Научная статья на тему 'Уроки дружбы'

Уроки дружбы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки дружбы»

Уроки ДРУЖБЫ

Одиннадцатый выпуск альманаха «Религия. Церковь. Общество», который мы предлагаем вниманию читателя, продолжает издательский проект, стартовавший в 2012 г. За одиннадцать выпусков в нашем периодическом издании успел сложиться коллектив постоянных авторов, сформировалась и читательская аудитория, а само издание обрело, как говорится, свое лицо, мы надеемся, что узнаваемое.

С самого начала основным принципом, которым руководствовалась редколлегия, был тезис о необходимости не противопоставлять, но сопоставлять теологический и религиоведческий подходы к изучению религиозных феноменов и процессов. Тогда, одиннадцать лет назад, такой подход многим казался нереализуемым, прежде всего из-за политизации дискурса. Религиоведение и теология в то время в отечественных культурно-политических реалиях выступали не только и не столько как различные научные дисциплины, сколько как различные политико-мировоззренческие парадигмы.

Поэтому институализация теологии в отечественной науке (речь идет о первых вузовских стандартах по теологии, открытии диссертационных советов по теологии, работающих в системе Минобрнауки (в настоящее время таких советов существует три), создании Экспертного совета ВАК, включение теологии в конкурсы на получение научно-исследовательских грантов и т. п.) вызывала часто непонимание со стороны профессиональных религиоведов. Следует отметить, что и представители теологического подхода зачастую воспринимали религиоведение не только в качестве «конкурирующей отрасли», но и идеологического противника, а само религиоведение трактовали как своего рода криптоатеизм.

Такой подход, основанный на взаимном противостоянии, был изначально контрпродуктивным. Формируя концепцию нашего альманаха, мы исходили из положения о том, что перечисленные подходы должны не противопоставляться,

ВыпускХ1

£ но сопоставляться в рамках парадигмы научного подхода ^ к изучению религиозных явлений и феноменов. Для этого И необходимо не только отбросить идеологические преду-О беждения, но и отказаться от попыток транслировать травматический опыт идеологической цензуры на современность.

Если в области идеологии инструменты цензуры при определенных условиях оказываются работоспособными, § то применительно к науке они всегда приводят к застою я и отставанию цензурируемой науки от свободно разви-§ вающихся направлений. Разумеется, это категорически не означает освобождение науки и конкретных ученых от нравственной ответственности: науки, свободной от нравственной ответственности, не существует в принципе. Так, никакое научное направление не может игнорировать ценности человеческой жизни, принципы гуманного отношения и т. д. В нашем случае речь идет исключительно об идеологемах, которым свойственно претендовать на абсолютную ценность, и которые зачастую требуют от науки жертвоприношения разума.

Не менее деструктивными оказываются и попытки использования авторитета изучающей религии науки для решения сиюминутных конъюнктурных задач, например, создания респектабельного имиджа различным религиозным обществам, чья социальная репутация часто оказывается дискредитированной. С легкой руки не вполне добросовестных авторов такие весьма серьезные и содержательные понятия, как, например, «религиозные гонения» превращаются в пустые рамочные понятия. Так, например, столкнувшись в так называемой «свободной прессе» с заявлением священнослужителя — представителя какой-нибудь неканонической малочисленной юрисдикции о гонениях, читатель может представить себе нечто трагически грандиозное, напоминающее как минимум репрессии конца 30-х гг. ХХ в. Тогда как на самом деле поводом для такого заявления стали насмешливые комментарии в Интернете или нежелание священнослужителя одной маргиналь-

А. М.Прилуцкий

ной или радикально настроенной общины участвовать п в совместном богослужении с лидером другой такой марги- о

нальной или радикальной общины. Стоит отметить, что так -

к

называемые «правозащитники религиозные», образующие ° некое сообщество, организованное по сектантским паттер- и нам, на полном серьезе заявляли о «нарушениях свободы и совести» в связи с арестом г-на Н. В. Романова. Ради созда- £ ния информационного прецедента последнему были снис- а ходительно прощены не только призывы к суициду, на даже £ антисемитские заявления. Очевидно, что настоящая нау- к ка — будь то теология и (или) религиоведение от подоб- ® ных заявителей и их заявлений держится на расстоянии. Здесь уместно вспомнить классику: признавая Александра Македонского героем, следует с большой осторожностью садиться на стул, ранее бывший объектом агрессивного воздействия.

Очевидно, что продуктивное развитие современной науки о религиях предполагает не только формирование объективного дискурса, устойчивого к попыткам конъюнктурного воздействия извне, но и создание надежной методологической базы. Эта задача не является новой, более того — быстрое решение ее не представляется возможным. Однако определенные шаги и в этом направлении делаются. Так, например, тематическое разнообразие теологических и религиоведческих исследований, нашедшее отражение на страницах данного альманаха, свидетельствует о тех сложностях, с которым сталкивается методологическое развитие отрасли. Очевидно, что формирующаяся методология будет комплексной, представлять собой не какой-либо один универсальный исследовательский метод, но набор различных методологий и подходов.

В любом случае, мы наблюдаем происходящее становление и развитие науки, изучающей религиозные явления, понятия и феномены объективно и непредвзято, не ради отстаивания какой-либо конъюнктурной установки, но в целях нахождения того, что в научном мире принято несколько наивно (разумеется, в контексте постмодерна)

Выпуск XI

га именовать «поиском истины». Надеемся, кроме того, что

о мы являемся не только свидетелями этого процесса, но и

tj его скромными участниками, пусть хотя бы, как написал

О один классик, в формате «а dabbler in science, a picker up

л of shells on the shores of the great unknown ocean».

ra

к

л Александр Михайлович Прилуцкий

^ д. филос. н., профессор,

^ РГПУ им. А. И. Герцена

S (наб. р. Мойки, д. 48/20а,

¡3 Санкт-Петербург, Россия, 191186)

Н alpril@mail.ru

Aleksandr Mikhaylovich Prilutskiy Doctor of Philosophy, professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (naberezhnaya reki Moiki, 48/20a, Saint-Petersburg, Russia, 191186) alpril@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.