Научная статья на тему 'Уральские сатирические журналы Первой русской революции («Гном», «Рубин», «Магнит»)'

Уральские сатирические журналы Первой русской революции («Гном», «Рубин», «Магнит») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неофилология
Область наук
Ключевые слова
сатирический журнал / литература Первой русской революции / провинциальная литература / газетная литература / сатира и юмор / Satirical magazine / literature of the First Russian revolution / provincial literature / newspaper literature / satire and humor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илья Владимирович Козлов

ВВЕДЕНИЕ. Проанализирован особый вид газетной литературы начала XX века – провинциальные сатирические журналы времени Первой русской революции. Цель исследования – проанализировать редакционную деятельность екатеринбургских сатирических журналов 1906–1907 гг. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На основе сравнительно-исторического метода сделана попытка выявить специфику провинциальных сатирических журналов по сравнению с журналами столиц, понять специфику работы редактора такого журнала, издательское поведение авторов. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Провинциальные журналы с большей смелостью обозначали основные темы сатирической журнальной поэзии и прозы этого времени. Вместе с тем им удавалось просуществовать более долгое время. Такие журналы представляют собой качественно новый полиграфический, издательский, поэтический продукт. Они оказались востребованы провинциальным читателем этого времени (1906– 1907 гг.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование жанрово-тематического единства сатирического журнала может быть применено к исследованию других сатирических журналов Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ural satirical magazines of the First Russian revolution (“Gnom”, “Rubin”, “Magnit”)

INTRODUCTION. We analyze a special type of newspaper literature from the beginning 20th century, it is provincial satirical magazines from the time of the First Russian revolution. The purpose of the study is to analyze the editorial activities of Yekaterinburg satirical magazines 1906– 1907. MATERIALS AND METHODS. Based on the comparative historical method, an attempt was made to identify the specifics of provincial satirical magazines in comparison with capital magazines, to understand the specifics of the work of the editor of such a magazine, and the publishing behavior of the authors. RESULT AND DISCUSSION. Provincial magazines more boldly outlined the main themes of satirical magazine poetry and prose of this time. At the same time, they managed to exist for a longer time. Such magazines represent a qualitatively new printing, publishing, and poetry product. They turned out to be in demand by the provincial reader of that time (1906–1907). CONCLUSION. The study of the genre-thematic unity of the satirical magazine can be applied to the study of other Ural satirical magazines.

Текст научной работы на тему «Уральские сатирические журналы Первой русской революции («Гном», «Рубин», «Магнит»)»

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(2):397-408 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 82-7

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-397-408 Шифр научной специальности 5.9.1

Уральские сатирические журналы Первой русской революции («Гном», «Рубин», «Магнит»)

Илья Владимирович Козлов1'2

'ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» 620083, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 2Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук 620137, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16 Н i.v.kozlov@urfu.ru

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Проанализирован особый вид газетной литературы начала XX века - провинциальные сатирические журналы времени Первой русской революции. Цель исследования -проанализировать редакционную деятельность екатеринбургских сатирических журналов 1906-1907 гг. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На основе сравнительно-исторического метода сделана попытка выявить специфику провинциальных сатирических журналов по сравнению с журналами столиц, понять специфику работы редактора такого журнала, издательское поведение авторов. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Провинциальные журналы с большей смелостью обозначали основные темы сатирической журнальной поэзии и прозы этого времени. Вместе с тем им удавалось просуществовать более долгое время. Такие журналы представляют собой качественно новый полиграфический, издательский, поэтический продукт. Они оказались востребованы провинциальным читателем этого времени (19061907 гг.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование жанрово-тематического единства сатирического журнала может быть применено к исследованию других сатирических журналов Урала.

Ключевые слова: сатирический журнал, литература Первой русской революции, провинциальная литература, газетная литература, сатира и юмор

Благодарности и финансирование. О финансировании исследования не сообщалось. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Козлов И.В. Уральские сатирические журналы Первой русской революции («Гном», «Рубин», «Магнит») // Неофилология. 2024. Т. 10. № 2. С. 397-408. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-397-408

Check for updates

© Козлов И.В., 2024

397

2024;10(2): 397-408 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

Ural satirical magazines of the First Russian revolution ("Gnom", "Rubin", "Magnit")

Ilya V. Kozlov1'2

'Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin 19 Mira St., Yekaterinburg, 620083, Russian Federation 2Institute of History and Archeology of Ural Branch of Russian Academy of Sciences 16 Sofia Kovalevskaya St., Yekaterinburg, 620137, Russian Federation H i.v.kozlov@urfu.ru

Abstract

INTRODUCTION. We analyze a special type of newspaper literature from the beginning 20th century, it is provincial satirical magazines from the time of the First Russian revolution. The purpose of the study is to analyze the editorial activities of Yekaterinburg satirical magazines 19061907. MATERIALS AND METHODS. Based on the comparative historical method, an attempt was made to identify the specifics of provincial satirical magazines in comparison with capital magazines, to understand the specifics of the work of the editor of such a magazine, and the publishing behavior of the authors. RESULT AND DISCUSSION. Provincial magazines more boldly outlined the main themes of satirical magazine poetry and prose of this time. At the same time, they managed to exist for a longer time. Such magazines represent a qualitatively new printing, publishing, and poetry product. They turned out to be in demand by the provincial reader of that time (1906-1907). CONCLUSION. The study of the genre-thematic unity of the satirical magazine can be applied to the study of other Ural satirical magazines.

Keywords: Satirical magazine, literature of the First Russian revolution, provincial literature, newspaper literature, satire and humor

Acknowledgements and Funding. No funding was reported for this research. Conflict of Interest. The author declares no conflict of interest.

