УДК 159.923 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 2
И. В. Нехорошева
уровень счастья людей
с положительной нравственной направленностью
Введение
Опросы общественного мнения и эмпирические исследования показывают, что нравственное состояние российского общества постоянно снижается. По данным опроса ВЦИОМ в 2007 г., 61% опрошенных полагают, что за последние годы морально-нравственный климат в обществе изменился в худшую сторону. За последние 1015 лет россияне стали менее честными (66% против 9%), доброжелательными (63% против 11%) и бескорыстными (67% против 8%) [1]. А. В. Юревич и Д. В. Ушаков, приводя данные множества исследований вплоть до 2009 г., доказывающих моральное неблагополучие нашего общества, подводят итог: «Есть все основания говорить о комплексной и системной морально-нравственной деградации нашего общества» (цит. по: [2, с. 189]).
Падение нравственного уровня общества сопровождается снижением количества людей с высокими нравственными качествами. Некоторые представители этой малочисленной группы признаются, что им становится все труднее жить в обществе, где «россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг» [цит. по: 2, с. 180], и они испытывают большую психологическую нагрузку. Постоянная неудовлетворенность жизнью и пониженный уровень счастья могут приводить к снижению творческой активности, психосоматическим заболеваниям и снижению продолжительности жизни одной из наиболее потенциально полезных обществу групп населения. Однако в настоящее время существует крайне мало эмпирических исследований, позволяющих ответить на вопрос, действительно ли есть различия в социально-психологическом самочувствии людей с высокими, средними и низкими нравственными качествами, живущих в современном социуме, и каковы эти различия?
С одной стороны, ведущими отечественными психологами Л. И. Божович [3], Б. С. Братусем [4] не раз отмечалось, что нравственный человек более гармоничен, у него меньше внутриличностных конфликтов, что должно было бы повышать общую удовлетворенность жизнью и уровень счастья. К тому же, в некоторых исследованиях выявлена более выраженная удовлетворенность жизнью у людей, склонных соблюдать социальные нормы [5, с. 54-55]. С другой стороны, с возрастанием уровня нравственного развития человека общественно значимое становится для него личностно значимым [6]. Поэтому именно нравственные люди будут наиболее сильно переживать проблемы общества, которых сейчас более чем достаточно. По мнению И. Г. Лаверычевой, альтруисты «черпают страдания... не от своей собственной жизни, а от жизни других
Нехорошева Инна Владимировна — аспирант, Университет Российской Академии образования; e-mail: [email protected]
© И. В. Нехорошева, 2013
людей» [7]. В эмпирическом исследовании К. Муздыбаева было получено, что неэгоистичные люди менее счастливы, а эгоисты более счастливы [8]. Однако это исследование было проведено достаточно давно, в 1990-е годы, в период перехода от социализма к так называемой бандитско-олигархической форме капитализма. И сам автор объясняет полученный результат существовавшими тогда социально-экономическими условиями, в которых более «успешными» оказались люди, готовые нарушать нравственные нормы. В связи с чем полученный результат мог быть ситуативен и справедлив только для того времени. Сейчас, в период некоторой стабилизации социально-экономических условий, более подробных и глубоких исследований уровня счастья людей разного нравственного уровня, к сожалению, не проводилось.
Эмпирическое исследование
Учитывая важность и недостаточную изученность проблемы, в 2011-2012 гг. было проведено исследование уровня счастья людей, отличающихся по уровню эгоизма и уровню развития нравственных убеждений в недопустимости присваивать чужое и брать взятки. Исследование счастья являлось частью более широкого исследования, проведенного автором, по анализу качества жизни людей с различной нравственной направленностью.
