Научная статья на тему 'Управление землями лесопромышленного комплекса Ленинградской области: текущее состояние и перспективы'

Управление землями лесопромышленного комплекса Ленинградской области: текущее состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ЛПК) / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЛЕСОЗАГОТОВКИ / ДЕРЕВООБРАБОТКА / МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ ИНТЕНСИВНОГО ЛЕСОВОДСТВА (ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ) / LANDS OF THE FOREST FUND / FORESTRY COMPLEX / FORESTRY SECTOR / TIMBER INDUSTRY / MANAGEMENT EFFICIENCY / LOGGING / WOODWORKING / INTENSIVE FORESTRY MODEL AND METHODS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Чан Тхи Хай Иен, Мурашева Алла Андреевна

В настоящей статье управление землями лесного фонда увязано с текущим состоянием и перспективами развития лесопромышленного комплекса (ЛПК). Охарактеризованы актуальные особенности использования земель лесного фонда и динамики запасов древесины Ленинградской области (ЛО) исходя из перспектив развития предприятий ЛПК. Произведён анализ сравнительных показателей эффективности управления землями лесного фонда в условиях развития лесопромышленного комплекса Ленинградской области и по России в целом. Сделан вывод о необходимости корректировки значений показателя «валовая добавленная стоимость, создаваемая в ЛПК в расчёте на 1 га эксплуатируемых земель лесного фонда» для ЛО с учётом объёмов древесины, ввозимой из других регионов. Дальнейшее развитие ЛПК ЛО обусловливается инвестированием в расширение использования интенсивной модели и методов лесоводства (лесопользования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Чан Тхи Хай Иен, Мурашева Алла Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND MANAGEMENT OF THE LENINGRAD REGION FORESTRY COMPLEX: CURRENT STATUS AND PROSPECTS

In this artiole, forest land management is linked to the ourrent state and development prospects of the timber industry complex (forestry sector). The actual features of the use of forest fund lands and the dynamics of timber stocks of the Leningrad Region (LO) are characterized on the basis of the prospects for the development of timber industry enterprises. The analysis of comparative indicators of the effectiveness of forest land management in the conditions of the development of the forestry complex of the Leningrad region and in Russia as a whole is given. It is concluded that it is necessary to adjust the values of the indicator “gross value added created in the timber industry per 1 hectare of exploited lands of the forest fund” for forestry enterprises taking into account the volumes of wood imported from other regions. The further development of the forestry complex of Leningrad Region is determined by investing in the expansion of the use of an intensive model and methods of forestry.

Текст научной работы на тему «Управление землями лесопромышленного комплекса Ленинградской области: текущее состояние и перспективы»

управление землями лесопромышленного комплекса ленинградской области: текущее состояние и перспективы

Чан Тхи Хай Иен,

соискатель ФГБОУ ВО «Государственный университет

по землеустройству»

E-mail: ranyen.nldb@gmail.com

Мурашева Алла Андреевна,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики недвижимости, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» E-mail: amur.2gis@gmail.com

В настоящей статье управление землями лесного фонда увязано с текущим состоянием и перспективами развития лесопромышленного комплекса (ЛПК). Охарактеризованы актуальные особенности использования земель лесного фонда и динамики запасов древесины Ленинградской области (ЛО) исходя из перспектив развития предприятий ЛПК. Произведён анализ сравнительных показателей эффективности управления землями лесного фонда в условиях развития лесопромышленного комплекса Ленинградской области и по России в целом. Сделан вывод о необходимости корректировки значений показателя «валовая добавленная стоимость, создаваемая в ЛПК в расчёте на 1 га эксплуатируемых земель лесного фонда» для ЛО с учётом объёмов древесины, ввозимой из других регионов. Дальнейшее развитие ЛПК ЛО обусловливается инвестированием в расширение использования интенсивной модели и методов лесоводства (лесопользования).

Ключевые слова: земли лесного фонда, лесопромышленный комплекс (ЛПК), эффективность управления, лесозаготовки, деревообработка, модель и методы интенсивного лесоводства (лесопользования).

