Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАСХОДОВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ РЕГИОНЕ'

УРОВЕНЬ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАСХОДОВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расходы работников образовательной сферы / структура расходов / дифференциация расходов / прожиточный минимум / expenses of educational workers / cost structure / cost differentiation / living wage

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Васильевна Артемова, Ирина Юрьевна Нестеренко

Авторами на основе социологического опроса 247 домохозяйств проведено исследование по благосостоянию домохозяйств российского региона, от которого (благосостояния) зависит качество жизни как отдельных групп граждан, так и общества в целом. Учитывая, что благосостояние домохозяйств определяется уровнем их доходов и расходов, структура и логика исследования включали две части: определение уровня и степени дифференциации доходов (первая часть) и расходов (вторая часть) применительно к работающим в сфере образования. В данной статье сделан акцент и представлены результаты по второй части, а именно проблеме дифференциации расходов населения в российском регионе. Авторы констатируют значительную дифференциацию расходов домохозяйств различных групп населения, сфер деятельности работников, мест проживания, наличия детей в семьях. Среди факторов, существенно влияющих на расходы домохозяйств, названы: уровень доходов домохозяйств, уровень цен, государственные расходы, ставки налогов, процентные ставки. Неблагоприятные факторы ведут к напряженности потребительских настроений домашних хозяйств, поэтому важно оценить текущую ситуацию по расходам работников образовательной сферы, что и показано в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL AND DIFFERENTIATION OF EXPENDITURES OF EDUCATIONAL WORKERS IN THE RUSSIAN REGION

Based on a sociological survey of 247 households, the authors conducted a study on the welfare of households in the Russian region, on which the quality of life of both individual groups of citizens and society as a whole depends. Considering that the well-being of households is determined by the level of their income and expenses, the structure and logic of the study included two parts: determining the level and degree of differentiation of income (the first part) and expenses (the second part) in relation to those working in the field of education. The results of the study on the first part were published earlier. This article focuses on and presents the results on the problem of differentiation of expenditures of the population in the Russian region. The authors state a significant differentiation of household expenditures of different population groups, the sphere of activity of employees, place of residence, the presence of children in families. Among the factors that significantly affect household spending are: household income level, price level, state.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАСХОДОВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ РЕГИОНЕ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 11 (481). С. 53-66. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(11(481):53-66. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 332.1

doi: 10.47475/1994-2796-2023-481-11-53-66

УРОВЕНЬ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАСХОДОВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ РЕГИОНЕ

Ольга Васильевна Артемова1, Ирина Юрьевна Нестеренко2

1 Челябинский филиал ИЭ УрО РАН, Челябинск, Россия, artemova.ov@uiec.ru

2 Челябинский филиал ИЭ УрО РАН; Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, Челябинск, Россия, nesterenko.iy@uiec.ru

Аннотация. Авторами на основе социологического опроса 247 домохозяйств проведено исследование по благосостоянию домохозяйств российского региона, от которого (благосостояния) зависит качество жизни как отдельных групп граждан, так и общества в целом. Учитывая, что благосостояние домохозяйств определяется уровнем их доходов и расходов, структура и логика исследования включали две части: определение уровня и степени дифференциации доходов (первая часть) и расходов (вторая часть) применительно к работающим в сфере образования. В данной статье сделан акцент и представлены результаты по второй части, а именно проблеме дифференциации расходов населения в российском регионе. Авторы констатируют значительную дифференциацию расходов домохозяйств различных групп населения, сфер деятельности работников, мест проживания, наличия детей в семьях. Среди факторов, существенно влияющих на расходы домохозяйств, названы: уровень доходов домохозяйств, уровень цен, государственные расходы, ставки налогов, процентные ставки. Неблагоприятные факторы ведут к напряженности потребительских настроений домашних хозяйств, поэтому важно оценить текущую ситуацию по расходам работников образовательной сферы, что и показано в предлагаемой статье.

Ключевые слова: расходы работников образовательной сферы, структура расходов, дифференциация расходов, прожиточный минимум

Финансирование. Статья подготовлена в соответствии с планом НИР ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» на 2023 г.

Для цитирования: Артемова О. В., Нестеренко И. Ю. Уровень и дифференциация расходов работников образования в российском регионе // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 11 (481). С. 53-66. doi: 10.47475/1994-2796-2023-481-11-53-66.

Original article

LEVEL AND DIFFERENTIATION OF EXPENDITURES OF EDUCATIONAL WORKERS IN THE RUSSIAN REGION

Olga V. Artemova1, Irina Y. Nesterenko2

1 Chelyabinsk Branch of Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Chelyabinsk, Russia, artemo-va.ov@uiec.ru

2 Chelyabinsk Branch of the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; Ural Socio-Economic Institute (branch) of the Academy of Labor and Social Relations, Chelyabinsk, Russia, nesterenko.iy@uiec.ru

Abstract. Based on a sociological survey of 247 households, the authors conducted a study on the welfare of households in the Russian region, on which the quality of life of both individual groups of citizens and society as a whole depends. Considering that the well-being of households is determined by the level of their income and expenses, the structure and logic of the study included two parts: determining the level and degree of differentiation of income (the first part) and expenses (the second part) in relation to those working in the field of education. The results of the study on the first part were published earlier. This article focuses on and presents the results on the problem of

© Артемова О. В., Нестеренко И. Ю., 2023

differentiation of expenditures of the population in the Russian region. The authors state a significant differentiation of household expenditures of different population groups, the sphere of activity of employees, place of residence, the presence of children in families. Among the factors that significantly affect household spending are: household income level, price level, state.

Keywords: expenses of educational workers, cost structure, cost differentiation, living wage

Funding. The article was prepared in accordance with the research plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences for 2023.

For citation: Artemova OV, Nesterenko IY. Level and Differentiation of Expenditures of Educational Workers in the Russian Region. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(11(481):53-66. (In Russ.). doi: 10.47475/19942796-2023-481-11-53-66.

Введение

Среди субъектов экономической деятельности важное место отведено домашним хозяйствам, благосостояние которых определяет качество жизни как отдельных групп граждан, так и общества в целом [5; 6; 8; 13]. Следует согласиться с авторами, отмечающими, что благосостояние домохозяйств имеет существенное влияние на состояние экономики [7]. Благосостояние до-мохозяйств определяется уровнем их доходов и расходов. Действительно, домашние хозяйства выступают поставщиками экономических ресурсов и являются получателями дохода, они также выступают основной расходующей группой [15]. Таким образом, между доходами и расходами до-мохозяйств существует неразрывная тесная взаимосвязь: структура и объем расходов зависят от объема и структуры доходов [1; 15]. Кроме того, как отмечают специалисты, при росте доходов домашних хозяйств и насыщении их базовых потребностей существенно меняется структура потребления: снижается доля расходов на продовольствие и растет доля расходов на товары длительного пользования [3].

