном, социальном и лингвистическом аспектах описания языковой личности, осуществляющей профессиональную деятельность, выражает совокупность мотивов, социальный контекст речевого взаимодействия субъекта познания в соответствии с нормативной регламентированностью межличностного взаимодействия и особенностями видов деятельности, в которые он включен, предполагает развитие личности, в том числе языковой, и, таким образом, позволяет описать речевой поступок субъекта познания как основу социального взаимодействия. Для характеристики языковой личности, осуществляющей профессиональную деятель-

ность, наиболее точным будет понятие «профессиональная языковая личность»: оно подчеркивает включенность личности в профессиональную деятельность и соответственно определяет ценностно-смысловые координаты личности как самоорганизующейся системы, характеризуемой типом профессиональной культуры, репрезентирующей в отношениях между членами профессиональной группы и другими группами и общественными институтами профессиональную идентичность, упорядочивающей свою профессиональную деятельность, обеспечивающей целостность профессиональной культуры и преемственность ролей, ценностей, норм через образцы профессиональной речевой культуры, традиции, социальные технологии.

Четвертый контекст. Речевая профессиональная культура. По справедливому замечанию М. М. Бахтина, «все слова пахнут профессией, жанром, направлением, партией, определенным произведением, определенным человеком, поколением, возрастом, днем и часом. Каждое слово пахнет контекстом и контекстами, в которых оно жило своею социально напряженной жизнью; все слова и формы населены интенциями. В слове неизбежны контекстуальные обертоны» [2, с. 106]. Репертуар речевых поступков субъекта познания детерминирован не только особенностями профессиональной картины мира, с одной стороны, и профессиональным образом мира - с другой, но и структурой профессиональной языковой личности с ее ментальными, когнитивными, мотивационными аспектами. Однако регламентированная нормативность межличностного взаимодействия людей в процессе осуществления профессиональной деятельности указывает на необходимость обсуждения особенностей речевого поведения с позиций соответствия его включенности в профессиональную культуру.

Существующие на сегодняшний день исследования, посвященные профессиональной речевой культуре, рассматривают данное понятие как культуру речи представителя профессии или профессиональной группы либо коммуникативную компетентность, которая базируется на оптимальном употреблении языковых средств с учетом особенностей профессиональной деятельности и коммуникативной ситуации, обусловлена социокультурным контекстом функционирования языковой системы. В целом речевая профессиональная культура представляет собой лингвокультурную характеристику субъекта профессиональной деятельности. Существующая практика описания профессиональной речевой культуры не различает указанное понятие с по-

нятием «речевая профессиональная культура»; оба понятия используются как взаимозаменяемые синонимы. «Профессиональная речевая культура» отличается от «речевой профессиональной культуры», связана с особенностями профессиональной деятельности, выступает смыслообразую-щим контекстом в становлении субъекта познания в профессиональной деятельности. Семантика понятий указывает не только на различный объем их наполнения такими компонентами, как коммуникативно-компетентностный, лингво-когнитивный и мотивационный, но и несхожесть иерархий психологического, деятельностного, социального и лингвистического оснований рассматриваемых терминов. Динамичность речевой профессиональной культуры зависит от изменений в языковой системе, связанных с социально-историческим процессом. Речевая профессиональная культура является при этом теоретическим контекстом, обусловливающим формирование профессиональной речевой культуры субъекта профессиональной деятельности.

Содержание понятия «профессиональная речевая культура». Понятие «профессиональная речевая культура» отражает специфику взаимодействия субъекта познания с объектами мира сквозь призму субъективного профессионального образа мира как структуры профессиональной картины мира профессиональной группы и обеспечивает профессиональную идентификацию субъекта познания; проявляет ценностно-смысловые координаты личности как самоорганизующейся системы; вер-бально-семантическая (по Ю. Н. Караулову [14]) составляющая профессиональной речевой культуры ориентирована на эффективное профессиональное общение для достижения высоких результатов деятельности, обусловлена особенностями профессионального мышления и позволяет определить в речевом акте систему ценностей, мо-тивационную готовность и установки субъекта деятельности.

Становление профессиональной речевой культуры начинается в процессе ее включения в образовательный процесс. На каждом этапе становления профессиональной речевой культуры происходят увеличение и трансформация ее семантического наполнения, наращивание терминологического аппарата, встраивание в общую апперцепционную базу профессиональной культуры, овладение новыми формами межличностного взаимодействия в условиях трудовой деятельности, осознание профессиональной роли на основе соединения общей и профессиональной культуры, обусловленное социокультурным контекстом.

