Научная статья на тему 'УРБАНИЗМ И ЭТИЧЕСКОЕ: ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА'

УРБАНИЗМ И ЭТИЧЕСКОЕ: ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗМ / ЭТИЧЕСКОЕ / ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сертакова Ирина Николаевна

Проведён культурно-философский анализ урбанизма в контексте этического в пространстве города. Отмечена актуальность урбанистических теорий и основных проблем, нашедших в них отражение. Подчёркнута важность и востребованность аксиологического аспекта в изучении урбанизации как подхода, предполагающего комплексное исследование наиболее общих черт и тенденций урбанизма, определение культурного и духовного потенциала развития городов, прогнозирование. Опора на теории ценностей позволила ввести термин «урбанистическая цивилизация» - специфическая система, в которую включены современные города со своей социальной, экономической структурами. Функционирование этих структур тесно связано с мышлением человека, образом жизни, этикой, культурой городской среды. «Этическое» - понятие, в наиболее общей форме отражающее духовно-практическую сторону жизни людей, нравственность, культурные нормы-ценности, чувства и переживания, интеллектуальное осмысление культуры социума, индивидуальные и коллективные мировоззренческие позиции. Рассмотрены этические категории «счастье» и «ненависть» как результат существования человека в городском пространстве. Выявлена взаимосвязь «этического» и культурного потенциала города. Сделан вывод об актуальных задачах улучшения городов, которые должны не только иметь направленность на социально-экономическое развитие, но и учитывать этическую составляющую, приближать человека к духовным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBANISM AND ETHNICAL: RELATIONSHIP PARAMETERS IN CITY SPACE

We conduct a cultural and philosophical analysis of urbanism in the context of ethical in the city space. We note the relevance of urban theories and the main problems reflected in them. We emphasize the importance and relevance of the axiological aspect in the study of urbanization as an approach that involves a comprehensive study of the most common features and trends of urbanism, the definition of the cultural and spiritual potential of urban development, and forecasting. The reliance on the theory of values made it possible to introduce the term “urban civilization” - a specific system that includes modern cities with their own social and economic structures. The functioning of these structures is closely related to human thinking, lifestyle, ethics, culture of the urban environment. “Ethical” is a concept in the most general form reflecting the spiritual and practical side of people's lives, morality, cultural norms-values, feelings and experiences, intellectual understanding of the culture of society, individual and collective worldview positions. We consider the ethical categories of “happiness” and “hate” as the result of human existence in the city space. We reveal the relationship between the “ethical” and cultural potential of the city. We conclude that the urgent tasks of improving cities, which should not only focus on socio-economic development, but also take into account the ethical component, bring people closer to spiritual values.

Текст научной работы на тему «УРБАНИЗМ И ЭТИЧЕСКОЕ: ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА»

Неофилология ISSN 2587-6953 (Print) ISSN 2782-5868 (Online)

Neofilologiya = Neophilology

http://journals.tsutmb.ru/neophilology/

Перечень ВАК, РИНЦ, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, ResearchBib, CrossRef, НЭВ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ THEORY AND HISTORY OF CULTURE

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 008

DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-4-861-868

Урбанизм и этическое: параметры взаимосвязи в пространстве города

Ирина Николаевна СЕРТАКОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Н ишазейакоуайуаМех.ги

Аннотация. Проведён культурно-философский анализ урбанизма в контексте этического в пространстве города. Отмечена актуальность урбанистических теорий и основных проблем, нашедших в них отражение. Подчёркнута важность и востребованность аксиологического аспекта в изучении урбанизации как подхода, предполагающего комплексное исследование наиболее общих черт и тенденций урбанизма, определение культурного и духовного потенциала развития городов, прогнозирование. Опора на теории ценностей позволила ввести термин «урбанистическая цивилизация» - специфическая система, в которую включены современные города со своей социальной, экономической структурами. Функционирование этих структур тесно связано с мышлением человека, образом жизни, этикой, культурой городской среды. «Этическое» - понятие, в наиболее общей форме отражающее духовно-практическую сторону жизни людей, нравственность, культурные нормы-ценности, чувства и переживания, интеллектуальное осмысление культуры социума, индивидуальные и коллективные мировоззренческие позиции. Рассмотрены этические категории «счастье» и «ненависть» как результат существования человека в городском пространстве. Выявлена взаимосвязь «этического» и культурного потенциала города. Сделан вывод об актуальных задачах улучшения городов, которые должны не только иметь направленность на социально-экономическое развитие, но и учитывать этическую составляющую, приближать человека к духовным ценностям.