Напротив, при снижении доходов структура расходов меняется в сторону текущего потребления. При этом необходимо учитывать, что расходы домохозяйств определяются такими факторами, как уровень доходов домохозяйств и уровень цен, государственные расходы (в том числе трансфертами), налоги, процентные ставки, периоды потребления (текущий и перспективный), потребности домохозяйств, о чем пишут специалисты [11].

Учитывая эти факторы (в особенности рост цен на потребительские товары и услуги), в настоящее время у среднестатистического домохозяйства наблюдается тенденция роста расходов и снижение доходов. Одной из существенных проблем остается напряженность потребительских настроений, динамика которых отражает незавершенный характер кризисных явлений,

связанных с пандемией коронавируса [10]. Кроме того, существует ряд проблем, препятствующих росту благосостояния населения, в частности, речь в настоящее время идет о неблагоприятных тенденциях изменения структуры доходов и расходов домашних хозяйств в связи с введенными в отношении России западными санкциями [9].

В целом дифференциация расходов домохозяйств имеет место и усиливается для различных групп населения, сфер деятельности работников, наличия детей в семьях и пр. [2; 3; 14]. Так, отмечается, что уровень и структура расходов существенно различаются между домашними хозяйствами, имеющими разный уровень дохода; что доходы и расходы домохозяйств в городах больше, чем в сельской местности, что они растут с увеличением размера города [2]. В проведенном в 2022 г. опросе «Всероссийское обследование домохозяйств по потребительским финансам» говорится о большом разрыве в доходах и расходах домохозяйств из разных децильных групп [2]. Отмечается, что для семей с детьми вероятность оказаться в сложном финансовом положении больше [2; 12]. Подчеркивается неустойчивое финансовое положение домохозяйств из низкодоходных групп и семей с детьми, что следует рассматривать как социальную проблему [2].

Исследования, ведущиеся отечественными и зарубежными учеными и специалистами по проблемам жизнедеятельности населения в рамках домохозяйств в части их экономического благополучия [7; 13], всегда были и остаются в фокусе внимания власти, бизнеса и общества. В порядке конкретизации и углубления актуальными остаются исследования, предметом которых выступают уровень и дифференциация доходов и расходов домашних хозяйств.

Авторы данной статьи, продолжая тему исследований благосостояния домашних хозяйств применительно к работающим в образовательной сфере, акцентировали свое внимание на ситуации с расходной частью бюджета домохозяйств.

Исследователи отмечают, что расходам населения, как объекту исследования, отечественные и зарубежные авторы уделяли пристальное внимание, но до сих пор остается много дискуссионных вопросов и единое мнение не сформировалось [4].

Цель исследования состояла в определении степени дифференциации расходов работников образования региона. Предметом являлись расходы работников образования региона с позиций их дифференциации.

Объект исследования: образовательная сфера региона в разрезе территориальной локализации, видов образовательных учреждений, категорий работников. Полигон: образовательные учреждения Челябинской области (ЧО). Период исследования: IV квартал 2021 г.

Основной метод исследования был основан на социологическом опросе работников образования региона, в процессе которого были получены данные респондентов об их расходах.

Методы и материалы

В данном исследовании использовались следующие критерии дифференциация расходов:

— по отраслевому признаку: сфера образования в разрезе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), общеобразовательных учреждений (ООУ), учреждений среднего профессионального образования (СПО);

— по территориальному признаку: крупные города, средние и малые города, сельские поселения;

— по категориям работников образования: административно-управленческий персонал (АУП), педагогический персонал (ПП), учебно-вспомогательный персонал (УВП), обслуживающий персонал (ОП).

В исследовании был использован такой инструмент анализа, как социологический опрос. В опросе приняли участие 247 домохозяйств работников образования. Обследование проводилось в г. Челябинске (статус города по численности населения — «крупнейший»), г. Магнитогорске (статус — «крупный»), а также средних и малых городских поселениях, сельских поселениях.

Расходы фиксировались по целям потребления: а) оплата товаров и услуг (расходы на приобретение продуктов питания, оплату жилищно-коммунальных услуг, транспортные расходы, приобретение одежды и обуви, приобретение предметов гигиены, бытовой химии, расходы на здравоохранение, образование и др.); б) обязательные пла-

тежи и взносы (налоги с физических лиц, взносы в общественные и кооперативные организации, страховые платежи, погашение кредита и процентов по кредитам); б) капитальные расходы (приобретение недвижимости и транспортных средств, крупной бытовой техники, мебели). Также оценивался прирост (уменьшение) финансовых активов домашних хозяйств работников образования.

Были проведены сравнительная оценка расходов работников образования по выбранным критериям, сравнение расходов относительно их среднего значения на территории Челябинской области, а также относительно величины установленного в регионе прожиточного минимума.

Обработка полученных результатов опроса позволила выявить ряд количественных и качественных характеристик расходов анализируемой категории работников.

Результаты

Используя предложенные авторами подходы, был проведен анализ и дана сравнительная оценка уровня расходов работников образования, выявлена степень их (расходов) дифференциации.

Средние расходы домашних хозяйств работников образования на 1 человека в месяц по Челябинской области по результатам анализа обследованных семей в IV квартале 2021 г. составили 18 582 руб., что на 441 руб. больше средних доходов. Таким образом, средний уровень прироста (уменьшения) финансовых активов (текущего уровня прироста сбережений) составил 2,32 % от уровня доходов (табл. 1).

В разрезе категорий работников образовательных организаций дифференциация расходов ожидаемо аналогична дифференциации доходов: категории работников с большими доходами имеют более высокий уровень расходов и, наоборот, менее доходные категории работников имеют меньшие расходы. По результатам исследования наибольшие расходы имеют место в семьях АУП — 25 165 руб. в месяц на человека (135,4 % от средних по работникам образования области), далее по убывающей: расходы домашних семей педперсонала — 19 053 руб. в месяц на человека (102,5 % от средних по работникам образования области), учебно-вспомогательного персонала — 17 012 руб. (91,6 %), обслуживающего персонала — 13 099 руб. на человека в месяц (70,5 % от средних).

В разрезе видов образовательных организаций наиболее высокие расходы в анализируемом периоде сложились у работников ДОУ — 20 097 руб.