По мере решения все более усложняющихся профессиональных задач развиваются личностные качества, выкристаллизовываются в соответствии со спецификой профессиональной культуры мотивы и ценностные отношения, вырабатывается способность к ответственному выбору и принятию решения. Речевой поступок осуществляется в соответствии с профессиональной задачей и ситуацией на основе предвидения его результатов для себя и других субъектов деятельности и объектов окружающего мира.

Заключение. По мере формирования субъекта познания как профессионально ориентированной личности в его сознании формируется и модифицируется образ действительности, его будущей профессиональной деятельности; происходят переосмысление и деконструкция норм и ценностей культуры (общей, личной, будущего профессионального сообщества), «ценности и нормы культуры в их единстве составляют субстанцию культуры, ее "тело"» [17, с. 10]. Взаимодействие и взаимовлияние «разных культур (общечеловеческой, этнической, национальной, коммуникативной, профессиональной, информационной и т. п.)» [11, с. 146] детерминирует выработку представления о своем месте в мире, создание образа мира, мироощущения как результата, определяющего «для него значение и смысл восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации как целого и ее компонентов» [11, с. 146], что и обусловливает его индивидуальность как уникальный сплав «интеллектуального, предметно-технологического, социального и духовного знания, переживания и опыта» [5, с. 64].

Содержательное наполнение образа мира связано с индивидуально-психическими особенностями субъекта познания, соотнесено с групповым инвариантом (ядром профессиональной культуры субъекта познания), определяет его речевые поступки в процессе межличностного взаимодействия в различных коммуникативных ситуациях. Носителем профессиональной культуры и началом профессионального образа мира выступает профессиональная языковая личность, в сознании которой формируется языковая картина мира, отражающая представление о мире, обеспечивающая понимание природы и общества, социального порядка, себя в обществе, способствующая его идентификации, в том числе профессиональной.

Вывод. Содержание и осмысление понятия профессиональная речевая культура было проведено на основе анализа следующих взаимосвязанных и обусловливающих друг друга теоретических контекстов -профессиональная культура, профессио-

нальная картина мира, профессиональная языковая картина мира, профессиональная языковая личность, речевая профессиональная культура, - определяющих лич-ностно-профессиональные характеристики субъекта деятельности, репрезентированные в речевом поступке.

Профессиональная речевая культура субъекта познания представляет собой многоуровневую характеристику субъекта познания, основанную на психологическом, деятельностном, социальном и лингвистическом аспектах описания языковой личности, осуществляющей профессиональную деятельность. Уровень профессиональной речевой культуры, неотделимой от профессиональной деятельности, определяется совокупностью взглядов, ценностей, нравственных мировоззренческих, ментальных представлений, обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию, детерминирован усложнением профессиональных задач, «является динамической клеточкой сознания как индивидуального, так и коллективного» [16], генерализует репертуар речевых по-

ступков субъекта познания как отражения его личной культуры, формирующейся в процессе усвоения разных культур (интеллектуальной, предметно-технологической, социальной и духовной культуры); речевой поступок субъекта познания, направленный на другого, выступает репрезентантом его образа мира как целостного интегрального образования познавательной сферы личности, многоуровневой системы представления субъекта познания не только о мире и других людях, но и себя и своей деятельности, несет в себе свойства профессиональной и социальной среды.

Таким образом, профессиональное действие в процессе профессионального развития личности, погружаясь в контексты профессиональной культуры, профессиональной картины мира, профессиональной языковой картины мира, профессиональной языковой личности, речевой профессиональной культуры, наполняясь психологическим, социальным, деятельностным, лингвистическим содержанием, становится профессиональным речевым поступком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева ; под ред. И. Б. Ханиной. - М. : Наука ; Смысл, 1999. - 349 с. - (Фундаментальная психология: ФП).

2. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1975. - 504 с.

3. Богин, Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текста : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Богин Г. И. - Л., 1984. - 16 с.

4. Бунакова, Т. А. Подготовка управленческих кадров / Т. А. Бунакова // Государство - политика -право - управление : сб. науч.-исслед. работ профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов Ин-та соц.-гуманит. образования. Вып. 10 / МГИМО. - 2016. - С. 42-46.

5. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы контекстного образования / А. А. Вербицкий // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. - С. 7-88.

6. Вербицкий, А. А. Контекстное образование в России и США / А. А. Вербицкий. - М. ; СПб., 2019.

7. Виноградов, В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. - М. : Наука, 1980. - 360 с.

8. Голованова, Е. И. Введение в когнитивное терминоведение : учеб. пособие / Е. И. Голованова. -М. : Флинта : Наука, 2011. - URL: https://knigogid.ru/books/325363-vvedenie-v-kognitivnoe-terminovedenie/toread?update_page (дата обращения: 25.10.2021). - Текст : электронный.

9. Елохова, Г. В. Профессиональная языковая личность будущего инженера: теоретический аспект / Г. В. Елохова, Л. А. Романенко. - Текст : электронный // Сибирский филологический журнал. - 2015. -№ 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-yazykovaya-lichnost-buduschego-inzhenera-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 20.11.2021).

10. Дубовицкая, Т. Д. Контекст в структуре образовательной деятельности / Т. Д. Дубовицкая // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. - С. 155-171.

11. Жукова, Н. В. Контексты личной культуры обучающегося / Н. В. Жукова // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. - С. 143-154.

12. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

13. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - Изд. 7-е. - М. : Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.

14. Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. Н. Караулов. - Текст : электронный // Язык и личность. - М. : Наука, 1989. - С. 3-8. - URL: http://destructioen.narod.ru/ karaulov_jasikovaja_lichnost.htm (дата обращения: 07.12.2021).

15. Клочко, В. Е. Коммуникативная среда как фактор становления ментального пространства человека / В. Е. Клочко // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред. В. И. Каб-рина, О. И. Муравьевой. - Томск : Томский гос. ун-т, 2004. - С. 30-44.

16. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко. - Томск, 2005. - 174 с.

17. Коган, Л. Н. Социология культуры : учеб. пособие / Л. Н. Коган. - Екатеринбург : УрГУ, 1992. - 120 с.

18. Кочергин, В. Я. Профессиональная культура и социальные технологии: теоретико-методологический анализ взаимосвязи / В. Я. Кочергин // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. - 2019. - № 3. - С. 4-9.

19. Краснорядцева, О. М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности / О. М. Краснорядцева. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 1998. - 114 с.

20. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев // Собрание сочинений : в 2 т. Т. 2. - М. : Педагогика, 1983.

21. Лымарь, А. Н. Профессиональная культура в системе культуры / А. Н. Лымарь / / Вестник ЮУрГУ. -2006. - № 17 (72). - С. 251-252. (Серия «Социально-гуманитарные науки», вып. 7).

22. Мартыненко, О. И. Формирование общей культуры будущего специалиста в системе «колледж-вуз» (на примере педагогических колледжа и вуза) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мартыненко О. И. -Астрахань, 2009. - 20 с.

23. Моисеева, Л. В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки / Л. В. Моисеева // Образование и наука. - 2007. - № 2. - С. 3-12.

24. Мыскин, С. В. Языковая профессиональная личность / С. В. Мыскин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 12 (30) : в 2-х ч. Ч. I. - C. 150-157.

25. Оборина, Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов / Д. В. Оборина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994. - № 2. - С. 41-49.

26. Подповетная, Ю. В. Профессиональная культура как основа профессиональной деятельности магистра инженерного направления / Ю. В. Подповетная, А. Д. Подповетный // Инженерное образование и воспроизводство инженерных кадров: проблемы и опыт. - 2017. - № 17. - С. 35-43.

27. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во АН СССР, 1958. - 145 с.

28. Семенова, Л. М. Методологические основы формирования профессиональной культуры будущих специалистов в сфере рекламы и связей c общественностью / Л. М. Семенова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - Вып. 11. - С. 111-118.

29. Серкин, В. П. Изменения образа мира и образа жизни при переживании экстремальной ситуации / В. П. Серкин // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : сб. науч. статей 2-й Межрегион. науч.-практ. конф. с международ. участием / под ред. Р. В. Кадырова. - Владивосток : Тихоокеанский государственный медицинский университет, 2013.

30. Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вестник Московского университета (Серия 14. Психология). - 1981. - № 2. - С. 15-29.

31. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. - М. : Просвещение,1995. - 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Сухих, С. А. Прагмалингвистическое измерение коммуникативного процесса : автореф. дис. . д-ра филол. наук / Сухих С. А. - Краснодар, 1998. - 29 с.

