Научная статья на тему 'Управление заемным капиталом компании: проблемы и пути решения'

Управление заемным капиталом компании: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2230
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ ЛЕВЕРИДЖ / РЕСТОРАННЫЙ ХОЛДИНГ «GINZA PROJECT» / LOAN CAPITAL / ORGANIZATION CAPITAL MANAGEMENT MODELS / FINANCIAL LEVERAGE / RESTAURANT HOLDING COMPANY “GINZA PROJECT”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Винникова Ирина Сергеевна, Пронина Диана Михайловна

Для того чтобы работа компании была максимально эффективна, необходимым условием для этого является оптимизация структуры капитала. При ее осуществлении должно учитываться влияние изменений внешней конъюнктуры. Структуру капитала компании нужно понимать, как связь собственных и заемных средств, которые необходимы ей для долгосрочных планов развития. Управление заемным капиталом компании в статье рассмотрено на примере ресторанного холдинга «Ginza Project». Проведена сравнительная характеристика показателей деятельности компании до и после привлечения заемных средств, обоснована эффективность при балансировании собственных и заемных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE COMPANY'S LOAN CAPITAL: PROBLEMS AND SOLUTIONS

In order for the work of the company to be as efficient as possible, the necessary condition for this is the optimization of the capital structure. Its implementation must take into account the impact of changes in the external environment. The structure of a company's capital should be understood as the relationship between its own and borrowed funds, which it needs for long-term development plans. The management of borrowed capital of the company in the article is considered on the example of the restaurant holding company “Ginza Project”. A comparative description of the company's performance indicators before and after borrowing has been carried out, efficiency has been justified when balancing its own and borrowed resources.

Текст научной работы на тему «Управление заемным капиталом компании: проблемы и пути решения»

УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ КОМПАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Кузнецова Екатерина Андреевна, старший преподаватель (e-mail: devinyls@yandex.ru) Винникова Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: ira_vinnikova@mail.ru) Пронина Диана Михайловна, студент (e-mail: dianaovtsyna@bk.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия

Для того чтобы работа компании была максимально эффективна, необходимым условием для этого является оптимизация структуры капитала. При ее осуществлении должно учитываться влияние изменений внешней конъюнктуры. Структуру капитала компании нужно понимать, как связь собственных и заемных средств, которые необходимы ей для долгосрочных планов развития. Управление заемным капиталом компании в статье рассмотрено на примере ресторанного холдинга «Ginza Project». Проведена сравнительная характеристика показателей деятельности компании до и после привлечения заемных средств, обоснована эффективность при балансировании собственных и заемных ресурсов.

Ключевые слова: заемный капитал, модели управления капиталом организации, финансовый леверидж, ресторанный холдинг «Ginza Project».

Привлечение заемных средств - обычное явление в условиях рыночной экономики. Разберемся, как управлять заемным капиталом, рассмотрим источники его формирования, методы привлечения займов в компанию. А также рассмотрим, как рассчитать и анализировать заемный капитал на конкретном примере.

Финансовые ресурсы организации, как известно, делятся на собственные и заемные. Заемными ресурсами считаются кредиты, облигационные займы, бюджетные ассигнования. Внутренние и внешние источники формируют ресурсы компании. Прибыль является главным внутренним источником, она распределяется по решению управленческих органов организации. Амортизационные отчисления занимают немаловажное место в составе внутренних источников.

Если руководство компании верно управляет оборотным капиталом, безусловно, операционная деятельность будет эффективна. Организации нужно грамотно и правильно поддерживать оборотные активы компании, а также заботиться о том, чтобы на банковских счетах была нужная сумма денег. Нужно чтобы хватало источников финансирования для приобретения запасов сырья. При возникновении дебиторской задолженности понадобятся определенные резервы денежных средств (Рис.1).

Рис. 1. Ключевые источники краткосрочного финансирования

Кредитные линии банка предполагают, что компания может занимать в рамках определенного лимита, выделенного ей банком, сумму денег. Отличие от кредита заключается в том, что компания может брать деньги не только в тот момент, когда выпущен кредит, а в любой момент времени в рамках которого выделена кредитная линия.

Краткосрочные кредиты банков естественно являются источником финансирования краткосрочных активов.

Вексель является долговым инструментом. Он предполагает, что компания выпустившая вексель, обязуется выплатить векселедержателю конкретную сумму денег в установленный момент времени. Приобретая вексель, инвестор ожидает получить деньги в будущем, а компания получает финансирование в настоящий момент.

