Научная статья на тему 'Управление знаниями органа государственной службы на основе технологий дистанционного образования'

Управление знаниями органа государственной службы на основе технологий дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухин Виктор Алексеевич

Рассматриваются вопросы управления знаниями в организации. Исследуются возможности использования технологий дистанционного обучения госслужащих. Обсуждаются практические аспекты организации обучения: процесс управления информацией; процесс управления формальным обучением; управление самостоятельной учебной работой; самоуправление самообучением и развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление знаниями органа государственной службы на основе технологий дистанционного образования»

УДК 378.146 ББК 74.202.4

В.А. Золотухин

управление знаниями органа государственной службы на основе технологий дистанционного образования

Рассматриваются вопросы управления знаниями в организации. Исследуются возможности использования технологий дистанционного обучения госслужащих. Обсуждаются практические аспекты организации обучения: процесс управления информацией; процесс управления формальным обучением; управление самостоятельной учебной работой; самоуправление самообучением и развитием.

Ключевые слова:

компьютеризация обучения, новая информационная технология обучения, программированное обучение, технология обучения.

Концепция управления знаниями организации как доказавшая свою эффективность система современного менеджмента ставит вопрос о возможности ее применения в рамках российской действительности для целей совершенствования деятельности органов государственной службы, в частности, перехода в режим деятельности «обучающей организации». Обучающиеся организации характеризуются командным духом, общим видением проблем и системным мышлением её сотрудников, организационным творчеством и личным мастерством работников. Такие организации обеспечивают обучение своих сотрудников в процессе постоянного развития. Они должны служить образцом для подражания. Многие государственные службы Японии, Тайваня и Сингапура - обучающиеся организации.

Под управлением знаниями понимается многопрофильный подход в менедж-

Управление знаш

менте, направленный на эффективное решение управленческих задач, на основе понимания того, какими знаниями теоретического и прикладного характера располагает организация и какими способами и методами эти знания можно использовать. Управление знаниями в организации подразумевает ряд процессов управления и самоуправления (см. табл. 1).

Управление знаниями ориентировано на повышение производительности труда и внедрение инноваций. Процесс управления знаниями включает в себя сбор информации в корпоративных библиотеках, формальное обучение и процессы неформального обучения. Формальное обучение организуется в рамках дополнительного профессионального обучения и повышении квалификации как на рабочем месте по собственным программам организации, так и в учреждениях профессионального образования. Неформальное обучение

Таблица 1

ми в организации

Процессы управления Управляющий субъект Объект управления Предмет управления Способ управления Обеспечивающая информационная технология

Управление информацией Топ-менеджмент организации Информационные ресурсы организации Создание, сбор, обмен и использование информации Регламент Базы данных и знаний организации, экспертные системы

Управление формальным обучением Организатор обучения Комплекс учебных программ Формирование компетенций сотрудников Учебный продукт Электронная система управления обучением (LMS)

Управление самостоятельной учебной работой Специалист Формируемая компетенция Процесс познания о границе «незнания» Мотивация к самообучению Социальная профессиональная сеть

Самоуправление самообучением и развитием Эксперт в профессиональной сфере деятельности Экспертное мнение, суждение Вербализация неявного знания Формирование приверженности миссии организации, культурных норм и ценностей организации Виртуальный мир, краудсорсинг

проходит в результате широкого обмена информацией в ходе рабочих совещаний, обсуждений и деловой переписки, обмена опытом и обсуждения рабочих проблем. Управление знаниями организации происходит на основе культивирования культурных ценностей, норм и установок сотрудников организации, определяющих их поведение.

