Научная статья на тему 'Управление водопользованием во второй половине ХХ в. (на примере Обь-Иртышского бассейна)'

Управление водопользованием во второй половине ХХ в. (на примере Обь-Иртышского бассейна) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Обь-Иртышский речной бассейн / история управления водопользованием / ХХ в. / Ob-Irtysh river basin / history of water management

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анна Владимировна Шмыглёва

На основе анализа архивных документов, материалов периодической печати и литературных источников выявлены особенности системы управления водопользованием в Обь-Иртышском бассейне во второй половине ХХ в. Рассмотрены основные подходы к управлению водопользованием: административный и бассейновый. Дана характеристика бассейнового принципа как эффективного способа управления водопользованием на региональном уровне. Приведены примеры применения бассейнового принципа в управлении водными ресурсами в пределах Обь-Иртышского речного бассейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Water management in the second half of the 20th century (a case study of the Ob-Irtysh basin)

The object of the research is the territory of the Ob-Irtysh river basin, which is a complex ecosystem. The focus of the study is the water use management system in the basin in the second half of the 20th century. The aim is to identify the problems of water use in the Ob-Irtysh basin on the basis of archival documents, periodicals and literary sources, and the features of the water management system of the region in the period under review. The quality of water sources in the basin under consideration is the result of a combination of natural and anthropogenic factors: floods, low water, negative riverbed and coastal processes, large-scale water pollution. Some areas of the basin were characterized by insufficient water resources, while others by redundancy, leading to spring flooding and floods. The state of the water sources in the region in recent decades has been assessed as unfavorable: the mining and processing industry, agricultural production, and utilities have had a negative impact on the reservoirs. Water use in the USSR, as in most countries of the world, in the second half of the twentieth century was based mainly on the administrative principle. One of the tools of the administrative system of water management at that time was schemes for the integrated use and protection of water resources, which included measures in such areas as water supply to the population and economic facilities, prevention of the consequences of the negative impact of water, protection and restoration of water bodies. The basin principle in water resources management in the 1960s–1980s was applied in fragments, as an addition to the administrative-territorial approach. Examples of the application of the basin approach in water resources management within the Ob-Irtysh River basin, in particular, attempts to create basin committees and adopt basin agreements, were local and sporadic. The analysis of the historical experience of applying the basin principle to some rivers of the basin, on the one hand, confirms the need for special bodies responsible for managing water resources in the river basin and, on the other hand, clearly demonstrates the imperfection of water management. Conflicts between water users of different levels and decades-long pollution of water sources indicate the inefficiency of the historically established water management system based on the administrative principle that does not take into account the consequences of the anthropogenic impact on ecosystems. At the same time, the experience of other countries confirms the effectiveness of the practical application of the basin principle not only for solving water use problems, but also in the field of environmental management in general. Given the continuing urgency of the water problem in the region, it is necessary to further improve the water management system based on a convergence of approaches and taking into account the specifics of the Ob-Irtysh basin.

Текст научной работы на тему «Управление водопользованием во второй половине ХХ в. (на примере Обь-Иртышского бассейна)»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 180-190 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 496. рр. 180-190

Научная статья

УДК 94(571.1):504.06

doi: 10.17223/15617793/496/20

Управление водопользованием во второй половине ХХ в. (на примере Обь-Иртышского бассейна)

Анна Владимировна Шмыглёва1

1 Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Калининград, Россия, alisa-umka@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа архивных документов, материалов периодической печати и литературных источников выявлены особенности системы управления водопользованием в Обь-Иртышском бассейне во второй половине ХХ в. Рассмотрены основные подходы к управлению водопользованием: административный и бассейновый. Дана характеристика бассейнового принципа как эффективного способа управления водопользованием на региональном уровне. Приведены примеры применения бассейнового принципа в управлении водными ресурсами в пределах Обь-Иртышского речного бассейна.

Ключевые слова: Обь-Иртышский речной бассейн, история управления водопользованием, ХХ в.

Для цитирования: Шмыглёва А.В. Управление водопользованием во второй половине ХХ в. (на примере Обь-Иртышского бассейна) // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 180-190. doi: 10.17223/15617793/496/20

Original article

doi: 10.17223/15617793/496/20

Water management in the second half of the 20th century (a case study of the Ob-Irtysh basin)

Anna V. Shmygleva1

1 Western Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Kaliningrad, Russian Federation, alisa-umka@yandex.ru

Abstract. The object of the research is the territory of the Ob-Irtysh river basin, which is a complex ecosystem. The focus of the study is the water use management system in the basin in the second half of the 20th century. The aim is to identify the problems of water use in the Ob-Irtysh basin on the basis of archival documents, periodicals and literary sources, and the features of the water management system of the region in the period under review. The quality of water sources in the basin under consideration is the result of a combination of natural and anthropogenic factors: floods, low water, negative riverbed and coastal processes, large-scale water pollution. Some areas of the basin were characterized by insufficient water resources, while others by redundancy, leading to spring flooding and floods. The state of the water sources in the region in recent decades has been assessed as unfavorable: the mining and processing industry, agricultural production, and utilities have had a negative impact on the reservoirs. Water use in the USSR, as in most countries of the world, in the second half of the twentieth century was based mainly on the administrative principle. One of the tools of the administrative system of water management at that time was schemes for the integrated use and protection of water resources, which included measures in such areas as water supply to the population and economic facilities, prevention of the consequences of the negative impact of water, protection and restoration of water bodies. The basin principle in water resources management in the 1960s-1980s was applied in fragments, as an addition to the administrative-territorial approach. Examples of the application of the basin approach in water resources management within the Ob-Irtysh River basin, in particular, attempts to create basin committees and adopt basin agreements, were local and sporadic. The analysis of the historical experience of applying the basin principle to some rivers of the basin, on the one hand, confirms the need for special bodies responsible for managing water resources in the river basin and, on the other hand, clearly demonstrates the imperfection of water management. Conflicts between water users of different levels and decades-long pollution of water sources indicate the inefficiency of the historically established water management system based on the administrative principle that does not take into account the consequences of the anthropogenic impact on ecosystems. At the same time, the experience of other countries confirms the effectiveness of the practical application of the basin principle not only for solving water use problems, but also in the field of environmental management in general. Given the continuing urgency of the water problem in the region, it is necessary to further improve the water management system based on a convergence of approaches and taking into account the specifics of the Ob-Irtysh basin.