For citation: Kozlov, I.V. Ural satirical magazines of the First Russian revolution ("Gnom", "Rubin", "Magnit"). Neofilologiya = Neophilology, 2024;10(2):397-408 (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-397-408

ВВЕДЕНИЕ

В 1906-1907 гг. в Екатеринбурге выпускались три сатирических журнала «Гном», «Рубин» и «Магнит». Дольше всего просуществовал «Гном»: первый номер вышел 5 марта 1906 г., всего было напечатано 33 номера, ещё один появился в 1916 г. «Рубин» был «приостановлен» после третьей книжки, что же касается «Магнита», то был выпущен только один пробный номер.

Сатирические журналы уже становились предметом воспоминаний и исследования, но их следует признать недостаточными. Не было целостного рассмотрения редакционной политики и всех материалов, публиковавшихся в журналах [1-3], внимание отво-

дилось какому-либо аспекту1. Вместе с тем современный уровень развития науки о литературе показывает неослабевающий интерес к «газетной литературе» [4] и в её рамках к сатирическим журналам, появлявшимся в годы Первой русской революции [5; 6]. В некоторых случаях основным было внимание к лингвистической стороне сатирического текста [7], но для уральских сатирических журналов таких исследований нет [8].

Редактором и издателем «Гнома» был Василий Степанович Мутных2, сын мастеро-

1 См. также: Шарц А.К. Шершавым языком «Гнома» // Урал. 1981. № 2. С. 132-135.

2 Одна из первых публикаций в уральской прессе: Мутных В.С. Несколько слов по вопросу о необходимости разумных народных развлечений // Рудокоп. 1898. 28 янв. № 22. С. 2.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(2):397-408 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

вого уральских заводов, родился в 1863 г. в Юговском заводе (Пермская губ.), окончил Екатеринбургское реальное училище, учился в Петербургском лесном институте, но не закончил (был исключён за участие в студенческих волнениях). В 1890-х гг. работал управляющим конторой и типографией в газете «Екатеринбургская Неделя». По воспоминаниям П. Сивкова это был «брюнет в тёмных очках с густыми усами»3, всецело преданный своему делу. В 1895 г. он оставляет место управляющего и работает в должности лесничего Верх-Исетской лесной дачи. В 1906-1907 гг., за время издания сатирического журнала, он дважды привлекался к суду (в том числе за оскорбление царствующей особы). В итоге он всё-таки очутился в Пермской тюрьме, а затем работал в лесничестве Верх-Нейвинского и Чусовского заводов. После революции 1917 г. Мутных в должности народного судьи работал в городе Чусовом до своей гибели в 1918 г. после занятия города белогвардейцами4.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для выявления специфики уральских сатирических журналов необходимо рассмотреть их структуру, влияние на предполагаемую читательскую аудиторию, от личности редактора (своего рода биографического метода) перейти к жанрово-тематическим особенностям текстов, помещавшихся в номерах журналов. Поэтому приходится применять комплекс литературоведческих методов, и в первую очередь - структурно-описательный и описательно-функциональный. Вспомогательными должны стать жанровый и стили-

3 Сивков П.М. Газетное дело на Урале тридцать лет назад (Вместо автобиографии) // Пермский краеведческий сборник. Вып. IV. Пермь, 1928. С. 221.

4 По воспоминаниям свидетеля событий Гр.П. Власова: «Нарсудья т. Мутных Вас. Ст. (...чл. Пермск. К-та РСДРП-б) - над ним, как над интеллигентным человеком, бывш. земский деятель, пошёл на службу к большевикам проводить классовое право пролет. суда, издевательства ещё были ужасней. Его пороли несколько раз до потери сознания, затем в конце концов на дворе милиции добили суковатым поленом 20/ХП-18 г.» (Власов Г.П. О Чусовском заводе в годы Гражданской войны // ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 166. Л. 36-47).

стический анализ избранных сатирических текстов.

«Гном» аттестовал себя как «общественно-сатирический журнал», с № 17 появляется и другой «подзаголовок»: «художественно-литературный и сатирический журнал». С этого момента в нём действительно появляется больше именно литературных произведений (от фельетонов до сатирических сказок), а не только стилизованных юмористических корреспонденций, телеграмм и «сообщений с мест». Журнал постепенно развивался, с 16 номера обложка и карикатуры становятся полихромными. В создании «Гнома» принимали участие художники С.И. Яковлев, И.Д. Шадр (Иванов) (его карикатуры подписаны псевдонимом «Жан» или «Жан Вальжан»), Л.В. Туржанский (рисунки подписаны «А»), А.Н. Парамонов (создал обложки журнала «Рубин», рисунки подписаны криптонимом «А.П.», после революции 1917 г. сотрудничал в журналах «Колос», «Товарищ Терентий», газетах «Уральский рабочий», «На смену»), В.И. Тихачек с сестрой Маргаритой5 (под псевдонимом «Т-во Брехачек»)6, П.П. Балдин7, писал карикатуры и редактор В. Мутных.

Именно С.И. Яковлев сообщал о тираже журнала: «Гном» пошёл очень бойко - тираж 4000 экземпляров в каждый выпуск, что в мае составило 16000 экз. да плюс к этому 300 экз. дополнения, выпускаемого один раз в месяц. Цена 15 к. экз.»8. Журнал предполагалось распространять не только на Урале: «Организована распродажа на всех камских пароходах, на что обращаем внимание содержателей гостиниц и меблированных комнат, лучших магазинов и фирм приуральских городов», - сообщалось в объявлении редакции.

5 Екатеринбург в лицах. Из альбома Маргариты Тихачек. Свердловск, 1983. 102 с.