Нравственные убеждения и эгоизм рассматриваются в данной публикации в качестве основных показателей направленности личности в нравственной сфере или нравственной направленности личности. Ряд ученых (К. К. Платонов, А. Г. Маклаков) считают, что высшей формой выражения направленности личности являются её убеждения. В целом направленность личности в нравственной сфере может быть эгоистической или гуманистической (Л. И. Божович), положительной или отрицательной (А. В. Зоси-мовский), следовательно, ось «эгоизм-альтруизм», «личное-групповое-общественное» можно рассматривать как центральную ось нравственной направленности. Поэтому с помощью диагностики нравственных убеждений и эгоизма в исследовании оценивалась более общая нравственная характеристика — нравственная направленность личности.
Организация и методы исследования
В исследовании применялись пять методик: одна для оценки уровня счастья, три методики для оценки нравственной направленности и одна методика «Интегральная оценка качества жизни» (ИОКЖ) [9, с. 42-57]. С помощью методики ИОКЖ изучались различия в жизненных ценностях, материальном положении семьи, в оценках личной жизни, удовлетворенности семейной жизнью, настроения, комфортности жизни в целом, трудности жизни и возможности улучшения жизненных условий и др. Уровень счастья оценивался с помощью методики «Оксфордский опросник счастья» [10, с. 19-22].
Нравственная направленность респондентов оценивалась с помощью шкалы дис-позиционного эгоизма [8] и двух ценностно-нормативных методик (ЦНМ) диагностики убеждений «Не присваивать чужое», «Не брать взятки». Указанные методики диагностики убеждений разработаны автором с соблюдением требований, предъявляемых к построению ценностно-нормативных методик ЦНМ [11, с. 43-57], в соответствии с ценностно-деятельностным подходом Г. Е. Залесского к исследованию убеж-
дений. Методики также прошли проверку надежности, валидности и соответствуют общепринятым требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам.
Всего было опрошено в Москве и Московской области 407 человек в возрасте от 15 до 79 лет, средний возраст — 27 лет. Опрошенные старше 17 лет почти все имеют высшее образование или учатся в вузах. Опрошенные пенсионного возраста практически все работают.
Из выборки были сформированы три группы: с положительной («+»), отрицательной («-») и неявной («0») нравственной направленностью. В группу «+» были отнесены респонденты, обладающие одновременно тремя характеристиками:
• уровнем развития нравственного убеждения «Не присваивать чужое» выше среднего, набравшие более половины из 23 возможных баллов;
• уровнем развития убеждения «Не брать взятки» выше среднего, набравшие более половины из 20 возможных баллов;
• уровнем эгоизма ниже среднего, набравшие 36 баллов и ниже из 70.
Всего к группе «+» было отнесено 73 (18%) человека в возрасте от 15 до 79 лет, средний возраст — 33 года. Группа «-» с отрицательной нравственной направленностью формировалась по тому же принципу. Респонденты этой группы набрали менее половины баллов по каждой из методик диагностики убеждений, а также 37 баллов и выше по шкале эгоизма. Всего в группе «-» оказалось 148 (36%) человек в возрасте от 15 до 62 лет, средний возраст — 25 лет. Все остальные 186 (46%) респондентов в возрасте от 15 до 66 лет были отнесены к группе «0» с неявной нравственной направленностью, средний возраст — 27 лет.
Группы были уравнены по возрасту таким образом, чтобы максимально сохранить самую малочисленную группу «+». После уравнивания в группах «-» и «+» осталось 69 и 66 человек соответственно, средний возраст — 31 и 33 года, в «0» группе осталось 138 человек, средний возраст — 30 лет. Все три группы не отличаются друг от друга по возрасту (по ¿-критерию). Группы не уравнивались по полу, так как отечественными и зарубежными исследователями не обнаружено влияния пола на уровень счастья [12, с. 34-35]. Уровень достоверности различий между группами в уровне счастья оценивался по критерию Манна—Уитни.
Результаты исследования и их анализ
Прежде всего, следует отметить, что из 407 обследованных респондентов всего лишь 18% людей характеризуются положительной нравственной направленностью. Людей с отрицательной нравственной направленностью в два раза больше — 36%. Остальные 46% респондентов были отнесены к группе «0» с неявно выраженной нравственной направленностью.