Keywords: Ob-Irtysh river basin, history of water management

For citation: Shmygleva, A.V. (2023) Water management in the second half of the 20th century (a case study of the Ob-Irtysh basin). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 496. рр. 180190. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/496/20

© Шмыглёва А.В., 2023

В советский период государство определяло политику в области управления водными ресурсами, основываясь на теоретических подходах, которые эволюционировали в зависимости от приоритетов и масштабов природопользования. Особенностью системы управления природопользованием в СССР было использование административно-территориальных границ как основы законодательного регулирования, однако структура власти и юридической ответственности не совпадала со структурой речных систем, а система управления противоречила логике и динамике целостной речной системы. В то же время бассейновый подход в СССР длительное время не выходил за пределы теоретических исследований и дискуссий относительно его эффективности и его применение рассматривалось лишь как дополнение к существовавшему административному подходу. Несмотря на серьезную теоретическую проработанность и обоснованность, бассейновый принцип управления водными ресурсами стал применяться в СССР значительно позже, чем за рубежом. Целью данной статьи является анализ практики управления водопользованием в Обь-Иртышском бассейне во второй половине ХХ в. и выявление ее особенностей, в том числе, связанных с применением бассейнового принципа.

В последнее время водно-экологическая проблематика привлекает к себе повышенное внимание, растет количество публикаций, посвященных вопросам формирования и развития государственной водной политики в России - СССР, в частности, на примере бассейна р. Волги [1-3]. Сибирские историки активно включились в изучение проблематики, связанной с освоением водно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири в условиях активного индустриального развития. Проблемам использования, загрязнения и охраны рек в процессе индустриального развития Восточной Сибири в советский период посвящены публикации С.Т. Гайдина, Г.А. Бурмакиной [4, 5]. В работах Д.М. Нечипорука [6], Э.С. Красови-товой [7] исследуются экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием на водные экосистемы Западной Сибири во второй половине ХХ в. Работы М.В. Комгорт, Г.Ю. Колевой [8], В.Л. Некрасова [9], О.Н. Стафеева [10], Е.А. Хромова [11] раскрывают специфику процесса проектирования и строительства объектов гидроэнергетики на р. Обь в 19501960-е гг. Проблемы освоения рыбных ресурсов и развития рыбной промышленности в Западной Сибири отражены в исследованиях Е.И. Гололобова [12, 13], М.С. Мостовенко [14]. В перечисленных работах отмечается важная роль водных источников как ресурса для индустриального освоения Сибири, отмечаются противоречия в целях местных органов власти и всесоюзных ведомств, которое практически сводило на нет природоохранные усилия.

Источниковая база исследования представлена широким спектром законодательных и нормативных документов, материалами архивов, публикациями в периодических изданиях, материалами научных и практических конференций, совещаний, семинаров, посвя-

щенных проблеме рационального использования природных ресурсов. Следует отметить, что в рассматриваемый период проблема рационального использования водных источников широко обсуждалась в трудах географов, гидрологов, биологов, экологов.

Территориальные рамки - Тюменская, Омская, Курганская, Свердловская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Омская, Кемеровская, Новосибирская, Томская области, Алтайский край, Республика Алтай. Обь-Иртышский бассейн представляет собой сложную экосистему субпланетарного масштаба, интегрируемую стоком воды, он охватывает практически всю ЗападноСибирскую низменность, включая часть территории Казахстана и Китая. Для Обь-Иртышского бассейна характерны следующие водные проблемы: дефицит водных ресурсов; наводнения; маловодья; деградация озер в бессточных степных областях бассейна; заболоченность бассейна; низкое качество вод, обусловленное как природными, так и антропогенными факторами. В настоящее время управление водным хозяйством в бассейне осуществляют Верхне-Обское и Нижне-Об-ское бассейновые водные управления (БВУ), образованные в составе Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов России.

Поверхностные воды Обь-Иртышья являются основным источником промышленного и хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов. На протяжении многих лет водные ресурсы подвергаются масштабному воздействию со стороны промышленности, сельского хозяйства, ЖКХ и населения. Факты безответственного отношения к водопользованию со стороны промышленных предприятий, колхозов, жилищного хозяйства отражены в многочисленных архивных документах, отложившихся в фондах региональных архивов [15-18]. Наиболее загрязненными оказались водоемы, по берегам которых в 1930-1950-е гг. были построены крупные предприятия. Отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа во второй половине ХХ в. были основной проблемой для рек Обь, Иртыш и их притоков. Значительное влияние на водные ресурсы Обь-Иртышского бассейна оказывал созданный в ХХ в. мощный водохозяйственный комплекс, включающий более 200 крупных водохранилищ, наиболее крупными из которых были Новосибирское, Аргазинское, Гилевское и Белоярское. Обь-Иртышский бассейн традиционно играл важную роль в рыбном хозяйстве страны - в годы с высоким уловом (до 580 тыс. ц рыбы) он давал более 30% улова по РСФСР и 70% уловов по Сибири, однако загрязнение рек сточными водами и создание гидротехнических сооружений привели к резкому сокращению запасов ценных пород рыб (осетра, нельмы, стерляди), сокращению улова щуки, язя, плотвы [19. С. 155].

Проведенные в 1950-1960-е гг. гидрологические исследования позволили сделать вывод о преобладающем влиянии хозяйственной деятельности на химический состав воды. Загрязнение воды фенолами, нефтепродуктами, кислотами и щелочью не только отрицательно сказывалось на рыбных запасах крупных рек

(Обь, Томь), но делало их опасными для здоровья населения. Небольшие таежные речки были подвержены загрязнению вследствие несоблюдения правил лесосплава и заготовок древесины. Судьба малых рек в городах была еще трагичнее - уже в начале 1960-х гг. вследствие сброса нечистот они стали местными «достопримечательностями», полностью оправдывая закрепившееся за ними название «речки-вонючки» [17]. Масштабы загрязнения водных источников Обь-Иртышского бассейна потребовали вмешательства центральных властей: в 1963 г. Совет министров РСФСР принял первое постановление, предусматривавшее строительство очистных и канализационных сооружений на ряде промышленных предприятий и коммунальных объектов Западно-Сибирского и Кузбасского СНХ. Однако документы комиссий по охране природы, региональных и городских отделений Всероссийского общества охраны природы, контролирующих органов свидетельствуют о том, что постановление повсеместно не выполнялось, важные решения оставались на бумаге, а загрязнение рек усиливалось одновременно с ростом экономических показателей [20]. Таким образом водные ресурсы Обь-Иртышья стали заложниками той системы управления природопользованием, которая сформировалась в стране в предшествующий период.

