ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
Педагогическийжурнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 12-21. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; (4): 12-21
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Научная статья УДК 378.147
DOI: 10.21510/1817-3292-2021-94-4-12-21
УРОВНИ И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Лариса Евгеньевна Бабушкина1, Нина Витальевна Баграмова
2
1
Российский государственный аграрный университет
МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва, Россия, [email protected]
2 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье затрагивается проблема формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку. Целью исследования является представление диагностического аппарата формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов. Методологической основой исследования явились практико-ориентированный подход, определяющий способ изучения процесса формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов в его целостности и единстве, и личностно-деятельностный подход, способствующий развитию самостоятельности в данном процессе. При исследовании использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, научно-методической и учебной литературы, систематизация материала по исследуемой проблеме, прогнозирование), эмпирические методы (анализ учебной и учебно-методической документации, результатов учебной деятельности студентов, беседа, опрос, наблюдение). Научная новизна исследования заключается в выявлении уровней, критериев и показателей формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов при изучении иностранных языков.
Результаты. В результате анализа педагогической теории и вузовской образовательной практики было доказано, что реализация преподавателем диагностического инструментария позволяет выявить сформированность полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов (ценностные ориентации, мотивы, характер выполнения деятельности, творческую активность). Материалы по формированию полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку могут быть полезны педагогам, бакалаврам, магистрантам, аспирантам, а также практикующим учителям иностранных языков.
Ключевые слова: полилингвальная личность, формирование полилингвальной личности, уровни сформированное™ полилингвальной личности, критерии сформированное™ полилингвальной личности. © Бабушкина Л.Е., Баграмова Н.В., 2021
Для цитирования: Бабушкина Л.Е., Баграмова Н.В. Уровни и критерии сформированности полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов // Педагогическийжурнал Башкортостана. 2021. №4. С.12-21.
PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY Original article.
LEVELS AND CRITERIA FOR THE POLYLINGUAL PERSONALITY FORMATION OF NON-LANGUAGE FACULTIES STUDENTS
Larisa E. Babushkina1, Nina V. Bagramova2
1 Russian State Agrarian University - Moscow State Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia, [email protected]
2 A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, Saint Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The subject is the polylingual personality formation of non-linguistic faculties students in the process of foreign languages teaching. The aim of the research is to present the diagnostic apparatus for the polylingual personality formation of the non-language faculties students. The methodological basis of the research was a practice-oriented approach, that determines the way of studying the process of the polylingual personality formation of non-linguistic faculties students in its integrity and unity, and a personal-activity approach that contributes to the independence development in this process. The research is based on theoretical methods (study and analysis of pedagogical, scientific-methodical and educational literature, systematization of material on the problem applicable to the research, forecasting), empirical methods (analysis of educational and methodical documentation, the results of students' educational activities, conversation, survey, observation). The scientific novelty of the research lies in identifying the levels, criteria and indicators of the polylingual personality formation of non-linguistic faculties students in the process of foreign languages teaching.
Results. As an analysis result of pedagogical theory and university educational practice, the implementation of diagnostic tools (value orientations, motives, activity nature, creative activity) was proved that makes possible to reveal the polylingual personality formation of non-linguistic faculties students. Materials on the polylingual personality formation of non-linguistic faculties students in the process of foreign languages teaching can be useful for teachers, bachelors, undergraduates, graduate students, as well as practicing teachers of foreign languages.
Keywords: polylingual personality, polylingual personality formation, levels of polylingual personality formation, criteria for the polylingual personality formation
For citation: Babushkina L.E., Bagramova N.V. Levels and criteria for the polylingual personality formation of non-language faculties students. Pedagogicheskij zhurnalBashkortostana=Pedagogical journal of Bashkortostan. 2021; 94(4): 12-21. (In Russ)
Введение. Актуальность формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов обусловлена современными на сегодняшний день тенденциями многонационального мира, которые находят отражение в удалении границ, росте миграционных процессов и трансформации этнодемографической ситуации. Эти процессы, прежде
всего, направлены на высокую интенсивность межкультурного и межэтнического сотрудничества. В национальной культуре мирового масштаба интеграция личности способствует формированию полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов.