Уровень счастья людей с разной нравственной направленностью достоверно отличается, что в графической форме представлено на рисунке. Наиболее низкий уровень счастья у группы «+» с положительной нравственной направленностью, наиболее высокий — у отрицательной группы. Среднее значение уровня счастья респондентов из группы «+» равно М = 69,3 балла, что ниже, чем у респондентов группы «0» (М = 72) и респондентов из группы «-» (М = 74,4). Уровень достоверности отличий между результатами противоположных групп р < 0,001, между группами «-» и «0» отличия достоверны на уровне р < 0,05, между «0» и «+» выявляется тенденция достоверных различий р = 0,08.
Средние уровни счастья групп с отрицательной («-»), неявной («0») и положительной («+») нравственной направленностью и уровни достоверности различий между группами (р).
С целью более глубокого изучения уровня счастья людей с положительной нравственной направленностью в дальнейшем из выборки была выделена группа людей с наиболее высокими нравственными качествами, у которых низкий уровень эгоизма (ниже или равен 30 баллам) и полностью сформированы оба исследуемых нравственных убеждения. Из 407 человек таких людей оказалось всего 17 (4%) в возрасте от 16 до 79 лет, средний возраст — 37 лет. После уравнивания этой группы по возрасту с группами «-» и «0» в ней осталось 16 человек от 16 до 64 лет, средний возраст — 34 года. Уровень счастья этих людей, по-прежнему оставаясь меньше всех, опустился еще ниже (М = 65,7 р < 0,05 в сравнении со средней группой). То есть наиболее высоконравственные люди менее счастливы (М = 65,7) как по сравнению с большинством людей (М = 72), так и по сравнению с группой людей с положительной нравственной направленностью (М = 69,3).
Полученные результаты могут быть вызваны многими причинами. Однако наиболее существенно влияют на счастье факторы, связанные с индивидуальными особенностями ценностно-потребностной сферы [12, с. 13, 33; 13, с. 72], с доходом и субъективной адекватностью дохода [12, с. 10-13; 13], удовлетворенностью личной жизнью [12, 13], объективными сложностями в жизни, связанными с постоянным соблюдением нравственных норм, и др.
Как показали дополнительные исследования, проведенные автором, одной из основных особенностей ценностно-потребностной сферы людей с положительной нравственной направленностью, по сравнению с остальными людьми, является большая значимость возможности помогать другим людям, быть милосердным и великодушным, жертвовать своими интересами ради интересов других людей (р < 0,001). Для них более важны принятие общества, согласие с социальными нормами, самоконтроль поведения, интерес к судьбе общества (р < 0,001). Результаты исследований других авторов позволяют утверждать, что для таких людей более значимы справедливость, истина, гармония отношений, дружба, самоотдача, доброта [14, с. 19; 15, с. 75-76]. То есть для людей относительно высокого уровня нравственного развития более важны благополучие общества и реализация общечеловеческих нравственных принципов в жизни общества. Поскольку упомянутые ценности реализованы в обществе явно недостаточно и более значимы для людей нравственных, то именно эти люди будут страдать больше других от недостатка в жизни общества справедливости, правды
и доброты, особенно в случае ухудшения нравственного состояния общества. Один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу считал, что «люди... которые... руководствуются такими метамотивами, как истина, добро, красота, справедливость, порядок, закон, единство и т. д., могут страдать от лишений на метамотивационномуровне» [16].
Доход и субъективная адекватность дохода в гораздо меньшей степени влияют на людей с положительной нравственной направленностью, поскольку для них материальная сфера жизни существенно менее значима (р = 0,0003) и они менее обеспокоены проблемой безденежья (р = 0,014) по сравнению с остальными людьми. Субъективная адекватность дохода влияет на различия в уровне счастья трех групп в основном через группу людей с отрицательной нравственной направленностью, для которой наиболее значимо материальное благополучие (р = 0,018). При этом они выше всех оценивают свое материальное положение (р < 0,05). В сочетании эти два аспекта могут существенно повышать уровень счастья людей с отрицательной нравственной направленностью.
