ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2009. № 4. С. 160 - 165.
ХРОНИКА
Г.Ш. Каймаразов УРОКИ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ
(К 115-летию со дня рождения С.М. Омарова)
XX век ознаменовался выдающимися достижениями нашей страны, ее нерусских районов в развитии народного образования. Особенно быстрыми темпами развивалась отечественная система образования после победы Октябрьской революции 1917 г. и утверждения в России советской власти. За сравнительно короткий исторический отрезок времени в Советском Союзе, его республиках, краях и областях были последовательно осуществлены всеобщее начальное, семилетнее, восьмилетнее и полное среднее образование. Невиданный размах получила система специального и профессиональнотехнического образования.
Решающую роль в развитии образования, обучении и воспитании подрастающего поколения играет учитель, преподаватель. Учителя по праву считают центральной фигу-
рой в школе. Учитель, педагог по призванию всегда был человеком, уважаемым в обществе, согражданами. К его слову прислушивались, с мнением учителя считались, к нему обращались за советом при возникновении разного рода жизненных коллизий.
В XX в. в Дагестане, как и в других районах страны, сформировался и вырос многочисленный отряд замечательных педагогов, внесших неоценимый вклад в обучение и воспитание детей, формирование многонациональной интеллигенции. Дагестанцы чтят память ушедших из жизни известных деятелей просвещения, с искренним уважением относятся к тем, кто достойно и бескорыстно служит высокому призванию педагога.
В предлагаемой вниманию читателя статье автор делает попытку в лаконичном изложении осветить жизнь и деятельность одного из выдающихся представителей дагестанской педагогической интеллигенции - народного учителя Саида Магомедовича Омарова.
***
Саид Магомедович Омаров родился в 1894 г. в селении Ванаши-Махи Даргинского округа (ныне Сергокалинский район Республики Дагестан) Дагестанской области в крестьянской семье. Как и другие дети его поколения, Саид Омаров рано приобщился к сельскохозяйственному труду. Желая дать сыну современное образование, отец отдает Саида в Дешлагарское двухклассное начальное училище. Учился он усердно и окончил его успешно.
В начале XX в. светских школ в Дагестане было еще мало, а учителей из местных народностей, получивших профессиональное образование, еще меньше. В 1909 г. попечитель Кавказского учебного округа открыл в Темир-Хан-Шуре, центре Дагестанской области, двухгодичные учительские курсы. Саид Омаров поступил на курсы и в 1911 г. окончил их. Юного педагога направили на работу учителем в Ходжал- Махинское одноклассное начальное училище. Продолжительность курса обучения в одноклассных начальных училищах была трехлетней. В училище, если в нем насчитывалось менее 50 учащихся, по штату полагалось иметь одного учителя, преподающего все учебные предметы, и одного вероучителя.
В Ходжал-Махинском начальном училище обучались одни мальчики. Как вспоминал Саид Магомедович, его попытки вовлечь в школу девочек-горянок не увенчались успехом. Слишком живучи были еще традиционные представления о недопустимости со -вместного обучения детей обоего пола, к тому же в русской светской школе.
В 1913 г. Саид Магомедович Омаров становится заведующим открывшегося незадолго до этого Урахинского одноклассного училища. В этом училище состав учащихся был более многочисленным и помимо заведующего в нем работал второй преподаватель учебных дисциплин. Саид Магомедович, как важное событие в жизни, отмечал, что ему и молодой учительнице Логиновой удалось создать «целый класс девочек-горянок». Следует отметить, что Омаров был истинным и последовательным поборником женского образования. В Урахинском начальном училище он уделял особое внимание женскому классу, помогал учительнице овладеть приемами учебной работы с девочками-горянками, сам давал показательные уроки, учил ее, как наладить взаимоотношения с родителями учениц.
Опыт Саида Магомедовича заинтересовал ряд учителей - бывших выпускников Те-мир-Хан-Шуринских учительских курсов. Так, учитель Цудахарского начального училища М. Рамазанов вовлек в школу более десяти девочек. В Кумухе, Чохе, Нижнем Каза-нище и Нижнем Дженгутае открылись специальные женские школы, в которых преподавали первые учительницы-горянки - У. Абдуллаева и П. Маликова и др.
Стремление сделать больше для развития женского образования в Дагестане можно отчетливо проследить на протяжении всей многолетней педагогической и научнопедагогической деятельности Саида Магомедовича. Вопросы обучения девочек в общеобразовательной школе, ликвидации неграмотности женщин, подготовки женских кадров находились в поле постоянного внимания педагога, отражались в его деятельности в ор-
ганах образования в первые годы советской власти, а затем - работы на ответственной должности заместителя наркома просвещения республики и все последующие годы.