Основываясь на современных исследованиях [1; 2; 3; 4], мы представляем полилингвальную личность человека с развитой лингвистической осведомленностью, способного реализовать свой потенциал, как интеллектуальный, так и творческий, в социально значимых формах творческой деятельности, стремящегося полноценно жить в контексте культуры, способного критически мыслить, обладающего чувством перспективы.
В подобном случае представим структурно полилингвальную личность как комплекс компонентов: когнитивный компонент (включает все лингвистические, лингвострановедческие, теоретические и технологические знания), мотивационный компонент (включает личную заинтересованность и устойчивое развитие мотивации к изучению иностранного языка), деятельностный компонент (включает умения и навыки, направленные на накопление знаний в области изучения иностранного языка), творческий компонент (включает систему индивидуальных возможностей, направленных на поиск новейших путей решения комплекса поставленных задач в изучении иностранного языка).
Формирование полилингвальной личности - один из основных процессов в развивающемся поликультурном пространстве образовательной среды. Полилингвальная личность эффективно формируется, приобщаясь к иноязычной культуре. Её формирование происходит также и через осмысление, осознание своего родного языка и культуры как составляющих единого мирового культурного пространства. Современное общество, нуждающееся в актуализации подготовки полилингвальной личности, требует диагностики ее сформированное™. Одним из эффективных подходов, направленных на формирование полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов, является практико-ориентированный. Он предполагает организацию обучения иностранному языку студентов на основе их активной профессиональной деятельности и личной заинтересованности в приобретении знаний.
Методология исследования. Нами проанализирована научно-педагогическая литература, направленная на изучение формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов, затрагиваемая в исследованиях многих педагогов (А.Ю. Алипичев, О.В. Таканова [1], Г.В. Елизарова [2], Н.Г. Кизрина [5], Л. Мосиенко, Л. Ильина [6], Е.А. Самородова, М.К. Огородов, Н.Г. Беляева, Е.В. Савельева [7] и др.). Идеи, касающиеся практико-ориентированного подхода мы отследили в работах (С.Н. Горшенина, М.А. Якунчев [8], П.В. Замкин [9], O.E. Тукаева, НИ. Еремкина [10], O.E. Янкина [11] и др.), что представляется актуальным сегодня.
Ранее мы проанализировали возможность использования интерактивных познавательных стратегий в формировании полилингвальной личности [12]. В данной статье рассмотрим диагностический аппарат, то есть приведем выделенные уровни, соответствующие критерии и показатели, направленные на изучение сформированное™ полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов.
Материалы и методы исследования. При решении проблемы проведенного исследования мы воспользовались методами теоретическими (анализ опыта и его обобщение в научно-методических разработках и др.) и эмпирическими (статистический анализ обработки данных и др.).
Результаты эмпирического исследования.
Образовательная ситуация является основополагающей в организации процесса, связанного с формированием полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов в рамках практико-ориентированного подхода. Студент неязыкового факультета выступает как субъект в исследуемом процессе. Данный процесс представим в виде следующих взаимосвязанных между собой компонентов:
- когнитивный компонент - лингвистические знания (о ценностях культуры иноязычного мира и культуры родной страны, о способах их проявления в обществе, о моделях поведения людей, о языковой картине мира в целом, о речевых практиках, приемлемых в тех или иных обществах), теоретические знания (о способах изучения иностранных языков), технологические знания (о средствах осуществления изучения иностранных языков);
- мотивационный компонент - положительная мотивация студентов к изучению иностранных языков и их личная заинтересованность;
- деятельностный компонент - умения и навыки накопления знаний в процессе изучения иностранных языков (общение с носителями иных культур, обращение к ним без прямых вопросов);
- творческий компонент - творческая активность студентов в процессе изучения иностранного языка.
Представленные компоненты полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов дают основания для создания практико-ориентированной образовательной ситуации как формы представления реальности. В рамках практико-ориентированного подхода основным методом формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов является выбор профессиональной позиции как определенной реакции на практико-ориентированную образовательную ситуацию, которая представляет собой способ реализации основных целей обучающихся в их взаимоотношениях с другими субъектами изучаемого процесса.
Конкретизируя вышеуказанные компоненты формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов в рамках практико-ориентированного подхода и с учетом практико-ориентированной образовательной ситуации и профессиональной позиции студентов неязыковых факультетов, представим уровни, критерии и показатели сформированное™ полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов согласно практико-ориентированному подходу.