Таблица 1 Table 1

Средние доходы, расходы и уровень прироста (уменьшения) финансовых активов домашних хозяйств по категориям работников образования Челябинской области в 4 квартале 2021 года Average income, expenses and the level of growth (decrease) in financial assets of households by categories of education workers in the Chelyabinsk region in the 4th quarter of 2021

Категория работников Ср. доходы в месяц на 1 чел., руб. Доля от средних доходов по ЧО, всего, % Ср. расходы в месяц на 1 чел., руб. Доля от средних расходов по ЧО всего, % Прирост (уменьшение) финансовых активов в месяц на 1 чел., ру<5. Доля прироста (уменьшения) финансовых активов в доходах, %

ЧО 19 023 100,00 18 582 100,00 441 2,32

АУП 24 898 130,88 25 165 135,43 -267 -1,07

ПП 19 750 103,82 19 053 102,53 697 3,53

УВП 17 400 91,47 17 012 91,55 388 2,23

ОП 14 044 73,83 13 099 70,49 945 6,73

ДОУ 18 738 98,50 20 097 108,15 -1 359 -7,25

АУП 26 379 138,67 31 056 167,13 -4 677 -17,73

ПП 18 142 95,37 18 694 100,60 -552 -3,04

УВП 16 259 85,47 17 159 92,34 -900 -5,54

ОП 14 174 74,51 13 478 72,53 696 4,91

ООУ 18 932 99,52 18 257 98,25 675 3,57

АУП 23 604 124,08 23 955 128,92 -351 -1,49

ПП 22 174 116,56 20 902 112,49 1 272 5,74

УВП 17 841 93,79 16 873 90,80 968 5,43

ОП 12 111 63,67 11 298 60,80 813 6,71

СПО 20 529 107,92 18 971 102,09 1 558 7,59

АУП 26 544 139,54 24 293 130,73 2 251 8,48

ПП 18 933 99,53 17 564 94,52 1 369 7,23

УВП 20 693 108,78 19 394 104,37 1 299 6,28

ОП 15 946 83,82 14 634 78,75 1 312 8,23

Источник: составлено авторами.

в месяц на члена семьи (108,2 % от средних по работникам образования области), у работников СПО — 18 971 руб. (102,1 %) и общеобразовательных организаций — 18 257 руб. на человека (98,3 %).

При среднем уровне прироста (уменьшения) финансовых активов по всем респондентам в 2,32 % от уровня доходов наблюдается высокая дифференциация данного показателя и по категориям работников образования, и по отдельным семьям. Работники среднего профессионального образования имеют самый высокий уровень текущих сбережений — 7,59 %, общеобразовательных организаций — в среднем 3,57 %, а уровень текущих сбережений работников ДОУ составил отрицательную величину (-7,25 %). Отрицательное значение уровня прироста (уменьшения) финансовых активов означает, что в анализируемом периоде расходы домашних хозяйств превышали доходы. Это возможно за счет использования ра-

нее накопленных сбережений или осуществления расходов за счет привлечения кредитов. В частности, такая ситуация возникла у персонала дошкольных образовательных организаций и административно-управленческого персонала общеобразовательных учреждений.

В разрезе территорий ранжирование уровня расходов также аналогично ранжированию уровней доходов (табл. 2).

Наибольшее значение среднедушевых расходов домашних хозяйств работников образования сложилось в крупных городах — 21 171 руб./мес. (113,9 % от средних по работникам образования области), на втором месте — среднедушевые расходы средних и малых городов — 19 661 руб./мес. (105,8 % от средних) и самые низкие денежные расходы в сельских поселениях — 14 914 руб./мес. на человека (80,3 % от средних).

В структуре расходов домашних хозяйств работников образования области преобладают

Таблица 2 Table 2

Средние доходы, расходы и прирост (уменьшение) финансовых активов домашних хозяйств работников образования по территориям Челябинской области в IV квартале 2021 г. Average income, expenses and increase (decrease) in financial assets of households of educators by territory of the Chelyabinsk region in the 4th quarter of 2021

Категория работников Ср. доходы в месяц на 1 чел., руб. Доля от средних доходов по ЧО, всего, % Ср. расходы в месяц на 1 чел., руб. Доля от средних расходов по ЧО всего, % Прирост (уменьшение) финансовых активов в месяц на 1 чел., руб. Доля прироста (уменьшения) финансовых активов в доходах, %

ЧО 19 023 100,00 18 582 100,00 441 2,32

АУП 24 898 130,88 25 165 135,43 -267 -1,07

ПП 19 750 103,82 19 053 102,53 697 3,53

УВП 17 400 91,47 17 012 91,55 388 2,23

ОП 14 044 73,83 13 099 70,49 945 6,73

Крупные города 22 030 115,81 21 171 113,93 859 3,90

АУП 27 239 143,19 27 176 146,25 63 0,23

ПП 23 877 125,52 22 971 123,62 906 3,79

УВП 21 350 112,23 20 247 108,96 1 103 5,17

ОП 15 652 82,28 14 292 76,91 1 360 8,69

Средние и малые города 19 306 101,49 19 661 105,81 -355 -1,84

АУП 26 571 139,68 28 694 154,42 -2123 -7,99

ПП 18 991 99,83 18 025 97,00 966 5,09

УВП 17 934 94,28 18 564 99,90 -630 -3,51

ОП 13 728 72,17 13 360 71,90 368 2,68

Сельские поселения 15 734 82,71 14 914 80,26 820 5,21

АУП 20 884 109,78 19 623 105,60 1 261 6,04

ПП 16 381 86,11 16 164 86,99 217 1,32

УВП 12 917 67,90 12 226 65,79 691 5,35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОП 12 753 67,04 11 644 62,66 1 109 8,70

Источник: составлено авторами.

расходы на покупку товаров и услуг текущего характера — 77,76 %. Обязательные платежи (налоги, взносы, в том числе по страхованию, выплаты на погашение кредита и процентов по нему) составляют 13,33 %. Расходы капитального характера составляют 6,93 %, в том числе расходы на приобретение недвижимости и транспортных средств — 1,09 %, на приобретение крупной бытовой техники, мебели, ремонт жилья — 5,84 % (табл. 3).

В структуре расходов по категориям товаров и услуг наибольшую долю составляют расходы на питание (27,66 %) и оплату коммунальных услуг (12,96 %). Достаточно большую долю в структуре расходов составляют расходы на погашение кредита — 11,76 %, что говорит о высоком уровне закредитованности работников.

