Научная статья на тему 'Управляющая роль воображения как основа оригинальности и эффективности речевых театрально-педагогических технологий'

Управляющая роль воображения как основа оригинальности и эффективности речевых театрально-педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
257
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ ТЕАТРАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / INTEGRATED METHOD OF EXPOSURE / МЕТОДИКИ ОПОСРЕДОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / THEATRE-PEDAGOGICAL SPEECH TECHNOLOGIES / TECHNIQUE MEDIATED EFFECTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прокопова Н. Л., Заорска М.

Актуальность темы связана с позиционированием речевых театрально-педагогических технологий, опирающихся на управляющую роль воображения. Рассматриваются исторические, теоретические и методические аспекты речевых театрально-педагогических технологий. Цель статьи соотносится с аргументацией оригинальности и эффективности речевых театрально-педагогических технологий, опирающиеся на управляющую роль воображения. Решаются задачи, связанные с рассмотрением основных методических оснований названных технологий, с обоснованием их оригинальности, с доказательством их эффективности, с аргументацией их заимствования направлениями подготовки, не относящимися к сфере искусства. Оригинальность технологий, опирающихся на управляющую роль воображения, обосновывается через факты истории театрального искусства и театральной педагогики. Акцентируется внимание на первичности этих речевых театрально-педагогических технологий, на их свойстве активизировать процесс творчества. Рассматриваемые речевые театрально-педагогические технологии, опирающихся на управляющую роль воображения, позиционируются как открытие новой стратегии в театральном образовании. Презентуются метод комплексного воздействия и методики опосредованного воздействия на голос и речь. Раскрываются принципы построения упражнений речевых театрально-педагогических технологий и критерии их выполнения. Эффективность речевых театрально-педагогических технологий доказывается посредством их заимствования направлениями подготовки гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Controlling Role of Imagination as the Basis of the Effectiveness of the Theatre-Pedagogical Speech Technologies

The relevance of the themes associated with the positioning the theatre-pedagogical speech technologies based on the control role of imagination. It discusses historical, theoretical and methodical aspects of theatre-pedagogical speech technologies. The purpose of the article relates to the argument of originality and effectiveness of theatre-pedagogical speech technologies based on the control role of imagination. Tasks related to the consideration of basic methodological grounds mentioned technologies, with a justification for their originality, with proof of their effectiveness, with the reasoning of their borrowing directions of preparation do not belong to the sphere of art. The originality of technologies based on a management role, justified through the facts of History, Theater Arts and Theatre Pedagogy. Focuses on the primacy of these theatre-pedagogical speech technologies, on their property to intensify the process of creativity. It considered theatre-pedagogical speech technologies, based on a management role, being positioned as the opening of a new strategy in theatre education. It presents method of integrated effects and methods of mediated effects on voice and speech and reveals the principles of construction of exercises of theatre-pedagogical speech technologies and criteria for their implementation. Effectiveness of theatre-pedagogical speech technologies is proved by their borrowing the humanities training areas. Specific examples of the use of theatre-pedagogical speech technologies are in the practice of speech therapists. The possibility of their use in practice of speech therapists is argued by the presence of common positions among the theatre-pedagogical and logopedic technologies. It presented and formulated their main characteristics in modern theatre-pedagogical technologies. It explains the reason for the effectiveness of the use of techniques of theatre pedagogy mediated effects and proved the effectiveness of their application in speech therapy. The feasibility of adapting theatre-pedagogical speech technologies in speech therapy relies on the arguments extending remedial teaching methods, practical methodology.

Текст научной работы на тему «Управляющая роль воображения как основа оригинальности и эффективности речевых театрально-педагогических технологий»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ART HISTORY

УДК 792.028.3

УПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ КАК ОСНОВА ОРИГИНАЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЧЕВЫХ ТЕАТРАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Прокопова Наталья Леонидовна, доктор культурологии, доцент, декан факультета режиссуры и актерского искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Заорска Магдалена, кандидат искусствоведения, доцент Варминско-Мазурского университета (г. Ольштын, Польша). E-mail: [email protected]

Актуальность темы связана с позиционированием речевых театрально-педагогических технологий, опирающихся на управляющую роль воображения. Рассматриваются исторические, теоретические и методические аспекты речевых театрально-педагогических технологий. Цель статьи соотносится с аргументацией оригинальности и эффективности речевых театрально-педагогических технологий, опирающиеся на управляющую роль воображения. Решаются задачи, связанные с рассмотрением основных методических оснований названных технологий, с обоснованием их оригинальности, с доказательством их эффективности, с аргументацией их заимствования направлениями подготовки, не относящимися к сфере искусства.

Оригинальность технологий, опирающихся на управляющую роль воображения, обосновывается через факты истории театрального искусства и театральной педагогики. Акцентируется внимание на первичности этих речевых театрально-педагогических технологий, на их свойстве активизировать процесс творчества. Рассматриваемые речевые театрально-педагогические технологии, опирающихся на управляющую роль воображения, позиционируются как открытие новой стратегии в театральном образовании.

Презентуются метод комплексного воздействия и методики опосредованного воздействия на голос и речь. Раскрываются принципы построения упражнений речевых театрально-педагогических технологий и критерии их выполнения. Эффективность речевых театрально-педагогических технологий доказывается посредством их заимствования направлениями подготовки гуманитарного профиля.

Ключевые слова: речевые театрально-педагогические технологии, метод комплексного воздействия, методики опосредованного воздействия, воображение.

