УДК 372.8
Быкова Ирина Альбертовна Заводчикова Надежда Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
Кокорева Ирина Евгеньевна Плясунова Ульяна Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
В данной статье рассмотрены этапы формирования научного понятия, выделены стадии предпонятия (понятия в житейском смысле) и собственно понятия (понятие в научном смысле). Проведен сравнительный анализ таких стадий как «представление», «предпонятие», «понятие» с точки зрения субъективности восприятия и выделения существенных свойств объектов субъектом обучения. Обсуждаются вопросы целесообразности освоения школьниками научных понятий при изучении курса информатики, предлагается формирование части понятий остановить на уровне предпонятия. Говорится о необходимости осуществления анализа стадии формирования научного понятия в зависимости от этапа обучения, предлагается критерий определения необходимого уровня развития понятия на конкретной ступени изучения информатики. В статье описан пример анализа этапов формирования одного из понятий школьного курса информатики.
Ключевые слова: методика преподавания информатики, представление, понятие, предпонятие, формирование понятия, существенные свойства.
Методика преподавания любого предмета призвана ответить на три вопроса: «Зачем учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». Обсуждение первого вопроса началось задолго до введения предмета в учебные планы школ. Вопрос актуален и в настоящее время, однако обсуждение целей изучения информатики выходит за рамки преподавания одного предмета и становится вопросом общей дидактики. Обсуждение содержания школьного курса информатики в первые 20 лет было очень бурным, однако в последнее десятилетие перечень содержательных линий не претерпел существенных изменений. Только в последнее время начали предприниматься попытки анализа психолого-педагогических аспектов преподавания информатики.
Одним из важнейших вопросов методики преподавания любого предмета является проблема формирования у учеников понятийного аппарата той отрасли науки, отражением которой является данный школьный предмет.
В настоящий момент перечень понятий, изучаемых в школьном курсе информатики, до известной степени определён, однако строгие формулировки определений многих терминов отсутствуют. Возникает вопрос: «А так ли уж необходимо школьникам знание строгих определений всех изучаемых понятий»?
Правильное использование многих понятий курса информатики не требует от ученика знания строгого определения. Например, термин «курсор» ассоциируется у обучающихся с некоторым образом. Формулировка строгого определения данного понятия не является необходимой. Однако отсутствие строгого определения понятия «Неравномерный код» приводит к ошибкам при решении задач,
т.к. обучающиеся неверно выделяют существенные свойства данного понятия.
Рассмотрим механизм формирования понятий, описанный в работах Л.С. Выготского и Н.С. Под-ходовой [4; 6]. Толчком к формированию понятия, как правило, служит некоторый образ, возникающий в процессе ощущения или восприятия. Далее образ восприятия преобразуется в образ представления, который может быть отсрочен во времени от восприятия. Основными характеристиками восприятий и представлений является их субъективность, однако представления обладают большей степенью обобщенности по сравнению с восприятием. Дальнейшее обобщение представления приводит к выделению субъектом существенных свойств объекта, что соответствует стадии формирования предпонятия (впервые этот термин ввел Л.С. Выгодский). На этапе предпонятия субъект еще не может определить, что одни свойства являются следствием других, следовательно, не может выделить минимальный набор существенных свойств, что необходимо для формулировки определения объекта.
Как стадия предпонятия, так и стадия понятия исключают ошибки распознавания принадлежности объектов классу понятия. Предполагается, что у учащихся сформировано предпонятие, если они могут привести примеры объектов, относящихся к классу указанного понятия, и могут выделить из группы объектов объект, относящий к классу понятия. На данном этапе не требуется умение выделять минимальный набор существенных свойств объекта и формулировать явное определение. Формирование понятия считается завершённым, если кроме перечисленных выше действий учащиеся могут сформулировать явное определение понятия.
© Быкова И.А., Заводчикова Н.И., Кокорева И.Е., Плясунова УВ., 2017 Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
191
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Таблица 1
Черты сходства и различия стадий формирования понятий
Представление Предпонятие (понятие в бытовом смысле) Понятие (понятие в научном смысле)
Вторичный образ объекта Мысль об объекте, выраженная в слове Мысль о объекте, выраженная в слове
Обучающийся обобщает как существенные, так и несущественные свойства объекта Обучающийся обобщает только существенные свойства объектов Обучающийся не может выделить минимальный набор существенных свойств. Обучающийся обобщает только существенные свойства объектов Обучающийся может выделить минимальный набор существенных свойств.
Субъективно, так как складывается в индивидуальном опыте человека. Одно и тоже представление у людей различно по яркости, полноте, точности и т.п. Складывается не только за счет практической, но и теоретической деятельности. Субъективность еще присутствует: разные люди могут выделять различные наборы существенных свойств, достаточные для выделения понятия Складывается в теоретической и практической деятельности многих поколений людей. У больших групп людей понятия одинаковы.
