Научная статья на тему 'Управление знаниями в электронном университете: реальности и возможности'

Управление знаниями в электронном университете: реальности и возможности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
76
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление знаниями в электронном университете: реальности и возможности»

Н.В. Тихомирова

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ЭЛЕКТРОННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: РЕАЛЬНОСТИ И

ВОЗМОЖНОСТИ

Жизнь людей в информационном обществе, основанном на знаниях, выдвигает новые требования к людям и, соответственно, к качеству обучения:

уметь создавать новые знания; уметь решать проблемы;

уметь эффективно общаться, работать совместно, мыслить критически;

уметь обобщать и интерпретировать большие объемы информации;

уметь анализировать и находить ответы на вопросы и уметь обращаться с фактами и

концепциями.

Временем зарождения направления управления знаниями как нового в управленческих науках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.

Историческими причинами зарождения направления управления знаниями являются:

глобализация и обострение конкуренции, побуждающие корпорации искать

быстрое развитие и внедрение информационных технологий; повышение общего

технологического уровня производства.

Не случайно пионерами практического использования КМ стали такие высокотехнологичные компании, как Xerox Corporation, Hewlett-Packard Company, IBM, некоторые фармацевтические фирмы.

Рассмотрим трактовки знания. С философской точки зрения:

«В книгах, базах данных, программах нет знаний, в них можно найти лишь информацию. Носитель знаний - человек, они человеком поддерживаются, переходят от одного к другому и, наконец -, используются человеком правильно или неправильно.» Питер Ф, Друкер

конкурентные преимущества;

№3, 2006

Знание - проверенные общественной практикой полезные сведения, которые могут многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач.

С точки зрения педагогики:

Знание - совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта.

Знание как объект коммерции и автоматизации - логически полный ограниченный набор сведений для непосредственного решения требуемой задачи (ряда задач) подготовленными специалистами. Такие сведения выражаются в системе понятий, принятой в рамках науки или производственной деятельности, и имеют стандартное представление.

Естественно, все эти трактовки знаний правомочны. Вместе с тем, мы предлагаем взглянуть на знания как на своеобразный объект.

Знания - это:

распределенная между персоналом и информационными базами информация, отражающая результаты и опыт работы учреждения (предприятия), налаженные механизмы внутреннего взаимодействия подразделений и персонала, внешнего взаимодействия с партнерами

совокупность проверенных на практике представлений и понятий специалиста об объектах, процессах, законах в профессиональной области

его понимание множества текущих ситуаций и способы перехода от одного описания объекта к другому

На наш взгляд концентрация знаний позволяет: повысить эффективность труда повысить информированность увеличить объем инноваций

ускорить реакцию на изменения, причем как внутренние, так и вненшние объединить усилия

Сегодня, в обстановке острой конкурентной борьбы, чтобы принимать адекватные решения, важно четко знать, какой суммой знаний располагает ваша организация, ваше учебное заведение. Это необходимое условие выживания.

К счастью, почти все вузы, компании обладают огромным исходным багажом данных и практического опыта. Пока эта информация рассредоточена в базах данных, хранилищах документов, сообщениях электронной почты, отчетах и, разумеется, в головах сотрудников.

- Система методов принятия управленческих решений;

- Система методов принятия технологических и научных решений;

- Банк готовых решений (нормативная база);

Банк собственных разработок и разработок партнеров;

- Учебно-методическая база;

Инструкции;

Содержание систем внутреннего документооборота;

- Знания о партнерах и потребителях;

- Система формальных и неформальных связей;

- Знания сотрудников, ППС и др.

Проблема в том, чтобы организовать доступ к этим данным, придав им удобную для использования форму. Это не всегда просто, а когда требуется к тому же решить обе задачи быстро, так, чтобы принять на основе анализа информации неотложное решение, задача может оказаться практически невыполнимой — если вы не располагаете системой управления этой информацией.

Как показывает мировой опыт 20% - знаний работают только в момент их получения, 80% - знаний работают не сразу или никогда не работают.

Почему знания остаются не востребованными?

- Неактуальность, оторванность от жизни

- Сложность поиска («изобрести велосипед»)

- Свойство человеческой памяти — забывать (дамасская сталь)

Процесс формирования знания выглядит следующим образом. В первую очередь происходит генерация знаний. Следующий этап -формализация и запоминание полученных на первом этапе знаний. Безусловно, эти знания не могут исчезнуть бесследно, поэтому проблема хранения знаний — проблема, которую пытается решить каждая организация. На наш взгляд, только всеобщее внедрение информационных технологий позволяет достичь результата и соответственно, реализовать основную задачу - использование накопленных знаний. На реализацию этой задачи и направлена система управления знаниями.