Аккредитив предполагает гарантию банка выплатить третьему лицу, при предоставлении определенных документов, сумму денег, которая отмечена в договоре аккредитива. В данном случае можно говорить о том, что аккредитив в большей степени служит методом платежа. Если рассмотреть этот инструмент с финансовой точки он также может являться и источником краткосрочного финансирования.

Факторинг предполагает, что компания может приобрести денежные средства за проданный ей товар моментально. Организации продает право получить деньги другой компании, банку или специализированной компании с дисконтом. В данном случае компания получает несколько меньшую сумму денежных средств, но получает ее сразу же и не беспокоится о том, в какое время на самом деле произойдет оплата.

Краткосрочные кредиты, кредитные линии, вексель, аккредитив и факторинг по праву могут считаться ключевыми источниками финансирования оборотного капитала. В своей деятельности у организации возникают потребности в денежной форме. Это относится к закупке сырья, формирования запасов, оплаты топлива. Прибыль и краткосрочные заемные средства покрывают эти потребности.

Рассмотрим управление заемным капиталом на примере «Ginza Project».

«Ginza Project» - это ресторанный холдинг, появившийся в 2003 году и насчитывающий, на данный момент, более 100 ресторанов в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне и Нью-Йорке.

Основные тенденции в структуре активов предприятия выглядят следующим образом: величина внеоборотных активов, как на 1 января 2017 года, так и на 1 января 2018 года является незначительной и не оказывает отрицательного влияния на финансовую и хозяйственную деятельность предприятия; увеличение запасов (на 0,537 мил. руб. или на 27,64%) произошло в основном за счет увеличения товаров для продажи на балансе предприятия. Данная динамика связана с осуществлением хозяйственной деятельности предприятия, однако управлению компании следует уделить особое внимание имеющимся на балансе запасам: размер такого имущества следует тщательно контролировать и регулировать в целях предотвращения увеличения выше нормативных показателей, приводящих к замедлению оборачиваемости капитала, а следовательно, к снижению доходности предприятия в целом.

Величина дебиторской задолженности в анализируемом периоде увеличилась на 776 тыс. руб. или на 53,19%, что говорит о возможных проблемах, связанных с оплатой покупателей продукции предприятия. Компании предлагается контролировать величину дебиторской задолженности, особенно просроченной, препятствовать ее увеличению, способствующему замедлению оборачиваемости капитала.

Собственный капитал на 1 января 2018 увеличился на 1,097 млн. руб. или на 76,66%, заемный капитал увеличился за счет: увеличения долгосрочных обязательств на 516 тыс. руб. или 14,97% и увеличения краткосрочных обязательств на 660 тыс. руб. или 15,8%.

Капитал организации почти на 80% состоит из заемных средств, что свидетельствует о крайне малой финансовой устойчивости. Учитывая, что заемный капитал почти полностью состоит из краткосрочных обязательств, финансовое положение предприятия можно охарактеризовать как неустойчивое, с высокой долей риска снижения платежеспособности.

Увеличение краткосрочных обязательств (на 660 тыс. руб. или на 15,8%) говорит об ухудшении порядка расчетов предприятия с кредиторами, в частности с поставщиками, подрядчиками, персоналом организации и бюджетом, но при этом наблюдается резкий рост собственного капитала, что дает перспективы развития.

Покупатель ресторан «Баклажан» ресторанного холдинга «Ginza» покупал продукцию в ООО «Прима» со 100%-ной предоплатой.

Планируется изменить договорные условия работы с ресторан «Баклажан», так как через три месяца он планирует увеличить объем закупок на 30 % в месяц.

Чтобы определить лимит товарного кредита и срок отсрочки платежа, которые можно предложить покупателю, необходимо проанализировать предыдущий опыт работы с ним:

За последние три месяца ООО «Прима» отгрузила ресторану «Баклажан» товара на 69 236 тыс. руб., т. е. среднемесячная отгрузка составляет 23 079 тыс. руб. (69 236 / 3).

Количество закупок на последние три месяца - 8, т. е. 2,67 раза в месяц. Количество оборотов за месяц - 3.

Тогда:

- срок отсрочки платежа = 30 / 3 = 10 дней;

- кредитный лимит = 23 079 / 10 = 2308 тыс. руб.

