УДК 378.02:372.8
Заводчикова Надежда Ивановна
кандидат педагогических наук [email protected]
Плясунова Ульяна Валерьевна
кандидат педагогических наук Ярославский Государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (профиль «Информатика и информационные технологии в образовании»)
Статья посвящена вопросам формирования методической компетенции выпускников бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Информатика и информационные технологии в образовании») «готов к осуществлению обучения и воспитания в области информатики в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, к использованию образовательных технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области Информатика» и соответствующей компетенции выпускников магистратуры. В статье сделан акцент на формировании когнитивной составляющей компетенции, выделены знаниевый и функциональный компоненты указанной компетенции для выпускников бакалавриата и магистратуры; обосновано различие в проявлениях знаниевых и функциональных компонентов методической компетенции для различных этапов обучения.
Ключевые слова: компетенция, бакалавр, магистр, профессиональное образование, специальные компетенции, когнитивные составляющие компетенции, знаниевый компонент компетенции, функциональный компонент компе-
тенции.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, компетенции являются инструментом определения уровня подготовки студентов, а также эффективности образовательного процесса в целом. Под компетенцией будем понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [4].
В результате освоения программы бакалавриата и магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. Кроме того, при проектировании образовательной программы бакалавриата и магистратуры образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и виды деятельности.
Очевидно, что при подготовке будущих учителей информатики, кроме формирования компетенций, перечисленных в ФГОС ВО, необходимо формировать специальные компетенции, направленные, во-первых, на освоение науки «Информатика» в объеме, необходимом для осуществления качественного преподавания предмета «Информатика» в школе; во-вторых, на освоение методики преподавания данного предмета в средней школе.
Овладение выпускником «методической» компетенцией на уровне бакалавиата означает, что он готов к осуществлению обучения и вос-
питания в области информатики в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, к использованию образовательных технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области «Информатика».
При освоении программ магистратуры данная компетенция получает свое развитие с учетом особенностей обучения в магистратуре, где значительное внимание уделяется навыкам самостоятельной аналитической работы, научно-исследовательской деятельности. Общие знания и навыки, полученные в ходе освоения образовательной программы бакалавриата, углубляются по специализации магистерских программ.
В данной статье мы рассмотрим структуру методической компетенции, формируемой в ходе освоения основной образовательной программы бакалавриата (профиль подготовки «Информатика и информационные технологии в образовании») и соответствующей магистерской программы.
Существуют различные подходы к определению структуры компетенций. Различные авторы выделяют личностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, рефлексивный и другие составляющие компетенции [1; 2; 3; 4]. В данной статье мы опишем только когнитивную составляющую методической компетенции, включающую знаниевый и интегративно-деятельност-ный (функциональный) компоненты.
Знаниевый компонент компетенции характеризует знания обучающегося как основу для осуществляемой деятельности [2]. Овладение мето-
© Заводчикова Н.И., Плясунова УВ., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
161
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
дической компетенцией на уровне бакалавриата проявляется в овладении следующими знаниями:
1. Знает историю информатики и школьного курса информатики; знает цели и задачи изучения предмета «Информатика» в школе, цели и задачи изучения отдельных тем курса информатики.
2. Знает содержание нормативных и рекомендательных документов, определяющих структуру и содержание школьного курса информатики, требования к условиям реализации основных образовательных программ в рамках курса информатики и требования к результатам его освоения.
3. Знает пути достижения образовательных результатов - современные технологии, формы и методы обучения информатике.
4. Знает современные средства обучения информатике и их дидактические возможности.
5. Знает особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся при изучении ими информатики (с учетом их индивидуальных потребностей и особенностей).
6. Знает способы оценки результатов обучения информатике.
7. Знает методические особенности преподавания отдельных тем школьного курса информатики.
Функциональный компонент компетенции характеризует умения обучающегося выполнять определенные действия, а также навыки владения определенными инструментами, технологиями, оборудованием и т.п. в осуществляемой деятельности [3]. Градация умений и навыков может проводиться на уровне признаков уровня освоения компетенции.
Функциональный компонент компетенции на уровне бакалавриата проявляется в овладении следующими умениями и владениями:
1. Планировать процесс обучения информатике в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждении.
2. Применять в обучении информатике современные образовательные технологии, методы и формы обучения, способен выбирать наиболее целесообразные из них с точки зрения конкретной педагогической ситуации.
3. Осуществлять поиск, оценивание, отбор методических разработок и средств обучения по темам школьного курса информатики и их адаптацию к конкретной педагогической ситуации.
4. Разрабатывать методические и дидактические материалы по темам школьного курса информатики с учетом групповых и индивидуальных особенностей обучающихся.
5. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе.
Таким образом, выпускник бакалавриата должен быть подготовлен к квалифицированному решению типовых профессиональных задач с использованием стандартных технологий.
Профессиональная деятельность магистранта опирается на знания и умения, полученные в ходе освоения образовательной программы бакалавриата; в то же время опыт педагогической деятельности способствует расширению и углублению полученных знаний и приобретенных умений. Личный профессиональный опыт магистранта включается в структуру его профессиональной подготовки и влияет на мотивационно-ценностную составляющую «методической» компетенции.
Знаниевый и функциональный компоненты компетенции также претерпевают изменения по сравнению с соответствующими компонентами компетенции, формируемой на уровне бакалавриата. Ряд знаний, умений и владений уже сформирован на момент поступления в магистратуру, что проверяется в ходе вступительного экзамена; уровень магистратуры предполагает углубление профессиональных знаний, более широкий круг решаемых задач: преподавание в профильных классах и учреждениях профессионального образования, осуществление научно-исследовательской деятельности в области педагогики и методики преподавания; способность не только к реализации, но и к проектированию образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов. Подготовка выпускника магистратуры должна способствовать решению нестандартных профессиональных задач с помощью инновационных или самостоятельно созданных им методик. Выпускник магистратуры должен обладать способностью к профессиональному саморазвитию, аналитической деятельности.
Вышесказанное определяет знаниевый компонент компетенции для магистров:
1. Знает современные (авторские) концепции непрерывного курса информатики и историю их формирования.
2. Знает содержание школьного курса информатики для различных этапов непрерывного обучения информатике, в том числе в профильных классах.
3. Знает особенности использования современных технологий, форм и методов обучения (в том числе нестандартных) при преподавании пропедевтического, базового и профильного курсов информатики.
4. Знает современные средства обучения информатике и их дидактические возможности, требования к разработке компьютерных средств обучения.
5. Знает особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся при изучении ими информатики с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся (в том числе их особых образовательных потребностей), их индивидуальных потребностей.
6. Знает особенности оценки результатов обучения информатике на разных этапах обучения.
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
7. Знает методические особенности преподавания отдельных тем школьного курса информатики с использованием различных сценариев их преподавания, в том числе в профильных классах.
8. Знает особенности создания информационной образовательной среды образовательного учреждения.
Функциональный компонент компетенции на уровне магистратуры проявляется в овладении следующими умениями и владениями:
1. Проектировать современное содержание обучения информатике в общеобразовательной школе, разрабатывать программы непрерывного курса информатики, внеурочной деятельности и элективных курсов по информатике для конкретного образовательного учреждения с учетом преемственности обучения на разных этапах изучения информатики, а также специфики обучения в различных профилях;
2. Проектировать фрагменты индивидуальных образовательных маршрутов в обучении информатике, разрабатывать индивидуальные программы обучения информатике одаренных учащихся и учащихся с особыми образовательными потребностями;
3. Мотивированно выбирать и применять современные технологии, формы и методы обучения при преподавании пропедевтического, базового и профильного курсов информатики, разрабатывать приемы обучения, анализировать результаты их применения в учебном процессе;
4. Конструировать, применять и накапливать различные сценарии изучения конкретного материала по информатике, банки ключевых задач;
5. Анализировать содержание электронных образовательных ресурсов для поддержки процесса обучения информатике в основной и профильной школе, возможности их применения при преподавании конкретных тем курса информатики на выбранном этапе обучения;
6. Проектировать и создавать учебно-методические материалы для самостоятельной работы
учащихся, в том числе компьютерные средства обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся, в том числе их особых образовательных потребностей;
7. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе, разрабатывать различные виды контрольно-измерительных материалов по информатике, в том числе с использованием информационных технологий и критериально-ориентированного подхода к оценке результатов обучения.
Приведенное выше описание компонентов компетенций позволит выделить признаки сформиро-ванности компетенции на различных уровнях, что в свою очередь позволит создать фонд оценочных средств, который может включать в себя как традиционные самостоятельные и лабораторные работы, в том числе создание элементов методических разработок и проведение фрагментов урока; так и современные оценочные средства.
Библиографический список
1. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Научные исследования в образовании. - 2008. - Вып. 1.
2. Лисицына Л.С. Проектирование компе-тентностно-ориентированных образовательных программ. - СПб., 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://open.ifmo.ru/ images/3/3b/140801_book.pdf
3. Соловова Н.В. Структура методической компетентности преподавателей вуза на основе корреляционного анализа // Вестник СамГУ - 2011. -№ 1/2 (82). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik-old.samsu.ru/artides/1058/82_38.pdf
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
163