Управление знаниями — это совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности.

Основу управления знаниями любой организации составляет процесс формирования знаний, который подразумевает: выявление информационных источников; получение информации из этих источников.

_№3, 2006 4 _

Отдельно необходимо остановиться на использовании портала МЭСИ, как средства объединения доступа к корпоративным информационным ресурсам. Возможность использования ресурсов размещенных в портале имеют все корпоративные пользователи не зависимо от места их нахождения и времени суток. Причем это распространяется как на сотрудников, преподавателей, так и на студентов.

Ну и самым важным является, безусловно, внедрение в МЭСИ технологий электронного обучения на базе современного программного продукта, работающего по международным стандартам - Learn eXact.

Первыми столкнулись с необходимостью формирования систем управления знаниями вузы, активно использующие в образовательной деятельности технологии e-learning.

К этому ведет:

- создание электронного контента;

- использование LMS;

- внедрение систем электронного документооборота;

- формирование электронных библиотек;

- формирование распределенных образовательных сетей, объединенных единой информационной образовательной системой;

формирование распределенных кафедр; необходимость эффективного руководства и контроля.

Задача состоит в том, чтобы объединить эти ресурсы в единую управляющую систему.

Что такое электронное обучение? E — learning — это процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением.

На наш взгляд, технологии электронного обучение должны быть реализованы на всех формах и уровнях образования, во всех структурных подразделениях.

Каковы основные принципы применения технологий электронного обучения:

- Доступность знаниевых массивов и электронного обучения для корпоративных пользователей;

- Участие обучаемого в обогащении и наращивании корпоративных знаний;

- Разделение электронной образовательной среды и обучаемого;

- Сочетаемость электронного обучения с другими формами обучения;

- Многоуровневый контроль обучения: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка;

- Обеспечение безопасности информации, циркулирующей в E-learning.

Какие ресурсы необходимы для реализации применения технологий электронного обучения:

В первую очередь, это человеческие ресурсы

- Пользователи;

- Авторы и разработчики;

- Администраторы и инструкторы;

Далее необходимо определить какие образовательные ресурсы необходимы. Это могут

быть:

- Массив знаний;

- Учебные Web - ресурсы;

- Носители знаний (преподаватели, консультанты, «тренеры»).

Безусловно, реализация данной задачи не возможно без соответствующих технических ресурсов:

Компьютеры;

- Сети (локальная, корпоративная, глобальная);

Программное обеспечение (системное, прикладное, инструментальное). Таким образом, опираясь на принципы, которые были рассмотрены ранее, используя вышеперечисленные ресурсы организация может приступить к внедрению технологий электронного обучения. Каковы основные составляющие данной технологии: Технологии;

■ система «виртуальная школа»;

■ системы управления обучением;

■ потоковое видео;

■ средства разработки контента;

■ веб - ориентированные технологии взаимодействия. Контент;

■ мультимедийные учебники;

■ электронные учебники;

■ стандарты объектов обучения;

■ оценка/тестирование. Сервис;

Преподаватель, персонал;

№3, 2006

6

Внедрение инновационных технологий в любой организации, в том числе и в учебном заведении, а то о чем говорилось выше по- праву является таковым, не возможно без постоянного контроля качества, мониторинга и обратной связи.

С точки зрения Юнеско качество образования определяется тем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как организован процесс обучения;

Как управляется процесс обучения;

Каково содержание учебных планов, учебных программ и курсов;

Какова обучающая среда;

Каковы результаты обучения.

Как понимается качество e-learning в МЭСИ? Это:

Управление содержанием образования;

Управление учебным процессом;

Контроль применяемых технологий;

- Требования к преподавателям;

Консультационная поддержка;

Контроль знаний.

Интернет является самой действенной преобразующей технологией в истории. Он поразительным образом меняет методы ведения бизнеса, средства массовой информации, виды развлечений и само общество. Но только сейчас его возможности начинают использоваться для изменения образовательного процесса.

Не правы те, кто полагает, будто для построения системы управления знаниями достаточно установить в корпоративной сети некий программный пакет, - поясняет Джон Каффри, возглавляющий подразделение маркетинга систем управления знаниями в корпорации Lotus Development (www.lotus.com). - Управление знаниями - это организация управленческих действий на базе всех информационных ресурсов фирмы".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.