Научная статья на тему 'Упрощенная система налогообложения: период, уплата, ставки, зачисление'

Упрощенная система налогообложения: период, уплата, ставки, зачисление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

В соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на упрощенный режим налогообложения при соблюдении условий, установленных положениями главы 26.2 НК РФ. Упрощенная система налогообложения предполагает более простой механизм уплаты единого налога по сравнению с общим режимом в соответствии с главой 25 НК РФ. В статье рассматривается механизм исчисления единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упрощенная система налогообложения: период, уплата, ставки, зачисление»

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПЕРИОД, УПЛАТА, СТАВКИ, ЗАЧИСЛЕНИЕ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

В соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на упрощенный режим налогообложения при соблюдении условий, установленных положениями гл. 26.2 НК РФ. Упрощенная система налогообложения предполагает более простой механизм уплаты единого налога по сравнению с общим режимом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Рассмотрим основные аспекты механизма исчисления единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ плательщики единого налога вправе выбрать один из двух объектов налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Выбор объекта налогообложения производится налогоплательщиком самостоятельно при подаче заявления о переходе на упрощенный налоговый режим.

С 01.01.2009 поправками в НК РФ, которые были внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ, налогоплательщики получили право изменять объект налогообложения каждый год, а не через три года, как это было в соответствии с прежней редакцией налогового законодательства.

В соответствии с положениями ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом для единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год. При этом налоговым законодательством предусмотрены и отчетные периоды, по окончанию которых необходимо исчислить и уплатить авансовые платежи по единому налогу — квартал, полугодие и девять месяцев.

Для плательщиков единого налога, применяющих упрощенный налоговый режим в соответствии с положениями ст. 346.25.1 НК РФ,

налоговым периодом считается срок, на который выдается патент. Следует напомнить, что до 01.01. 2009 патент мог выдаваться по выбору налогоплательщика на квартал, полугодие, девять месяцев или же календарный год. С внесением поправок, вступивших в силу с 01.01.2009, патент может выдаваться на срок от одного до двенадцати месяцев, причем право выбора срока, на который выдается патент, сохранено за налогоплательщиком. Данный срок налогоплательщик должен указать в заявлении о праве применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, которое подается в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее одного месяца до момента начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. При этом необходимо обратить внимание на то, что с 01.01.2009 в соответствии с НК РФ индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою предпринимательскую деятельность в одном субъекте РФ и желающий применять упрощенную систему налогообложения на основе патента в другом субъекте РФ, вместе с подачей заявления должен подать соответствующее заявление о постановке на налоговый учет в указанном субъекте РФ.

Итак, в общем случае налоговым периодом по единому налогу считается календарный год, а отчетными периодами — квартал, полугодие, девять месяцев.

Как уже отмечалось ранее, по итогам отчетного периода плательщик обязан внести в бюджет сумму авансового платежа, которая определяется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Уплата авансового платежа в соответствии с законодательством должна быть осуществлена не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам налогового периода. При этом по итогам налогового периода в соответствии с положениями ст. 346.23 НК РФ плательщики единого налога обязаны подать налоговую декларацию по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения. С 01.01.2009 налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подается в налоговый орган один раз — по итогам налогового периода. При этом для организаций — плательщиков единого налога срок подачи налоговой декларации установлен не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а для индивидуальных предпринимателей — не позднее 30 марта. Форма и порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждена приказом Минфина России от 17.01.2006 № 7н. Следует напомнить, что в практике хозяйствования может возникнуть такая ситуация, что плательщик единого налога по какой-либо причине не осуществлял свою предпринимательскую деятельность в течение налогового периода. Тогда может быть несколько ситуаций. Если на расчетных счетах и в кассе налогоплательщика не происходило движение ценностей, то он вправе подать единую упрощенную налоговую декларацию. Если же движение осуществлялось, плательщик единого налога обязан представить в налоговый орган «нулевую» налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом Минфина России от 17.01.2006 № 7н.

Среди категорий налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения, не все обязаны представлять налоговую декларацию. В частности, данное требование не распространяется на плательщиков единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения на основе патента. Данное положение указано в ст. 346.25.1 НК РФ.