В нашей стране модернизация управления государственной службой запаздывает с освоением инновационных организационных технологий, таких, как управление знаниями организации. Вместе с тем, имеются определённые положительные сдвиги. Прошёл этап становления порталов «Электронное правительство», «Госзакупки», порталов министерств и ведомств. С появлением платформы «Электронное правительство» и расширением информационной составляющей его деятельности взят курс на тотальную информатизацию государственных органов управления. В период до 2016 г. планируется запустить проект по развитию дополнительного дистанционного образования государственных и муниципальных служащих. Дорожной картой предпринимательской инициативы «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» при участии Агентства стратегических инициатив, Минкомсвязи, Минтруда и соцзащиты, Минобрнауки и других заинтересованных ведомств планируется создание «Федерального электронного университета» с количеством обучающихся не менее 1 млн чел. в год. Можно констатировать, что успешно развиваются процессы формирования баз данных и баз знаний. Проходит трансформация дополнительного профессионального образования.

В этой связи, выбор технологической платформы для организации формального дистанционного образования для органов государственной службы представляется нетривиальной задачей. Но прежде, чем выбирать платформу или некритично заимствовать зарубежный опыт, необходимо обсудить масштаб явления «управление знаниями органа государственной службы», кого и в каких объёмах в органах государственной власти и управления необходимо обучать? Какой социальный опыт требуется транслировать, и на основе каких педагогических концепций? И только затем обсуждать организационно-технологические аспекты подбора обучающей платформы.

При оценке объёма потребности в обучении государственных и муниципальных

служащих в масштабе Российской Федерации следует исходить из того, что в органах государственной власти и управления 20% списочного состава служащих должны ежегодно повышать свою квалификацию. Формально этот процесс управления знаниями осуществляется в рамках профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок. Профессиональная переподготовка осуществляется в образовательных организациях - вузах и институтах повышения квалификации - в целях совершенствования знаний, для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности и для получения дополнительной квалификации. В свою очередь, повышение квалификации осуществляется в целях освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности и комплексного обновления знаний по служебной деятельности.

По данным Госкомстата, в государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Российской Федерации выполняют гражданскую службу 1572,2 тыс. чел. В том числе в государственных органах Российской Федерации на региональном, уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации) на конец июня 2013 г. замещали должности государственной гражданской службы 709,9 тыс. чел. (70,8% от общей численности работников, занятых в этих органах). На должностях муниципальной службы было занято 331,3 тыс. чел. (67,3% от общей численности занятых в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований) [2].

Расчетное значение численности персонала, который должен получить дополнительное образование, составляет в абсолютном исчислении 361,6 тыс. чел. в год. При этом отметим, что потребности в дополнительном образовании государственных гражданских и муниципальных служащих покрываются не полностью. По отдельным категориям госслужащих, в разрезе уровней и ветвей власти, ежегодно получают дополнительное образование от 16 до 26 процентов численного состава работников. Расчёт показывает, что для достижения устойчивости системы дополнительного образования ежегодно должны получать дополнительное образование не мене 25 процентов от общего количества государственных гражданских и муници-

пальных служащих. Объём обучающихся необходимо нарастить к уровню 2013 года ещё на 126 тыс. чел. в год.

Новый опыт социального управления, который необходимо передавать служащим, разнообразен и постоянно обновляется. Общее представление о его многообразии может дать реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, который содержит 1083 категории должностей. Социальная структура знания в государственных органах управления представлена тремя уровнями знаний: уровнем начинающих, молодых специалистов; уровнем опытных профессионалов и уровнем высокопрофессиональных кадров, которых можно определить как экспертов. Поэтому управление формальным обучением в такой сложной среде приобретает свою специфику. На организацию процесса обучения накладываются ограничения по месту, времени, категориям и компетенциям, которые должны освоить служащие. Из-за разнообразия передаваемого управленческого опыта требуется множество образовательных программ, направленных на обновление знаний, умений и навыков в управленческой деятельности.

В силу этого в организациях и учреждениях государственной службы осваиваются технологии дистанционного обучения. Под технологиями дистанционного образования понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемый с помощью специализированной информаци-

онно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений и в любое время. Условия для деятельности по организации учебного процесса дистанционного обучения госслужащих реализуются в программно-информационной среде, однако наиболее значимым вопросом (после вопроса «чему учить?») является вопрос: на основе каких педагогических концепций управлять знаниями?