6 Демченко Е., Сидоренко А. Художник «Шершня» и «Гнома» // Уральский следопыт. 1992. № 4. С. 7-8.

7 О нём было дано сообщение в самом журнале: Лучинин Н. Памяти человека // Гном. 1906. № 19. С. 13.

8 Письмо С.И. Яковлева сестре В.И. Смиттен. Цит. по: Черепов В.А. Графика екатеринбургских сатирических журналов в годы Первой русской революции // Из истории художественной культуры Екатеринбурга - Свердловска. Свердловск, 1974. С. 47.

2024;10(2): 397-408 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

При этом следует отметить (и редакция постоянно напоминала об этом читателям) постоянные затруднения, связанные с прохождением цензуры, конфискации отдельных номеров журнала. Так, например, № 14 за 1906 г. был вначале конфискован, а затем всё-таки разрешён и выслан подписчикам; № 9 за 1907 г. был запрещён, и в сдвоенном 10-11 номере «редактор» «пел ему колыбельную», сообщал о трудностях в выпуске журнала и о штрафе в 10000 руб., который был наложен на него судом. «Гном» просуществовал сравнительно долго для сатирического журнала этого времени, и был «приостановлен» только с началом столыпинской реакции. Но уже в первом номере (1906 г.) возможность попасть в тюрьму (и, соответственно, приостановка журнала) сатирически обыгрывается: «- Эх, не хочу я в тюрьму! -сказал редактор, выпуская первый №» (1906. № 1. С. 10)9.

Это не было просто шуткой - многие редакторы сатирических журналов в России в это время оказывались под арестом: с 15 декабря 1905 по 25 января 1906 г. в различных городах России было закрыто 78 периодических изданий и арестовано 58 редакторов (по подсчёту газеты «Русь»)10. Временные правила о печати, вступившие в силу 24 ноября 1905 г., как будто отменяли предварительную цензуру, но при этом любой печатный орган, допустивший нарушение правил, мог быть закрыт или конфискован. При этом особое внимание уделялось призывам к свержению власти и «оскорблению величества». Это не останавливало сатириков: так, в журнале К. Чуковского «Сигналы» для царя использовались специальные прозвища: «хулиган», «злоумышленник», «пигмей», «воробей, по которому палят из пушек». В результате в декабре 1905 г. журнал после судебного разбирательства был закрыт. Что характерно, «Гном» как будто подхватывал

9 Здесь и далее ссылки на неавторизованные публикации в сатирическом журнале «Гном» даются в тексте статьи в круглых скобках. Сохраняются особенности оформления текста.

10 Нинов А. Русская сатирическая поэзия 19051907 годов // Стихотворная сатира Первой русской революции (1905-1907). Л.: Сов. писатель, 1969. С. 30.

эстафету столичных журналов: один из девизов «Гнома», повторяемый из номера в номер, гласил: «Из пушек по воробьям не палить!». С одной стороны, в этом можно увидеть вторичность провинциального периодического издания. Но «Гном» не просто повторял известные фразы или давал перепечатки каких-либо материалов (они тоже были: например, из сатирического журнала «Бурелом»), он сразу «повышал ставки», оказывался на грани разрешённого, как будто демонстрируя, что в провинции может быть сказано или опубликовано что-либо гораздо более рискованное, чем в столице. Для сравнения, журнал «Бурелом» (ред. Г. Эрастов) был запрещён уже в начале 1906 г. после выпуска 3 номеров, публикация материалов запрещённого журнала была смелостью. Один из номеров открывался рискованной публикацией-стилизацией знаменитого «Акафиста смутителю неподобному Сергию Каменно-островскому» А.В. Амфитеатрова, находившегося тогда в эмиграции (впоследствии «Акафист» долгое время находился под запретом, уже за одно хранение его привлекали к судебной ответственности). Автор, скрывшийся под псевдонимом Неустрашимый, создал «Песнопение неподобному Александру Верхне-Туринскому плутотворцу» (1906. № 13. С. 8).

Одно из судебных разбирательств было вызвано публикацией стихотворения «К русскому народу» (1906, № 12), которое редакция аттестовала так: «принадлежит перу Великого Герцена. Извлечено случайно из следственного дела», хотя это стихотворение было написано в 1850-е гг. идеологом народничества П.Л. Лавровым. Неизвестно, случайно или вполне намеренно здесь редакция заменила имя автора, но так или иначе именно эта публикация вызвала гнев властей предержащих.

После каждого сообщения об очередном штрафе или судебном разбирательстве, или угрозах со стороны тех, на кого помещались карикатуры и стихотворные сатирические «портреты», редактор провозглашал ещё один девиз, взятый из стихотворения А. Плещеева «Вперёд без страха и сомненья!» (это стихотворение, ставшее популяр-

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(2):397-408 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

ной песней, было прозвано «русской Мар-сельезой»)11.

