УДК 372.8
Педагогические науки
Наумова Е. С., студентка Башкирского государственного педагогического университета им М. Акмуллы, Россия, г. Уфа
УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ВТОРОМ
ИНОСТРАННОМ
Аннотация: В данной статье приводится комплекс упражнений, который можно использовать при обучении техники чтения на уроках французского языка. Разработанный комплекс упражнений вызывает интерес к занятиям языком, снижает утомление, активизирует мышление, тренирует творческое воображение и память.
Ключевые слова: техника чтения, французский язык, второй иностранный язык, упражнения.
Annotation: This article provides a set of exercises that you can use to teach reading techniques in French lessons. The developed set of exercises arouses interest in language classes, reduces fatigue, activates thinking, trains creative imagination and memory.
Keywords: reading technique, French, second foreign language, exercises.
Анализ ученых показал, что наибольший перенос с одного языка на другой происходит в области лексики и чтения. Именно поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день. При формировании технических навыков чтения возможен положительный перенос с английского языка, так, как и французский, и английский языки используют латинский алфавит. Облегчению чтения способствует совпадение правил чтения в двух языках. Кроме того, возможен и отрицательный перенос. К примеру: при чтении
французских слов с буквосочетаниями: ег (учащиеся произносят [э:] вместо [£]: certains, Bermudes, serpent, erreur); qu (ошибочно произносят [kw] вместо [k]): quartier, question, équipe [4, с. 75].
При изучении второго иностранного языка учащимся приходится соотносить не только буквы и звуки, но и звуко-буквенные связки со смысловым значением того, что читают. Это, в свою очередь, вызывает у них дополнительные трудности [6, с. 290]. Прежде чем научиться быстро понимать смысл прочитанного и находить нужную информацию из текста, необходимо сформировать прочный навык техники чтения.
Нами был разработан комплекс упражнений, который учитель может использовать как дополнительный материал для формирования прочного технического навыка чтения. Совокупность упражнений была составлена на основе УМК «Синяя птица» за 5 класс и с помощью информационных сайтов. Данный комплекс содержит примерные задания, следовательно, учитель может менять слова/буквосочетания в соответствии с темой урока, с целью и задачами, которые он ставит. Совокупность заданий была создана с целью демонстрации разнообразия типов упражнений и с учетом лингвистического опыта учащихся.
Для прочного усвоения технических навыков чтения необходима последовательная работа, которая включает:
1. Обучение французскому алфавиту.
2. Изучение основным орфограмм и чтение отдельных слов, содержащих эти орфограммы.
3. Усвоение правил чтения отдельных букв и буквосочетаний.
4. Знакомство с основными правилами связывания и сцепления слов.
5. Формирование умений разделять предложения на смысловые группы, делать паузы.
6. Собственно, чтение, понимание текста и извлечение из него основной информации.
Комплекс упражнений построен согласно вышеизложенному плану работы по развитию навыка техники чтения.
1. Упражнения на усвоение алфавита (графемно-фонемных связей).
Учащиеся повторяют за диктором, учителем, читают хором,
индивидуально. Учитель спрашивают разницу между английским и французским алфавитом.
Усвоению французскому алфавиту способствует чтение и заучивание рифмовок, стишков, использование внешних ресурсов (таких как Youtube и др) https://www.youtube.com/watch?v=AUvU-LHhBFY - обучение французскому алфавиту.
Обучение алфавиту с помощью песни:
ABCD allez, lance le dé !
EFGH tu joues à cache-cache?
IJKL comment tu t' appelles ?
MNOP tu dois découper...
QRST et aussi chanter!
UVW tu vas y arriver!
XYZ allz viens: je t'aide! [5, с. 4].
Примеры упражнения:
• Найди и обведи в кружок букву.
• Раскрась слова, в которых есть буква g (к примеру).
• Вставь недостающие слоги (la, li, lo, lu и др).
• Составь слова из перепутанных букв (otaemt, ratce и др).
• Впиши пропущенную букву Une b_n_ne, une tom_te, une fr_ise, un l_vre, un frança_s, une j_pe и др.
2. Изучение правил чтения. Обращаем пристальное внимание на чтение буквосочетаний, чтение которых отличается от английского языка. (ch, qu, oi, чтение конечных согласных s, t, d, r, z).
• Прослушайте слова диктора, допишите недостающие буквы и буквосочетания в словах.
Cl_re, p_re, cad_tte, ch_se, trav_rse, m_daille, mus_e, degr_ et etc.
• Распределите слова по столбцам. В первый столбик отнесите слова с долгими гласными, во вторую - с краткими.
La plage, la gare, la presse, la fleur, le paragraphe, la clinique, la chaise, le téléphone.
• Укажите слово, в котором выделенные буквы читаются по-другому.
1. a) grise; b) genou; c) girafe; d) gymnaste
b) salle; b) russe; c) plaisir; d) samedi
• Укажите слова, в которых выделенные буквы не читаются.
1. a) vers; b) grise; c) nez; d) parc
2. a) froid b) vert c) soitir d) assez
• Найдите в тексте слова с буквосочетанием (к примеру, qu), затем прочтите их.
• Учитель читает слова, учащиеся должны найти общее правило чтения данных слов и объяснить его.