33. Сороковых, Г. В. Понятие вторичной языковой личности профессионала в отечественной и зарубежной лингводидактике: систематический обзор / Г. В. Сороковых, И. Р. Шафикова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5, вып. 4. - С. 419-424. - DOI: https://d0i.0rg/10.30853/ped200101.

34. Тенищева, В. Ф. Интегративно-контекстный подход к подготовке инженера-судоводителя в ком-петентностной образовательной парадигме / В. Ф. Тенищева // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. - С. 308-324.

35. Тонкошкурова, И. В. Становление профессиональной ментальности инженера в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тонкошкурова И. В. - Красноярск, 2013. - 24 с.

36. Фроловская, М. Н. Профессиональный образ мира как основание деятельности педагога / М. Н. Фроловская // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 60-63.

37. Ханина, И. Б. Образ мира, инвариантный образ мира и обучение профессии / И. Б. Ханина // Психология, лингвистика и междисциплинарные связи : сб. науч. работ к 70-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева / под ред. Т. В. Ахутиной, Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2008 - С. 281-297.

38. Хомякова, Н. П. Реализация в неязыковых вузах стандартов иноязычного профессионального образования в компетентностно-контекстном формате / Н. П. Хомякова // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. - С. 325-341.

39. Шумакова, О. А. Профессиональная культура личности и опыт с позиций нуклеарного подхода / О. А. Шумакова. - Текст : электронный // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 11. - URL: https://psych0l0gy.snauka.ru/2012/11/1319 (дата обращения: 15.09.2021).

40. Щербакова, О. И. Формирование конфликтологической культуры личности в контекстной образовательной среде / О. И. Щербакова // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. - С. 209-256.

41. Alom, M. M. Public Sector Organizational Culture: Experience from Frontline Bureaucracies / M. M. Alom // A Closer Look at Organizational Culture in Action / ed. by Süleyman Davut Goker. - 2020. - DOI: 10.5772/intechopen.91177.

42. Cox, A. M. What are communities of practice? A comparative review of four seminal works / A. M. Cox // Journal of Information Science. - 2005. - No. 31 (6). - Р. 527-540. - DOI: http://dx.doi.org/10.1177/ 0165551505057016. ^

43. García-Jiménez, J. Influence of Contextual Variables on Educational Performance: A Study Using Hierarchical Segmentation Trees / J. García-Jiménez, J. Rodríguez-Santero, J-J. Torres-Gordillo // Sustainability. -2020. - No. 12 (23). - DOI: https://doi.org/10.3390/su12239933.

44. Haryanto, P. Ch. The Application of Contextual Teaching and Learning in Natural Science to Improve Student's HOTS and Self-efficacy / P. Ch. Haryanto, I. S. Arty // J. Phys.: Conf. - 2019. - Ser. 1233.

45. Jayadiputra, E. The Implementation of Project Citizen in Contextual Teaching and Learning Approach / E. Jayadiputra // Proceedings of the Annual Civic Education Conference (ACEC). Ser.: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2018. - DOI: https://doi.org/10.2991/acec-18.2018.118.

46. Li, L. C. Evolution of Wenger's concept of community of practice / L. C. Li, J. M. Grimshaw, C. Nielsen, M. Judd, P. C. Coyte, I. D. Graham // Implementation Sci. - 2009. - № 4. - P. 11. - https://doi.org/10.1186/ 1748-5908-4-11.

47. Mannion, R. Understanding organizational culture for healthcare quality improvement / R. Mannion,

H. Davies // Healthc Manage Forum. - 2017. - No. 30 (5). - P. 233-236. - DOI: 10.1177/0840470417706705.

48. Modebadze, I. The national language image of the world and the processes of cultural globalization /

I. Modebadze. - Text : electronic // Socialini^ Moksl^ Studijos. - 2013. - No. 5 (1). - P. 101-109. - URL: https: //repository.mruni.eu/handle/007/10621.

49. Mussadad, A. A. The Effectiveness of Multicultural Education Implementation Model in Social Science Learning Using Contextual Teaching and Learning / A. A. Mussadad, C. D. Sulistyaningrum, I. L. Agung // Proceedings of the Third International Conference of Arts, Language and Culture (ICALC 2018). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2018. - DOI: https://doi.org/10.2991/icalc-18.2019.18.

