192 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Приложение:
Ось значимости результатов контрольного и экспериментального классов.
Список литературы:
1. Батоева Д., Попов Т., Драголова Е. Педагогическая и психологическая диагностика. - София, 2006.
2. Бижков Г. Педагогическая диагностика. - София, 1999.
3. Бижков Г. Методология и методы педагогических исследований. -София, 1995.
4. Димчев К. Методика обучения болгарскому языку. - София: В. Тыр-ново, 2010.
5. Димчев К. Обучение болгарскому языку как система. - София, 1998.
6. Колева Н.Л. Исследование невербальной коммуникации и поведения студентов педагогов // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. -№ 42. - С. 71-84.
7. Пенкова Р. Текст в обучении болгарскому языку (5-8 классы). - София, 2003.
8. Стоянова Ф. Тестология для учителей. - София, 1996; Учебные программы по болгарскому языку и литературе. - София, 2004.
УРОВЕНЬ КАРЬЕРНОЙ готовности СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА
© Сычева В.О.*
НИУ «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»,
г. Саратов
В статье рассматриваются основные результаты современных исследований, посвященных изучению карьерной готовности выпускников
Старший преподаватель кафедры Туризма и культурного наследия.
Социологические науки
193
высших учебных заведений, а также влияние фактора трудоустройства
выпускников на рейтинг ВУЗа.
Ключевые слова карьерная готовность, карьера, рейтинг ВУЗа,
компетенции.
В современной научной литературе большое количество исследований проблемы карьерной готовности выпускников различных направлений подготовки можно объяснить несколькими факторами:
1) наличием несоответствия между ожиданиями работодателей к психологической, профессиональной, общекультурной подготовке выпускников к работе и реальными установками, предпочтениями и навыками выходящими на рынок труда молодых людей;
2) проведением реформы образования и трансформацией процесса подготовки обучающихся в высших учебных заведениях, в том числе внедрением практического бакалавриата для подготовки будущего выпускника в соответствии с требованиями локального и отраслевого рынка труда;
3) высокой динамикой экономических и социальных процессов, влияющих на уровень психологической и карьерной готовности выпускников высших учебных заведений.
В современных исследованиях можно выделить три основных подхода к пониманию карьеры:
1) карьера рассматривается в контексте жизненного пути человека и его профессионализации;
2) карьера представляется как совокупность этапов восхождения человека к профессионализму и достижению высокого профессионального статуса;
3) карьера исследуется как постепенное продвижение человека в организации и достижение им должностного и социального статуса [1, с. 45].
В научной литературе в качестве основных компонентов карьеры рассматриваются: целевой компонент, включающий цели, мотивы и ценности человека; процессуальный компонент, объединяющий стратегию и тактику поведения работника; и результативный компонент, представляющий собой профессиональную компетентность, результаты деятельности, профессиональный рост [1, с. 46].
Исходя из выше представленной трехчастной структуры карьеры, карьерная готовность определяется как психологическая и профессиональная способность личности к целенаправленному и успешному построению карьеры посредством как выражения индивидуальных качеств и свойств личности, так и проявления профессиональных знаний, умений и навыков.
Ежегодно высшими учебными заведениями, государственными социологическими службами и независимыми организациями проводятся много-
194 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
численные исследования карьерной и психологической готовности выпускников. Результаты почти всех исследований показывают несоответствие между оценками выпускников своих личностных качеств и способностей и оценками работодателей идентичным аспектам изучаемого вопроса. Также результаты ежегодного мониторинга трудоустройства выпускников России, проводимого Министерством образования и науки РФ, выявляют почти 30 % молодых людей, работающих не по специальности или не работающих вообще [2].
Рассмотрим результаты различных актуальных исследований подробнее.
Так, если обратить внимание на результаты опроса портала для молодых специалистов Career.ru, проведенного 14 июля - 5 августа 2014 года среди 1614 студентов и 682 работодателей, можно отметить, что мнение работодателей относительно общего уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности варьируется от оценки «скорее низкий уровень» (57 %) до «очень низкий уровень» подготовки (23 %), в то время как сами выпускники свою подготовку оценивают на высоком уровне (49 %) [3].
В частности, 90 % выпускников на первое место среди своих качеств поставили ответственность, данное качество отметили лишь 35 % работодателей. Более 80 % студентов отметили свое умение работать самостоятельно, в то время как только 20 % работодателей согласились с ними. Подавляющее большинство студентов (87 %) среди своих основных качеств выделяют инициативность и нацеленность на результат, а работодатели отмечают это лишь в 45 % случаев. Интересно также, что о наличии у них практических навыков работы в ходе опроса заявили 44 % выпускников, тогда как согласились с ними только 9 % представителей бизнеса [3].
Относительно требований компаний к молодым специалистам мнения у выпускников и работодателей разошлись по вопросу «наличие практических навыков»: так, выпускники считают, что компании смотрят на этот пункт резюме в первую очередь (67 %), хотя только 28 % компаний согласились с ними. Работодатели считают, что основные требуемые у молодых специалистов качества - это инициативность и нацеленность на результат [3].
На вопрос о том, что недостает выпускникам при устройстве на работу, 59 % выпускников уверены, что им не хватает преимущественно практических навыков. Однако, работодатели, отмечая важность этого фактора, не уделили ему основное внимание, оставив ему 35 % из возможного, поскольку необходимыми и в то же время отсутствующими качествами в работе они отметили знания, ответственность и желание работать [3].