В истории управления водопользованием в разное время применялись различные подходы, основными из которых можно считать административный (ведомственный) и бассейновый (гидрографический). Несмотря на широкое применение, административный подход имеет определенные недостатки - несоответствие границ бассейнов и суббассейнов административным границам обусловливает невозможность планирования и эффективного управления на уровне гидрографических единиц, что приводит к нежелательным последствиям и неуправляемости водных ресурсов. Гидрографический принцип управления водными ресурсами предусматривает участие представителей всех заинтересованных сторон на демократических основах, а роль государства при таком принципе заключается в создании благоприятной среды - политических и экономических условий для достижения целей управления водопользованием, обеспечение доступности информации и т.п. Отсутствие единого общепринятого подхода способствовало формированию двух десятков моделей бассейнового управления, представляющих собой вариации «агентств», «управлений», «комиссий», выполняющих различные функции [21]. В соответствии с целями устойчивого развития бассейновый подход широко применяется в сфере управления трансграничными водными ресурсами [22]. В мире накоплен достаточно серьезный опыт в сфере организации управления природопользованием на основе бассейнового подхода. Национальные системы управления водопользованием Франции, Канады, Великобритании, США, Польши, Испании, Голландии, Индии и некоторых других стран построены на бассейновом принципе. Еще в 1960-1980-х гг. успешный опыт применения бассейнового подхода изучался в рамках

научно-технического сотрудничества СССР с зарубежными странами, в том числе с Францией и Великобританией [23, 24].

Водопользование в СССР, как и в большинстве стран мира, основывалось на административном принципе. Создание бассейновых органов управления в СССР связано с идеей рационального водопользования, которая стала основой политики природопользования в 1960-1970-х гг. В соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 22.04.1961 № 425 «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР» [25] началось создание специальных органов по использованию и охране поверхностных и подземных водных ресурсов. После принятия Постановления Совета министров РСФСР от 03.07.1961 № 856 «Вопросы Государственного комитета Совета министров РСФСР по водному хозяйству» [26] было образовано 14 бассейновых инспекций, подчинявшихся Госводхозу РСФСР. На Инспекции возлагалась ответственность по решению следующих задач:

- организация рационального использования поверхностных и подземных водных ресурсов;

- учет количества потребляемой воды из поверхностных и подземных источников;

- изучение состояния дел у водопользователей с использованием воды и степенью очистки сточных вод;

- паспортизация всех водозаборов и сбросов в водные объекты;

- осуществление государственного надзора за проведением предприятиями, хозяйствами, учреждениями мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов, а также по борьбе с их истощением и вредным воздействием;

- охрана поверхностных и подземных водных источников, а также прибрежных полос рек, лиманов, озер и морей от загрязнения и засорения сточными водами и отходами производства.

В соответствии с Основами водного законодательства СССР и союзных республик в 1970-е гг. повсеместно началось создание системы, в рамках которой государственное управление в области использования и охраны вод осуществлялось Советом министров СССР, Советами министров союзных республик, Советами министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, специально уполномоченными государственными органами по регулированию использования и охране вод [27]. Постановлением Совета министров РСФСР № 569 от 24.12.1973 «Об укреплении государственных органов по регулированию использования и охране вод в РСФСР» образованы бассейновые (территориальные) управления по регулированию использования и охране вод на базе бассейновых инспекций по использованию и охране водных ресурсов, функции которых были определены утвержденным в 1974 г. положением [28].

В середине 1960-х гг. для управления водными ресурсами в СССР начали использовать «бассейновые и региональные Схемы комплексного использования водных ресурсов (СКИВР), которые разрабатывались

для отдельных рек, крупных бассейнов и регионов, а также для водного хозяйства всей страны» [29. С. 7]. Разработчиком первой Генеральной схемы СССР стал институт «Гидропроект» (1965 г.). Помимо него, в процессе разработки схемы принимали участие представители заинтересованных водопользователей, а также специалисты гигиенических научно-исследовательских институтов, кафедр медицинских институтов и санэпидстанций, которые на протяжении нескольких лет собирали эмпирический материал по санитарной характеристике водоемов страны. В 1970-е гг. на основе проведенных исследований были разработаны схемы по отдельным водным бассейнам (реки Ока, Томь, Белая, Чусовая, Урал, Кубань и др.). В 1970-х гг. применялись Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) - «обоснованный перечень первоочередных в масштабе бассейна реки мероприятий по гарантированному водообеспечению населения и объектов экономики, предотвращению и смягчению последствий негативного воздействия вод, охране и восстановлению водных объектов» [30. С. 30]. В 1980-х гг. на основе СКИОВО осуществлялось управление водопользованием в бассейнах Западной Двины, Оби, Иртыша и других. Несмотря на значительный объем данных и широкий спектр задействованных специалистов, схемы имели ряд недостатков, обусловленных несовершенством применяемой методологии проектирования:

- не учитывалась бассейновая и региональная специфика, в частности, не придавалось значение особенностям крупных территориально-промышленных комплексов, которые размещались в бассейнах нескольких рек;

- в плане реализации запланированных мероприятий не предусмотрено экономическое стимулирование водопользователей;

- в условиях интенсивного развития мелиорации орошаемое земледелие часто преобладало в ущерб другим направлениям водопользования;

- схемы не предусматривали долгосрочного планирования и стратегических задач.

Разработка схем продолжалась в 1980-1990-х гг. В это время были разработаны Схема СССР на период до 2000 г. и Схема Российской Федерации до 2005 г., «основанные на принципах плановой экономики и директивных документах о развитии производительных сил» [31. С. 6]. Однако методология проектирования, применявшаяся с 1965 г., уже не соответствовала меняющейся концепции природопользования, что приводило к противоречиям и конфликтам между водопользователями, снижало эффективность мероприятий, направленных на защиту водных ресурсов. При составлении схем для оценки качества воды водоемов проектными организациями применялись гигиенические нормативы, определяющие безопасность и пригодность воды для населения [31. С. 39]. Несмотря на положительные оценки данного подхода к решению вопросов рационального водопользования в целом, специалисты обращали внимание на следующую особенность: «...в рамках схем рассматривались вопросы конкретного проектирования вплоть до детальных

конструкций отдельных сооружений и даже их элементов, в то время как долгосрочные задачи сводились к формальному применению нормативов, по которым практически невозможно было провести содержательный анализ» [29. С. 9]. Несовершенство схем негативно отражалось на всей системе природопользования.

Эволюция подходов к решению вопросов водопользования в Обь-Иртышском речном бассейне хорошо прослеживается на примере 1970-1980-х гг. К началу 1970-х гг. здесь проявились недостатки сложившейся системы управления водными ресурсами:

1) управление на основе административно-территориального деления приводило к преобладанию локальных интересов водопользователей, при этом интересы речного бассейна не учитывались;

2) планирование осуществлялось отдельными ведомствами, заинтересованные стороны в процессе принятия решений, как правило, не принимали участия, несмотря на законодательное закрепление такой возможности;

3) несогласованность действий и зачастую противоречащие цели водопользователей приводили к конфликтным ситуациям и снижали эффективность государственной водной политики;

4) вопросы охраны водных ресурсов не рассматривались как первоочередные, масштабы антропогенного воздействия на водные ресурсы недооценивались, следствием этого стало значительное ухудшение состояния водных источников.

