Научная статья на тему 'Уровень тревожности и склонности к риску у студентов медицинского вуза (гендерные аспекты)'

Уровень тревожности и склонности к риску у студентов медицинского вуза (гендерные аспекты) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
653
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / РЕАКТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / RISK APPETITE / REACTIVE AND PERSONAL ANXIETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Частоедова Е. В., Истомина М. С., Злоказова М. В.

В статье анализируются уровень склонности к риску и тревожности у студентов медицинского вуза. Целью исследования было выявление гендерных особенностей и взаимосвязей уровня тревожности и склонности к риску у студентов медицинского вуза. У 263 студентов-медиков оценили уровень склонности к риску по опроснику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цуккермана и уровень тревожности по тесту ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.л. Ханина. Установлено, что у трети студентов-медиков отмечается высокий уровень поиска новых ощущений, что означает готовность человека идти на риск и оправданность этой готовности, адекватность отношения человека к опасным, экстремальным ситуациям. У 30,1% студентов выявлен низкий уровень непереносимости однообразия, что характерно для лиц, готовых к монотонной работе, но избегающих перемен и изменений в жизни. Почти у половины обследованных неадаптивное стремление к трудностям соответствует низкому уровню, что может проявляться стремлением избегать трудностей, перекладывать ответственность на других людей или на обстоятельства. Специфика обучения в медицинском вузе нивелирует гендерные различия средних показателей уровня склонности к экстремально-рискованному поведению. Не найдено достоверных отличий по уровню склонности к риску у студентов младших и старших курсов. большинство студентов имели низкий уровень реактивной тревожности и высокий уровень личностной тревожности. Определены гендерные особенности личностной тревожности. Установлено, что уровень личностной тревожности достоверно выше у студентов младших курсов. Обнаружены взаимосвязи слабой силы между высоким уровнем неадаптивного стремления к трудностям и низкими уровнями реактивной и личностной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Частоедова Е. В., Истомина М. С., Злоказова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF ANXIETY AND RISK APPETITE IN STUDENTS AT A MEDICAL UNIVERSITY (GENDER ASPECTS)

The article analyzes the level of risk taking and anxiety in medical students. The aim of the study was to identify gender characteristics and the relationship of the level of anxiety and risk appetite among students of a medical university. 263 medical students evaluated the level of risk appetite according to the questionnaire “Self-assessment of the tendency to extreme risk behavior” by M. Zuckerman and the level of anxiety by the test of Ch.D. Spielberger in the adaptation of Yu.L. Hanin. It has been established that a third of all medical students have a high level of thirst for new experiences, which means a person’s willingness to take risks and the justification of this readiness, the adequacy of the person’s attitude to dangerous, extreme situations. 30.1% of students showed a low level of intolerance to monotony, which is typical for people who are ready for monotonous work, but avoid changes in life. Almost half of the surveyed have a low level of a non-adaptive attitude to difficulties, which may be manifested by a desire to avoid hardships, to shift the responsibility to other people or to circumstances. The peculiarity of training in a medical school eliminates gender-related differences in the average indicators of extreme risk behavior levels. There haven’t been found any significant differences in the level of risk taking for junior and senior students. Most students had a low level of reactive anxiety and a high level of personal anxiety. Gender features of personal anxiety have been determined. It’s been established that the level of personal anxiety is significantly higher in junior students. The interrelations of weak force between high level of non-adaptive attitude to difficulties and low levels of reactive and personal anxiety have been determined.

Текст научной работы на тему «Уровень тревожности и склонности к риску у студентов медицинского вуза (гендерные аспекты)»

УДК 159.9.072.432 DOI 10.24411/2220-7880-2020-10087

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ)

Частоедова Е.В., Истомина М.С., ЗлоказоваМ.В.