LQ S Ое

сэ см о см

Потребности предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) в условиях динамичного развития, характерного для периода 2015-2019 годы, стали определяющими для эффективного управления землями лесного фонда. Если опираться на российскую статистику, то 85-97% от общей эксплуатируемой территории земель лесного фонда в зависимости от регионов [1, 2] используются на цели заготовки древесины. При этом в таком регионе России как Ленинградская область (ЛО) вырабатываемая древесина практически полностью поступает в переработку местными предприятиями. Кроме того для переработки в Ленинградской области завозится по оценкам от 15 до 25% сырья из соседних регионов, характерна ситуация превышения мощностей обрабатывающих предприятий над объёмами заготовки и вывозки местной древесины в регионе [2; 3].

В условиях актуального уровня развития ЛПК ключевым элементом повышения эффективности управления и охраны земель лесного фонда является необходимость координации стратегического менеджмента предприятий лесозаготовки, лесовосстановления (выращивания лесов в случае ведения плантационного лесоводства), с одной стороны, и обработки и (или) глубокой переработки древесины, с другой. Определённый период времени при развитии рыночных отношений в пост-советский период и ранее, в советское время, управление деятельностью по заготовке древесины в лесах было нацелено на извлечение максимальной прибыли частными компаниями - лесозаготовителями и реализовывалось относительно независимо от деятельности по дальнейшей переработке древесины. При этом наибольший ущерб плодородию земель лесного фонда наносился в случае бесконтрольной рубки и вывоза древесины.

В целом в России управление землями лесного фонда до 2015 года реализовывалось в рамках экстенсивного подхода, что было экономически целесообразно ввиду наличия значительных объёмов неосвоенных запасов качественной древесины в естественных лесах в территориальной близости от мест переработки, а также отсутствия средств и механизмов инвестирования интенсивной модели. С точки зрения экстенсивного лесо-управления, было дешевле обеспечивать транспортную (экономическую) доступность новых участков леса, чем реализовывать длительные циклы тщательных лесопосадок на пройденных рубками территориях (основа интенсивного лесопользования).

В настоящее время обеспечение транспортной доступности участков естественных лесов с древесиной требуемого качества и состава пород по масштабу инвестиций на территориях, приближённых к местам переработки древесины, перестало существенно уступать объёмам инвестиций во внедрение интенсивной модели лесоводства (лесного хозяйства). В связи с этим возникает повсеместная потребность в таком управлении землями лесного фонда, которая бы позволяла на долгосрочной основе обеспечивать экономически доступным сырьем (древесиной) перерабатывающие предприятия ЛПК. На реализацию тесного взаимодействия заготовителей древесины - пользователей лесного фонда и предприятий деревообработки нацелена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года [4], в которой использованы ряд ключевых положений Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов [5].

Помимо контролирующих государственных структур тесная координация деятельности предприятий лесозаготовки (лесовыращивания), а также деревообработки с начала 2000-х годов стала осуществляться головными структурами крупных холдингов (групп компаний), таких как «Илим», «Мется», «Титан» и ряд других, в частности как следствие приобретения контроля на предприятиями лесозаготовки, что особенно характерно в последнее десятилетие [6]. Потребности и возможности предприятий обработки и глубокой переработки древесины влиять на объём, качество, состав пород, себестоимость и конечную цену поставляемого древесного сырья определяет в настоящее время тенденции реализации модели управления землями лесного фонда, при которой стратегические управленческое решения принимаются не предприятиями лесозаготовки (арендующими лесные участки у государства), а холдинговыми структурами предприятий деревообработки, в рамках которых создаётся основной объём добавленной стоимости предприятиями ЛПК.

Так, по объёму производимой продукции в 2014-2018 годах, согласно данным Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет), более % валовой добавленной стоимости продукции ЛПК региона составляет производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (76%), при этом: производство изделий из дерева (пилопродукция, плиты, фанера, мебель) - 20%, заготовки древесины - 4% [з].

