Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН УРБАНИСТИЧЕСКОГО АКТИВИЗМА'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН УРБАНИСТИЧЕСКОГО АКТИВИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
УРБАНИСТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ / УРБАНИЗМ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА / СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лапшина Валентина Семёновна

Цель исследования - социально-философский анализ нового явления современной городской жизни - урбанистического активизма. В статье приводятся примеры амбивалентного влияния жителей города на облик городского пространства (созидательного и разрушительного, конструктивного и деструктивного), а также обосновывается необходимость философского осмысления урбанистического активизма (перехода от доксического знания к ноэтическому). Научная новизна состоит в том, что впервые предложена дефиниция нового явления в социальной философии и антропологии города - "урбанистический активизм". В результате обоснована необходимость определения её границ, содержания, выявлено своеобразие феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Лапшина Валентина Семёновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PHILOSOPHICAL PHENOMENON OF URBAN ACTIVISM

The purpose of the study is a socio-philosophical analysis of a new phenomenon of modern urban life - urban activism. The article gives examples of the ambivalent influence of city dwellers on the appearance of urban space (creative and destructive, constructive and destructive), and also substantiates the need for a philosophical understanding of urban activism (the transition from doxic to noetic knowledge). The scientific novelty lies in the fact that for the first time a definition of a new phenomenon in the social philosophy and anthropology of the city is proposed - "urban activism". As a result, the necessity of determining its boundaries and content is substantiated, the originality of the phenomenon is revealed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН УРБАНИСТИЧЕСКОГО АКТИВИЗМА»

всем обильна. И Молдавская земля обильна, и дешево там все съестное. Да и Подольская земля всем обильна, А Русь (Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской неживутдруг сдругом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!)11 [6, с 228],

Согласно христианскому учению, Творец для создания земли, растений, животных употребил единое Слово. Сотворение же человека происходило не одномоментно, а через постепенное Божественное делание. Завершением этого делания стало называние человека живой душ ой. И только единство души и тела считается единством. Русская философия свою устремленность к единству осуществляло через духовное странничество для чего у нее имелись и форма, и содержание. Духовное странничество определило способ жизни русской философской МЫСЛИ-

Странник творит дорогу, а странничество как феномен культуры развивает путь. Странничество случается не потому, что это требует обычай, норма или закон. Странничество - это другое качество, режим и содержание культуры. Путь является средством действия, через который и с помощью которого реализуется странничество. Пространство и время являются конструкцией, где реализуется событие странничества. Носители и выразители этого феномена создают иную интенцию и энергию культуры; определяют ее место в мире; оформляют и озвучивают свое понимание мира в целом. Странничество можно рассматривать

как поступок, поскольку осуществляется выбором индивида.

Феномен странничества выразил свойство и качество русской культуры, определил экзи-стенциональные запросы, определившие ее дальнейшую судьбу в цивилизационном контексте. Феномен странничества, озвученный как православный духовный опыт и подвиг первых христиан, прошел процесс эволюции и приобрел модальность светского духовного поиска индивида. Идея христианского (Евангельского) учения - следовать за Иисусом Христом было понято и реализовано как проблема духовного странничества, а не как путь открытия Божественных законов. Странничество предполагает соучастия инщивида с Абсолютом, а не растворения в нем. Поэтому феномен странничества можно рассматривать как поцелуй Абсолюта, который разбудил скрытые духовные потенциалы русской культуры.

Литература:

1. Абрамова Н.Т. "Невербальные мыслительные акты в "зеркале" рационального сознания // Вопросы философии. - 1997, - №7. - С 110.

2. Бердяев H.A. Русская идея. - М.: ACT; Асгрель; Пол и граф из дат, 2010. - 286 с,

3. Короленко В.Г. Собр. соч.: в 6-ти т. / под ред. К.И. Тюнькина. - Огонек; Правда, 1971. - 424 с.

4. Леонт^в К,Н. Записки отшельника. - М,: ACT, 2004.-237 с.

5. Лосский Н.О. История русской философии, -СПб,: Азбука, 2018, - 608 с.

6. Повести Древней Руси. Изборник / эсгуп. ст. Д.С. Лихачева. - М. : Художественная литература, 1987.-448 с.