CONTROLLING ROLE OF IMAGINATION AS THE BASIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE THEATRE-PEDAGOGICAL SPEECH TECHNOLOGIES

Prokopova Natalya Leonidovna, Dr of Culturology, Associate Professor, Dean of Faculty of Directing and Acting Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: n_prokopova@ kemnet.ru

Magdalena Zaorska, Associate Professor, PhD of Art History, University of Warmia and Mazury (Olsztyn, Poland). E-mail: [email protected]

The relevance of the themes associated with the positioning the theatre-pedagogical speech technologies based on the control role of imagination. It discusses historical, theoretical and methodical aspects of theatre-pedagogical speech technologies. The purpose of the article relates to the argument of originality and effectiveness of theatre-pedagogical speech technologies based on the control role of imagination. Tasks related to the consideration of basic methodological grounds mentioned technologies, with a justification for their originality, with proof of their effectiveness, with the reasoning of their borrowing directions of preparation do not belong to the sphere of art.

The originality of technologies based on a management role, justified through the facts of History, Theater Arts and Theatre Pedagogy. Focuses on the primacy of these theatre-pedagogical speech technologies, on their property to intensify the process of creativity. It considered theatre-pedagogical speech technologies, based on a management role, being positioned as the opening of a new strategy in theatre education. It presents method of integrated effects and methods of mediated effects on voice and speech and reveals the principles of construction of exercises of theatre-pedagogical speech technologies and criteria for their implementation.

Effectiveness of theatre-pedagogical speech technologies is proved by their borrowing the humanities training areas. Specific examples of the use of theatre-pedagogical speech technologies are in the practice of speech therapists. The possibility of their use in practice of speech therapists is argued by the presence of common positions among the theatre-pedagogical and logopedic technologies. It presented and formulated their main characteristics in modern theatre-pedagogical technologies. It explains the reason for the effectiveness of the use of techniques of theatre pedagogy mediated effects and proved the effectiveness of their application in speech therapy. The feasibility of adapting theatre-pedagogical speech technologies in speech therapy relies on the arguments extending remedial teaching methods, practical methodology.

Keywords: theatre-pedagogical speech technologies, integrated method of exposure, technique mediated effects, imagination.

Реформа К. С. Станиславского, поиски режиссеров в работе с актерами, а также научные исследования в области сценического искусства не только обеспечили в ХХ столетии научно-теоретический и методический фундамент театральной педагогики, но определили, во-первых - ее оригинальность, во-вторых - ее влияние в общем образовательном пространстве. Цель предлагаемой статьи состоит в аргументации оригинальности и эффективности театрально-педагогических технологий, опирающиеся на управляющую роль воображения. Задачи статьи заключаются в рассмотрении основных методических оснований названных технологий, в обосновании их оригинальности, в доказательстве их эффективности, в аргументации их заимствования направлениями подготовки, не относящимися к сфере искусства.

Прежде чем приступить к рассмотрению оснований метода комплексного воздействия и особенностей методик опосредованного воздействия, уточним значение терминов «театрально-педагогические технологии» и «речевые театрально-педагогические технологии». Отметим, что театрально-педагогическими технологиями принято именовать совокупность приемов и способов обу-

чения, используемых в подготовке будущих актеров и режиссеров. Они применяются на учебных дисциплинах «Мастерство актера» «Режиссура», «Сценическая пластика», «Сценическая речь» и, как правило, опираются на руководящую роль воображения. В своих дальнейших рассуждениях будем опираться не на весь спектр театрально-педагогических технологий, а лишь на те, которые связаны с воспитанием навыков сценической речи. Такие речевые театрально-педагогические технологии также основываются на руководящей роли воображения, но направлены в большей степени на совершенствование голоса и речи. И в этой группе театрально-педагогических технологий принято разделение на методы, способы и приемы, относящиеся к традиционным и к инновационным - сформированным в конце ХХ столетия.

В контексте заданного вектора размышлений речевые театрально-педагогические технологии, созданные в конце ХХ столетия, интересны именно по причине их опоры на руководящую роль воображения. Это речевые театрально-педагогические технологии, именуемые как «метод комплексного воздействия» и «методики опосре-

дованного воздействия». Их достоинство состоит в опоре на работу центральной нервной системы, на работу механизмов воображения. Здесь важно упомянуть о методологических основах указанных технологий и об их разработчиках.

Формирование речевых театрально-педагогических технологий принято соотносить с развитием режиссерского театра. Осмысление опыта режиссеров К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова и других реформаторов сцены способствовало изменению принципов театральной педагогики вообще и речевых театрально-педагогических технологий в частности. И, конечно, ближе к концу ХХ столетия педагогика сценической речи пополнилась оригинальными технологиями, опирающимися на работу центральной нервной системы, на работу механизмов воображения, а именно - методом комплексного воздействия и методиками опосредованного воздействия на голос и речь. Эти речевые театрально-педагогические технологии вступили в конкуренцию с традиционными методами воспитания голоса и речи, оказавшимися менее эффективными в условиях режиссерского театра.

Дело в том, что технологии, принадлежащие декламационному театру, в условиях требований импровизации и действенности, оказались не эффективными. И здесь идея включения механизмов воображения в процесс тренировки навыков голоса и речи виделась не только как наиболее соответствующая эстетике режиссерского театра. В связи с этим на кафедре сценической речи Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии возникли идеи включения механизмов воображения в процесс тренировки навыков голоса и речи. Впоследствии указанные идеи оформились в метод комплексного воздействия и методики опосредованного воздействия на голос и речь.