Первым поколением дистанционной технологии в образовании выступает технология заочного обучения, основанная на почтовой корреспонденции. Облик второго поколения определили средства массовой информации - телевидение, радио и кинопроизводство. Третье поколение дистанционного обучения базируется на интерактивных Интернет-технологиях. К четвертому поколению относятся технологии использования интеллектуальных баз данных [5] (табл. 2). Эти технологии дают возможность «интеллектуально гибкого обучения», и основаны на широком использовании Web 2.0 и семантических веб-технологий.

Информационные технологии в области управления знаниями ориентированы на развитие инструментария для электронного обучения профессиональных сообществ. Так, система управления обучением (Learning Management System - LMS) представляет собой программный продукт, предназначенный для организации обучения, доставки электронного контента, сбора отчётности и документирования

Таблица 2

генезис педагогических моделей в сфере дистанционного обучения

Педагогическая технология Технологии коммуникаций обучающие мероприятия обучение организация процесса образования масштаб применения технологии

Индустриальная (традиционная) (заочное обучение) Письмо, текст, коммуникация один на один Чтение и просмотр Индивиду-альное Классно-урочный сценарий Ограничен техническими и ор-ганизационны-ми условиями

Когнитивизм -бихеоверизм Печатный текст, радио, телевидение, коммуникация один на один Чтение, прослушивание и просмотр Индивиду-альное Контроль исполнения сценария обучения и предписание поведения Неограничен

Конструктивизм Конференция(Гипертекст, аудио, видео, коммуникация, Web), коммуникация один на один Дискуссия, творческий поиск построение моделей Групповое Руководство и поддержка преподавателя Ограничен группой обучающихся

Коннективизм Web 2.0, социальное взаимодействи, агрегирование знаний, оценка и рекомендации сообщества Исследование сетей, творчество и развитие Сеть Самостоятельное обучение Ограничен социальным сообществом

контроля прохождения обучающимися учебных программ. LMS охватывает все аспекты процесса обучения, выступает как инфраструктурная основа.

Предназначение этих систем состоит в накоплении в структурированном виде корпоративной информации и баз знаний, предоставление удаленного доступа к системе обучения и введение единого стандарта деятельности для всех подразделений. Основные свойства систем заключены в возможности создания неограниченного количества учебных курсов любой сложности, обучении в реальном времени, пер-сонализации обучения и управлении учебным процессом. Дополнительные свойства систем включают возможность интеграции с внешними информационными системами. Расширение базы знаний проводится за счёт проектирования и включения в состав системы распределенных информационных баз данных, создания новых web-сервисов, разработки и тиражирования современных электронных средств обучения и создания мультимедийных, презентационных, аудио- и видеоматериалов.

Качественные особенности LMS - централизация и автоматизация администрирования учебного процесса; сбор и консолидация учебных программ и материалов для масштабировании на веб-платформе; хранение и доставка по требованию образовательного контента; доступность технической поддержки и оказание консультационной помощи; персонализация контента и повторное использование цифровых артефактов; самообслуживание обучающихся. Объекты, хранящиеся в централизованном хранилище, могут быть доступны для повторного использования и модификации как для разработчиков курсов, так и экспертам. Это исключает дублирование работ и обеспечивает обновление содержания образования. Системы имеют инструменты синхронного и асинхронного интерактивного обучения на основе методологии учебных объектов.

Функциональность LMS представлена следующими элементами: регистрация студентов, преподавателей, администраторов в личном кабинете; планирование, доставка и контроль прохождения учебных программ; сертификация управления и безопасностью; издательский цикл; интеграция производственных процессов; автоматизированный интерфейс.

LMS представлены различными разработчиками платформ, таких как Java/ J2EE, Microsoft. NET или PHP . Эти разработчики используют в качестве фоновых

технологии управления базами данных: MySQL , Microsoft SQL Server или Oracle. На относительно развитом рынке LMS постоянно появляются и новые поставщики, предлагающие расширенные функциональные возможности. Для выбора информационной образовательной платформы вуза сегодня наиболее предпочтительны такие продукты, как: Blackboard Learning System, ILIAS, aTutor, CCNet, Chamilo, Claroline, Desire2Learn, Dokeos, eCollege, eFront, HotChalk, Jackson Creek Software, JoomlaLMS, Learn.com, Meridian KSI, Saba Learning Suite, Sakai Project, SharePointLMS, Spiral Universe, Thinking Cap, TotalLMS, AcademLive. Лучшей системой управления знаниями отечественного производства является программная продукция «Гиперметод».