CU

ftj О OJ

h-

Q-<

X

сч

41"

S

127

THE SOCIOPHILOSOPHICAL PHENOMENON OF URBAN ACTIVISM

Lapshina Valentina Semyonovna, PhD of Philosophical sciences. Associate Professor, Department of History, Philosophy, Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod

The purpose of the study is a socio-philosophical analysis of a new phenomenon of modern urban life - urban activism. The article gives examples of the ambivalent Influence of city dwellers on the appearance of urban space (creative and destructive, constructive and destructive), and also substantiates the need for a philosophical understanding of urban activism (the transition from doxic to noetic knowledge>). The scientific novelty lies in the fact that for the first time a definition of a new phenomenon in the social philosophy and anthropology of the city is proposed- "urban activism". As a result, the necessity of determining its boundaries and content is substantiated, the originality of the phenomenon is revealed.

Keywords: urban activism; urbanism; city transformation; social cohesion; responsibility. DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.23

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН уд к 304.2+316,4

УРБАНИСТИЧЕСКОГО АКТИВИЗМА ВАК РФ 5.7.7/09.00,11

Цель исследования - социально-философский анализ нового явления совре- @Лапшина В. С, 2022 менной городской жизни - урбанистического активизма. В статье приводятся

примеры амбивалентного влияния жителей города на облик городского пространства (\созидательного и разрушительного, конструктивного и деструктивного), а также обосновывается необходимость философского осмысления урбанистического активизма (перехода от докеического знания к ноэтичес-кому). Научная новизна состоит в том, что впервые предложена дефиниция нового явления в социальной философии и антропологии города - "урбанистический активизм". В результате обоснована необходимость определения её границ, содержания, выявлено своеобразие феномена.

Ключевые слова: урбанистический активизм; урбанизм; преобразование города; социальная сплочённость; ответственность.

> <

О

0 О

о о с

128

ЛАПШИНА Валентина Семёновна, кандидат философских наук, доцент кафедры Истории, философии, педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектур но- строительный университет, Нижний Новгород

Известный теоретик современного урбанизма Ричард Флорида в книге "Новый кризис городов" представляет урбанизм как противоречивое и парадоксальное явление. Города, считает он, обладают имманентными характеристиками: могут выступать двигателями инноваций, олицетворять идеал экономического или социального прогресса, и вто же самое время могут демонстрировать ярковыражен-ное нера ве нство, социал ьное ра сслоение [ 19, с.4]. Всё будет за ви сеть от нашего взгляда на процесс урбанизации: будем мы оптимистами или пессимистами.

Урбанистический активизм как социально-философское явление современности по аналогии можно рассматривать либо по оптимистичному сценарию, либо по пессимистичному.

Результатом разрастания городов, увеличения числа городского населения, развития инфраструктуры города, транспортной системы становится урбанизм, предполагающий ослабление социального контроля и социальной сплочённости, анонимность общения, преобладание формально-ролевого общения, рациональность в поведении. На эти характеристики города указывали немецкие социологи и философы Макс Вебер (в работе "Город" [8, с.9]), Георг Зиммель (в книге "Большие города и духовная жизнь" [11]). Зиммель: мы нередко "даже в лицо не знаем соседей, с которыми годами живем в одном доме" [11, с.92-93], мы замкнуты, безразличны, всячески стараемся избежать контактов с соседями. Эллард Колин, директор Лаборатории городской повседневности Университета Ватерлоо в Канаде, отмечает, что психические расстройства, связанные с тревожностью, чаще всего развиваются в городской среде. Причину этому он находит также в отсутствии добрососедских отношенияй. Например, люди, у которых хорошие и крепкие отношения с соседями, меньше подвержены тревожности и депрессиям [20, с 148-149].

Российский исследователь Л.Ю. Балюшина пишет, что атмосфера информационного шума, прессинга в городах, эмоциональное отчуждение, массовизация, психическая напряженность, "транспортная усталость",ежедневный автоматизм городских будней и в целом всей городской жизни приводят к необратимым экзистенциальным последствиям, одним из которых является деградация личности [4],

Тема "человек и город" - одна из наиболее популярных в исследованиях по философии, социологии, психологии, экономике, урбанистике в последние десятилетия как среди отечественных авторов (ЕЮ. Агеева [1],В.С. Вахштайн[7], A.B. Бабаева [3], Ю.Л. Балюшина [4], С.С. Касаткина [15], И.Н. Ильина [12],Т,КХ Сидорина [18] и др.), так и зарубежных (С.У. Голдхаген [9], Л, Костронь [16], Р. Флорида [19], Я, Гей л [10] и др.).

Социально-философский анализ показывает, что человечность и бесчеловечность урбанизации (собственно, её антропологическое измерение), растущая и становящаяся всё более явной двой-

ственность - одновременно и причина, и след-сгвиеувеличивающейся вовлеченности каждого (почти) горожанина в развитие города, когда простой житель выступает соавтором архитектурных проектов и концепций развития городских территорий.

