Социальные исследования 1 (2018) 32-45
Журнал "Социальные исследования"
Уровень счастья провинциального студенчества
Людмила Петровна Федоренко
a *
а - кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, обществознания и педагогических технологий, Кубанский государственный университет (ФГБОУ ВПО «КубГУ»), филиал в городе Славянске-на-Кубани
О СТАТЬЕ
АННОТАЦИЯ
Прохождение статьи: Поступила: 25.06.2018 Принята: 30.06.2018 Опубликована онлайн: 01.07..2018_
Ключевые слова: счастье; индекс счастья; религиозность; студенты
В статье представлено исследование уровня счастья провинциального студенчества. Эмпирической базой исследования стали результаты опроса студентов филиала Кубанского государственного университета (ФГБОУ ВПО «КубГУ») в городе Славянске-на-Кубани в мае 2017 года. Для измерения уровня счастья использованы методики ФОМ и ВЦИОМ. В ходе исследования проверена гипотеза о том, что существует статистическая связь между уровнем счастья студентов и уровнем их религиозности. Гипотеза подтвердилась: среди религиозных студентов счастливых оказалось больше, чем среди нерелигиозных.
1. Введение
Счастье, как желанное состояние общества, является постоянным объектом внимания ученых. Обращаясь к категории «счастье», исследователи спорят и о точном значении этого термина, и о методах измерения счастья, и о его детерминантах. Например, Полина Козырева с соавторами истолковывает счастье как чувственно-эмоциональную оценку человеком собственного жизненного пути
* E-mail: [email protected]; тел. 8-903 -456-4-275
© 2018 Автор ISSN 2500-0020
Journal of Social Research
[Козырева и др., 2015: 122]. Оксана Лазарева истолковывает счастье как эмоцию, кратковременное чувство [Лазарева, 2013].
Показатель счастья измеряется как одним прямым вопросом, так и некоторой совокупностью индикаторов (индексом). Например, «Оксфордский опросник счастья» (компактная шкала для измерения психологического благополучия) содержит 29 индикаторов, которые измеряют уровень общего личного счастья [ИШб, Дгду!е, 2002].
Различные подходы к пониманию и измерению счастья изложены, например, в статье [Шматов, Морев, 2015]. «Каждый год, - указывал Геннадий Батыгин, - в мире проводятся тысячи опросов, содержащих оценочные переменные. Доктор Руут Винхофен - организатор базы данных - выпускает справочник, включающий сведения об авторах, специализирующихся на проблемах счастья и оценочных исследованиях, библиографический указатель, тысячестраничный каталог параметров счастья и каталог распределений данных о счастье в национальном разрезе» [Батыгин, 1995; 275].
Люди вкладывают различный смысл в слово «счастье», но даже при одинаковом понимании смысла, «эмпирическое содержание» его может существенно различаться в восприятии отдельных людей. Счастье кажется расплывчатым и многозначным понятием, вероятно, вследствие всяческих его истолкований. Фархад Ильясов, обобщая существующие точки зрения, выделил следующие понимания: «Счастье: 1. Эмоциональное состояние - максимально интенсивное, «предельное» переживание чувства радости. 2. Оценка субъектом степени своей адаптированности к существующей жизненной ситуации, определяется как максимально высокая удовлетворенность жизнью. 3. Оценка субъектом степени соответствия своей жизненной ситуации своим же представлениям о счастье. 4. Максимальное соответствие социальной норме, социальным нормативам благополучия, сложившимся в определенном сообществе, достижение которых характеризуется как счастье. 5. Оценка высокого уровня, качества жизни, количества имеющихся благ, ресурсов. 6. Высокая степень удачливости, везения» [Ильясов, 2016].