В 1926 г. Саид Магомедович Омаров окончил Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. Нарком просвещения ДАССР А.А. Тахо-Годи, хорошо знавший Саида Магомедовича по предыдущей работе в учебных заведениях, органах образования и плодотворной деятельности в системе повышения квалификации педагогических кадров, предложил ему занять должность заместителя наркома. На этой должности ярко проявились незаурядные организаторские способности, талант Саида Магомедовича-педагога. Он с присущими ему настойчивостью и последовательностью добивается дальнейшего расширения сети общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, улучшения дела обучения взрослого населения. Омаров выступает в периодической печати со статьями, обосновывающими необходимость совершенствования учеб -ных планов и учебных программ общеобразовательной школы. Одновременно использует собственный опыт работы по созданию букварей, книг для чтения и учебников. Действительно, опыт по созданию учебной литературы у Саида Магомедовича был к этому времени довольно значительным. Еще в 1911 г. выпускник Темир-Хан-Шуринских педагогических курсов Омаров явился одним из составителей первого букваря на даргинском языке. После установления советской власти он участвовал в работе специальной комиссии (1920 г.) по усовершенствованию письменности, составлению и изданию учебников, книг и брошюр на дагестанских языках.
В 1931 г. Саид Магомедович - слушатель Научно-педагогических курсов при Московском университете им. М.В. Ломоносова.
Саид Магомедович Омаров хорошо понимал, что функционирование системы образования в решающей степени зависит от обеспеченности ее квалифицированными специалистами. Многие годы он руководил курсами по подготовке и переподготовке учителей. Он во многом способствовал слаженной работе педагогических техникумов и функционировавших при них учительских курсов. Омаров был одним из организаторов перво -го дагестанского вуза - педагогического института (1931 г.). Он назначается заместителем директора института по научной и учебной работе, возглавляет кафедру педагогики. Саид Магомедович Омаров бессменно руководил кафедрой педагогики пединститута и дагестанского университета до ухода на заслуженный отдых, более 35 лет. Ряд лет он совмещал работу на кафедре с руководством крупнейшей махачкалинской средней школой № 1 и Научно-исследовательским институтом школ Министерства просвещения ДАССР.
Крупный вклад внес Саид Магомедович Омаров в исследование актуальных вопросов истории образования и педагогической мысли. Он был автором многочисленных работ об образовании в Дагестане в дооктябрьский период, школьном строительстве в республике в советское время, о женском образовании в Дагестане. Выступал в печати с обширными статьями о деятелях просвещения в сборниках, периодической печати.
Весом вклад Омарова в подготовку и издание методической литературы, сообразующейся со спецификой условий работы нерусской школы, языковым своеобразием многонационального населения края. Саид Магомедович придавал большое значение тому, чтобы методическая работа в дагестанской школе проводилась с учетом этого своеобразия, принимая во внимание, что значительная часть учительского корпуса республики состоит из приезжих педагогов, незнакомых с особенностями работы в нерусской школе.
В годы работы директором научно-исследовательского института школ Омарову удалось укомплектовать это ведущее научно-методическое учреждение Министерства просвещения ДАССР высококвалифицированными специалистами - учеными, методистами, опытными педагогами. В институте работали известные ученые-филологи, высококлассные специалисты в области математики, представители других научных дисциплин М. Кропотов, П. Львов, П. Виноградова, А. Алиев, З. Бамматов и др. Для работы на кафедре педагогики пединститута Саид Магомедович пригласил известного психолога Е.
Криштопу, посвятившего многие десятилетия творческого труда подготовке учителей с высшим образованием.
Дагестанцы старшего и среднего поколений, окончившие курс в пединституте и университете, помнят Саида Магомедовича Омарова как прекрасного лектора, мастера научного освещения вопросов истории образования, проблем обучения и воспитания детей и молодежи. Глубокие и обширные знания в области истории и современного состояния педагогической мысли, практики учебной и воспитательной работы, умение популярно и образно излагать самые сложные вопросы образования и воспитания подрастающего поколения, молодежи снискали Саиду Магомедовичу Омарову искреннее уважение и любовь студентов, коллег. Саид Магомедович был одним из самых любимых преподавателей ряда поколений студентов Дагестанского пединститута и Дагестанского университета.