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610998, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: [email protected]

В статье анализируются уровень склонности к риску и тревожности у студентов медицинского вуза. Целью исследования было выявление гендерных особенностей и взаимосвязей уровня тревожности и склонности к риску у студентов медицинского вуза. У 263 студентов-медиков оценили уровень склонности к риску по опроснику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цуккермана и уровень тревожности по тесту Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Установлено, что у трети студентов-медиков отмечается высокий уровень поиска новых ощущений, что означает готовность человека идти на риск и оправданность этой готовности, адекватность отношения человека к опасным, экстремальным ситуациям. У 30,1% студентов выявлен низкий уровень непереносимости однообразия, что характерно для лиц, готовых к монотонной работе, но избегающих перемен и изменений в жизни. Почти у половины обследованных неадаптивное стремление к трудностям соответствует низкому уровню, что может проявляться стремлением избегать трудностей, перекладывать ответственность на других людей или на обстоятельства. Специфика обучения в медицинском вузе нивелирует гендерные различия средних показателей уровня склонности к экстремально-рискованному поведению. Не найдено достоверных отличий по уровню склонности к риску у студентов младших и старших курсов. Большинство студентов имели низкий уровень реактивной тревожности и высокий уровень личностной тревожности. Определены гендерные особенности личностной тревожности. Установлено, что уровень личностной тревожности достоверно выше у студентов младших курсов. Обнаружены взаимосвязи слабой силы между высоким уровнем неадаптивного стремления к трудностям и низкими уровнями реактивной и личностной тревожности.

Ключевые слова: склонность к риску, реактивная и личностная тревожность.

THE LEVEL OF ANXIETY AND RISK APPETITE IN STUDENTS AT A MEDICAL UNIVERSITY (GENDER ASPECTS)

Chastoedova E.V., IstominaM.S., ZlokazovaM.V

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610998, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: [email protected] The article analyzes the level of risk taking and anxiety in medical students.

The aim of the study was to identify gender characteristics and the relationship of the level of anxiety and risk appetite among students of a medical university. 263 medical students evaluated the level of risk appetite according to the questionnaire "Self-assessment of the tendency to extreme risk behavior" by M. Zuckerman and the level of anxiety by the test of Ch.D. Spielberger in the adaptation of Yu.L. Hanin. It has been established that a third of all medical students have a high level of thirst for new experiences, which means a person's willingness to take risks and the justification of this readiness, the adequacy of the person's attitude to dangerous, extreme situations. 30.1% of students showed a low level of intolerance to monotony, which is typical for people who are ready for monotonous work, but avoid changes in life. Almost half of the surveyed have a low level of a non-adaptive attitude to difficulties, which may be manifested by a desire to avoid hardships, to shift the responsibility to other people or to circumstances. The peculiarity of training in a medical school eliminates gender-related differences in the average indicators of extreme risk behavior levels. There haven't been found any significant differences in the level of risk taking for junior and senior students. Most students had a low level of reactive anxiety and a high level of personal anxiety. Gender features of personal anxiety have been determined. It's been established that the level of personal anxiety is significantly higher in junior students. The interrelations of weak force between high level of non-adaptive attitude to difficulties and low levels of reactive and personal anxiety have been determined.

Keywords: risk appetite, reactive and personal anxiety. Введение

В отечественных и зарубежных исследованиях нет единого мнения, позволяющего констатировать, является ли склонность к риску естественной для человека или это патологическое состояние. Психоаналитики начала XX в. (вслед за З. Фрейдом) считали, что преодоление естественных страхов нельзя считать нормальным явлением, поэтому люди, любящие

рисковать, имеют патологию мозга [1]. В исследованиях А.В. Лакреевой и Л.В. Варухи [2] показано, что склонность к риску является фактором девиантного поведения подростков.

Американский профессор М. Цуккерман еще в 1960-е гг. предположил, что за склонностью к риску стоит личностная черта, которую он назвал жаждой острых ощущений [3]. Эта черта может проявляться

по-разному: как погоня за приключениями с физическим риском, и как жажда нового эмоционального опыта, потребность в сопряженных с риском увлекательных и сильных переживаниях, и как склонность не столько к физическим, сколько к социальным рискам, включая опасное для здоровья поведение (пьянство, незащищенный секс), и как следствие повышенной нетерпимости к скуке, однообразию и монотонности. М. Цуккерман выяснил, что любители острых ощущений предпочитают занятия, где необходимо общаться с другими людьми, есть возможность рискнуть, бросить вызов самому себе и окружающим.

Склонность к риску имеет возрастную динамику, достигая своего пика в юности - в 20 с небольшим лет - после чего постепенно снижается. Это связано с гормональными изменениями переходного возраста: гормональные сдвиги стимулируют к сближению с рисковыми сверстниками, а какое именно занятие они выберут - зависит от конкретных социальных условий [3].

