Научная статья на тему 'Управление знаниями педагогов по освоению ФГОС в образовательном учреждении'

Управление знаниями педагогов по освоению ФГОС в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление знаниями педагогов по освоению ФГОС в образовательном учреждении»

Реализация программы управления знаниями педагогов в системе корпоративного повышения квалификации включают следующие этапы, результаты каждого из которых позволяют сделать более эффективной деятельность администрации школы по управлению образовательной организацией:

- диагностический - выявление потребностей в обучении персонала, анализ накопленного положительного и негативного опыта работы педагогического коллектива;

- теоретический - изучение педагогическим коллективом новых образовательных технологий, новых подходов к обучению и воспитанию;

- практический - практическое использование новых научных подходов, актуального педагогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью через проведение открытых уроков, семинаров-практикумов, мастер-классов;

- контрольно-оценочный - подведение итогов работы учителей.

Управление знаниями в системе повышения квалификации на

уровне образовательной организации может проводиться как по единой методической проблеме, которая должна быть стержневой для развития школы, так и в режиме работы малых групп, объединенных общей темой и интересом.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 278-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 дек. 2011 г. № 2227-р).

3. Батракова И.С. Обобщенная модель повышения квалификация педагогических кадров в контексте непрерывного профессионального образования // Человек и образование. - 2011. - №1.

4. Грешилова И.А. Философская культура личности в контексте непрерывного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. -№ 3.

Е. В. Яшина

Управление знаниями педагогов по освоению ФГОС в образовательном учреждении

Сегодня, в начале нового тысячелетия, государством и обществом предъявляются принципиально новые требования к образованию, его результатам. Освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование на их основе метапредметных (мыслительных) операций и развитие личностных качеств каждого учащегося предусмотрено в федеральных государственных

образовательных стандартах. Однако их реализация сопровождается рядом проблем, возникающих в профессиональной деятельности учителей, которые не могут самостоятельно перестроиться на управление знаниями учащихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.

Согласно приказу № 544н Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г., современный учитель должен «владеть формами и методами обучения, объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля, применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности, организовывать различные виды внеурочной деятельности, разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся» [4].

Для этого каждый педагог должен знать не только преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов, но и его место в мировой культуре и науке; историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества, основные закономерности возрастного развития.

В своей статье «Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС» Е.В. Губанова выделила три основные группы проблем перехода на ФГОС: общие, личностные и системные.

По ее мнению, общие проблемы заключаются в неготовности педагогов: « к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды» [1].

К личностным проблемам Е.В. Губанова относит:

- психологическую, связанную с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа» (т. е. многие педагоги избегают новых форм взаимодействия с обучающимися, так как это связано со страхом потерять авторитет);

- дидактическую, обусловленную недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности;

-профессиональную, связанную с отсутствием практики работы с нормативными документами, навыков командно-проектной работы.

Системные проблемы возникают из-за неготовности педагогов к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса.

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы: «недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности; слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности; неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся» [1] (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности).

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре программы - это сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников, а также сложности в организации внеурочной деятельности.

К проблемам неготовности к условиям реализации программы общего образования Е.В. Губанова относит: недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС; малоэффективное (неэффективное) использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности; недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей, необходимых ОУ (педагогов-психологов, учителей-логопедов и др.).

Принимая классификацию Е.В. Губановой, следует отметить, эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ему трудно перестроиться, он не знает, как это сделать. Вот здесь-то и следует говорить об управлении знанием учителя.

Под управлением знаниями педагогов мы понимаем системный подход к процессу определения, получения, преобразования, развития, распространения, использования, передачи и сохранения профессиональных знаний, связанных с достижением определенных целей в процессе обучения детей. Для достижения этой цели нам необходимо методическое управление, которое осуществляется через работу предметных кафедр в образовательном учреждении или работу методических служб муниципального или регионального уровня.

Цель методического управления знаниями педагогов - оказание им методической поддержки в условиях реализации ФГОС.

Достижение этой цели возможно только через решение определенных задач, таких как анализ и изучение потребностей педагогов

в повышении квалификации по проблеме ФГОС; организация взаимодействия педагогов по проблематике ФГОС; распространение инновационного педагогического опыта по проблеме реализации требований ФГОС; проведение мониторинга реализации требований ФГОС на уроках.

Исходя из поставленных задач, можно выделить несколько ключевых направлений методического управления знаниями педагогов:

• аналитическое - включает в себя анализ затруднений педагогов в вопросах реализации ФГОС, диагностику уровня сформиро-ванности УУД, мониторинг предметных и метапредметных результатов обучения. Сюда же можно отнести изучение новых предметных линий учебников, систем УМК;

• организационно-методическое - управление знаниями педагогов включает в себя подбор, систематизацию, распространение информационных материалов по достижению требований ФГОС; организацию взаимодействия педагогов по различным аспектам реализации ФГОС (с привлечением педагогов из других образовательных учреждений), распространение педагогического опыта; создание и обеспечение условий для творческих групп, организацию систематической работы по доработке и корректировке рабочих программ педагогов по предмету, элективных курсов, кружков;

• консультационное - управление знаниями педагогов - это разработка и проведение консультаций по разъяснению требований ФГОС, консультации по составлению индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации и др.;

• образовательное - управление знаниями педагогов: проведение обучающих проблемных семинаров по вопросам реализации ФГОС по результатам диагностики участников образовательного процесса.

Учитывая задачи, которые стоят перед методическим управлением знаниями педагогов, мы понимаем, что на сегодняшний день существует ряд проблем, для решения которых необходимо выполнить работу в следующих направлениях:

• разработать анкету для выявления трудностей, возникающих у педагогов при реализации ФГОС с целью дальнейшей корректировки методической деятельности (исходя из результатов, подготовить методические рекомендации по различным аспектам реализации ФГОС);

• организовать работу по мониторингу формирования УУД, что в свою очередь требует создания единых требований к оценке результатов;

• изучить предметные линии учебников, так как учебник на данный момент является основным средством обучения. Сегодня

190

число репродуктивных заданий в учебниках превалирует, но их необходимо заменить упражнениями творческого характера. Пока средства обучения строятся на практических задачах и отвечают на вопрос, что делать (а должно быть увеличено количество учебных задач, требующих ответа на вопрос, как делать). В учебниках преобладает структура «правило-упражнение», и нет алгоритма пошаговых действий ученика.

Учитывая данную проблему, задача методического управления знаниями заключается в разработке заданий, направленных на формирование предметных знаний, умений, проведение апробации методик, дидактических средств новаторского типа по предмету; оптимальных форм и методов организации образовательного процесса с учетом психологических и физиологических (возрастных) особенностей.

Одним из ключевых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Для организации такого взаимодействия на уроке учителю необходимы знания о психологии работы в группе. Еще одна задача методического управления знаниями педагога - изучение психологии и возрастного развития учащихся.

Таким образом, роль методического управления знаниями педагогов - организовать и корректировать деятельность педагогов, разработать общие, универсальные, дидактические и методические модели, обеспечивающие решения задач, которые современное общество ставит перед системой образования.

Список литературы

1. Губанова Е.В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС // Управление начальной школой. - 2012. - № 6.

2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы и основных понятий. - Изд. центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

3. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения / под общ. ред. проф. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига, 2012. -112 с.

4. Приказ Минтруда России № 544н от 18 окт. 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - URL: http://oo972.edu22.info/wp-content/uploads/2014/04/prikaz_544.pdf

5. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - URL: (http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект)^Л

6. Приказ Минобрнауки России от 17 дек. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/938

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.