УДК 37
Романова А.А.
магистрант высшей школа педагогики, психологии и физической культуры Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация: в работе рассматривается проблема социокультурной компетенции школьников. Представлены результаты уровня сформированности социокультурной компетенции школьников среднего звена.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, уровни компетенции, компоненты компетенции.
Одним из главных результатов изучения иностранного языка, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, можно назвать сформированность коммуникативной иноязычной компетенции. В настоящее время в большинстве общеобразовательных учреждениях на уроках иностранного языка делается уклон на формирование теоретических знаний в области грамматики, фонетики и лексики, что не позволяет полноценно сформировать коммуникативную компетенцию, в которую входит социокультурная компетенция.
Помимо лингвистических знаний и языковой практики, учащиеся должны обладать социокультурными, страноведческими и культурологическими знаниями о стране изучаемого языка, а также знаниями использовании языковых средств и правил вербального и невербального поведения. Отсутствие перечисленных знаний у обучающихся, свидетельствует
о несформированности приоритетного компонента коммуникативной компетенции, в которую, помимо прочего, входит социокультурная компетенция по мнению многих авторов: О. А. Максимчик, Ю. М. Орехова, З. И. Коннова и др.
Изучаемый феномен является достаточно новым для педагогических исследований. Социокультурную компетенцию, как отдельное явление, ряд ученых определяют как знания контекст изучаемого языка и опыт использования этих знаний в коммуникации (Бим И. Л., Корнева М. Р., Мельникова, Ж. С., Сысоев П. В., и др.).
Многие исследователи делят социокультурную компетенцию на различные компоненты: культурологические знания, опыт коммуникации, личностное отношение к культуре, владение способами использования языка (Орехова Ю. М., Сафонова В. В., Чейц А., Языкова Н. В. и др.).
Цель нашего исследования является диагностика сформированности социокультурной компетенции школьников.
Первичная диагностика проводилась 12-16 февраля 2024 года. Для выявления и оценки уровня первоначальной сформированности социокультурной компетенции школьников был проведен метод тестирования, включающий в себя два теста. В тесте для выявления уровня знаний о культуре страны представлено 10 вопросов, которые разбиты на 5 групп: культура и история, литература и искусство, музыка и развлечения, традиции и обычаи, современная Великобритания. На каждую группу отводится 2 вопроса. Правильный ответ на вопрос приравнивается к 1 баллу. Максимальное количество баллов - 10. Второй тест был направлен на выявление первоначального уровня сформированности языковых навыков, который включал в себя 10 тестовых заданий, проверяющих грамматику, лексику, фонетику и синтаксис. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Максимальное количество баллов - 10. Проводилась диагностика всей группы. Все ответы фиксировались и анализировались в таблице, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностики сформированности знаний о культуре Великобритании и языковых навыков (констатирующий этап).
№ Участник Критерии оценки Итог Уровен Уровень
эксперимен знаний о культуре о ь сформированно
та знаний сти языковых
Культура и Литература и Музыка и Традиции и Современная о культу ре навыков
1 Арсений Е. 1 0 1 1 0 3 Низкий Средний
2 Таисия Ч. 0 0 1 1 0 2 Низкий Низкий
3 Вероника П. 1 1 1 0 0 3 Низкий Средний
4 Арина А. 1 0 1 1 0 3 Низкий Средний
5 Алина Р. 1 0 1 1 0 3 Низкий Средний
6 Артём П. 1 0 1 1 0 3 Низкий Низкий
7 Александра Ш. 1 1 1 1 0 4 Низкий Средний
8 Кирилл Б. 0 0 1 0 0 1 Низкий Низкий
9 Ксения Ю. 0 1 1 1 0 3 Низкий Низкий
Результаты по каждому вопросу теста оцениваются в баллах. Сумма баллов соответствует уровню сформированности знаний о культуре Великобритании:
— Низкий уровень (0-5 баллов) - школьник владеет недостаточно полными знаниями о культуре, истории, литературе, музыке и традициях Великобритании,
— Средний уровень (6-8 баллов) - школьник частично владеет страноведческой информацией, имеет ограниченный запас социокультурных знаний о британской культуре,
— Высокий уровень (9-10 баллов) - школьник имеет достаточно полный запас страноведческих знаний из различных областей и полное представление об особенностях жизни в британской среде.
Для выявления уровня сформированности социолингвистических и коммуникативных навыков была проведена ролевая игра, в ходе которой оценивались следующие критерии:
— Адаптация к различным общественным группам и диалектам,
— Навыки вступления во взаимодействия,
— Знание техник и приёмов общения.
Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, -30. Результаты данной диагностики оценивались по вышеуказанным критериям. Сумма баллов соответствует уровню сформированности социолингвистических и коммуникативных навыков:
— Низкий уровень (0-16 баллов) - полное отсутствие адаптации и понимания, как реагировать на диалекты различных групп, отсутствие умения вступать и развивать диалог, отсутствие умений корректно воспринимать и применять техники общения,
— Средний уровень (17-23 балла) - ограниченная способность к адаптации и пониманию, как реагировать на диалекты различных групп, ограниченная способность вступления и развития диалога, ограниченная способность корректно воспринимать и применять техники общения,
— Высокий уровень (24-30 баллов) - школьник умеет адаптироваться к различным группам и диалектам, умеет начинать и продолжать диалог, а также владеет различными техниками и приёмами общения.
