Научная статья на тему 'Уровень жизни населения Амурской области в современных экономических условиях'

Уровень жизни населения Амурской области в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1204
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОТАЦИОННЫЙ РЕГИОН / SUBSIDIZED REGION / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION STANDARD OF LIVING / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / LEVEL OF POPULATION POVERTY / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS / ПРОГНОЗЫ / ТЕМПЫ РОСТА ВРП / GROSS REGIONAL PRODUCT RATE / ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / DEPENDENCE OF THE POPULATION STANDARD OF LIVING FROM THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА / PREDICTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пастушенко Светлана Борисовна

В статье отражена дотационность регионов РФ и Амурской области. Обобщены характеристики депрессивного дотационного региона. Сделан сравнительный анализ тенденций уровня жизни населения за десятилетия 1993-2002г.г. и 2003-2012г.г. Сделан прогноз изменения уровня бедности населения Амурской области до 2015г. Выявлены причины низкого уровня жизни населения путем определения зависимости уровня бедности от темпов экономического развития. Обоснована межбюджетная несбалансированность распределения налоговых доходов как причина дотационности Амурской области. Обозначены мероприятия по повышению уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULATION STANDARD OF LIVING OF THE AMUR REGION IN THE MODERN ECONOMIC CONDITIONS

The article reflects the dependence of subsidies of regions of the Russian Federation and the Amur region; characteristics of the depressive subsidized region; the comparative analysis of tendencies of population standard of living during 1993-2002 and 2003-2012; prediction of changing the level of population poverty in the Amur region until 2015 year. There are established the reasons of a low population standard of living by determination of dependence of level of population poverty from the rates of economic development of the region, proved the inter-budgetary imbalance of distribution of the tax income as the reason of dependence on subsidies of the Amur region, designated the actions for increase of the standard of living of the population of the region in the article.

Текст научной работы на тему «Уровень жизни населения Амурской области в современных экономических условиях»

УДК 330.59

Пастушенко С.Б., канд.экон.наук, доцент, ДальГАУ

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье отражена дотационность регионов РФ и Амурской области. Обобщены характеристики депрессивного дотационного региона. Сделан сравнительный анализ тенденций уровня жизни населения за десятилетия 1993-2002г.г. и 2003-2012г.г. Сделан прогноз изменения уровня бедности населения Амурской области до 2015г. Выявлены причины низкого уровня жизни населения путем определения зависимости уровня бедности от темпов экономического развития. Обоснована межбюджетная несбалансированность распределения налоговых доходов как причина дотационности Амурской области. Обозначены мероприятия по повышению уровня жизни населения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДОТАЦИОННЫЙ РЕГИОН, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ, ТЕМПЫ РОСТА ВРП, ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

UDC 330.59

Pastushenko S. B., Cand. Econ. Sci., associate professor, FESAU POPULATION STANDARD OF LIVING OF THE AMUR REGION IN THE MODERN ECONOMIC CONDITIONS

The article reflects the dependence of subsidies of regions of the Russian Federation and the Amur region; characteristics of the depressive subsidized region; the comparative analysis of tendencies of population standard of living during 1993-2002 and 2003-2012; prediction of changing the level of population poverty in the Amur region until 2015 year. There are established the reasons of a low population standard of living by determination of dependence of level of population poverty from the rates of economic development of the region, proved the inter-budgetary imbalance of distribution of the tax income as the reason of dependence on subsidies of the Amur region, designated the actions for increase of the standard of living of the population of the region in the article.

KEYWORDS: SUBSIDIZED REGION, POPULATION STANDARD OF LIVING, LEVEL OF POPULATION POVERTY, TRENDS, PREDICTION, GROSS REGIONAL PRODUCT RATE, DEPENDENCE OF THE POPULATION STANDARD OF LIVING FROM THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION, DIRECTIONS AND ACTIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND INCREASE OF THE STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION OF THE REGION

В современных условиях, в отличие от предыдущих лет, термин «депрессивный регион» стал употребляться достаточно редко, но социально-экономическое положение субъектов РФ от этого не изменилось. Депрессивность регионов - категория, включающая в себя все стороны их развития, из которых можно выделить: дотационность; слабая инвестиционная привлекательность; историческая специфика размещения производства по территории страны; разные темпы экономического роста и др. [6]

В современных условиях наиболее употребляется термин «дотационный регион».

