Научная статья на тему 'Уровень счастья людей с положительной нравственной направленностью'

Уровень счастья людей с положительной нравственной направленностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭГОИЗМ / НРАВСТВЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / НРАВСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕСТВА / HAPPINESS / MORAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY / EGOISM / MORAL CONVICTIONS / MORAL LEVEL OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нехорошева Инна Владимировна

В статье рассматриваются различия в уровне счастья людей с положительными, отрицательными нравственными характеристиками и остальными людьми. Особое внимание уделяется первой группе людей. Получено, что люди с положительными нравственными характеристиками менее счастливы, чем остальные люди, а люди с отрицательными нравственными характеристиками — более счастливы. У людей с наиболее высокими нравственными качествами уровень счастья еще ниже. Анализируются возможные причины выявленных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of happiness among people with positive moral orientation

The article discusses the differences in the level of happiness of people with positive or negative moral orientation and other people, with special attention being given to the first group of people. The moral orientation diagnosed by the dispositional selfishness scale and methods of diagnosing the level of development of moral convictions «do not accept any bribes» and «do not appropriate another’s».Among 407 respondents surveyed, only 18% of people are characterized by positive moral orientation, and only 4% of the sample have high moral characteristics. People with a negative moral orientation were 2 times more — 36%. Unfortunately, these data confirm low moral level in modern society.It was found that people with positive moral characteristics are less happy, while people with negative moral characteristics proved to be happier. The level of happiness among people with the highest moral characteristics proved to be even lower. Perhaps the main reasons are the values and needs of people with positive moral orientation, their income, satisfaction with personal life, and objective difficulties of life associated with the high moral level. People with positive moral orientation rate the welfare of society and the implementation of universal moral principles in society most highly, which is not present in the society. As a rule, these people have lower level of income. They are less satisfied with their personal lives. High moral standards do not allow them to avoid the difficulties of life by neglecting moral standards. All these reasons may lead to reduction of level of happiness.

Текст научной работы на тему «Уровень счастья людей с положительной нравственной направленностью»

УДК 159.923 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 2

И. В. Нехорошева

уровень счастья людей

с положительной нравственной направленностью

Введение

Опросы общественного мнения и эмпирические исследования показывают, что нравственное состояние российского общества постоянно снижается. По данным опроса ВЦИОМ в 2007 г., 61% опрошенных полагают, что за последние годы морально-нравственный климат в обществе изменился в худшую сторону. За последние 1015 лет россияне стали менее честными (66% против 9%), доброжелательными (63% против 11%) и бескорыстными (67% против 8%) [1]. А. В. Юревич и Д. В. Ушаков, приводя данные множества исследований вплоть до 2009 г., доказывающих моральное неблагополучие нашего общества, подводят итог: «Есть все основания говорить о комплексной и системной морально-нравственной деградации нашего общества» (цит. по: [2, с. 189]).

Падение нравственного уровня общества сопровождается снижением количества людей с высокими нравственными качествами. Некоторые представители этой малочисленной группы признаются, что им становится все труднее жить в обществе, где «россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг» [цит. по: 2, с. 180], и они испытывают большую психологическую нагрузку. Постоянная неудовлетворенность жизнью и пониженный уровень счастья могут приводить к снижению творческой активности, психосоматическим заболеваниям и снижению продолжительности жизни одной из наиболее потенциально полезных обществу групп населения. Однако в настоящее время существует крайне мало эмпирических исследований, позволяющих ответить на вопрос, действительно ли есть различия в социально-психологическом самочувствии людей с высокими, средними и низкими нравственными качествами, живущих в современном социуме, и каковы эти различия?

С одной стороны, ведущими отечественными психологами Л. И. Божович [3], Б. С. Братусем [4] не раз отмечалось, что нравственный человек более гармоничен, у него меньше внутриличностных конфликтов, что должно было бы повышать общую удовлетворенность жизнью и уровень счастья. К тому же, в некоторых исследованиях выявлена более выраженная удовлетворенность жизнью у людей, склонных соблюдать социальные нормы [5, с. 54-55]. С другой стороны, с возрастанием уровня нравственного развития человека общественно значимое становится для него личностно значимым [6]. Поэтому именно нравственные люди будут наиболее сильно переживать проблемы общества, которых сейчас более чем достаточно. По мнению И. Г. Лаверычевой, альтруисты «черпают страдания... не от своей собственной жизни, а от жизни других

