Научная статья на тему 'Уровни и критерии оценивания специальных компетенций бакалавра (профиль «Начальное образование»)'

Уровни и критерии оценивания специальных компетенций бакалавра (профиль «Начальное образование») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / BACHELOR''S SPECIAL PROFESSIONAL COMPETENCES / LEVELS OF FORMATION OF SPECIAL COMPETENCES / CRITERIA OF FORMATION OF SPECIAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липенская Ирина Александровна

Статья посвящена проблеме формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы высшего профессионального образования. Автором предлагается уровневое оценивание специальных компетенций бакалавра, необходимых для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Критериями сформированности обозначенных специальных компетенций выступают компоненты компетенций, среди которых знания, умения, психологические установки, личностные качества. По каждому из критериев представлены качественные характеристики уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липенская Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS AND CRITERIA OF ESTIMATION OF SPECIAL COMPETENCES OF THE BACHELOR (PRIMARY EDUCATION PROFILE)

In the federal state educational standard of the Russian system of higher professional education ways of providing quality assurance of training of the bachelor in a higher education institution are defined. Among the designated are monitoring and development of "objective assessment procedures of level of knowledge and abilities, trained competences of graduates". Now a set of systems of estimation of level of professional competence of the bachelor is being developed, however, the majority of them are directed at identification of formation of only knowledge and activity components of professional competences, which is not enough for assessment of competence-based results. The model of diagnostics of professional competences of the bachelor (Primary education profile) developed by us, in particular, of the special competences necessary for implementation of the federal state educational standard of primary general education, includes not only skills, but also mental sets, personal qualities of the trained. The article is devoted to the problem of formation of criteria assessment of results of acquisition of the main educational program of higher education by the trained. The author offers level estimation of the special competences of the bachelor necessary for implementation of the federal state educational standard of primary general education. As criteria of formation of the designated special competences components of competences are suggested, among which are knowledge, abilities, mental sets, personal qualities. For each criteria qualitative characteristics of levels are given.

Текст научной работы на тему «Уровни и критерии оценивания специальных компетенций бакалавра (профиль «Начальное образование»)»

УДК 378.1

УРОВНИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА

(ПРОФИЛЬ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)

© 2016 И.А.Липенская

Липенская Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования.

E-mail: ilipenskaya@yandex.ru

Самарский государственный социально-педагогический университет

Статья поступила в редакцию 19.11.2015

Статья посвящена проблеме формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы высшего профессионального образования. Автором предлагается уровневое оценивание специальных компетенций бакалавра, необходимых для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Критериями сформиро-ванности обозначенных специальных компетенций выступают компоненты компетенций, среди которых знания, умения, психологические установки, личностные качества. По каждому из критериев представлены качественные характеристики уровней.

Ключевые слова: специальные профессиональные компетенции бакалавра, уровни сформированности специальных компетенций, критерии сформированности специальных компетенций.

В федеральном государственном образовательном стандарте Российской системы высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определены пути обеспечения гарантии качества подготовки бакалавра в вузе. Среди обозначенных - мониторинг и разработка «объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников» [1].

В настоящее время разрабатывается множество систем оценивания уровня профессиональной компетентности бакалавра, однако большинство из них направлены на выявление сфор-мированности лишь знаниевого и деятельност-ного компонентов профессиональных компетенций, которых недостаточно для оценки ком-петентностных результатов.

Разработанная нами модель диагностики профессиональных компетенций бакалавра (профиль «Начальное образование»), в частности, специальных компетенций, необходимых для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), включает не только умения и навыки, но и психологические установки, личностные качества обучающихся.

Набор специальных профессиональных компетенций (СМК1-СМК4), конкретизирующий комплекс профессиональных педагогических компетенций, определенных ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», состоит из четырех компонентов: 1) СМК1 Готовность к отбору учебного материала в соответствии с операционным составом формируемых УУД; 2) СМК2 Готовность к выбору оптимального

способа управления учебной деятельностью обучающихся; 3) СМК3 Организация изучения учебного материала с позиций деятельностного подхода, с учетом закономерностей процесса учения, в соответствии с теорией поэтапного формирования действий; 4) СМК4 Осуществление обратной связи: пооперационный и итоговый контроль [2].

