Н.В. Тихомирова
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ЭЛЕКТРОННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: РЕАЛЬНОСТИ И
ВОЗМОЖНОСТИ
Жизнь людей в информационном обществе, основанном на знаниях, выдвигает новые требования к людям и, соответственно, к качеству обучения:
уметь создавать новые знания; уметь решать проблемы;
уметь эффективно общаться, работать совместно, мыслить критически;
уметь обобщать и интерпретировать большие объемы информации;
уметь анализировать и находить ответы на вопросы и уметь обращаться с фактами и
концепциями.
Временем зарождения направления управления знаниями как нового в управленческих науках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.
Историческими причинами зарождения направления управления знаниями являются:
глобализация и обострение конкуренции, побуждающие корпорации искать
быстрое развитие и внедрение информационных технологий; повышение общего
технологического уровня производства.
Не случайно пионерами практического использования КМ стали такие высокотехнологичные компании, как Xerox Corporation, Hewlett-Packard Company, IBM, некоторые фармацевтические фирмы.
Рассмотрим трактовки знания. С философской точки зрения:
«В книгах, базах данных, программах нет знаний, в них можно найти лишь информацию. Носитель знаний - человек, они человеком поддерживаются, переходят от одного к другому и, наконец -, используются человеком правильно или неправильно.» Питер Ф, Друкер
конкурентные преимущества;
№3, 2006
Знание - проверенные общественной практикой полезные сведения, которые могут многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач.
С точки зрения педагогики:
Знание - совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта.
Знание как объект коммерции и автоматизации - логически полный ограниченный набор сведений для непосредственного решения требуемой задачи (ряда задач) подготовленными специалистами. Такие сведения выражаются в системе понятий, принятой в рамках науки или производственной деятельности, и имеют стандартное представление.
Естественно, все эти трактовки знаний правомочны. Вместе с тем, мы предлагаем взглянуть на знания как на своеобразный объект.
Знания - это:
распределенная между персоналом и информационными базами информация, отражающая результаты и опыт работы учреждения (предприятия), налаженные механизмы внутреннего взаимодействия подразделений и персонала, внешнего взаимодействия с партнерами
совокупность проверенных на практике представлений и понятий специалиста об объектах, процессах, законах в профессиональной области
его понимание множества текущих ситуаций и способы перехода от одного описания объекта к другому
На наш взгляд концентрация знаний позволяет: повысить эффективность труда повысить информированность увеличить объем инноваций
ускорить реакцию на изменения, причем как внутренние, так и вненшние объединить усилия
Сегодня, в обстановке острой конкурентной борьбы, чтобы принимать адекватные решения, важно четко знать, какой суммой знаний располагает ваша организация, ваше учебное заведение. Это необходимое условие выживания.
К счастью, почти все вузы, компании обладают огромным исходным багажом данных и практического опыта. Пока эта информация рассредоточена в базах данных, хранилищах документов, сообщениях электронной почты, отчетах и, разумеется, в головах сотрудников.
- Система методов принятия управленческих решений;
- Система методов принятия технологических и научных решений;
- Банк готовых решений (нормативная база);
Банк собственных разработок и разработок партнеров;
- Учебно-методическая база;
Инструкции;
Содержание систем внутреннего документооборота;
- Знания о партнерах и потребителях;
- Система формальных и неформальных связей;
- Знания сотрудников, ППС и др.
Проблема в том, чтобы организовать доступ к этим данным, придав им удобную для использования форму. Это не всегда просто, а когда требуется к тому же решить обе задачи быстро, так, чтобы принять на основе анализа информации неотложное решение, задача может оказаться практически невыполнимой — если вы не располагаете системой управления этой информацией.
Как показывает мировой опыт 20% - знаний работают только в момент их получения, 80% - знаний работают не сразу или никогда не работают.
Почему знания остаются не востребованными?
- Неактуальность, оторванность от жизни
- Сложность поиска («изобрести велосипед»)
- Свойство человеческой памяти — забывать (дамасская сталь)
Процесс формирования знания выглядит следующим образом. В первую очередь происходит генерация знаний. Следующий этап -формализация и запоминание полученных на первом этапе знаний. Безусловно, эти знания не могут исчезнуть бесследно, поэтому проблема хранения знаний — проблема, которую пытается решить каждая организация. На наш взгляд, только всеобщее внедрение информационных технологий позволяет достичь результата и соответственно, реализовать основную задачу - использование накопленных знаний. На реализацию этой задачи и направлена система управления знаниями.