Земли лесного фонда составляют 4756,4 тыс. га или 56,7% от общей площади Ленинградской области, в состав которой включается и площадь зеркал Ладожского и Онежского озер (1081,3 тыс. га).

Отметим, что по данным действующего Лесного плана Ленинградской области (на 2019-2028 годы), площадь лесничеств, лесопарков, городских лесов составляет 6039,1 тыс. га или 81,8% от общей территории 18 административных рай-

онов Ленинградской области (7378,8 тыс. га - без учёта площадей Ладожского и Онежского озёр) [2, с. 11]. Таким образом, сравнивая два показателя лесистости в размере 56,7% и 81,8%, приводимых в аналитических документах Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее -Комитет), целесообразно сделать вывод, что для определения уровня лесистости имеет существенное значение метод и условия подсчёта, в том числе включение:

а) в числитель показателя лесистости площадей земель других категорий, на которых имеются леса, помимо площадей земель лесного фонда;

б) в числитель показателя лесистости площадей нелесных земель лесного фонда;

в) учёт в знаменателе - общей площади Ленинградской области - площади зеркала Ладожского и Онежского озер.

Фактически леса и нелесные земли лесного фонда занимают около 4/5 сухопутной территории ЛО и распределяются по целевому назначению следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Распределение лесов Ленинградской области по целевому назначению на 01.01.2018, тыс. га

Целевое назначение категории земель всего

Земли лесного фонда Земли обороны и безопасно-сти Земли особо охраняемых природных территорий Земли населенных пунктов

Защитные 2 764,6 186,8 37,4 16,6 3 005,4

Эксплуатационные 2 916,1 107,3 0,0 10,3 3 033,7

Итого 5 680,7 294,1 37,4 26,9 6 039,1

Источник: составлено автором по данным Лесного плана Ленинградской области на 2019-2028 годы (утвержден Постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.12.2018 № 75-пг), с. 24-25.

Согласно данным таблицы 1, эксплуатационные леса занимают - 3033,7 тыс. га или 50,2% общей площади земель лесного фонда и земель иных категорий области, защитные леса - 3005,4 тыс. га или 49,9%, в то время как резервных лесов в ЛО не выделено.

Управление лесными территориями основано на реализации разрешённых видов лесопользования, ключевым из которых является заготовка древесины. В хозяйственный оборот (через предоставление в аренду) вовлечены все категории земель лесного фонда. По данным Комитета, на 01.01.2018 с целью заготовки древесины 100 лесозаготовительным предприятиям предоставлено 210 участков общей площадью 4987,1 тыс. га или 87,8% общей площади лесных земель, на цели охотничьего хозяйства - 32 участка общей площадью 487,8 тыс. га или 8,6%, прочие виды ис-

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

о. в

пользования земель лесного фонда (рекреационная деятельность, различные виды строительства и разработки месторождений полезных ископаемых) - 3,6%. Всего на 01.01.2018 заключено 1757 договора аренды лесных участков [7, с. 52].

Оценка объёма общих запасов древесины в лесах ЛО на 01.01.2018 колеблется от 620 до 815 млн мз [7, с. 44,51]. В Лесном плане общий объём запасов древесины ЛО оценён в размере 658,4 млн мз, в том числе спелой и перестойной - 324,8 млн мз [2, с. 35]. Наиболее востребованные предприятиями деревообработки хвойные породы лесов преобладают в Северо-Западном (81%), Приозерском (72,7%), Кингисеппском (65,8%) и Всеволожском (63,6%) лесничествах.

Существенные запасы лесных ресурсов, развитая промышленность ЛПК и выгодное географическое положение ЛО определяют высокие по сравнению со средними по стране значения показателей удельного веса продукции ЛПК в структуре валового регионального продукта (ВРП)1, в частности по лесозаготовкам, деревообработке и лесному экспорту. Отдельные сравнительные показатели эффективности использования земель лесного фонда в целом по Российской Федерации и в Ленинградской области в 2014 и 2017 годах приведены в табл. 2.

