Научная статья на тему 'УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДРЫВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДРЫВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / АФФИЛИРОВАННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симакова Диана Евгеньевна, Каргин Дмитрий Владимирович

В статье исследуются дефиниции «конфликт интересов», «аффилированность» и «личная заинтересованность», освещаются актуальные проблемы конфликта интересов, его причины возникновения, мошеннические схемы при осуществлении государственных закупок. По итогам анализа нормативно-правовой базы и судебной практики были выявлены возможные факторы воздействия на формирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а также в организации. Кроме того, приведены статистические данные, оценивающие масштаб конфликта интересов в мире и в России. В статье определены объективные причины создания интегрированных систем в условиях цифровизации экономики с целью минимизации возможных рисков от конфликта интересов, угрожающих экономической безопасности личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTLEMENT OF CONFLICTS OF INTEREST AS A WAY TO COUNTER THE UNDERMINING OF ECONOMIC SECURITY

The article examines the definitions of «conflict of interest», «affiliation» and «personal interest», highlights current problems of conflict of interest, reasons, fraudulent schemes in public procurement. According to the analysis of the regulatory framework and judicial practice, there are possible factors of influence on the formation of a conflict of interest in the state and municipal service, as well as in the organization. In addition, statistical data demonstrates the scale of the conflict of interests in the world and in Russia. The article identifies the objective reasons for the creation of integrated systems in the context of the digitalization of the economy in order to minimize risks from a conflict of interests that threaten the economic security of an individual, society and the state.

Текст научной работы на тему «УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДРЫВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Урегулирование конфликта интересов как мера противодействия подрыва

экономической безопасности

Settlement of conflicts of interest as a way to counter the undermining of economic security

Симакова Диана Евгеньевна

Студентка 4 курса кафедра финансового учета и контроля МИРЭА - Российский технологический университет

Россия, Москва, e-mail: simakova. diana@list.ru

Simakova Diana Evgenievna fourth-year student

MIREA - Russian Technological University Department of Financial Accounting and Control

Russia, Moscow, e-mail: simakova. diana@Jist.ru

Каргин Дмитрий Владимирович

Студент 4 курса кафедра финансового учета и контроля МИРЭА - Российский технологический университет

Россия, Москва, e-mail: Kargin-Dmitry99@yandex. ru

Kargin Dmitry Vladimirovich fourth-year student

Department of Financial Accounting and Control MIREA - Russian Technological University Russia, Moscow, e-mail: Kargin-Dmitry99@yandex. ru

Аннотация.

В статье исследуются дефиниции «конфликт интересов», «аффилированность» и «личная заинтересованность», освещаются актуальные проблемы конфликта интересов, его причины возникновения, мошеннические схемы при осуществлении государственных закупок. По итогам анализа нормативно-правовой базы и судебной практики были выявлены возможные факторы воздействия на формирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а также в организации. Кроме того, приведены статистические данные, оценивающие масштаб конфликта интересов в мире и в России. В статье определены объективные причины создания интегрированных систем в условиях цифровизации экономики с целью минимизации возможных рисков от конфликта интересов, угрожающих экономической безопасности личности, общества и государства.

Annotation.

The article examines the definitions of «conflict of interest», «affiliation» and «personal interest», highlights current problems of conflict of interest, reasons, fraudulent schemes in public procurement. According to the analysis of the regulatory framework and judicial practice, there are possible factors of influence on the formation of a conflict of interest in the state and municipal service, as well as in the organization. In addition, statistical data demonstrates the scale of the conflict of interests in the world and in Russia. The article identifies the objective reasons for the creation of integrated systems in the context of the digitalization of the economy in order to minimize risks from a conflict of interests that threaten the economic security of an individual, society and the state.

Ключевые слова: конфликт интересов, личная заинтересованность, аффилированность, экономическая безопасность.

Key words: conflict of interest, personal profit, affiliation, economic security.