Идеи метода комплексного воздействия и методик опосредованного воздействия на голос и речь получили хорошую поддержку благодаря исследованиям в области физиологии и фониатрии, относящимся к периоду второй половины ХХ столетия. Авторитетную научно-теоретическую основу метода комплексного воздействия и методик опосредованного воздействия на голос и речь обеспечили работы физиологов о механизмах рождения речи (см., например, [2; 3; 12; 13; 16; 17]),

работы фониатров о вопросах голосообразования (см., например, [5]). В опоре на работы физиологов и фониатров второй половины ХХ столетия на кафедре сценической речи Ленинградской (Петербургской) театральной школы под руководством профессора А. Н. Куницына авторитетные российские педагоги сценической речи: В. Н. Галендеев, Ю. А. Васильев, Н. А. Латышева, Е. И. Кириллова, М. П. Пронина разработали метод комплексного воздействия и методики опосредованного воздействия на голос и речь. Внес вклад в формирование этих технологий и болгарский педагог Б. А. Матанов, являвшийся в указанный период аспирантом профессора А. Н. Куницына. Остановимся на сути речевых театрально-педагогических технологий, опирающихся на работу механизмов воображения.

Для начала охарактеризуем основные принципы метода комплексного воздействия. К ним относятся: 1) опора на управляющую роль воображения; 2) одновременная отработка разных голосоречевых навыков в контексте целостного развития всей психофизической природы; 3) применение всех видов тренинга (игрового, речи в движении, напевно-речевого, интонационно-логического); 4) понимание и выгодное использование взаимосвязи между эмоциональной, пластической, голосоречевой сферами при создании комбинированных упражнений; 5) постоянное одновременное усложнение тренинга по всем направлениям: речевому, вокальному, пластическому, эмоциональному. Как видим, особенность комплексного метода состоит в воздействии, основанном на взаимосвязи систем: нервно-мышечной, дыхательной, звукообразующей, резонаторной.

С методом комплексного воздействия крепко связаны методики опосредованного воздействия на голос и речь. И здесь, прежде всего, следует назвать игровую методику и методику воспитания речи в движении. Игровая методика представляет собой способ воспитания речевых навыков посредством применения игровых принципов. Очень близка этой речевой театрально-педагогической технологии методика воспитания речи в движении. Сходство этих технологий заключается в том, что обе они отводят значимую роль механизмам воображения. И если игровая методика в основе своей содержит игру, игровые элементы, то методика воспитания речи в движе-

нии - физические действия, телесную пластику. При этом методика воспитания речи в движении опирается на идею лингвиста и психолога Н. И. Жинкина об упреждении речевой реакции и основывается на использовании физического движения как на силе, способной остановить (или восстановить) разрушение ритмической структуры речи. Первой характерной особенностью методик опосредованного воздействия на голос и речь является управление голосом и речью через посредника. Вторая особенность раскрывается в том, что возможными посредниками в таких упражнениях могут быть воображение, телесная пластика, физическое движение, детская игра (или игровые элементы). И, наконец, третья особенность проявляется в том, что во всех упражнениях методик опосредованного воздействия на голос и речь обязательным условием является активизация механизмов воображения. Именно с активизацией работы воображения, с фантазированием речевые театральные педагоги связывают эффективность методик опосредованного воздействия на голос и речь. Действенность этих речевых театрально-педагогических технологий обусловлена возможностями подключения органической природы будущего актера к овладению необходимыми голосовыми и речевыми навыками. Их результативность обеспечивается возбуждением увлеченности действенной задачей. Кроме того, эффективности методик опосредованного воздействия на голос и речь, несомненно, способствуют положительные эмоции, возникающие благодаря преодолению мышечных зажимов в теле и речевом аппарате. Безусловно, соединение технических и творческих моментов в процессе тренировки также содействует эффективности методик опосредованного воздействия на голос и речь (см. [8]).

Приведем в качестве примера игровое упражнение «Модель механически открывающегося рта», применяемое в речевой театральной педагогике и основанное на речеручном рефлексе. Авторы этого упражнения, петербургские речевые педагоги Е. И. Кириллова и Н. А. Латышева, описывают принцип его выполнения так: «на руку, на ладонь у основания пальцев, прикрепляются две резинки. Одна из них остается неподвижной, обозначая верхнюю губу (которая у кукол обычно неподвижна), вторая же, соеди-

ненная с длинной (30-40 см) ниткой, может с ее помощью оттягиваться, а при ослаблении нитки вновь принимать исходное положение. Таким образом, студент получает наглядную возможность зрительного и мышечного контроля степени раскрытия рта в слогах, в словах, а далее во фразах» [4, с. 196-197]. Приведенное в качестве примера упражнение имеет игровой характер, опирается на управляющую роль воображения, а также демонстрирует идею соединения речи и движения.

Как отмечалось выше, к концу ХХ столетия создание речевых театрально-педагогических технологий базировалось уже не только на интуиции, но и на научно-обоснованной методологии. Речь идет о сформулированных принципах построения упражнений. К таким принципам относятся: 1) обусловленность предлагаемыми обстоятельствами и действенными задачами всех голосо-речевых и пластических заданий; 2) отбор физического движения (очень простого или сложной пластической комбинации) в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося, степенью его подготовленности; 3) опора на яркий ритмический рисунок в качестве основы физического и словесного действий. Методическое оформление названных принципов построения упражнений в настоящее время служит подспорьем для разработки новых авторских упражнений, обеспечивает возможность творческого подхода в процессе голосоречевого совершенствования.

Наряду с оформлением принципов построения упражнений определились и критерии эффективности выполнения упражнений, принадлежащих методикам опосредованного воздействия на голос и речь. К ним относятся: 1) психофизическая свобода; 2) включение всего психофизического аппарата в процесс выполнения дыхательных, голосоречевых, пластических заданий; 3) мотивация используемых движений (например - помощь в образовании звука, характеристика образа, препятствие для проверки усвоенных навыков и т. д.); 4) стремление к кантилене движения, дыхания, звучания; 5) органичное развитие пластического и голосоречевого образа; 6) выполнение упражнений в соответствии с требованиями метода действенного анализа; 7) ритмичность физического и словесного дей-

ствий. Названные критерии эффективности выполнения упражнений по сути дела определили содержание фонда оценочных средств, установили меру правильности и степень эффективности выполнения упражнения.