Для каждого элемента из состава компетенций нами были определены уровни их сформи-рованности. На основе анализа диагностик, предлагаемых Г.К.Селевко [3] и др., нами были определены четыре уровня сформированности специальных компетенций.

Интуитивный (нулевой) уровень. Студент не владеет ни профессиональными знаниями, ни профессиональными способами действий. Выбор способов решения профессиональной проблемы осуществляет, используя либо свой опыт обучения, либо имеющиеся у него «околопедагогические» знания, носящие фрагментарный и субъективный характер, подражая, например, своим школьным учителям.

Репродуктивный (низкий) уровень. Студент обладает фрагментарными теоретическими знаниями и простейшими профессиональными умениями. При решении педагогической задачи не может комбинировать имеющиеся у него способы действий. Способен действовать только в хорошо известной ему ситуации и не может обосновать выбор того или иного способа осуществления деятельности. Деятельность студента носит чисто репродуктивный характер. Обладает сниженной эмпатией, коммуникативные и орга-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016

низаторские способности не развиты. Возможна низкая мотивация к осуществлению профессиональной деятельности.

Адаптивный (средний) уровень. Студент владеет теоретическими знаниями на достаточно высоком уровне обобщения. Способен выбирать оптимальные способы действий в стандартных ситуациях, находить верные способы решения педагогических проблем. В то же время студент затрудняется в выборе средств и методов решения нестандартных педагогических задач, прогнозировании разных вариантов развития событий при выборе той или иной технологии обучения, точном прогнозировании ожидаемых результатов обучения. Возможна средняя мотивация к осуществлению профессиональной деятельности.

Творческий (высокий) уровень. Студент обладает теоретическими знаниями на высоком уровне обобщения, владеет максимально широкими способами профессиональной деятельности, умеет осуществлять перенос этих способов в нестандартные ситуации. Его деятельность носит продуктивный, преобразующий и инноваци-

онный характер. Осознает ценность педагогической профессии и собственную роль в ней. Самостоятельно преодолевает возникающие трудности и использует все имеющиеся ресурсы для их преодоления. Обладает повышенным или средним уровнем эмпатии, высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей, умеет анализировать полученный приобретенный профессиональный опыт и учитывать его в процессе дальнейшей деятельности.

В таб. 1 представлены критерии оценки уровня сформированности специальных компетенций бакалавра (профиль «Начальное образование»), обеспечивающих успешность реализации ФГОС НОО.

Таким образом, в качестве критериев сфор-мированности выделенных нами СМК1-СМК4 использованы элементы компетенций, среди которых знания, умения, психологические установки, личностные качества, а также представлены качественные характеристики уровней по каждому из критериев.

Специальные компетенции Уровни

Интуитивный Репродуктивный Адаптивный Творческий

СМК1 Отбор учебного материала в соответствии с операционным составом формируемых УУД Знания: не знает операционные составы формируемых УУД, не знает номенклатуру УУД, определенную ФГОС НОО Знания: не знает операционные составы формируемых УУД, но знает номенклатуру УУД, определенную ФГОС НОО. Знания схематичны и неглубоки Знания: знает операционные составы формируемых УУД, знает номенклатуру УУД, определенную ФГОС НОО Знания: знает операционные составы формируемых УУД, знает номенклатуру УУД, определенную ФГОС НОО

Умения: не соотносит операционные составы предметных и универсальных действий, не может выявить отдельные блоки формируемых действий Умения: сравнивает (выполняет сопоставление и противопоставление операционных составов предметных и универсальных действий); не умеет формулировать выводы; испытывает значительные затруднения в подборе предметного содержания в соответствии с операционными состава- Умения: сравнивает (выполняет сопоставление и противопоставление операционных составов предметных и универсальных действий); испытывает затруднения в формулировании вывода на основе сравнения; подбирает предметное содержание в соответствии с операционными составами формируемых универсальных учебных действий; испытывает затруднения Умения: сравнивает (выполняет сопоставление и противопоставление операционных составов предметных и универсальных действий); формулирует выводы; подбирает и структурирует предметное содержание в соответствии с операционными составами формируемых универсальных учебных действий

Таб. 1. Уровни сформированности специальных компетенций (Levels of formation of special competences)