Современный горожанин может быть вовлеченным в проекты, связанные с исследованием города, изменением городского пространства, благоустройством. Существуют общественные организации, которые исследуют города ("Наш дом" "Умные города"), учат новым городским профессиям ("Центр прикладной урбанистики"), занимаются образова-тельной/просветительской деятельностью, обучают заботе о себе, окружающих и природе ("Открытая лаборатория экоурбанистики"), призваны улучшать городскую среду и повышать качество жизни ("Городские проекты") [14]. К примеру, созданию общественного парка (5ирегкПеп, Копенгаген), расположенного в мультиэтническом районе Норебро, предшествовал опрос жителей района (как они представляют себе будущий парк). В общей сложности в парке "засветились" более 60 национальностей, представители которых живут в Норебро. Архитектурные и дизайнерские находки (восточные сады камней, мостики, пальмы и фонтаны из солнечных стран, европейские стойки-радуги, мостовые и даже крышки люков) стали решением для нивелирования межкультурной напряженности, а также формирования привлекательной среды для жителей и гостей Копенгагена [17].

Директор Института развития городской среды Нижегородской области Дарья Шорина отмечает, что важным фактором комплексного развития города и городских территорий по программе "#Среда800" стало приелечениежи-телей Нижнего Новгорода к обсуждению проектов развития городских и районных территорий [13]. Для понимания желаний, запросов и потребностей жителей города были организованы онлайн-анкетирование, голосование за проекты благоустройства через гугл-формы, многочисленные онлайн-опросы, Таким образом, реализованные концепции развития районных площадей, бульваров, скверов, Нижегородских набережных возникли в результате обсуждения, диалога представителей архитектурных бюро, дизайнеров, представителей муниципального и городского управления и жителей Нижнего Новгорода. Это один из уда ч-ных примеров поддержания инициатив нижегородцев профессиональным сообществом.

В последние годы чаще всего именно через Интернет (социальные сети, чаты, мессен-джеры, веб-сайты) жители микрорайонов оперативно и открыто могут озвучить свои жалобы и желания по усовершенствованию городской среды обитания, комфортного отдыха в границах города, транспортной инфраструктура ("районная жизнь в Фейсбуке" -метафора социолога и переводчика А.Т. Бик-бова [5]). Вопрос городского благоустройства и обсуждение вариантов комфортной жизни объединяет жителей города и способствует преодолению экзистенциального отчуждения, разобщенности.

С другой стороны, гражданская инициатива и связанная с ней ответственность становятся повседневной практикой, новым социокультурным явлением, требующим названия и оформления в научном диалоге, дискурсе.

В философии термин "социальный активизм" обозначает атрибутивное свойство жизни общества, выраженное в целенаправленной, добровольной деятельности индивидов и групп для социального преобразования и решения социальных проблем. Термин "социальный активизм" достаточно широкий и может включать урбанистические, экологические, образовательные, политические и иные инициативы, порой не относящиеся к городу (к примеру, социальный активизм в селах).

Социолог Т.Ю. Сидорина описывает "социальный активизм" как практику самоорганизации, трудовую практику информационной эпохи [18].

В научных публикациях социолога и редактора журнала "Логос" А.Т. Бикбова встречаются "городской активизм" внезапный "уличный активизм" чаще всего сводящиеся к политическим и общественным уличным движениям и организации лагерей [6]. Такое понимание больше присуще изначальному значению "активизма" или современному "гражданскому активизму" (целенаправленному и осознанному участию граждан в общественной и политической жизни страны),

В исследованиях Н.Л. Антоновой, С.Б. Абрамовой термин "городской активизм" используется как новая форма "интериоризации", способствующая становлению и развитию локально-территориальной идентичности молодежи [2]. Н.Л, Антонова и СБ. Абрамова по результатам эмпирико-социологического исследования в г. Екатеринбург (2020 г.) показывают, что современная молодежь чаще испытывает потребность в локальных преобразованиях (собственного двора или дома), что

си

о

си

О-<

X

сч

41"

Ё

129

основными причинами, снижающими молодежную активность, являются отсутствие веры в положительный результат городского преобразования, отсутствие информации об инструментах и путях преобразования, страх санкций. Но что интересно, каждый пятый использует именно Интернет для выражения своих желаний и потребностей по преобразованию города [2]. Тот самый случай "районная жизнь в фейсбуке".