Выше рассмотрены исторический, научно-теоретический и методический аспекты речевых театрально-педагогических технологий. В момент своего формирования во второй половине ХХ столетия метод комплексного воздействия и методики опосредованного воздействия на голос и речь считались инновационными. Но и в ХХ1 столетии они не утратили своей оригинальности. Их своеобразие связано с тем, что впервые в истории театрального искусства и истории театральной педагогики оформились технологии, отдававшие приоритет не технике как таковой, а речевому творчеству, мастерству рождения «живого», импровизационного звучания голоса и речи. Это направление речевой педагогики развивало способы и приемы совершенствования голоса и речи посредством активного подключения механизмов воображения. Оригинальность этих речевых театрально-педагогических технологий обусловлена их первичностью, активизацией процесса творчества и, безусловно - открытием новой стратегии в театральном образовании.

Современное образовательное пространство содержит немало примеров адаптации театрально-педагогических технологий вообще и речевых театрально-педагогических технологий в частности. Заимствованные из этих технологий элементы проявляются в целом ряде направлений подготовки гуманитарного профиля. Это свидетельствует об эффективности театрально-педагогических технологий. Указанный факт удостоверяется публикациями, раскрывающими их потенциал и их актуальность для разных направлений гуманитарного образования. Так, театрально-педагогические технологии применяются как средство социокультурной адаптации старших подростков (см., например, [15]). Театральные интегрированные педагогические технологии представляют интерес для преподавателей школ как основа личностного роста учащихся и развития у них творческих способностей (см. [10; 1] и др.). Активно используются театрально-педагогические технологии в логопедии. Рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть

особенности влияния театрально-педагогических технологий на разные направления гуманитарного образования. Однако для подтверждения эффективности и обоснования актуальности этих технологий далее будут приведены примеры их использования конкретным образовательным направлением, не принадлежащим к искусству. Для убедительности аргументации остановимся на театрально-педагогических технологиях, опирающихся на управляющую роль воображения, а именно - на методе комплексного воздействия и методиках опосредованного воздействия.

Научно-теоретическое и методическое осмысление речевых театрально-педагогических технологий обусловило их привлекательность для направлений подготовки, не связанных с искусством. Доказательством этого утверждения служат примеры заимствования речевых театрально-педагогических технологий другими направлениями подготовки, не относимыми к сфере искусства. Примеры заимствования такого рода можно наблюдать в образовательном пространстве конца ХХ - начала ХХ1 столетий. При аргументации факта заимствований есть смысл в сосредоточении внимания лишь на каком-то одном из направлений подготовки, не принадлежащем к области искусства, но успешно использующем речевые театрально-педагогические технологии. Такой ход размышлений требует конкретных удостоверений. В связи с этим, целесообразным видится сосредоточение внимания на таком направлении подготовки, которое, с одной стороны, не относится к области искусства, а с другой - успешно использует речевые театрально-педагогические технологии. Полагаем, именно такой областью образовательного пространства является логопедия.

Приступая к размышлениям о наличии оснований заимствования логопедией речевых театрально-педагогических технологий, отметим, что история педагогики содержит немало примеров, как их одностороннего влияния друг на друга, так и их взаимопроникновения. Заметим, что наиболее органично названный процесс взаимопроникновения способов и приемов протекает в том случае, когда образовательные области близки или имеют точки соприкосновения. Именно, такое сходство имеется у речевой театральной педагогики и логопедии.

Это связано с наличием ряда общих позиций в речевых театрально-педагогических и логопедических технологиях. Конечно, не стоит забывать о разных адресатах воздействия: театрально-педагогические технологии вообще (и речевые театрально-педагогические технологии в частности) применяются при подготовке будущих актеров и режиссеров, а логопедические технологии - при коррекции нарушений речи у детей и у взрослых. И если театральная педагогика опирается в первую очередь на сценическую практику, знания театрального искусства, психологию, то логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, дефектологией, педиатрией. Различия существенны, и, тем не менее, основания для взаимопроникновения театрально-педагогических и логопедических технологий существуют. Не случайно в образовательной программе высшего образования по профилю подготовки «Логопедия» значится учебная дисциплина «Театральная педагогика» (см. [16]). Этот факт уже сам по себе свидетельствует об актуальности театрально-педагогических технологий для логопедии. Это подтверждает и аннотация дисциплины «Театральная педагогика» в образовательной программе высшего образования по профилю подготовки «Логопедия». Согласно указанной аннотации: «Цель изучения дисциплины: формирование у студентов представлений о театрально-игровой деятельности как разновидности художественно-речевой деятельности дошкольников, возможностях ее использования в работе» [16, с. 3]. Здесь уместно привести пример, принадлежащий организации логопедического образования в Польше. Интересен, например, тот факт, что в Польше среди профилей направления подготовки «Логопедия» в последние годы активно развивается «Артистичная логопедия» (см. [6]). По направлению «Артистичная логопедия» польскими специалистами опубликован ряд работ, среди которых есть и объемное, серьезное монографическое издание (см. [19; 18]). В контексте обучения логопедии театрально-игровая деятельность представляет интерес как разновидность художественно-речевой деятельности. Обращение к ней рассматривается логопедами как полезный и результативный путь совершенствования речи. В связи с этим далее в статье будет отмечено использование игрового метода, заимствованного логопедией из театральной педагогики.