К другим значимым расходам домашних хозяйств относятся расходы на приобретение одежды и обуви (9,50 % расходов), бытовых товаров и услуг, в том числе компьютеров и телефонов, (5,87 %), транспортные расходы (5,87 %), затраты на здравоохранение (4,44 %), приобретение косметики, парфюмерии, бытовой химии и предметов гигиены (3,68 %), на образование (3,40 %). Очень низкий уровень в структуре расходов составляют затраты на отдых — 0,69 %.

Уровень затрат на питание и на отдых являются индикаторами уровня благосостояния населения. При росте уровня благосостояния снижается доля затрат на питание и увеличивается доля затрат на отдых. И наоборот: при снижении уровня благосостояния растет доля затрат на питание и уменьшается доля затрат на отдых, поскольку

Таблица 3 Table 3

Структура расходов домашних хозяйств по категориям работников образования Челябинской области в IV квартале 2021 г. The structure of household expenditures by category of education workers in the Chelyabinsk region

in the 4th quarter of 2021

Виды расходов Расходы в среднем на 1 чел. до-маш. хоз-ва, руб. Доля в расходах, % Доля по видам расходов по категориям работников образования, %

АУП ПП УВП ОП

1. Покупка товаров и оплата услуг 14 449 77,76 70,07 75,75 79,51 85,70

1.1) приобретение продуктов питания 5 140 27,66 23,38 27,04 31,59 28,63

1.2) оплата коммунальных услуг 2 408 12,96 10,74 11,55 13,47 16,08

1.3) покупка одежды и обуви 1 765 9,50 7,88 9,38 9,04 11,69

1.4) приобретение косметики, парфюмерии, бытовой химии и предметов гигиены 684 3,68 2,66 3,12 5,02 3,92

1.5) затраты на здравоохранение 825 4,44 3,05 3,81 4,45 6,47

1.6) затраты на посещение культурно-до-суговых и спортивных учреждений 242 1,30 1,65 1,41 1,05 1,08

1.7) затраты на образование 632 3,40 6,02 2,95 2,53 2,11

1.8) транспортные расходы 1 091 5,87 6,71 5,60 4,66 6,51

1.9) затраты на приобретение бытовых товаров и услуг 1 091 5,87 5,46 5,97 6,55 5,51

1.9.1) в том числе компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, гаджетов к ним 509 2,74 2,65 3,19 3,28 1,82

1.10) затраты на отдых 128 0,69 0,74 0,95 0,62 0,45

1.11) оказание финансовой помощи и подарки 325 1,75 1,41 2,44 1,41 1,73

1.12) прочие расходы 190 1,02 0,52 1,46 0,66 1,43

2. Обязательные платежи 2 477 13,33 16,53 16,07 12,28 8,45

2.1) налоги и сборы, пошлины 124 0,67 0,68 0,45 0,76 0,81

2.2) взносы в общественные и кооперативные организации 46 0,25 0,32 0,27 0,19 0,23

2.3) платежи по страхованию 121 0,65 0,67 1,06 0,54 0,33

2.4) погашение кредита и процентов и комиссий по кредитам 2 185 11,76 14,86 14,33 10,83 7,03

3. Приобретение недвижимости и транспортных средств 2 03 1,09 1,93 2,45 0,00 0,00

4. Приобретение крупной бытовой техники, мебели, осуществление ремонта жилья 1 085 5,84 9,46 3,73 5,30 4,87

РАСХОДЫ, всего 18 582 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Источник: составлено авторами.

потребители прежде всего стремятся сохранить уровень потребления товаров первой необходимости за счет перераспределения ресурсов из менее значимых для выживания направлений. Доля расходов на отдых в структуре расходов работников образования Челябинской области составляет менее 1 %, что свидетельствует о низком уровне благосостояния.

Дифференциация структуры расходов по категориям работников образования соответствует

общей тенденции изменения структуры расходов в зависимости от доходов потребителей — с ростом доходов уменьшается доля текущих расходов, прежде всего на приобретение продуктов питания, и увеличиваются расходы капитального характера — на приобретение недвижимости и транспортных средств, крупной бытовой техники, мебели. У административно-управленческого персонала, который имеет самые высокие доходы в анализируемой группе работников, ниже

среднего доля расходов на питание (23,38 %), на оплату коммунальных услуг (10,74 %), но самая высокая доля расходов на погашение кредита (14,86 %) и доля расходов капитального характера (11,39 %): приобретение недвижимости и транспортных средств (1,93 %) и крупной бытовой техники и мебели, осуществление ремонта жилья (9,46 %). Наименее доходная категория работников образования — обслуживающий персонал — на текущие расходы тратит 85,70 % бюджета, в том числе на продукты питание — 28,63 %, коммунальные услуги — 16,08 %, покупку одежды и обуви — 11,69 %. Доля капитальных расходов данной категории работников составляет 4,87 %. Ни один респондент из данной категории работников не указал в составе своих расходов приобретение недвижимости и транспортных средств.

Структура расходов домашних хозяйств работников образования по территориям области показывает, что у жителей средних и малых городов доля расходов на покупку товаров и услуг текущего потребления, в том числе продукты питания, составляет большую долю, чем в крупных городах, а доля расходов капитального характера, соответственно, меньше (табл. 4). Это согласуется с обратной зависимостью, что менее доходные группы населения тратят больше своих доходов на товары повседневного спроса, поскольку среднедушевые доходы работников образования средних и малых городов составляют в среднем 86 % от среднедушевых доходов работников образования крупных городов. Но работники образования сельских поселений, которые имеют наименьшие доходы среди работников образования области (71 % от среднедушевых доходов работников образования крупных городов и 82 % от среднедушевых доходов работников образования средних и малых городов), имеют меньшую долю расходов на товары повседневного спроса, в том числе продукты питания, по сравнению с работниками образования городов. Такая ситуация может быть связана со следующими причинами. Во-первых, у работников образования сельских поселений самая высокая доля расходов на погашение кредита среди работников образования области — 12,64 %, что выше среднего уровня. А более высокая доля расходов в форме обязательных платежей уменьшает долю других видов расходов. Во-вторых, у жителей сельских поселений в структуре потребления продуктов питания самая высокая доля продуктов собственного производства, что уменьшает денежные расходы домашних хозяйств на приобретение продуктов питания.

Продукты питания собственного производства (выращенные на садовых участках, личном подсобном хозяйстве) занимают значимую долю в структуре потребления работников образования области, особенно сельских поселений. Доля продукции собственного производства в составе потребления продуктов питания работников образования крупных городов составляет в среднем 9 %, средних и малых городов — 15 % и сельских поселений — 25 %. Наибольшее значение продукты питания собственного производства имеют в структуре потребления ОП сельских поселений — в среднем 44 %.