Создатели журнала старались сделать гнома постоянным персонажем одноимённого журнала. На первый взгляд, название действительно не было «боевым» (по сравнению с «Жалом», «Жупелом», «Буреломом», «Стрелами» и т. д.). Но этот недостаток восполнял герой журнала: гном здесь был не просто хранителем сокровищ или рудознатцем, рудокопом (и частым персонажем рисунков). Он был язвительным сотрудником, присылающим корреспонденции из разных местностей «горного» Урала. Им открывалась передовая статья первого номера: «Гном» вышел из недр Уральского хребта в лето от Рождества Христова 1906-е, под чрезвычайной охраной, марта 5 дня. Вышел, посмотрел с вершины горных пик на людскую жизнь и засмеялся. / Такая смешная жизнь - и нет ни одного юмористического журнала!» (1906. № 1. С. 3). Довольно много псевдонимов были именно такими: Гном, Гном № 1, Гном № 13, Гномик, Гномище, Г. Ном и т. д. Это были «сотрудники» (чаще всего в исследованиях сатирических журналов особая роль отводилась образу редактора или издателя [9]; в журнале «Гном» этот образ также создавался, но главную роль играли «сотрудники»), подмечающие нелепости в действиях уральцев: в программу журнала входили «Особый отдел «ПО УРАЛУ», по-свящённый жизни и героям Уральского края», и отдел «Галерея портретов героев общественной жизни». Поначалу это были участники выборов в I Государственную думу, но затем (думая о будущем материале для журнала) редакция сделала объявление с просьбой «присылать фотографии, характеристики и описания внешности героев» Урала: «Итак, в поход, соратники «Гнома»! / Без страха и сомненья! Объявляем всеобщие, прямые, равные и тайные выборы сюжетов на героев горного мира!» (№ 8. С. 10). Портреты не замедлили появиться, несмотря на то, что редакция настаивала на обозначении

11 Как известно, автор стихотворения сам был арестован в 1849 г. в качестве участника кружка петрашевцев и отправлен в ссылку, в которой провёл около десяти лет.

настоящего имени автора сообщения и точного обратного адреса (в журнале эти данные, конечно, не раскрывались).

«Гном» совместил сатиру «на лица» с общей критикой режима (например, бюрократии). Этому много способствовали выборы в I Государственную думу. По-видимому, журнал продержался так долго ещё и потому, что в первых номерах подвергались критике выборщики и будущие депутаты: верховная власть не была основной мишенью сатиры, ею становились люди, избиравшиеся в русский парламент. Но для многих авторов «Гнома» именно это послужило началом громкой славы, запомнилось современникам (стихотворные фельетоны П. Блиновского).

Тем не менее большинство авторов скрылось под псевдонимами: Милый, Злой, Чик, Антон Смирный, Метафизик - о них ничего не известно. Были и известные в сатирических журналах псевдонимы: Дух Бан-ко (псевдоним Д.И. Гликмана, работавшего в журналах «Стрелы», «Вампир», «Спрут»), Чуж Чуженин, Фарлаф (псевдонимы Н.И. Фалеева, «Стрекоза», «Будильник», «Леший», «Маски»). Следует отметить, что в журнале приняли участие известные авторы нескольких уральских газет: Н. Станиславов (Садко), Н.Ф. Новиков, Леон, Федорченко, Скугарев (Вера Гукс), Сэр Гуня (Сергей Ильин), в последних номерах активно печатается сотрудник самарских газет и сатирических журналов «Самарский курьер», «Гор-чишник» С. Чернышов (Галанский) (можно отметить способы поддержки сатирических журналов (и журналистов), выходивших в ближайших к Пермской губернии регионах [10; 11]), Саша Чёрный, уральские поэты А. Надинский, Кавадеров (Эльгрико), Елизавета Гадмер. П. Блиновский сотрудничал в журнале «Гном» под разными псевдонимами (М. Б., Мистер Бумс, l'Homme qui rit, П. Б.).

Но вызывающие, дерзкие публикации не были самоцелью для «Гнома». В кратких высказываниях, в различных заметках становится понятным, что редакция подбирала материалы таким образом, чтобы способствовать постепенной выработке свободного правосознания у своих читателей. Так, например, Государственная дума на страницах

2024;10(2): 397-408 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

сатирического журнала воспринималась как часть борьбы за свободу с произволом, косностью, глупостью и вызванным ими голодом. То есть - не эволюция, а борьба, но не катастрофа, а борьба, постепенная и в рамках формирующихся законов, за новое государство и общество. Сатира была одним из средств этой борьбы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В «Гноме» представлены самые разнообразные жанры и даже формы текстов. Стихотворный и прозаический фельетон [12], юмористические рубрики (телеграммы, «из-речения»-пословицы, городская хроника, необычные происшествия, сообщения «с мест» (Рубрика «Сообщения Гномов»), рекламный отдел, «Из разговоров», пародируются отчёты различных «обществ»).

Как уже говорилось, журнал «Гном», так же, как многие сатирические журналы 19051907 гг., сделали сатиру «личной» (это был один из способов сделать сатиру непосредственной полезной [13]) - авторы поимённо называли тех, кто становился мишенью их сатирических выпадов: «Скрыть фамилии трёх этих звериков / Я нимало не вижу причин... / Эти рыцари сыска суть: Сериков, / Барбатенко и Серж Топорнин»12.

Публиковались портреты-шаржи. Один из «выборщиков», отправившихся в Пермь, А.М. Спасский:

К «направленью» подходит с опаскою, Популярности жаждет добыть И, прикрывшись партийною маскою, Хочет взвесить, кем выгодней быть. Но, стыдясь быть простым обывателем, Утвердиться не знает на чём: То ли быть санитарным писателем, То ли быть санитарным врачом13.

В целом смех «Гнома» был язвительным, саркастичным. Это была действительно «боевая» сатира, называющая «пороки» и стремящаяся их уничтожить. Иногда это был

12 Милый. Три железнодорожника // Гном. 1906. № 2. С. 20.

13 Мистер Бумс. Оттиски // Гном. 1906. № 2.

С. 19.

горький юмор в текстах, посвящённых сложившемуся положению (сетования на возможный запрет слова «красный» в силу его «революционного» звучания, доходящий до запрещения пасхи, потому что она тоже «красная»). Но иногда встречался и чёрный юмор: (под рубрикой «Телеграммы») «Севастополь. Лейтенанту Шмидту оказана милость и честь. Его не повесили, а расстреляли» (Телеграммы от собственных корреспондентов (№ 2. С. 21)). «С. Петербург. Благодаря энергичным действиям полиции найден третий труп Гапона» и сразу далее: «Цюрих. Гапон инкогнито выехал в Петербург на похороны одного из своих трупов, над которым намерен произнести речь на тему: «моя заслуга перед рабочими, мученическая кончина и трогательная заботливость обо мне полиции» (№ 13. С. 2). Здесь критика сложившегося положения дел, действий известных должностных лиц уже граничила с дозволенным не только в политическом, но и в моральном отношении.