Отметим, что по показателю «Запас древесины на корню», указанному в строке 2 таблицы 2, по ЛО по состоянию на 2014 и 2017 годы имеются значительные отличия - за 3 года значение показателя снизилось на 160,9 млн м3 или на 19,6%. По оценкам ряда авторов, данные о запасах древесины в целом РФ и в отдельных субъектах систематически завышались в целях увеличения расчётной лесосеки [8]. Вследствие этого, новые более актуальные оценки, полученные в ходе проводимой начиная с 2017 года государственной инвентаризации лесов (ГИЛ) - лесных участков и состояния лесов, значительно ниже оценок запасов древесины, которые приводились ранее.

Уровень использования расчётной лесосеки (строка 7 таблицы 2) в ЛО значительно выше, чем в целом по России. В 2017 году освоение (уровень использования) расчетной лесосеки составил 52,3%, в то время как в среднем за период действия лесного плана ЛО на 2009-2018 годы данный показатель составил 65,1% [2]. Отмечается, что более высоким является использование лесосеки по хвойному хозяйству, среднегодовое значение которой за период действия лесного плана ЛО на 2009-2018 годы по всем видам рубок составило 70,5% от среднегодового установленного размера 4888,9 тыс. м3, по данным Лесного плана [2, с. 34].

Запасы экономически (транспортно) доступной древесины региона снижаются, в связи с чем снижается и фактический объём рубок.

Таблица 2. Некоторые характеристики и сравнительные показатели эффективности использования земель лесного фонда в Российской Федерации (РФ) и в Ленинградской области в 2014 и 2017 годах.

№ п/п наименование показателя рф 2014 рф 2017 ло 2014 ло 2017

1 Общая площадь земель лесного фонда всего, млн га в т.ч. покрытых лесной растительностью (лесные земли) 1 122,6 809 1 126,з 870,7 5,68 4,8 5,681 4,554

2 Запас древесины на корню, млн мз 8з 000 81 500 819,з 658,4

3 Лесозаготовки всего, млн мз 202,9 214,0 6,29 4,852

4 Лесистость*,% 46,5 46,7 57,1 56,7

5 Запас древесины на 1 га, мз 102,6 106,8 171 144,6

6 Расчётная лесосека, млн мз 695 715 10,69 9,27**

7 Уровень использования расчётной лесо-секи,% 29,2 29,9 59,5 52,з

8 Уровень хвойных пород в насаждениях,% запаса 77 77 55 58,6

9 Средний прирост на 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, мз 1,з 1,з 2,9 2,8

10 Средний съём древесины с 1 га эксплуатируемых земель лесного фонда, мз 0,зз 0,з7 2,16 1,67

11 Валовая добавленная стоимость, создаваемая в ЛПК в расчёте на 1 га эксплуатируемых земель лесного фонда, долл. США 46 29 5з8 402

Источник: [1, 2, 7]; расчёты автора. * см. по условиям подсчёта показателя лесистости выше. ** в 2019 г. - 7,923 млн мз (снижение).

В целом, более полное освоение расчётной лесосеки в области ограничивают следующие факторы:

1) высокий уровень произрастающих мягколи-ственных пород (береза, ольха, осина - 41% насаждений), которые на сегодняшний день менее привлекательны для лесоперерабатывающей промышленности, чем хвойные2: уровень использования лесосеки мягколиственных пород значительно ниже, чем хвойных - 70,5% и 48,9% соответственно;

1 Доля ЛПК в ВРП Ленинградской области составляет в 2017 году около 7,5%, в то время как в целом по России доля ЛПК в валовом национальном продукте в 2012-2017 годах составляет в среднем менее 1,5%.

2 Основные породы деревьев, образующие леса в ЛО: сосна (32%), береза (31%) и ель (27%); осина, ольха и прочие мягколиственные (10%). Доля хвойных пород - 59%, мягколи-ственных - 41% [7, с. 44].