На осуществление расходов капитального характера (покупка объектов недвижимости, транспортных средств, крупной бытовой техники, мебели, осуществление крупного ремонта жилья) в течение 2021 г. указали 53 % респондентов (табл. 5).

При этом доля домашних хозяйств с кредиторской задолженностью составляет 58 % (табл. 6).

Размер расходов на погашение кредита превышает уровень капитальных расходов домашних хозяйств — доля расходов капитального характера в структуре расходов домашних хозяйств работников образования ЧО составляет в среднем 6,93 %, а доля расходов на погашение кредитов — 11,76 % (см. табл. 2). Размер расходов на погашение кредита превышает размер капитальных расходов на 40 %. Это означает, что не только приобретение объектов недвижимости, транспортных средств, крупной бытовой техники, мебели осуществляется в кредит, но частично и покупка товаров повседневного спроса — сотовых телефонов, компьютеров, одежды, обуви. Уровень текущих сбережений домашних хозяйств по всем категориям работникам образования в среднем составляет 2,32 % от уровня текущих доходов (см. табл. 1). Эти характеристики структуры расходов семей свидетельствуют, что осуществление расходов капитального характера для большинства респондентов невозможно без относительно длительного периода накопления средств или приобретения товаров в кредит.

В процессе исследования было проведено сравнение полученных результатов опроса работников образования и данных Росстата о величине потребительских расходов жителей Челябинской области. Важной оценочной характеристикой расходов работников образования является их сравнение с прожиточным минимумом и среднедушевыми месячными расходами жителей области (табл. 7).

On О

Таблица 4 Table 4

Структура расходов семей работников образования по территориям Челябинской области в 2021 г., The structure of expenses of families of educators by territory of the Chelyabinsk region in 2021,%

о/

Виды расходов Расходы в крупных городах 40 Расходы в средних и малых городах ЧО Расходы в сельских поселениях ЧО

Ср. значение АУП ПП УВП оп Ср. значение АУП ПП УВП ОП Ср. значение АУП ПП УВП ОП

1. Покупка товаров и оплата услуг 76,91 66,01 76,58 81,78 83,27 81,39 75,87 78,68 75,66 95,35 74,97 68,33 71,99 81,07 78,49

1.1) приобретение продуктов питания 25,65 21,45 23,25 28,22 29,66 29,80 24,01 30,13 30,61 34,45 27,54 24,69 27,75 35,94 21,78

1.2) оплата коммунальных услуг 13,63 10,43 13,92 12,88 17,28 15,75 13,68 12,95 17,81 18,54 9,51 8,11 7,78 9,72 12,43

1.3) покупка одежды и обуви 8,74 7,61 7,97 9,00 10,37 8,14 6,53 9,19 8,30 8,53 11,62 9,51 10,99 9,82 16,18

1.4) приобретение косметики, парфюмерии, бытовой химии и предметов гигиены 3,35 2,44 2,87 5,27 2,80 3,77 2,68 3,12 3,48 5,80 3,92 2,85 3,36 6,30 3,17

1.5) затраты на здравоохранение 4,73 4,25 4,71 5,25 4,72 4,50 2,54 3,05 2,61 9,81 4,10 2,37 3,65 5,50 4,88

1.6) затраты на посещение культурно-досуговых и спортивных учреждений 1,25 1,02 1,86 1,13 0,99 1,80 2,62 1,19 1,57 1,81 0,85 1,30 1,18 0,46 0,44

1.7) затраты на образование 4,04 5,69 3,89 4,50 2,07 4,26 10,34 2,84 1,39 2,47 1,91 2,04 2,10 1,70 1,80

1.8) транспортные расходы 5,20 4,46 5,36 5,99 5,00 5,36 9,08 4,47 2,06 5,81 7,05 6,60 6,97 5,91 8,70

1.9) затраты на приобретение бытовых товаров и услуг 6,08 5,26 5,49 6,50 7,09 4,34 2,72 6,75 5,53 2,34 7,20 8,40 5,68 7,64 7,09

1.9.1) в том числе компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, гаджетов к ним 2,87 2,84 3,50 2,72 2,44 1,73 0,34 3,14 3,14 0,28 3,61 4,78 2,93 3,99 2,74

1.10) затраты на отдых 0,73 0,69 1,19 0,75 0,27 0,68 0,34 1,26 0,11 1,02 0,66 1,19 0,41 0,99 0,06

1.11) оказание финансовой помощи и подарки 2,73 1,94 3,76 2,69 2,52 1,59 1,03 2,04 1,36 1,95 0,93 1,26 1,53 0,19 0,73

1.12) прочие расходы 1,25 1,24 2,31 0,95 0,50 1,29 0,31 1,40 0,90 2,54 0,51 0,00 0,67 0,12 1,25

2. Обязательные платежи 13,35 14,98 14,11 14,02 10,28 12,19 15,92 13,24 15,97 3,65 14,45 18,68 20,86 6,84 11,43

2.1) налоги и сборы, пошлины 0,66 0,59 0,59 0,75 0,70 0,57 0,75 0,44 0,42 0,66 0,80 0,70 0,31 1,10 1,07

2.2) взносы в общественные и кооперативные организации 0,36 0,26 0,36 0,15 0,65 0,26 0,41 0,35 0,28 0,00 0,14 0,29 0,09 0,14 0,03

2.3) платежи по страхованию 0,88 0,86 1,13 1,04 0,48 0,37 0,44 0,85 0,04 0,14 0,71 0,71 1,21 0,54 0,38

2.4) погашение кредита и процентов и комиссий по кредитам 11,46 13,27 12,03 12,08 8,45 11,19 14,32 12,36 15,23 2,85 12,64 16,98 18,60 5,19 9,79

3. Приобретение недвижимости и транспортных средств 2,62 5,78 4,72 0,00 0,00 0,48 0,00 1,90 0,00 0,00 0,18 0,00 0,72 0,00 0,00

4. Приобретение крупной бытовой техники, мебели, осуществление ремонта жилья 7,00 12,75 4,59 4,20 6,45 4,38 7,87 3,49 5,18 0,99 6,14 7,76 3,11 6,51 7,18

РАСХОДЫ, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

о g

О Ьэ

ж §

¡S¡

5

а

§ Ks

V

а' й

£

а

Г

Источник: составлено авторами.