Дотационными регионами стабильно являются 70 субъектов РФ из 83, то есть 84% регионов РФ получают дотации из федерального бюджета, поскольку находятся в зоне убыточности. В них проживает 74% населения страны, они охватывают 87% ее территории. При этом, чем дальше географически регион расположен от центра России, тем выше размер дотаций. Недотационными являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Пермский край, Вологодская, Ленинградская, Липецкая, Самарская, Свердловская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. [3] Са-

37

мый дотационный федеральный округ России - Дальневосточный, на 2-ом месте -Северо-Кавказский. Меньше всех дотаций получают Приволжский и Центральный федеральные округа. [4] Амурская область в течение более 20 лет является дотационным субъектом РФ и стабильно находится на 1213-м месте по размеру дотаций из федерального бюджета.

Одним из основных проявлений депрессивности региона является низкий уровень и качество жизни его населения. При этом состояние уровня жизни населения определяет степень социальной напряженности общества, эффективность проводимого в стране

политического курса и является важным итогом развития государства.

Основным обобщающим показателем, наиболее точно характеризующим уровень и качество жизни населения региона, можно считать долю населения с доходами ниже прожиточного минимума - уровень бедности.

В предыдущее десятилетие уровень бедности населения Амурской области был крайне высоким и в среднем ежегодно составлял 40,4%, то есть почти каждый второй житель области имел доходы на уровне ниже прожиточного минимума (табл. 1).

Таблица 1

Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума _____________в Амурской области за 1994-2003 гг. [5]________________________

годы 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Уровень бедности, % 45,0 47,1 37,9 29,8 27,9 33,3 45,0 47,7 46,1 44,6

За последнее десятилетие ситуация значительно улучшилась (табл. 2).

Очевидно, что за последнее десятилетие доля бедного населения значительно снизилась и в среднем ежегодно составляла уже 26,1%, что почти в два раза ниже среднего уровня за предыдущее десятилетие. Но даже при наблюдающейся тенденции снижения, в

среднем за 2003-2012 гг. на 2,5 процентных пункта, каждый четвертый житель области находился за чертой бедности.

Трендовый анализ показывает, что уровень бедности населения Амурской области в предыдущее десятилетие изменялся по полиномиальной модели второго порядка (рис. 1)

Таблица 2

Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума _____________в Амурской области за 2003-2012 гг. [5]________________________

годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Уровень бедности, % 39,2 33,8 30,1 29,0 24,3 21,3 22,9 23,7 20,4 16,3

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

Полиномиальная (Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %)

Рис. 1. Тенденция уровня бедности населения Амурской области в 1993-2002 гг.

38

Полиномиальный тренд характеризует замедляющуюся тенденция снижения уровня бедности населения в 1993-2002 гг. То есть, можно сказать, что в целом уровень бедности имел тенденцию снижения, но данная тенденция ежегодно замедлялась и, достигнув определенного минимума в 1997-1998 гг., сменила свое направление на обратное - тенденцию роста.

В последнее десятилетие тенденция изменения уровня бедности населения значительно изменилась в лучшую сторону, так как характеризуется уже логарифмической моделью (рис. 2)

Трендовый анализ по логарифмическому тренду показывает, что уровень бедности населения в 2003-2012 гг. также имеет замедляющуюся тенденцию снижения.

■Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума,

%

---Логарифмическая (Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума,

Рис. 2. Тенденция уровня бедности населения Амурской области в 2003-2012 гг.

Но коренное отличие в тенденциях предыдущего и последнего десятилетий заключается в том, что поскольку логарифмический тренд не имеет экстремумов, в отличие от полиномиального, то можно сказать, что ситуация с бедностью населения установилась курсом на стабильное снижение. Пусть темпы снижения с каждым годом будут замедляться и с течением времени снижение будет практически незаметным, но главное, что бедность не будет расти.

В соответствии с этим, можно спрогнозировать изменение уровня бедности на перспективу на основе трендовой модели. Прогноз показал, что при условии сохранения выявленной тенденции, к 2015 г. уровень бедности может составить 16,51%. Это на 0,21 процентных пункта выше фактического уровня бедности 2012 г., но такая разница входит в рамки статистической погрешности прогноза и не меняет основной вывод, что уровень бедности расти не будет. По интервальной оценке прогноза, с вероятностью 0,954 можно утверждать, что к 2015 г. уровень бедности населения Амурской области может составить от 12,99% (оптимистиче-

ский прогноз) до 20,03% (пессимистический прогноз).