Склонность к риску представляет собой довольно устойчивую, но вторичную характеристику индивида, так как обусловливается наличием у человека других личностных особенностей. Имеются исследования, доказывающие, что у подростков с высоким уровнем тревожности склонность к риску ниже, чем у подростков со средним и низким уровнем тревожности [4]. Социальные представления также зависят от уровня склонности к риску: высокий уровень склонности к риску имеет значимые связи с низкой ориентацией на социальные аксиомы (религиозность), низким стремлением к упорядоченности мира, отсутствием веры в персональный справедливый мир [5].

Имеются противоречивые данные о гендерных различиях уровня склонности к риску. По данным С.А. Ермолина, лиц с высоким уровнем склонности к риску среди мужчин больше, чем среди женщин, а лиц, имеющих низкую склонность к риску, значительно больше среди женщин. В исследовании М.А. Кленовой приводятся данные о том, что склонность к риску наблюдается у 27,5% девушек и 15,5% юношей [2].

Противоречивые мнения ученых об уровне склонности к риску среди различных категорий населения, отсутствие этих данных о студентах медицинских вузов с корреляцией с уровнем тревожности обусловили актуальность данного исследования.

Цель: выявление гендерных особенностей и взаимосвязей уровня тревожности и склонности к риску у студентов медицинского вуза.

Задачи: 1) определить уровень склонности к риску у студентов медицинского вуза, сравнить показатели у юношей и девушек, сопоставить данные в зависимости от курса обучения; 2) оценить уровни реактивной и личностной тревожности у студентов, выявить гендерные особенности; 3) сопоставить уровень склонности к риску с уровнями реактивной и личностной тревожности.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 263 студента (199 девушек - 75,7% и 64 юноши - 24,3%), среди них 56 студентов II курса (21,3%), 69 студентов III курса (26,2%), 65 студентов IV курса (24,7%) и 73 студента V курса (27,8%) Кировского государственного медицинского университета в возрасте от

18 до 22 лет (средний возраст 20,5±0,1 года). Исследование проводилось в середине учебного семестра.

Склонность к рискованному поведению оценивалась на основании опросника «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цуккермана (1964), который состоит из шкал: ПООР - поиск острых ощущений; НО - непереносимость однообразия; ПНВ - поиск новых впечатлений; НСТ - неадаптивное стремление к трудностям. По количеству набранных баллов по шкалам значения 3 балла и менее - низкие показатели, 4-6 баллов -средние, 7 баллов и больше - высокие. Суммарный балл по всем шкалам: 11 баллов и менее - низкий уровень, 12-23 - средний, 24 и более - высокий.

Реактивная и личностная тревожность определялась по тесту Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина (1976). Результаты уровня тревожности до 30 баллов расценивались как низкий уровень, 31-44 балла - умеренный, 45 и более - высокий.

Статистический анализ результатов проводился с помощью программы STATISTIСА 6. Проверка на нормальность распределения данных осуществлялась с использованием критерия Колмогорова - Смирнова. Результаты описательной статистики для данных, подчиняющихся закону нормального распределения или имеющих распределение, близкое к нормальному, представлялись в виде средней арифметической (М) и стандартной ошибки средней (±т). Для сравнения двух независимых выборок применяли параметрический критерий t (Стьюдента), изучение корреляционных взаимосвязей - с помощью коэффициента ранговой корреляции г (Спирме-на). Статистически значимыми считались результаты при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

По опроснику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цуккермана оказалось, что у 36,9% студентов (97 чел.) высокий уровень поиска острых ощущений, у 34,2% (90 чел.) - средний и у 28,9% (76 чел.) - низкий. Высокие результаты по шкале поиска острых ощущений указывают на уровень смелости человека, его готовность идти на риск и оправданность этой готовности, адекватность отношения человека к опасным, экстремальным ситуациям. Высокие значения по этой шкале позволяют выявить лиц, предрасположенных к чрезвычайным происшествиям, у таких людей выявляется стремление к саморазрушающему поведению, а также к агрессии и насилию.

Не могут переносить однообразия в повседневной жизни 6,8% (18 чел.) опрошенных, в то время как у большинства студентов - 63,1% (166 чел.) средний уровень непереносимости однообразия, низкий - у 30,1% (79 чел.). Высокий балл по данной шкале свидетельствует о непереносимости монотонной работы, наличии гипертимной акцентуации характера, что может проявляться девиантным поведением, агрессией или снижением волевого контроля эмоциональных реакций. Личности с низким уровнем непереносимости однообразия, как правило, аккуратные и последовательные в делах, консерваторы, способные выполнять однообразную, монотонную, кропотливую работу, все делают согласно традиционным взглядам и правилам. Любые перемены для таких людей снижают эффективность их деятельности.

