Научная статья на тему 'Управляющие компании в системе частно-государственного партнерства в сфере инноваций'

Управляющие компании в системе частно-государственного партнерства в сфере инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / КАПИТАЛ / КОМПАНИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева М.Н.

В настоящее время в России является актуальной проблема эффективности мер, предпринимаемых государством для поддержки и развития инноваций. В статье рассмотрены аспекты механизма государственного софинансирования венчурных инвестиционных фондов и роль частных управляющих компаний в их успешном функционировании. Определены задачи управляющих компаний в данном направлении деятельности и предложен рациональный путь их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управляющие компании в системе частно-государственного партнерства в сфере инноваций»

Государственно-частное

партнерство

управляющие компании в системе частно-государственного партнерства в сфере инноваций

М.Н. БЕЛЯЕВА, аспирант

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

В настоящее время в России является актуальной проблема эффективности мер, предпринимаемых государством для поддержки и развития инноваций. В статье рассмотрены аспекты механизма государственного софинансирования венчурных инвестиционных фондов и роль частных управляющих компаний в их успешном функционировании. Определены задачи управляющихком-паний в данном направлении деятельности и предложен рациональный путь их решения.

Ключевые слова: инновации, частно-государственное партнерство, капитал, компании, эффективность.

Понятие инновационной деятельности неразрывно связано с понятием венчурного капитала. Венчурный (рисковый) капитал — термин, применяемый для обозначения рискованного капиталовложения. Например, финансирования вновь создаваемых отраслей, осваиваемых видов деятельности, новых технологий. Средства для венчурного финансирования аккумулируются специализированными институтами и инвестируются в проекты с расчетом на относительно быструю окупаемость [1, с. 895].

Механизм венчурного финансирования часто реализуется посредством создания венчурных фондов и привлечения для управления ими профессиональных участников фондового рынка (управляющих компаний). Венчурный фонд, рискуя крупными инвестициями, вложенными на достаточно продолжительный срок в перспективные производства, непосредственно заинтересован в быстром развитии этих производств. Поскольку венчурные инвестиции не требуют гарантий и зало-

гов возвращения капитала, единственной гарантией для венчурных инвесторов является их личный опыт и квалификация во время отбора объектов инвестирования, а также дальнейшее активное участие в их управлении [2, с. 94].

Развитие венчурного финансирования инновационной деятельности во многом зависит от уровня государственной поддержки. Начало формированию инновационной системы в России было положено в 90-х гг. В это время были созданы такие известные структуры, как Российский Фонд Технологического Развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга.

О приоритетной государственной задаче по развитию инноваций в России официально было объявлено в 2002 г. после ежегодного послания Президента Федеральному собранию. В 2004-2006 гг. были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года и множество региональных программ по поддержке инновационной деятельности. С целью оказания финансовой поддержки инновационным проектам в 2005 г. был создан Инвестиционный фонд Правительства РФ [3], в 2006 г. — Российская венчурная компания [4]. В отличие от Венчурного инвестиционного фонда, уже являющегося так называемым «фондом фон-

финансы и кредит

51

дов», Российская венчурная компания осуществляет государственную поддержку венчурных инвестиций, приобретая инвестиционные паи венчурных фондов. В соответствии с действующим российским законодательством деятельность венчурных фондов регулируется Федеральной службой по финансовым рынкам. Каждым таким фондом должна управлять специальная частная управляющая компания, ставшая победителем в конкурсном отборе.

Выбор управляющей компании, обладающей командой профессиональных менеджеров, является одним из ключевых моментов для дальнейшего успешного функционирования фонда. В функции управляющей компании входит доработка инновационных идей до стадии бизнес-проекта и привлечение частных инвесторов.

Рассмотрим процедуру и критерии отбора управляющей компании на примере Российской венчурной компании. Первый конкурсный отбор был объявлен 1 марта 2007 г. Для участия в конкурсе управляющей компании необходимо было направить заявку, наиболее полно отражающую соответствие критериям [5], утвержденным Советом директоров Российской венчурной компании.

Управляющая компания, признанная победителем конкурсного отбора, обязуется привлечь частные инвестиции в формируемый венчурный фонд в размере 51 % от его капитала. Оставшиеся 49 % общего объема фонд получит из средств Российской венчурной компании.

Победителями первого конкурсного отбора Российской венчурной компании, в котором участвовали 12 юридических лиц, стали ЗАО «ВТБ

Качество профессиональных

достижений каждого из специалистов управляющей компании

Общая концепция венчурного фонда и ее соответствие целям и задачам эффективного развития инноваций

Управляющая компания

1 Г

пч и га М

ы га га га Ьн

1

Российская венчурная компания

Рис. 1. Подача заявки управляющей компанией для участия в конкурсе

Управление активами» и ОАО «Управляющая компания «Биопроцесс Кэпитал Партнерс» [6].