Чтобы сохранить объем и частоту отгрузок, покупателю ООО «Север» предложены следующие условия для договора на товарный кредит с отсрочкой платежа:

- срок отсрочки - 10 календарных дней;

- кредитный лимит - 2500 тыс. руб.

В дальнейшем размер кредитного лимита и срок отсрочки платежа могут быть изменены, так как:

- планируется увеличить объем закупок;

- просрочки по оплате (если они будут) могут привести к сокращению или отказу в предоставлении отсрочки.

Стоит отметить, что глубина кредита может быть предопределена как сложившаяся величина на предприятии. В таком случае, если возникнет необходимость в изменении сроков кредитования, организация не будет этого делать. Исключением из правила может послужить ситуация, когда целиком обновляется вся политика компании - в области скидок, наценок и иных условий сотрудничества. Однако в этом случае придется убеждать покупателей в необходимости таких кардинальных изменений.

В данном случае рекомендованы следующие методы для расчета: анализ планируемого и фактического периода оборота кредиторской задолженности; сопоставление маржи со стоимостью заемных средств.

Необходимо понимать, что предоставление товарного кредита призвано позволять участникам рынка реализовывать большие объемы продукции производителя, используя свой оборотный капитал. В то же время, отсрочка не должна быть бесплатным заемным ресурсом для розничного покупателя. Глубина товарного кредита обязана учитывать операционные циклы организаций. Так, количество дней отсрочки для крупных оптовиков должно быть значительно больше, чем для кондитерской палатки. Товарный кредит - частая практика. Крупные дистрибьюторы и производители регулярно предоставляют свою продукцию на данных условиях. Этим они добиваются увеличения объемов продаж и расширения базы потребителей, основными из которых являются небольшие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю.

Когда кредит выдается в товарной форме, он выступает не обособленным обязательством, а служит дополнением к основной сделке (купли-продажи, подряда, аренды и др.).

Прежде чем говорить, как сбалансировать собственный и заемный капитал, рассмотрим использование заемных средств на конкретном примере. У ресторанного холдинга «Ginza Project» бизнес отлажен и стабильно при-

носит 20% прибыли на каждый рубль собственного капитала. Компания оформила банковский кредит в 100 миллионов рублей под 15% годовых.

Действительно, при такой рентабельности продаж увеличение капитала, инвестированного в бизнес, привело к росту полученной прибыли. А эффективность использования собственного капитала возросла в 1,5 раза. И это не смотря на то, что из полученных 30 миллионов пришлось уплатить дополнительно 15 миллионов рублей в качестве платы за привлеченный капитал.

Таблица 1 - Сравнение показателей ресторанного холдинга «Ginza Project» _до и после привлечения заемных средств._

Год Авансированный капитал Продажи Чистая прибыль (с учетом уплаченных процентов по кредиту) Рентабельность авансированного капитала Рентабельность собственного капитала

До получения кредита 50 млн 200 млн 10 млн 20% 20%

После получения кредита 150 млн 600 млн 15 млн 20% 30%

Компания в полной мере ощутила на себе положительный эффект финансового рычага. Видно, что до тех пор, пока рентабельность авансированного капитала превышает стоимость привлекаемых ресурсов, выгодно наращивать капитал за счет внешних займов, повышая тем самым рентабельность собственных средств.

Получив такой результат компания «Ginza Project» приняли решение повторить то же самое в следующем году. Однако на этот раз руководство компания не учло, что в результате кризиса снизился уровень жизни населения и как следствие, сократился спрос на походы в ресторан и заказ еды на дом, и через год компания получил такие результаты (Табл. 2).

На этот раз финансовый рычаг сработал в обратную сторону. Продажи, хотя и сохранили прежнюю рентабельность в 10%, выросли совсем не на столько, как ожидалось. В итоге вся полученная прибыль пошла на уплату процентов по взятому кредиту, и компания осталась без прибыли.