Недостаточная изученность различных аспектов проблемы объясняет наш интерес к уровню счастья провинциального студенчества. Современное студенчество не локализовано в столице и крупных региональных центрах, а рассредоточено в населенных пунктах различного типа. Сегодня частные вузы и
филиалы государственных вузов можно встретить в городах, являющихся отдаленными районными центрами, и, даже, в сельской местности. Такая ситуация сложилась в результате расширения системы высшего профессионального образования в России [Костюченко, 2017]. Сегмент студенчества, получающего образование вдали от мегаполисов, имея общие для всех студентов признаки, безусловно, обладает и своими особенностями [Анисимова, 2013]. Нас заинтересовало, как провинциальное студенчество оценивает уровень своего личного счастья и счастье окружающих, существует ли статистическая связь между самоощущением счастья студентов и их религиозностью.
В качестве представителей этой социальной группы исследованы студенты филиала Кубанского государственного университета в одном из районных центров Краснодарского края.
Представляем результаты исследования уровня счастья студентов филиала Кубанского государственного университета (ФГБОУ ВПО «КубГУ») в городе Славянске-на-Кубани, проведенного в мае 2017 года.
Поскольку мы пытались выявить связь между уровнем счастья и религиозностью, то следует отметить, что религиозность также является многозначным понятием, имеющим разные истолкования. В нашем исследовании слово «религиозность» использовалось в самом общем «среднестатистическом» смысле, какой бытует в массовом сознании.
Исследование проводилось с целью апробации методик и сравнения полученных результатов с выводами ранее проведенных исследований в части связи счастья с религиозностью и благотворительностью.
2. Методы сбора информации, выборка
В научной среде существует мнение о том, что счастье сложно рассматривать как долговременное чувство, но это зависит от истолкования данного понятия. Среди многочисленных объяснений понятия «счастье», в рамках нашего исследования, мы ориентировались на понимание счастья как «оценки субъектом степени соответствия своей жизненной ситуации своим же представлениям о счастье». Для нас важно, что в такой интерпретации, счастье выступает не как сиюминутная эмоция, а как некое фоновое субъективное восприятие жизни.
Для измерения личного счастья нами использовались методики ВЦИОМ и
ФОМ.
ВЦИОМ для измерения уровня счастья использовал следующий вопрос: «В жизни бывает всякое, и хорошее и плохое. Но если говорить в целом, Вы счастливы или нет?
- определенно да
- скорее да
- скорее нет
- определенно нет
- затрудняюсь ответить».
Этот вопрос применялся в нашем исследовании. Используемая формулировка шапки вопроса «...если говорить в целом, Вы счастливы или нет?», на наш взгляд, измеряет не сиюминутное состояние респондента, а его субъективное восприятие жизни в целом.
Восприятие уровня счастья, присущего окружающим (методика ВЦИОМ), измерялось следующим вопросом:
«Как Вам кажется, среди Ваших знакомых и близких больше счастливых людей или несчастливых?
- скорее, больше счастливых
- примерно одинаково и счастливых и несчастливых
- скорее, больше несчастливых
- затрудняюсь ответить»1.
В отличие от мониторинга ВЦИОМ, вариант «затрудняюсь ответить» нашим респондентам не предлагался.
Для выявления личного уровня счастья и уровня счастья окружающих, респондентам было предложено ответить на вопросы, схожие с теми, что использовались ФОМ:
- «Оцените уровень личного счастья по шкале от 1 до 10 баллов»;
- «Оцените уровень счастья окружающих по шкале от 1 до 10 баллов». Далее, для различения конструкций вопросов, эти формулировки будут
условно называться «методика ФОМ».
1 Счастье в России: мониторинг. Пресс-выпуск №3431. 01 Августа 2017. [Электронный ресурс] https://wciom.гu/index.php?id=236&uid = 116335 (дата обращения: 22.06.2018)
Уровень счастья, измеренный по 10-ти балльной шкале, группировался и оценивался следующим образом:
• «высокий» - для респондентов, оценивших его в 9 и 10 баллов;
• «средний» - для оценок 5 и 6 баллов;
• «низкий» - для оценок 1 и 2 балла.
Использование вопросов об уровне счастья в различных формулировках позволило осуществить контроль искренности респондентов. Так, были отбракованы бланки ответов, в которых респонденты одновременно указывали высокий уровень счастья в вопросе от ФОМ и отмечали вариант «определенно нет» в вопросе от ВЦИОМ.