Для достижения оптимистического прогнозного уровня бедности необходим комплекс мер по способствованию повышению уровня жизни населения, которые связаны прежде всего с обеспечением экономического роста посредством развития конкурентоспособности региона и наращиванием его экономического потенциала, обеспечением устойчивости роста ВРП посредством увеличения инвестиций в экономику региона, а также совершенствованием механизма распределения ВРП на макро- и микро- уровнях посредством рационализации системы распределения налоговых поступлений. Все это создает стабильную экономическую базу для развития региона, которое безусловно приводит к улучшению качества жизни его населения

Экономическое развитие регионов характеризуется повышением темпов роста ВРП. В предыдущее десятилетие наблюдались незначительные темпы роста ВРП Амурской области в 1999-2001г.г, в остальные годы наблюдалось его снижение. (табл. 3)

39

Таблица 3

Темпы роста валового регионального продукта Амурской области в сопоставимых ценах ______________________________за 1993-2002 гг., % |5|__________________________________

Показатель Годы

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Темп роста, к предыдущему году 98,2 81,7 90,0 90,4 91,1 89,4 103,9 106,3 117,6 96,6

Темп роста, к 1993 году - 70,0 63,3 57,2 52,1 46,6 48,4 51,5 60,5 58,5

При этом корреляционно-регрессионный анализ показал, что фактические темпы роста ВРП в предыдущее десятилетие в Амурской области не приводили к повышению уровня жизни населения, а по большинству наиболее важных и значимых показателей наблюдалось их отрицательное влияние на уровень жизни населения области. Наиболее характерно отражала региональную специфику формирования уровня жизни населения тесная, но прямая зависимость между уровнем бедности населения и темпами роста ВРП (при повышении темпов роста ВРП на 1 процентный пункт, уровень бедности населения также повышался на 0,004 процентных пункта). Это в основном обусловлено тем, что экономический рост оказывает существенное влияние на уровень жизни высокодоходных

групп населения, доходы которых с повышением темпов роста ВРП также увеличиваются. На уровень жизни населения с низкими доходами, экономический рост не оказывает практически никакого влияния. [6] И, поскольку доля такого населения составляла почти половину населения области, то это и обусловило нелогичную прямую зависимость.

В последнее десятилетие ситуация также значительно изменилась в лучшую сторону. Цепные темпы роста стабильно, кроме 2009г., показывают увеличение ВРП (табл.

4).

Корреляционно-регрессионный анализ показал, что ситуация изменилась на противоположную (табл. 5).

Таблица 4

Темпы роста валового регионального продукта Амурской области в сопоставимых ценах ______________________________за 2003-2012 гг., % [5]___________________________

Показатель Годы

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Темп роста, к предыдущему году 104 103 103 103 109 105 98 106 108 105

Темп роста, к 2003 году - 103,0 106,1 109,3 119,1 125,1 122,6 129,9 140,3 147,3

Таблица 5

Результаты корреляционно-регрессионного анализа

ВЫВОД ИТОГОВ

Регрессионная статистика

Парный R - 0,245725

R-квадрат 0,060381

Нормирован ный R-квадрат -0,05707

Стандартная ошибка 7,07452

Наблюдения 10

Дисперсионный анализ

df SS MS F Значимость F

Регрессия 1 25,72938 25,72938 0,514086 0,493774

Остаток 8 400,3906 50,04883

Итого 9 426,12

Коэффи циенты Стандарт ная ошибка t-статис тика P- Значение Нижние 95% Верхние 95% Нижние 95,0% Верхние 95,0%

Y-пересечение 83,74265 80,4256 1,041244 0,328205 -101,719 269,2044 -101,719 269,2044

Переменная X 1 -0,55213 0,770062 -0,717 0,493774 -2,3279 1,223634 -2,3279 1,223634

40

Так, в 2003-2012 гг. зависимость между уровнем бедности населения и темпами роста ВРП хоть и слабая, но обратная (коэффициент парной линейной корреляции г = -0,245725), в отличие от сильной и прямой в 1993-2002г.г. (коэффициент парной линейной корреляции г = 0,931 [8]).Это говорит о том, что наблюдающийся экономический рост в Амурской области уже оказывает положительное влияние на уровень жизни населения. Это видно из полученной регрессионной модели (У(Х) = 83,74265 - 0,55213Х), которая свидетельствует о том, что с повышением темпов роста ВРП на 1 процентный пункт, уровень бедности снижается в среднем ежегодно на 0,55 процентных пункта.