Нехорошева Инна Владимировна — аспирант, Университет Российской Академии образования; e-mail: [email protected]

© И. В. Нехорошева, 2013

людей» [7]. В эмпирическом исследовании К. Муздыбаева было получено, что неэгоистичные люди менее счастливы, а эгоисты более счастливы [8]. Однако это исследование было проведено достаточно давно, в 1990-е годы, в период перехода от социализма к так называемой бандитско-олигархической форме капитализма. И сам автор объясняет полученный результат существовавшими тогда социально-экономическими условиями, в которых более «успешными» оказались люди, готовые нарушать нравственные нормы. В связи с чем полученный результат мог быть ситуативен и справедлив только для того времени. Сейчас, в период некоторой стабилизации социально-экономических условий, более подробных и глубоких исследований уровня счастья людей разного нравственного уровня, к сожалению, не проводилось.

Эмпирическое исследование

Учитывая важность и недостаточную изученность проблемы, в 2011-2012 гг. было проведено исследование уровня счастья людей, отличающихся по уровню эгоизма и уровню развития нравственных убеждений в недопустимости присваивать чужое и брать взятки. Исследование счастья являлось частью более широкого исследования, проведенного автором, по анализу качества жизни людей с различной нравственной направленностью.

Нравственные убеждения и эгоизм рассматриваются в данной публикации в качестве основных показателей направленности личности в нравственной сфере или нравственной направленности личности. Ряд ученых (К. К. Платонов, А. Г. Маклаков) считают, что высшей формой выражения направленности личности являются её убеждения. В целом направленность личности в нравственной сфере может быть эгоистической или гуманистической (Л. И. Божович), положительной или отрицательной (А. В. Зоси-мовский), следовательно, ось «эгоизм-альтруизм», «личное-групповое-общественное» можно рассматривать как центральную ось нравственной направленности. Поэтому с помощью диагностики нравственных убеждений и эгоизма в исследовании оценивалась более общая нравственная характеристика — нравственная направленность личности.

Организация и методы исследования

В исследовании применялись пять методик: одна для оценки уровня счастья, три методики для оценки нравственной направленности и одна методика «Интегральная оценка качества жизни» (ИОКЖ) [9, с. 42-57]. С помощью методики ИОКЖ изучались различия в жизненных ценностях, материальном положении семьи, в оценках личной жизни, удовлетворенности семейной жизнью, настроения, комфортности жизни в целом, трудности жизни и возможности улучшения жизненных условий и др. Уровень счастья оценивался с помощью методики «Оксфордский опросник счастья» [10, с. 19-22].

Нравственная направленность респондентов оценивалась с помощью шкалы дис-позиционного эгоизма [8] и двух ценностно-нормативных методик (ЦНМ) диагностики убеждений «Не присваивать чужое», «Не брать взятки». Указанные методики диагностики убеждений разработаны автором с соблюдением требований, предъявляемых к построению ценностно-нормативных методик ЦНМ [11, с. 43-57], в соответствии с ценностно-деятельностным подходом Г. Е. Залесского к исследованию убеж-

дений. Методики также прошли проверку надежности, валидности и соответствуют общепринятым требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам.

Всего было опрошено в Москве и Московской области 407 человек в возрасте от 15 до 79 лет, средний возраст — 27 лет. Опрошенные старше 17 лет почти все имеют высшее образование или учатся в вузах. Опрошенные пенсионного возраста практически все работают.

Из выборки были сформированы три группы: с положительной («+»), отрицательной («-») и неявной («0») нравственной направленностью. В группу «+» были отнесены респонденты, обладающие одновременно тремя характеристиками:

• уровнем развития нравственного убеждения «Не присваивать чужое» выше среднего, набравшие более половины из 23 возможных баллов;

• уровнем развития убеждения «Не брать взятки» выше среднего, набравшие более половины из 20 возможных баллов;

• уровнем эгоизма ниже среднего, набравшие 36 баллов и ниже из 70.

Всего к группе «+» было отнесено 73 (18%) человека в возрасте от 15 до 79 лет, средний возраст — 33 года. Группа «-» с отрицательной нравственной направленностью формировалась по тому же принципу. Респонденты этой группы набрали менее половины баллов по каждой из методик диагностики убеждений, а также 37 баллов и выше по шкале эгоизма. Всего в группе «-» оказалось 148 (36%) человек в возрасте от 15 до 62 лет, средний возраст — 25 лет. Все остальные 186 (46%) респондентов в возрасте от 15 до 66 лет были отнесены к группе «0» с неявной нравственной направленностью, средний возраст — 27 лет.