Таблица 5 Table 5

Доля домашних хозяйств работников образования Челябинской области, в структуре потребления которых имеются капитальные расходы в течение 2021 г., % The share of households of education workers in the Chelyabinsk region, in the structure of consumption of which there are capital expenditures during 2021, %

Виды образовательных организаций по территориям Доля домохозяйств, имеющих капитальные расходы, %

Среднее по ЧО Категории работников

АУП ПП УВП ОП

ЧО 53 68 55 42 49

ДОУ 59 60 67 56 48

ООУ 51 73 52 35 53

СПО 46 75 44 40 33

Крупные города 53 73 44 44 67

ДОУ 56 57 62 40 56

ООУ 54 86 40 38 83

СПО 43 100 30 67 0

Средние и малые города 43 33 53 13 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДОУ 57 67 50 50 75

ООУ 37 0 52 0 0

СПО 30 0 60 0 0

Сельские поселения 66 100 75 71 42

ДОУ 65 0 100 100 30

ООУ 62 100 63 60 50

СПО 100 100 100 0 100

Источник: составлено авторами.

Таблица 6 Table 6

Доля домашних хозяйств работников образования Челябинской области, выплачивающих обязательства по кредитам в течение 2021 г., % The share of households of educators in the Chelyabinsk region paying loan obligations during 2021, %

Виды образовательных организаций по территориям Доля домохозяйств, имеющих капитальные расходы, %

Среднее по ЧО Категории работников

АУП ПП УВП ОП

ЧО 58 68 65 68 28

ДОУ 56 80 64 67 30

ООУ 57 55 67 59 24

СПО 68 75 63 100 33

Крупные города 55 60 26 63 27

ДОУ 62 71 10 80 22

ООУ 41 43 9 38 33

СПО 79 100 7 100 0

Средние и малые города 64 83 61 100 33

ДОУ 62 100 50 100 50

ООУ 70 50 71 100 33

СПО 50 100 40 100 0

Сельские поселения 57 75 79 43 26

ДОУ 40 0 63 0 30

ООУ 65 100 84 60 13

СПО 75 50 100 0 100

Источник: составлено авторами.

Таблица 7 Table 7

Среднедушевые месячные расходы домашних хозяйств работников образования Челябинской области в IV квартале 2021 г. относительно прожиточного минимума и среднедушевых месячных расходов жителей Челябинской области Average per capita monthly expenses of households of educators in the Chelyabinsk region in the 4th

quarter of 2021 relative to the subsistence minimum and average per capita monthly expenses _of residents of the Chelyabinsk region_

Показатели доходов В среднем по категориям работников образования Категории работников образования

АУП ПП УВП ОП

В среднем по Челябинской области

Среднедушевые месячные расходы работников образования, руб./мес. 18 582 25 165 19 053 17 012 13 099

Величина среднедушевых расходов в прожиточных минимумах4, раз 1,63 2,20 1,67 1,49 1,15

Доля от среднедушевых расходов жителей ЧО2), % 78,0 105,6 80,0 71,4 55,0

По дошкольным образовательным учреждениям Челябинской области

Среднедушевые месячные расходы работников образования, руб./мес. 20 097 31 056 18 694 17 159 13 478

Величина среднедушевых расходов в прожиточных минимумах4, раз 1,76 2,72 1,64 1,50 1,18

Доля от среднедушевых расходов жителей ЧО2), % 84,4 130,4 78,5 72,0 56,6

По общеобразовательным учреждениям Челябинской области

Среднедушевые месячные расходы работников образования, руб./мес. 18 257 23 955 20 902 16 873 11 298

Величина среднедушевых расходов в прожиточных минимумах4, раз 1,60 2,10 1,83 1,48 0,99

Доля от среднедушевых расходов жителей ЧО2), % 76,6 100,6 87,7 70,8 47,4

По учреждениям среднего профессионального образования Челябинской области

Среднедушевые месячные расходы работников образования, руб./мес. 18 971 24 293 17 564 19 394 14 634

Величина среднедушевых расходов в прожиточных минимумах4, раз 1,66 2,13 1,54 1,70 1,28

Доля от среднедушевых расходов жителей ЧО2), % 79,6 102,0 73,7 81,4 61,4

В крупных городах Челябинской области

Среднедушевые месячные расходы работников образования, руб./мес. 21 171 27 176 22 971 20 247 14 292

Величина среднедушевых расходов в прожиточных минимумах4, раз 1,85 2,38 2,01 1,77 1,25

Доля от среднедушевых расходов жителей ЧО2), % 88,9 114,1 96,4 85,0 60,0

В средних и малых городах Челябинской области

Среднедушевые месячные расходы работников образования, руб./мес. 19 661 28 694 18 025 18 564 13 360

Величина среднедушевых расходов в прожиточных минимумах4, раз 1,72 2,51 1,58 1,62 1,17

Доля от среднедушевых расходов жителей ЧО2), % 82,5 120,5 75,7 77,9 56,1

В сельских поселениях Челябинской области

Среднедушевые месячные расходы работников образования, руб./мес. 14 914 19 623 16 164 12 226 11 644

Величина среднедушевых расходов в прожиточных минимумах4, раз 1,30 1,72 1,41 1,07 1,02

Доля от среднедушевых расходов жителей ЧО2), % 62,6 82,4 67,9 51,3 48,9

1)1 Прожиточный минимум в IV квартале 2021 г. на одного человека в Челябинской области составлял 11 430 руб./мес.

2) Среднедушевые месячные расходы жителей Челябинской области в 2021 г. составили 23 821 руб. (Регионы России. Социально-экономические показатели : стат. сб. / Росстат. М., 2022).

Источник: составлено авторами.

Расчет среднедушевых расходов домашних хозяйств в прожиточных минимумах показывает, что данный показатель домашних хозяйств работников образования в среднем составил в IV квартале 2021 г. 1,63 прожиточных минимума. Дифференциация данного показателя по категориям персонала и видам образовательных учреждений области составляет от 0,99 прожиточных минимумов у ОП в общеобразовательных учреждениях области до 2,72 прожиточного минимума у АУП в дошкольных образовательных учреждениях.

Сравнение среднедушевых месячных расходов домашних хозяйств работников образования по территориям Челябинской области со среднедушевыми месячными расходами жителей Челябинской области представлено на рис. 1.

Среднедушевые расходы домашних хозяйств работников образования Челябинской области составили 78 % от потребительских расходов на 1 человека в месяц в Челябинской области в 2021 г. Дифференциация данного показателя по категориям персонала и территориям области была от 48,9 % у ОП в сельских поселениях до 120,5 % у АУП в средних и малых городах.

Авторами было проведено сравнение структуры использования денежных доходов работников образования (рассчитанных по результатам опроса) со средними показателями по жителям Челябинской области (табл. 8).