2) недостаточная сеть лесных дорог, необходимых для освоения лесосечного фонда в полном объеме (в наличии 6,6 км на 1000 га лесных земель, в то время как требуется для эффективных рубок ухода и сплошных рубок 10-15 км на 1000 га) [2, с. 55, приложение 19]. В Ленинградской области функционирует 100 лесозаготовительное предприятие - арендатор лесных участков с целью заготовки древесины, 8 картонно-бумажных фабрик, 3 крупных целлюлозно-бумажных комбината, 1 лесохимический завод. Общая мощность перерабатывающих древесину производств ЛО, по оценкам, приводимым Комитетом, в настоящее время составляет от 7,5 до 10,7 млн м3 необработанной древесины в год, в то время как фактическая рубка в области в 2014-2017 годах составляла от 6,4 до 4,9 млн м3, и имеет заметную тенденцию к снижению.

Объем производства продукции (работ, услуг) в ЛПК ЛО без НДС составил: в 2017 году - 68,4 млрд рублей (7,49% от ВРП ЛО); в 2014 г. - 60,4 млрд рублей. Отметим, что исходя именно из данных величин был рассчитан показатель «Валовая добавленная стоимость (ВДС), создаваемая в ЛПК в расчёте на 1 га эксплуатируемых земель лесного фонда, долл. США» - строка 11 табл. 2. -538 в 2014 г. и 402 долл. в 2017 г. По имеющейся оценке, значение данного показателя существенно выше средних по России - в силу значительного удельного веса продукции с высокой величиной добавленной стоимостью, создаваемой в ЛПК ЛО. Именно указанный выше показатель целесообразно рассматривать как основной или один из основных показателей, характеризующих эффективность управления землями лесопромышленного комплекса в современных условиях.

В то же время, необходимо иметь в виду, что если рассчитывать показатель «ВДС, создаваемая в ЛПК в расчёте на 1 га эксплуатируемых земель лесного фонда» исходя из полной площади земель лесного фонда ЛО, взятой в аренду,- 4987,1 тыс. га, а не из площади эксплуатируемых лесов на землях лесного фонда в ЛО - (2916,1 тыс. га из общей площади 3033,7 тыс. га эксплуатационных земель лесного фонда), то показатель он примет значения: в 2014 г. - 315 долл., 2017 г. - 235 долл. Данные значения приближаются к уровню показателя, достигаемому в целом по Финляндии (400 долл. с 1 га) и США (350 долл. с 1 га). С учётом же того, что фактически предприятия деревообработки ЛО (в первую очередь целлюлозно-бумажные комбинаты - ЦБК) кроме местной потребляют древесину, вывозимую также и с лесных участков соседних регионов - Карелии и Вологодской области, -то показатель съёма ВДС с 1 га эксплуатируемых площадей лесного фонда для получения справедливой оценки рассматриваемого показателя по ЛО необходимо будет уменьшать пропорционально величине завоза древесины как сырья из соседних регионов. По оценкам, это 15-25% [10].

Перспективы дальнейшего развития ЛПК ЛО, а также других субъектов РФ, большинство экс-

пертов связывают с внедрением так называемой интенсивной модели лесопользования, которая будет определять возможность оптимального использования площадей лесных земель для производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. Отметим, что перспективы развития ЛПК ЛО не связываются в настоящее время с увеличением мощностей обрабатывающих производств (согласно Лесного плана ЛО на 2019-2028 увеличения обрабатывающей мощностей не планируется). Расчётами обоснован вывод о целесообразности инвестирования в дальнейшее внедрение и расширение использования интенсивной модели лесоводства предприятиями - лесозаготовителями. За данными предприятиями закреплена расчётная лесосека по договорам аренды земель лесного фонда, однако существенные капитальные вложения для обеспечения интенсивного лесоводства они с большей долей вероятности могут реализовать лишь в рамках холдинговых структур (групп компаний во главе с крупными предприятиями деревообработки), которые способны предоставить финансовые ресурсы, либо на условиях льготного долгосрочного кредитования под залог имеющихся в аренде земельных участков.

