3. Государственный архив социально-политической истории Кировской области. Ф. № 1290. Оп. № 9. Д. № 37. Л. 111.
4. Кнопов М.Ш. Здравоохранение и военная медицина в Великой Отечественной войне // Вестник Российской АМН. - М.: Медицина, 1995.
5. На Волховском фронте. 1941-1944. - М.: «Наука», 1982. - С. 275.
6. Гайдар Б.В. Роль медиков в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] // Сайт Мин-ва здравоохр. и соц.развития Чувашской республики. - Режим доступа: http://gov.cap.ru.
УРАЛО-КУЗНЕЦКИЙ КОМБИНАТ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
© Чечкин Е.А.*
Институт истории и археологии УрО РАН, г. Екатеринбург
Автор исследовал историографию новых промышленных центров Урало-Кузнецкого комбината. Выделил основные этапы изучения. Охарактеризовал каждый из них. Рассмотрел основные тенденции и проблемы существующей историографической базы.
Урало-Кузнецкий комбинат (УКК) представлял собой межрегиональное объединение производственных сил Урала и Западной Сибири, развернутое в годы советской индустриализации (1929-1937 гг.), которое было реализовано в форме кооперации металлургических заводов Урала и угольных предприятий Кузбасса.
Историография УКК прошла в своем развитии два этапа: советский и современный. В советское время данная проблема рассматривалась в стратегии пятилетних планов, причем главным образом в историко-партийном аспекте. Исследования того времени были ориентированы на пропаганду успехов социалистического строя, которая была тесно связана с формированием материально-технической базы социализма. В имеющейся историографии недостаточно проработан детальный анализ дискуссии о перспективах развития металлургической промышленности России, которая нашла свое отражение в спорах между представителями Украины и Урала на XV съезде в 1927 г. и XVI Всесоюзной партконференции ВКП(б) в 1929 г. Однако в работах того времени есть обоснования двух диаметрально противоположных точек зрения. Диманштейн Я.Б. [9] выступал за утопичность и убыточность Урало-Кузнецкого комбината, тогда как остальные историки доказывали его прибыльность и необходимость.
* Аспирант.
В 1930х гг. появляется несколько общезначимых работ, посвященных разработке и ходу реализации УКК, а также дискуссиям вокруг его появления. На этом этапе можно выделить исследование о первых шагах реализации Урало-Кузнецкого комбината В.Ф. Тиунова [19], работы Б.И. Эвенчика [24] о месте Урала в данном проекте и А.И. Гуревича [8], рассмотревшего практический вопрос строительства новых предприятий. Таким образом, литература 1920-30 гг. имела достаточное значение для определения роли и значения Урало-Кузнецкого комбината, оценки его эффективности и преимуществ практического воплощения.
В 1950-1980-е гг. активно изучалась история возникновения и практическая реализация УКК. Были опубликованы сборники документов, а также историко-экономические очерки. В монографии А.Ф. Хавина [22] было дано комплексное описание развития промышленности в предвоенные годы, выявлены основные закономерности процесса индустриализации, а также показана специфика «советского пути». В общем плане рассматривался процесс создания УКК и его основных производственных частей. Самые большой недостаток литературы того времени [15] - преувеличение успехов советской индустриализации.
Непосредственно Урало-Кузбассу посвятили свои монографии уральские историки П.Г. Матушкин [13], А.В. Бакунин [4] и В.Н. Зуйков [10] П.Г. Матушкин подробно рассмотрел предысторию появления УКК, которая уходит еще в дореволюционное прошлое России, после чего проанализировал план создания на Урале прочной сети металлургических предприятий, разработанный еще в 1918 г. Его целесообразность была обоснована организационно-техническим объединением ресурсов Урала и Западной Сибири. Кроме этого, в работе подробно был рассмотрен процесс строительства наиболее крупных заводов в рамках УКК. Бакунин А.В. зафиксировал мощные тектонические сдвиги в общей структуре промышленности Урала в годы второй пятилетки (1933-1937), связав это с завершением создания Урало-Кузнецкого комбината. Зуйков В.Н. занимался изучением хода строительства заводов-гигантов в регионе, отмечая борьбу за высокие темпы возведения. Автор констатировал, что накопленный опыт позволил со временем совершенствовать целевые установки первой пятилетки в хозяйственном администрировании и планировании. Таким образом, уже по ходу реализации Урало-Кузбасского комбината были видоизменены и совершенствованы первоначальные методы, которые позволили достичь наилучших результатов.