У 9,1% студентов (24 чел.) был обнаружен высокий уровень по шкале «поиск новых впечатлений», у большинства студентов - 52,1% (137 чел.) - средний, 38,8% (102 чел.) - низкий. Высокие баллы свидетельствуют о том, что личность постоянно находится в поиске новых впечатлений, что не имеет взаимосвязи с девиантным поведением, но увеличивает склонность к экстремальности. Низкие значения по этой шкале указывают на ригидность, приверженность традиционным взглядам и правилам. Такие люди независимо от возраста консервативны, не любят нововведений, перемен.

Неадаптивное стремление к трудностям на высоком уровне отмечено у 9,1% студентов (24 чел.), у 41,1% (108 чел.) - средний уровень, у половины обследованных - 49,8% (131 чел.) - низкий. Высокий балл по этой шкале набирают люди, которые стремятся находить и преодолевать трудности - это

потенциальные инициаторы конфликтов в коллективах. Низкие значения неадаптивного стремления к трудностям выявляются, с одной стороны, у людей робких, сенситивных, с низкой нервно-психической устойчивостью и большой вероятностью «срывов», трудно адаптирующихся и не выдерживающих напряженных условий работы или учебы. С другой стороны, низкие значения могут иметь лица, в реальной жизни склонные уходить от ответственности, люди «ушлые, с хитрецой», при малейшей возможности старающиеся уклониться от выполнения должностных обязанностей (за ними требуется постоянный контроль со стороны руководства). В любом случае, что бы ни стояло за этим, обследуемые с низким баллом по шкале неадаптивного стремления к трудностям имеют тенденцию избегать трудностей, перекладывать ответственность на других людей или на обстоятельства (рис. 1).

Рис. 1. Частота уровней выраженности склонности к экстремально-рискованному поведению у студентов по опроснику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цуккермана: ПООР - поиск острых ощущений; НО - непереносимость однообразия; ПНВ - поиск новых впечатлений;

НСТ - неадаптивное стремление к трудностям, в %

При подсчете суммарного балла по данному опроснику мы определили, что у 14,1% (37 чел.) высокий уровень склонности к экстремально-ри-

скованному поведению, у большинства студентов -71,1% (187 чел.) - средний и у 14,8% (39 чел.) - низкий (рис. 2).

Рис. 2. Частота уровней выраженности склонности к экстремально-рискованному поведению у студентов по опроснику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цуккермана, в %о

При сравнении средних показателей уровня ных гендерных различий, что может быть связано с склонности к экстремально-рискованному поведе- наличием схожих черт характера у юношей и деву-нию по шкалам (табл. 1) не было выявлено достовер- шек, обучающихся в медицинском вузе.

Таблица 1

Средние показатели уровня склонности к экстремально-рискованному поведению у девушек и юношей по опроснику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению»

М. Цуккермана

Шкалы опросника Девушки, п=199 Юноши, п=64 Достоверность результатов (р)

ПООР 5,37±0,19 5,23±0,29 р=0,59

НО 4,25±0,11 4,11±0,18 р=0,86

ПНВ 4,13±0,13 4,16±0,24 р=0,64

НСТ 3,65±0,15 3,67±0,21 р=0,99

суммарный балл 17,40±0,42 17,17±0,59 р=0,68

Примечание: достоверность различий между группами оценивали по критерию Стьюдента.

Сопоставив средние показатели по шкалам опросника у студентов младших (II и III) и старших (IV и V) курсов, мы не выявили достоверных различий (табл. 2). Имеется тенденция к увеличению показателей по шкалам: «поиск острых ощущений» и «неадаптивное стремление к трудностям» у старшекурсников, что может быть связано с адаптацией

к учебной деятельности в медицинском вузе, упрощением программы на старших курсах, предсказуемостью учебной деятельности и сформированной «привычкой к обучению», что приводит к усилению стремления к разнообразию и поиску острых ощущений.

