НАУКА МОЛОДЫХ Колесников А.Е.
Научный руководитель:
канд. юрид. наук, доцент Беларёва О.А.
УПРАЗДНЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РФ: ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМЫ
Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета
Ключевые слова: судебная реформа, конституционный (уставный) суд, Конституция Российской Федерации, закон, упразднение.
Keywords: judicial reform, constitutional (charter) court, Constitution of the Russian Federation, law, abolition.
Аннотация: Статья посвящена актуальному в настоящее время вопросу - изменению судебной системы Российской Федерации, упразднению конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Автор проанализировал некоторые причины реформирования системы органов конституционной юстиции, рассмотрел этапы упразднения конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Эти суды должны быть ликвидированы к 1 января 2023 г. Взамен конституционных (уставных) судов, закон даёт право субъектам РФ принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Такую замену автор статьи оценивает критически, отмечая, что этот орган из судебной власти перейдет в законодательную, и, судя по названию, будет не решающим, а консультативным.
Abstract: The article is devoted to a currently topical issue - changing the judicial system of the Russian Federation, abolishing the constitutional (charter) courts of the constituent entities of the Russian Federation. The author analyzed some of the reasons for reforming the system of constitutional justice bodies, examined the stages of abolishing the constitutional (charter) courts of the constituent entities of the Russian Federation. These courts should be liquidated by January 1, 2023. Instead of constitutional (statutory) courts, the law gives the constituent entities of the Russian Federation the right to decide on the creation of constitutional (statutory) councils operating under the legislative (representative) bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation. The author
of the article criticizes such a replacement, noting that this body will move from the judiciary to the legislature, and, judging by the name, will not be decisive, but advisory.
Введение. Конституционные (уставные) суды субъекта РФ относились к судам субъектов Российской Федерации, могли создаваться субъектами РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации [1]. Закон не предусматривал их обязательное создание в каждом субъекте нашей страны.
В большинстве регионов РФ такие суды либо никогда не создавались, либо были упразднены в целях экономии бюджетных средств, ведь раз суд создается субъектом, то и финансируется его деятельность из бюджета субъекта. В настоящий момент в нашей стране действует 16 конституционных (уставных) судов - в 13 республиках, в Свердловской и Калининградской областях, а также в городе Санкт-Петербург. Ранее конституционные (уставные) суды также существовали в республике Бурятия и Челябинской области, но были упразднены.
Теперь законодатель решил устранить конституционные и уставные суды везде.
Решение вызывает споры и сомнения в правильности выбранного подхода к решению проблемы. Аргументируя упразднение региональных органов конституционной юстиции, часто называют следующие причины:
1) Малое количество рассматриваемых дел;
2) Необходимость экономии бюджетных средств.
Для обычного гражданина причины выглядят естественными, зачем тратить деньги на неэффективный суд? Но проблема кроется в том, что упразднение региональных конституционных и уставных судов - это путь наименьшего сопротивления. Вместо упразднения можно было бороться с причинами малоэффективности суда, а также сделать работу суда непостоянной, чтобы экономить средства, зато сохранить региональную конституционную юстицию. И все же принято решение такие суды упразднить.
1. Основная часть
В редакции Конституции РФ до внесения поправок 1 июля 2020 года, часть 3 статьи 118 выглядела так: «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.» [2]
В новой же редакции Конституции эта статья была дополнена следующим образом: «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается» [3]. Законодатель привёл исчерпывающий список судов, составляющих судебную систему Российской Федерации, в который не вошли региональные конституционные и уставные суды субъектов.
22 сентября 2020 года Президент РФ В.В. Путин направил в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» в целях реализации положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ. 21 октября 2020 года законопроект был принят в первом чтении. Ко второму чтению в него внесли поправки, исключающие из ФКЗ «О судебной системе в РФ» конституционные (уставные) суды субъектов РФ. 18 ноября 2020 года законопроекты, пройдя три чтения в Государственной Думе, были приняты и направлены на рассмотрение в Совет Федерации. 2 декабря 2020 года Совет Федерации одобрил закон и направил его Президенту РФ. 8 декабря 2020 года Президент подписал закон.
Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 N 7-ФКЗ предписывает упраздниться конституционным (уставным) судам.
Процесс упразднения пройдет поэтапно.
1) С момента вступления ФКЗ в силу запрещается принимать к рассмотрению новые дела и назначать новых судей.
2) Все принятые к рассмотрению дела должны быть рассмотрены до дня, с которого в соответствии с законом субъекта РФ, конституционные (уставные) суды будут упразднены, но не позднее 1 января 2023 года.
3) С 1 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов РФ утрачивают статус судебных органов, и упоминания о них как об органах, осуществляющих конституционное
судопроизводство, исключаются.
Взамен конституционных (уставных) судов, закон даёт право субъектам РФ принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Нетрудно заметить, что этот орган из судебной власти перейдет в законодательную, и, судя по названию, будет не решающим, а консультативным. Точнее можно будет сказать только после принятия соответствующих нормативных актов и определения в них полномочий таких советов.
ФКЗ, устранивший конституционные (уставные) суды, не установил порядок, в соответствии с которым субъекты РФ должны будут упразднить свои конституционные (уставные) суды. Поскольку такие суды создаются законом субъекта федерации, то и упразднять их следует законом соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 17 ФКЗ «О судебной системе в РФ»).
Если обратиться к законам субъектов РФ о конституционных (уставных) судах, то можно увидеть, что в них не был предусмотрен порядок упразднения таких судов. Например, утративший силу Закон Челябинской области «Об Уставном суде Челябинской области», не определял порядок упразднения этого суда. Закон, упразднивший Уставный суд Челябинской области, признал закон утратившим силу, за исключением статей о прекращении полномочий судьи Уставного суда и об отставке судьи Уставного суда.
В Республике Бурятия действие закона «О Конституционном суде Республики Бурятия», который также не предусматривал порядка упразднения, было приостановлено отдельным законом, за исключением части о выплатах пожизненного ежемесячного содержания судьям Конституционного суда Республики Бурятия в отставке. После этого, в 2018 году был издан новый закон, который окончательно упразднил Конституционный суд Республики Бурятия.
В Калининградской области уже принят закон, упраздняющий Уставный суд Калининградской области с 1 апреля 2021 года. Порядок упразднения аналогичен упразднению Конституционного суда Республики Бурятия и Уставного суда Челябинской области.
На основе упразднения Конституционных (уставных) судов в Республике Бурятия, Калининградской и Челябинской областях, можно вычленить некий порядок упразднения - издаётся нормативный правовой акт, который признаёт закон об учреждении данного суда утратившим силу, сам суд упраздняется, а судьи выходят в отставку с
сохранением всех положенных по закону гарантий.
Вывод. Упразднение конституционных (уставных) судов субъектов РФ после принятия поправок к Конституции РФ стало вопросом времени. В истории современной России законодатель впервые упраздняет целую группу судов, свидетелями чего мы и являемся в настоящее время. Приживётся ли система конституционных (уставных) советов в регионах - пока не ясно, а также не ясно, как это отразится на дальнейшем развитии конституционной юстиции в нашей стране.
Список литературы
1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1
2. Конституция Российской Федерации - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 года.
3. Конституция Российской Федерации - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года // Российская газета. №144. 4 июля 2020 года.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.
5. Евлоев И. М. Ликвидация конституционных (уставных) судов субъектов РФ: закономерность или ошибка? // Актуальные проблемы российского права. 2020. №10 (119). URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/likvidatsiya-konstitutsionnyh-ustavnyh-sudov-subektov-rf-zakonomemost-ili-oshibka
Кузнецова И.С.
Научный руководитель:
канд. юрид. наук, доцент Попова Е.А.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Ключевые слова: Интернет, киберпространство,
киберпреступность, международное сотрудничество.