Кроме указанного факта основанием для утверждения наличия процесса взаимопроникновения речевых театрально-педагогических и логопедических технологий служит включенность в программу подготовки и актеров, и логопедов дисциплин, имеющих между собой явные точки соприкосновения. В данном случае это дисциплина «Сценическая речь» в образовательной программе подготовки (специальности) «Актерское искусство» и дисциплина «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» в образовательной программе (профиля) подготовки «Логопедия». Обе дисциплины связаны с совершенствованием голоса и речи. И объектом воздействия первой дисциплины, и объектом воздействия второй дисциплины является - речь, процесс говорения, общение посредством слов и звуков. Наличие такого единого объекта воздействия также удостоверяет наличие общих позиций в технологиях обучения.

Уточняя общие позиции, существующие между дисциплинами «Сценическая речь» и «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения», прежде всего, следует назвать наличие в их программах общего модуля, а именно модуля «Техника речи». Но в первом случае модуль «Техника речи» является одним из разделов дисциплины «Сценическая речь», а во втором -составляет основу самостоятельной учебной дисциплины - «Практикуму по постановке голоса и выразительности чтения» (см. [7]). Для аргументации названной общей позиции (модуль «Техника речи») обратимся к этим двум учебно-методическим документам. Первый из них - это «Аннотация к учебной дисциплине Б.3.В.03.3 "Практикум по постановке голоса и выразительности чтения"», которая входит в Образовательную программу высшего образования (профиля) подготовки «Логопедия». Второй документ - это рабочая учебная программа дисциплины «Сценическая речь», входящая в Образовательную программу высшего образования по специальности 52.05.01 «Актерское искусства» (уровень специалитета). Приведем данные из аннотации к учебной дисциплине «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» для логопедов: «Структура программы дисциплины: Тема 1. Артикуляционная гимнастика и самомассаж. Практический блок: Аутогенная трени-

ровка. Самомассаж. Упражнения для мышц лица. Тема 2. Работа над дикцией. Тема 3. Работа над дыханием. Тема 4. Работа над нормами орфоэпии. Тема 5. Основы выразительного чтения. Тема 6. Работа над произведениями различных жанров» (см. [7, с. 15]). Наличие указанных тем подтверждается и учебным пособием «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» А. И. Сергеевой (см. [11]). А. И. Сергеева, автор программы и учебного пособия, называет составляющие модуль «Техника речи» темы: «Артикуляционная гимнастика», «Дикция», «Дыхание».

В свою очередь структура раздела «Техника сценической речи» дисциплины «Сценическая речь» из рабочей учебной программы дисциплины «Сценическая речь», входящей в Образовательную программу высшего образования по специальности 52.05.01 «Актерское искусство» (уровень специалитета) также охватывает названные темы. Приведем цитату из этой рабочей учебной программы: «Фонационное дыхание и его особенности. Классификация типов дыхания (грудное, брюшное, смешанно-диафрагматическое). Свободное рождение сценического голоса. Недостатки речевого голоса (афония, дисфония, фонастения). Гигиена голосоречевого аппарата. Сценическая дикция. Зависимость качества звучания от архитектоники ротоглоточного рупора. Положение артикуляторов при произнесении гласных и согласных звуков. Активизация резонаторной системы» [9, с. 8]. Однако приведенная из учебно-методического комплекса цитата свидетельствует о более глубоком освоении техники речи.

Различен и объем модуля «Техника речи» у будущих актеров и у потенциальных логопедов. Интересно, что российская программа дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» для логопедов составляет 36 часов. В свою очередь российская программа дисциплины «Сценическая речь» для актеров отводит разделу «Техника сценической речи» 89 часов. Как видим, в программе обучения актеров одноименный раздел занимает значительно больше времени. Последнее объясняется разными требованиями, предъявляемыми к технике речи актеров и логопедов. В ситуации с логопедами требования соотнесены с запросом приближения к норме. Место дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» в

структуре программы логопедов имеет позиции вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата. В то время как «Сценическая речь» (в рамках которой осваивается раздел «Техника сценической речи») - дисциплина, являющаяся базовой (обязательной) частью профессионального учебного цикла основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 52.05.01 «Актерское искусство». К тому же к будущему актеру, в отличие от логопеда, предъявляются требования, связанные не только с нормой, но и с художественным качеством голоса и речи. Не случайно период обучения голосу и речи в рамках учебной дисциплины «Сценическая речь» составляет минимум 4-5 лет. Однако, и в том, и в другом учебно-методических документах совпадают такие ключевые термины, как: «техника речи», «дыхание», «голос» «дикция». Это так называемые общие позиции театрально-педагогической и логопедической образовательных программ. Наличие общих позиций служит основанием для взаимопроникновения технологий совершенствования речи.

Второй общей позицией, располагающей к взаимопроникновению театрально-педагогических и логопедических технологий является цель обучения. Как уже было указано выше к будущим актерам и логопедам предъявляются разные требования к овладению техникой речи. Однако цели дисциплин «Сценическая речь» и «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» представляются близкими. Так, в логопедии цель изучения дисциплины - это «формирование профессиональной компетентности будущих педагогов, а именно одной из ее составляющих - навыков и умений свободного владения голосом» (см. [7]). В свою очередь цель освоения дисциплины «Сценическая речь» связана с формированием знаний, умений и навыков в теории и практике сценической речи. Будущим актерам необходимо овладеть способами включения всех возможностей речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культурой, способы ведения роли в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями (см. [9]). Но опять же, и в том, и в другом случае цель обучения связана с

совершенствованием голоса и речи. Это, конечно, объединяет речевые театрально-педагогические и логопедические технологии.