Новые формы социальной активности жителей по вопросам благоустройства города также называются в научном дискурсе как "хип-стерский урбанизм", "самодельный урбанизм", "тактический урбанизм", "всплывающий урбанизм", "урбанизм в стиле сделай сам", "партизанский урбанизм", "кооперативный урбанизм".

Хипстерский урбанизм - это новая и молодая идеология города, - отмечает российский социолог B.C. Вахштайн [7, с,41 ]. Ценности "хип-стерского урбанизма" основаны на многообразии досуговых пространств, которые по-но-вому выстраивают повседневную жизнь города. Хипстерский город - это город-празд-ник, город-карнавал, который удивляет, смешивает краски и роли. Сегодня количество людей, получающих удовольствие от жизни в городе, свидетельствует о качестве и уровне городской жизни. Яркая творческая среда является важнойсоставляющей новой городской повседневности, хипстерский урбанизм превращает город в сцену, карнавал [7,10], Ярким примером хипстерского урбанизма можно назвать фестиваль современного искусства "Арт-овраг" в г Выкса. Каждый год этот город в Нижегородской области превращается в арт-объект, в город искусства, город-праздник в духе датского архитектора Яна Гейла. За хип-стерским урбанизмом закрепилось именно такое позитивное, молодежное, творческое, художественное содержание.

Но активность горожан в вопросах благоустройства города может быть и другой: тормозящей, сдерживающей (протесты ради протестов), критикующей (кляузы, сутяжничество, хамство в соцсетях}, деформирующей (самострои). Поэтому мы предлагаем термин урбанистический активизм для обозначения новых видов поведения горожан в эпоху информационной демократии, введение которого, по нашему мнению, Продиктовано сложившейся социокультурной реальностью.

Урбанистический активизм - это деятельность жителей города по преобразованию городской среды в условиях современного ур-

банизма. Указанная деятельность может включать выдвижение инициатив по благоустройству, выражение желаний по улучшению облика города, голосование за реконструкцию или создание городских объектов, выбор архитектурных проектов, В отличие от "социального", "городского", "гражданского" активизма "урбанистический" стремится изменить город, в первую очередь реализуясь под эгидой достижения состояния комфорта и безопасности. Питательная среда урбанистического активизма - житейские проблемы простого человека и новые возможности информационного общества.

Урбанистический активизм превращается в важный социокультурный феномен современности, и даже вызов. И вот почему.

С одной стороны, жители районов города объединяются, чтобы сделать городское пространство более комфортным для проживания и отдыха, отстоять свои эстетические вкусы (статьи в духе "Топ-10 побед жителей города N над идиотскими/неудачными проектами"). Конкретный пример - казус с неудачным с эстетической точки зрения памятником "Алён-ке" в г. Нововоронеже в2020 году, когда общественность потребовала немедленно убрать мрачную и неуклюжую скульптуру. Через социальные сети и обращения в мэрию жители требовали не "позорить город этим уродством" и снести монумент. 8 2021 году перед ЗАГСом в г. Павлово (Нижегородская область) появилась скульптура "Молодожёны", которую скептически настроенные местные жители прозвали "Дровосек и страшилище". Осенью 2021 г. после волны критических замечаний была демонтирована скульптура "Кошка на чемоданах" в г. Курган. Жители готовы с помощью смартфонов бороться с безвкусицей,

С другой стороны, излишняя активность жителей и желание протестовать по любому поводу, оспаривать утвержденные концепции благоустройства городских территорий, бунтовать против освоения новых территорий, создания новых архитектурных форм могут тормозить и деформировать развитие города. Поэтому необходим диалог (продуманный алгоритм решений, сотрудничества) профессионалов и жителей города, обоюдно заинтересованных в повышении привлекательности и комфортности городской среды, общественных пространств.

Архитекторы, дизайнеры, будущие градостроители, получая профессиональное высшее образование, начинают видеть и чувствовать город иначе, представляя целостную концеп-

цию города, видя его образ и, соответственно, гармоничное сочетание памятников культурного наследия, домов начала прошлого века и новых архитектурных объектов. Потенциальная некомпетентность жителей в вопросах, связанных, к примеру, с эстетикой архитектуры, безопасностью городского пространства может привести к тому, что урабанизация пойдёт не по законам красоты, а по законам безобразного, превращая город в китч (безвкусицу) или российские фавелы. Важно, чтобы тенденции, отражаемые в понятии хипстерс-кого урбанизма ("город - это машина развлечений, город - это весело"), воплотившись в жизнь, не стали поводом горько улыбаться над нелепым сочетанием элитных модных домов и трущоб на одной улице. Урбанистический активизм как социокультурный феномен и вызов заставляет задуматься о границах дозволенного при вмешательстве в вопросы, связанные с переустройством, строительством, реставрацией архитектурных объектов, реконструкцией города. Поэтому и профессиональное сообщество (чиновники, архитекторы, дизайнеры), и жители города должны иметь одну общую цель-интересы человека (его здоровье, самочувствие, комфорт).