Результаты проведения данной диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностики сформированности социолингвистических и коммуникативных навыков (констатирующий этап).
№ Участник эксперимента Критерии оценки Итого Уровень сформированности навыков
Адаптация к различным Г Навыки вступления во взаимодействия Знание техник и приёмов общения
1 Арсений Е. 5 3 4 12 Низкий
2 Таисия Ч. 4 3 3 10 Низкий
3 Вероника П. 5 4 4 13 Низкий
4 Арина А. 4 4 4 12 Низкий
5 Алина Р. 4 5 6 15 Низкий
6 Артём П. 3 3 3 9 Низкий
7 Александра Ш. 5 5 6 16 Низкий
8 Кирилл Б. 3 3 2 8 Низкий
9 Ксения Ю. 4 4 4 12 Низкий
На момент начала экспериментальной работы по формированию социокультурной компетенции в условиях языкового онлайн-лагеря диагностика показала следующие результаты по каждому критерию: 100% учащихся, 9 человек, показали низкий уровень знаний о культуре Великобритании. Это значит, что все учащиеся имеют низкий уровень знаний об истории, традициях, обычаях, музыке, литературе, искусстве и современной жизни Великобритании. 56% учащихся, 5 человек, показали средний уровень сформированности языковых навыков, и 44% учащихся, 4 человека, показали низкий уровень сформированности данного навыка. Это говорит о том, что в среднем данная группа умеет применять грамматику, лексику, фонетику и синтаксис при межкультурном взаимодействии. Дети экспериментальной группы не умеют
взаимодействовать с представителями разного культурного фона, адаптироваться к различным контекстам, реагировать на разнообразие речевых особенностей, устанавливать контакт и поддерживать диалог с представителями разных культур, а также низкий уровень сформированности умения управлять речевым тоном, интонацией и вокабулярием.
Общие результаты первичной диагностики представлены в таблице 3.
Таблица 3. Общие результаты диагностики (констатирующий этап).
Уровни сформированности компонентов социокультурной компетенции Диагностики
№1 №2 №3
Количество человек
Низкий 9 4 9
Средний 0 5 0
Высокий 0 0 0
Таким образом, благодаря анализу выше приведенных результатов тестирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать вывод: у всех учащихся экспериментальной группы на низком уровне сформированы знания о культуре Великобритании и социолингвистические и коммуникативные навыки, а также одна половина экспериментальной группы обладает низким уровнем сформированности языковых навыков, другая средним. При разработке программы будут учтены результаты диагностики, а именно сделан уклон на формирование компонентов социокультурной компетенции, которые находятся на низком уровне у большинства школьников, а также будем способствовать поддержанию и развитию языковых навыков тех детей, которые обладают средним уровнем данного компонента социокультурной компетенции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонова А.Ю. Нетрадиционные формы организации обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Вестник магистратуры. 2013. №4 (19). - Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-organizatsii-obucheniya-тов^аппоти-уагуки (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;
2. Бабина, А.О. Детский языковой лагерь [Электронный ресурс]/ А.О. Бабина, Е.В. Малышкина // Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях, Сургут, 22 апреля 2017 года. Том Часть 7. - Сургут: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2017. - С. 10-12. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29288070 (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;
3. 3 Болдырева Е.М. Формирование у школьников межкультурной компетенции в рамках летней оздоровительной программы [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2019. №6. - Электрон. дан. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-shkolnikov-mezhkulturnoy-kompetentsii-v-ramkah-letney-ozdorovitelnoy-programmy (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;
4. Борисова, М.М. Из опыта онлайн-лагеря-2020: вызовы, структура, содержание, недостатки [Электронный ресурс] / М. М. Борисова, Н.П. Павлова // Hominum. - 2021. - № 2. - С. 14-29. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46376553 (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;
5. Вифлеемский А.Б. От дистанционного обучения к виртуальному летнему отдыху? [Электронный ресурс] // Народное образование. 2020. №2 (1479). -Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7ot-
distantsionnogo-obucheniya-k-virtualnomu-letnemu-otdyhu (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;
6. 6 Галимзянова И.И. Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения иностранных языков [Электронный ресурс] // Записки Горного института. 2008. №. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vneauditornaya-rabota-kak-faktor-povysheniya-motivatsii-izucheniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана
Romanova A.A.
Northern Federal University (Arkhangelsk, Russia)
LEVEL OF FORMATION OF SCHOOLCHILDREN'S SOCIOCULTURAL COMPETENCE: CONFIDENTIAL STAGE OF EXPERIMENTAL WORK
Abstract: the work examines the problem of sociocultural competence of schoolchildren. The results of the level of formation of sociocultural competence of middle school students are presented.
Keywords: sociocultural competence, levels of competence, components of competence.