Итак, рассмотрим непосредственно порядок исчисления и уплаты единого налога плательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы. Налоговой базой в соответствии с положениями ст. 346.18 НК РФ признается денежное выражение доходов. Доходы в целях налогообложения плательщики единого налога определяют в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ с учетом особенностей, устанавливаемых ст. 346.15 НК РФ. Причем плательщики единого налога в учете используют кассовый метод признания доходов. Об этом, в частности, говорится в п. 1ст. 346.17

НК РФ. В соответствии с данным методом датой получения дохода налогоплательщиком признается дата поступления его на расчетные счета или кассу организации или индивидуального предпринимателя, а также исполнение обязательств контрагента иными способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ.

Налоговая ставка для плательщиков единого налога, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в соответствии с нормами ст. 346.20 НК РФ установлена в размере 6 %.

При этом при исчислении суммы налога или авансового платежа плательщик единого налога, применяющий объект налогообложения доходы, вправе уменьшить исчисленную сумму налога или авансового платежа на суммы уплаченных за данный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на суммы выплаченных за указанный период пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %. Об этом, в частности, говорится в положениях ст. 346.24 НК РФ. При этом сумма авансового платежа рассчитывается нарастающим итогом, т. е. с учетом прошедшего предыдущего отчетного периода. Просто сумма авансового платежа, который уже был перечислен в бюджет по итогам предыдущего отчетного периода, уменьшает сумму авансового платежа, подлежащую уплате.

Рассмотрим порядок исчисления единого налога для плательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы на конкретном примере.

Пример 1. Индивидуальный предприниматель И. В. Крючков осуществляет консультационные услуги. При этом он применяет упрощенный налоговый режим с объектом налогообложения доходы. Доходы индивидуального предпринимателя в первом квартале 2009г. составили:

в январе 25 000руб.; в феврале 30 000руб.; в марте 23 000руб.

Таким образом, за первый квартал 2009г. величина доходов индивидуального предпринимателя составила 78 ООО руб. (25 ООО руб. + 30 ООО руб. + 23 000руб.). При этом величина страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем в первом квартале, составила 1 818,6руб.

Получается, что в первом квартале 2009г. величина авансового платежа по единому налогу составит: 78 000руб. х 6% - 1818,6 руб. = 2861,4 руб. Как видно из примера, сумма страховых взносов не превышает половины налога, на которую может быть уменьшен авансовый платеж. Следовательно, не

позднее 25 апреля индивидуальный предприниматель обязан будет уплатить 2 861,4руб. в бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 27.10.2008 № 799 «О стоимости страхового года на 2009 год» величина страхового года составляет 7 274 руб. 40 коп. При этом индивидуальные предприниматели могут уменьшить единый налог (или сумму авансового платежа) только лишь в пределах фиксированного страхового платежа. Если индивидуальный предприниматель осуществляет уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сверх установленных величин, то сумма превышения не может уменьшать налог, поскольку данные отношения индивидуального предпринимателя и Пенсионного фонда РФ носят добровольный характер.

Если по итогам налогового периода сумма налога к уплате оказалась меньше величины уплаченных авансовых платежей, то плательщик вправе осуществить уплату налога путем зачета ранее уплаченных авансовых платежей. Более того, в связи с поправками, внесенными в ст. 78 НК РФ, теперь зачет излишне уплаченных налогов возможен по уровням бюджета, а не по видам налогов, как было раньше.

Что касается порядка исчисления и уплаты налога плательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, то данная процедура представляется несколько сложнее. Дело в том, что плательщики единого налога, применяющие объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, вправе уплачивать минимальный налог.

В соответствии с п. бет. 346.18 НК РФ установлено, что минимальный налог уплачивается в случае, если сумма налога, исчисленная в общем порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, меньше суммы минимального налога, которая рассчитывается как произведение доходов плательщика за налоговый период и налоговой ставкой в1 %.

Следует отметить, что порядок уплаты авансовых платежей для данной категории налогоплательщиков аналогичен порядку уплаты авансовых платежей плательщиков, применяющих объект налогообложения доходы. Только в данном случае налоговой базой будут считаться доходы, уменьшенные на величину расходов, признанных для целей налогообложения.

