УДК 332.122+338.49+316.334.56 ББК У050.23+У044:С546.21+0042-212
УРБАНИЗАЦИОННАЯ РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Г. В. Эрлих
Статья посвящена анализу влияния урбанизации на развитие инфраструктуры городской экономики, методике оценки городских инфраструктурных объектов в процессе урбанизации.
Ключевые слова: урбанизация; инфраструктура; городская экономика.
С общепризнанной точки зрения инфраструктура представляет собой необходимую среду выживания и развития жизнедеятельности человека. Инфраструктура обладает следующими особенностями.
Во-первых, носит межотраслевой характер, поскольку выполняет обслуживающие функции в нескольких отраслях (например, транспорт, связь, энергетические системы и пр.), а следовательно, обеспечивает интеграцию между отраслями производства и территориями.
Во-вторых, инфраструктура не создает материальных благ, а выполняет обеспечивающую функцию. Вследствие этого требуются нерыночные механизмы ее развития, долевое участие различных заинтересованных отраслей.
В-третьих, процесс формирования инфраструктуры неразрывно связан с определенной территорией, с ресурсами, локализированными в пределах определенного региона и города, зависит от территориальной организации сферы производства и сферы обращения.
В качестве основного фактора обособления инфраструктуры данной территории выступает фактор урбанизации. Последняя представляет собой концентрацию населения в рамках больших территориальных образований, приводит к росту численности населения и необходимости развития инфраструктуры. Неслучайно Кузнецова А.Н. отмечает, что самая важная роль в расцвете европейской цивилизации, экономического развития стран Европы принадлежит урбанизации и целенаправленному развитию инфраструктурных отраслей [1].
Городская инфраструктура как экономическая категория выражает производственные отношения по поводу деятельности различных объектов производственного и непроизводственного характера, направленной на создание комплекса условий для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности населения города.
Основными функциями городской инфраструктуры выступают:
1) распределительная, т. е. способность инфраструктуры обеспечить распределение товарноматериальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и территории города;
2) коммуникационная, которая приводит к организации эквивалентного обмена продуктами труда (товарами, услугами, информацией и т. п.);
3) регулирующая, вследствие которой обеспечивается восстановление и поддержание сбалансированного спроса и предложения на товарных рынках [2].
Функционирование городской инфраструктуры должно отвечать следующим принципам:
• эквивалентности (установление в рыночных условиях сбалансированности спроса и предложения через механизм ценовой, кредитной, налоговой и прочей политики);
• надежность (устойчивость экономической, социальной, правовой политической сферы. Надежность инфраструктуры выше, чем больше экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов);
• сопряженность (соответствие элементов инфраструктуры обслуживаемым рынкам, т. е. рынкам товаров, капитала, недвижимости, а также сбалансированность между элементами самой инфраструктуры).
Городская инфраструктура находится под влиянием большого количества факторов, которые можно сгруппировать следующим образом.
1 группа - общеэкономические факторы:
• стадия развития социально-экономической системы (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная);
• стадия экономического цикла (спад, депрессия, подъем, пик);
• тип социально-экономической системы (административно-хозяйственная, рыночная, смешанная);
• федеральная, региональная и муниципальная политика (структурная политика отраслевого развития, структурная политика регионального развития, стратегическая политика социально-экономического развития муниципалитетов и пр.).
2 группа - факторы, связанные с урбанизацией:
• экономико-географическое положение города (благоприятное или неблагоприятное);
• уровень отраслевой диверсификации (моно-специализированные и полиспециализированные города);
Эрлих Г.В.
Урбанизационная роль инфраструктуры в развитии городской экономики
• место города в региональной системе расселения (низкая, средняя, высокая плотность населения вокруг городов);
• возраст города (сравнительно молодые города; города, возникшие в период индустриализации, города, возникшие до революции);
• масштаб города (муниципальные образования мелкого размера (менее 100 тыс. чел.); среднего размера (более 100 тыс. чел.); крупного размера (более 1 млн чел.)).
Урбанизация оказывает существенное положительное влияние на функционирование городской инфраструктуры, что проявляется в следующем:
Во-первых, появляются «эффекты перелива», которые благоприятно влияют на социально-экономическое развитие города:
• крупномасштабные положительные внешние эффекты;
• специализация на производстве «публичных благ», которые не могут быть раздельно оплачены каждым потребителем;
• экономия на масштабах производства, что проявляется в понижении предельных издержек с увеличением объема производства;
• коллективные формы обслуживания инфраструктурных благ (система городского транспорта, ЖКХ и пр.);
• формирование емкого рынка товаров и услуг, позволяющих развивать частно-государственное партнерство на территории города.