Ранее исследование ФОМ выявило связь между уровнем счастья и участием в благотворительности2. Нас заинтересовал этот факт, поскольку помощь другим людям является не только моральным, но и религиозным предписанием.
Для измерения благотворительности студентов использовался вопрос в формулировке ФОМ:
«Если не говорить о семье и ближайших родственниках, за последний год Вам приходилось или не приходилось оказывать помощь, поддержку кому-либо, совершать поступки на благо других людей, заниматься благотворительностью?
- приходилось;
- не приходилось»3
Для оценки религиозности респондентам было предложено ответить на открытый вопрос: «Оцените уровень своей религиозности по шкале от 1 до 10 баллов».
Опрос проводился в конце мая 2017 года в учебных аудиториях филиала Кубанского государственного университета (ФГБОУ ВПО «КубГУ») в городе Славянске-на-Кубани. Использовался сплошной опрос отдельных студенческих групп на каждом факультете филиала. В опросе приняли участие 166 человек. Из числа опрошенных была сформирована выборка в количестве 100 человек, воспроизводящая структуру студентов филиала, обучающихся на дневном отделении, в количестве 1057 человек, по признаку «факультет».
Счастливые люди чаще занимаются благотворительностью. ФОМ. 23 Января 2018. [Электронный ресурс] http://fom.ru/TSennosti/13926 (дата обращения: 22.06.2018)
3
Счастливые люди..., 2018.
3. Уровень личного счастья
Распределение ответов респондентов показало, что в студенческой среде преобладают люди, оценивающие себя как счастливые.
Для исчисления среднеарифметической величины уровня счастья, «индекса счастья», альтернативам были присвоены баллы, (см. табл. 1). Присвоение баллов, при переводе их в проценты, позволяет получить абсолютные величины индексов и сравнивать величины, полученные по разным методикам. Подобная процедура, проводимая без эмпирического обоснования, не совсем корректна и может обладать погрешностью, однако позволяет получать некоторой мере сопоставимые данные, полученные по разным методикам.
Табл. 1. Распределение ответов на вопрос (методика ВЦИОМ): «В жизни бывает всякое, и хорошее и плохое. Но если говорить в целом, Вы счастливы или нет?»,
% от числа ответивших
Альтернативы ответов % Баллы
определенно да 42 4
скорее да 54 3
скорее нет 3 2
определенно нет 1 1
Средневзвешенная оценка счастья, данная респондентами по 4-х балльной шкале, составила 3,37 балла. Если ее перевести в проценты, то индекс личного счастья опрошенных составит около 84%. Это можно истолковать в том смысле, что средний опрошенный студент счастлив примерно на 84%.
Оценка респондентами уровня личного счастья по 10-балльной шкале позволила разделить их на группы с разным уровнем счастья и дополнительно убедиться, что в студенческой среде преобладает уровень счастья выше среднего (см. табл. 2).
Табл. 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Оцените уровень личного счастья по шкале от 1 до 10 баллов» (методика ФОМ), % от числа ответивших
Уровень личного счастья % Баллы
Низкий (1-2 балла) 0 1
Между низким и средним (3-4 балла) 2 2
Средний (5-6 баллов) 19 3
Между средним и высоким (7-8 баллов) 42 4
Высокий (9-10 баллов) 37 5
Средний уровень личного счастья опрошенных студентов, индекс личного счастья, по вопросу в формулировке ФОМ, составил 83%.
Различия в величине индекса личного счастья между вопросами ВЦИОМ (84%) и ФОМ (83%), являются несущественными.
4. Уровень счастья окружающих
В восприятии счастья окружающих студенты настроены довольно оптимистично: 52% наблюдают примерно одинаковое количество и счастливых и несчастливых, а 41% считают, что скорее, больше счастливых (см. табл.3).