В середине 1970-х гг. проблемы водопользования на реках Обь-Иртышского бассейна стали чрезвычайно актуальны. Об этом свидетельствует активное обсуждение водных проблем на совещаниях, тематических научно-практических конференциях, в средствах массовой информации, повсеместное создание специальных постоянно действующих комитетов при облисполкомах и крайисполкомах, которые должны были объединить усилия, направленные на комплексное рациональное водопользование и охрану водного бассейна. Такие структуры были созданы при региональных органах власти в Кемеровской, Новосибирской, Тюменской, Томской областях, Алтайском крае.

В 1977 г. образован постоянный межобластной общественный комитет по Верхней Оби в Кемерово. 21 июля 1977 г. состоялось первое организационное заседание комитета, на котором присутствовали представители партийных, советских, комсомольских органов и общественных организаций Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, ученые и специалисты. Заслушаны доклады работников Министерства мелиорации и водного хозяйства, Минлесхоза РСФСР, Центрального совета ВООП о состоянии и проблемах комплексного использования природных богатств в бассейне Верхней Оби. Принято постановление, избран руководящий орган комитета - Президиум, председателем которого стал первый секретарь Кемеровского обкома КПСС Л.А. Горшков [32]. В составе комитета утверждены отраслевые комиссии, в том числе по охране водных,

земельных и лесных ресурсов, по охране воздушного бассейна. Комитет должен был активизировать природоохранную работу в бассейне Верхней Оби путем координации научной и практической деятельности всех организаций и учреждений по таким направлениям, как борьба с эрозией почв, загрязнение поверхностных водоемов, обезлесение. Особое внимание следовало уделять комплексу мероприятий, предусматривавших создание лесозащитных насаждений, рациональное использование водных ресурсов, сокращение загрязнения окружающей среды и т.п.

В середине 1970-х гг. призывы к применению научно обоснованного комплексного подхода к проблеме водопользования звучали в Алтайском крае. В докладах участников научно-практической конференции «О мерах по охране и рациональному использованию бассейна р. Алей» [33], которая проходила в Рубцовске в 1976 г., вопрос о необходимости разработки схемы использования природных ресурсов бассейна р. Алей поднимался учеными и представителями органов власти Алтайского края: «Мы стоим перед качественно новым этапом в освоении природных ресурсов, когда требуются не только узкие специальные знания, но и умение видеть все сложные взаимоотношения природных компонентов и взаимоотношения человека с природой... Решение всех сложных задач, поставленных перед хозяйствами региона, требует привлечения сил научных сотрудников вузов и научно-исследовательских институтов. Особенно важна их роль в разработке научно обоснованной схемы использования природных ресурсов бассейна р. Алея, разработка такой схемы - это не разовое мероприятие. Необходим постоянный орган, который бы контролировал выполнение и качественный уровень мероприятий по использованию с учетом новейших достижений науки и техники, а также изменений среды в результате деятельности человека. Таким органом мог бы быть постоянно действующий комитет по проблемам бассейна р. Алей» [33. С. 4].

Комитет по рациональному природопользованию в бассейне р. Алей был образован в 1977 г. по решению краевого комитета КПСС. Председателем комитета избран В.И. Овчинников, секретарь крайкома КПСС. Его заместителями стали И.С. Процюк - первый заместитель председателя крайисполкома и Ю.И. Винокуров -заведующий Алтайской лабораторией экологии и рационального природопользования Института географии СО АН СССР, ученым секретарем - А.А. Кова-нова, преподаватель АлтГУ. На комитет возлагались полномочия по учету, планированию, финансированию и контролю в сфере водопользования и охраны окружающей среды в рамках речного бассейна. На местах аналогичные функции должны были выполнять районные комиссии. Комитет не только занимался разработкой и реализацией мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию в бассейне р. Алей, но и готовил научное обоснование Генеральной схемы рационального использования и охраны природных ресурсов бассейна р. Алей. К работе над Генеральной схемой были привлечены специ-

алисты из проектных, научно-исследовательских организаций, вузов края: Алтайский филиал института Зап-сибгипрозем, Алтайский госуниверситет, Алтайская лаборатория экологии и рационального природопользования Института географии СО АН СССР.

Бассейн р. Алей для разработки схемы комплексного использования был выбран не случайно - учитывалось его значение для народного хозяйства края, особые экологические условия, необходимость поиска наиболее эффективных способов организации природопользования в регионе. Алей - самая протяженная река Алтайского края, объединившая огромную территорию края: площадь бассейна составляла 11% территории региона и охватывала земли 12 административных районов. На берегах р. Алей и его притоков располагалось около 250 месторождений полезных ископаемых [34]. Бассейн р. Алей был наиболее экономически развитым и населенным аграрно-индустриальным район Алтайского края: более 400 населенных пунктов, в том числе 3 поселка и 4 города (Рубцовск, Алейск, Змеиногорск, Горняк). По оценкам специалистов, именно они наиболее неблагоприятным образом воздействовали на экосистему р. Алей: территория, размеры которой не превышали 1% площади бассейна, поставляла в окружающую среду 98% загрязняющих веществ от промышленных объектов и 33% - от транспорта.

Бассейн р. Алей в рассматриваемый период испытывал достаточно серьезную антропогенную нагрузку, которая сформировалась в основном в 1940-1950-е гг. по двум направлениям: промышленному и сельскохозяйственному. Начало активного промышленного освоения района связано с деятельностью эвакуированных во время Великой Отечественной войны промышленных предприятий и созданием в регионе крупных объектов машиностроительной и пищевой отраслей. Развитие аграрного сектора связано с периодом 1950-1960-х гг., когда осуществлялась массированная распашка целинных и залежных земель в регионе. При этом р. Алей оставалась единственным источником водоснабжения для юго-западной части края. Проблема обеспечения водой экономики региона ощущалась здесь достаточно остро. Для водообеспечения населения, сельского хозяйства и промышленности строились гидротехнические сооружения: Гилевский гидроузел, подпорные сооружения у с. Веселоярск, у г. Рубцовска, Склюихинское водохранилище. Вода из р. Алей использовалась для работы первой в Сибири системы крупных водозаборных и очистных сооружений, строительство которой началось еще в 1930 г. Таким образом, р. Алей стала незаменимым в прямом смысле слова источником воды для края.