ми формируемых в структуризации со-

универсальных держания в соответствии

учебных действий с операционными составами УУД

Психологические уста- Психологические Психологические уста- Психологические установ-

новки: не осознает целе- установки: не осоз- новки: осознает целесо- ки: осознает целесооб-

сообразность выполне- нает целесообраз- образность выполнения разность выполнения

ния сравнения операци- ность выполнения сравнения операцион- сравнения операционных

онных составов пред- сравнения опера- ных составов предмет- составов предметных и

метных и универсальных ционных составов ных и универсальных универсальных действий

действий для успешной предметных и уни- действий для успешной для успешной реализа-

реализации требований версальных дейст- реализации требований ции требований ФГОС к

ФГОС к результатам на- вий для успешной ФГОС к результатам на- результатам начального

чального образования реализации требований ФГОС к результатам начального образования чального образования образования; имеет потребность в выполнении такого сравнения

Личностные качества: Личностные качест- Личностные качества: Личностные качества:

стиль мышления не вы- ва: есть склонность аналитический стиль аналитический стиль

работан; действует по к исследованиям мышления; мышления;

интуиции; склонность к склонность к

нет склонности к исследованию исследованию

исследованию

Знания: Знания: Знания: Знания:

схематично знает сущ- схематично знает знает операционные знает способы управле-

ность современных об- сущность совре- составы УУД; ния учебной деятельно-

разовательных техноло- менных образова- психологические зако- стью (прямое и косвенное

гий тельных техноло- номерности формирова- управление);

гий; ния учебных действий, операционные составы

операционные сущность системно- УУД;

(Я составы УУД деятельностного подхо- теорию вопросов;

i да; психологические законо-

1? сущность современных мерности формирования

i образовательных учебных действий, сущ-

S технологий ность системно-

EH (J деятельностного подхо-

О Я да;

Д ч си сущность современных

ш образовательных

технологий

« о Умения: не владеет спо- Умения: не владеет Умения: владеет лишь Умения: выбирает способ

VD ш собами управления способами управ- одним из способов управления учебной дея-

£ учебной деятельностью; ления учебной дея- управления учебной тельностью в соответст-

§ не умеет разрабатывать тельностью; разра- деятельностью; выбира- вии с целью; технологию

Я ш Ч системы вопросов поис- батываемые систе- ет технологию обучения, обучения, согласованную

и св кового характера; техно- мы вопросов не согласованную с зако- с закономерностями уче-

ц логии обучения выбира- всегда поискового номерностями учения; ния;

св ет интуитивно, либо не характера; испыты- разрабатывает специ- разрабатывает специаль-

о и владеет ни одной их них вает затруднения в альные системы вопро- ные системы вопросов,

о С выборе оптималь- сов, направленных на направленных на выпол-

CJ о ной технологии выполнение и осозна- нение и осознание уче-

^ о я обучения ние учениками отдель- никами отдельных опе-

л ных операций из состава раций из состава УУД или

УУД или таких действий таких действий в целом

13 о в целом

Психологические уста- Психологические Психологические уста- Психологические установ-

о VO новки: установки: понима- новки: осознает роли ки: осознает роли учителя

3 м CN понимает свою роль в ет свою роль в учителя и ученика в и ученика в учебном про-

учебном процессе как учебном процессе учебном процессе; цессе;

S «передатчика знаний»; как «передатчика понимает, что учитель понимает, что учитель

и ощущает себя самым знаний»; ощущает управляет деятельно- управляет деятельностью

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016

важным звеном учебного процесса; интуитивно организует «субъект-объектные» отношения между учителем и учеником себя самым важным звеном учебного процесса, в то же время относится к ученику как к личности стью учащихся только через систему вопросов к заданию учащихся только через систему вопросов к заданию; ощущение себя как «сооткрывателя» нового

Личностные качества: склонен к авторитарному стилю педагогического общения; низкий уровень эмпатии Личностные качества: склонен к авторитарному стилю педагогического общения; средний уровень эмпатии Личностные качества: склонен к авторитарно-демократическому стилю педагогического общения; эмпатия; способность к рефлексии Личностные качества: склонен к авторитарно-демократическому стилю педагогического общения; эмпатия; способность к рефлексии