Второй конкурсный отбор проходил осенью 2007 г., и критерии его были значительно ужесточены. Управляющие компании уже в обязательном, а не в рекомендательном порядке должны были подробно описать стратегию инвестирования: в какие компании будут вкладываться средства, в каком объеме, каким образом будет проводиться поиск инвестиционных проектов. Необходимым стало предоставление досье на всех своих специалистов по венчурному инвестированию, истории проведенных сделок и их параметров [7].

В декабре 2008 г. Российская венчурная компания завершила финансовое наполнение четырех венчурных фондов, созданных по итогам второго конкурсного отбора, а в феврале 2009 г. еще одного фонда. Таким образом, число фондов, сформированных Компанией с момента ее образования, достигло семи, а общий объем средств в управлении — 18,98 млрд руб. Венчурными фондами, созданными при участии Российской венчурной компании, на сегодняшний день являются: «ВТБ — Фонд венчурный» (3,06 млрд руб.), «Биопроцесс Кэпитал Венчурс» (3 млрд руб.), «Максвелл Биотех» (3,06 млрд руб.), «Лидер — Инновации» (3 млрд руб.), «Тамир Фишман СИ ай Джи» (2млрд руб.), «Новые технологии» (1,8 млрд руб.), «С-Групп Венчурс» (3,06 млрд руб.).

Второй конкурсный отбор был отмечен приходом в венчурные фонды крупных финансово-промышленных групп, таких как Северсталь (со-инвестор фонда «С-Групп Венчурс») и Газпромбанк (соинвестор фонда «Лидер-Инновации»). При этом возникает необходимость диверсификации проектной базы фондов, чтобы избежать концентрации на проектах, непосредственно связанных с бизнесом крупных моноинвесторов.

Тем не менее, специалистами высказывались сомнения, что победители конкурса смогут в полной мере освоить выделенные средства на фоне дефицита привлекательных проектов. Проблема заключалась в том, что паевым венчурным фондам деньги Российской венчурной компании выделяются сразу и в полном объеме. В западной

Опыт учредителей управляющей компании в организации венчурных инвестиций

Состав иных инвесторов предлагаемого венчурного фонда

подготовленных управляющей компанией к инвестированию

практике принята другая схема: инвесторы фонда подписывают соглашение, обязывающее выделять необходимые суммы по мере надобности.

Для решения данной проблемы в ходе последнего формирования фондов Российской венчурной компанией совместно с управляющими компаниями и Федеральной службой по финансовым рынкам были впервые применены на практике нововведения в законодательство об инвестиционных фондах, включающие принцип поэтапной оплаты паев по мере готовности проектов к инвестированию («commitment»). Сейчас работа по совершенствованию правовой конструкции фондов продолжается с целью сделать российские механизмы инвестирования в венчурные проекты привлекательными как для российских, так и для зарубежных инвесторов.

По мере развития инновационной отрасли управляющие компании приобретают все большее и большее значение в системе частно-государственного партнерства в данной области.

Цель управляющей компании как элемента системы частно-государственного партнерства в отношении венчурных инвестиционных фондов заключается в создании инфраструктуры для инновационной деятельности и привлечения инвестиций. Для достижения этой цели необходимо решить как минимум три основные задачи.

Первая заключается в привлечении средств частных инвесторов в той части формирования венчурного фонда, которая не была профинансирована государством. Для этого управляющая компания должна иметь известность на рынке, положительную деловую репутацию и соответствующую клиентскую базу. Второй задачей является формирование сбалансированного портфеля инновационных проектов. И третья задача — это оперативное обеспечение функционирования венчурных фондов (бухгалтерский учет, отчетность и т.д.), осуществление контрольных функций и объединение вокруг себя «инфраструктурных» компаний, которые будут содействовать осуществлению бизнес-проектов (юридические, аудиторские, кадровые, консалтинговые и т. д.).

Задача формирования портфеля инновационных проектов является центральной в деятельности фонда. От того, насколько квалифицированно управляющие будут подходить к анализу предлагаемых проектов, во многом зависит успех функционирования фонда и его вклад в развитие инновационной отрасли. В качестве

примера можно рассмотреть процедуру отбора проектов, которая применяется компанией «Тройка Диалог» — одним из лидеров среди российских инвестиционных компаний [8]. Анализ и отбор проектов происходит в несколько этапов.

Предварительный анализ проводится на основе определенного пакета документов, включающего в себя резюме инвестиционного проекта, его научно-техническое обоснование и бизнес-план. Бизнес-план, в свою очередь, должен содержать информацию о компании, об объеме требуемых инвестиций, стратегию бизнеса и маркетинга, финансовый прогноз деятельности. Характеристики, которым обязан соответствовать перспективный инновационный проект, следующие:

■ значительный и растущий рынок продукта/ услуги;

■ инновационные и масштабируемые технологии;

■ сильная команда менеджеров и исследователей;

■ соответствующие экономические показатели (управляющая компания может устанавливать различные критерии для разных фондов);

■ ясная стратегия выхода из проекта. Соответствие параметров инновационного

проекта требуемым характеристикам и успешно организованная презентация являются основанием для проведения комплексной научно-технической и экономической экспертизы проекта, но еще не гарантируют предоставления финансирования. В ходе научно-технической экспертизы оцениваются научно-техническая новизна, научно-технологический эффект от реализации проекта, экономический эффект по показателям срока окупаемости и отношения дисконтированной суммы фонда оплаты труда, амортизации и прибыли до уплаты налогов за период реализации проекта к дисконтированной сумме средств, выделяемых фондом.

