Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутина А.А., Табурчак П.П.

В статье описаны различные аспекты информационной среды организации и пути адаптации управленческих решений под изменяющиеся факторы внешней среды. В статье описаны две концепции управления знаниями, которые позволяют организации успешно и эффективно существовать в рамках современной информационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE FRAMEWORK OF THE INFORMATION SOCIETY

This article describes the various aspects of the information context of the organization and ways to adapt to the changing administrative decisions. In the article are described two concepts of knowledge management that enable the organization to successfully and effectively exist in the framework of the modern information economy.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 338.012

А.А. Бутина1, П.П. Табурчак2

A.A. Butina, P.P. Taburchak

KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE FRAMEWORK OF THE INFORMATION SOCIETY

This article describes the various aspects of the information context of the organization and ways to adapt to the changing administrative decisions. In the article are described two concepts of knowledge management that enable the organization to successfully and effectively exist in the framework of the modern information economy.

Keywords: information society, information economy, knowledge management, innovation policy of organizations.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В статье описаны различные аспекты информационной среды организации и пути адаптации управленческих решений под изменяющиеся факторы внешней среды. В статье описаны две концепции управления знаниями, которые позволяют организации успешно и эффективно существовать в рамках современной информационной экономики.

Ключевые слова: информационное общество, информационная экономика, управление знаниями, инновационная политика организации.

В информационной экономике, напрямую связанной с информационным обществом, наблюдается постоянный, непрерывный рост производимой, хранимой, перерабатываемой и передаваемой информации. Данная ситуация сильно усложняет маркетинговую среду компании, что требует постоянного её мониторинга и использования соответствующего инструментария, необходимого для оценки среды. Для этого применяется оценка экономических, политико-правовых, социально-культурных, технико-экологических составляющих макросреды предприятия.

В условиях создания информационного общества, анализ макросреды предприятия должен не только включать все вышеперечисленные элементы макросреды, но и учитывать оценку информационной среды, окружающей компанию.

Информационная среда характеризуется следующими группами факторов:

- доступностью информации об используемых технологиях, изобретениях, проводимых исследованиях и разработках;

- доступностью информации о конъюнктуре анализируемого рынка: наличие товаров-субститутов, о ценах и условиях поставки поставщиков материальных ресурсов и т.д.;

- доступностью информации о наличии и возможности использования средств коммуникации, а также о развитии информационно-коммуникационных технологий.

Все вышеперечисленные характеристики напрямую зависят от уровня развития и распространения информационного пространства, в рамках которого функционирует предприятие, и который стал базой для эффективного развития в области социально-экономической, политической, культурной составляющей общества в целом.

Информационное пространство можно разбить на следующие составляющие компоненты:

- информационные ресурсы;

- система массовой информации;

- система обеспечения информационной безопасности;

- система информационного законодательства;

1 Бутина А.А., ассистент кафедры менеджмента и маркетинга; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Butina A.A., Assistant of the Department of Management and Marketing; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: alina-butina@yandex.ru

2 Табурчак П.П., заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Taburchak P.P., Head of the Department of Management and Marketing, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: taburchak_pp@mail.ru

- рынок информационных технологий и телекоммуникаций;

- взаимодействие с зарубежными партнёрами в области совершенствования и повышения уровня развития ИТ.

Главными особенностями развития информационного пространства, в котором ведут свою деятельность современные предприятия, являются: высокая скорость накопления информации и быстрая её обработка, специализация знаний и их глобализация.

Высокую скорость накопления информации можно интерпретировать как постоянное обновление и пополнение знаний о новой продукции, о развитии новых технологий, маркетинговых инноваций и т.д.

Специализация или фрагментация информации говорит о том, что ни один специалист не обладает всей полнотой информации о рынке, о его состоянии, об особенностях ведения бизнеса у конкурентов, о различных аспектах управления самим предприятием, его финансовых и управленческих особенностях. Поэтому вследствие наличия возможности аккумулирования большого объёма знания можно судить о высоких показателях конкурентоспособности продукции крупного предприятия по сравнению с малыми.

Глобализация знаний означает, что процессы, некогда занимавшие место в отраслевых рынках, такие как научные исследования и разработки, конкуренция, поиск поставщиков, перешли на принципиально новый глобальный уровень, тем самым формируя глобальную информационную инфраструктуру.

В этой связи маркетинговая деятельность на предприятии вынуждена претерпевать некоторые изменения, касающиеся:

возрастающей роли временного фактора в реализации маркетинговых возможностей и противостоять угрозам со стороны рынка. Чем меньше времени потребуется компании на принятие грамотного управленческого решения, тем больше шансов у её продукта быть конкурентоспособным на рынке;

необходимости осознания связей и взаимозависимостей между элементами микро- и макроокружающей маркетинговой среды компании. Именно благодаря пониманию действия тех или иных факторов маркетингового окружения, компания сможет сбалансировать свои сильные и слабые стороны под влиянием возможностей и угроз со стороны рынка;

решающего значения знаний о технологиях и рынках, их применения и обновления, для обеспечения конкурентоспособности компании;

роста затрат на управление потоками маркетинговой информации и её защиту путём формирования системы маркетинговой информации на предприятии для анализа, фильтрации получаемых данных;

тактических и стратегических навыков формирования сетевых структур как внутри предприятия, так и за его пределами на основе маркетинга взаимоотношений.

Данные изменения информатизации маркетинга вынуждают каждую организацию ввести дополнительные параметры учёта маркетинговой деятельности, которые позволят точно контролировать и производить мониторинг объёма, содержания получаемой маркетинговой информации, а также её надёжности, скорости и эффективности её использования.