На лекции Саида Магомедовича Омарова приходили не только студенты, которым предстояло сдать экзамен по педагогике, нередко и преподаватели. Часто Омаров выступал с публичными лекциями перед интеллигенцией, жителями городов и сел республики. Они неизменно проходили в переполненных аудиториях.
Современники отмечали высокую внутреннюю культуру и образованность Саида Магомедовича Омарова. Мне довелось во время отдыха с ним в санатории им. Горького в г. Кисловодске быть свидетелем того, с каким уважением относились к нему крупные ученые Академии наук. Они восхищались безукоризненностью и изысканностью русской речи Омарова. А один из профессоров, фамилию которого я, к сожалению, подзабыл, спросил Саида Магомедовича: «Где Вы учились русскому языку? Мне часто приходится общаться с коллегами из многих нерусских районов страны, но такой чистой русской речи и безукоризненного произношения не доводилось слышать». Саид Магомедович ответил, а затем заметил: «Должен Вам сказать, что дагестанцы, нормально обучавшиеся в общеобразовательной школе, а затем окончившие вуз - люди грамотные».
Я обратил внимание, что когда Омаров считал нужным кого-либо похвалить, отмечая его эрудицию, высокую образованность, он говорил: «Грамотный человек». Казалось, слово «грамотный» он употреблял как синоним слов «образованный», «ученый». И тот, кого Саид Магомедович удостаивал похвалы «грамотный человек», знал, что выдающийся педагог о нем высокого мнения.
Популярность Саида Магомедовича Омарова среди педагогической общественности, научной интеллигенции, да и населения республики была необычайной. У него было множество знакомых, друзей среди всех слоев дагестанского общества. В своих публикациях некоторые авторы сравнивают Саида Магомедовича Омарова с Антоном Семеновичем Макаренко, называют его «дагестанским Макаренко», также как Алибека Алибековича Тахо-Годи, крупного дагестанского просвещенца, «дагестанским Луначарским».
Действительно, Саид Магомедович Омаров был страстным пропагандистом педагогических идей А.С. Макаренко и считал, что соединение обучения основам наук и трудового воспитания в школе наиболее целесообразный, продуктивный путь формирования личности, гражданина, активного созидателя нового общества. Эти идеи соединения теоретического обучения с производительным трудом гармонировали с политикой Советского государства, провозгласившего курс на создание и развитие единой общеобразовательной трудовой школы.
Беседы, общение с Саидом Магомедовичем Омаровым давали возможность даже лицам, знакомым с историей просвещения, существенно пополнить свое представление о буднях светской русской и традиционной мусульманской школы Дагестана в начале XX в., их педагогах, уровне культуры и образования местного населения. С огромным интересом воспринимались его воспоминания о первых дагестанских педагогах-учителях светских школ, замечательных русских педагогах, которые, преодолевая множество трудностей, вооружали дагестанских детей основами современного научного знания, учили лучше понимать жизнь. Он отмечал позитивную роль Е. И. Козубского в развитии народного образования в крае, попечителя Кавказского учебного округа Н. Рудольфа и П.
Кончухидзе - в расширении в Дагестане школьной сети. Хорошо знал и тепло отзывался Омаров о замечательных педагогах Г. Мустанове и А. Скрабе, первом учителе дагестанской светской школы И. Абдуллаеве, учительницах-горянках П. Маликовой, У. Абдуллаевой и др.
Казалось, Саид Магомедович лично знал едва ли не всех, кто участвовал в создании и становлении новой системы образования в Дагестане в первые годы советской власти. Говорил и писал об огромном вкладе в развитие образования первых наркомов просвещения ДАССР Саида Габиева и Алибека Тахо-Годи. С А. Тахо-Годи Саида Магомедовича связывали совместная работа в Наркомпросе республики в 20-е гг. и личная дружба.
Тесная дружба связывала Омарова со многими представителями научной интеллигенции, руководителями учебных заведений. Дружил он с Д. Шановазовым - первым директором Дагестанского пединститута, на всю жизнь сохранил он теплые, искренние дружеские отношения с профессором Р.М. Магомедовым, дружбу и память о рано ушед -шем из жизни талантливом ученом Х. Фаталиеве, известном педагоге Я. Кукулиеве. Тепло отзывался Саид Магомедович о видном дагестанском писателе, литературоведе и литературном критике К. Султанове, которого он считал «очень грамотным человеком». Мне достоверно известно, что у Саида Магомедовича Омарова было немало друзей среди видных государственных и общественных деятелей Дагестана. Искренние отношения связывали его с известным государственным, общественным деятелем и просвещенцем М. Меджидовым, своим земляком Р. Гаджиевым и другими.