Другие исследовательские агентства также отмечают завышенные оценки старшекурсников по основным составляющим профессионального труда. Так, специалистами агентства «РейтОР» в ходе собственного исследования в 23 крупных городах России было выявлено, что единственный навык, по которому оценки выпускников вузов и работодателей очень близки, - это готовность проводить на рабочем месте по 8 и более часов в день, 5 раз в
Социологические науки
195
неделю. Молодые специалисты действительно готовы соблюдать определенный режим работы, если этого требует работодатель [4].
Трудоустройство выпускников является одним из факторов, влияющим на рейтинг ВУЗа как на национальном, так и международном уровне. Так, ректор Новосибирского национального исследовательского государственного университета М. Федорук считает, что шансы успешного трудоустройства выпускников вузов сложно оценить числом обращений в службы занятости. В своем интервью он отметил, что одним из критериев востребованности выпускника является показатель «репутации среди работодателей», который учитывается при составлении одного из авторитетных мировых рейтингов университетов QS: «Я глубоко убежден, что главным показателем эффективности вуза являются достижения его выпускников, добившихся выдающихся результатов в выбранных ими сферах профессиональной деятельности» [5].
Согласно итогам мирового рейтинга QS за 2014-2015 гг. 21 российский ВУЗ по-прежнему входит в перечень лучших университетов мира [6], из которых среди нескольких региональных вузов в перечень вошел только один саратовский университет - Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского.
Если рассмотреть мониторинг Министерства образования и науки РФ по рейтингу трудоустройства выпускников саратовских ВУЗов, то можно отметить, что в ТОП-100 вошла только Консерватория, занявшая 99 место с уровнем трудоустройства выпускников 85 %. В то время как другие вузы заняли соответственно: 141 место - СГТУ 303 место - СГУ 336 место -СГАУ и 738 место - СГЮА [7]. По итогам вышеуказанного рейтинга Министерство сделало заключение о высоком уровне невостребованности выпускников направлений «экономика» и «юриспруденция» по сравнению с количеством выпускаемых специалистов.
Исходя из данных исследований и рейтингов, мы можем сделать вывод, что на рынок труда выходят выпускники с разным уровнем карьерной готовности. Выпускники с высоким уровнем карьерной готовности обладают не только определенным набором и уровнем качеств, необходимых работодателю: самостоятельностью, настойчивостью, эмоциональным интеллектом, открытостью и терпимостью. По мнению исследователей Н.Б. Лисовской и Е.А. Трощиной, для выпускников с высокой карьерной готовностью основное значение имеет ориентация на интеграцию усилий коллектива и высокий уровень ответственности за результат. Соответственно, выпускники с низкой карьерной готовностью отличаются отсутствием четких карьерных ориентаций и амбиций. Отличными особенностями таких выпускников является повышение своего благосостояния, то есть меркантильное отношение к построению его профессионального пути, а также такие личностные качества, как неуверенность в себе, фрустрация, раздражительность [1, с. 47-48].
196 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Развитие необходимых рынку труда личностных качеств выпускника возможно и в рамках образовательной организации. Требование «высокого потенциала личностных качеств и компетенций», запрашиваемых работодателями, учтено при разработке государственной политики в сфере образования в Российской Федерации с момента начала участия России в Болонском процессе [8].
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования в РФ большинство требуемых личностных качеств будущего работника, представленных в документах в качестве общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, возможно сформировать в рамках образовательной организации. Известно, что под компетенцией понимается комплекс взаимосвязанных знаний, умений и навыков и накопленного профессионального опыта выполнения определенного вида деятельности и эмоционального отношения к данному виду деятельности и различным способам его осуществления.
Для каждого направления подготовки составлен определенный перечень образовательных компетенций, которые, по мнению разработчиков, способны воспитать не только гармоничную и развитую духовно и интеллектуально личность, но и привить ей ряд навыков и умений, позволяющих гибко адаптироваться к новым условиям окружающей среды (информационной, технической, технологической, социальной и т.п.) и реализовывать свои возможности на благо семьи, трудового коллектива, общества в целом [8]. Сформированные компетенции находятся в основе формирования карьерной готовности выпускника.
В настоящее время в образовательных организациях и самостоятельно достаточно эффективно работают центры карьеры, региональные центры содействия трудоустройству выпускников, студенческие кадровые агентства, способствующие формированию у выпускников представления о современных требованиях работодателей в разных отраслях хозяйства, о возможностях протестировать свои знания и умения в реальной профессиональной среде посредством заключения договоров на прохождения практики в организации.
Список литературы:
1. Лисовская Н.Б., Трощина Е.А. Карьерная готовность выпускников педагогического вуза // Universum: Вестник Герценовского университета. -2012. - № 3. - С. 43-50.
2. Мониторинг трудоустройства выпускников. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://graduate.edu.ru/ (дата обращения: 20.12.2015).
3. Как работодатели оценивают современных выпускников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://career.ru/article/15186 (дата обращения: 20.12.2015).
Социологические науки
197
4. Работодатели предпочитают обучаемость и умение действовать в команде [Электронный ресурс] // Биржа труда РФ. - 20.07.2006. - No. 54 (978). -Режим доступа: http://birzha-truda.spb.ru/art.php3?n=475&id=22911 (дата обращения: 20.12.2015).
5. Вуз надо оценивать по отзывам работодателей [Электронный ресурс] // Лента региональных новостей. - Режим доступа: http://lentaregion.ru/45143 (дата обращения: 20.12.2015).
6. Российские вузы в мировом рейтинге QS [Электронный ресурс] // РИА Новости. - Режим доступа: http://ria.ru/abitura_world/20150915/12437 18971.html (дата обращения: 20.12.2015).
7. Подведены итоги мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки. рф/новости/5864 (дата обращения: 20.12.2015).
8. Сычева В.О. Мотивация бакалавра как фактор формирования профессиональной мобильности // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015. - № 7.