В настоящее время проблемы конфликта интересов в различных организациях и учреждениях приобретают все большую актуальность в связи с противоречивостью интересов основных участников процессов

производства, распределения и потребления материальных благ и услуг. Как правило, сущность экономического конфликта рассматривают в узком смысле, обращая внимание на конфликты личных и профессиональных интересов. Учитывая, что цифровая экономика способствует развитию новых моделей бизнеса и хозяйственных взаимоотношений, для общества становятся актуальными вопросы управления экономическими конфликтами в условиях цифровизации.

Дефиниция «конфликт интересов» определяется п. 1, ст. 10 Федерального закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», однако при этом стоит существенно пересмотреть подход к данному определению [1]. В настоящем законе прописывается возможность получения личной выгоды, которая приводит к ненадлежащему исполнению обязанностей государственными служащими, тем не менее в данном контексте «возможность» и «выгода» могут иметь разные толкования, запрещающие привлечь к ответственности должностное лицо. Необходимо рассмотреть «конфликт интересов» с точки зрения деятельности в отношении аффилированных лиц вне связи с качеством исполнения должностных обязанностей.

Конфликт интересов тесно связан и с другими понятиями, такие как «личный интерес» и «аффилированность». К личному интересу служащего относится любая выгода для данного лица, семьи, родственников, близких, для организаций, с которыми имеют деловые или политические отношения. Личная заинтересованность связана с любым финансовым или гражданским обязательством, которое несет тот или иной руководитель (служащий). Материальная заинтересованность является основным и существенным признаком конфликта интересов в отношениях противодействия коррупции. Что касается аффилированное™, то данное понятие регламентируется ст. 53.2 ГК РФ, и ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также характеризуется наличием между лицами отношений связанности или зависимости, которые могут повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов.

Более того, конфликт интересов является основой преступлений коррупционной направленности, что приводит к необходимости интегрирования различных баз данных, позволяющих разрешать соответствующие конфликты. Ассоциация специалистов по борьбе с мошенничеством ежегодно собирает и обрабатывает статистику различных стран мира, вследствие чего было выявлено на 2020 год количество наиболее распространенных случаев мошенничества и медиана суммы убытков по ним (рис. 1).

1ППО/ 89% 100% $1000 000 -$800 000

50% 0%

38%

10%

$500 000

14 000 $250 000 Щ

Фальсификация Конфликт Неправомерное $ 0

финансовой интересов присвоение Фальсификация Неправомерное

отчетности активов финансовой присвоение

отчетности активов

■ Основные виды совершаемыз финансовых мошенничеств в мире ■ Медиана суммы убытка, $

Рисунок 1. Сравнительный анализ конфликта интересов с другими финансовыми мошенничествами в мире [5]

Из рисунка 1 видно, что эпизоды инициирования схем, которые связаны сс конфликтами интересов, происходят почти в 4 раза чаще, чем фальсификация финансовой отчетности, при этом средняя сумма убытков от одного эпизода составляет 250 000 долларов США, что непосредственно зависит от государственного органа или организации.

Статистические данные конфликта интересов в России носят латентный характер, так как проблема определения мошеннических схем в рамках выявления личной заинтересованности служащими не алгоритмизирована в настоящее время. Рассматривая статистику Приморского края, за 2019 год в рамках

надзорной деятельности органы прокуратуры выявили 28 нарушений антикоррупционного законодательства, которые непосредственно связаны с не регулированием конфликта интересов. В результате устранения нарушений было внесено 16 представлений, из которых девять муниципальных служащих привлечено к дисциплинарной ответственности, а двое служащих уволены по причине утраты доверия. В первом полугодии 2020 г. произошел рост числа подобных нарушений до 28 нарушений [6]. Статистика демонстрирует необходимость проведения аналитических мероприятий, а также применение и разработки автоматизированных информационных систем, проводящих особый алгоритм регулирования конфликта интересов.

Урегулирование конфликта интересов регламентируется различными нормативно -правовыми актами, однако их можно назвать «односторонним механизмом», в частности, в борьбе с коррупцией. В государственной службе достаточно часто можно встретить «конфликт интересов», который определен, к примеру, наличием родственных связей между сотрудниками. Появление цифровых технологий и автоматизированных систем позволяет отслеживать и выявлять определенных лиц, занимающих посты государственного и муниципального управления [4]. Тем не менее, для формирования четкого алгоритма расследования конфликта интересов на наличие личной заинтересованности и аффилированности необходимо изучить судебную практику по данному вопросу (табл.1).