Изменения, произошедшие во внешней среде любой организации, также повлияли на развитие науки управления в целом. В информационном обществе производство знаний является основным источником роста информационной экономики. Происходит переход от традиционной рациональной организации ведения бизнеса к компаниям, ориентированным на знания и информацию. Именно в условиях динамично развивающейся информационной экономики способны выжить и продолжить своё развитие только те организации, которые могут быстро адаптироваться к постоянно изменяющейся экономической ситуации.

Обучаемость организации также влияет на её конкурентоспособность. Чем выше темп изменений на рынке, тем значительнее осознаётся потребность в ускорении обучения как каждого отдельно взятого сотрудника, так и организации в целом. Цели и решения компании должны быть одновременно долговременными и хорошо приспосабливаемыми к ситуации на рынке. На основе этого была сформулирована и широко распространена концепция "обучающейся организации", т.е. организации, способной создавать, приобретать и сохранять знания, а также гибко адаптироваться на изменения и перемены в окружающей среде.

На сегодняшний день многие организации в своей деятельности применяют такое понятие как "управление знаниями", т.е. компания располагает определённой системой использования, контроля, обмена и распространения знаний для обеспечения собственной конкурентоспособности. Основной целью внедрения управления знаниями на пред-

приятии является создание методик по оптимальному и рациональному использованию интеллектуального потенциала его сотрудников, т.е. имеющимися запасами знаний. Компания, которая решила применить технологию управления знаниями, должна соблюсти целый ряд условий для успешного её функционирования: развитие ИТ, от которых требуется не только обработка данных, но и отбор и извлечение нужной и необходимой информации, обновление знаний для нужд пользователя, а также информационного взаимодействия организационных подразделений между собой и между партнёрами по кооперации.

Любая деятельность по управлению знаниями в организации имеет маркетинговую направленность, так как нацелена, прежде всего, на добавление конечной дополнительной ценности к уже имеющейся информации, путём придания ей определённых потребительских свойств: пригодность знаний для практической реализации, удобство, сжатость, обобщённость данных при передаче через определённые каналы связи до целевых пользователей.

В настоящее время можно выделить две концепции управления знаниями: информационная цепочка ценностей и человеческие системы в управлении знаниями.

Первая концепция имеет в своей основе "лучшую практику" предыдущего накопленного опыта. Сотрудники воспринимаются только лишь в качестве пассивных элементов, собирающих, архивирующих полезную информацию в базах данных. Эффективность принимаемых управленческих решений достигается за счёт применения аналогичных моделей поведения, тем самым дублируя когда-то удачные решения. В современной постоянно изменяющейся ситуации на рынке, а также экономики в целом, подобное повторение может оказаться чреватым, многие актуальные в прошлом решения могут быть совершенно неприменимы в данный конкретный момент времени, тем самым компания вынуждена будет терпеть "убытки" как в денежном выражении, так и в лояльности покупателей, и в имидже организации в целом.

Для предотвращения подобного положения дел была сформулирована вторая концепция управления знаниями, которая пропагандирует главенство человеческих систем в принятии решений, т.е. способность сотрудников адаптировать "лучшую практику" к новым условиям. В рамках данной концепции такие человеческие особенности как интуиция, взгляды на ту или иную проблему играют первостепенную роль при решении определённых задач, стоящих перед организацией. Компания нацелена на максимальное использование совокупного интеллектуального потенциала сотрудников. Именно человеческий капитал обладает долгосрочными знаниями, которые способны стать основой формирования стратегических целей и задач компании.

В условиях информационной экономики: оперативности накопления, специализации и глобализации знаний, в организациях в полной мере целесообразно применять методы управления знаниями, в том числе и в маркетинговой составляющей любой компании.

В качестве актуальных процессов управления знаниями в организации можно выделить следующие:

- определение источников получения маркетинговой информации о факторах микро- и макросреды организации;

- приобретение необходимого объёма данных, достаточность сотрудников, обеспечивающих компанию маркетинговыми знаниями;

- распространение знаний на предприятии и обеспечение уровня информированности всех подразделений организации;

- использование знаний и маркетинговой информации, исключительно актуальной и достоверной;

- контроль знаний о рынке с целью возможной коррекции маркетинговых планов;

- обмен знаниями для получения наиболее полной картины окружающей среды организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения получения информации и её применения на предприятии приветствуется вторая концепция благодаря своей гибкости и инновационности. Именно персональный подход к потребителю, выявление его текущих нужд и потребностей, чуткое понимание его запросов и будет являться основой благосклонного отношения потребителей к компании, что может обеспечиваться только привлечением к разработке решений интеллектуального потенциала каждого сотрудника.

Но исключительная концентрация на второй концепции не означает, что компания не может пользоваться преимуществами концепции информационной цепочки ценностей.

Применение успешного опыта прошлых решений сможет значительно сократить время на разработку методик решения стандартных ситуаций.

Для каждой компании важно комбинировать данные концепции для успешного существования в рамках информационного общества, для сохранения конкурентоспособности её товаров и услуг на рынке.

Список использованных источников

1. Управление маркетинговой компетентностью: Учебник / Ю.Н. Соловьева; Под науч. ред. засл. деятеля науки РФ Г.Л. Багиева. - СПб.: Астерион, 2015. - 286 с.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)""

3. Предпринимательство в России. Официальная статистика. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ свободный. -Загл. с экрана.

4. Основной сайт ПАО "Ростелеком" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rt.ru/ свободный. - Загл. с экрана.

5. Официальный сайт РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.rbc.ru: свободный.

6. Годовой отчёт публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" по итогам 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.