Структура использования денежных доходов работниками образования Челябинской области примерно соответствует такой структуре в среднем по жителям Челябинской области: расходы

140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

114,1

105,6

78,0

71,4

96,4

85,0 82,5

II

I

55,0

120,5

60,0

75,7 77,9 56,1

82,4

62,6 62,6

67,9 51,3

I

48,9

в среднем по территориям ЧО

крупные города

средние и малые города

сельские поселения

■ в среднем по категориям работников образования □ АУП v ПП Ш УВП □ ОП

Рис. 1. Среднедушевые месячные расходы домашних хозяйств работников образования Челябинской области в IV квартале 2021 г. относительно среднедушевых месячных расходов жителей

Челябинской области, %

Fig. 1. Average per capita monthly expenses of households of educators in the Chelyabinsk Region in the 4th quarter of2021 relative to the average per capita monthly expenses of residents of the Chelyabinsk Region, %o

Источник: составлено авторами

Таблица 8 Table 8

Структура использования денежных доходов домашних хозяйств (% от общего объема денежных доходов) в Челябинской области в 2021 г. The structure of the use of household cash income (in % of total cash income) in the Chelyabinsk Region in 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды использования денежных доходов Челябинская область1' Работники образования ЧО

Покупка товаров и оплата услуг 80,8 83,642)

Обязательные платежи и взносы 15,7 13,33

Приобретение недвижимости 2,7 1,093)

Прирост (уменьшение) финансовых активов 0,8 2,32

1)1 По данным Росстата (Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022 : стат. сб. / Росстат. М., 2022).

2) По данным табл. 2 (включает покупку товаров и оплату услуг и приобретение крупной бытовой техники, мебели, осуществление ремонта жилья).

3) По данным табл. 2 (включает приобретение недвижимости и транспортных средств). Источник: составлено авторами.

на покупку товаров и услуг составляют немногим более 80 % от денежных доходов, расходы в форме обязательных платежей и взносов — в пределах 13-16 %. Можно отметить только, что работники образования в анализируемом периоде в большей степени склонны к сбережениям и в меньшей степени — к приобретению недвижимости по сравнению со средними показателями по жителям области. Доля прироста финансовых активов в использовании денежных доходов работников образования в 3 раза выше данного показателя в среднем по жителям Челябинской области, а доля расходов на приобретение недвижимости — в 2,5 раза меньше соответственно.

Заключение

Проведенное исследование позволило обобщить результаты и сделать ряд выводов по нескольким важным аспектам, к которым относятся:

• Уровень и дифференциация расходов работников образовательных организаций Челябинской области в анализируемом периоде (IV квартал 2021 г.).

- Средние расходы домашних хозяйств работников образования на 1 человека в месяц по Челябинской области незначительно превышали их средние доходы.

- Дифференциация расходов по категориям работников ожидаемо аналогична дифференциации их доходов. Наибольшие расходы имеют место в семьях АУП, далее по убыванию: расходы домашних семей педработников, учебно-вспомогательного персонала.

- Наиболее высокие расходы по видам образовательных организаций сложились у работников ДОУ, в то же время в этот же период у них ниже доходы, чем у работников других видов образовательных организаций.

- Ранжирование уровня расходов по территориальному признаку аналогично ранжированию уровней доходов: наибольшее значение среднедушевых расходов сложилось в крупных городах, на втором месте — среднедушевые расходы в средних и малых городах и самые низкие денежные расходы в сельских поселениях.

- Размер среднедушевых расходов домашних хозяйств работников образования в прожиточных минимумах составил в IV квартале 2021 г. 1,63 прожиточных минимума. Дифференциация данного показателя по категориям персонала и видам образовательных учреждений области составляет от 0,99 прожиточного минимума у ОП в ООУ области до 2,72 прожиточного минимума у АУП в ДОУ

• Структура расходов работников образовательных организаций Челябинской области в анализируемом периоде (IV квартал 2021 г.).

- В структуре расходов домашних хозяйств работников образования области преобладают расходы на покупку товаров и услуг текущего характера (77,76 %). Обязательные платежи (налоги, взносы, погашение кредита и др.) составляют 13,33 %. Расходы капитального характера составляют 6,93 %.

- В структуре расходов по категориям товаров и услуг наибольшую долю составляют расходы на питание — 27,66 % и оплату коммунальных услуг — 12,96 %. Достаточно высокую долю в структуре расходов составляют расходы на погашение кредита — 11,76 %, что говорит о высоком уровне закредитованности работников.

- Структура расходов домашних хозяйств работников образования по территориям области показывает, что у жителей средних и малых городов доля расходов на покупку товаров и услуг текущего потребления составляет большую долю, чем в крупных городах, а доля расходов капитального характера соответственно меньше. Это согласуется с тем, что менее доходные группы населения (в частности, проживающие в средних и малых городах) тратят больше своих доходов на товары повседневного спроса. Работники образования сельских поселений, у которых наименьшие доходы среди работников образования области, имеют меньшую долю расходов на товары повседневного спроса, в том числе продукты питания, по сравнению с работниками образования городов. Это объясняется тем, что у работников образования сельских поселений более высокая доля расходов на погашение кредита среди работников образования области (12,64 %), что уменьшает долю других видов расходов. Кроме того, у жителей сельских поселений в структуре потребления продуктов питания самая высокая доля продуктов собственного производства.

- На осуществление расходов капитального характера в течение 2021 г. указали 53 % респондентов. При этом доля домашних хозяйств с кредиторской задолженностью составляет 58 %. Размер расходов на погашение кредита превышает размер капитальных расходов домашних хозяйств на 40 %.

• Сравнение среднедушевых расходов домашних хозяйств работников образования со среднедушевыми расходами по Челябинской области.

- Среднедушевые расходы домашних хозяйств работников образования Челябинской области

в среднем составили 78 % от потребительских расходов на 1 человека в месяц в Челябинской области в 2021 г. Дифференциация данного показателя по категориям персонала и территориям области была от 48,9 % у ОП в сельских поселениях до 120,5 % у АУП в средних и малых городах.

— Доля потребительских расходов домашних хозяйств по целям потребления работниками образования Челябинской области по наиболее затратным статьям расходов (приобретение продуктов питания и оплата ЖКУ, включая расходы

на информацию и коммуникацию) соответствует их доле в структуре потребительских расходов в среднем по жителям Челябинской области. Выше средних доля расходов работников образования в структуре потребительских расходов на покупку одежды и обуви, приобретение предметов домашнего обихода, бытовой техники, на уход за домом, образование, здравоохранение, ниже средних — на транспорт, отдых и культурные мероприятия.