Табл. 3. Распределение ответов на вопрос (методика ВЦИОМ): «Как Вам кажется, среди Ваших знакомых и близких больше счастливых людей или несчастливых?»,
% от числа ответивших
Альтернативы ответов % Баллы
скорее, больше счастливых 41 3
примерно одинаково и счастливых и несчастливых 52 2
скорее, больше несчастливых 7 1
Индекс восприятия доли счастливых окружающих по методике ВЦИОМ составил 76%. Это можно истолковать в том смысле, что, по мнению опрошенных, доля счастливых людей составляет примерно 76%.
Уровень счастья окружающих оценивается большинством респондентов (методика ФОМ) выше среднего (см. табл.4).
Табл. 4. Распределение ответов студентов на вопрос: «Оцените уровень счастья окружающих по шкале от 1 до 10 баллов» (методика ФОМ), % от числа ответивших
Уровень счастья окружающих % Баллы
Низкий (1-2 балла) 3 1
Между низким и средним (3-4 балла) 8 2
Средний (5-6 баллов) 30 3
Между средним и высоким (7-8 баллов) 46 4
Высокий (9-10 баллов) 13 5
Уровень счастья окружающих, индекс счастливости окружающих, по методике ФОМ, составил 71,6%.
В то же время, уровень своего личного счастья по методике ФОМ опрошенные оценили в 83%. Таким образом, можно сказать, что респонденты себя считают на 11,4% счастливее окружающих.
5. Благотворительность и религиозность
Вопрос о благотворительности показал, что большинство студентов - 81%, помогают другим людям
Вопрос о религиозности выявил преобладание в студенческой среде сравнительно высокого уровня религиозности (см. табл. 5). Подчеркнем, что в исследовании выявлялась субъективная оценка религиозности, а не действительное ее состояние. Есть основания полагать, что эта оценка несколько завышена, поскольку наблюдения показывают, что студенты, например, практически не посещают православный храм на территории вуза.
Табл. 5. Распределение ответов студентов на вопрос: «Оцените уровень своей религиозности по шкале от 1 до 10 баллов», % от числа ответивших
Уровень религиозности % Баллы
Низкий (1-2 балла) 19 1
Между низким и средним (3-4 балла) 17 2
Средний (5-6 баллов) 22 3
Между средним и высоким (7-8 баллов) 21 4
Высокий (9-10 баллов) 21 5
Индекс религиозности, средний уровень религиозности опрошенных, составил 61,6%. При этом уровень личного счастья, индекс счастливости, по выборке составил 83%. Это говорит о возможной статистической связи между счастьем и религиозностью.
В группе с высоким уровнем счастья, доля респондентов с уровнями религиозности выше среднего, больше, чем в группах более низкого уровня счастья (см. табл.6).
Табл. 6. Соотношение уровня религиозности и личного счастья (методика ФОМ),
% от числа опрошенных
Уровень религиозности по шкале от 1 до 10 баллов Уровень личного счастья по шкале от 1 до 10 баллов
Низкий (1-2 балла) Между низким и средним (3-4 балла) Средний (5-6 баллов) Между средним и высоким (7-8 баллов) Высокий (9-10 баллов)
Низкий (1-2 балла) - - 2 11 6
Между низким и средним (3-4 балла) - 1 9 5 2
Средний (5-6 баллов) - - 4 11 7
Между средним и высоким (7-8 баллов)
- 1 1 8 11
Высокий (9-10 баллов) - - 3 7 11
Некоторые авторы эту статистическую корреляцию интерпретируют как причинно следственную связь - религиозность делает человека счастливее. Возможно, эта гипотеза имеет некоторые основания - религия, как известно, с одной стороны, выполняет психотерапевтическую функцию, делая психику более стабильной. С другой стороны, проповедуя нормы умеренного потребления, нестяжательства и т.д., религия понижает уровень притязаний и повышает удовлетворенность имеющимися у человека благами. Правда остается нерешенным вопрос о том, отличается ли понимание, наполненность слова «счастье» и механизм самооценки счастливости религиозных и нерелигиозных людей.