Таблица 2

Средние показатели уровня склонности к экстремально-рискованному поведению у студентов младших и старших курсов по опроснику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному

поведению» М. Цуккермана в баллах

Шкалы опросника Студенты младших курсов, п=125 Студенты старших курсов, п=138 Достоверность результатов (р)

ПООР 5,25±0,22 5,42±0,22 р=0,58

НО 4,29±0,14 4,14±0,13 р=0,46

ПНВ 4,16±0,16 4,11±0,16 р=0,82

НСТ 3,47±0,18 3,83±0,18 р=0,16

суммарный балл 17,17±0,47 17,50±0,50 р=0,63

Примечание: достоверность различий между группами оценивали по критерию Стьюдента.

Проведя оценку средних показателей по шкалам показателей по шкалам: «поиск острых ощущений», опросника по курсам, мы не выявили достоверных «поиск новых впечатлений» и «неадаптивное стрем-различий (рис. 3), отмечена тенденция к увеличению ление к трудностям».

Рис. 3. Средние показатели уровней выраженности склонности к экстремально-рискованному поведению по опроснику «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цуккермана по курсам в баллах

Оценка реактивной и личностной тревожности по тесту Спилбергера - Ханина показала, что лишь у 3,0% (8 чел.) высокий уровень реактивной тревожности, у 44,9% (118 чел.) - средний, практически у половины студентов - 52,1% (137 чел.) - низкий. Значение этого показателя можно объяснить тем, что в период исследования (середина семестра) у студентов не было значительных стрессовых ситуаций, связанных с учебой. Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. У большинства студентов - 73,4% (193 чел.) - был зарегистрирован высокий уровень личностной тревожности, у 25,8%

(68 чел.) - умеренный, и лишь у 0,8% (2 чел.) -низкий. Люди, связанные с медицинской деятельностью, особенно студенты, часто имеют более высокий уровень личностной тревожности, так как он присущ людям, занятым в интеллектуальной сфере или сфере, требующей постоянного напряжения и внимания.

При сопоставлении результатов у юношей и девушек мы выявили, что у девушек незначительно выше, чем у юношей, средний уровень реактивной тревожности (рис. 4), достоверно выше средний уровень личностной тревожности (р=0,034), что можно объяснить тендерными различиями характера юношей и девушек.

Рис. 4. Средние показатели уровней реактивной и личностной тревожности у девушек и юношей по тесту

Спилбергера - Ханина в баллах

При анализе средних показателей уровней личностной тревожности достоверно выше у сту-реактивной и личностной тревожности по курсам дентов младших курсов, что можно объяснить более (табл. 3) было выявлено, что уровень реактивной сложной программой обучения на младших курсах, тревожности незначительно выше у студентов млад- а также недостаточной адаптацией к учебной дея-ших курсов по сравнению со старшими. Уровень тельности.

Таблица 3

Средние показатели уровня реактивной и личностной тревожности у студентов младших и старших

курсов по шкале Спилбергера - Ханина в баллах

Шкалы опросника Студенты младших курсов, n=125 Студенты старших курсов, n=138 Достоверность результатов (р)

РТ 30,97±0,73 28,90±0,82 р=0,06

ЛТ 51,53±0,72* 48,20±0,76 р=0,001

Примечания: достоверность различий между группами оценивали по ^критерию Стьюдента;* - различия достоверны прир<0,05.

Был проведен корреляционный анализ взаимосвязи уровней тревожности со склонностью к рискованному поведению по каждой шкале. Очень слабая отрицательная связь (г = -0,12-0,15) была обнаружена между уровнем неадаптивного стремления к трудностям и уровнем реактивной и личностной тревожности.

Выводы

У значительной части студентов медицинского вуза отмечается высокий уровень поиска острых ощущений без достоверных гендерных различий,

при этом редко встречается высокий уровень непереносимости однообразия, поиска новых впечатлений и неадаптивного стремления к трудностям.

Для большинства студентов характерен повышенный уровень личностной тревожности (73,4%), тогда как реактивная тревожность - на низком уровне. У девушек достоверно выше, чем у юношей, уровень личностной тревожности.

Выявлена очень слабая отрицательная корреляционная связь между уровнем неадаптивного стремления к трудностям и уровнем реактивной и личностной тревожности.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Ильин Е.П. Психология риска. Серия: Мастера психологии. СПб, 2012. 267 с. [Il'in E.P. Psikhologiya riska. Seriya: Mastera psikhologii. St. Petersburg, 2012. 267 p. (In Russ.)]