Уровни сформированное™ полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов: элементарный, репродуктивный, продуктивный, инновационно-творческий. В качестве критериев, оценивая уровень сформированное™ полилингвальной личности, выделим ценностные ориентации на знания, возможные мотивы, характер выполнения определенной деятельности, творческую активность студента. Показатели каждого критерия могут быть следующие:
1) лингвистические знания: страноведческие (знания о ценностях культуры иноязычного мира и культуры родной страны), лингвострановедческие (знания способов проявления в обществе моделей поведения людей, языковой картины мира в целом, речевых практик, приемлемых в том или ином обществе), теоретические (знания о способах изучения иностранных языков) и технологические (знания о технологиях обучения иностранному языку);
2) инновационные способы изучения иностранного языка, способы изучения иноязычного источника информации, теоретическое обобщение, анализ и оценка передового опыта профессиональной деятельности;
3) степень самоанализа и самооценки профессиональной деятельности в обучении иностранному языку;
4) степень сформированное™ профессионально-творческих умений и навыков индивидуального и коллективного творчества;
5) степень владения результатами всех видов деятельности в обучении иностранному языку;
6) сформированное^ профессиональной позиции в обучении иностранному языку;
7) уровень интереса к профессиональной деятельности в обучении иностранному языку.
На наш взгляд, студенты неязыковых факультетов должны не только знать родную культуру, ценить и опираться на нее, но и понимать, признавать и познавать многообразие иных культур в процессе «диалога культур», обмениваясь этническими контактами. Мы убеждены, что достижение необходимого уровня сформированное™ полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов определяется во многом уровнем ее сформированное™ по всем выделенным критериям формирования полилингвальной личности.
Инновационные процессы, связанные с применением практико-ориентированного подхода в обучении, активно внедряются в Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К.А. Тимирязева. Практико-ориентированный подход к формированию полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов находит свое отражение и в обучении иностранному языку. Считаем целесообразным отметить распространение и обобщение опыта работы преподавателей образовательных организаций, что является важным компонентом процесса формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов с учетом выявленных организационно-педагогических условий:
1) разработка ценностных ориентаций и реализация системы мотивации и ее стимулирования во всех видах деятельности студентов неязыковых факультетов с целью формирования их полилингвальной личности и их стремления к профессиональной самореализации;
2) реализация дополнительного образования с целью формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов и их стремления к самореализации в профессиональной сфере деядельности;
3) реализация системы оценивания качества всех видов деятельности студентов неязыковых факультетов, что является фактором формирования взаимосвязанных между собой общих (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Рамки данной статьи не позволяют нам более подробно раскрыть сущность каждого условия. В целом анализ экспериментальных данных показал обеспечение повышения уровня сформированное™ полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов и подтвердил его динамику (табл. 1).
Таблица 1
Динамика сформированное-™ полилингвальной личности _ студентов неязыковых факультетов_
Уровни Распределение будущих педагогов (% от общего числа)
полилингвальной В начале В ходе В конце
личности эксперимента эксперимента эксперимента
Интуитивно- 2,1 14,8 23,0
творческии
Продуктивный 17,4 23,6 24,2
Репродуктивный 35,1 27,6 26
Элементарный 45,4 34 26,8
Заключение. В ходе выполнения исследования проводилась теоретическая и опытно-экспериментальная работа, направленная на определение путей формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов. Было доказано, что основным путем решения данной проблемы является создание достаточного педагогического обеспечения процесса формирования полилингвальной личности
студентов неязыковых факультетов в рамках практико-ориентированного подхода.
Нам удалось рассмотреть диагностический аппарат формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов. Вместе с тем считаем, что выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов решения проблемы формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов. В частности, достаточно актуальными представляются выявление и апробация условий, которые обеспечивают эффективное формирование полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов. Перспективными остаются вопросы информационно-технологического обеспечения процесса формирования полилингвальной личности студентов неязыковых факультетов.
Список источников
1. Alipichev A.Yu, Takanova O.V.. Independent research activity of MSc and PhD students: case-study of the development of academic skills in FFL classes // XLinguae. 2020. Vol. 13, № 1. DOI: 10.18355/XL.2020.13.01.18 - Pp. 237-252. - URL: http://www.xlinguae.eu/2020_13_01_18.html (дата обращения: 09.04.2021).