50. Puiggali, J. Influence of contextual variables on the teaching approach: relationship between teaching approach and learning style / J. Puiggali, M. Tesouro // AULA ABIERTA. - 2021. - Vol. 50, Iss. 1. - P. 481-489. -DOI: 10.17811/rifie.50.1.2021.481-490.

51. Suryawati, E. Contextual Learning: Innovative Approach towards the Development of Students' Scientific Attitude and Natural Science Performance / E. Suryawati, K. Osman / / Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018. - № 14. - P. 61-76. - https://doi.org/10.12973/ejmste/79329.

52. Tari, D. K. Contextual Teaching and Learning to Develop Critical Thinking and Practical Skills /

D. K. Tari, D. Rosana // J. Phys.: Conf. - 2019. - Ser. 1233.

53. Wahyuningtyas, R. S.The influence of contextual teaching and learning (CTL) on critical thinking ability and conceptual understanding of skeletal system materials / R. S. Wahyuningtyas, Wuryadi // AIP Conference Proceedings. - 2018. - Vol. 2021, Iss. 1. - DOI: https://doi.org/10.1063Z1.5062828.

54. Watling, C. Beyond individualism: professional culture and its influence on feedback / C. Watling,

E. Driessen, C. P. der Vleuten van, M. Vanstone, L. Lingard // Med. Educ. - 2013. - № 47 (6). - P. 585-594. -DOI: 10.1111/medu.12150. PMID: 23662876.

55. Zhao, Y. Learning contextual factors, student engagement,and problem-solving skills: A Chinese perspective / Y. Zhao, Sh. Lin, J. Liu, J. Zhang, Q. Yu // Social behavior and personality. - 2021. - Vol. 49, Iss. 2. - DOI: 10.2224/sbp.9796.

REFERENCES

1. Artem'eva, E. Yu. (1999). Osnovy psikhologii sub"ektivnoi semantiki [Fundamentals of the Psychology of Subjective Semantics] / ed. by I. B. Khanina. Moscow, Nauka, Smysl. 349 p.

2. Bakhtin, M. (1975). Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniya raznykh let [Literature and Aesthetics. Studies of Different Years]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 504 p.

3. Bogin, G. I. (1984). Model' yazykovoi lichnosti v ee otnoshenii k raznovidnostyam teksta [The Model of the Linguistic Personality in Its Relation to the Varieties of the Text]. Avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Leningrad. 16 p.

4. Bunakova, T. A. (2016). Podgotovka upravlencheskikh kadrov [Management Training]. In Gosudarstvo — politika — pravo — upravlenie: sb. nauch.-issled. rabot professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, magistrantov i studentov In-ta sots.-gumanit. obrazovaniya. Issue. 10, pp. 42-46.

5. Verbitsky, A. A. (2018). Psikhologo-pedagogicheskie osnovy kontekstnogo obrazovaniya [Psychological and Pedagogical Foundations of Contextual Education]. In Verbitsky, A. A. (Ed.). Psikhologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moscow, Saint Petersburg, Nestor-Istoriya, pp. 7-88.

6. Verbitsky, A. A. (2019). Kontekstnoe obrazovanie v Rossiii SShA [Contextual Education in Russia and the USA]. Moscow, Saint Petersburg.

7. Vinogradov, V. V. (1980). Izbrannye trudy. O yazyke khudozhestvennoi prozy [Selected Works. About the Language of Fiction]. Moscow, Nauka. 360 p.

8. Golovanova, E. I. (2011). Vvedenie v kognitivnoe terminovedenie [Introduction to Cognitive Terminology]. Moscow, Flinta, Nauka. URL: https://knigogid.ru/books/325363-vvedenie-v-kognitivnoe-terminovedenie/ toread?update_page (mode of access: 25.10.2021).

9. Elokhova, G. V., Romanenko, L. A. (2015). Professional'naya yazykovaya lichnost' budushchego inzhene-ra: teoreticheskii aspekt [Professional Linguistic Personality of the Future Engineer: Theoretical Aspect]. In Sibir-skii filologicheskii zhurnal. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-yazykovaya-lichnost-buduschego-inzhenera-teoreticheskiy-aspekt (mode of access: 20.11.2021).

10. Dubovitskaya, T. D. (2018). Kontekst v strukture obrazovatel'noi deyatel'nosti [Context in the Structure of Educational Activities]. In Verbitsky, A. A. (Ed.). Psikhologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moscow, Saint Petersburg, Nestor-Istoriya, pp. 155-171.