Таблица 1. Судебная практика конфликта интересов

Документ Характеристика

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П запрет на участие в деятельности коммерческой организации путем вхождения в состав органов управления, пребывание в которых невозможно без специального волеизъявления лица, или осуществление в коммерческой организации таких управленческих функций без формального вхождения в состав органа управления, а также в любом случае - на участие в работе высшего органа управления (например, общего собрания акционеров), соответствует требованиям ст. 97 (ч. 3) Конституции РФ. Этот запрет направлен на предотвращение конфликта интересов

Определение Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2014 г. № 2778-О исследовал вопрос об установлении в законодательстве субъектов Российской Федерации срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение.

Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2016 г. № 2700-О в очередной раз подтвердил конституционность установления в законодательстве ограничений для граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, в том случае если они направлены на повышение эффективности противодействия коррупции и основываются на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, ориентированы на обеспечение безопасности государства

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.12.2020 N Ф01-14577/2020 по делу N А17-6880/2019 О взыскании убытков, понесенных в результате противоправных действий директора общества. Денежные средства с расчетного счета общества были переведены его директору платежными поручениями с назначением платежа "Оплата по договору аренды автомобиля". В удовлетворении требования отказано, поскольку противоправность поведения директора общества не доказана, так как тот факт, что именно он распоряжался денежными средствами общества в условиях конфликта интересов сторон, не подтвержден и так как периодические арендные платежи перечислялись директору и до того, как он был назначен на эту должность.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2020 N Ф07-13053/2020 по делу N А56-1486/2010 О взыскании убытков, причиненных неправомерными действиями генерального директора АО. Акционер общества ссылается на причинение генеральным директором убытков в результате совершения сделок по уступке доли в уставном капитале сторонней организации в условиях конфликта интересов. В удовлетворении требования отказано, поскольку представленный расчет убытков, основанный на нерыночной цене сделки, надлежащим образом не доказан.

Необходимо отметить, что конфликт интересов — это противостояние точек зрений, то есть разногласие, которое нормативно-правовые акты не способы в полной мере урегулировать и разрешить те или иные возникающие проблемы. Искореняя данную категорию конфликта, одновременно происходит борьба с коррупционными схемами и коррупционной деятельностью в целом.

Стоит отметить, что личный конфликт интересов может возникать в связи с широким набором факторов, к примеру:

1. Использование служебного положения для лоббирования чьих-то интересов;

2. Корыстное использование конфиденциальной и служебной информации;

3. Использование ресурсов собственной организацией или курируемых организаций в личных интересах;

4. Использование положения в целях развития личного бизнеса или бизнеса родственников и членов

семьи;

5. Получение подарков от частных лиц;

6. Персональная предрасположенность к девиантному поведению, например, к мошенничеству и др.

В настоящее время государственный и общественный контроль за деятельностью гражданских служащих затруднен в связи с неразвитостью информационного регулирования - норм законодательства, которые позволяют судить о правах, ограничениях, запретах и обязательствах в деле раскрытия, обращения и использования информации об этом.

Выявление и урегулирование конфликта интересов при осуществлении закупок является наиболее актуальной проблемой в настоящее время. В связи с этим Минтруд России подготовил «Методические рекомендации, включающие в себя проведение профилактических мероприятий для выявления личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов», где содержится комплекс мероприятий, осуществляемых в государственном или муниципальном органе для целей профилактики коррупции.

В рамках противодействия конфликта интересов были выявлены типичные коррупционные схемы, связанные с осуществлением государственных закупок. В первом алгоритме взаимодействие происходит с родственниками, которые выступают в роли одним из участников всего процесса (рис. 1).

Участник закупки

Трудовые отношения

Рисунок 1. Ситуация конфликта интересов с участием родственных связей [7] Во втором случае более детально описаны моменты с влиянием аффилированного лица на процесс

осуществления государственных закупок Участие в размещение заказа происходит поэтапно, то есть служащий

обладает необходимой информацией (начальная максимальная цена контракта, процесс договорной

деятельности и др.), что непосредственно влияет на формирование конфликта интересов, в том числе с

привлечением аффилированных лиц (рис. 2).