Таблица 2 - Сравнение показателей ресторанного холдинга «Ginza Project» _при снижении спроса_

год Авансированный капитал Продажи Чистая прибыль (с учетом уплаченных процентов по кредиту) Рентабельность авансированного капитала Рентабельность собственного капитала

До получения кредита 50 млн 200 млн 10 млн 20% 20%

После получения кредита 150 млн 300 млн - 10% 0%

Балансирование собственных и заемных средств начинается с повышения уровня организации бизнес-процессов внутри предприятия. Использование такого инструмента как финансовый леверидж, то есть повышение объема ресурсов, находящихся под управлением организации за счет заемных средств, аналогично повышению ставок в азартных играх: возможный выигрыш тем больше, чем выше ставки, но и в случае проигрыша убытки будут больше. Безопасно и с выгодой это можно делать только при высоком уровне менеджмента, планирования и эффективности производства, когда есть полная уверенность, что каждый взятый рубль будет вложен в нужные активы, которые обращаются с оптимальной скоростью, а неэффективные затраты отсутствуют.

В управлении заемными средствами нужно принимать во внимание, что высокая доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных источников финансирования характеризуется как высокий уровень финансового леве-риджа и свидетельствует о высоком уровне финансового риска. Для компаний с высоким уровнем финансового левериджа даже малое изменение прибыли до вычета процентов и налогов может привести к существенному изменению чистой прибыли.

Привлечение заемных средств для увеличения авансированного капитала должно осуществляться при высоком уровне организации производства, контроля и управления финансами. Стоит отметить, что расчет разных вариантов структуры источников, производится путем подбора параметров факторной модели. Затем из просчитанных вариантов выбирается среднесрочные целевые показатели, согласующиеся с финансовой, дивидендной, производственной и маркетинговой политиками, принятыми в компании.

Список литературы

1. Абаева Н.П., Искакова Г.И. Управление заемным капиталом предпри-ятия//Экономика и социум». -2016.-№4.

2. Борисова, О.В. Оптимизация структуры капитала коммерческих предприятий в России: Монография. - М.: РИА "Вивид Арт", 2014.

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Финансовый менеджмент современной организации. Мининский университет. Нижний Новгород. 2018.

4. Волков, В.А. Управление заемным капиталом предприятия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10/Волков Владимир Авазбекович. - Саратов, 2005. -172 с

5. Иосифова О.Н., Бородина Т.В. Управление собственным и заемным капиталом как фактор финансовой устойчивости предприятия//Проблемы экономики. -2015. -№ 2. -С. 70-71.

6. Коптева, Е.П. Политика управления заемным капиталом предприятия: методологический аспект /Е.П. Коптева// Современные научные исследования и инновации. -2011. -№ 4 (08). - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/kopteva_ep.pdf

Kuznetsova Ekaterina Andreevna, senior lecturer (e-mail: devinyls@yandex.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia Vinnikova Irina Sergeevna, Cand.Econ.Sci., associate professor (e-mail: ira_vinnikova@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia

Pronina Diana Mihajlovna, student (e-mail: dianaovtsyna@bk.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia MANAGEMENT OF THE COMPANY'S LOAN CAPITAL: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract. In order for the work of the company to be as efficient as possible, the necessary condition for this is the optimization of the capital structure. Its implementation must take into account the impact of changes in the external environment. The structure of a company's capital should be understood as the relationship between its own and borrowed funds, which it needs for long-term development plans. The management of borrowed capital of the company in the article is considered on the example of the restaurant holding company "Ginza Project". A comparative description of the company's performance indicators before and after borrowing has been carried out, efficiency has been justified when balancing its own and borrowed resources.

Keywords: loan capital, organization capital management models, financial leverage, restaurant holding company "Ginza Project".

УДК 338.48

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА «ВОСКРЕСЕНСКОЕ ПОВЕТЛУЖЬЕ» Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

Статья содержит исследование перспектив развития Нижегородского туристко-рекреационного кластера на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Авторы рассмотрели и уточнили ресурсный потенциал территории, изучили возможности использования природных туристских локаций, составляющие туристский экологический кластер и включенности их возможностей в общую концепцию развития туризма региона.

Приведены результаты анализа территории, выявлены возможности использования потенциала для формирования туристских продукт интегрированного характера (дифференцированный подход). В качестве инструмента поддержки и развития кластера предложен семейный тур оздоровительной направленности протяженностью 4 дня, который позволит привлечь новые группы туристов в данный рекреационный кластер. В статье представлено его детальное описание, приведена программа обслуживания. Полученные выводы могут являться основой при формировании концепции разработки экологического кластера на основе парка «Вос-кресенское Поветлужье» Нижегородской области, а предлагаемый маршрут может стать основой для привлечения туристов из разных сегментов рынка благодаря разнообразной программе и четырехдневному пребыванию на маршруте. Это в свою очередь позволит детально погру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.