11. Zhukova, N. V. (2018). Konteksty lichnoi kul'tury obuchayushchegosya [The Contexts of the Student's Personal Culture]. In Verbitsky, A. A. (Ed.). Psikhologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moscow, Saint Petersburg, Nestor-Istoriya, pp. 143-154.

12. Karasik, V. I. (2002). Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language Circle: Personality, Concepts, Discourse]. Volgograd, Peremena. 477 p.

13. Karaulov, Yu. N. (2010). Russkii yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian Language and Linguistic Personality]. 7th edition. Moscow, Izdatel'stvo LKI. 264 p.

15. Karaulov, Yu. N. (1989). Russkaya yazykovaya lichnost' i zadachi ee izucheniya [Russian Linguistic Personality and the Tasks of Its Study]. In Yazyk i lichnost'. Moscow, Nauka, pp. 3-8. URL: http://destructioen.narod.ru/karaulov_jasikovaja_lichnost.htm (mode of access: 07.12.2021).

16. Klochko, V. E. (2004). Kommunikativnaya sreda kak faktor stanovleniya mental'nogo prostranstva che-loveka [Communicative Environment as a Factor in the Formation of Human Mental Space]. In Kabrin, V. I., Mu-rav'eva, O. I. (Eds.). Mentalitet i kommunikativnaya sreda v tranzitivnom obshchestve. Tomsk, Tomskii gosu-darstvennyi universitet, pp. 30-44.

17. Klochko, V. E. (2005). Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental'nogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnyi analiz) [Self-organization in Psychological Systems: Problems of the Formation of the Mental Space of the Individual (Introduction to Trans-Perspective Analysis)]. Tomsk. 174 p.

18. Kogan, L. N. (1992). Sotsiologiya kul'tury [Sociology of Culture]. Ekaterinburg, UrGU. 120 p.

19. Kochergin, V. Ya. (2019). Professional'naya kul'tura i sotsial'nye tekhnologii: teoretiko-metodologicheskii analiz vzaimosvyazi [Professional Culture and Social Technologies: Theoretical and Methodological Analysis of the Relationship]. In Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsiologiya. No. 3, pp. 4-9.

19. Krasnoryadtseva, O. M. (1998). Osobennosti professional'nogo myshleniya v usloviyakh psikhodiag-nosticheskoi deyatel'nosti [Features of Professional Thinking in Conditions of Psychodiagnostic Activity]. Barnaul, Izdatel'stvo BGPU. 114 p.

20. Leont'ev, A. N. (1983). Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya [Selected Psychological Works]. In Sobranie sochinenii: v 2 t. Vol. 2. Moscow, Pedagogika.

21. Lymar', A. N. (2006). Professional'naya kul'tura v sisteme kul'tury [Professional Culture in the Cultural System]. In Vestnik YuUrGU. No. 17 (72), pp. 251-252.

22. Martynenko, O. I. (2009). Formirovanie obshchei kul'tury budushchego spetsialista v sisteme «kolledzh-vuz» (na primere pedagogicheskikh kolledzha i vuza) [Formation of the General Culture of a Future Specialist in the "College-University" System (on the Example of Pedagogical Colleges and Universities)]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Astrakhan. 20 p.

23. Moiseeva, L. V. (2007). Estestvennonauchnaya kartina mira kak komponent professional'noi podgotovki [Natural Science Picture of the World as a Component of Professional Training]. In Obrazovanie i nauka. No. 2, pp. 3-12.

24. Myskin, S. V. (2013). Yazykovaya professional'naya lichnost' [Language Professional Personality]. In Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. No. 12 (30), in 2 parts. Part I, pp. 150-157.

25. Oborina, D. V. (1994). Ob osobennostyakh mental'nosti budushchikh pedagogov i psikhologov [On the Peculiarities of the Mentality of Future Teachers and Psychologists]. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. No. 2, pp. 41-49.

26. Podpovetnaya, Yu. V., Podpovetnyi, A. D. (2017). Professional'naya kul'tura kak osnova professional'noi deyatel'nosti magistra inzhenernogo napravleniya [Professional Culture as the Basis for the Professional Activity of the Master of Engineering]. In Inzhenernoe obrazovanie i vosproizvodstvo inzhenernykh kadrov: problem i opyt. No. 17, pp. 35-43.