Генезис западных педагогических концепций от бихевиоризма к разнообразным концептуальным моделям конструктивизма зафиксирован в программных продуктах и инструментах, которые используются в дистанционном образовании. Эти педагогические модели рекомендуется использовать при организации формального обучения, создания учебных программ и учебных продуктов для формирования требуемых компетенций работников. В ситуациях, когда требуется вербализация неявных знаний и необходимо обратиться к экспертному сообществу, возможно использование нового педагогического подхода - коннективизма. Коннективизм как педагогическая концепция наиболее полно отражает потребности организации в управлении знаниями, прежде всего - высокопрофессиональных экспертов. В кон-нективизме поставлен акцент на важность поиска пути к знанию и овладении им. Инструментально этот подход основан на поиске информации в профессиональных социальных сетях, на технологиях крауд-сорсинга и виртуальных миров.

Профессиональные социальные сети -это платформы для профессионального общения, Они позволяют поддерживать, развивать и использовать деловые контакты. Например, «Профессионалы.™» как деловая социальная сеть насчитывает порядка 5 млн специалистов из 165 отраслей [3].

Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crow -«толпа» и sourcing - «использование ресурсов») - передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц для решения общественно значимых задач силами добровольцев, координирующих свою деятельность. В дистанционном

образовании краудсорсинг реализуется с помощью платформ для общения экспертов. В российской практике в области госуправления один из первых опытов такой работы представлен губернаторским проектом краудсорсинговой платформы республики Тыва [1].

В июне 2010 г. в США широко анонсирован проект организации дистанционного обучения государственных служащих, основанный на технологии виртуальных миров. Виртуальные миры являются новой, быстро развивающейся информационно-коммуникационной технологией, отличительной особенностью которой, является то, что она реализована в визуализированной онлайновой среде. В этой среде люди, находящиеся по всему миру общаются, взаимодействуют и сотрудничают в виртуальном пространстве. Это пространство имитирует их реальный жизненный опыт. Пользователь в динамично меняющемся социальном окружении представлен ава-таром («личиной», игровым персонажем). Наиболее известен виртуальный мир Second Life .

Проект vGov представляет собой партнёрство федеральных органов государственной власти в США, как гражданских, так и военных, направленный на применение технологий виртуальных миров для решения актуальных задач, стоящих перед правительством. По замыслу авторов проекта, неформальное общение госслужащих в виртуальном мире предполагает заинтересованное обсуждение в экспертном сообществе наиболее злободневных тем, и позволит осуществить поиск оптимальных решений управленческих задач [4]. Платформа vGov позиционируется гораздо объемнее, чем простая 3D-игра - как захватывающий опыт, который выходит за рамки простой телеконференции или вебинара. Инициатором проекта выступило министерство сельского хозяйства США, организовав особое «кибер-пространство» для коммуникаций своих служащих. К проекту присоединились военно-воздушные силы, департамент национальной безопасности и Национальный университет обороны. Министерство сельского хозяйства США планирует использовать платформу vGov для того, чтобы обучать сотрудников действиям во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Военно-воздушное ведомство сосредоточило усилия на обучении принятию управленческих решений в сфере медицины. Агентство национальной безопасности планирует использовать виртуальное пространство

для отработки сценариев реагирования на угрозы в области кибербезопасности. Национальный университет обороны создаёт виртуальные сообщества для оценки угроз национальной безопасности.