СМК 3 Организация изучения учебного материала с позиций деятельностного подхода; с учетом закономерностей процесса учения; в соответствии с теорией поэтапного формирования действий Знания: не знает теории учебной деятельности; возрастные особенности учащихся знает схематично Знания: знает теорию деятельности схематично; возрастные особенности обучающихся, психологические закономерности формирования учебных действий, сущность современных образовательных технологий в общих чертах Знания: знает теорию учебных задач; теорию деятельности; возрастные особенности учащихся; психологические закономерности формирования учебных действий, сущность системно-деятельностного подхода; сущность современных образовательных технологий Знания: знает способы управления учебной деятельностью (прямое и косвенное управление); теорию учебных задач; теорию деятельности; возрастные особенности учащихся; психологические закономерности формирования учебных действий, сущность системно-деятельностного подхода; сущность современных образовательных технологий

Умения: строит обучение по первому или второму типам учения; не умеет формулировать вопросы поискового характера; акцент в обучении делает на формировании предметных действий Умения: строит обучение по второму типу учения; испытывает существенные затруднения в формировании УУД и предметных способов действия в единстве; не всегда может использовать знания новейших достижений психолого-педагогических наук при формировании УУД Умения: формулирует вопросы так, чтобы учащиеся осознавали частные (овладение предметными способами действий) учебные задачи; строит обучение по третьему или второму типам учения; формирует УУД и предметные способы действия в единстве; не всегда может использовать знания новейших достижений психолого- педагогических наук при формировании УУД Умения: формулирует вопросы так, чтобы учащиеся осознавали частные (овладение предметными способами действий) и перспективные (овладение общими способами действий) учебные задачи; строит обучение по третьему типу учения; формирует УУД и предметные способы действия в единстве; использует знания новейших достижений психолого-педагогических наук при формировании УУД

Психологические установки: понимает свою роль в учебном процессе как «передатчика знаний»; ощущает себя самым важным звеном учебного процесса; интуитивно организует «субъект-объектные» отношения Психологические установки: понимает свою роль в учебном процессе как «передатчика знаний»; ощущает себя самым важным звеном учебного процесса, в то же время относится к Психологические установки: осознает роли учителя и ученика в учебном процессе; понимает, что учитель управляет деятельностью учащихся только через систему вопросов к заданию Психологические установки: осознает роли учителя и ученика в учебном процессе; понимает, что учитель управляет деятельностью учащихся только через систему вопросов к заданию; ощущает себя как «сооткрывателя» нового

между учителем и учеником ученику как к личности

Личностные качества: склонен к авторитарному стилю педагогического общения; низкий уровень эмпатии Личностные качества: склонен к авторитарному стилю педагогического общения; средний уровень эмпатии Личностные качества: склонен к авторитарно-демократическому стилю педагогического общения; эмпатия; способность к рефлексии Личностные качества: склонен к авторитарно-демократическому стилю педагогического общения; эмпатия; способность к рефлексии

СМК 4 Осуществление обратной связи: пооперационный и итоговый контроль Знания: не знает теории учебной деятельности; возрастные особенности учащихся знает схематично; не видит ошибок учеников Знания: знает теорию деятельности схематично; возрастные особенности учащихся в общих чертах; сущность современных образовательных технологий в общих чертах; может найти ошибки в рассуждениях учащихся, но не может назвать причины их появления Знания: знает операционные составы УУД; теорию деятельности; возрастные особенности учащихся; психологические закономерности формирования учебных действий, появления типичных ошибок, сущность сис-темно-деятельностного подхода; сущность технологий контроля и оценки степени сформированности учебных действий в общих чертах Знания: знает операционные составы УУД; теорию деятельности; возрастные особенности учащихся; психологические закономерности формирования учебных действий, появления типичных ошибок, сущность системно-деятельностного подхода; сущность технологий контроля и оценки степени сформированности учебных действий