Только в одной публикации характер юмора заставляет вспомнить шутки собственно юмористических дореволюционных журналов. В сказке, опубликованной в рождественском номере «Гнома» (<Без автора>. Испытание невесты (Сказка) (1906. № 19. С. 6-7)), царь советует сыну, решившему найти себе жену, проверить характер будущей невесты: пусть славные мастера соткут прекрасную ткань и сошьют прекрасные наряды. Та принцесса, которая будет смотреть на юношу, и не будет обращать внимания на платья, действительно в него влюблена. В финале выясняется, что принцесса, ставшая женой принца, не обращала внимания на платья потому, что они были сшиты год назад и вышли из моды. Впрочем, общий характер публикаций в «Гноме» заставлял даже такой «отход в сторону» от боевой сатиры воспринимать как аллегорию. Тем более, что авторы иногда совершенно сознательно указывали на то, что они используют этот сатирический приём. Так было и в кратких текстах, и в целых рассказах (Блиновский П. Трое // Рубин. 1906. № 3).

Авторам журнала были доступны разные средства юмора и сатиры.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(2):397-408 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

Гротеск:

Не на Чифу, не на Таку Сотней мы пошли в атаку (Позабыли только пушку), -Осадили мы избушку!.. Ворвалися... Видим: бомба! Всем нам будет катакомба. Но один храбрец явился -В руки бомбу и. напился!14

Ирония:

«Помолясь Богу и попрощаясь [так!] с родными, я подал губернатору заявление о том, что желаю издавать в городе Екатеринбурге ежедневную газету под названием «Шахматный Вестник Гномов». Шахматное дело в России поставлено неудовлетворительно: офицер ходит по кривой дорожке, а короля окружают пешки. Пушек у короля только две, каждая пешка может пробраться и сделаться любой фигурой, королева может ходить по каким угодно направлениям. Словом, я рассчитывал на подписку» (Как я редактировал газету (Гном. Переделанная быль) (№ 18. С. 8)).

Каламбур:

Буфет и карты. Значит, жарьте! И, распустясь быстрей снегов, От карт и вин в двойном азарте, -Сцепились двое мясников. Прямой предмет для каламбуров Герои карточных столов: Не позабудет долго Шуров, Как «шуровал» с ним Поляков! Герои оба нравом хмуры, Тип настоящий мясников... Был Шуров бит за «шуры-муры» До неприятных синяков15.

Эпиграмма:

В свидетели зову вас, все святые, Что публицист он не простой: Редактора бывают «развитые», А он редактор «завитой».

(Сотрудник. В альбом П.И. Певина16 // Гном. 1907. № 1. С. 8).

14 Каратель. «Не на Чифу, не на Таку.» // Гном. 1907. № 12. С. 10.

15 М. Б. Зелёный клуб в Екатеринбурге // Гном. 1907. № 1. С. 4.

Пародия и «перепев» (следует отметить, что больше исследований посвящено жанру пародии в сатирических журналах (для интересующего нас уральского региона [14]; перепеву, в понимании И. Ямпольского (Ям-польский И. Василий Курочкин // Поэты «Искры». Л., 1955. Т. 1. С. 44), отводилось меньше внимания):

Укажи мне такую обитель, Я такую ещё не знавал, Где бы дел всех казённых вершитель, Где бы наш бюрократ да не крал. То ворует он, флот создавая, То сворует солдатский паёк; Голодающим хлеб закупая, Он на пуд наживёт пятачок17.

Но сатира не была единственной в этом журнале, и иногда здесь появлялись тексты, которые юмористическими сложно назвать. Всё больше внимания уделялось революционной борьбе, страданиям борцов за свободу. И эти «серьёзные» тексты оттеняли сообщения, рассказы и фельетоны о глупости властей предержащих и властителей дум.

Журнал был закрыт в 1907 г. В 1916 г. была сделана попытка его возродить: вышел один номер, была объявлена подписка («только за деньги и военные боны и не менее 5 экземпляров»), но другие номера, тем не менее, не известны. Задачи, которые ставил перед собой этот журнал, совпадали с задачами «Гнома» десятилетней давности, о чём было сказано в передовой статье (1916. № 1). По-видимому, предполагалось, что журнал вновь будет создавать «портреты» тех, кто должен быть сатирически высмеян, только уже в новом историческом контексте. В номере вновь появилось большое количество стихотворений Блиновского, находившегося в Москве, но не потерявшего за эти годы своих читателей и понимания уральского контекста. Публиковались в этом номере тексты Василия Князева, авторов, скрывшихся под псевдонимами (Княжевич, Джо, Ши-

16 П.И. Певин - редактор газеты «Уральская жизнь».

17 Эльгрико П. Подражание Некрасову // Гном.

1907. № 6. С. 4.

2024;10(2): 397-408 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

1ББЫ 2587-6953 (РгЫ), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

ло). Но в этот раз сатирический журнал возродить не удалось.

Наряду с «Гномом» в 1906 и 1907 г. появились сатирические журналы «Рубин» (3 номера) и «Магнит» (1 пробный номер).