Для полноценного массового внедрения интенсивной модели ведения лесного хозяйства необходима детальная проработка её элементов в каждом лесничестве на основе оценки состояния и экономической доступности совокупности конкретных лесных участков. По состоянию на 01.01.2020 в лесохозяйственные регламенты (ЛХР) лесничеств ЛО элементы интенсивных методов использования лесов не заложены, решение об их внедрении отложено на будущие годы.

В настоящее время арендаторы лесных участков в ЛО самостоятельно решают вопрос об использовании интенсивной модели и степень вовлеченности участков - 10 или 60%. По мнению председателя Комитета Павла Немчинова, в настоящее время «значимым решением для интенсификации лесопользования в Ленинградской области может стать разрешение чересполосных постепенных рубок с ограничениями по площади: при проведении рубки в три приема до 15 га, при проведении завершающего этапа - до 5 га. Чересполосные постепенные рубки позволяют вовлечь в хозяйственный оборот участки леса с полнотой насаждений менее 0,51 и решить проблему захламленности лесов, в частности, вдоль автомобильных дорог. Лесные участки, где превалируют старые, больные, поваленные ветрами деревья, которые служат питательной почвой для болезней и вредителей, теперь можно будет расчистить как сухостой» [9].

Таким образом, в перспективе развития ЛПК ЛО необходимо масштабное внедрение интенсивной модели теми хозяйствами, которые применя-

1 Полнота насаждений на Карельском перешейке в Ленинградской области сильно уменьшилась после ветровалов 2010 года.

сз о со от гп Р от

от А ш

Q. в

ют экстенсивное лесоводство и расширение её применения теми предприятиями - лесозаготовителями (входящими в группы «Илим», «Мется», «Икеа», другие), где за последние 5-10 лет элементы интенсивной модели лесного хозяйства уже были внедрены.

основные выводы

В работе настоящей статье охарактеризован подход к управлению землями лесного фонда с учётом перспектив развития предприятий ЛПК. Сделан вывод о необходимости комплексной оценки эффективности деятельности предприятий отраслей лесозаготовки, фактически осуществляющими лесопользование на землях лесного фонда, и предприятий деревообработки, которыми создаётся основной объём валовой добавленной стоимости в ЛПК.

Характер использования земель лесного фонда ЛО показывает, что их преобладающая часть -87,8% общей площади лесных земель - используется под цели заготовки древесины, в то время как на цели охотничьего хозяйства - 8,6%, прочие виды лесопользования - 3,6% земель лесного фонда.

Запасы экономически (транспортно) доступной древесины региона в 2010-2019 годах снижались, в связи с чем снижается и фактическая лесосека.

Сравнительно высокие показатели эффективности управления землями лесопромышленного комплекса Ленинградской области по сравнению с показателями по России в целом отражают наличие развитой обрабатывающей промышленности ЛПК, где создаётся наибольшая часть валовой добавленной стоимости лесного сектора региона. Однако, значение показателя «валовая добавленная стоимость (ВДС), создаваемая в ЛПК в расчёте на 1 га эксплуатируемых земель лесного фонда», характеризующий эффективность управления землями лесопромышленного комплекса, следует корректировать с учётом оценок ввоза из соседних регионов древесного сырья в размере от 15 до 25% общих объёмов, поступающих на предприятия деревообработки (прежде всего ЦБК) ЛО.

Перспективы развития ЛПК Ленинградской области большинство экспертов связывают не с увеличением мощностей обрабатывающих производств (согласно Лесному плану ЛО, в 20192028 годах увеличения обрабатывающей мощностей не планируется), а с поиском возможностей инвестирования в дальнейшее внедрение и расширение использования интенсивной модели лесоводства предприятиями - лесозаготовителями. За данными предприятиями закреплена расчётная лесосека по договорам аренды, но существенные капитальные вложения для обеспечения интенсивного лесоводства с большей вероятностью они могут реализовать в рамках холдинговых структур (групп компаний), которые способны предоставить финансовые ресурсы, либо на условиях льготного долгосрочного кредитования под залог имеющихся в аренде земельных участков.

литература

1. Государственный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2017 году. - М.: Росреестр, 2018. - 197 с.