• Прочитайте стихотворение и выпишите слова с буквосочетаниями в соответствии с таблицей:
An Am devant p,b,m En Em devant p,b,m
Un tapis qui rampe Au coin de la chambre Est moins passionnant Qu'un tapis volant. Un poisson qui nage Doux comme une image Est moins remuant
Qu'un poisson volant. (Gérard Bolcholier)
3. Упражнения, способствующие быстрому соотнесению формы со значения.
• Прочитай слова и скажи, к каким картинкам они относятся. (Le sac, la carotte, le cactus, le crocodile, l'abricot, la culotte), на доску учитель прикрепляет картинки.
• Соедини части слов, обозначающих профессии: Profe- wn
Mede- sseur Clo-cin Chau- eur Ingeni- ffeur
• Прочитайте слова и найдите лишнее:
La fraise, la cerise, le lait, la pêche, l'ananas и др.
• Напишите антонимы/синонимы к словам. В данном случае, найдите антонимы:
Bon- terminer Commencer- pleurer Rire- mauvais Hier- ensuite D'abord- l' été
• Реши ребус и напиши слово. Учителю на помощь придет сайт, который представит любое слово в ребусе.
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator - генератор ребусов
4. После введения и изучения всех правил чтения, рассказываем о таких явлениях как: связывание и сцепление во французском языке.
Примерные упражнения:
• Прочитай за диктором (затем, индивидуально, хором, в паре) Roger Duval est opérateur.
Elle est belle.
Charles va à Arles.
Ils sont heureux.
Vont-elles à la Champagne? и др.
• Найди в следующих предложениях случаи сцепления и связывания
Henri a douze ans. Elle va à l'université. Il est gentil. Il aime lire. Elle a une
soeur. Il écrit des poèmes en anglais. J'ai une revue. Adèle est pentre. Tu achètes des disques. Tu apprends la diplomatie. Elle aime dessiner des maisons et faire des portraits de ses amis. Antoine est le frère d'Adèle. Il est étudiant. Il habite la cité universitaire.Il étudie le russe.
5. Вводим упражнения на определение смысловых связей слов
• Вставьте предлоги (dans, sur, sous, au, près de, à) в предложения
• Составьте предложение из данных слов:
1. Sa, natale, c'est, ville
2. Écris, à, Annie, ses amis.
3. Jeune, homme, est, de, géographie, professeur, ce, notre.
4. Cette, chemise, je, n'aime, jaune, pas.
5. Couleur, est, quelle, de, stylo, votre ?
• Прочитай реплики, подумай в какой последовательности они должны идти
6. После обучаем учащихся читать по синтагмам с соблюдением пауз, интонации.
Примерные упражнения:
• Прослушайте, как диктор читает предложения. С какой интонацией он прочитал побудительное, повествовательное и вопросительное предложения?
• Прочитай вслух скороговорку
• Прочитай сценку/диалог по ролям
При обучении выразительному чтению нам понадобится методический материал из Книги учителя из УМК «Синяя птица» 5 класса; пословицы, стихотворения из учебника и рабочей тетради того же УМК. Кроме того, на
уроке можно использовать скороговорки, которые способствуют беглости чтения учащихся:
1. Chasseurs, sachez chasser sans chiens!
2. Le roi a froid en marchant dans le bois
3. Les nez des poupées de Pépé sont cassés [1, с. 42] и многие другие. Кроме приведенных выше упражнений, на уроке учитель может
использовать игровые упражнения. Они способствуют развитию умения работать сообща, улучшают концентрацию внимания и мотивируют детей к изучению языка в целом.
В результате выполнения упражнений, интенсивной и непрерывной тренировки технических навыков чтения, учащиеся должны:
- знать буквы, соотносить букву с ее звуком;
- видеть буквосочетания (как гласных, так и согласных) и читать их;
- правильно озвучивать незнакомое слово в изолированной позиции или в контексте;
- соотносить слово с его значением;
- видеть логическую связь частей текста;
- предвосхищать незнакомые слова;
- предугадывать значения языковых единиц;
- понимать значения логико-смысловых связей предложения и текста;
- уметь читать выразительно, с соблюдением пауз и интонации.
Библиографический список:
1. Аблеева Р.Б. Французский язык: Сборник упражнений по практической фонетике для вводно-коррективного курса / Сост. Р. Б. Аблеева.
- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - 56 с.
2. Бим, И. JI. О преподавании иностранных языков на современном этапе / И. JI. Бим, Н. П. Каменецкая, А. А. Миролюбов // Иностр. яз. в шк. 1995.
- № 3. - С. 6-11.
3. Киреева З.Р., Галимова Х.Х. Особенности обучения французскому языку как второму иностранному на языковом факультете // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. №5-1 (47). - С.103-106.
4. Киреева З.Р. Особенности методики обучения французскому языку как второму иностранному в средних общеобразовательных организациях // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. №4. - С.74-81.
5. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя / З.И. Клычникова. - Издание второе, исправленное. - Москва: Просвещение, 1983. - 207 с.
6. Селявкина Н.Н. Мастер-класс по французскому языку в 5 классе. 2010. - C. 4-6.
7. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / [В. М. Филатов и др.]: под ред. В. М. Филатова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 416 с.