«Рубин» выходил в конце 1906 г. Издателем был А.Н. Лаврухин, а редактором П.Я. Блиновский18. Разрешение на издание этого журнала было выдано пермским губернатором 28 августа 1906 г., в нём, в частности, сообщалось: Свидетельство выдано «крестьянину Казанской губернии, Чистопольского уезда, Больше-Толкишевской волости, Александру Никитину Лаврухину в удостоверение того, что им заявлено об издании в городе Екатеринбурге литературно-художественного и сатирического иллюстрированного листка под названием «Рубин» по следующей программе: 1) литературно-художественный отдел: а) стихотворения, рассказы, этюды и другие произведения изящной литературы (оригинальные и переводные), б) художественные иллюстрации, снимки с известных картин, виды местностей и т. п., 2) отдел юмора и сатиры: мелкие обозрения, анекдоты, шутки, пародии и каррика-туры на общие и местные темы в стихах, прозе и рисунках». Цена номеров журнала предполагалась: «подписка на 1 год - 5 руб., 1/2 года - 3 руб., отдельный экземпляр -10 коп. при уменьшенном и по 15 коп. при увеличенном размере нумера»19.

Читающая публика сразу же решила, что «Гном» и «Рубин» - фактически один журнал, многие авторы публиковались в обоих, конторы редакций помещались в одном и том же доме Вурм по Покровскому проспекту и печатались в одной типографии. Редактор «Гнома» в одном из номеров «Рубина» поместил специальное объявление с просьбой не путать два разных сатирических жур-

18 Их связывала давняя дружба. Впоследствии благодаря Лаврухину Блиновский уезжает в Москву и работает в Центросоюзе до своего возвращения в Екатеринбург. В советское время Лаврухин работал в Госплане СССР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Свидетельство Пермского губернатора на разрешение издания в г. Екатеринбург литературно-художественного и сатирического иллюстрированного листка «Рубин» (изд. А.Н. Лаврухин, отв. ред. П.Я. Блиновский) // ГАПК. Ф. Р-790. Оп. 6. Д. 59.

нала. Но при этом авторы «Рубина» активно публиковались в «Гноме»; когда конфисковывали отдельные номера «Гнома», подписчикам рассылали «Рубин». Когда же «Рубин» стал испытывать трудности, то его подписчикам рассылали номера «Гнома», о чём постоянно делали сообщения в самом журнале.

На обложке всех трёх номеров «Рубина» помещались стихотворения П. Блиновского. Одно из них начиналось так:

Но если будет час. Пусть он ещё далёк,

Пусть мы ещё рабы, подавленные страхом, -

Нам всё же издали мерцает огонёк.

А цепи можно сбить одним могучим взмахом.

Трусливые душой пускай идут в ярме...

Не всех страшит борьба и гибельная доля;

Свободная душа свободна и в тюрьме.

Тюремным узникам - всего дороже воля <.>20

Это были декларативные тексты, они были напечатаны более крупным шрифтом, курсивом, составляли часть журнала как такового (как будто встраиваясь в иллюстрацию на обложке). Это был первый текст, с которым встречался читатель журнала. С этим, наверное, связано, одическое начало этих текстов, призывность, декларативность. Блиновский в это время склоняется к написанию текстов в роли «властителя дум», вождя, лидера.

Но название самого журнала объясняли не эти стихотворения. Сатирический журнал получал «небоевое» название. Уже в стихотворении Бор. Верина, опубликованном в первом же номере, становилось понятным, что «рубин» - важный, насыщенный смыслами символ:

Загрустил, закрылся тучами

Славный, древний царь - Урал,

Меж озёрами и кручами,

Меж покрытых лесом скал.

Целый год его владения

Заливает всюду кровь;

С диким воем озлобления

Топчет вражья сила «новь»21.

Эта кровь, «проникшая в недра» Урала, становится «кристаллом», «ярко-блещущим»

20 Блиновский П. «Но если будет час. Пусть он ещё далёк.» // Рубин. 1906. № 2. С. 1.

21 Бор. Верин. Рубин // Рубин. 1906. № 1. С. 2.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(2):397-408 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

рубином, который теперь должен прогнать «сгустившуюся» враждебную «тьму».

В журнале публиковались авторы, скрывшиеся под псевдонимами: Аметист, Милый, Л. Магний, Белый Ворон. Но были публикации известных авторов и журналистов, не скрывших свои имена. Во втором номере публикуются рассказы Н.Ф. Новикова, А. Туркина. Создатели «Рубина» некоторое время пытались публиковать в равной степени стихотворные и прозаические тексты, меньше уделяя внимание сатирической хронике современности. Номера Рубина были построены так же, как и номера «Гнома» со своими телеграммами с мест, случаями, «разговорами». Два журнала дополняли друг друга, поводы для сатирической реакции были одними и теми же.

Основной сатирической целью журнала было представить галерею нелепостей, происходящих на Урале, и победить их сатирическим словом. По-видимому, «Рубин» в большей степени отдавал предпочтение сатире общей, а не сатире «на лица». Поэтому здесь могло появиться такое стихотворение, представляющее собой письма двух влюблённых:

Письмо к «ней» Звездою ты сверкаешь мне Во мраке жизни этой хмуром И овладела мной вполне Ты, как японцы Порт-Артуром. Мотив любви звучит мольбой, Как эхо гулкое расстрела; Я весь горю перед тобой, Как в декабре Москва горела.

Ответ «ему» Я вас люблю и счастья миг Хотела-б чувствовать воочью, Но брак мне страшен, чужд и дик, Как полицейский обыск ночью.

Хочу поверить я, но вновь Мне представляется угрюмо, Что будет краткою любовь, Как Государственная Дума22.

А. Шарц, лично знакомый с Лаврухи-ным, сообщал: «15 октября 1906 года вышел

22 Милый. Из переписки современных влюблённых // Рубин. 1906. № 3. С. 10.