На создание проекта схемы водопользования бассейна р. Алей потребовалось несколько лет и усилия десятков организаций. «Генеральная схема комплексного использования и охраны природных ресурсов бассейна р. Алей» была утверждена в 1985 г. Она предусматривала создание Общественного совета, который должен был осуществлять организационную и координирующую функции. Впервые в схеме были

учтены особенности системы отраслевого использования природных ресурсов, а также территориальная и структурная целостность бассейна. Комплексное рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды бассейна рассматривались как важнейшая задача природопользования. В отличие от традиционных для СССР схем охраны природы первостепенное значение приобретали «реальные перспективы использования ресурсов с учетом необходимости их охраны и воспроизводства» [35]. Использование бассейнового подхода позволило не только осуществить масштабное исследование природных ресурсов и хозяйства региона, но и выявить особенности взаимодействия природных и хозяйственных систем в рамках речного бассейна. К достоинствам Генеральной схемы по Алею также можно отнести системную проработку проблем природопользования в речном бассейне и комплексный подход к их решению; одним из главных недостатков можно считать применение жесткого механизма государственного планирования мероприятий, что не способствовало заинтересованному отношению к решению проблем со стороны природо-пользователей. В масштабах огромного Обь-Иртышского бассейна с его накапливавшимися десятилетиями проблемами экологического характера, этого явно было недостаточно. Для комплексного решения проблем водопользования следовало или применить опыт Алтайского края в других регионах, или разработать аналогичную схему для всего Обь-Иртышья.

Концепция бассейнового управления водопользованием была предложена в 1992 г. Комитетом Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвод). На ее основе были разработаны методические рекомендации по разработке бассейновых соглашений и созданию бассейновых советов. Практически сразу же началась разработка бассейновых соглашений и были созданы бассейновые советы для крупнейших рек России: Оби, Енисея, Волги, Лены. Законодательно институт бассейновых соглашений1 и бассейновых советов2 впервые был закреплен в ст. 120 Водного кодекса Российской Федерации (1995 г.) [36]. Данный шаг должен был обеспечить совместное принятие решений Российской Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения водными ресурсами, как это предусмотрено п. в. ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Необходимость создания бассейновых советов была обусловлена обострением экологических проблем в регионах и недостаточно эффективной политикой государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. История бассейновых советов началась еще в середине 1980-х гг. - на десятках водных объектов создавались бассейновые советы, инициаторами которых выступали как органы власти, так и общественность. Судьба советов складывалась по-разному: большая часть создавалась формально, существовала недолго и не смогла стать реально действующим институтом. Некоторые советы работали достаточно успешно, эффективно решая вопросы на локальном уровне, как, например, совет по р. Бурла в Алтай-

ском крае. На наш взгляд, история бассейновых советов и бассейновых соглашений наглядно демонстрирует те противоречия, которые были характерны для экологической политики в России периода 1980-1990-х гг.

В Обь-Иртышском бассейне создание советов было инициировано как государственными органами власти (по р. Алей в 1985 г., по р. Обь, р. Бурла в 2000 г.), так и общественными организациями при активном участии международных НКО (р. Томь в 1994 г., р. Иртыш в 2000 г.). Важно отметить, что для эффективной работы советов необходимым условием является совестное участие в их работе представителей властных структур и общественности, поскольку первые обладают правом законодательной инициативы в процессе организации бассейновых советов, принимают экологически значимые решения, а вторые отличаются выраженной гражданской позицией и осознают необходимость создания данного института в целях эффективного решения общих для бассейна проблем. Для успешной деятельности советов также принципиально важное значение имеет участие специалистов научных и образовательных организаций.

30 декабря 1993 г. было подписано бассейновое соглашение было между 14 субъектами Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Главными целями соглашения провозглашались:

1) нормализация водохозяйственной и водоохранной ситуации в бассейне р. Оби;

2) реализация государственной водной политики, включающей регулирование использования, воспроизводства и восстановления водных ресурсов, мониторинг и контроль качества воды.

В качестве основных задач рассматривались бесперебойное обеспечение водопользователей (населения и объектов экономики) водой надлежащего качества; защита территорий от воздействия угроз, связанных с водой (наводнений, засух и т.п.); улучшение экологической обстановки в бассейне. Для разработки и реализации мероприятий создан Обской Бассейновый комитет. Положение о бассейновом комитете было подписано 25 марта 1994 г. В его состав вошли 37 представителей субъектов Российской Федерации и федеральных органов власти. Председателем избран В.С. Ревя-кин. Деятельность комитета, как и многих других аналогичных искусственно созданных институтов, имела в большей степени формальный характер и сводилась к «ежегодному формированию перечней первоочередных мероприятий и отчетам об их выполнении» [37]. Главным препятствием для эффективной работы комитета можно считать противоречия между Верхне-Об-ским и Нижне-Обским БВУ, которые не могли найти общий язык и проводили мероприятия раздельно по Верхней и Нижней Оби, что противоречило изначальному замыслу бассейнового подхода. Бассейновый комитет не оправдал надежд общественности и специалистов в сфере управления водными ресурсами. Его участникам не удалось договориться и разработать единую бассейновую программу действий по р. Оби, ради чего и было подписано бассейновое соглашение.

Безуспешными оказались и усилия Бассейновых водных управлений (Верхне-Обского, Нижне-Обского, Уральского) по созданию федеральной целевой программы «Чистая Обь», «КЦП Обь», которые начиная с 1993 г. предпринимали попытки согласования проектов программ на федеральном уровне. В условиях непростой экономической ситуации в стране и критического состояния водохозяйственной отрасли, которая переживала перманентный процесс реорганизации, эти программы приняты не были. Попытки создания эффективного механизма управления на основе бассейнового принципа в Обь-Иртышье потерпели неудачу.

Более продуктивной оказалась попытка применения бассейнового подхода к управлению водными ресурсами, предпринятая в 1994 г. в рамках «Программы российско-французского сотрудничества по организации управления водными ресурсами в России (бассейн р. Томь)» [38]. В Томске был образован Межрегиональный Бассейновый комитет по р. Томи из числа представителей органов государственной власти, научно-исследовательских организаций, общественных организаций и руководителей предприятий двух субъектов РФ - Кемеровской и Томской областей. В сферу деятельности комитета входили вопросы, связанные с разработкой и реализацией единой инвестиционно-технической политики в сфере водопользования и охраны водных источников; согласованием водохозяйственных и водоохранных программ; повышением эффективности механизмов управления водопользованием в бассейне. В процессе принятия решений необходимо было учитывать мнение всех стейк-холдеров, несмотря противоречия, возникавшие между ними.

Подготовкой и реализацией проектов водохозяйственных программ должна была заниматься Исполнительная дирекция водохозяйственной программы. Финансирование работ осуществлялось из различных источников, в том числе федерального и регионального бюджетов, внебюджетных экологических фондов, а также средств организаций-водопользователей [39]. В целом работа Бассейнового комитета р. Томь получила положительную оценку всех участников проекта, однако специалисты критически отнеслись к целесообразности тиражирования данного опыта в масштабах всего бассейна р. Оби, поскольку «пространственная размерность Обского бассейна и сложность его иерархической организации несоизмеримы с территорией Франции и ее речными бассейнами, что накладывает отпечаток на характер проблем водопользования, формы и способы их решения на разных уровнях» [40]. Главным препятствием для эффективного решения проблем водопользования в бассейне оставалось несовершенство всей системы управления природопользованием, которая была слишком инерционна и не могла быстро перестраиваться.