27. Rubinshteyn, S. L. (1958). O myshlenii iputyakh ego issledovaniya [About Thinking and Ways of Its Research]. Moscow, Izdatel'stvo AN SSSR. 145 р.

28. Semenova, L. M. (2014). Metodologicheskie osnovy formirovaniya professional'noi kul'tury budu-shchikh spetsialistov v sfere reklamy i svyazei c obshchestvennost'yu [Methodological Foundations for the Formation of the Professional Culture of Future Specialists in the Field of Advertising and Public Relations]. In Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Issue 11, pp. 111-118.

29. Serkin, V. P. (2013). Izmeneniya obraza mira i obraza zhizni pri perezhivanii ekstremal'noi situatsii [Changes in the Image of the World and Lifestyle When Experiencing an Extreme Situation]. In Kadyrov, R. V. (Ed.). Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh i krizisnykh situatsiyakh zhiznedeyatel'nosti: sb. nauch. statei 2-i Mezhregion. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarod. uchastiem. Vladivostok, Tihookeanskii gosudarstvennyi meditsinskii universitet.

30. Smirnov, S. D. (1981). Mir obrazov i obraz mira [The World of Images and the Image of the World]. In Vestnik Moskovskogo universiteta (Seriya 14. Psikhologiya). No. 2, pp. 15-29.

31. Sokolova, V. V. (1995). Kul'tura rechi i kul'tura obshcheniya [Culture of Speech and Culture of Communication]. Moscow, Prosveshchenie. 190 p.

32. Sukhikh, S. A. (1998). Pragmalingvisticheskoe izmerenie kommunikativnogo protsessa [Pragmalinguis-tic Dimension of the Communication Process]. Avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Krasnodar. 29 р.

33. Sorokovykh, G. V., Shafikova, I. R (2020). Ponyatie vtorichnoi yazykovoi lichnosti professionala v otechestvennoi i zarubezhnoi lingvodidaktike: sistematicheskii obzor [The Concept of the Secondary Linguistic Personality of a Professional in Domestic and Foreign Linguodidactics: A Systematic Review]. In Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. Vol. 5. Issue 4, pp. 419-424. DOI: https://doi.org/10.30853/ped200101.

34. Tenishcheva, V. F. (2018). Integrativno-kontekstnyi podkhod k podgotovke inzhenera-sudovoditelya v kompetentnostnoi obrazovatel'noi paradigme [An Integrative-Contextual Approach to the Training of an Engineer-Navigator in the Competence-Based Educational Paradigm]. In Verbitsky, A. A. (Ed.). Psikhologiya i peda-gogika kontekstnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moscow, Saint Petersburg, Nestor-Istoriya, pp. 308-324.

35. Tonkoshkurova, I. V. (2013). Stanovlenie professional'noi mental'nosti inzhenera v obrazovatel'nom protsesse vuza [Formation of the Professional Mentality of an Engineer in the Educational Process of the University]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk. 24 p.

36. Frolovskaya, M. N. (2007). Professional'nyi obraz mira kak osnovanie deyatel'nosti pedagoga [The Professional Image of the World as the Basis of the Teacher's Activity]. In Pedagogika. No. 6, pp. 60-63.

37. Khanina, I. B. (2008). Obraz mira, invariantnyi obraz mira i obuchenie professii [Image of the World, Invariant Image of the World and Vocational Training]. In Akhutina, T. V., Leont'ev, D. A. (Eds.). Psikhologiya, lingvistika i mezhdistsiplinarnye svyazi: sb. nauch. rabot k 70-letiyu so dnya rozhdeniya Alekseya Alekseevicha Leont'eva. Moscow, Smysl, pp. 281-297.

38. Khomyakova, N. P. (2018). Realizatsiya v neyazykovykh vuzakh standartov inoyazychnogo professional'nogo obrazovaniya v kompetentnostno-kontekstnom formate [Implementation of Foreign Language Vocational Education Standards in Non-linguistic Universities in a Competence-Contextual Format]. In Verbitsky, A. A. (Ed.). Psikhologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moscow, Saint Petersburg, Nestor-Istoriya, pp. 325-341.

39. Shumakova, O. A. (2012). Professional'naya kul'tura lichnosti i opyt s pozitsii nuklearnogo podkhoda [Personal Professional Culture and Experience from the Standpoint of the Nuclear Approach]. In Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. No. 11. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1319 (mode of access: 15.09.2021).