Для проектов, признанных по результатам экспертизы привлекательными для финансирования, фонд готовит инвестиционное предложение и его параметры согласовываются на переговорах. В случае отсутствия спорных моментов управляющая

рис. 2. Система частно-государственного партнерства

финансы и кредит

53

компания проводит полный финальный анализ проекта, «due-diligence». К реализации проекта приступают после одобрения результатов «due-diligence» коллегиальным органом управления.

Предлагаемый процесс анализа проектов является столь детализированным, так как направлен на выбор наиболее конкурентоспособных и перспективных инновационных проектов. Обладая полной информацией, управляющая компания может диверсифицировать портфель инвестиционных проектов в зависимости от уровня риска и доходности.

Управляющая компания решает поставленные задачи в рамках основополагающего документа, регламентирующего ее деятельность — правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом венчурных инвестиций. Необходимо отметить, что венчурные фонды создаются в форме закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ). Законодательной же базой их функционирования является Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» №156 от 29 ноября 2001 г. В 2008 г. Федеральной службой по финансовым рынкам были внесены существенные изменения в законодательство, напрямую касающиеся венчурных инвестиционных фондов. Теперь венчурные фонды ориентированы исключительно на работу с так называемыми квалифицированными инвесторами. Законодатель, с одной стороны, предъявляет к новой категории инвесторов существенные требования, с другой — ожидает от них достойного уровня профессионализма. Эти параметры позволили расширить перечень активов, разрешенных для включения в состав имущества этих категорий фондов [9]. Однако многие эксперты управляющих компаний признают, что действующее законодательство все еще ставит значительные ограничения для эффективного развития венчурного финансирования, и остаются необходимыми существенные доработки имеющихся нормативных актов.

Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются участники процесса развития инновационной структуры, необходимо отметить, что данная отрасль на сегодняшний день находится в стадии становления. Предпринимается множество мер, в том числе и со стороны органов государственной власти, эффект от которых можно будет оценить лишь по прошествии определенного периода времени. Например, в феврале 2009 года было опубликовано сообщение о претензиях Генеральной прокуратуры РФ к Российской венчурной компании, связанных с неэффективным использованием бюджетных средств. Ведомство пришло к выводу, что из-за отсутствия должного

контроля со стороны Министерства экономического развития деятельность компании свелась к размещению средств на депозитах в банках, по состоянию на 20 января 2009 г. на депозитах находилось 85 % уставного капитала [10]. Учитывая, что большая часть фондов Российской венчурной компании была сформирована в конце 2008 г., столь поспешные выводы! выглядят несколько необоснованными. К тому же возможность размещения средств на депозитах предусмотрена законодательством.

Формирование венчурных фондов по итогам второго конкурсного отбора уже велось в условиях глобального финансового кризиса, когда венчурные синдикаты распадались, а инвесторы оказывались не в состоянии выполнять обязательства перед бизнесом. То, что в сложившихся условиях продолжается реализация запланированных мер, уже говорит о наличии оптимизма у участников инновационного процесса. Для управляющих компаний стимулом к преодолению возникающих трудностей в реализации планов и проектов должно являться понимание того, что ускоренное развитие российской экономики невозможно без создания финансовой инфраструктуры инновационно-технологического предпринимательства.

Список литературы

1. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 895.

2. Родионов И. И. Венчурное финансирование. М.: Российский Государственный Университет — Высшая Школа Экономики, 2005. С. 94.

3. Учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации».

4. Учреждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 года № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».

5. Принципы инвестиционной политики ОАО «Российская венчурная компания» // Официальный сайт. URL: http://www. rusventure. ru/company/legal_basis/5-foundations. pdf.

6. Данные пресс-службы ОАО «Российская венчурная компания» // Официальный сайт. URL:http://www. rusventure.ru/press-service/news.

7. Малахов А. Российская венчурная компания меняет критерии отбора [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2007. № 153. URL: http://www.kommersant.ru/doc. aspx?DocsID=798738.

8. Материалы компании Тройка Диалог // Официальный сайт. URL: http://www. troika. ru.

9. Евстратова У. Инвестиции в корпорации [Электронный ресурс] // Рынок ценных бумаг. 2008. № 17. URL: http://www.rcb.ru/ki/2008-17/14540.

10. Бирюков А., Смирнов А. Инновационные депозиты [Электронный ресурс] // Газета. 2009. № 32. URL: http://www. gzt.ru/economics/2009/02/24/223026.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.