2. Лакреева А.В., Варуха Л.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.24. С.141-146. URL.:e-koncept. ru/2016/56427.htm. (Дата обращения: 11.09.2008). [Lakreeva A.V., Varukha L.V. Sklonnost' k risku kak faktor deviantnogo povedeniya podrostkov. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept»

2016;24:141-146. Available at: URL:e-koncept. ru/2016/56427.htm. (accessed 11.09.2008)]

3. Zuckerman M. Are you a risk-taker? Psychology Today. 2000; 33: 52-57.

4. Гуляева Ю.Е. Эмпирическое исследование склонности к риску у подростков с разным уровнем тревожности // Наука и общество в современных условиях. 2015. № 1 (3). С. 40-42. [Gulyaeva Yu.E. Empiricheskoe issledovanie sklonnosti k risku u podrostkov s raznym urovnem trevozhnosti. Nauka i obshchestvo v sovremennykh usloviyakh. 2015;1(3):40-42. (In Russ.)]

5. Авдулова Т.П., Мотылева Л.А. Социальные представления подростков, склонных к риску // Социальная психология и общество. 2015. Т.6. № 2. С. 105-116. [Avdulova T.P., Motyleva L.A. Sotsial'nye predstavleniya podrostkov, sklonnykh k risku. Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo. 2015;6(2):105-116. (In Russ.)]

УДК 618.14-006.6:575.176 DOI 10.24411/2220-7880-2020-10088

АССОЦИАЦИЯ ПОЛИМОРФИЗМА RS13328928 ГЕНА HEY2 С РИСКОМ РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАЗИИ ЭНДОМЕТРИЯ

'Габидуллина Р.И., 'Нухбала Ф.Р., 2Смирнова Г.А.

ФГБОУ ВО Казанский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Казань, Россия (420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49), e-mail: [email protected]

ТАУЗ Городская клиническая больница № 7 г. Казани, г. Казань, Россия (420103, г. Казань, ул. Чуйкова, д. 54), e-mail: [email protected]

Цель: оценить частоту полиморфизма rs13328928 гена HEY2 и выявить его ассоциацию с риском возникновения гиперплазии эндометрия у женщин.

В исследование включены 180 жительниц Республики Татарстан. Основную группу составили 79 пациенток с гиперплазией эндометрия без атипии, контрольная группа включала 101 женщину без патологии эндометрия. Генотипирование образцов ДНК, выделенных из лейкоцитов цельной крови пациенток, по полиморфизму rs13328928 гена HEY2 было проведено методом полимеразной цепной реакции в реальном времени. Произведен х2-тест, также определены показатель отношения шансов, доверительный интервал.

Наличие аллеля С и генотипа С/С полиморфизма rs13328928 гена HEY2 являются факторами, повышающими риск развития гиперплазии эндометрия без атипии у женщин, проживающих на территории Республики Татарстан. Распространенность аллелей и генотипов полиморфизма rs13328928 гена HEY2 оказалась сопоставима с данными европейской выборки женщин.

У 180 жительниц Республики Татарстан, включенных в исследование, выявлены ассоциации полиморфизма rs13328928 гена HEY2 с риском развития гиперплазии эндометрия без атипии.

Ключевые слова: гиперплазия эндометрия без атипии, полиморфизм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ASSOCIATION OF HEY2 GENE RS13328928 POLYMORPHISM WITH THE RISK OF ENDOMETRIAL HYPERPLASIA DEVELOPMENT

'Gabidullina R.I., 'Nukhbala F.R., 2Smirnova G.A.

'Kazan State Medical University, Kazan, Russia (420012, Kazan, Butlerov St., 49), e-mail: [email protected] 2City Clinical Hospital No. 7, Kazan, Russia (420132, Kazan, Chuikov St., 54), e-mail: [email protected]

The article below presents the prevalence of rs13328928 polymorphism of HEY2 gene and reveals its association with the risk of endometrial hyperplasia development.

180 women, residents of the Republic of Tatarstan, took part in the research. The main group included 79 patients with endometrial hyperplasia without atypia; the control group included 101 women without endometrial pathology. Determination of rs13328928 polymorphism of HEY2 gene was carried out using realtime polymerase chain reaction technique. The x2 test was carried out and odds ratio was calculated. It has been established that presence of the C allele and the C/C genotype of the HEY2 gene rs13328928 polymorphism increased the risk of the development of endometrial hyperplasia without atypia in 180 women

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.