Предполагается, что игровая форма обмена опытом и «ноу-хау» снимет препятствия для общения и обучения экспертов. Что в условиях безопасной (закрытой для посторонних пользователей) среды общения, значительно сократиться проведение традиционных конференций и семинаров. Как следствие, за счёт уменьшения командировочных расходов, снизятся временные, материальные и финансовые затраты на административный аппарат и повысится эффективность и качество принимаемых решений. С технической стороны правительство предъявляет повышенные требования обеспечения возможности развёртывания виртуального мира в секретной сети, в связи с чем подробности развёртывания этой платформы не афишируются. В результате анализа открытых источников можно, однако, сказать, что технология виртуального мира должна быть расширяемой и способной интегрировать новые решения, в которых должна быть обеспечена специализированная функциональность.

Наиболее перспективной российской технологической платформой, которую можно рекомендовать органам государственного управления для создания систем управления знаниями на основе технологий дистанционного образования является отечественная программное обеспечение с возможностью 3D записи занятий - виртуальная платформа vAcademia [6].

vAcademia - это образовательный виртуальный мир, в котором учебная аудитория выглядит как реальная аудитория. Студенты и преподаватели присутствуют в виртуальном мире в виде сценических героев - аватаров. В vAcademia проводятся видеолекции, вебинары, практические и лабораторные работы, ролевые игры, симуляции. Для преподавания и организации совместной учебной деятельности предоставляется разнообразный учебный инструментарий. Главным преимуществом vAcademia является возможность виртуальной записи занятий и осуществляется создание учебного продукта.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что по мере распространения информационных технологий, постоянно появляются новые источники для получения информации, такие, как базы знаний, экспертные системы, хранилища знаний, системы

поддержки принятия решении, интра-нет. Ранние информационные технологии управления знаниями основывались на корпоративных веб-страницах, системах управления документооборотом, технологиях совместной работы (например, Lotus Notes), программных средствах семантического поиска информации. В этот период системы управления знаниями можно было классифицировать на: Groupware, системы управления документами, экспертные системы, семантические сети, реляционные и объектно-ориентированные базы данных, средства моделирования и искусственный интеллект. С появлением Web 2.0 концепция управления знаниями эволюционировала в сторону организации взаимодействия профессионалов в интерактивной среде Enterprise 2.0. Работа в этой среде основывается на использовании социальных сетей в компании, между компаниями, их партнерами и клиентами. В последнее время развитие социальных вычислительных средств (например, закладки, блоги и вики) позволили развиться более неструктурированным, самоуправляемым экзосистемным подходам к передаче, захвату и формированию знаний, в том числе развитие новых форм общин и профессиональных сетей.

Итак, можно сделать вывод, что технология управления знаниями органов государственной службы (технологическая платформа дистанционного обучения) найдёт своё место в государственном менеджменте, если сможет организационно и технически обеспечить следующие возможности:

1. Доступ служащих к информационным ресурсам, базам данных и знаний, интеллектуальным агентам и экспертным системам органа государственной службы.

2. Комфортное получение формального дополнительного образования и повышение квалификации с помощью обучающих программ из фонда системы дистанционного обучения госслужащих.

3. Получение неформального обучения через доступ к профессиональной социальной сети через доступ к корпоративным и личным блогам как к источникам корпоративной информации.

4. Профессионального саморазвития и самореализации сотрудников через доступ к «корпоративной википедии», в которой специалисты публикуют свои «ноу-хау», и через доступ к корпоративной краудсор-синговой экспертной площадке, на которой происходит генерация и экспертиза новых идей.

Список литературы:

[1] Губернаторский проект - Идеи Республики Тыва. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://startl7.ru

[2] О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне в I полугодии 2013 года // Офиц. сайт Федеральной службы статистики. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/186.htm

[3] Профессионалы.™ / Деловая социальная сеть. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://professionali.ru/

[4] Government - only virtual world on the way. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://fcw.com/ articles/2010/05/27/government-only-virtual-world-under-construction.aspx

[5] Taylor J. Automating e-learning: The higher education revolution / Keynote address // 32nd Annual Conference of the German Informatics Society. - Dortmund, Germany, 01.10.2002.

[6] vAcademia / Образовательный виртуальный мир. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://vacademia.com/

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.