Ключевые слова: урбанизм, этическое, пространство города, духовность, ценности Для цитирования: Сертакова H.H. Урбанизм и этическое: параметры взаимосвязи в пространстве города // Неофилология. 2022. Т. 8, № 4. С. 861-868. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-861-868

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

OPEN

3

ACCESS

© Сертакова H.H., 2022

Neophilology, 2022, vol. 8, no. 4, pp. 861-868.

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-4-861-868

Urbanism and ethnical: relationship parameters in city space

Irina N. SERTAKOVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation H irinasertakova(S)yandex.rn

Abstract. We conduct a cultural and philosophical analysis of urbanism in the context of ethical in the city space. We note the relevance of urban theories and the main problems reflected in them. We emphasize the importance and relevance of the axiological aspect in the study of urbanization as an approach that involves a comprehensive study of the most common features and trends of urbanism, the definition of the cultural and spiritual potential of urban development, and forecasting. The reliance on the theory of values made it possible to introduce the term "urban civilization" - a specific system that includes modern cities with their own social and economic structures. The functioning of these structures is closely related to human thinking, lifestyle, ethics, culture of the urban enviromnent. "Ethical" is a concept in the most general form reflecting the spiritual and practical side of people's lives, morality, cultural norms-values, feelings and experiences, intellectual understanding of the culture of society, individual and collective worldview positions. We consider the ethical categories of "happiness" and "hate" as the result of human existence in the city space. We reveal the relationship between the "ethical" and cultural potential of the city. We conclude that the urgent tasks of improving cities, which should not only focus on socioeconomic development, but also take into account the ethical component, bring people closer to spiritual values.

Keywords: urbanism, ethical, city space, spirituality, values

For citation: Sertakova I.N. Urbanizm i eticheskoye: parametry vzaimosvyazi v prostranstve goroda [Urbanism and ethnical: relationship parameters in city space]. Neofilologiva - Neophilologv, 2022, vol. 8, no. 4, pp. 861-868. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-861-868 (In Russian, Abstr. in Engl.)

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN ^ ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

Концепция урбанизма на сегодняшний день является одной из тем, которая не только не теряет своей актуальности, но и прирастает всё большим количеством исследовательских проблем, связанных с ростом городов и их значением в мировой культуре. Урбанистические теории, имеющие объектом своего исследования прежде всего мегаполисы, делают упор на рассмотрение города как специфического пространства, характеризующегося интегративностью и комплексностью - как среды, включающей в себя сферы экологической, градостроительной

деятельности, социальных отношений. Традиционно большое внимание уделяется социальным практикам, осуществляемым в рамках городского пространства. В числе актуальных тенденций, которые закономерно нарастают и приобретают всё большее значение, называют: ослабление межличностных связей; размывание границ, фрагментарность и формальность личного и межгруппового общения; дистанцирование, маргинализацию; ухудшение экологической обстановки; неправильное зонирование городского пространства, наносящее вред телесному и душевному здоровью городского жителя и многие другие.

Став предметом изучения классической социологии города (Г. Зиммель и др., Чикагская социологическая школа), рассмотрение вопроса урбанизации было продолжено в трудах таких исследователей, как Я. Гейл, М. Кастельс, X. Вилем, Л. Гемзо, Р. Ллойд, Т. Кларк, Ч. Монтгомери и др. Отечественная социология и культурология города связаны с именами Л.Н. Когана, О.Н. Яницкого, H.A. Аитова, A.B. Баранова, Э.А. Орловой и др.

Изучение истории и современных проблем градостроительства опирается как на классические труды (Ле Корбюзье и др.), так и на множество работ зарубежных и отечественных авторов (Л.М. Сабсовича, В.Г. Давидовича, В.И. Переведенцева, Д.Г. Ходжаева, Б.О. Хорева, В.Л. Глазычева, A.B. Степанен-ко и др.), где акцентировано внимание на пространственных, архитектурных, демографических аспектах существования города. Экологию города в её связи с вопросами развития цивилизации рассматривали Л. Браун, Д. Кригер, Г. Уортер, Е. Шумахер и др. Вопросы будущего городов разрабатывались И.В. Бестужевым-Ладой.

