Экономические и гуманитарные науки
ББК У046
МОДЕЛЬ ПРОГНОЗА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА Л.В. Пархоменко
Кафедра «Бухгалтерскийучет и аудит», ТГТУ
Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: моделирование уровня жизни; экономический рост; экономическое положение населения.
Аннотация: Рассмотрена методика оптимизации уровня жизни населения и даны рекомендации по направлениям социальной политики в регионе
Изучение качества жизни населения в условиях развития рыночной экономики остается одной из актуальных задач экономического анализа. О качестве жизни населения можно судить, всесторонне оценив уровень жизни, материальное положение населения, а также социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый промежуток времени. Рынок сам по себе не способен вывести экономику из кризиса. Для этого необходимо на базе глубокого анализа реальной экономической ситуации заложить основы подъема производства и качества жизни населения.
Несмотря на имевшее место в 2000 - 2004 гг. определенное оживление экономики области, проявившееся в увеличение валового регионального продукта (ВРП) с 25015,6 млн р. в 2000 году до 60140 млн р. в 2004 году, значительного повышения уровня жизни не произошло.
Сравнительный анализ динамики реальных денежных доходов населения показывает, что рост покупательной способности рубля наблюдается с 2000 года, как в Российской Федерации, так и в Тамбовской области. В 2001 - 2004 годах динамика реальных денежных доходов остается положительной. Однако, за счет увеличения величины прожиточного минимума и недостаточных темпов роста среднедушевых доходов, до 2003 года снижается соотношение среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума и возрастает лишь в 2004 году на 6,4 процентных пункта. Несмотря на более низкий прожиточный минимум (более дешевую потребительскую корзину), в Тамбовской области по сравнению с Российской Федерацией в общем объеме среднедушевого дохода величина прожиточного минимума занимает большую часть (49,9 % вместо 37,5 % на 2004 г.), и сохраняется отставание по всему исследуемому периоду. Число граждан с доходами ниже прожиточного минимума в 2004 году составляет 20,9 % от общей численности населения Тамбовской области по сравнению с 17,8 % по РФ.
По большинству наиболее важных и значимых показателей наблюдалось, наоборот, отрицательное влияние экономического роста на экономическое положение населения, что представлено в табл. 1.
Таблица 1
Зависимость денежных расходов населения от роста экономики Тамбовской области
Коэффициенты
Показатели Парной линейной корреляции Регрессии Эластичности
Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг в доходах населения, % 0,776 0,354 0,462
Доля расходов на оплату обязательных платежей и взносов в доходах населения, % 0,493 0,099 1,201
Доля расходов на сбережения в доходах населения, % -0,283 -0,043 1,519
Доля расходов на покупку валюты в доходах населения, % 0,163 0,047 1,015
Доля расходов на продукты питания в общей сумме расходов населения, % 0,113 0,041 0,077
Доля расходов на приобретение непродовольственных товаров в общей сумме расходов населения, % -0,135 -0,052 -0,154
Доля расходов на оплату услуг в общей сумме расходов населения, % -0,306 -0,034 -0,213
Как показали результаты расчетов, экономический рост не оказывает существенного влияния на уровень и структуру расходов населения, кроме того имеет место слабая зависимость между темпами проста ВРП, уровнем и структурой расходов населения - коэффициенты парной корреляции не превышают в среднем 0,5.
При этом влияние экономического роста на уровень и структуру расходов населения в основном отрицательно. Так, при увеличении темпов роста ВРП на 1 пункт, доля расходов на покупку товаров и оплату услуг первой необходимости увеличивается в среднем на 0,354 пункта, доля расходов на оплату обязательных платежей на 0,099 пункта, доля расходов на продукты питания - в среднем возрастает на 0,041 пункта.
Объяснить такое положение можно рядом причин:
- дифференциация населения по уровню доходов - 20,9 % населения проживает ниже уровня бедности;
- соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения - 12;
- экономический рост не имеет устойчивой динамики изменения - в 2001 г. и 2004 г. прирост ВРП составил (в текущих ценах) 32 %, а в 2004 г. - 19 %.
Группа населения, имеющая доход ниже прожиточного минимума, нами разделена на две подгруппы - социальная (крайняя) бедность и экономическая (общая) бедность. Фактический уровень бедности, рассчитываемый официальной статистикой, уменьшен на 15 %. Следовательно, если в 2004 г. общий уровень бедности составил 20,9 %, то при предлагаемой корректировке фактически население, отнесенное к социальной бедности, составило 5,9 %, а к экономической бедности - 15 %.