Умения: неадекватно оценивает результаты учебной деятельности учащихся Умения: выбирает средства мониторинга формирования УУД интуитивно; испытывает затруднения в прогнозировании трудностей при формировании УУД; не может разрабатывать методические средства их предупреждения; не владеет методикой выявления причин возникновения ошибок учащихся в выполнении УУД Умения: выбирает средства мониторинга формирования УУД; испытывает затруднения в прогнозировании трудностей при формировании УУД и разработке методических средств их предупреждения; не всегда может применить методику выявления причин возникновения ошибок учащихся в выполнении УУД Умения: выбирает валидные средства мониторинга формирования УУД; Прогнозирует затруднения при формировании УУД и разрабатывает методические средства их предупреждения; применяет методику выявления причин возникновения ошибок учащихся в выполнении УУД

Психологические установки: понимает свою роль в учебном процессе как «передатчика знаний»; ощущает себя самым важным звеном учебного процесса; Интуитивно организует «субъект-объектные» отношения между учителем и учеником Психологические установки: понимает свою роль в учебном процессе как «передатчика знаний»; ощущает себя самым важным звеном учебного процессав в то же время относится к ученику как к личности Психологические установки: осознает роли учителя и ученика в учебном процессе; понимает, что учитель управляет деятельностью учащихся только через систему вопросов к заданию Психологические установки: осознает роли учителя и ученика в учебном процессе; понимает, что учитель управляет деятельностью учащихся только через систему вопросов к заданию; ощущает себя как «сооткрывателя» нового

Личностные качества: склонен к авторитарному стилю педагогическо- Личностные качества: склонен к авторитарному стилю Личностные качества: склонен к авторитарно-демократическому сти- Личностные качества: склонен к авторитарно-демократическому стилю

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016

го общения; низкий уровень эмпатии педагогического общения; средний уровень эмпатии лю педагогического общения; эмпатия; способность к рефлексии педагогического общения; эмпатия; способность к рефлексии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46. http ://минобрнауки.рф/документы/1909

2. Липенская, И.А. Модель формирования профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов // Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы: материалы Второго Международного Педагогического Форума - Самара, ПГСГА, Изд-во ООО «Порто-принт», 2013. С. 137-142.

3. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификации. http ://matem.uspu.ru

LEVELS AND CRITERIA OF ESTIMATION OF SPECIAL COMPETENCES OF THE BACHELOR

(PRIMARY EDUCATION PROFILE)

© 2016 I.A.Lipenskaya

Irina Aleksandrovna Lipenskaya, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of Department of preschool education. E-mail: ilipenskaya@yandex.ru

Samara State University of Social Sciences and Education

In the federal state educational standard of the Russian system of higher professional education ways of providing quality assurance of training of the bachelor in a higher education institution are defined. Among the designated are monitoring and development of "objective assessment procedures of level of knowledge and abilities, trained competences of graduates". Now a set of systems of estimation of level of professional competence of the bachelor is being developed, however, the majority of them are directed at identification of formation of only knowledge and activity components of professional competences, which is not enough for assessment of competence-based results.

The model of diagnostics of professional competences of the bachelor (Primary education profile) developed by us, in particular, of the special competences necessary for implementation of the federal state educational standard of primary general education, includes not only skills, but also mental sets, personal qualities of the trained. The article is devoted to the problem of formation of criteria assessment of results of acquisition of the main educational program of higher education by the trained. The author offers level estimation of the special competences of the bachelor necessary for implementation of the federal state educational standard of primary general education. As criteria of formation of the designated special competences components of competences are suggested, among which are knowledge, abilities, mental sets, personal qualities. For each criteria qualitative characteristics of levels are given.

Key words: bachelor's special professional competences, levels of formation of special competences, criteria of formation of special competences.

1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 050100 pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiia (stepen') «bakalavr») (The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 050100 pedagogical education (qualification (degree) "bachelor")): prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 17 ianvaria 2011 g., no. 46. http ://минобрнауки.рф/документы/1909

2. Lipenskaia, I.A. Model' formirovaniia professional'nykh kompetentsii budushchego uchitelia nachal'nykh klassov (Model of formation of professional competences of future elementary school teacher). Evoliutsiia teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia: realii i perspektivy: materialy 2-go Mezhdunarodnogo pedagogicheskogo foruma. Samara, Izd-vo OOO «Porto-print», 2013, pp. 137-142, (in Russ.).

3. Selevko, G.K. Kompetentnosti i ikh klassifikatsii (Competence and their classification) http://matem.uspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.