7. Счастье и альтруизм
Сопоставление уровня личного счастья и опыта взаимопомощи показало, что существует статистическая связь между этими показателями. Из числа тех, кто участвовал в благотворительности, 63% оценили свой уровень счастья как средний и высокий, см. табл. 7
Табл. 7. Распределение ответов на вопрос: «Если не говорить о семье и ближайших родственниках, за последний год Вам приходилось или не приходилось оказывать помощь, поддержку кому-либо, совершать поступки на благо других людей, заниматься благотворительностью?» - в группах с различным уровнем личного счастья, % от числа ответивших
Альтернативы ответов об оказании помощи Уровень личного счастья по шкале от 1 до 10 баллов
Низкий (1-2 балла) Между низким и средним (3-4 балла) Средний (5-6 баллов) Между средним и высоким (78 баллов) Высокий (9-10 баллов)
А) приходилось 0 2 16 32 31
Б) не приходилось 0 0 3 10 6
Описанную статистическую связь между счастливостью и склонностью к альтруизму, некоторые авторы интерпретируют ее как причинно-следственную, полагая, что счастливость человека делает его в большей мере склонным к альтруизму. Возможно, эта связь не столь прямолинейна. Если понимать под счастливым человеком индивида, имеющего большое количество морально-
психологических и материальных благ, ресурсов, и не испытывающего страха дефицита ресурсов, то его альтруизм, вероятно, обусловлен именно этим обстоятельством. То есть, в таком случае, возможно, третий фактор - достаточность благ, делает человека и счастливее и добрее, отзывчивее.
4. Выводы и гипотезы
Установлено, что провинциальные студенты обладают высоким индексом счастья - уровень личной счастливости, индекс личного счастья в среднем по выборке составил 83-84%. По их представлениям, они окружены преимущественно счастливыми людьми - индекс счастья окружающих составил 71,6%. Студенты высоко оценивают собственную религиозность, индекс личной религиозности составил 61,6%. При этом более счастливые в большей мере склонны к альтруизму.
Высокий уровень счастья в среде провинциального студенчества можно объяснить возрастными особенностями. Исследования самоощущения счастья в различных возрастных группах традиционно фиксируют наибольшее количество счастливых среди молодых [Козырева, Низамова, Смирнов, 2015: 126; Шматова, Морев, 2015: 153]. Вместе с тем, например, у студентов Иркутского государственного университета преобладает средний, а не высокий уровень счастья [Петров, Злыгостева, 2015: 199]. В контексте нашего исследования важно, что Иркутск - крупный областной центр, а не провинциальный городок. То есть, молодость и причастность к студенчеству не обязательно гарантируют высокий уровень счастья и, возможно, столь высокие его показатели характерны именно для провинциального студенчества. Вероятно, этот уровень постоянно воспроизводится, поскольку попадание не совсем счастливого человека в такую среду улучшает его эмоциональное состояние - счастье, как известно, заразительно [Николас и др., 2011].
Одним из факторов, повышающих удовлетворённость жизнью студентов, возможно, является религиозность, которая в провинциальном вузе, по самооценке респондентов, оказалась 61,6%.
Выявлена статистическая связь между субъективной оценкой собственной религиозности и самоощущением личного счастья. Статистическая связь между религиозностью и счастьем установлена и для российского общества в целом
[Козырева, Низамова, Смирнов, 2016: 75]. Результаты масштабных зарубежных опросов тоже показывают статистическую связь между религиозностью и счастьем4 В целом, результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что студенты провинциальных вузов более счастливы, чем студенты мегаполисов. В связи с небольшим объемом нашего исследования это утверждение можно рассматривать как гипотезу, требующую дальнейшей проверки.
Литература
Анисимова Т. Г. Особенности адаптации столичных и провинциальных студентов в вузовской среде // Власть. 2013. №1. С. 95-98.
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-пресс, 1995,
Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. 2016. [Электронный ресурс] www.isr.su/dic/dictionarv.html (дата обращения: 22.06.2018)
Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Счастье и его детерминанты (статья 1) // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 120-132.
Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Счастье и его детерминанты (статья 2) // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 66-76.
Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России // Молодой ученый. 2017. № 22. С. 172-176. [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/156/43762/ (дата обращения: 22.06.2018)
Лазарева О. А. Счастье как объект изучения социологии // Психология, социология и педагогика. 2013. № 10. [Электронный ресурс] http://psvcholoQv.snauka.ru/2013/10/2492 (дата обращения: 07.06.2018)
Николас К., Фаулер Дж. Связанные одной сетью. Как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели. Москва: United Press, 2011.
Петров В. Г., Злыгостева К. В. Представления о счастье у студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (3). С. 197-202. [Электронный ресурс] http://vestnik.kemsu.ru/iour/article/view/1222/1215 (дата обращения: 07.06.2018)
Шматова Ю. Е., Морев М. В. Измерение уровня счастья: литературный обзор российских и зарубежных исследований // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. №3 (39). С. 140-162.
Peter Hills, Michael Argyle. The Oxford Happiness Questionnaire: a compact scale for the measurement of psychological well-being // Personality and Individual Differences 33 (2002) 1073-1082.
4
Frank Newport, Sangeeta Agrawal, and Dan Witters. Very Religious Americans Report Less Depression, Worry. Gallup. December 1, 2010. https://news.gallup.com/poll/144980/Religious-Americans-Report-Less-Depression-Worry.aspx (дата обращения: 28.06.2018)
The level of happiness of provincial students Lyudmila Petrovna Fedorenko *
* - PhD in Sociology, Associate Professor of history, social studies and pedagogical technologies, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban
Abstract
The article presents a study of the level of happiness of provincial students. The empirical base of the study was the results of a survey of students of the branch of the Kuban State University (Kuban State University) in Slavyansk-on-Kuban in May 2017. To measure the level of happiness, the methods of FOM and WCIOM were used. In the course of the study, the hypothesis was tested that there is a statistical relationship between the student's level of happiness and the level of their religiosity. The hypothesis was confirmed: among religious students, there were more happy than among non-religious students.
Keywords: happiness; index of happiness; religiosity; students
References
Anisimova T. G. Peculiarities of adaptation of metropolitan and provincial students in the university environment. Vlast. 2013. No. 1. P. 95-98. (In Russ.)
Batygin G. S. Lectures on the methodology of sociological research. Moscow: Aspect-press, 1995. (In Russ.)
Ilyasov F. N. Dictionary of Social Research. 2016. [Online resource] www.jsr.su/dic/dictionary.html Date of access: 1.07.2018. (In Russ.)
Kozyreva P. M., Nizamova A. E., Smirnov A. I. Happiness and its determinants (article 1). Sociological research. 2015. No. 12. P. 120-132. (In Russ.)
Kozyreva P. M., Nizamova A. E., Smirnov A. I. Happiness and its determinants (article 2). Sociological research. 2016. No. 1. P. 66-76. (In Russ.)
Kostyuchenko A. P. Statistical analysis of the main indicators of the system of higher professional education in Russia. Young Scientist. 2017. No. 22. P. 172-176. [Online resource] https://moluch.ru/archive/156/43762/ Date of access: 22.06.2018. (In Russ.)
Lazareva O. A. Happiness as an object of study of sociology. Psychology, sociology and pedagogy. 2013. No. 10. [Online resource] http://psychology.snauka.ru/2013/10/2492 Date of access: 22.06.2018. (In Russ.)
Nicholas K., Fowler J. Bount by one network. How we are influenced by people whom we have never seen. Moscow: United Press. 2011. (Russ. ed.)
Petrov V. G., Zlygosteva K. V. Students' visions of happiness. Bulletin of Kemerovo State University. 2015. 3 (3). P. 197-202. [Online resource]
http://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/1222/1215 Date of access: 22.06.2018. (In Russ.)
Shmatova Yu. E., Morev M. V. Measuring the level of happiness: a literary survey of Russian and foreign research. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2015. 3 (39). P. 140-162. (In Russ.)
Peter Hills, Michael Argyle. The Oxford Happiness Questionnaire: a compact scale for the measurement of psychological well-being. Personality and Individual Differences. 2002. 33. P. 1073-1082.