Научная статья на тему 'Упрощённая система налогообложения: особенности применения'

Упрощённая система налогообложения: особенности применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4001
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ОТНОШЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лейман Татьяна Ивановна

Анализируется специальный налоговый режим для малого предпринимательства упрощенная система налогообложения (УСН), оценивается величина налоговых поступлений по УСН, а также дается сравнительная характеристика первоначальной упрощенной системы налогообложения (Закон № 222-ФЗ от 29.12.95) и современной, которая закреплена налоговым кодексом РФ. Делаются выводы о плюсах применения УСН для предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упрощённая система налогообложения: особенности применения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 26 (207).

Экономика. Вып. 28. С. 23-26.

В. С. Лейман

упрощённая система налогообложения: особенности применения

Анализируется специальный налоговый режим для малого предпринимательства — упрощенная система налогообложения (УСН), оценивается величина налоговых поступлений по УСН, а также дается сравнительная характеристика первоначальной упрощенной системы налогообложения (Закон № 222-ФЗ от 29.12.95) и современной, которая закреплена налоговым кодексом РФ. Делаются выводы о плюсах применения УСН для предпринимателей.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, отношения налогообложения, малое предпринимательство, объект налогообложения, налоговый режим, налоговая отчетность, налоговая ставка.

Одним из решающих условий проводимых в России экономических реформ является развитие малого предпринимательства. Поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения таких задач, как содействие конкуренции, развитие цивилизованных рыночных отношений, содействие структурной перестройке экономики, привлечение личных средств населения для развития производства, создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы, формирование социального слоя собственников (среднего класса) и других.

Оптимизация отношений налогообложения в малом бизнесе — одна из важнейших проблем экономики, т. к. в условиях кризиса малый бизнес может быстрее отреагировать на изменение потребительских запросов населения и способство-

вать снижению социальной напряженности в обществе. Одним из важных факторов воздействия на развитие предпринимательства со стороны государства является льготный налоговый режим.

УСН — специальный налоговый режим, при котором в течение определенного периода времени налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы в особом порядке (ст. 18 НК РФ).

За прошедшие годы УСН стала, безусловно, «народной» системой налогообложения: число предпринимателей, добровольно перешедших на УСН, увеличилось с 692 тыс. в 2003 г. до 1602 тыс. в 2007 г.— почти трехкратный рост. Если число налогоплательщиков по УСН за 2003-2007 гг. выросло почти в 3 раза, то общая величина налоговых поступлений по УСН выросла почти в 5 раз (рисунок).

С учетом популярности и опыта применения, УСН постоянно совершенствуется — как в части

90

80

70

60

50

40

30

20

10

84,1

26,8

17,2

10,7 9,7 13,8 8,1 10,3

3,1 1,7 2,6 2,2 2,1

РФ ЦФО С-ЗФО ЮФО ПФО УФО

□ 2003 □ 2007

Поступление платежей по УСН, млрд р. [4]

СФО

ДФО

законодательства, так и в практике применения специального режима самими предпринимателями.

За очень короткий период — вторую половину 2008 г.— был принят ряд принципиальных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование УСН:

1. Учитывая поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 24.11.2008 № 208, налогоплательщики могут изменять объект налогообложения ежегодно.

2. Принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ, который вносит поправки в НК РФ с целью совершенствования специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.

3. С 2009 г. организациям, применяющим УСН, необходимо будет сдавать налоговую отчетность только один раз в год, в связи с отменой налоговых деклараций по итогам отчетных периодов.

4. Для организаций, применяющих УСН, существенно сокращается объем налоговой отчетности, так как на предприятиях не нужно вести налоговый и бухгалтерский учет по НДС, ЕСН, НДФЛ и налогу на имущество организации.

5. Организации, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет, кроме учета основных средств и нематериальных активов.

Также с 2011 г. перейти на упрощенную систему налогообложения могут компании, у которых доход за девять месяцев 2010 г. не превысил 45 млн р.; с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. сумма дохода, позволяющая остаться на упрощенной системе, составит 60 млн р.

Если раньше (до 01.01.2003) правовые основы введения и порядок применения упрощенной системы налогообложения регламентировались Федеральным законом от 29.12.1995 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», то с 01.01.2003 — главой 26.2 НК РФ.

Существующий в настоящее время вариант упрощенной системы налогообложения значительно отличается от действовавшего ранее, неизменным остался фактически только принцип замены исчисления уплаты совокупности налогов единым налогом, а также добровольность перехода на этот специальный режим налогообложения. Основные изменения представлены в таблице.

Возможность самостоятельно выбирать объект налогообложения является, несомненно, положительным моментом, но перед налогоплательщиком возникает вопрос: какой объект налогообложения является наиболее выгодным для его деятельности?

Сравнительная характеристика ранее действовавшей и современной упрощенной системы налогообложения

Показатель Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (Закон № 222-ФЗ от 29.12.1995) Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)

Возможность перехода организации на упрощенную систему налогообложения Добровольно Добровольно

Налогоплательщики Организации и индивидуальные предприниматели Организации и индивидуальные предприниматели

Предельная численность 14 человек 100 человек

Сумма допустимой валовой выручки Валовая выручка по итогам года не должна превысить 100 000 МРОТ, т. е. 10 млн р. Данный показатель с каждым годом индексируется на величину коэффициента-дефлятора

Наличие филиалов и представительств Допускается Допускается

Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности Не оговаривается Не более 100 млн р.