Группы были уравнены по возрасту таким образом, чтобы максимально сохранить самую малочисленную группу «+». После уравнивания в группах «-» и «+» осталось 69 и 66 человек соответственно, средний возраст — 31 и 33 года, в «0» группе осталось 138 человек, средний возраст — 30 лет. Все три группы не отличаются друг от друга по возрасту (по ¿-критерию). Группы не уравнивались по полу, так как отечественными и зарубежными исследователями не обнаружено влияния пола на уровень счастья [12, с. 34-35]. Уровень достоверности различий между группами в уровне счастья оценивался по критерию Манна—Уитни.

Результаты исследования и их анализ

Прежде всего, следует отметить, что из 407 обследованных респондентов всего лишь 18% людей характеризуются положительной нравственной направленностью. Людей с отрицательной нравственной направленностью в два раза больше — 36%. Остальные 46% респондентов были отнесены к группе «0» с неявно выраженной нравственной направленностью.

Уровень счастья людей с разной нравственной направленностью достоверно отличается, что в графической форме представлено на рисунке. Наиболее низкий уровень счастья у группы «+» с положительной нравственной направленностью, наиболее высокий — у отрицательной группы. Среднее значение уровня счастья респондентов из группы «+» равно М = 69,3 балла, что ниже, чем у респондентов группы «0» (М = 72) и респондентов из группы «-» (М = 74,4). Уровень достоверности отличий между результатами противоположных групп р < 0,001, между группами «-» и «0» отличия достоверны на уровне р < 0,05, между «0» и «+» выявляется тенденция достоверных различий р = 0,08.

Средние уровни счастья групп с отрицательной («-»), неявной («0») и положительной («+») нравственной направленностью и уровни достоверности различий между группами (р).

С целью более глубокого изучения уровня счастья людей с положительной нравственной направленностью в дальнейшем из выборки была выделена группа людей с наиболее высокими нравственными качествами, у которых низкий уровень эгоизма (ниже или равен 30 баллам) и полностью сформированы оба исследуемых нравственных убеждения. Из 407 человек таких людей оказалось всего 17 (4%) в возрасте от 16 до 79 лет, средний возраст — 37 лет. После уравнивания этой группы по возрасту с группами «-» и «0» в ней осталось 16 человек от 16 до 64 лет, средний возраст — 34 года. Уровень счастья этих людей, по-прежнему оставаясь меньше всех, опустился еще ниже (М = 65,7 р < 0,05 в сравнении со средней группой). То есть наиболее высоконравственные люди менее счастливы (М = 65,7) как по сравнению с большинством людей (М = 72), так и по сравнению с группой людей с положительной нравственной направленностью (М = 69,3).

Полученные результаты могут быть вызваны многими причинами. Однако наиболее существенно влияют на счастье факторы, связанные с индивидуальными особенностями ценностно-потребностной сферы [12, с. 13, 33; 13, с. 72], с доходом и субъективной адекватностью дохода [12, с. 10-13; 13], удовлетворенностью личной жизнью [12, 13], объективными сложностями в жизни, связанными с постоянным соблюдением нравственных норм, и др.

Как показали дополнительные исследования, проведенные автором, одной из основных особенностей ценностно-потребностной сферы людей с положительной нравственной направленностью, по сравнению с остальными людьми, является большая значимость возможности помогать другим людям, быть милосердным и великодушным, жертвовать своими интересами ради интересов других людей (р < 0,001). Для них более важны принятие общества, согласие с социальными нормами, самоконтроль поведения, интерес к судьбе общества (р < 0,001). Результаты исследований других авторов позволяют утверждать, что для таких людей более значимы справедливость, истина, гармония отношений, дружба, самоотдача, доброта [14, с. 19; 15, с. 75-76]. То есть для людей относительно высокого уровня нравственного развития более важны благополучие общества и реализация общечеловеческих нравственных принципов в жизни общества. Поскольку упомянутые ценности реализованы в обществе явно недостаточно и более значимы для людей нравственных, то именно эти люди будут страдать больше других от недостатка в жизни общества справедливости, правды

и доброты, особенно в случае ухудшения нравственного состояния общества. Один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу считал, что «люди... которые... руководствуются такими метамотивами, как истина, добро, красота, справедливость, порядок, закон, единство и т. д., могут страдать от лишений на метамотивационномуровне» [16].