Работ регионального характера на этом историографическом этапе было немного. Строительство Магнитогорского металлургического комбината было рассмотрено в работах И.Ф. Галигузова, М.Е. Чурилина [6]. Исследователи подробно изучили проблему истоков Урало-Кузбнецкого комбината, а также процесс строительства ММК вплоть до 1970-х гг., сделав особый акцент на формировании рабочих коллективов. В 1961 г. была опубликована книга
И. Пешкина «Русский металл» [14], в которой достаточно подробно была рассмотрена предыстория появления Кузнецкого завода, ход строительства и ввод в эксплуатацию основных цехов и первых печей, а также дано описание подвигов наиболее выдающихся людей завода. В 1973 г. в канун 40-летнего юбилея завода была издана полная «История Кузнецкого металлургического комбината» [11]. Данная работа во многом была построена на мемуарных источниках, то есть на воспоминаниях участников всех наиболее значимых событий, связанных с проектированием, строительством и дальнейшем функционировании КМК.
По первому этапу историографии можно сделать следующий вывод: безусловно, все эти работы не утратили своей научной значимости для исторической науки, однако они во многом не столько отражали суть объективного исторического процесса, сколько пропагандировали свой социалистический выбор, делали акцент на успехи и достижения в социалистическом строительстве.
На втором этапе историографии (с 1991 г.) в контексте радикальных перемен в нашем обществе доктринальные попытки советских историков интерпретировать исторический процесс стали выглядеть неубедительно. Это привело к заметному смещению ракурса научного поиска и использованию новых концептуально-методологических подходов [5]. Во многом отечественные исследователи стали опираться на опыт зарубежных коллег.
Американец Стивен Коткин в своей работе «Магнитная гора: сталинизм как цивилизация» [24] и в предисловии к книге Джона Скота «За Уралом» дал анализ социально-экономическим последствиям индустриализации на примере города Магнитогорска, отметив новые явления в сфере производства и социального устройства. Автор считал, что сталинизм представлял собой квинтэссенцию Просветительской утопии, то есть попытку посредством государства внести рациональное устройство общества. Магнитогорск рассматривался им как утопический эксперимент социализма. В 2006 г. вышла в свет работа известного американского экономического историка Пола Грегори [7]. Издание, которое было написано на стыке истории, экономики и политологии, проливает свет на все основные особенности функционирования советской командной экономики. Автор приходит к выводу о неизбежности появления сталинской модели управления и ее неэффективности в долгосрочной перспективе.
Новая методология заметно повлияла на результативности работы. Появились комплексные исследования, которые позволяют рассмотреть экономическое развитие СССР более реалистично, подробно остановившись на проблеме цены индустриализации и экономической стратегии государства. Эти тенденции можно проследить в трудах В.М. Кудрова [12], В.Рязанова [16] и других. В 2010 г. вышла работа О.В. Хлевнюка [23], в которой подробно рассматривается эволюция политической системы СССР, связанная с пе-
реходом от «коллективного руководства» к диктатуре одного человеке. Исследуется механизм принятия политических решений, а также их практическая реализация. Автор приходит к выводу об отсутствии грамотной эффективной системы управления, которая во многом опиралась на субъективизм и авантюризм.
С начала 1990-х. гг. существенно расширяется проблематика региональных исследований. В 1994-1995 гг. в Новокузнецке вышло два выпуска книги Л.И. Фойгт «Сталинск в годы репрессий» [21], которая была основана на мемуарных источниках, материалах периодической печати и исторических документах. В 1998 г. был опубликован сборник «Кузнецстрой в архивных документах», который был составлен из источниковой базы, которая в советское время была закрыта для исследователей. Большинство го документов было связано с бытовой историей города Сталинска.
Известный историк и краевед В.П. Баканов [3] исследовал вопросы, связанные со строительством Магнитогорского комбината: иностранную помощь, снабжение, аспекты социальной истории. Ценными являются воспоминания Д. Скотта [18] - американца, приехавшего на Урал в 1930-х гг. для участия в строительстве Магнитки, которые были опубликованы в 1991 году. В них содержатся ценные сведения о социальной адаптации и быте населения в Магнитогорске, проектировании комбината и строительных работах.
В Институте истории и археологии УрО РАН ведется изучение всего Урало-Кузбасского проекта, а именно экономических аспектов российской модели модернизации, взаимодействия социально-экономических, политических и технико-технологических факторов хозяйственного освоения Урала и Сибири. По их результатам опубликован ряд исследований. В 2001 г вышла коллективная монография [17], в которой поставлена проблема взаимодействия модернизационной и региональной динамики, по-новому интерпретированы этапы социально-экономического развития. В 2004 г. опубликована монография В.В. Алексеева [1], раскрывающая многофакторное влияние восточных регионов на процессы геополитического самоопределения России, складывание ее культурно-цивилизационного облика и экономический рост.