третий номер «Рубина». Он был конфискован, но часть тиража разошлась. Журнал закрыли за публикацию «Из переписки современных влюбленных». / «Рубин» был закрыт с конфискацией ранее вышедших номеров. А.Н. Лаврухин получил месяц острога»23.

ВЫВОДЫ

Эти тексты были построены на иронии, которая достаточно прозрачно расшифровывалась читателем, они обозначали новый этап в развитии сатирических журналов: от них теперь требовалось большее мастерство в создании комических образов, а не только дерзость, смелость высказывания, ощущение новизны в самом факте избавления от необходимости пользоваться «эзоповым языком»; нужно сказать, что оформление «Рубина» стало лучше, и это тоже обозначило тенденцию развития сатирических журналов. Вышедший позже, 2 июня 1907 г., «Магнит» (он был выпущен И.С. Ушаковым, художником-педагогом, после революции 1917 г. он заведовал художественным отделом Свердловского краеведческого музея) обозначил эту тенденцию. А. Черданцев вспоминал о журнале: «Несколько со вкусом сделанных карикатур, несколько страничек текста, наполовину заполненных всё тем же П.Я. Блинов-ским, в особой обложке, в виде альбома, «Магнит» был изящнее «Гнома», но остроты и соли в нём не было, и «Магнит» не пошёл»24.

Сатирические журналы Урала начала XX века дополняют картину журнальной юмористики Первой русской революции. В них публикуются материалы, запрещённые в столичной печати, иногда эти материалы оказываются слишком смелыми даже для провинциальной печати. Вместе с тем принципы построения журнала, его рубрикация, характер юмора, арсенал комических приёмов, интертекстуальные переклички позволяют увидеть как своеобразие, так и общие задачи, которые ставили перед собой редакции сатирических журналов этого времени.

23 Шарц А.К. Крамольный «Рубин» // Уральский следопыт. 1981. № 6. С. 62.

24 Черданцев А. Из истории екатеринбургской журналистики. // Северная Азия. 1929. № 4. С. 83.

2024;10(2): 397-408 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

Список источников

1. Аверенкова Н.В. Уральский сатирический журнал в годы Первой русской революции 1905-1907 годов) (к вопросу об источниковедческих возможностях) // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. № 2 (18). С. 51-55. https://elibrary.ru/nxxefV

2. Кузнецова Т.А. Сатирические журналы как источник для изучения истории Сибири конца XIX - начала XX века // Новые исследовательские подходы в работе с историческими источникам XVIII-XXI веков / под ред. В.А. Зверева. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2013. С. 85-93. https ://elibrary.ru/ucibxf

3. Подлубнова Ю.С., Созина Е.К. Периодическая печать Пермской губернии: к вопросу о становлении самосознания уральской провинции // Уральский исторический вестник. 2018. № 3 (60). С. 142-143. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2018-3(60)-142-144, https://elibrary.ru/uwlctu

4. Козлов И.В. Литературные произведения в газете «Урал» (1897-1908): редакционная политика и жанрово-тематические особенности // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 1. С. 193-209. https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.L013, https ://elibrary.ru/ucvacb

5. Жилякова Н.В. Сатирическая журналистика дореволюционного Томска: зарождение и этапы развития (конец XIX - начало XX века) // Журналистский ежегодник. 2017. № 6. С. 38-42. https://doi.org/10.17223/23062096/6/10, https://elibrary.ru/ytdtox

6. Жилякова Н.В. История возникновения и содержательно-оформительские особенности сатирического журнала «Осы» (Томск, 1906 год) // Сибирский филологический журнал. 2020. № 1. С. 135-150. https://doi.org/10.17223/18137083/70/10, https://elibrary.ru/ricapa

7. Брызгалова Е.Н., Иванова И.Е. Креолизованный текст в сатирических журналах XX в. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2022. № 3 (74). С. 171-178. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2022.3.171, https://elibrary.ru/qdfwni

8. Мараховская Л.Н. Особенности русской политической сатиры 1905-1906 гг. // Теория и история искусства. 2021. № 3-4. С. 159-183. https://elibrary.ru/wvlzkr

9. Трахтенберг Л.А. Образ издателя в русских сатирических журналах // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2016. № 4. С. 90-108. https://elibrary.ru/rnkkqb

10. Жаплова Т.М., Хмура Е.А. Сатирическая периодика Оренбуржья начала XX века (на примере журнала «Скворец» // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург: Оренб. гос. ун-т, 2019. С. 937-941. https://elibrary.ru/nutszb

11. Хмура Е.А. Сатирические журналы Оренбуржья начала XX века // Актуальные проблемы журналистики: материалы ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. молодых учёных. Томск: Томск. гос. ун-т, 2018. С. 7-11. https://elibrary.ru/ykuvhf

12. Страшнов С.Л. О тенденциях развития стихотворного фельетона // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 6. С. 109-113. https://elibrary.ru/ykuhdz

13. Ржанова С.А. Сатирическая журналистика как средство влияния на общество (на примере журнала «Сатирикон») // Научный взгляд в будущее. 2020. Т. 2. № 16. С. 86-88. https://doi.org/10.30888/2415-7538.2020-16-02-017, https://elibrary.ru/wtvozd

14. Хмура Е.А. Пародия в оренбургской прессе начала XX века (на примере журнала «Кобылка») // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 11 (147). С. 162-166. https://elibrary.ru/ogqdgr

References

1. Averenkova N.V. Ural'skii satiricheskii zhurnal v gody Pervoi russkoi revolyutsii 1905-1907 godov) (K voprosu ob istochnikovedcheskikh vozmozhnostyakh) [Ural satirical magazine during the years of the First Russian revolution of 1905-1907) (On the issue of source study possibilities)]. Vestnik Chelyabinskogo go-sudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2005, no. 2 (18), pp. 51-55. (In Russ.) https://elibrary.ru/nxxefv