Следовательно, на 5,9 % бедного населения должны быть направлены мероприятия социальной политики, а на 15 % - мероприятия экономической политики.
Это, по нашему мнению, приведет к более рациональному использованию средств бюджета и повышению эффективности социальных и экономических мероприятий.
Нами разработаны стратегии повышения уровня жизни населения Тамбовской области и снижения бедности, основанные на сокращении неравенства в уровне доходов и повышении эффективности социальной политики путем усиления адресной направленности.
Стратегии управления уровнем жизни включают следующие приоритеты и направления:
1) сокращение неравенства доходов;
2) снижение безработицы и повышение занятости населения;
3) наращивание темпов экономического развития;
4) повышение эффективности и направленности социальной политики.
Каждая из названных стратегий является фактором, который обобщенно
можно оценить с помощью результативного показателя, У - уровень бедности -доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
В результате расчетов получено уравнение регрессионной зависимости
У = - 0,953 - 0,358Х1 + 0,018Х2 + 0,006Х3 + 2,063Х4 - 0,002Х5 - 2,036Х6,
где Х1 - коэффициент концентрации доходов; Х2 - уровень общей безработицы; Х3 - темп роста ВРП в сопоставимых ценах; Х4 - доля оплаты труда в доходах населения; Х5 - доля расходов бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов бюджета; Х6 - доля социальных трансфертов в доходах населения.
На основе множественной регрессионной модели можно сделать вывод о совокупном влиянии факторов на уровень бедности населения. Так, при фиксированном значении остальных факторов на снижение уровня бедности влияют: уровень концентрации доходов населения, доля расходов бюджета на социальные мероприятия в общей сумме расходов бюджета и доля социальных трансфертов в доходах; на повышение уровня бедности влияют: уровень общей безработицы, темпы роста ВРП, доля оплаты труда в доходах населения.
Для определения оптимальных значений факторов построим модель, приняв регрессионную зависимость в качестве целевой функции и введя ряд ограничений:
целевая функция
У = а0 + а1 Х1 + а2 Х2 + а3 Х3 + а4 Х4 + а5 Х5 + а6 Х6 ^ max;
система ограничений
/(ЗП, СВ, Д) < KG;
Чб / Чэка < Уб;
ЗП / (ЗП + СВ) > УЗП;
БС / Б > УС;
СВ / (ЗП + СВ) > УСВ;
ЗП > 0; СВ > 0; Д > 0; ЧБ > 0; ЧЭКА > 0; БС > 0; Б > 0,
где ЗП - размер заработной платы в доходах населения; СВ - размер социальных выплат из бюджета и трансфертов в доходах населения; Д - доля каждой группы населения; ЧБ - численность безработных; ЧЭКА - численность экономически активного населения; БС - сумма социальных выплат в бюджете; Б - общая сумма бюджета; KG - нормативное (предпочтительное) значение коэффициента Джина; УБ, УЗП, УС, УСВ - удельный вес, соответственно, безработных в общей численности экономически активного населения, заработной платы, расходов бюджета на социальную сферу, социальных выплат в среднем по стране.
Модель показывает, что уровень бедности населения Тамбовской области, при условиях уменьшения неравномерности распределения доходов между раз-
личными группами населения, снижения уровня безработицы, увеличения доли оплаты труда в доходах населения, может быть снижен.
На основании модели и путем укрупнения факторов могут быть предложены направления экономической и социальной региональной политики:
- сокращение неравенства населения по уровню доходов - уменьшение коэффициента концентрации доходов;
- повышение занятости населения - сокращение уровня общей безработицы;
- наращивание темпов экономического роста - увеличение ВРП и повышение доли оплаты труда в доходах;
- повышение эффективности социальной политики - увеличение расходов бюджета на социальные мероприятия и повышение доли социальных трансфертов в доходах малообеспеченного населения.
Model of Forecasting the Changes in the Living Standards of Region’s Population
L.V. Parkhomenko
Department “Accounting and Audit”, TSTU
Key words and phrases: economic growth; modeling of living standards; people’s economic status; region.
Abstract: The principles of optimization of people’s living standards are studied; recommendations on the directions of social policy of the region are given.
Modell der Prognose der Veranderung des Lebensstandardes der Bevolkerung der Region
Zusammenfassung: Es ist die Methodik der Optimierung des Lebensstandardes der Bevolkerung untersucht und es sind die Empfehlungen nach den Richtungen der sozialen Politik in der Region gegeben.
Modele des previsions du changement du niveau de vie de la population de la region
Resume: Est examinee la methode de l’optimisation du niveau de vie de la population et sont donnees les recommandations sur les orientations de la vie sociale de la region.