Следующий этап совершенствования политики водопользования на основе применения бассейнового подхода связан с попытками создания системы управления водопользованием в речном бассейне на основе принципов устойчивого развития. В 1997 г. в рамках

стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [41] начался процесс активного обсуждения концепции устойчивого водопользования. Первая попытка создания «устойчивой» системы управления водопользованием в бассейне реки была предпринята в 1998-2000 гг. - в рамках российско-канадского сотрудничества разработан проект управления качеством воды р. Ангара [42]. Проектом предусматривалось создание устойчивой социально-экологической системы в бассейне, были разработаны Соглашение по управлению бассейном и Положение о совете по бассейну р. Ангары, который должен был осуществлять координирующую и консультативную функции. Этот опыт, как и другие аналогичные попытки применения бассейнового принципа для решения вопросов водопользования, не получил дальнейшего развития.

В нормативных документах Правительства РФ идея устойчивого развития водосборных бассейнов нашла отражение лишь в начале 2000-х гг. В 2004 г. система государственного управления водопользованием была реформирована с учетом бассейнового принципа и целей устойчивого развития. Несмотря на активную позицию общественных организаций, которые стали одним из реальных акторов экологической политики в регионах, общественности в данном процессе отводилась незначительная роль.

В 1990-х - начале 2000-х гг. обсуждались различные варианты применения бассейнового подхода в Обь-Иртышье, основанные как на отечественном, так и на зарубежном опыте. За основу была взята Федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на р. Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (ФЦП «Возрождение Волги»), утвержденная Постановлением Правительства РФ в 1998 г. [43] Программа финансировалась субъектами РФ, которые относились к бассейну р. Волги, федеральным бюджетом и водопользователями. Ключевым элементом структуры управления программой выступал общественный координационный орган - Волжский бассейновый Совет, на который возлагались полномочия по формированию Волжского бассейнового соглашения. Эксперты в целом позитивно оценивали данную программу, но считали, что ее следует адаптировать применительно к условиям Обского бассейна и привести в соответствие действовавшему законодательству. Помимо этого, ученые предлагали не игнорировать опыт других стран, в которых бассейновый принцип достаточно давно и успешно применялся, а учитывать его в процессе разработки собственных программ [44].

Опыт бассейнового соглашения по р. Бурла (Алтайский край) оказался наиболее успешным. Значение р. Бурла было обусловлено рядом факторов. Во-первых, в бассейне реки находились пять административных районов Алтайского края, Новосибирская область и Казахстан, отличавшиеся спецификой сочетания природных, социальных и экономических условий. Во-вторых, вода из реки использовалась для работы Бурлинской обводнительно-оросительной системы (ООС). В-третьих, компоненты технической схемы

Бурлинской ООС были тесно взаимосвязаны с компонентами природной среды. В-четвертых, в бассейне р. Бурла находились несколько озер, имеющих рыбо-хозяйственное и рекреационное значение для местного населения. Таким образом, для создания эффективной системы управления водопользованием в бассейне р. Бурла требовалось найти консенсус между всеми участниками процесса и учесть факторы влияния. Именно обострение противоречий между пользователями водных ресурсов наиболее крупных озер - оз. Хорошее (Новосибирская область) и оз. Песчаное (Алтайский край) способствовало созданию Бассейнового совета р. Бурла по инициативе глав администраций районов. Администрации Алтайского края и Новосибирской области поддержали идею создания совета и пригласили к участию в проекте Алтайское региональное отделение Русского географического общества и Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН. Бассейновое соглашение в 2000 г. подписали администрации Новосибирской области и Алтайского края, Верхне-Обское БВУ, администрации шести районов [45]. Председателем совета был избран И.И. Барабаш - глава администрации Бурлинского района. За 4 года работы были проведены 8 сессий совета, на которых принимались реальные решения по наиболее важным и актуальным вопросам бассейна.

Работа Бурлинского бассейнового совета получила положительные оценки, поскольку благодаря совместной работе заинтересованных сторон удалось привлечь внимание властей к проблемам местного населения и решить вопросы финансирования водохозяйственных мероприятий. Следует особо отметить роль Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН в деятельности совета. Благодаря неравнодушным и грамотным сотрудникам института удалось избежать принятия непроработанных и порой вредоносных решений: проект строительства оросительного канала, представленный ОАО «Алтайводпроект» дважды был возвращен на доработку, в итоге он стал более сбалансированным в отношении режима подачи воды из Новосибирского водохранилища. К сожалению, как и в большинстве случаев, бассейновое соглашение не было пролонгировано на последующий период и бассейновый совет прекратил свое существование.

Несмотря на неоднократные попытки применения бассейнового принципа для управления водопользованием в Обь-Иртышье, однозначного подхода для бассейнов Оби и Иртыша выработать не удалось. В конце 1990-х гг. специалистами Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН (ИВЭП

СО РАН) (Барнаул) было предложено собственное видение системы управления водопользованием в бассейне реки Оби, основанное на идее взаимосвязи всех форм и видов использования водных ресурсов, оказывающих влияние на формирование водного фонда бассейна [46], однако реализовать ее в полном масштабе не удалось до сих пор.

В результате антропогенного воздействия уже в середине ХХ в. отмечалось существенное ухудшение качества воды в реках Обь-Иртышского бассейна. Действовавшая во второй половине ХХ в. система управления водопользованием, основанная на административном подходе, не учитывала особенности экосистемы, в частности, низкую способность к самоочищению северных и сибирских рек. Интересы водопользователей часто игнорировались, что приводило к конфликтным ситуациям на разных уровнях. Идея комплексного использования и охраны природных ресурсов речных бассейнов в Обь-Иртышском бассейне впервые была применена в середине 1980-х гг. в бассейне р. Алей. Бассейновые советы (комитеты) создавались по инициативе региональных органов власти или общественности, в том числе в рамках проектов, финансируемых международными фондами. Противоречивость и несовершенство законодательно-нормативной базы, которая не успевала за практикой применения таких элементов управления как бассейновый совет и бассейновое соглашение, сказывались на деятельности самих бассейновых организаций. Достаточно успешным оказался опыт локального применения бассейнового подхода - на реках Алей, Бурла, Томь. В конце ХХ -начале XXI в. были предприняты попытки разработки концепции природопользования на основе бассейнового подхода для достижения целей устойчивого развития, но они не получили широкого распространения на практике. Несмотря на имеющийся опыт построения эффективной модели в сфере управления водопользованием, в Российской Федерации остается нерешенной проблема развития институциональных механизмов управления водными ресурсами, особенно в части общественных и муниципальных инициатив. Созданные в речных бассейнах структуры управления водными ресурсами относятся к государственной власти федерального и регионального уровней, при этом отсутствует децентрализация полномочий на местах. В условиях дальнейшего совершенствования системы управления водными ресурсами посредством внедрения принципов интегрированного управления следует учитывать исторический опыт применения различных подходов к управлению водными ресурсами.

