Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
социокультурная компетенция / уровни компетенции / компоненты компетенции / sociocultural competence / levels of competence / components of competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова А.А.

В работе рассматривается проблема социокультурной компетенции школьников. Представлены результаты уровня сформированности социокультурной компетенции школьников среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF FORMATION OF SCHOOLCHILDREN'S SOCIOCULTURAL COMPETENCE: CONFIDENTIAL STAGE OF EXPERIMENTALWORK

The work examines the problem of sociocultural competence of schoolchildren. The results of the level of formation of sociocultural competence of middle school students are presented.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

УДК 37

Романова А.А.

магистрант высшей школа педагогики, психологии и физической культуры Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация: в работе рассматривается проблема социокультурной компетенции школьников. Представлены результаты уровня сформированности социокультурной компетенции школьников среднего звена.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, уровни компетенции, компоненты компетенции.

Одним из главных результатов изучения иностранного языка, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, можно назвать сформированность коммуникативной иноязычной компетенции. В настоящее время в большинстве общеобразовательных учреждениях на уроках иностранного языка делается уклон на формирование теоретических знаний в области грамматики, фонетики и лексики, что не позволяет полноценно сформировать коммуникативную компетенцию, в которую входит социокультурная компетенция.

Помимо лингвистических знаний и языковой практики, учащиеся должны обладать социокультурными, страноведческими и культурологическими знаниями о стране изучаемого языка, а также знаниями использовании языковых средств и правил вербального и невербального поведения. Отсутствие перечисленных знаний у обучающихся, свидетельствует

о несформированности приоритетного компонента коммуникативной компетенции, в которую, помимо прочего, входит социокультурная компетенция по мнению многих авторов: О. А. Максимчик, Ю. М. Орехова, З. И. Коннова и др.

Изучаемый феномен является достаточно новым для педагогических исследований. Социокультурную компетенцию, как отдельное явление, ряд ученых определяют как знания контекст изучаемого языка и опыт использования этих знаний в коммуникации (Бим И. Л., Корнева М. Р., Мельникова, Ж. С., Сысоев П. В., и др.).

Многие исследователи делят социокультурную компетенцию на различные компоненты: культурологические знания, опыт коммуникации, личностное отношение к культуре, владение способами использования языка (Орехова Ю. М., Сафонова В. В., Чейц А., Языкова Н. В. и др.).

Цель нашего исследования является диагностика сформированности социокультурной компетенции школьников.

Первичная диагностика проводилась 12-16 февраля 2024 года. Для выявления и оценки уровня первоначальной сформированности социокультурной компетенции школьников был проведен метод тестирования, включающий в себя два теста. В тесте для выявления уровня знаний о культуре страны представлено 10 вопросов, которые разбиты на 5 групп: культура и история, литература и искусство, музыка и развлечения, традиции и обычаи, современная Великобритания. На каждую группу отводится 2 вопроса. Правильный ответ на вопрос приравнивается к 1 баллу. Максимальное количество баллов - 10. Второй тест был направлен на выявление первоначального уровня сформированности языковых навыков, который включал в себя 10 тестовых заданий, проверяющих грамматику, лексику, фонетику и синтаксис. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Максимальное количество баллов - 10. Проводилась диагностика всей группы. Все ответы фиксировались и анализировались в таблице, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики сформированности знаний о культуре Великобритании и языковых навыков (констатирующий этап).

№ Участник Критерии оценки Итог Уровен Уровень

эксперимен знаний о культуре о ь сформированно

та знаний сти языковых

Культура и Литература и Музыка и Традиции и Современная о культу ре навыков

1 Арсений Е. 1 0 1 1 0 3 Низкий Средний

2 Таисия Ч. 0 0 1 1 0 2 Низкий Низкий

3 Вероника П. 1 1 1 0 0 3 Низкий Средний

4 Арина А. 1 0 1 1 0 3 Низкий Средний

5 Алина Р. 1 0 1 1 0 3 Низкий Средний

6 Артём П. 1 0 1 1 0 3 Низкий Низкий

7 Александра Ш. 1 1 1 1 0 4 Низкий Средний

8 Кирилл Б. 0 0 1 0 0 1 Низкий Низкий

9 Ксения Ю. 0 1 1 1 0 3 Низкий Низкий

Результаты по каждому вопросу теста оцениваются в баллах. Сумма баллов соответствует уровню сформированности знаний о культуре Великобритании:

— Низкий уровень (0-5 баллов) - школьник владеет недостаточно полными знаниями о культуре, истории, литературе, музыке и традициях Великобритании,

— Средний уровень (6-8 баллов) - школьник частично владеет страноведческой информацией, имеет ограниченный запас социокультурных знаний о британской культуре,

— Высокий уровень (9-10 баллов) - школьник имеет достаточно полный запас страноведческих знаний из различных областей и полное представление об особенностях жизни в британской среде.

Для выявления уровня сформированности социолингвистических и коммуникативных навыков была проведена ролевая игра, в ходе которой оценивались следующие критерии:

— Адаптация к различным общественным группам и диалектам,

— Навыки вступления во взаимодействия,

— Знание техник и приёмов общения.

Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, -30. Результаты данной диагностики оценивались по вышеуказанным критериям. Сумма баллов соответствует уровню сформированности социолингвистических и коммуникативных навыков:

— Низкий уровень (0-16 баллов) - полное отсутствие адаптации и понимания, как реагировать на диалекты различных групп, отсутствие умения вступать и развивать диалог, отсутствие умений корректно воспринимать и применять техники общения,

— Средний уровень (17-23 балла) - ограниченная способность к адаптации и пониманию, как реагировать на диалекты различных групп, ограниченная способность вступления и развития диалога, ограниченная способность корректно воспринимать и применять техники общения,

— Высокий уровень (24-30 баллов) - школьник умеет адаптироваться к различным группам и диалектам, умеет начинать и продолжать диалог, а также владеет различными техниками и приёмами общения.

Результаты проведения данной диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты диагностики сформированности социолингвистических и коммуникативных навыков (констатирующий этап).

№ Участник эксперимента Критерии оценки Итого Уровень сформированности навыков

Адаптация к различным Г Навыки вступления во взаимодействия Знание техник и приёмов общения

1 Арсений Е. 5 3 4 12 Низкий

2 Таисия Ч. 4 3 3 10 Низкий

3 Вероника П. 5 4 4 13 Низкий

4 Арина А. 4 4 4 12 Низкий

5 Алина Р. 4 5 6 15 Низкий

6 Артём П. 3 3 3 9 Низкий

7 Александра Ш. 5 5 6 16 Низкий

8 Кирилл Б. 3 3 2 8 Низкий

9 Ксения Ю. 4 4 4 12 Низкий

На момент начала экспериментальной работы по формированию социокультурной компетенции в условиях языкового онлайн-лагеря диагностика показала следующие результаты по каждому критерию: 100% учащихся, 9 человек, показали низкий уровень знаний о культуре Великобритании. Это значит, что все учащиеся имеют низкий уровень знаний об истории, традициях, обычаях, музыке, литературе, искусстве и современной жизни Великобритании. 56% учащихся, 5 человек, показали средний уровень сформированности языковых навыков, и 44% учащихся, 4 человека, показали низкий уровень сформированности данного навыка. Это говорит о том, что в среднем данная группа умеет применять грамматику, лексику, фонетику и синтаксис при межкультурном взаимодействии. Дети экспериментальной группы не умеют

взаимодействовать с представителями разного культурного фона, адаптироваться к различным контекстам, реагировать на разнообразие речевых особенностей, устанавливать контакт и поддерживать диалог с представителями разных культур, а также низкий уровень сформированности умения управлять речевым тоном, интонацией и вокабулярием.

Общие результаты первичной диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3. Общие результаты диагностики (констатирующий этап).

Уровни сформированности компонентов социокультурной компетенции Диагностики

№1 №2 №3

Количество человек

Низкий 9 4 9

Средний 0 5 0

Высокий 0 0 0

Таким образом, благодаря анализу выше приведенных результатов тестирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать вывод: у всех учащихся экспериментальной группы на низком уровне сформированы знания о культуре Великобритании и социолингвистические и коммуникативные навыки, а также одна половина экспериментальной группы обладает низким уровнем сформированности языковых навыков, другая средним. При разработке программы будут учтены результаты диагностики, а именно сделан уклон на формирование компонентов социокультурной компетенции, которые находятся на низком уровне у большинства школьников, а также будем способствовать поддержанию и развитию языковых навыков тех детей, которые обладают средним уровнем данного компонента социокультурной компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонова А.Ю. Нетрадиционные формы организации обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Вестник магистратуры. 2013. №4 (19). - Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-organizatsii-obucheniya-тов^аппоти-уагуки (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;

2. Бабина, А.О. Детский языковой лагерь [Электронный ресурс]/ А.О. Бабина, Е.В. Малышкина // Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях, Сургут, 22 апреля 2017 года. Том Часть 7. - Сургут: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2017. - С. 10-12. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29288070 (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;

3. 3 Болдырева Е.М. Формирование у школьников межкультурной компетенции в рамках летней оздоровительной программы [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2019. №6. - Электрон. дан. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-shkolnikov-mezhkulturnoy-kompetentsii-v-ramkah-letney-ozdorovitelnoy-programmy (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;

4. Борисова, М.М. Из опыта онлайн-лагеря-2020: вызовы, структура, содержание, недостатки [Электронный ресурс] / М. М. Борисова, Н.П. Павлова // Hominum. - 2021. - № 2. - С. 14-29. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46376553 (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;

5. Вифлеемский А.Б. От дистанционного обучения к виртуальному летнему отдыху? [Электронный ресурс] // Народное образование. 2020. №2 (1479). -Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7ot-

distantsionnogo-obucheniya-k-virtualnomu-letnemu-otdyhu (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана;

6. 6 Галимзянова И.И. Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения иностранных языков [Электронный ресурс] // Записки Горного института. 2008. №. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vneauditornaya-rabota-kak-faktor-povysheniya-motivatsii-izucheniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана

Romanova A.A.

Northern Federal University (Arkhangelsk, Russia)

LEVEL OF FORMATION OF SCHOOLCHILDREN'S SOCIOCULTURAL COMPETENCE: CONFIDENTIAL STAGE OF EXPERIMENTAL WORK

Abstract: the work examines the problem of sociocultural competence of schoolchildren. The results of the level of formation of sociocultural competence of middle school students are presented.

Keywords: sociocultural competence, levels of competence, components of competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.