Но о существенности влияния темпов экономического роста на уровень жизни населения Амурской области говорить еще рано, поскольку, как показал анализ, всего 6% изменения уровня бедности населения обусловлено вариацией темпов экономического роста, а 94% приходится на другие неучтенные в данной модели факторы. К неучтенным факторам можно отнести, во-первых, неустойчивость экономического роста, так как 5%-ный уровень темпов роста ВРП превышен только в 2009 - 2011г.г.; во-вторых, - высокой дифференциацией населения области по уровню доходов, что обусловлено специфическими особенностями экономики Амурской области - в основном высокой долей сельского населения.

В целом принципы распределения доходов между различными слоями и группами населения и общее построение системы распределительных отношений определяется социально-экономической политикой государства.

Решение проблемы бедности не означает, что весь дефицит денежных доходов бедного населения должен компенсироваться за счет социальных трансфертов, так как бедные слои населения в большей мере испытывают дефицит денежных доходов за счет невозможности эффективно реализовать собственную экономическую активность. Значительная часть бедного населения - это работающие люди, но заработная плата в большинстве сфер экономики области невысокая и не обеспечивает достойный уровень жизни работающего населения.

Следовательно, варьирование бедности непосредственно связано с вариацией эффективности экономики региона. Для Амурской области характерна слабая зависимость между этими экономическими и социальными параметрами. При наложении динамики темпов роста ВРП и динамики уровня бедности населения (рис. 3)., видно, что пики темпов роста ВРП наблюдаются в 2003 г., 2007 г. и в 2011 г., а пики снижения уровня бедности наблюдаются в 2008 г. и в 2012 г. То есть, можно сказать, что пики роста ВРП и пики снижения уровня бедности не совпадают во времени. Это связано с временными лагами, которые обусловливают разрыв во времени между экономическим ростом и оказываемым им положительным влиянием на социальные параметры. Следовательно, чтобы экономическое развитие региона дало существенный эффект повышения уровня жизни населения, необходимо, чтобы это развитие было продолжительным и стабильным. То есть экономический рост должен быть устойчивым.

■ Темпы роста ВРП, %

Уровень бедности, %

Рис. 3. Динамика темпов роста ВРП и уровня бедности населения Амурской области в 2003-2012 гг.

41

Очевидно, что реализация экономического развития возможна только на пути расширенного воспроизводства, при регулярном наращивании производительности труда, технического перевооружения производства, повышения занятости населения и повышения заработной платы занятого населения, что приведет к повышению совокупного конечного спроса и, как следствие, уровня жизни населения. К основным направлениям в данном аспекте можно отнести:

- достижение устойчивости экономического роста;

- обеспечение увеличения инвестиций, необходимых для динамичного развития экономики и ее структурных преобразований;

- обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспортноимпортном обмене;

- обеспечение макроэкономических

условий: оптимальных темпов инфляции,

достижения сбалансированности государственного и местных бюджетов.

Местный бюджет Амурской области формируется из налога на прибыль предприятий и организаций (18,1%), налога на доходы с физических лиц (25,8%), акцизов (3,9%), налогов на совокупный доход (3,7%), налогов на имущество (7,1%), налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами (3,5%), доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (1,5%), а также безвозмездных поступлений (33,5%). Данная структура формирования доходной части бюджета области свидетельствует о том, что на одну треть бюджет области формируется из налогов на доходы жителей области и одну треть - из дотаций федерального бюджета. То есть налоговые доходы от экономической деятельности хозяйствующих субъектов практически не оказывают существенного влияния на формирование бюджета области. Кроме этого в федеральный бюджет направляется 100% таможенных пошлин. А также 100% и налога на добавленную стоимость, который составляет набольшую долю в доходах федерального бюджета.

Отсюда видно, что практически единственным налогом от экономической деятельности хозяйствующих субъектов, поступающим в областной бюджет является налог на прибыль предприятий и организаций.