Налоговая ставка для данной категории плательщиков составляет 15%. При этом с принятием Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ данная налоговая ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15 % законодательными

актами субъектов РФ. Доходы указанные налогоплательщики признают в учете в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ, а расходы — ст. 346.16 НК РФ. При этом для данной категории налогоплательщиков используется кассовый метод признания доходов и расходов, о котором говорилось выше.

Обязанность уплаты минимального налога, о котором говорилось ранее, возникает только по итогам налогового периода, т. е. по истечении календарного года. Уплачивать минимальный налог по итогам отчетных периодов налогоплательщик не имеет права.

При этом разница между минимальным налогом и суммой налога, исчисленной в общеустановленном порядке, может уменьшать налоговую базу следующих налоговых периодов. Об этом, в частности, говорится как в НК РФ, так и в письмах контролирующих органов (письмо Минфина России от 22.07.2008 № 03-11-04/2/111).

Плательщики единого налога, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе в составе налоговой базы по итогам налогового периода учесть суммы убытка, полученные в предыдущих налоговых периодах.

При этом с 01.01.2009 суммы убытка включаются в состав налоговой базы в полном размере, а не в пределах 30 % налоговой базы, как это было в прежней редакции НК РФ. Минфин России в письме от 31.12.2008 № 03-00-08/44 отметил, что плательщики единого налога вправе при формировании налоговой базы за 2009 г. учесть всю сумму убытка, полученную в 2008 г.,ане30 %.

Убытком в целях налогообложения единым налогом признается превышение величины расходов над доходами налогоплательщика. Если на протяжении ряда налоговых периодов налогоплательщик получал убытки, то и их перенесение будет осуществляться в той последовательности, в которой они были получены. При этом следует помнить, что налоговым законодательством установлен срок, в течение которого налогоплательщик может воспользоваться правом перенесения убытка. Он составляет 10 лете года, в котором был получен убыток. Возможность воспользоваться правом означает, что налогоплательщик может переносить убыток не последовательно, т. е. если по каким-либо причинам плательщик не перенес убыток, полученный в предыдущий налоговый период, то он сможет воспользоваться данным правом в течение последующих девяти, восьми, семи и так далее лет.

Рассмотрим конкретный пример исчисления единого налога плательщиком, применяющим

объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Пример 2. Доходы и расходы индивидуального предпринимателя А. В. Зинина в 2009г. составили 510 ООО и 250 ООО руб. соответственно. При этом убыток, полученный им в 2008г., составил 120 ООО руб., величина уплаченного минимального налога — 3 000руб. Определим сумму налога к уплате.

Налоговая база в соответствии с положениями ст. 346.18 ПК РФ за 2009г. составит 260 000руб. При этом налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу 2009г. на сумму понесенного убытка в 2008г. и величину уплаченного минимального налога, т. е. на 123 ООО руб. Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит: (260 ООО руб. — 123 000руб.) х 0,15= 20 550руб. (данная сумма превышает минимальный налог: 510 ОООх 0,01 = 5100 руб.).

Из данных примера также известно, что по итогам девяти месяцев 2009г. индивидуальный предприниматель уплатил в бюджет 27 300руб. авансовых платежей по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Следовательно, в соответствии с нормами ст. 78НКРФ он имеет право зачесть уплаченные авансовые платежи в счет уплаты налога за 2009г. на основании заявления.

В данной статье не раз заходила речь о порядке зачисления сумм налога и авансовых платежей по единому налогу в связи с применением упрощен-

ной системы налогообложения. Данный налог является федеральным налогом, а это означает, что в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ переплата по данному налогу (авансовым платежам) может быть зачтена в счет иных федеральных налогов, а также в счет уплаты единого налога по итогам налогового периода. При этом данное правило распространяется не только на налоги и сборы, но и на пени и штрафы. Данная норма налогового законодательства вступила в силу с 01.01.2008 с принятием Федерального закона от 27.07.2006 №1 37-Ф3.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ.

3. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЭ.

4. О стоимости страхового года на 2009 год: постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 799.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.