И, наконец, факт взаимного влияния театрально-педагогических и логопедических технологий подтверждает история их формирования. Для доказательства остановимся на периодах становления логопедии и педагогики сценической речи, а также приведем примеры их взаимного заимствования. Как известно, логопедия выделилась в самостоятельную дисциплину в конце

XIX - в начале XX веков. Что же касается педагогики сценической речи, то ее формирование следует относить ко второй половине ХХ столетия. Конечно, технологии совершенствования голоса и речи актеров начали формироваться довольно рано. Однако сравнительно долго этим занимались такие дисциплины, как «Декламация», «Выразительное чтение», «Техника речи». Разумеется, первоначально педагоги названных дисциплин опирались на методы совершенствования голоса и речи, имевшиеся в других отраслях, а именно - в ораторском искусстве, вокальном искусстве и дефектологии (логопедии).

В контексте наших размышлений особый интерес представляют примеры заимствования речевыми педагогами технологий из дефектологии (логопедии). Пример такого заимствования содержат учебные пособия первой половины

XX столетия. Так, например, в книге В. В. Су-ренского «Ясность речи. (Дикция)», изданной в 1922 году (и, заметим - прочитанной в этот период в Московском государственном институте слова) имеются практические руководства относительно совершенствования речи. В этом пособии находим отсылку к тренировке речи посредством беззвучного произнесения одними губами (как отмечает В. В. Суренский - по методу Ренье) (см. [14, с. 7]). Как известно, чтение с губ служит методом обучения слабослышащих и позд-нооглохших людей. Процесс обучения строится на тренировке зрительного восприятия видимых артикуляционных позиций при произнесении отдельных фонем. И этот метод относится вовсе не к театральной педагогике, а к дефектологии, являющейся разделом медицины, в которую и входит логопедия в качестве одного из разделов. Здесь уместно вспомнить и другой способ совершенствования речи, который до настоящего вре-

мени применятся рядом театральных педагогов. Этот способ тоже порожден вовсе не театральной педагогикой, он заимствован из дефектологии и активно используется в логопедии. Речь идет об артикуляционной гимнастике, надолго закрепившейся в руководствах по совершенствованию речи актеров. Оба названных способа: беззвучное произнесение одними губами и артикуляционная гимнастика привнесены в театральную педагогику (если быть точными - педагогику сценической речи) из логопедии, из дефектологии.

В конце ХХ - начале ХХ1 столетий направление влияния меняется. Теперь уже в упражнениях логопедов, относимых к такому направлению, как биоэнергопластика, довольно отчетливо просматривается влияние театрально-педагогических технологий. Кроме того, в настоящее время методики опосредованного воздействия на голос и речь активно применяются в логопедии. Успешно используются в логопедии принципы игровой методики. Влияние принципов этой речевой театрально-педагогической технологии чувствуется в утвердившейся в логопедии артикуляци-онно-пальчиковой гимнастике. В особенностях ее выполнения просматривается названная выше идея Н. И. Жинкина, связанная с упреждением речевой реакции. В данном случае и в коррекци-онной работе логопедов, и в работе театральных педагогов игровые упражнения основаны на ре-черучном рефлексе. Специалисты двух указанных областей - логопедии и театральной педагогики - называют, по сути дела, сходные достоинства игровой методики. Выше были приведены доводы театральных педагогов относительно эффективности игровой методики. В свою очередь в логопедии упражнения, имеющие игровой характер и опирающиеся на идею соединения речи и движения, сгруппировались в направление биоэнергопластики. Здесь, как и в театрально-педагогических упражнениях, посредником выступает движение. В упражнениях, относимых логопедией к био-энергопластике, активно применяются совместные движения тела, движения рук и артикуляционного аппарата - иными словами учитывается взаимодействие руки и языка. Специалисты в области логопедии аргументируют эффективность упражнений биоэнергопластики тем, что совместные движения рук и артикуляционного аппарата активизируют естественное рас-

пределение биоэнергии в организме; оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей; развивают координацию движений и мелкую моторику. Как видим, специалисты двух указанных областей - логопедии и театральной педагогики - приводят схожие аргументы эффективности тренировки, основанной на игре и движении.

В завершение размышлений о речевых театрально-педагогических технологиях отметим, что их эффективность обусловлена, прежде всего, интересной идеей, связанной с использованием управляющей роли воображения. Именно включенность механизмов воображения определяет

творческую атмосферу тренировки навыков, а значит - располагает к освобождению от психофизических зажимов, инициирует эмоциональную увлеченность и, как следствие - ускоряет процесс совершенствования навыков голоса и речи. Кроме того, эффективность речевых театрально-педагогических технологий обусловлена такими факторами, как серьезное научно-теоретическое обоснование и подробная методическая разработанность. Именно эти факторы обеспечивают применение речевых театрально-педагогических технологий в других областях образовательного пространства, что, конечно, указывает на их привлекательность.

Литература

1. Алпатова Т. Н. Роль театральных технологий в развитии творческих способностей детей: опыт практического воплощения [Электронный ресурс] // Инфоурок. - URL: https://infourok.ru/statya-rol-teatralnih-tehnologiy-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-opit-prakticheskogo-voploscheniya-1162098.html (дата обращения: 05.01.2017).

2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР. - 1958. - 378 с.

3. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 159 с.

4. Кириллова Е. И., Латышева Н. А. Речевая подготовка актера-кукольника // Сценическая речь: прошлое и настоящее: избр. тр. каф. сценич. речи С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства. - СПб.: СПбГАТИ, 2009. -С. 193-199.

5. Максимов И. Фониатрия. - М.: Медицина. - 1987. - 288 с.

6. Милевски С., Каминьска Б. Предмет и задачи артистической логопедии в Польше // Логопедия сегодня. -2011. - № 1(31). - С. 22-25.