2. Лесной план Ленинградской области на 20192028 годы (утвержден Постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.12.2018 № 75-пг).

3. Официальный сайт Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, раздел «Лесопользование» - URL: http://old.nature.lenobl.ru/ programm/wood (дата обращения 01.08.2019).

4. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 № 1989-р // ИПС «Гарант».

5. Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов. -СПб.: СПбНИИЛХ, 2015, 16 с.

6. Обзор «Лесной комплекс России в 2017-2018 гг». - URL: http://whatwood.ru/tovary/lesnoy-kompleks-rossii/ (дата обращения 01.08.2019).

7. Состояние окружающей среды в Ленинградской области в 2017 году. - СПб., 2018, 328 с.

8. Шварц Е., Шматков Н., Кобяков К., Ярошен-ко А., Родионов А. Некоторые причины кризиса лесного сектора и пути выхода из него // ЛесПромИнформ. - 2019 - № 2, 3.

9. Алексеева М. В ожидании интенсивной модели: Часть проблем лесного хозяйства Ленинградской области решит разрешение чересполосных постепенных рубок // ЛесПромИнформ - 2018 - № 7 (137). - с. 63.

10. Мурашева А.А., Ле Чунг Х. Экономическая оценка лесных участков с целью их государственного кадастрового учета // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2016. № 8 (139). С. 53-56.

LAND MANAGEMENT oF THE LENINGRAD

region forestry complex: current status AND PRosPECTs

Tran Thi Hai Yen, Murasheva A.A.

State University of Land Use Planning

In this article, forest land management is linked to the current state and development prospects of the timber industry complex (forestry sector). The actual features of the use of forest fund lands and the dynamics of timber stocks of the Leningrad Region (LO) are characterized on the basis of the prospects for the development of timber industry enterprises. The analysis of comparative indicators of the effectiveness of forest land management in the conditions of the development of the forestry complex of the Leningrad region and in Russia as a whole is given. It is concluded that it is necessary to adjust the values of the indicator "gross value added created in the timber industry per 1 hectare of exploited lands of the forest fund" for forestry enterprises taking into account the volumes of wood imported from other regions. The further development of the forestry complex of Leningrad Region is determined by investing in the expansion of the use of an intensive model and methods of forestry.

Keywords: lands of the forest fund, forestry complex, forestry sector, timber industry, management efficiency, logging, woodworking, intensive forestry model and methods.

References

1. State report on the state and use of land in the Russian Federation in 2017. - M.: Rosreestr, 2018. - 197 p.

2. Forest plan of the Leningrad Region for 2019-2028 (approved by the Resolution of the Governor of the Leningrad Region of December 25, 2018 No. 75-pg).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. The official website of the Committee for Natural Resources of the Leningrad Region, the section "Forest Management" -URL: http://old.nature.lenobl.ru/programm/wood (accessed 01.08.2019).

4. The development strategy of the forest complex of the Russian Federation until 2030: Decree of the Government of the Russian Federation of September 20, 2018 No. 1989-r // IPS "Garant".

5. The concept of intensive use and reproduction of forests. -SPb.: SPbNIIILH, 2015, 16 pp.

6. Review "Forestry complex of Russia in 2017-2018". - URL: http://whatwood.ru/tovary/lesnoy-kompleks-rossii/ (accessed 08.08.2019).

7. The state of the environment in the Leningrad region in 2017. -SPb., 2018, 328 p.

8. Schwartz E., Shmatkov N., Kobyakov K., Yaroshenko A., Rodi-onov A. Some causes of the crisis in the forest sector and ways out of it // LesPromlnform. - 2019 - No. 2, 3.

9. Alekseeva M. In anticipation of an intensive model: Some of the problems of forestry in the Leningrad Region will solve the resolution of cross-cutting gradual logging // LesPromInform -2018 - No. 7 (137). - from. 63.

10. Murasheva AA, Le Chung H. Economic evaluation of forest plots for the purpose of their state cadastral registration // Land management, cadastre and land monitoring. 2016. No. 8 (139). P. 53-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.