Научная статья на тему 'Управление затратами и результатами в сельскохозяйственных организациях основной фактор устойчивого развития сельских районов'

Управление затратами и результатами в сельскохозяйственных организациях основной фактор устойчивого развития сельских районов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление затратами и результатами в сельскохозяйственных организациях основной фактор устойчивого развития сельских районов»

в крупном производстве и обеспечивает его конкурентоспособность. Эффективное функционирование среднего и крупного сельхоз-производства стимулирует научно-практический потенциал отрасли, создание финансовой, материально-технической обслуживающей инфраструктуры АПК.

В силу приведенных доводов крупное сельскохозяйственное производство должно рассматриваться как центр, отправная точка экономического переустройства АПК, кооперативного взаимодействия всех категорий сельского хозяйствования, социального раз-вития села.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ (на материалах Самарской области)

Н.В. Полянскова, к.э.н., ст. преп. Самарского государственного технического университета

Устойчивое и эффективное функционирование агропромышленного комплекса как России в целом, так и ее регионов является отправной точкой для обоснования приоритетов его социально-экономического развития.

Важным направлением устойчивого развития сельских территорий в условиях реализации национальных проектов является сохранение многоукладности экономики сельского хозяйства с преимущественным развитием общественного сельскохозяйственного производства. Многосторонний анализ развития АПК Самарской области свидетельствует, что сельскохозяйственные организации, стабильно увеличивая объемы производства в последние годы, усиливают свою роль в сельскохозяйственном производстве региона и продовольственном обеспечении его населения (рис. 1).

По сравнению с 2002 г. удельный вес коллективных хозяйств в общем объеме производства продукции увеличился на 2,6 процентных пункта и составил в структуре производства 31,2% в 2005 г. Вместе с тем в структуре производства валовой продукции сельского хозяйства в среднесрочной перспективе будет преобладать частный сектор, поскольку развитие личных подворий обеспечивает большую часть доходов семьи при низком уровне оплаты в

общественном секторе. Но приведенные данные высвечивают проблему исчерпания возможности дальнейшего наращивания производства в личном секторе, которая ограничена физическими способностями семьи. Если с начала 1990-х гг. производство продукции в личных подсобных хозяйствах Самарской области увеличивалось довольно высокими темпами, то в последние годы рост производственных показателей замедлился, а доля частного сектора за 2002-2005 гг. снизилась с 69,6% до 65,5%. Роль крестьянских фермерских хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции региона крайне незначительна, а их доля в структуре валовой продукции за анализируемый период не превышала 4%.

Таким образом, сопоставляя динамику развития показателей, следует отметить более стабильное развитие общественного сектора, т.е. крупных сельскохозяйственных предприятий, возможности которых могут быть усилены приложением труда и капитала на основе инноваций. Вместе с тем малые формы хозяйствования стали неотъемлемой частью сельской экономики региона, но в связи с отсутствием у К(Ф)Х и ЛПХ необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления ограничен.

■ Крестьянские (фермерские) хозяйства

□ Хозяйства населения

□ Сельскохозяйственные предприятия

Рис. 1. Структура валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в Самарской области

Повышение устойчивости и конкурентоспособности АПК Самарской области зависит от политики региональных и муниципальных органов власти, направленной на усиление роли общественного сектора в сельском развитии, где предприятия должны стать ядром внедрения инноваций и «локомотивом» эффективного развития малых форм хозяйствования, что обеспечит развитие сельских территорий. Основными стратегическими направлениями развития сельскохозяйственных организаций в свете реализации национального проекта «Развитие АПК» являются:

1. Интенсификация сельского хозяйства на основе инновационных технологий, углубленной специализации и рациональной концентрации производства с целью роста урожайности, продуктивности, объемов сельскохозяйственной продукции и повышения уровня использования ресурсов производства. В качестве приоритетов развития сельскохозяйственных предприятий в Самарской области следует отметить их дальнейшую специализацию на наиболее механизированных и крупномасштабных производствах (зерно, подсолнечник, молоко, свиноводство, птицеводство и мясное скотоводство). В перспективе основное производство сельскохозяйственной продукции целесообразно сосредоточить в крупных сельскохозяйственных предприятиях с одновременным развитием его в К(Ф)Х и хозяйствах населения. В задачи сельскохозяйственных предприятий должно входить обеспечение мелкоукладного сектора экономики молодняком и кормами на взаимовыгодных условиях.

2. Финансовое оздоровление убыточных и неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий путем реструктуризации задолженности и реформирования несостоятельных хозяйств. Как показала оценка финансового состояния предприятий, одной из сложных проблем АПК Самарской области является наличие большого числа хронически убыточных и потому неплатежеспособных хозяйств (удельный вес убыточных сельхозпредприятий в 2005 г. составил 49,9%). Целесообразны следующие направления реструктуризации задолженности и реформирования несостоятельных сельхозпредприятий в регионе: реорганизация предприятия в порядке приобретения в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность его имущества; реорганизация предприятия в порядке присоединения его к финансово устойчивому сельскохозяйственному предприятию или инвестору-интегратору; выделение из предприятия крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединение; погашение задолженности перед отдельными кредиторами (работниками предприятия, бюджетом) имуществом предприятия; передача имущества предприятия

в собственность другому предприятию. Основную роль в реализации национального проекта путем организации новых хозяйствующих субъектов должны сыграть динамично развивающиеся в регионе промышленные, финансовые, перерабатывающие и обслуживающие предприятия, располагающие собственными финансовыми ресурсами и возможностями привлечения заемных инвестиций в аграрное производство Самарской области.