Примечания

1 Бассейновое соглашение о восстановлении и охране водных объектов целью юридическое закрепление добровольного объединения усилий договаривающихся Сторон для взаимодействия и координации действий по восстановлению состояния водных ресурсов, их рациональному использованию, гарантирующих надежное обеспечение населения и объектов экономики водой требуемого качества. Оно является государственным актом, реализуемым в соответствии с актами экологического законодательства.

2 Бассейновый совет - координационный орган, создаваемый с целью обеспечения реализации бассейнового соглашения и координации совместной деятельности договаривающихся сторон в рамках бассейнового соглашения.

Список источников

1. Бурдин Е.А. Разработка и практическая реализация планов советского руководства в сфере гидростроительства в 1930-1980-е гг. (на примере Волжского каскада гидроузлов) : дис. ... д-ра ист. наук. Ульяновск, 2012.

2. Макеева Е.Д. Взаимоотношения власти и общества в России в сфере охраны природы в 1917-1991 гг. (на материалах Среднего и Нижнего

Поволжья: исторический аспект) : дис. ... д-ра ист. наук. Самара, 2020.

3. Цинцадзе Н.С. История государственной политики водопользования в России конца XIX - первой трети ХХ в. // Вестник СурГПУ. 2021.

№ 6. С. 20-35.

4. Гайдин С.Т., Бурмакина Г.А. Освоение водных путей северной части бассейна Енисея в XVII - начале XX века // Исторический курьер. 2022. N° 3 (23).

5. Гайдин С.Т., Бурмакина Г.А. История использования и охраны рек в процессе индустриального развития Восточной Сибири в советский

период // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 6 (81).

6. Нечипорук Д.М. Послевоенное великое ускорение: индустриальное освоение Сибири и восприятие проблемы загрязнения водных ресурсов

в 1950-1970-е гг. // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 67. C. 26-32. doi: 10.17223/19988613/67/4

7. Красовитова Э.С. Экологические проблемы использования водных ресурсов Северо-Западной Сибири в 1960-1980-х гг. // Вестник Сургут-

ского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (63).

8. Комгорт М.В., Колева Г.Ю. Проблема повышения уровня индустриального развития Западной Сибири и проект строительства Нижнеоб-

ской ГЭС // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 308. С. 85-90.

9. Некрасов В.Л., Стафеев О.Н. Проект Нижне-Обской ГЭС (1958-1963 гг.): лоббирование, создание коалиции интересов, оппортунизм //

Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мостовенко М.С., Стафеев О.Н. Природные ресурсы в индустриальном контексте: проект Нижне-Обской ГЭС и лесная промышленность Севера Западной Сибири, экспертные сообщества и экологические риски // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 6 (57).

11. Хромов Е.А. Экологический аспект гидроэнергетического варианта хозяйственного освоения Севера Западной Сибири в конце 1950-х -первой половине 1960-х гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 6 (57).

12. Гололобов Е.И. Государственная политика по освоению рыбных ресурсов Тюменской области в 1945-1975 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 6 (81). С. 82-91.

13. Гололобов Е.И. Пространство воды как ресурс и как угроза в истории освоения Севера Западной Сибири в XX веке // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 6 (75). С. 79-92.

14. Мостовенко М.С. Проблемы развития рыбной промышленности на севере Западной Сибири в послевоенный период, 1945-1950-е гг. (на примере Ханты-Мансийского национального округа) // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 78. C. 3845. doi: 10.17223/19988613/78/6

15. Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-2083. Верхне-Обское бассейновое управление по регулированию, использованию и охране вод. Оп. 1. Д. 24.

16. Государственный архив Алтайского края. Ф. Р-1252. Алтайская краевая организация Всероссийское общество охраны природы. Оп.1. Д. 1.

17. Государственный архив Томской области (ГАТО). ГАТО. Ф.Р-829. Облисполком Совета народных депутатов Томской области. Оп. 1. Д. 651.

18. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Р.790. Кемеровский облисполком. Оп. 2. Д. 184.

19. Шмыглева А.В. Экологические проблемы индустриального Кузбасса: исторический аспект // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 162-169.

20. Шмыглева А.В. Антропогенное воздействие как фактор деградации экосистем Западной Сибири в советский период // Вестник Сургутского педагогического университета. 2017. № 6 (51). С. 48-54.

21. Alaerts G.J. Institutions for River Basin Management: The Role of External Support Agencies (International Donors) in Developing Cooperative Arrangements. Paper presented at the 4th River Basin Management Workshop. World Bank Institute. Washington D.C. April 2000. 19 p.

22. Садофф К., Грейбер Т., Смит М., Бергкамп Г. Вместе - Управление трансграничными водами. 2011. Гланд, Швейцария: IUCN. URL: http://www.cawater-info.net/library/rus/share_rus.pdf (дата обращения: 20.08.2023).

23. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 436. Оп. 2. Д. 965.

24. РГАЭ. Ф. 436. Оп. 2. Д. 4976.

25. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам : в 5 т. Сборник документов за 50 лет. Т. 4: 1953-1961 гг. М. : Политиздат, 1968.

26. Постановление Совета Министров РСФСР от 3 июля 1961 г. № 856 «Вопросы государственного комитета Совета Министров РСФСР по водному хозяйству» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 22049&dst= 100001 #5nzOksTVtW1UdSdA (дата обращения: 12.09.2023).

27. Водный кодекс РСФСР от 30 июня 1972 г. // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3218/ (дата обращения: 12.09.2023).

28. Положение о бассейновом (территориальном) управлении по регулированию использования и охране вод Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР. Утверждено Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР 24 мая 1974 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/9013565 (дата обращения: 12.09.2023).

29. Пряжинская В.Г., Левит-Гуревич Л.К., Хранович И.Л., Ярошевский Д.М. Проблемы при составлении схем комплексного использования и охраны водных объектов // Водное хозяйство России. 2010. № 6. С. 4-18.

30. Беляев С.Д. Первоочередные меры по совершенствованию нормативной и методической базы разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов // Водное хозяйство России: проблемы, технологии, управление. 2014. № 5. С. 29-40.

31. Шицкова А.П., Акулов К.И., Гурвич Л.С., Новиков Ю.В., Савелова В.А., Плитман С.И. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов как форма государственной регламентации санитарных условий водопользования населения на перспективу // Гигиена и санитария. 1977. № 7. С. 36-40.