2. Елизарова Г.В. Изменение роли преподавателя как условие успешного формирования компетенций // Вестник Герценовского университета. 2009. № 7 (69). С. 23-24. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16257262 (дата обращения: 09.04.2021).
3 Литое В.Ф., Еалимоеа Х.Х., Kupeeea З.Р., Сухова И.А. Кафедра методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка БГПУ им. М. Акмуллы: вчера, сегодня, завтра // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 2 (46). С. 7-19. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36813772 (дата обращения: 09.04.2021).
4. Paranthaman A, Ayshwarya B., Livshits Y.A., Nguyen P.T., Hashim W., Shankar K, Maseleno A. Self-education as a condition of professional and personal development of a future specialist // International Transaction Journal of Engineering, Management and Applied Sciences and Technologies. 2020. Vol. 11, № 1. Paper ID 11A01M. - URL : https://tuengr.com/V11/11A01M.pdf. (дата обращения 09.04.2021).
5. Кизрина Н.Г. Формирование проектной компетентности будущих учителей иностранных языков (на примере мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4, № 3. - С. 82-87. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41217275 (дата обращения: 09.04.2021).
6. Mosienko L., Ilyina L, Kharlamova Y. Student's Polylingual Personality Formation in a Multiethnic Region // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2019. 7(2). - DOI: http://dx.doi.org/10.17478/jegys.528205. Pp. 177-198. - URL : https://dergipark.org.tr/tr/pub/jegys/issue/45717/528205 (In English) (дата обращения 09.04.2021).
7. Samorodova E.A., Ogorodov M.K., Belyaeva I.G., Savelyeva E.B. The study of practical legal cases as an effective method of acquiring the discursive communicative skills of international jurists when learning the professional foreign language (professional french) // XLinguae. 2020. T. 13, № 1. - DOI : 10.18355/XL.2020.13.01.10. Pp. 121-138. - URL: http://www.xlinguae.eu/2020_13_01_10.html (In French) (дата обращения: 09.04.2021).
8. Еоршенина C.H., Якунчев М.А. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к формированию этнической толерантности обучающихся /
С.Н. Горшенина, М.А. Якунчев // Этническая культура в современном мире: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию образования Чувашской автономной области / редколл.: Л.П. Кураков [и др.], 2020. С. 154-157. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42399698 (дата обращения: 09.04.2021).
9. Замкин П.В. Проблема разработки научно-методического обеспечения исследовательской деятельности студентов в условиях практико-ориентированной подготовки в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 3 (39). С. 48-57. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41287947 (дата обращения: 09.04.2021).
10. Тукаева О.Е., Еремкина О.Е. Специфика подготовки студентов неязыковых направлений к иноязычной практико-ориентированной коммуникации // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3 (27). С. 62-65. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26690542 (дата обращения: 09.04.2021).
11. ЯнкинаО.Е. Разработка модели формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 6. - DOI : 10.23683/2070-1403-2019-77-6-305-316. С. 305-316. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42209124 (дата обращения: 09.04.2021).
12. BabushkinaL.E, Bagramova N.V., Shukshina T.I. The Multilingual Personality Formation of a Future Teacher through the Interactive Cognitive Strategies // International Journal of Educational Methodology. 2020. № 6(1). Pp. 147-152. D0I:10.12973/ijem.6.1.147 - URL : https://www.ijem.com/the-multilingual-personality-formation-of-a-future-teacher-through-the-interactive-cognitive-strategies (дата обращения: 09.04.2021).
References
1. AlipichevA.Yu., Takanova O.V. Independent research activity of MSc and PhD students: case-study of the development of academic skills in FFL classes. XLinguae. 2020; 13(1): 237-252. DOI: 10.18355/XL.2020.13.01.18. URL: http://www.xlinguae.eu/2020_13_01_18.html (applied by 09.04.2021).
2. Yelizarova G.V. The role changing of the teacher as a condition for the successful competencies formation. Vestnik Gercenovskogo universiteta= Herzen University Bulletin. 2009. 69(7): 23-24. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16257262 (applied by 09.04.2021). (In Russ).