2. Kuznetsova T.A. Satiricheskie zhurnaly kak istochnik dlya izucheniya istorii Sibiri kontsa XIX - nachala XX veka [Satirical magazines as a source for studying the history of Siberia at the end of the 19th - beginning of the 20th century]. Novye issledovatel'skie podkhody v rabote s istoricheskimi istochnikam XVIII-

Heo^HJTOJioraa / Neofilologiya = Neophilology ffl 2024;10(2):397-408 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) ffl https://neophilology.elpub.ru

XXI vekov [New Research Approaches in Working with Historical Sources of the 18th-21st Centuries]. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2013, pp. 85-93. (In Russ.) https ://elibrary.ru/ucibxf

3. Podlubnova Yu.S., Sozina E.K. Printed periodicals of the perm province: the evolution of self-awareness in the Ural provinces. Ural'skii istoricheskii vestnik = Ural Historical Journal, 2018, no. 3 (60), pp. 142-143. (In Russ.) https://doi.org/10.30759/1728-9718-2018-3(60)-142-144, https://elibrary.ru/uwlctu

4. Kozlov I.V. Literary works in the Ural newspaper (1897-1908): editorial policy and genre-thematic features. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki = Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 2022, vol. 24, no. 1, pp. 193-209. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.L013, https://elibrary.ru/ucvacb

5. Zhilyakova N.V. Satirical journalism of pre-revolutionary Tomsk: the origin and stages of development (late 19th - early 20th century). Zhurnalistskii ezhegodnik = Journalistic Yearbook, 2017, no. 6, pp. 38-42. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/23062096/6/10, https://elibrary.ru/ytdtox

6. Zhilyakova N.V. History of the origin and content-design features of the satirical journal "Osy" (Tomsk, 1906). Sibirskii filologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Philology, 2020, no. 1, pp. 135-150. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/18137083/70/10, https://elibrary.ru/ricapa

7. Bryzgalova E.N., Ivanova I.E. Creolized text in satirical magazines at the beginning of the 20th century. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya = Herald of Tver State University Series: Philology, 2022, no. 3 (74), pp. 171-178. (In Russ.) https://doi.org/10.26456/vtfilol/2022.3.171, https ://elibrary.ru/qdfwni

8. Marakhovskaya L.N. Features of Russian political satire of 1905-1906. Teoriya i istoriya iskusstva = Theory and History of Art, 2021, no. 3-4, pp. 159-183. (In Russ.) https://elibrary.ru/wvlzkr

9. Trakhtenberg L.A. The editor's persona in the Russian satirical magazines. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 9: Filologiya = Moscow University Philology Bulletin, 2016, no. 4, pp. 90-108. (In Russ.) https://elibrary.ru/rnkkqb

10. Zhaplova T.M., Khmura E.A. Satiricheskaya periodika Orenburzh'ya nachala XX veka (na primere zhurnala «Skvorets») [Satirical periodicals of Orenburg at the beginning of the 20th century (using the example of the magazine "Skvorets")]. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Sotsial'no-gumanitarnye innovatsii: strategii fundamental'nykh i prikladnykh nauchnykh issledovanii» [Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Social and Humanitarian Innovations: Strategies for Fundamental and Applied Scientific Research"]. Orenburg, Orenburg State University Publ., 2019, pp. 937941. (In Russ.) https://elibrary.ru/nutszb

11. Khmura E.A. Satiricheskie zhurnaly Orenburzh'ya nachala XX veka [Satirical magazines of the Orenburg region of the early twentieth century]. Materialy ezhegodnoi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh «Aktual 'nye problemy zhurnalistiki» [Proceedings of the Annual All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists "Current Issues of Journalism"]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2018, pp. 7-11. (In Russ.) https://elibrary.ru/ykuvhf

12. Strashnov S.L. On the main trends of modern poetic feuilleton. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Kostroma State University, 2016, vol. 22, no. 6, pp. 109-113. (In Russ.) https://elibrary.ru/ykuhdz

13. Rzhanova S.A. Satirical journalism as a means of influence on society (a case study of the magazine "Satiri-kon"). Nauchnyi vzglyad v budushchee = Scientific Look into the Future, 2020, vol. 2, no. 16, pp. 86-88. (In Russ.) https://doi.org/10.30888/2415-7538.2020-16-02-017, https://elibrary.ru/wtvozd

14. Khmura E.A. Parody in the Orenburg press of the beginning of the 20th century (on magazine "Kobylka" example). Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University, 2012, no. 11 (147), pp. 162-166. (In Russ.) https://elibrary.ru/ogqdgr

2024;10(2): 397-408 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru

Информация об авторе

КОЗЛОВ Илья Владимирович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация; научный сотрудник центра истории литературы, Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0001-8712-4492, i.v.kozlov@urfu.ru

Вклад в статью: общая концепция исследования, поиск и анализ научной литературы, анализ провинциальных сатирических журналов, написание и оформление текста статьи.

Поступила в редакцию 05.03.2024 Поступила после рецензирования 27.04.2024 Принята к публикации 31.05.2024

Information about the author

Ilya V. Kozlov, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor, Associate Professor of Russian and Foreign Literature Department, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation; Research Scholar of History of Literature Center, Institute of History and Archeology of Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0001-8712-4492, i.v.kozlov@urfu.ru

Contribution: main study conception, scientific literature search and analysis, provincial satirical magazines analysis, manuscript text drafting and design.

Received March 5, 2024 Revised April 27, 2024 Accepted May 31, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.