Аксиологические аспекты урбанизации рассматриваются в современных культурологических и философских концепциях в русле этики и эстетики (С.А. Власов, В.В. Фёдоров, В.А. Сачкова и др). В настоящее время вопросам урбанизации посвящается достаточное количество диссертационных исследований. Осуществляются идеи, направленные на улучшение города, различными группами учёных и практиков, занятых в реализации программ развития городской среды. Ценностные теории урбанизма на современном этапе развития цивилизации являются востребованными, поскольку по сути своей изначально предполагают использование комплексного, междисциплинарного подхода к этому феномену. Очевидно, что рассматривать проблемы города с одной или двух позиций не представляется возможным и верным. По мнению авторов исследования «Городская устойчивость: новая этика и системные перемены», «все городские решения требуют междисциплинарного подхода, включения в диалог жителей города и общей ответственности за результаты. Сотрудничество на всех уровнях важно для повышения общей экспертизы, осведомлённости и го-

родской инклюзии»1. Кроме того, аксиологический ракурс даёт возможность не только анализировать актуальное состояние городской культуры, но и делать прогнозы на будущее, выявляя наиболее общие черты и тенденции. Опора на теории ценностей позволяет исследователям вводить термин «урбанистическая цивилизация - особая мыслительная конструкция и одновременно реально существующая система социальной организации, имеющая универсальный характер, охватывающая территорию Земли, объединяющая города как специфические типы населённых пунктов (в противовес сельским поселениям) с особым экономическим укладом, системой управления, образом жизни, культуры и т. д.» [1]. Тесная взаимосвязь мышления, образа жизни, этики, культуры в городской среде образует специфический пласт урбанизма.

Поставленная проблема обусловила цель работы - культурно-философский анализ урбанизма в контексте этического в пространстве города.

УРБАНИЗМ И ЭТИЧЕСКОЕ

Приступая к рассмотрению понятия «этическое», следует отметить, что эта категория в наиболее общей форме отражает духовно-практическую сторону жизни людей, основанную на понятиях нравственности, культурной нормы-ценности, чувствах и переживаниях, интеллектуальном осмыслении культуры социума, индивидуальных и коллективных мировоззренческих позициях. Человек постоянно находится в поле этического, в полной мере ощущает его дуализм, что, в свою очередь, приводит к переживанию всего спектра эмоций и вместе с тем способствует интенсивной интеллектуальной работе, оцениванию окружающего пространства, формулированию проблемы и способов её преодоления. Перечисленные аспекты жизни человека складываются под влиянием всей системы духовной и материальной культуры, включая природно-ландшафтную составляющую, что, в свою очередь, позволяет осуществить переход к прослеживанию

1 Городская устойчивость: новая этика и системные перемены. М.: Изд. деят. Москомархитектуры, 2020. С. 6.

взаимосвязи пространственного, урбанистического и нравственного.

К настоящему времени было написано немало работ как научного, так и научно-популярного характера, посвященных влиянию тенденций урбанизации на этическое в человеке. В частности, всесторонне рассматривается категория «счастье» как условие комфортного существования человека в городе. При этом следует оговорить следующий момент, что счастье, подобно множеству других философских категорий, не может детерминироваться однозначным образом. Могут быть различные точки зрения на то, что именно каждый вкладывает в понятие счастья, какими инструментами и методами его измерять, какой эффект оно оказывает на личность, существует ли оно вообще. Тем не менее, в этике счастье определяется как особое чувство удовлетворённости своим бытием, связывается с ощущением осмысленности жизни, «исследуется социально-этический образ счастья и ставится проблема его идентификации, то есть соотнесения с философскими идеями или универсалиями (категориями) свободы, любви, смысла жизни, которые особое место приобрели у Эпикура, стоиков, в русской философии и литературе. Идеал счастливой жизни - та сила, которая формирует всю систему ценностных ориентаций личности и общества» [2, с. 231].