Во-вторых, развивается инновационная структура, прежде всего, в крупных городах, поскольку персональные контакты на стадии инноваций не могут быть размещены в периферийных муниципалитетах.
В-третьих, образуется территориальный каркас, состоящий из городов и дорожных сетей, на котором впоследствии формируется территория региона, что придает ему весьма устойчивую конфигурацию.
В-четвертых, образуется информационное поле, что обеспечивает возможность быстрого распространения информации.
С целью анализа состояния городской инфраструктуры предлагаем методику оценки городской инфраструктуры объектов в процессе урбанизации.
I группа - абсолютные и относительные величины предоставления инфраструктурных услуг:
a) объем предоставления инфраструктурных услуг (в целом и по отдельным отраслям);
b) доля инфраструктурного сектора в структуре городской экономики (доля занятых, доля добавленной стоимости и пр.).
II группа - динамика развития инфраструктурного сектора в краткосрочном и долгосрочном периодах:
a) ежегодные темпы роста/спада инфраструктурного сектора;
b) темпы роста/спада инфраструктуры к базовому периоду;
III группа - степень асимметрии в развитии инфраструктуры (степень равномерности развития инфраструктуры по административным районам (коэффициент вариации)).
IV группа - структурная характеристика:
• соотношение инфраструктурного сектора и отраслей промышленности (по показателям стоимостного объема производства, занятости);
• отношение роста инфраструктурного сектора к темпам роста промышленного комплекса города.
V группа - обеспеченность населения услугами инфраструктурного сектора:
• объем инфраструктурных благ, приходящихся на единицу населения или на количество населенных пунктов;
• объем инфраструктуры на площадь территории:
К = ШИ,
где К - коэффициент Гольца; Ь - протяженность дорог с твердым покрытием; 8 - площадь территории; N - количество населенных пунктов.
VI группа - удельный вес инфраструктуры города в формировании общего объема инфраструктуры региона:
Уб = (ш/п)-100 %, где Уэ - «индекс присутствия»; т - доля городской инфраструктуры в областной инфраструктуре; п - доля города в общеобластной численности населения.
VII группа - финансовые потоки, связывающие инфраструктуру города со всеми остальными контрагентами внешней (вышестоящие бюджеты и внешние контрагенты) и внутренней (градообразующие предприятия, органы местного самоуправления, местная промышленность, население) среды. В итоге определяется финансовое сальдо входящих и исходящих потоков, а следовательно, оценка рисков городской инфраструктуры.
В процессе функционирования городской инфраструктуры возможны следующие риски:
• износ элементов инфраструктуры;
• завершение жизненного цикла работы элементов инфраструктуры;
• недостаток мощности и доступности инфраструктуры;
• воздействие внешних природных факторов;
• воздействие внешних техногенных факторов;
• риск, связанный с обеспечением финансирования;
• риск, связанный с правами собственности на инфраструктуру;
• риск платежеспособности населения;
• риск снижения качества жизни (рост безработицы, рост преступности, увеличение смертности, снижение доступности инфраструктуры) [3].
Процессы развития инфраструктуры и урбанизации тесно взаимосвязаны между собой, что требует дальнейшего теоретического, методологического, эмпирического и количественного анализа.
Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 18
165
Управление социально-экономическими системами
Литература
1. Кузнецова, А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход / А.И. Кузнецова. - М.: Ком-Книга, 2006. - 456 с.
2. Новоселов, А. С. Теоретические аспекты исследования региональных рынков / А. С. Новоселов // Регион: экономика и сог/иология. - 2008. - № 3.
3. Журавлева, Н.А. Развитие концепции инфраструктуры в экономической науке / Н.А. Журавлева // Проблемы современной экономики. -2009. -М>4.
Поступила в редакцию 24 декабря 2010 г.
Эрлих Галина Викторовна. Доцент кафедры «Экономика торговли», факультета «Торгово-экономический», кандидат экономических наук, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - закономерности экономического равновесия в территориальной экономике; территориальная интеграция; урбанизация и ее влияние на социально-экономическое развитие регионов; региональные инфраструктурные подсистемы.
Galina Vladimirovna Erlikh. Associate Professor of Economy of Trade Department of the Trade and Economics Faculty, Candidate of Science (Economics), South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: laws of economic balance in territorial economy; territorial integration; urbanization and its influence on the socioeconomic development of regions; regional infrastructural subsystems.
Контактный телефон: 267-93-03.