3. Развитие интеграционных процессов в региональном АПК, которые обеспечат более тесное сотрудничество организационно-хозяйственных структур, объединенных общими технологическими процессами и стадиями воспроизводства конечного продукта: производством сельскохозяйственного сырья, его хранением, переработкой и реализацией продукции, материально-техническим и научным обеспечением, а также сервисным обслуживанием производства. Системный анализ показывает, что в сравнении с другими базовыми отраслями экономики Самарской области агропромышленный комплекс является наиболее дезинтегрированным: между абсолютным большинством входящих в него бизнес-единиц отсутствует координация совместных действий, что приводит к значительным диспропорциям. Горизонтальная и вертикальная интеграция крупных и малых субъектов, относящихся к аграрному производству, позволит создать вертикальные интегрированные структуры (агрофирмы, агрохолдинги и др.), эффективно сконцентрировать производство, преодолеть диспропорции и ослабить влияния негативных факторов.

4. Эффективное управление сбытом в сельскохозяйственных организациях и обеспечение развития рыночной инфраструктуры в АПК. Важнейшим направлением управления сбытом в сельхозпредприятиях является оптимизация системы товародвижения, т.е. комплексная деятельность по планированию, организации и контролю за физическим перемещением продукции от производителя к потребителю. Одной из схем взаимовыгодного сотрудничества сельских производителей с другими субъектами является заключение стратегического партнерства на кооперативных началах, создание объединений ассоциативного типа, а также создание сети закупочно-сбытовых и кредитных кооперативов. Наиболее слабым звеном в системе сбыта сельхозпродукции является отсутствие в Самарской области специализированных рынков. На уровне областного центра и крупных муниципальных образований необходимо создание колхозных рынков для сбыта продукции, произведенной местными товаропроизводителями (прежде всего, фермерскими хозяйствами и личными подворьями), управлять которым должны сбытовые кооперативы.

5. СозданиеуправляющейсистемыАПК в сельских районах Самарской области, координирующей и контролирующей выполнение целевых показателей развития аграрного производства. Организационная структура управляющей системы в АПК должна состоять из: центров ответственности по конкретным приоритетным направлениям развития агро-бизнеса; учетно-аналитического центра по сбору, обработке и анализу информации; информационно-консультационного центра (ИКЦ), ориентированного на развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания услуг сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства.

Центральное место в управляющей системе должен занять ИКЦ как структура, которая поможет сельхозпроизводителям не только выбрать наиболее приемлемое аппаратнопрограммное решение, но и обеспечить им всестороннюю сервисную поддержку, связан-

ную с внедрением, сопровождением аппаратно-программного комплекса, обучением специалистов хозяйств и т.д.

6. Максимальное использование всех форм государственной поддержки и экономического регулирования субъектов АПК региона. Основной задачей для региональных и муниципальных органов власти в условиях признания АПК одним из национальных приоритетных проектов является содействие максимальному привлечению бюджетных средств из бюджетной системы различных уровней, а также контроль за их эффективным и целевым использованием.

Реализация предложенных стратегических направлений развития сельскохозяйственных организаций позволит обеспечить социально-экономическую эффективность функционирования регионального рынка сельхозпродукции, продовольственную безопасность Самарской области и устойчивое развитие сельских территорий.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ -ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ

И.М. Хамидуллина, асп., Э.М. Хафизова, асп. Башкирского государственного аграрного университета

Значение развития сельских районов огромно, так как они являются основными производителями продуктов питания для населения. Поэтому перед государством стоит важная задача, которая заключается в достижении и поддержании их устойчивого развития.

Основным фактором устойчивого развития сельских районов является прибыльность сельскохозяйственного производства, которая достигается за счет эффективного управления затратами и результатами. Решение этой задачи настоятельно требует поиска научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства.

В Татышлинском районе Республики Башкортостан разработан механизм управления затратами и результатами, который основан на том, что введен жесткий режим экономии ресурсов и осуществляется контроль за их расходованием, налажена четкая система планирования и оценки результатов деятельности структурных подразделений. В результате применения этого механизма достигнута высокая эффективность производства сельскохозяйственной продукции (табл. 1).

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что уровень показателей эффективности производства Татышлинского района значительно выше показателей по Республике Башкортостан и северной лесостепи. Так, если в среднем рентабельность продаж в 2005 г. по рес-

публике составила 6,9%, то в районе данный показатель в 2 раза выше и составляет 14,2%. Также сильно отличается себестоимость зерна и молока. Себестоимость производства зерна в Татышлинском районе составляет 186 р., что на 6 р. ниже по сравнению со среднереспубликанскими показателями. Следует отметить, что сельскохозяйственные предприятия Татышлинского района в основном специализируются на производстве мясо-молочной продукции. При этом себестоимость 1 ц молока ниже по сравнению с себестоимостью по республике и зоне на 29 р. и 6 р. соответственно.

Сельскохозяйственные предприятия Татышлинского района отличаются высокой эффективностью использования сельскохозяйственных угодий, показатели которой выше в 2 раза республиканских и зональных.

Важным рычагом механизма управления затратами и результатами в Татышлинском районе Республики Башкортостан является планирование затрат, которое базируется на научнообоснованных нормах и нормативах. Нормы и лимиты расхода ресурсов устанавливаются на единицу производимой продукции и условную голову сельскохозяйственных животных. При этом отличительной чертой является то, что для всех статей затрат устанавливаются нормы расхода определенных ресурсов с отражением их стоимости в текущих ценах с ежемесячной корректировкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.