Рассмотрение этической проблемы счастья неизбежно требует постановки следующего вопроса: что нужно человеку для счастья? А в контексте анализа городской жизни вопрос целесообразно поставить следующим образом: что нужно для счастья жителю крупного города? Как отмечает Л. Гордон -научный редактор книги Чарльза Монтгомери «Счастливый город. Как городское планирование меняет нашу жизнь», - существует «взаимосвязь между устройством жизни в городе, дизайном городской среды и внутренним состоянием горожан, их действиями и общей культурой жизни общества» [3]. Отмечается, что счастье находится на пересечении внешнего и внутреннего, личного и коллективного. В целом, удовлетворение потребностей в движении, общении, красоте, возможность побыть на природе и чувство равенства позволяют человеку почувствовать себя счастливым. Иными словами, развитие этиче-

ского в городском пространстве и за его пределами, соответствующая этой цели трансформация городов способны улучшить духовную и материальную сферы жизни горожанина. Согласно Ч. Монтгомери, человек обычно в стремлении к счастью обращается к духовным практикам, религии или посещает психологические тренинги, в то же время упускается из виду, что сам город может выступать «инструментом счастья». Для этого необходимо изменять традиционные городские формы и системы, правильно организовывать общественное пространство.

Анализ актуальных урбанистических тенденций указывает на наличие как позитивных, так и негативных перспектив. К позитивным, как правило, относят деиндустриализацию городов, увеличение количества «зелёных зон», ограничение пространства для личного автотранспорта в пользу общественного, создание пешеходных и велосипедных зон, отказ от планов по строительству скоростных эстакад, эксперименты с формой и высотой зданий (например, планирование городского квартала таким образом, чтобы высотные здания чередовались с более низкими и не закрывали обзор на загородные природные объекты), акцентирование на дизайне и стиле. Вместе с тем предполагается, что вышеописанные черты современного города могут способствовать повышению не только уровня и продолжительности жизни проживающего здесь населения, но и его уровня душевного состояния.

К негативным перспективам, характерным в основном для крупных городов, мегаполисов, относят перенаселённость, перегруженность транспортом, превышение допустимого уровня загрязнения и отходов. Негативный прогноз при бездействии для решения этих проблем предполагает ухудшение функционирования городских систем, вплоть до коллапса. Средние и малые города, а также пригороды имеют собственные проблемы, такие как монофункциональность, демографический спад, люмпенизация, ухудшающаяся экология, неудобная инфраструктура, отдалённость места жительства от места работы и др. Очевидно, что перечисленные проблемы не способствуют ощущению удовлетворённости жизнью, а напротив, формируют стремление к отчуждённости,

озлоблению, агрессивному действию, ненависти.

Ненависть становится объектом размышления Ж. Бодрийяра в лекции «Город и ненависть». Размышления философа выстраиваются вокруг человека не только как субъекта создания городской среды, что характерно для множества урбанистических исследований, но и как объекта влияния городского пространства. Город формирует мировоззрение человека, включённого в это пространство. Рассматривается роль современного информационного общества в выстраивании образа городской среды. Становится ясным, что положение человека в городе и его ощущения обусловлены не только внешними факторами, проблема приобретает философскую глубину. Лекция начинается с упоминания окраин городов, пригородов и проблем молодёжи, вынужденной проживать там. Ж. Бодрияр говорит: «Во мне сидит ненависть» - выражение почти безличное, оно означает не столько субъективную эмоцию или субъективное состояние, сколько объективную и беспричинную ярость, рождающуюся в городской пустыне, прежде всего в пригородах, превращённых в настоящую свалку. Тот факт, что окраинная «преступность» приобрела невиданный размах (ведь фильм, подобный «Ненависти», можно снимать хоть каждый день), свидетельствует о том, что перед нами целостное общественное явление, в котором находит своё отражение определённый универсальный процесс -процесс концентрации населения и увеличения производства отходов. Речь идёт о всемирной проблеме отбросов, ибо, если насилие порождается угнетением, то ненависть зарождается, когда человека отправляют на помойку» [4]. Как вся естественная среда переполнена отбросами, так и сами люди превращаются в отбросы. Причины этого усматриваются в отношении современного человека массы к ценностям, а вернее в равнодушии к ним: «Понятие отбросов следует модифицировать и расширить. Материальные, количественные отбросы, образующиеся вследствие концентрации промышленности и населения в больших городах - это всего лишь симптом качественных, человеческих, структурных отбросов, образующихся в результате предпринимаемой в глобальном

масштабе попытки идеального программирования, искусственного моделирования мира, специализации и централизации функций (современная метрополия очевидным образом символизирует этот процесс) и распространения по всему миру этих искусственных построений» [4]. Ж. Бодрийяр отмечает избыточность общения, взаимодействия в современном городе, которые лишь «маскируют процесс опустошения и опустынивания» в нём. Всё положительное превращается в отрицательное, исчезла определённость; интеллектуальное, эмоциональное, ценностное пространство человека прозрачно и ничем не защищено. Как итог - ненависть человека не только по отношению к окружающему, но и к самому себе.