40. Shcherbakova, O. I. (2018). Formirovanie konfliktologicheskoi kul'tury lichnosti v kontekstnoi ob-razovatel'noi srede [Formation of a Personality's Conflictological Culture in a Contextual Educational Environment]. In Verbitsky, A. A. (Ed.). Psikhologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moscow, Saint Petersburg, Nestor-Istoriya, pp. 209-256.

41. Alom, M. M. (2020). Public Sector Organizational Culture: Experience from Frontline Bureaucracies. In Süleyman Davut Göker (Ed.). A Closer Look at Organizational Culture in Action. DOI: 10.5772Zintechopen.9n77.

42. Cox, A. M. (2005). What Are Communities of Practice? A Comparative Review of Four Seminal Works. In Journal of Information Science. No. 31 (6), pp. 527-540. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0165551505057016.

43. García-Jiménez, J., Rodríguez-Santero, J., Torres-Gordillo, J-J. (2020). Influence of Contextual Variables on Educational Performance: A Study Using Hierarchical Segmentation Trees. In Sustainability. No. 12 (23). DOI: https: //doi.org/10.3390/su12 239933.

44. Haryanto, P. Ch., Arty, I. S. (2019). The Application of Contextual Teaching and Learning in Natural Science to Improve Student's HOTS and Self-efficacy. In J. Phys.: Conf. Ser. 1233.

45. Jayadiputra, E. (2018). The Implementation of Project Citizen in Contextual Teaching and Learning Approach. In Proceedings of the Annual Civic Education Conference (ACEC). Ser.: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. DOI: https://doi.org/10.2991/acec-18.2018.118.

46. Li, L. C., Grimshaw, J. M., Nielsen, C., Judd, M., Coyte, P. C., Graham, I. D. (2009). Evolution of Wenger's Concept of Community of Practice. In Implementation Sci. No. 4, p. 11. https://doi.org/10.1186/1748-5908-4-11.

47. Mannion, R., Davies, H. (2017). Understanding Organizational Culture for Healthcare Quality Improvement. In Healthc Manage Forum. No. 30 (5), pp. 233-236. DOI: 10.1177/0840470417706705.

48. Modebadze, I. (2013). The National Language Image of the World and the Processes of Cultural Globalization. In Socialiniy Moksly Studijos. No. 5 (1), pp. 101-109. URL: https://repository.mruni.eu/ handle/007/10621.

49. Mussadad, A. A., Sulistyaningrum, C. D., Agung, I. L. (2018). The Effectiveness of Multicultural Education Implementation Model in Social Science Learning Using Contextual Teaching and Learning. In Proceedings of the Third International Conference of Arts, Language and Culture (ICALC). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. DOI: https://doi.org/10.2991/icalc-18.2019.18.

50. Puiggali, J., Tesouro, M. (2021). Influence of Contextual Variables on the Teaching Approach: Relationship between Teaching Approach and Learning Style. In AULA ABIERTA. Vol .50. Issue 1, pp. 481-489. DOI: 10.17811/rifie.50.1.2021.481-490.

51. Suryawati, E., Osman, K. (2018). Contextual Learning: Innovative Approach towards the Development of Students' Scientific Attitude and Natural Science Performance. In Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. No. 14, pp. 61-76. DOI: https://doi.org/10.12973/ejmste/79329.

52. Tari, D. K., Rosana, D. (2019). Contextual Teaching and Learning to Develop Critical Thinking and Practical Skills. In J. Phys.: Conf. Ser. 1233.

53. Wahyuningtyas, R. S., Wuryadi. (2018). The Influence of Contextual Teaching and Learning (CTL) on Critical Thinking Ability and Conceptual Understanding of Skeletal System Materials. In AIP Conference Proceedings. Vol. 2021. Issue 1. DOI: https://doi.org/10.1063/1.5062828.

54. Watling, C., Driessen, E., der Vleuten van, C. P., Vanstone, M., Lingard, L. (2013). Beyond Individualism: Professional Culture and Its Influence on Feedback. In Med. Educ. No. 47 (6), pp. 585-594. DOI: 10.1111/medu.12150. PMID: 23662876.

55. Zhao, Y., Lin, Sh., Liu, J., Zhang, J., Yu, Q. (2021). Learning Contextual Factors, Student Engagement, and Problem-Solving Skills: A Chinese Perspective. In Social behavior and personality. Vol. 49. Issue 2. DOI: 10.2224/sbp.9796.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.