7. Образовательная программа высшего образования [Электронный ресурс]. Направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование. Направленность (профиль) подготовки «Логопедия». Квалификация выпускника «бакалавр». Форма обучения: очная, заочная. - Томск, 2016. - 20 с. // ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». Единая электронная база рабочих программ учебных дисциплин. - URL: https://www.tspu.edu.ru/sveden/education (дата обращения: 05.11.2016).

8. Прокопова Н. Л. Основы технологий совершенствования сценической речи: учеб. пособие. - Кемерово: КемГИИиК, 1999. - 93 с.

9. Прокопова Н. Л. Сценическая речь [Электронный ресурс]: рабочая учеб. программа по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация (степень) выпускника «специалист». - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. - 33 с. // ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры». Электронная образовательная среда. - URL: https://edu. kemgik.ru/course/view.php?id=54 (дата обращения: 05.01.2018).

10. Радомская О. И., Яздовская О. С. Театральные интегрированные педагогические технологии в школе как основа личностного роста учащихся [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2015. - № 3. -С. 82-87. - URL: www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения: 05.11.2017).

11. Сергеева А. И. Практикум по постановке голоса и выразительности чтения. - Томск: ТГПУ, 2009. - 100 с.

12. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. - М.: АН СССР, 1962. - 86 с.

13. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 216 с.

14. Суренский В. В. Ясность речи: (Дикция): практ. рук. по выработке ясного, отчетливого и гибкого произношения для чтецов, преподавателей художественного чтения, учеников декламационных школ, драмат. и оперных артистов, учеников драмат. студий и консерваторий, представителей искусства рассказывания, представителей певческо-хорового искусства, ораторов, педагогов, клубных работников и всех интересующихся практ. разработкой вопросов живого слова: из лекций по «технике и музыке речи», чит. в Моск. гос. ин-те слова / проф. В. В. Суренский. - Воронеж: Лад, 1922. - 11 с.

15. Фузейникова И. Н. Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков: Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 22 с.

16. Чистович Л. А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. - М.; Л.: АН СССР, 1965. - 241 с.

17. Чистович Л. А., Венцов А. В., Гранстрем М. П. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - М.: Наука, 1976. - 388 с.

18. Adamiszyn Z., Walencik-Topilko A. Logopedia artystyczna // Logopedia - pytania i odpowiedzi. Podr^cznik logopedyczny. T. 2. Zaburzenia komunikacji u dzieci i doroslych / red. T. Galkowki, G. Jastrz^bowska. - Opole: Uniwersytet Opolski, 2003. - S. 807-824.

19. Logopedia artystyczna / red. B. Kaminska, S. Milewski. - Gdansk: Harmonia Universalis, 2016. - 660 s.

References

1. Alpatova T.N. Rol' teatral'nykh tekhnologiy v razvitii tvorcheskikh sposobnostey detey: opyt prakticheskogo vo-ploshcheniya [Role of theatrical technologies in the development of the creative abilities of the children: the experience of the practical embodiment]. Infourok. (In Russ.). Available at: https://infourok.ru/statya-rol-teatralnih-tehnologiy-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-opit-prakticheskogo-voploscheniya-1162098.html (accessed 05.01.2017).

2. Zhinkin N.I. Mekhanizmy rechi [Mechanisms of the speech]. Moscow, APN of the RSFSR Publ., 1958. 378 p. (In Russ.).

3. Zhinkin N.I. Rech' kak provodnik informatsii [Speech as the conductor of the information]. Moscow, Nauka Publ., 1982. 159 p. (In Russ.).

4. Kirillova E.I., Latysheva N.A. Rechevaya podgotovka aktera-kukol'nika [Vocal training of the actor-kukolnika]. Stsenicheskaya rech': proshloe i nastoyashchee: izbrannye trudy kafedry stsenicheskoy rechi Sankt-Peterburgs-koy gosudarstvennoy akademii teatral'nogo iskusstva [Stage speech: the past and present. Selected transactions of the Department of the Stage Speech of the St. Petersburg State Academy of the Theatrical Skill]. St. Petersburg, SPbGATI Publ., 2009, pp. 193-199. (In Russ.).

5. Maksimov I. Foniatriya [Phoniatrics]. Moscow, Meditsina Publ., 1987. 288 p. (In Russ.).

6. Milevski S., Kamin'ska B. Predmet i zadachi artisticheskoy logopedii v Pol'she [Object and the task of artistic logo-pedics in Poland]. Logopediya segodnya [Logopedics today], 2011, no. 1(31), pp. 22-25. (In Russ.).

7. Obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya. Napravlenie podgotovki 44.03.03. Spetsial'noe (defekto-logicheskoe) obrazovanie. Napravlennost' (profil') podgotovki "Logopediya". Kvalifikatsiya vypusknika "baka-lavr". Forma obucheniya: ochnaya, zaochnaya [Educational program of higher education. Direction of the preparation 44.03.03. Specialized (defektologicheskoe) formation. Directivity (profile) of preparation "logopedics". The qualification of graduate baccalaureate the form of instruction is confrontation, is external]. FGBOU VO "Tomskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet". Edinaya elektronnaya baza rabochikh programm uchebnykh distsip-lin [FGBOU VO Tomsk state pedagogical university: the united electronic base of the working programs of training disciplines]. Tomsk, 2016. 20 p. (In Russ.). Available at: https://www.tspu.edu.ru/sveden/education (accessed 05.11.2016).

8. Prokopova N.L. Osnovy tekhnologiy sovershenstvovaniya stsenicheskoy rechi: uchebnoe posobie [Bases of the technologies of the improvement of the stage speech: the teaching aid]. Kemerovo, KemGIIiK Publ., 1999. 93 p. (In Russ.).