Основываясь на вышесказанном, в контексте мировоззренческих и этических вопросов можно прийти к выводу, что проблема жителя современного крупного города заключается в его нахождении между желанием счастья и стремлением к нему, с одной стороны, и возрастающей ненавистью - с другой. Выход данной проблемы для человека из области иррационального, интуитивного, ощущаемого в область осознанности приводит его к смене мировоззренческих позиций или даже кризису.

Последствия определения позиции городского большинства или массы наблюдаются чётко в духовном пространстве современного города. Среди таких последствий, как правило, отмечают характерный практицизм (или цинизм как крайняя его форма) в отношениях между людьми; отсутствие осознания себя как части городского сообщества, игнорирование друг друга. Возрастающий индивидуализм воспринимается как некая свобода, но никогда не приводит ещё и к равенству. Человек, в силу своей должности и статуса, влияющий на принятие решений в сфере планирования городского пространства, как правило, следует традиции и всячески поддерживает и укрепляет ценности индивидуализма, поскольку сам является частью этой системы; те же жители города, которые понимают свободу и равенство иначе, зачастую не могут принимать какие-либо решения. Определение своего дома как своей крепости - это глубокая традиция индивидуализма и собственности. Итоги её соблю-

дения в современной городской среде наблюдаемы повсеместно: чёткое зонирование районов, жилых комплексов, отдельного дома. Подобное зонирование выражено не только на ментально-духовном и социально-экономическом уровне (элитные районы, жильё для среднего класса, для небогатых, пригород, гетто), но и на вполне конкретном материально-пространственном. Если раньше наличие забора или ограды было характерно в основном для особняков, а пространство вокруг многоквартирного дома воспринималось как общественное, то в настоящее время стремление оградить себя от «другого», от общественного, характерно для жителей многих домов. Таким образом, житель современного города становится полноправным членом «урбанистической цивилизации» и вместе с тем частью обезличенного городского пространства и человеческой массы, не связанной внутри себя пониманием и следованием принципам этического. Этическое, как известно, по своей сути предполагает наличие рядом «другого», с кем можно было бы выстраивать связи и формировать отношения.

Вместе с тем тенденции развития современных крупных городов нельзя оценивать исключительно в негативном ключе. В XXI веке актуализируются новые теории и модели формирования городской среды. Отметим, что, как правило, в основе программ развития не лежит понятие и стремление улучшить этическое, а скорее закладываются требования постиндустриального информационного общества (экономической конкуренции, туристического бизнеса, комфорта и др.). Не следует также оспаривать тот факт, что перечисленные факторы могут как усиливать бездуховность современного общества, так и способствовать социокультурному развитию: в том случае, когда планирование создания новых или усовершенствование существующих городских территорий преследует важные стратегические цели стимулирования интеллектуального, культурного развития, творчества, здоровья человека.

Современные исследователи отмечают возрастающее число попыток решить задачу социокультурного преобразования городской среды. Выявляются основные направления преобразования: преодоление тотального