Доход и субъективная адекватность дохода в гораздо меньшей степени влияют на людей с положительной нравственной направленностью, поскольку для них материальная сфера жизни существенно менее значима (р = 0,0003) и они менее обеспокоены проблемой безденежья (р = 0,014) по сравнению с остальными людьми. Субъективная адекватность дохода влияет на различия в уровне счастья трех групп в основном через группу людей с отрицательной нравственной направленностью, для которой наиболее значимо материальное благополучие (р = 0,018). При этом они выше всех оценивают свое материальное положение (р < 0,05). В сочетании эти два аспекта могут существенно повышать уровень счастья людей с отрицательной нравственной направленностью.

Удовлетворенность личной и семейной жизнью. По результатам дополнительных исследований, у людей с положительной нравственной направленностью личная жизнь удалась меньше, чем у средней и отрицательной групп. Оценки средней группы находятся между оценками противоположных групп. Различия между противоположными группами достоверны на уровне р < 0,05. В оценках удовлетворенности семейной жизнью наблюдается аналогичная картина, только уровень достоверности отличий между противоположными группами ниже (р < 0,1). Таким образом, люди с положительными нравственными качествами менее удовлетворены личной и семейной жизнью, что будет влиять на их счастье.

Объективные трудности жизни, связанные с постоянным соблюдением нравственных норм, могут явиться еще одной причиной более низкого уровня счастья нравственных людей. «Конкретные примеры говорят о том, как трудно в наше время дается соблюдение нравственного закона» [17, с. 204]. Согласно дополнительным авторским исследованиям, проведенным по методике ИОКЖ, люди с положительной нравственной направленностью, по сравнению с противоположной группой, оценивают жизнь как менее комфортную (р < 0,1), у них хуже настроение (р < 0,05), они менее оптимистично оценивают изменения в своей жизни в будущем (р < 0,1), их оценки легкости/трудности жизни тяготеют ко второму полюсу (р < 0,1). Результаты средней группы во всех случаях находятся между оценками противоположных групп.

Заключение

В соответствии с описанным выше подходом из 407 обследованных респондентов всего 18% людей характеризуются положительной нравственной направленностью и лишь 4% из всей выборки обладают высокими нравственными качествами. Людей с отрицательной нравственной направленностью в два раза больше — 36%. Остальных респондентов, отнесенных к группе «0» с невыраженной нравственной направленностью, также нельзя назвать нравственными. Приблизительно у половины из них (45%) сформированы одно или два отрицательных нравственных убеждения — допустимость присваивать чужое и брать взятки. Кроме того, из этой группы у 21% высокий уровень эгоизма (41 балл и выше). К сожалению, эти данные еще раз подтверждают в целом невысокий нравственный уровень нашего общества.

Проведенное исследование показало, что на данном этапе развития российского общества люди с отрицательной нравственной направленностью более счастливы, а люди с положительной нравственной направленностью менее счастливы, особенно люди с высокими нравственными качествами. Поэтому следует еще раз обратить внимание на то, «какое общество мы построили под красивыми лозунгами свободы и демократии» [2, с. 178], если в нем более счастливыми себя чувствуют люди с отрицательными нравственными характеристиками.

Литература

1. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 638 «Образованных больше, честных — меньше?» 27.02.2007. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=268&uid=4070 (дата обращения: 28.09.2011).

2. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственное состояние современного российского общества // Психология нравственности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 177-208.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

4. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-20.

5. Шустова Н. Е., Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам // Психол. журнал. 2007. Т. 28, № 1. С. 46-57.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 713 с.

7. Лаверычева И. Г. Генетический механизм альтруизма — биологический источник гуманности // Диалог в образовании: сб. материалов конф. СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. общества, 2002. С. 207-227.

8. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 27-39.

9. Фетискин Н. П., Кулайкин В. И., Миронова Т. И. Психодиагностика качества жизни в российской ментальности. М.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. 117 с.

10. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 272 с.

11. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 120 с.

12. Социально-психологическая концепция качества жизни: Словарь-справочник / сост. Е. А. Угланова. Ярославль: Ремдер, 2003. 70 с.

13. Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 197 с.

14. Сагеева Е. Р. Ценностная направленность в континууме «Я — не Я» и ее связь с социально-психологическими характеристиками личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. Казань, 2009. 22 с.

15. Малюгин Д. В. Психологические детерминанты морального выбора: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 170 с.

16. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Альпина нон-фикшн: Смысл, 2011. 494 с.

17. Макропсихология современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 352 с.

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.