В 2008 г. появилось фундаментальное исследование В.В. Алексеева и Д.В. Гаврилова [2] о историей уральской металлургии, в котором впервые в историографии был рассмотрен процесс ее создания и дальнейшей модификации, появления мощной сырьевой и энергетической базы, технико-технологическое совершенствование, а также эволюция механизмов управления. В работе была дана концептуальная оценка места Урало-Кузбасса в общей системе модернизационных процессов, которые протекали как в нашей стране, так и во всем мире.
Существенным этапом в разработке темы стал сборник статей и документов «Урало-Кузбасс: от замысла к реализации» [20], вышедший в 2010 г.
В нем был проведен подробный анализ разработки и реализации программы Урало-Кузбасса в стратегии модернизации российского общества, осуществленной в первой половине XX в. Были опубликованы следующие статьи: Г.Е. Корнилов «Урало-Кузбасс в отечественной и зарубежной историографии»; Е.Т. Артемов «Восточное направление в экономической политике: преемственность приоритетов»; В.П. Тимошенко «Урало-Кузнецкая проблема: практика использования иностранного технико-технологического опыта»; Д.В. Гаврилов «У истоков Урало-Кузбасса» и другие.
Из последних исследований по Урало-Кузбассу можно выделить «Уральский исторический вестник», вышедший в Институте истории и археологии в 2011 г. В журнал вошли статьи: Д.В. Гаврилова «Три локомотива Урало-Кузбасса»; В.П. Тимошенко «Иностранная техническая помощь в Урало-Кузбасском проекте»; К.И. Зубкова «геополитическая мотивация разработки и реализации Урало-Кузбасского проекта»; А.И. Тимошенко «Решение социальных проблем в программе Урало-Кузбасс: проекты и реализация».
Список литературы:
1. Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И., Побережников И.В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике 16-20 вв. -М., 2004.
2. Алексеев В.В., Гаврилов Д.В. Металлургия Урала с древнейших времен до наших дней. - М., 2008.
3. Баканов В.П. Испытание Магниткой. - Магнитогорск, 2001.
4. Бакунин А.В. Борьба большевиков за индустриализацию Урала во второй пятилетке, 1933-1937 гг. - Свердловск, 1968.
5. Бедин В., Кушникова М., Тогулев В. Кузнецкстрой в архивных документах. - Кемерово, 1998.
6. Галигузов И.Ф., Чурилин М.Е. Флагман Отечественной металлургии. -М., 1978.
7. Грегори П. Политическая экономия сталинизма. - М., 2006.
8. Гуревич А.И. Победа партии: черная металлургия к VII съезду Советов СССР. - М., 1935.
9. Диманштейн Я.Б. Проблема районирования металлопромышленности в связи с условиями промышленного развития Украины и Союза. - Харьков, 1927.
10. Зуйков В.Н. Создание тяжелой индустрии на Урале, 1926-1932 гг. -М., 1971.
11. История Кузнецкого металлургического комбината имени В.И. Ленина / Под ред. Б.Н. Жеребина. - М., 1973.
12. Кудров В.М. Советская экономика в ретроспективе. Опыт переосмысления. - М., 1997; Кудров В.М. Национальная экономика России. - М., 2008.
13. Матушкин П.Г. Урало-Кузбасс: Борьба Коммунистической партии за создание второй угольно-металлургической базы СССР. - Челябинск, 1966.
14. Пешкин И. Русский металл. - М., 1961.
15. Построение фундамента социалистической экономики в СССР. 19261932 гг. / Под ред. И.А. Гладкова. М., 1960; Социалистическое народное хозяйство СССР в 1933-1940 гг. - М., 1963; Первые шаги индустриализации СССР, 1926-1927. - М., 1959; и др.
16. Рязанов В. Экономическое развитие России. - СПб., 1998.
17. Опыт российских модернизаций 18-20 века / Отв. ред. В.В. Алексеев. - М., 2001.
18. Скотт Джон. За Уралом. Американский рабочий в русском городе стали. - Свердловск, 1991.
19. Тиунов В.Ф. Мировые гиганты на Урале. - Свердловск, 1931.
20. Урало-Кузбасс: от замысла к реализации: сборник статей и документов. - Екатеринбург, 2010.
21. Фойгт Л.И. Сталинск в годы репрессий. - Новокузнецк, 1994. -Вып. 1-2.
22. Хавин А.Ф. Краткий очерк индустриализации СССР. - М., 1962.
23. Хлевнюк О.В. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. - М., 2010.
24. Эвенчик Б.И. Урал в плане Урало-Кузнецкого комбината. - М., 1932.
25. Kotkin St. Magnetic mountain: Stalinism as a Civilization. - Berkeley, 1995.