Налог на прибыль, ставка которого 20% от налогооблагаемой прибыли, в соответ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ствии с НК РФ может распределяться в пропорции: 18% - в местный бюджет и 2% - в федеральный бюджет (п.1 ст.284 НК РФ). Но Законами субъектов РФ налоговая ставка может быть снижена до минимально возможной - 13,5% (абз.4 п.1 ст.284 НК РФ). В соответствии с этим Законодательным Собранием Амурской области был принят Закон Амурской области от 4.10.2010 г. N 389-ОЗ «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет». То есть ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджет области, была снижена до минимума.

Такие диспропорции в формировании федеральных и местных бюджетов в результате и приводят к недостаточности средств местных бюджетов на развитие экономики регионов, на реализацию социальных программ и, как следствие, - к дотационности регионов. Сложно говорить об экономическом развитии в условиях, когда бюджет региона в основном формируется из налогов на доходы физических лиц, притом что доходы населения области невелики.

На все это обратил внимание Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ еще в 2012 г., где в частности отметил, что «Надо последовательно двигаться к тому, чтобы все российские регионы без исключения стали экономически самостоятельными и в полном смысле слова субъектными. Поэтому нужно менять логику межбюджетных отношений. Нужно создавать и укреплять экономическую базу территорий. В качестве первоочередных шагов на муниципальный уровень будет передана основная масса налогов от малого бизнеса. Кроме того, отменяются многие федеральные льготы по налогу на имущество и земли юридических лиц. Эти средства также будут поступать в региональные и местные бюджеты.» [1]

В послании Федеральному Собранию в 2013 г. Президент РФ В.В. Путин еще раз подчеркнул, что «ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких, как подъем Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век. ...На Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт.» [ 2]

42

Поэтому Правительством РФ разработаны меры по созданию на Дальнем Востоке привлекательных условий жизни, которые включают множество аспектов. В частности «налоговые каникулы для так называемых стартапов - новых предприятий, планы по развитию энергетики, инфраструктуры и так далее.» [1]

Разработанные меры призваны привести к привлечению дополнительных инвестиций в регионы ДФО и Амурскую область в частности, развитию уже имеющихся и открытию новых предприятий, организаций и производств. А это - новые рабочие места, повышение заработных плат и доходов населения, улучшение социальных условий жизни людей и в целом - повышение уровня и качества их жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Президента Федеральному Собранию 12.12.2012, Москва, Кремль [Электронный ресурс] код доступа: http://www.kremlin.ru/

2. Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 12.12.2013,

Москва, Кремль [Электронный ресурс] код доступа http://www.rg.ru/

3. Дмитриева А. 20 самых дотационных регионов России. 2011 [Электронный ресурс] код доступа: http://www.online812.ru/

4. Малахов Е. Кто кого кормит? Реальный

рейтинг дотационности регионов. 2012 [Электронный ресурс] код доступа:

http://www.nakanune.ru/

5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области [Электронный ресурс] код доступа: http://amurstat.gks.ru/

6. Пастушенко С.Б. Стратегии управления уровнем жизни населения в депрессивном регионе [Текст] / Проблемы реализации аграрной реформы в Амурской области. Сборник научных трудов. Выпуск 2. Часть 2. Благовещенск, 2009г. 164с.

7. Пастушенко С.Б. Региональные особенности управления уровнем жизни населения [Текст] /Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Благовещенск 2004г. 169 с.

УДК 336.025

Пузикова О.П., канд.экон.наук, доцент, ДальГАУ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье раскрываются особенности налоговой политики в современных условиях, состоящие в её фискальной направленности, увеличении доли косвенного налогообложения, что приводит к инфляции и экономической стагнации. Рассматриваются основные направления совершенствования налоговой политики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, НЕДОИМКА, ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

UDC 336.025

Puzikova O.P., Cand.Econ.Sci., associate professor, FESAU

FEATURES OF MODERN TAX POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

AND THE AMUR REGION

The article describes the features offiscal policy in the current environment, consisting of its fiscal direction, increasing the share of indirect taxation, which leads to inflation and economic stagnation. The main directions of improving the tax policy.

KEY WORDS: TAXES, TAX POLICY, FINANCIAL RESOURCES, ARREARS, BUDGET REVENUES

В одобренных Правительством РФ в 2011 году «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» были предусмотрены изменения в законода-

тельстве о налогах и сборах на основе принятия ряда нормативных правовых актов.

Эти изменения должны были коснуться восьми следующих направлений налоговой политики: налогового стимулирования инновационной деятельности и развития челове-

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.