влияния индустриализации на облик городов и повышение качества жизни в крупных городах с высокой плотностью населения. Под качеством жизни понимается не только комфорт и инфраструктура, возможность совершать пешеходные прогулки и дышать свежим воздухом, но и улучшение психологического состояния человека, создание условий для отдыха и общения. Также острой проблемой остаётся оценка необходимости возрождения пришедших в упадок индустриальных районов и городов и тех мер, которые могут быть приняты для исправления ситуации, раскрытия культурного потенциала территорий. Изучение культурно-имиджевого потенциала городского пространства является важным инструментом для реализации стратегий улучшения среды города и включает в себя такие компоненты, как управленческий потенциал, креативный потенциал, социальный, культурно-символический, дизайн среды территории, событийно-эмоциональный потенциал, инфраструктурный потенциал (классификация предложена A.B. Поповым) [5]. Данную классификацию, на наш взгляд, необходимо пополнить понятием этического потенциала. Иными словами, используя упомянутые выше этические категории при оценке культурного потенциала города, следует учесть ответ на вопрос о том, какое чувство будет испытывать человек, находящийся на этой территории: приблизится ли он к ощущению счастья и равенства, будет стремиться к налаживанию связей и общению или, напротив, укрепит в себе чувство отчуждённости и ненависти. Этическое должно пронизывать все уровни - от управленческих решений до ответной реакции тех, на кого направлены эти решения. Так, лица, принимающие решения по управлению городом, руководствуются не только категорией воли, но также знания и блага. Креативная составляющая направлена на создание идей воплощения этического в конкретном действии и продукте. Социальный потенциал предполагает партнёрство и налаживание взаимодействия. Культурно-символический потенциал основывается на понятиях исторической памяти и культурного наследия. Дизайн среды улучшает её восприятие, связывает этическое и эстетическое. Событийно-эмоциональный потенциал гово-

рит сам за себя - это насыщенность и уникальность положительных эмоций в человеке. Инфраструктурный потенциал предполагает такое расположение объектов городского пространства, которое также будет способствовать положительной эмоции и убирать отрицательную (например, агрессия в результате долгого стояния в транспортной пробке, усталость в пути по причине удалённости культурного объекта от места жительства или работы и т. п.). Продолжая тему социокультурного потенциала города, О.В. Петровская полагает, что «урбанизм последних лет всё в большей степени склоняется к формированию такой среды в городском пространстве, которая стимулировала бы благоприятный социальный климат и общение, творческий и интеллектуальный потенциал жителей, повышение качества жизни [6, с. 33].

В то же время следует отметить, что, несмотря на общие для городов тенденции динамики развития, осуществляемые преобразования в разных типах городов имеют свою специфику. В урбанистической цивилизации «каждый город занимает особое место как на локальном уровне (области, страны), так и на глобальном (международном). Отсюда различен их «удельный вес», значение в мире» [1]. Из констатации положения о важности учёта специфики городов следует вывод, что её нужно учитывать и при формировании городской среды с целью сохранения этического. Например, для малых городов, где высока доля коренных жителей (в отличие от столиц, мегаполисов), сфера этического часто присутствует в проблеме идентичности, памяти, сохранения «корней». «Выступающие за поддержку малых территорий в значительной степени оперируют культурологическими понятиями: духовная культура, народная культура, идентичность, духовная связь с местом рождения и проживания. Акцент сделан на утверждении того, что у населения малых территорий есть потенциал развития, там проживают инициативные представители различных общественных групп, демонстрирующие готовность к активной работе по улучшению своих городских и сельских территорий. Поэтому их нужно не переселять в крупные городские агломерации, где они рискуют потерять свои культурные корни и в целом не реализоваться, а сле-

дует создавать благоприятные условия для роста культурного потенциала и развития на местах» [7, с. 127].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы современных городов на данном этапе развития цивилизации, которая исследователями характеризуется как «урбанистическая» по своей сути, уже не носят локальный характер, а представляют собой вызовы мирового масштаба. Климатические, экологические проблемы вкупе с острыми социальными вопросами требуют комплексного подхода к их решению. В дискуссиях, касающихся развития городов, отчётливо прослеживаются два тренда: трансформация и устойчивость, тем самым подчёркивается необходимость изменений в городской среде и стабильность в ней того позитивного, что может быть наработано. Сейчас с уверенностью можно сказать, что актуальность темы будет возрастать и исследоваться на всех уровнях: природном, социальном, духовно-ценностном. Более глубокий анализ темы позволяет утверждать, что при рассмотрении проблемы урбанизма как среды, создаваемой человеком для самого себя, невозможно игнорировать исследование этического в городском пространстве. Ощущения счастья, удовольствия, равенства или, напротив, отчуждённость и ненависть прямым образом зависят от окружающего (архитектуры, транспорта, зон работы и отдыха, социума и т. п.) и многократно усиливаются в среде города, где большинство людей замкнуты в рамках определённого пространства, составляющего их повседневность. Город должен давать человеку возможность свободы выбора образа жизни, радоваться, получать эстетическое удовольствие от архитектуры и природы, сводить к минимуму сложности, поддерживать чувство контроля, способствовать здоровью, позитивному размышлению о смысле жизни, укреплять социальные связи.