Управление знаниями — это совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности.
Основу управления знаниями любой организации составляет процесс формирования знаний, который подразумевает: выявление информационных источников; получение информации из этих источников.
_№3, 2006 4 _
Отдельно необходимо остановиться на использовании портала МЭСИ, как средства объединения доступа к корпоративным информационным ресурсам. Возможность использования ресурсов размещенных в портале имеют все корпоративные пользователи не зависимо от места их нахождения и времени суток. Причем это распространяется как на сотрудников, преподавателей, так и на студентов.
Ну и самым важным является, безусловно, внедрение в МЭСИ технологий электронного обучения на базе современного программного продукта, работающего по международным стандартам - Learn eXact.
Первыми столкнулись с необходимостью формирования систем управления знаниями вузы, активно использующие в образовательной деятельности технологии e-learning.
К этому ведет:
- создание электронного контента;
- использование LMS;
- внедрение систем электронного документооборота;
- формирование электронных библиотек;
- формирование распределенных образовательных сетей, объединенных единой информационной образовательной системой;
формирование распределенных кафедр; необходимость эффективного руководства и контроля.
Задача состоит в том, чтобы объединить эти ресурсы в единую управляющую систему.
Что такое электронное обучение? E — learning — это процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением.
На наш взгляд, технологии электронного обучение должны быть реализованы на всех формах и уровнях образования, во всех структурных подразделениях.
Каковы основные принципы применения технологий электронного обучения:
- Доступность знаниевых массивов и электронного обучения для корпоративных пользователей;
- Участие обучаемого в обогащении и наращивании корпоративных знаний;
- Разделение электронной образовательной среды и обучаемого;
- Сочетаемость электронного обучения с другими формами обучения;
- Многоуровневый контроль обучения: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка;
- Обеспечение безопасности информации, циркулирующей в E-learning.
Какие ресурсы необходимы для реализации применения технологий электронного обучения:
В первую очередь, это человеческие ресурсы
- Пользователи;
- Авторы и разработчики;
- Администраторы и инструкторы;
Далее необходимо определить какие образовательные ресурсы необходимы. Это могут
быть:
- Массив знаний;
- Учебные Web - ресурсы;
- Носители знаний (преподаватели, консультанты, «тренеры»).
Безусловно, реализация данной задачи не возможно без соответствующих технических ресурсов:
Компьютеры;
- Сети (локальная, корпоративная, глобальная);
Программное обеспечение (системное, прикладное, инструментальное). Таким образом, опираясь на принципы, которые были рассмотрены ранее, используя вышеперечисленные ресурсы организация может приступить к внедрению технологий электронного обучения. Каковы основные составляющие данной технологии: Технологии;
■ система «виртуальная школа»;
■ системы управления обучением;
■ потоковое видео;
■ средства разработки контента;
■ веб - ориентированные технологии взаимодействия. Контент;
■ мультимедийные учебники;
■ электронные учебники;
■ стандарты объектов обучения;
■ оценка/тестирование. Сервис;
Преподаватель, персонал;
№3, 2006
6
Внедрение инновационных технологий в любой организации, в том числе и в учебном заведении, а то о чем говорилось выше по- праву является таковым, не возможно без постоянного контроля качества, мониторинга и обратной связи.
С точки зрения Юнеско качество образования определяется тем:
Как организован процесс обучения;
Как управляется процесс обучения;
Каково содержание учебных планов, учебных программ и курсов;
Какова обучающая среда;
Каковы результаты обучения.
Как понимается качество e-learning в МЭСИ? Это:
Управление содержанием образования;
Управление учебным процессом;
Контроль применяемых технологий;
- Требования к преподавателям;
Консультационная поддержка;
Контроль знаний.
Интернет является самой действенной преобразующей технологией в истории. Он поразительным образом меняет методы ведения бизнеса, средства массовой информации, виды развлечений и само общество. Но только сейчас его возможности начинают использоваться для изменения образовательного процесса.
Не правы те, кто полагает, будто для построения системы управления знаниями достаточно установить в корпоративной сети некий программный пакет, - поясняет Джон Каффри, возглавляющий подразделение маркетинга систем управления знаниями в корпорации Lotus Development (www.lotus.com). - Управление знаниями - это организация управленческих действий на базе всех информационных ресурсов фирмы".