Список источников

1. Артемова О. В., Савченко А. Н., Меленькина С. А. Благосостояние как мера обеспеченности благами населения // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 59. С. 58-77. DOI 10.17223/19988648/59/4.

2. Бессонова Е., Цветкова А. Финансы российских домохозяйств в 2022 г. : аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования. Банк России, 2023.

3. Влияние уровня и распределения доходов на структуру потребления российских домашних хозяйств // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН Группа RIM Бюллетень «Проблемы социальной политики». 2020. Вып. № 10 (Январь).

4. Евстафьева И. Ю. Структура расходов домашних хозяйств: факторы, определяющие ее динамику // Экономика и управление. 2016. № 9 (131). С. 15-21.

5. Земцов А. А. Домохозяйство: Основания. Финансы. Консалтинг. Томск, 2015. 351 с.

6. Карачурина Г. Г., Садыков Р. М., Халикова Э. К. Оценка социально-экономического благосостояния населения российского региона // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18, № 10 (481). С. 1910-1925. DOI 10.24891/re.18.10.1910.

7. Кодолова И. А., Юсупова Л. М., Никонова Т. В., Хисамова Э. Д., Воронцова Л. В. Специфика функционирования домашних хозяйств в Российской Федерации // МНИЖ. 2023. № 1 (127). С. 32.

8. Леонидова Г. В. и др. Благосостояние населения в исследованиях ФГБУН ВолНЦ РАН // Социальное пространство. 2020. Т. 6, № 4. С. 1. DOI 10.15838/sa.2020.4.26.1

9. Митрошин И. В. Доходы и потребительские расходы домашних хозяйств в России // Научный результат. Экономические исследования. 2022. № 2. С. 74-84.

10. Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения: три квартала 2021 г. / под ред. Л. Н. Овчаровой. М. : НИУ ВШЭ, 2021.

11. Разумовская Е. А. Проблемы критериального анализа финансовых решений домохозяйств в современных российских условиях // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 6. С. 108-115.

12. Ржаницына Л. С. Стандарт экономической устойчивости семьи с детьми — новый ориентир политики доходов // Народонаселение. 2019. Т. 22, № 1. С. 121-129.

13. Салин В. Н., Качанова Н. Н., Глебкова И. Ю. Статистический анализ финансов домашних хозяйств // Финансы: теория и практика. 2016. № 3. С. 72-82.

14. Структура потребления российских домашних хозяйств // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН Группа RIM Бюллетень «Проблемы социальной политики». 2019. Вып. № 9 (Июнь).

15. Чапаргина А. Н. Функциональная роль домашних хозяйств в системе регионального развития // Вектор экономики. 2019. № 12(42). С. 75.

References

1. Artemova OV, Savchenko AN, Melen'kina SA. Well-being as a measure of the sufficiency of benefits for the population. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2022;(59):58-77. DOI 10.17223/19988648/59/4. (In Russ.).

2. Bessonova E, Tsvetkova A. Russian household finances in 2022, Analytical note of the Research and Forecasting Department, Bank of Russia, 2023.

3. Influence of the level and distribution of income on the structure of consumption of Russian households. Institut narodnohozyajstvennogo prognozirovaniya RAN Gruppa RIM Byulleten' "Problemy social 'noj poli-tiki" = Institute for Economic Forecasting RAS RIM Group Bulletin "Problems of Social Policy". 2020;(10).

4. Evstafieva IYu. The structure of household expenditures: factors that determine its dynamics. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2016;9(131):15-21. (In Russ.).

5. Zemtsov AA. Household: Foundations. Finance. Consulting. Tomsk; 2015. 351 p. (In Russ.).

6. Karachurina GG, Sadykov RM, Halikova EK. Assessment of the socio-economic well-being of the population of the Russian region. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika = Regional economy: theory and practice. 2020;18(10(481):1910-1925. DOI 10.24891/re.18.10.1910. (In Russ.).

7. Kodolova IA, Yusupova LM, Nikonova TV, Khisamova ED, Vorontsova LV. The specifics of the functioning of households in the Russian Federation. MNIZH. 2023;(1(127):32. (In Russ.).

8. Leonidova GV et al. Welfare of the population in studies of the VolRC RAS. Social'noe prostranstvo = Social Space. 2020;6(4):1. DOI 10.15838/sa.2020.4.26.1 VolRC RAS. (In Russ.).

9. Mitroshin IV. Income and consumer spending of households in Russia. Nauchnyj rezul'tat. Ekonomiches-kie issledovaniya = Scientific result. Economic research. 2022;(2):74-84. (In Russ.).

10. Monitoring the socio-economic situation and social well-being of the population: three quarters of 2021. Moscow; 2021. (In Russ.).

11. Razumovskaya EA. Problems of criteria analysis of financial decisions of households in modern Russian conditions. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Bulletin UrFU. Series: Economics and Management. 2012;(6):108-115. (In Russ.).

12. Rzhanicyna LS. The standard of economic stability of a family with children — a new benchmark of income policy. Narodonaselenie = Population. 2019;22(1):121-129. (In Russ.).

13. Salin VN, Kachanova NN, Glebkova IYu. Statistical analysis of household finance. Finansy: teoriya ipraktika = Finance: theory and practice. 2016;(3):72-82. (In Russ.).

14. Consumption structure of Russian households. Institut narodnohozyajstvennogo prognozirovaniya RAN Gruppa RIM Byulleten' "Problemy social 'noj politikf = Institute for Economic Forecasting RAS RIM Group Bulletin "Problems of Social Policy". 2019;(9).

15. Chapargina, A. N. Functional role of households in the system of regional development. Vektor ekonomi-ki = Vector of Economics. 2019;(12)42:75.

Информация об авторах

О. В. Артемова — доктор экономических наук, профессор, директор.

И. Ю. Нестеренко — кандидат экономических наук, доцент, директор Уральского социально-экономического института (филиала) Академии труда и социальных отношений; старший научный сотрудник Челябинского филиала Института экономики УрО РАН.

Information about the authors

0. V. Artemova — Doctor of Economic Sciences, Professor, Director.

1. Y. Nesterenko — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director of the Ural Socio-Economic Institute (branch) of the Academy of Labor and Social Relations; senior researcher of the Chelyabinsk branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.

Статья поступила в редакцию 15.07.2023; одобрена после рецензирования 27.09.2023; принята к публикации 13.11.2023.

Вклад авторов: оба автора сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 15.07.2023; approved after reviewing 27.09.2023; accepted for publication 13.11.2023.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.