3. Aitov V.F., Galimova H.H., Kireeva Z.R., Suchova I.A. Department of Methods of Teaching Foreign Languages and Second Foreign Languages: BSPU named after M. Akmulla: yesterday, today, tomorrow. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully=Bulletin of the Akmulla Bashkir State Pedagogical University. 2018;46(2): C. 7-19. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36813772 (applied by 09.04.2021). (In Russ).
4. Paranthaman A, Ayshwarya B., Livshits Y.A., Nguyen P.T., Hashim W., Shankar K, Maseleno A. Self-education as a condition of professional and personal development of a future specialist. International Transaction Journal of Engineering, Management and Applied Sciences and Technologies. 2020; 11(1): ID 11A01M. - URL : https://tuengr.com/V11/11A01M.pdf (applied by 09.04.2021).
5. Kizrina N.G. Formation of future foreign language teachers' project competence (by the example of Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev). Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki=Pedagogy. Questions of theory and practice. 2019; 4( 3): 82-87. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41217275 (applied by 09.04.2021). (In Russ).
6. Mosienko L., Ilyina L, Kharlamova Y. Student's Polylingual Personality Formation in a Multiethnic Region / L. Mosienko, L. Ilyina, Y. Kharlamova // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. - 2019. - 7(2). - DOI : http://dx.doi.org/10.17478/jegys.528205. - pp. 177-198. - URL : https://dergipark.org.tr/tr/pub/jegys/issue/45717/528205 (In English) (applied by 09.04.2021).
7. Samorodova E.A., Ogorodov M.K., Belyaeva I.G., Savelyeva E.B. The study of practical legal cases as an effective method of acquiring the discursive communicative skills of international jurists when learning the professional foreign language (professional french) XLinguae. 2020; 13(1):121-138. DOI : 10.18355/XL.2020.13.01.10. - URL : http://www.xlinguae.eu/2020_13_01_10.html (applied by 09.04.2021). (In French).
8. Gorshenina S.N., Yakunchev M.A. Practice-oriented training of future teachers to the formation of ethnic tolerance of students. Etnicheskaya kul'tura v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu obrazovaniya CHuvashskoj avtonomnoj oblasti= In the collection: Ethnic culture in the modern world Materials of the VI International scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of the formation of the Chuvash Autonomous Region / Editorial board: L.P. Kurakov [and others], 2020. - Pp. 154-157. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42399698 (applied by 09.04.2021). (In Russ).
9. Zamkin P.V. The problem of development of scientific and methodological support of students research activities in the conditions of practice-oriented training at pedagogical university. Gumanitarnye nauki i obrazovanie=Humanities and education. 2019; 39(Vol.10, no3): 48-57. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41287947 (applied by 09.04.2021). (In Russ).
10. Tukaeva O.E., Eremkina N.I. The specific of training students of non-linguistic areas for foreign language practice-oriented communication. Gumanitarnye nauki i obrazovanie= Humanities and education. 2016; 27(3): 62-65. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26690542 (applied by 09.04.2021). (In Russ).
11. Yankina O.E. Development of a model for forming the readiness of the future teacher for the design of educational programs. Gumanitarnye i social'nye nauki= Humanities and social sciences. 2019; 77(6):305-316. - DOI: 10.23683/2070-1403-2019-776-305-316. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42209124 (applied by 09.04.2021). (In Russ).
12. BabushkinaL.E., Bagramova N.V., Shukshina T.I. The Multilingual Personality Formation of a Future Teacher through the Interactive Cognitive Strategies. International Journal of Educational Methodology. 2020; 6(1): 147-152. - D0I:10.12973/ijem.6.1.147 -URL : https://www.ijem.com/the-multilingual-personality-formation-of-a-future-teacher-through-the-interactive-cognitive-strategies (applied by 09.04.2021).
Заявленный вклад авторов статьи:
Лариса Евгеньевна Бабушкина - подбор диагностического инструментария и разработка авторской опросной методики, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.
Нина Витальевна Баграмова - научное руководство, критический анализ текста, обеспечениересурсами.
The declared contribution of the authors of the article:
Larisa E. Babushkina - selection of diagnostic tools and development of the author's survey technique, theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, article design.
Nina V.a Bagramova - scientific leadership, critical analysis of the text, provision of resources.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариантрукописи. Authors read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 16.09.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2021; принятакпубликации 24.11.2021.
The article was submitted 16.09.2021; approved after reviewing 12.10.2021; accepted for publication 24.11.2021.