А сколько было у выдающегося педагога учеников! Их не пересчитать! Многолетний руководитель республиканских курсов по подготовке и переподготовке учителей, заведующий кафедрой педагогики пединститута и университета, человек, помогший тысячам дагестанских юношей и девушек получить специальное образование в учебных заведениях республики и за ее пределами, был известен и популярен даже в самых отдаленных уголках многонационального Дагестана. Популярность и авторитет Саида Магомедовича как педагога были столь огромными, что его называли «учителем учителей».
Среди учеников Саида Магомедовича Омарова много крупных ученых, педагогов, государственных и общественных деятелей, деятелей литературы и искусства. К примеру, у него учились академик РАН Г. Гамзатов, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев, талантливый историк Г. Османов, известный литературовед Р. Юсуфов, этнограф С. Гад-жиева, филолог У. Мейланова, видные дагестанские историки М. Вагабов и А. Алиев, народный поэт Дагестана Р. Рашидов и многие другие.
Заслуги Саида Магомедовича Омарова в развитии образования, подготовке педагогических кадров, его вклад в прогресс педагогической научной мысли отмечены высокими государственными наградами. В 1940 г. он одним из первых в республике был удостоен только что учрежденного почетного знака отличия - звания «Заслуженный учитель школы ДАССР», ему были присвоены также почетные звания «Заслуженный учитель школы Российской Федерации» и «Заслуженный деятель науки Дагестанской АССР». Саид Магомедович был награжден орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами «Знак Почета», многими медалями, почетными грамотами и значком «Отличник народного просвещения». Имя народного учителя Саида Магомедовича Омарова носит средняя общеобразовательная школа его родного села Ванаши-Махи. На зданиях махачкалинской средней школы-гимназии № 1 и Дагестанского университета для увековечения памяти педагога установлены мемориальные доски. Свою память Саид Магомедович увековечил верным служением народу, высокому призванию педагога, делу образования и воспитания детей и молодежи, формирования многонациональной дагестанской интеллигенции.
Истинный народный учитель, видный ученый, Саид Магомедович Омаров был исключительно скромным, простым и общедоступным человеком. Несмотря на необычайную популярность и широкую известность в республике у него никогда не было просторной квартиры и богатой мебели в ней, он с пренебрежением относился к роскоши. Саид Магомедович никогда не отмечал юбилейные даты своего рождения с участием публики,
предпочитал проводить время в такие дни в узком кругу семьи и родственников. Не сомневаюсь в том, что выдающийся педагог с неодобрением реагировал бы на ставшие обыденными нынешние шоу «по поводу», которые зачастую устраиваются не без инициативы и приложения усилий самого юбиляра. По-видимому, устроители таких массовых торжественных мероприятий полагают, что они сделают неизвестного или малоизвестного деятеля популярным, будут способствовать повышению его авторитета в обществе. Признаюсь, трудно в это поверить. Скромности, порядочности, справедливости и требовательности к себе учил Саид Магомедович Омаров своих детей и учеников.
Саид Магомедович Омаров был замечательным семьянином, главой прекрасной многодетной семьи. В семье Омаровых выросли и стали известными специалистами три сестры и два сына. Сестры многие годы посвятили преподавательской деятельности в системе образования. Старший сын Нури Омаров стал ученым-агрономом, младший Авадзи Омаров - крупным ученым-правоведом, 25 лет руководившим высшим судебным органом республики - Верховным судом ДАССР. Дети Авадзи и Салимат Омаровых получили блестящее образование и стали известными, уважаемыми в республике специалистами. Старшая дочь Умупазиль Омарова, доктор юридических наук, профессор, возглавляет кафедру в Дагестанском университете, является Уполномоченным по правам человека по Республике Дагестан, младшая Джамила Омарова, кандидат медицинских наук, доцент, работает в Дагестанской государственной медицинской академии...
В наши дни, когда система общего и специального образования испытывает немалые трудности, чрезвычайно полезно глубоко осмыслить и использовать все позитивное из опыта недавнего прошлого отечественного просвещения и педагогической научной мысли. Рациональное использование исторического опыта будет способствовать дальнейшему прогрессу образования как в стране в целом, так и в субъектах Российской Федерации. Опыт, уроки лучших деятелей отечественного образования и педагогической мысли, одним из ярких и авторитетных представителем которых был Саид Магомедович Омаров, не подлежат забвению.
Умер Саид Магомедович Омаров в 1981 году.