Не все явления и процессы можно представить Мыслить в предпонятиях можно о любых процессах или явлениях Мыслить в понятиях можно о любых процессах или явлениях
В жизни мы, как правило, пользуемся обобщёнными представлениями - предпонятиями, не задумываясь о тех существенных признаках, которые позволяют нам объединять образы в единое целое.
Таким образом, формирование понятий проходит следующие этапы: образ восприятия -представление - обобщенное представление или предпонятие - понятие - система понятий. Черты сходства и различия трех из этих стадий представлены в таблице 1.
Необходимо заметить, что использование термина «предпонятие» весьма условно. Вслед за Л.С. Выготским и Н.С. Подходовой [4; 6] мы считаем необходимым выделение данной стадии формирования понятия, так как в курсе информатики различные понятия осваиваются на разном уровне.
Курс информатики имеет концентрическую структуру и может иметь от двух до четырех концентров. Некоторые понятия курса информатики можно встретить на каждом из концентров, некоторые используются только в старшей школе.
Прежде чем приступить к разработке методики работы с изучаемым понятием, учителю необходимо определить, на какой стадии формирования понятия целесообразно остановиться на данном этапе изучения предмета. Если для выполнения операции подведения под понятие ученику будет необходима вербальная формулировка существенных свойств понятия, то необходимо пройти стадию «предпонятие» и дойти до стадии «понятие» или даже «система понятий». Если же использование понятия на данном этапе изучения информатики не требует от учащихся понимания взаимосвязи его существенных свойств, тогда может быть целесообразным завершение работы с понятием на стадии предпонятия.
Для иллюстрации вышесказанного рассмотрим этапы формирования понятия «1Р-адрес компьютера» в школьном курсе информатики. До последнего времени тема «Телекоммуникации» изучалась
преимущественно в базовом и профильном курсах информатики, однако проникновение информационных технологий во все сферы современной жизни способствует тому, что тема спускается на уровень пропедевтического курса информатики.
Вопросы адресации в сети Интернет рассматриваются уже в 5-6 классах, формирование представлений о доменной системе имён и 1Р-адресе компьютера можно начинать уже на этом этапе. Так как на данном этапе информация носит чисто ознакомительный характер, то можно ограничиться приведением примеров 1Р-адреса некоторых компьютеров и перечислить следующие существенные свойства 1Р-адреса компьютера: адрес компьютера в сети является уникальным, адрес представлен в числовом формате.
В базовом курсе информатики вопросы устройства компьютера и компьютерных сетей рассматривается более подробно, круг решаемых задач расширяется, поэтому перечень рассматриваемых существенных свойств понятия уточняется. В частности, добавляются существенные свойства: «1Р-адрес компьютера представляет собой 32-битное или 128-битное двоичное число»; «1Р-адрес представляется для пользователя в виде последовательности 4 десятичных целых чисел в диапазоне от 0 до 255, разделенных точкой»; обсуждается взаимосвязь этих свойств.
В профильном курсе информатики происходит формирование системы понятий за счет введения новых понятий, таких как «маска сети», «адрес подсети», «адрес компьютера в подсети», «класс сети» и «физический адрес или МАС-адрес», которые рассматриваются во взаимосвязи с понятием «адрес компьютера в сети».
Таким образом, формирование понятия проходит стадии от перцепта до предпонятия на пропедевтическом этапе и от предпонятия до системы понятий в базовом и профильном курсах информатики.
192
Вестник КГУ ^ 2017
Итак, уровни формирования понятия в школьном курсе информатики могут быть разными, а, следовательно, и методика работы с этими понятиями может существенно отличаться. Для повышения эффективности процесса обучения информатике целесообразно провести работу по выделению этапов формирования основных понятий школьного курса информатики с учетом этапа обучения. Такая работа проводится в настоящее время на кафедре теории и методики обучения информатике ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, что отражено в работах [1; 2; 3; 5].
Библиографический список
1. Быкова И.А., Заводчикова Н.И., Плясунова У.В. Актуализация знаний учащихся при работе с понятием на уроках информатики // Математика и информатика, астрономия и физика, экономика и технология и совершенствование их преподавания: материалы междунар. конф. «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. - С. 203-207.
2. Быкова И.А., Жохова Е.Ю., Заводчикова Н.И., Плясунова У.В. Виды определений в школьном курсе информатики // Математика и информати-
ка, астрономия и физика, экономика и технология и совершенствование их преподавания: материалы междунар. конф. «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2016. - С. 207-211.
3. Быкова И.А., Заводчикова Н.И., Плясунова У.В. Работа с определением понятия в школьном курсе информатики // Математика и информатика, астрономия и физика, экономика и технология и совершенствование их преподавания: материалы междунар. конф. «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2016. - С. 230-236.
4. Выготский Л.С. Лекции по педологии. -Ижевск: «Урдмуртский университет», 2001. - 304 с.
5. Корнилов П.А., Яцканич А.И. Система компьютерной диагностики знаний для выявления и устранения пробелов в знаниях обучаемых // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 4. - С. 24-28.
6. Подходова Н.С. Теоретические основы построения курса геометрии 1-6 классов: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1999. - 395 с.
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
193