Критерий вида деятельности Предусмотрено Предусмотрено

Окончание таблицы

Показатель Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (Закон № 222-ФЗ от 29.12.1995) Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)

8. Доля непосредственного участия в организации других организаций Не более 25 % (государственные, муниципальные, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, прочие юридические лица, не являющиеся субъектами малого предпринимательства) Не более 25 % (положение распространено на все организации, кроме тех, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов)

Объекты налогообложения Совокупный доход или валовая выручка (выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти) Доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик)

Налоговые ставки Объект налогообложения Ставка Объект налогообложения Ставка

валовая выручка 10 % доходы 6 %

совокупный доход 30 % доходы, уменьшенные на величину расходов 15 %

Порядок исчисления и уплаты налога Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями ежеквартально в равных долях и засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога Налоговый период — год; отчетный период — квартал. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 числа первого месяца, следующего за отчетным периодом. Налог по итогам года уплачивается: организациями — до 31 марта; индивидуальными предпринимателями — до 30 апреля

Порядок перехода на упрощенную систему Получение патента сроком на один год на основании заявления и ряда подтверждающих документов Упрощенный — заявительный (достаточно подать заявление)

Порядок начала применения упрощенной системы налогообложения Начиная с любого квартала, при условии подачи заявления не позднее чем за месяц до его начала Только с нового календарного года. Заявление подается с 1 октября по 30 ноября предшествовавшего года

Порядок прекращения применения упрощенной системы налогообложения По инициативе налогоплательщика — с начала нового календарного года (последний срок подачи заявления — за 15 дней до окончания текущего года); по инициативе налоговых органов — при превышении предельной численности работающих По инициативе налогоплательщика — с начала нового календарного года (последний срок подачи заявления — до 15 января текущего года); по инициативе налоговых органов — при превышении критериев отнесения предприятия к малому бизнесу

Источник: [1-2].

Для этого предлагается воспользоваться следующим математическим равенством:

Д х 6% = (Д - Р) X 15%;

0,06 Д = 0,15Д - 0,15Р;

0,09 Д = 0,15Р;

Р = 0,6 = 60%.

Д

Таким образом, если расходы налогоплательщика составляют более 60 % доходов, то в каче-

стве объекта налогообложения лучше выбрать доходы, уменьшенные на величину расходов. Если расходы налогоплательщика менее 60 % доходов, то более выгодно использовать в качестве объекта налогообложения доходы. Данное неравенство применимо только, если налоговая ставка по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» составляет 15 %.

В связи с начавшимся в стране финансовым кризисом, в 2009 г. Правительство РФ внесло

антикризисные поправки в налоговый кодекс РФ. Начиная с 2009 г., применение упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», налоговая ставка установлена единой для всей страны — 15 %. Однако субъектам РФ дано право делегировать полномочия по установлению на территории региона дифференцированных налоговых ставок в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категории налогоплательщиков [3].

Все внесенные в законодательные акты поправки положительно отражаются на деятельности малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, положительными сторонами для предпринимателей от применения УСН являются:

1. Упрощение системы налогового администрирования:

1.1. Сокращение количества уплачиваемых налогов.

Происходит уплата единого налога вместо четырех налогов, которые доставляют предпринимателям немало проблем и сложностей (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость).

1.2. Упрощение организации и ведения учета.

Организации, перешедшие на упрощенную

систему налогообложения, освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет (за исключением учета основных средств и нематериальных активов) (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Появляется возможность не разрабатывать учетную политику организации для целей бухгалтерского учета. Ведение налогового учета заменяется ведением книги доходов и расходов, которую должны заполнять организации, перешедшие на УСН.

1.3. Упрощение процедуры заполнения налоговой декларации.

1.4. Возможность прогнозировать и планировать налоговую нагрузку за счет вариативности объекта налогообложения и добровольного характера выбора самой упрощенной системы налогообложения.

1.5. Налоговая отчетность предоставляется реже — не ежеквартально, а только один раз в год — по итогам налогового периода.

1.6. Сокращение количества налоговых проверок.

1.7. Подготовка к налоговым проверкам становится менее затратным мероприятием.

1.8. Сокращение документооборота.

1.9. Появление возможности применения кассового метода учета доходов и расходов.

2. Снижение налоговой нагрузки.

В подавляющем большинстве случаев сумма налога по УСН оказывается меньше тех налогов, которые пришлось бы платить налогоплательщику, если бы он работал по обычной системе налогообложения.

Актуальность применения УСН особенно усиливается в период кризиса. Действительно, в ситуации массовых сокращений работников и падения оборотов предприятий, налоговые льготы от применения УСН могут стать той «подушкой безопасности», которая сохранит социальную стабильность и обеспечит рабочими местами высвобождающийся персонал.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» : федерал. закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ.

3. Учет. Налоги. Право. 2010. № 1-2.

4. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: www. tpprf.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.