9. Prokopova N.L. Stsenicheskaya rech': rabochaya uchebnaya programma po spetsial'nosti 52.05.01 "Akterskoe iskusstvo", spetsializatsii "Artist dramaticheskogo teatra i kino", kvalifikatsiya (stepen') vypusknika "spetsialist". [Stage speech: working curriculum in the specialty 52.05.01 "actor's skill", the specialization "artist of dramatic theater and cinema", the qualification (degree) of graduate "specialist"]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture, 2018. 33 p. Elektronnaya obrazovatel'naya sreda Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Electronic educational environment of the FSFEI HE "Kemerovo State University of Culture"]. (In Russ.). Available at: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=54 (accessed 05.01.2018).

10. Radomskaya O.I., Yazdovskaya O.S. Teatral'nye integrirovannye pedagogicheskie tekhnologii v shkole kak osnova lichnostnogo rosta uchashchikhsya [Theatrical integrated pedagogical technologies in the school as the basis of a personal increase in uchashchikhs]. Pedagogika iskusstva [Pedagogy of Art], 2015, no. 3, pp. 82-87. (In Russ.). Available at: www.art-education.ru/electronic-journal (accessed 05.11.2017).

11. Sergeeva A.I. Praktikum po postanovke golosa i vyrazitel'nosti chteniya [Practice on setting of voice and expressiveness of reading]. Tomsk, TGPU Publ., 2009. 100 p. (In Russ.).

12. Simonov P.V. Metod K.S. Stanislavskogo i fiziologiya emotsiy [Method K.S. Stanislavskil and the physiology of the emotions]. Moscow, AS USSR Publ., 1962. 86 p. (In Russ.).

13. Simonov P.V. Emotsional'nyy mozg [Emotional brain]. Moscow, Nauka Publ., 1981. 216 p. (In Russ.).

14. Surenskiy V.V. Yasnost' rechi: (Diktsiya): prakt. rukovodstvo po vyrabotke yasnogo, otchetlivogo i gibkogo proiznosheniya dlya chtetsov, prepod. khudozhestvennogo chteniya, uchenikov deklamatsionnykh shkol, dramat. i opernykh artistov, uchenikov dramat. studiy i konservatoriy, predstaviteley iskusstva rasskazyvaniya, predstaviteley pevchesko-khorovogo iskusstva, oratorov, pedagogov, klubnykh rabotnikov i vsekh interesuyushchikhsya prakt. raz-rabotkoy voprosov zhivogo slova: iz lektsiy po "tekhnike i muzyke rechi", chit. v Mosk. gos. in-te slova [Clarity of the speech: (Articulation): Practical management on the production of clear, distinct and flexible pronunciation for the elocutionists, teachers on the artistic reading, the students of recitative schools, dramatic and operatic artists, the students of dramatic studios and conservatories, the representatives of the skill of telling, representatives of vocal-choral skill, speakers, teachers, club workers and all interesting in practical by the development of questions of the living word: From the lectures on "the technology and the music of speech", it chit. in the Moscow State University of the Word]. Voronezh, Garmoniya Publ., 1922. 11 p. (In Russ.).

15. Fuzeynikova I.N. Teatral'no-pedagogicheskie tekhnologii kak sredstvo sotsiokul'turnoy adaptatsii starshikh po-drostkov: Spetsial'nost' 13.00.02 - Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya (khudozhestvennoe vospitanie v doshkol'nykh uchrezhdeniyakh, obshcheobrazovatel'noy i vysshey shkole): avtoreferat dis. kandidata peda-gogicheskikh nauk [Theatrical-pedagogical technologies as the means of the sociocultural adaptation of the elder adolescents: Specialty is 13.00.02 - theory and the procedure of instruction and training (artistic training in the preschool establishments, the general education and higher school). Author's abstract of Diss. PhD of the pedagogical sciences]. Moscow, 2007. 22 p. (In Russ.).

16. Chistovich L.A., Kozhevnikov V.A., Alyakrinskiy V.V. i dr. Rech', artikulyatsiya i vospriyatie [Speech, articulation and perception]. Moscow; Leningrad, ANSSSR Publ., 1965. 241 p. (In Russ.).

17. Chistovich L.A., Ventsov A.V., Granstrem M.P. i dr. Fiziologiya rechi. Vospriyatie rechi chelovekom [Physiology of speech. Perception of speech by man]. Moscow, Nauka Publ., 1976. 388 p. (In Russ.).

18. Adamiszyn Z., Walencik-Topilko A. Logopedia artystyczna. Logopedia - pytania i odpowiedzi. Podr^cznik logopedyczny. Tom 2. Zaburzenia komunikacji u dzieci i doroslych. Ed. T. Galkowki, G. Jastrz^bowska. Opole. Uniwersytet Opolski Publ., 2003, pp. 807-824. (In Polsk.).

19. Logopedia artystyczna. Ed. B. Kaminska, S. Milewski. Gdansk, Harmonia Universalis Publ., 2016. 660 p. (In Polsk.).

УДК 792.02 (792.028.3)

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ПЛАСТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ «ДОМОЙ» ТЕАТРА ТАНЦА «СИНЕСТЕТИКА»: К ПРОБЛЕМЕ ВАРИАТИВНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Калеганова Татьяна Александровна, студент, Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]

В свете повышенного внимания к современного искусству в целом и к авангардному театру в частности видится актуальным изучение темы, посвященной пластическому театру и методам, используемым во время постановок в данном жанре. Краткий экскурс в историю рассматриваемого жанрового явления позволяет проследить его становление и тенденции развития, которые, несомненно, сказались на творчестве театра танца «Синестетика». В настоящей статье на примере постановки пластического спектакля «Домой» в исполнении театра танца «Синестетика» рассматриваются различные способы воздействия актеров на зрителей. Внимание акцентируется на авторском методе, используемом во вре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.