Таким образом, заявляя трансформацию и устойчивость как актуальные задачи развития городов, следует иметь в виду, что их выполнение должно приближать человека к цели высшего духовного порядка - повышать уровень счастья и ощущение равенства, а не сохранять всеми силами достигнутый

Сертакова II.H.

статус развитой технической, экономиче- ми её многочисленными проблемами.

ской, информационной цивилизации со все-

Список источников

1. Сачкова В.А. Урбанизация как социальный процесс: философский анализ: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. М„ 2013. 24 с.

2. Шамсетдинова А.П. Социально-этический образ счастья и проблема его идентификации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. № 3 (8). С. 231-235.

3. Гордон Л. От научного редактора // Монтгомери Ч. Счастливый город: как городское планирование меняет нашу жизнь / науч. ред. Л. Гордон; пер. с англ. Ю. Константиновой. М.: ООО «Манн, Иванов иФербер», 2019. С. 5-6."

4. Бодрийяр Ж. Город и ненависть // Логос. 1997. № 9. С. 107-117.

5. Попов A.B. Культурно-имиджевый потенциал поселений Пермского края: методика и оценка // Культурная и гуманитарная география. 2012. Т. 1. № 1. С. 98-106.

6. Петровская О.В. Современные теории развития урбанизма // Научная мысль Кавказа. 2014. № 4 (80). С. 31-36.

7. Климкина Т.А., Сертакова H.H. Развитие культуры малых территорий: дискуссионность вопроса и стратегий// Державинский форум. 2021. Т. 5. № 17. С. 123-129.

References

1. Sachkova V.A. Urbanizatsiya kak sotsial'nyy protsess: filosofskiy analiz: avtoref. dis. ... hand, filos. nauk [Urbanization as a Social Process: a Philosophical Analysis. Cand. pliil. sci. diss abstr.]. Moscow, 2013, 24 p. (In Russian).

2. Shamsetdinova A.P. Sotsial'no-eticheskiy obraz schast'ya i probleina ego identifikatsii [Socio-ethical image of happiness and the problem of its identification], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo. Seriva: Sotsial 'nyye nauki - Vestnik of Lobachevskv State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. 2007, no. 3 (8), pp. 231-235. (In Russian).

3. Gordon L. Ot nauchnogo redaktora [From scientific editor]. In: Montgomeri C. Schastlivyy gorod. Kak gorodskoye planirovaniye menyayet nash ch zliizn' [Happy City. How City Planning is Changing Our Lives]. Moscow, LLC "Mann, Ivanov and Ferber", 2019, 365 p. (InRussian).

4. Bodriyyar Z. Gorod i nenavist' [City and Hate]. Logos, 1997, no. 9, pp. 107-117. (In Russian).

5. Popov A.V. Kul'turno-iinidzhevyy potentsial poseleniy Pennskogo kraya: metodika i otsenka [Cultural image potential of Perm Region (Russia) settlements: methods and estimations]. Kul'turnaya i gumanitarnava geografiya [Cultural and Human Geography], 2012, vol. 1, no. 1, pp. 98-106. (In Russian).

6. Petrovskaya O.V. Sovremennyye teorii razvitiya urbanizma [The modern theories of the development of urbanism], Nauchnava mysl' Kavkaza - Scientific Thought of Caucasus, 2014, no. 4 (80), pp. 31-36. (In Russian).

7. Klimkina T.A., Sertakova I.N. Razvitiye kul'tury malykh territoriy: diskussionnost' voprosa i strategiy [Development of small territories culture: the controversial nature of the issue and strategies]. Derzhavinskiv forum - Derzhavin Forum, 2021, vol.5, no. 17, pp. 123-129. (In Russian).

Информация об авторе

Сертакова Ирина Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0002-9812-855Х, irinasertakovaiayandex.ru

Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ материала, написание текста статьи.

Поступила в редакцию 06.05.2022 Одобрена после рецензирования 05.07.2022 Принята к публикации 29.08.2022

Information about the author

Irina N. Sertakova, Candidate of Philosophy, Associate Professor of History and Philosophy Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-9812-855X, irinasertakova(S)y andex.ru

Contribution: main study conception, material analysis, manuscript text drafting.

The article was submitted 06.05.2022 Approved after reviewing 05.07.2022 Accepted for publication 29.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.