Рисунок 2. Ситуация конфликта интересов [7]

Наиболее часто встречаемая форма конфликта интересов выявляется в ходе проверки соблюдения земельного и градостроительного законодательства, когда уполномоченный государственный служащий, занимающийся вопросами рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, принимает решения в собственную пользу или в пользу близких родственников. В связи с этим, стоит отметить причину возникновения конфликта интересов. Анализ контрольных мероприятий позволяет определить несколько приоритетных мотивов, которые носят наиболее вероятностный характер. Во-первых, выявление служебных зависимостей в кругу близких родственников; во-вторых, участие должностных лиц в иных коммерческих организациях, в отношении которых проводится контрольная и надзорная деятельность.

Кроме того, проведение работы, направленной на выявление аффилированности государственных и муниципальных служащих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд играет решающую роль в урегулировании конфликта интересов [2].

Организации необходимо проводить тематические совещание не реже одного раза в год с целью профилактики коррупционных схем. Типовые моменты профилактики личной заинтересованности для получения государственных закупок могут быть следующими:

1. если участвует организация, в которой работает близкий родственник члена комиссии либо иного работника, который заинтересован в осуществлении закупки;

2. при участии организации, в которой у члена комиссии либо у иного заинтересованного лица в закупке работника есть доля участия в ее уставном капитале;

3. при участи организации, в которой ранее работал член комиссии либо работник, заинтересованный в получении личной выгоды;

4. осуществление закупки товаров - результатов интеллектуальной деятельности - происходит с участием работников, чьи родственники или иные лица, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения, владеют исключительными правами

5. при участии организации, ценные бумаги которой имеются в собственности у члена комиссии либо у иного заинтересованного работника, в том числе иных лиц, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения [3].

Рассмотренные факторы возникновения конфликта интересов, мошеннические схемы, анализ судебной практики позволяет сформировать несколько аксиом конфликта интересов. Во-первых, конфликт интересов можно только предотвратить или урегулировать. Во-вторых, служащий или тот, кто заинтересован в получении личной выгоды, является первоисточником информации о возможности возникновения конфликта интересов. В-третьих, конфликт интересов не считается нарушением, так как его нельзя исключить, а нарушение - это

невыполнение предусмотренных обязанностей по урегулированию. В связи с этим повышается степень значимости формирования алгоритма выявления конфликта интересов в условиях цифровизации экономики.

Аналитические мероприятия необходимо рассматривать с точки зрения цифровизации экономики, когда алгоритмизация этапов закупки приводит к выявлению конфликта интересов. Методы определения подобных конфликтов можно разделить на сплошной (комплексная оценка имеющейся информации о должностных лицах, выявление цепочки родственных связей) и выборочный (проведение анализа по критериям: цена контракта, частота заключения контракта с одним и тем же лицом и др.). Меры по противодействию конфликта интересов должны носить системный характер посредством сбора и отслеживания информации об определенных лицах через реестры заключенных контрактов, конкурсные документации. Идентификация профиля служащего и профиля организации позволяет произвести поиск возможных связей, свидетельствующих о наличии личной заинтересованности и выгоды.

Таким образом, цифровизация в выявлении конфликта интересов должна охватывать сразу несколько аспектов, в том числе подготовку специальных программ для координации работы по проведению контрольных мероприятий, выявляющих личную заинтересованность между должностными лицами, проведение оптимизации правовых механизмов разрешения конфликта интересов, а также применение единых технологий в системе декларирования и контроля расходов публичных должностных лиц, что обеспечит повышение уровня экономической безопасности государства и доверия населения к власти.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-Ф3 // СПС КонсультантПлюс

2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

3. "Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

4. Конфликт интересов является одним из основных факторов коррупции: https://www.kommersant.ru/

5. Конфликты интересов: к чему могут привести, и как с ними бороться? [Электронный доступ] URL: https ://www.e-xecutive.ru/

6. Локализация конфликта интересов: https://vl.aif.ru/

7. Сайт губернатора и Правительства Пермского края [Электронный доступ] URL: https ://www.permkrai. ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.