Удовлетворенность личной и семейной жизнью. По результатам дополнительных исследований, у людей с положительной нравственной направленностью личная жизнь удалась меньше, чем у средней и отрицательной групп. Оценки средней группы находятся между оценками противоположных групп. Различия между противоположными группами достоверны на уровне р < 0,05. В оценках удовлетворенности семейной жизнью наблюдается аналогичная картина, только уровень достоверности отличий между противоположными группами ниже (р < 0,1). Таким образом, люди с положительными нравственными качествами менее удовлетворены личной и семейной жизнью, что будет влиять на их счастье.
Объективные трудности жизни, связанные с постоянным соблюдением нравственных норм, могут явиться еще одной причиной более низкого уровня счастья нравственных людей. «Конкретные примеры говорят о том, как трудно в наше время дается соблюдение нравственного закона» [17, с. 204]. Согласно дополнительным авторским исследованиям, проведенным по методике ИОКЖ, люди с положительной нравственной направленностью, по сравнению с противоположной группой, оценивают жизнь как менее комфортную (р < 0,1), у них хуже настроение (р < 0,05), они менее оптимистично оценивают изменения в своей жизни в будущем (р < 0,1), их оценки легкости/трудности жизни тяготеют ко второму полюсу (р < 0,1). Результаты средней группы во всех случаях находятся между оценками противоположных групп.
Заключение
В соответствии с описанным выше подходом из 407 обследованных респондентов всего 18% людей характеризуются положительной нравственной направленностью и лишь 4% из всей выборки обладают высокими нравственными качествами. Людей с отрицательной нравственной направленностью в два раза больше — 36%. Остальных респондентов, отнесенных к группе «0» с невыраженной нравственной направленностью, также нельзя назвать нравственными. Приблизительно у половины из них (45%) сформированы одно или два отрицательных нравственных убеждения — допустимость присваивать чужое и брать взятки. Кроме того, из этой группы у 21% высокий уровень эгоизма (41 балл и выше). К сожалению, эти данные еще раз подтверждают в целом невысокий нравственный уровень нашего общества.
Проведенное исследование показало, что на данном этапе развития российского общества люди с отрицательной нравственной направленностью более счастливы, а люди с положительной нравственной направленностью менее счастливы, особенно люди с высокими нравственными качествами. Поэтому следует еще раз обратить внимание на то, «какое общество мы построили под красивыми лозунгами свободы и демократии» [2, с. 178], если в нем более счастливыми себя чувствуют люди с отрицательными нравственными характеристиками.
Литература
1. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 638 «Образованных больше, честных — меньше?» 27.02.2007. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=268&uid=4070 (дата обращения: 28.09.2011).
2. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственное состояние современного российского общества // Психология нравственности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 177-208.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
4. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-20.
5. Шустова Н. Е., Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам // Психол. журнал. 2007. Т. 28, № 1. С. 46-57.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 713 с.
7. Лаверычева И. Г. Генетический механизм альтруизма — биологический источник гуманности // Диалог в образовании: сб. материалов конф. СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. общества, 2002. С. 207-227.
8. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 27-39.
9. Фетискин Н. П., Кулайкин В. И., Миронова Т. И. Психодиагностика качества жизни в российской ментальности. М.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. 117 с.
10. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 272 с.
11. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 120 с.
12. Социально-психологическая концепция качества жизни: Словарь-справочник / сост. Е. А. Угланова. Ярославль: Ремдер, 2003. 70 с.
13. Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 197 с.
14. Сагеева Е. Р. Ценностная направленность в континууме «Я — не Я» и ее связь с социально-психологическими характеристиками личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. Казань, 2009. 22 с.
15. Малюгин Д. В. Психологические детерминанты морального выбора: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 170 с.
16. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Альпина нон-фикшн: Смысл, 2011. 494 с.
17. Макропсихология современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 352 с.
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2012 г.