Литература:

1. Агеева Е. Ю. Город как социокультурное образование (Функционально-типологический анализ): специальность 24.00.01 "Теория и история культуры": дне. ... доктора философских наук, -Нижний Новгород, 2005. - 355 с.

2. Антонова Н.Л., Абрамова, СБ. Городской активизм молодежи: практики и барьеры // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2021. -N«2(57). URL; https://cyberlenitika.tu/article/ti/ g orod siiöy-a kt mz m-m olo d у oz h i - pra ktiki-i - ba riery (дата обраще н ия: 02.02.2022).

3. Бабаева A.B. Антропологическое измерение пространства современного города / A.B. Бабаева, A.A. Крашенинников // Вестник Мининского университета, - 2019. - Т. 7.- № 2(27). - О4.

4. Балюшина ЮЛ. Проблема деградации личности под влиянием городского пространства (социально-философский аспект) / Ю.Л. Балюшина // Исторические,философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 201 7.- № 8(82). -С 40-43.

5. Бикбов А.Т. В поисках пространства совместного удовольствия / Интервью с социологом Александром Бикбовым URL: https://zapovednik.space/ material/v-poiskah-prostra ristva-sovnnestnogo-udovotstvia (датаобращения:07.02.2022).

6. Бикбов А.Т. Методология исследования "внезапного" уличного активизма (российские митинги и уличные лагеря, декабрь 2011 - июнь 2012) / А. Бикбов // Laboratorium: журнал социальных исследований. - 2012. - № 2. - С.130-163.

7. Вахштайн B.C. Метафоры города и метафорика городских исследований: самоописание vs мета-описание / Й.С. Вахштайн // Культура и искусство. - 2015.- № 1. - С.41 -42.

8. Вебер М. Город / пер. с нем.; 2-е изд. - М.: Streiks Press,2018.- 252 С.

9. Голдхаген С.У. Город как безумие. Как архитектура влияет на наши эмоции, здоровье и жизнь. / С.У. Голдхаген; пер. с англ. Е. Сырневой. - М.: ACT, 2021.-304 с

Ю.Города для людей / Ян Гейл; пер. с англ. - М, : Альпина Паблишер, 2012. - 276 с. П.Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / пер. с нем. - М.: Strelka Press, 2018. - 112 с.

12.Ильина И.Н. Опыт адаптации индекса процветания городов (СР1) для оценки российских городов / И. Н. Ильина, Е. Е. Плисецкий // Архитектура во времени и пространстве : материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 29 апреля 2021 года. - Минск : Белорусский национальный технический университет, 2021,-С 18^23.

13.Институт развития городской среды Нижегородской области. Нижний 800, [Электронный ресурс] // URL: https://sreda800.ru/ (дата обращения: 15.12.2021).

14.Информация с сайта: Вся российская урбанистика [Электронный ресурс] // URL: https:// urban.2g0.ru/.(дата обращения: 15.09.2021).

15.Касаткина С.С. Урбосфера: системно-семиоти-ческий анализ: дис. ...доктора философских наук / Касаткина Светлана Сергеевна. - Архангельск, 2019.-337 с.

16.Костронь Л. Психология архитектуры / пер. с чеш. - Харьков: Гуманитарный центр,2018. - 340с.

17.Манукян Ю. Лучшие урбанистические проекты мира: часть первая [Электронный ресурс] // URL:https://www,prostranstvo,rnedia/luchshie-urba n i sti с he skie-p roe kty- mi ra-chast- ре rvaja/ (датв обращения: 15.12.2021).

18.Сидорина Т.Ю. Социальный активизм и самоорганизация как основа нового общественного договора / Т. Ю. Сидорина // Социологический ежегодник: сборник научных трудов / ред. Н.Е, Покровский, ред.-с ост. Д. В. Ефременко. - М.: [б.и], 2017.-С 16-27.

19.Флорида Р. Новый кризис городов: Джентри-фикация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать / пер. с анг„ - М. г Точка, 2018.-368 с.

20,Эллард К. Среда обитания: Как архитектура ел ияет на наше поведен иеи самочувствие/пер. с англ. - 3-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2020. -288 с.

CU

ftj О OJ

ь-

Q. <

£

сч

41"

S

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.