32. Заседание комитета по Верхней Оби // Кузбасс. 22 июля 1977 г.

33. Проблемам бассейна Алея - комплексное решение : тез. докл. к науч. конф. «О мерах по охране и рациональному использованию бассейна р. Алей» (г. Рубцовск, декабрь 1976 г.). Барнаул, 1976.

34. Севостьянов К. Преображенная река // Коммунистический призыв. 1973. 13 октября.

35. Булатов В.И., Винокуров Ю.И., Гросс В.Л. и др. Географический анализ и синтез в создании и реализации схем природопользования // Роль географии в ускорении научно-технического прогресса : тез. докл. Иркутск, 1986. С. 97-99.

36. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М. : Юридический Дом Юстицинформ, 1997. 336 с.

37. Бавский С.П. О создании программы по восстановлению и охране водных ресурсов в бассейне реки Оби. URL: https://ecodelo.org (дата обращения: 23.07.2023).

38. Михеев Н.Н., Крузе Ф., Шварцев С.Л., Зеленский Г.И. Российско-Французское сотрудничество в области управления водными ресурсами (на примере бассейна Томи Россия) // Материалы Международного конгресса «Вода: экол. и технол.» (Москва, 6-9 сент. 1994.). М., 1994. С. 228-236.

39. Временное положение о Бассейновом Комитете р. Томь: Утверждено Комитетом Российской Федерации по водному хозяйству 21 ноября 1994.

40. Винокуров Ю.И., Жерелина И.В., Красноярова Б.А. Подходы к формированию стратегии устойчивого водопользования в бассейне р. Оби // Ползуновский вестник. 2004. № 2. С. 4-13.

41. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Приложение к указу Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

42. Управление водными ресурсами в бассейне р. Ангары // Проблемы управления качеством воды в бассейне р. Ангары : матер. науч.-метод. семинара. М., 2000. 188 с.

43. О федеральной целевой программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»): Постановление Правительства РФ от 24.04.1998. № 414 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 18. Ст. 2051.

44. Пурдик Л.Н., Жерелина И.В. Ландшафтно-экологический анализ гидромелиоративного освоения бассейна р. Бурла // VII научное совещание по прикладной географии : тез. докл. Иркутск, 2001. С. 57-59.

45. Временное положение о бассейновом совете по р. Бурла (утв. начальником Верхне-Обского БВУ 2000). URL: https://dereksiz.org/utverjden-o.html (дата обращения: 16.05.2023).

46. Винокуров Ю.И., Жерелина И.В., Красноярова Б.А. Принципы управления устойчивым водопользованием в бассейне реки Оби // Фундаментальные проблемы воды и водных ресурсов на рубеже третьего тысячелетия : матер. Междунар. науч. конф. Томск, 2000. С. 608-614.

References

1. Burdin, E.A. (2012) Razrabotka iprakticheskaya realizatsiyaplanov sovetskogo rukovodstva v sferegidrostroitel'stva v 1930-1980-egg. (naprimere

Volzhskogo kaskada gidrouzlov) [Development and practical implementation of plans of the Soviet leadership in the field of hydraulic construction in the 1930-1980s. (on the example of the Volga cascade of waterworks)]. History Dr. Diss. Ulyanovsk.

2. Makeeva, E.D. (2020) Vzaimootnosheniya vlasti i obshchestva vRossii v sfere okhranyprirody v 1917—1991 gg. (na materialakh Srednego i Nizhnego

Povolzh 'ya: istoricheskiy aspekt) [The relationship between government and society in Russia in the field of nature conservation in 1917-1991 (on materials of the Middle and Lower Volga region: historical aspect)]. History Dr. Diss. Samara.

3. Tsintsadze, N.S. (2021) Istoriya gosudarstvennoy politiki vodopol'zovaniya v Rossii kontsa XIX - pervoy treti XX v. [History of state water use

policy in Russia at the end of the 19th - first third of the 20th centuries]. VestnikSurGPU. 6. pp. 20-35.

4. Gaydin, S.T. & Burmakina, G.A. (2022) Osvoenie vodnykh putey severnoy chasti basseyna Eniseya v XVII - nachale XX veka [Development of

waterways in the northern part of the Yenisei basin in the 17th - early 20th centuries]. Istoricheskiy kur'er. 3 (23).

5. Gaydin, S.T. & Burmakina, G.A. (2022) Istoriya ispol'zovaniya i okhrany rek v protsesse industrial'nogo razvitiya Vostochnoy Sibiri v sovetskiy

period [History of the use and protection of rivers in the process of industrial development of Eastern Siberia during the Soviet period]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6 (81). pp. 25-36.

6. Nechiporuk, D.M. (2020) The postwar "Great acceleration": an industrial development of Siberia and perception of the problem of water pollution

in the 1950-1970s. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 67. pp. 26-32. (In Russian). DOI: 10.17223/19988613/67/4

7. Krasovitova, E.S. (2019) Ekologicheskie problemy ispol'zovaniya vodnykh resursov Severo-Zapadnoy Sibiri v 1960-1980-kh gg. [Environmental

problems of using water resources in North-West Siberia in the 1960-1980s]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6 (63). pp. 20-28.

8. Komgort, M.V. & Koleva, G.Yu. (2008) Problema povysheniya urovnya industrial'nogo razvitiya Zapadnoy Sibiri i proekt stroitel'stva

Nizhneobskoy GES [The problem of increasing the level of industrial development of Western Siberia and the construction project of the Nizhneobskaya hydroelectric station]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 308. pp. 85-90.

9. Nekrasov, V.L. & Stafeev, O.N. (2012) Proekt Nizhne-Obskoy GES (1958-1963 gg.): lobbirovanie, sozdanie koalitsii interesov, opportunizm

[Nizhne-Obskaya HPP project (1958-1963): lobbying, creation of a coalition of interests, opportunism]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4. pp. 175-181.

10. Mostovenko, M.S. & Stafeev, O.N. (2018) Prirodnye resursy v industrial'nom kontekste: proekt Nizhne-Obskoy GES i lesnaya promyshlennost' Severa Zapadnoy Sibiri, ekspertnye soobshchestva i ekologicheskie riski [Natural resources in an industrial context: the Nizhne-Ob hydroelectric power station project and the forest industry of the North of Western Siberia, expert communities and environmental risks]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6 (57). pp. 155-165.

11. Khromov, E.A. (2018) Ekologicheskiy aspekt gidroenergeticheskogo varianta khozyaystvennogo osvoeniya Severa Zapadnoy Sibiri v kontse 1950-kh - pervoy polovine 1960-kh gg. [The environmental aspect of the hydropower option for the economic development of the North of Western Siberia in the late 1950s - the first half of the 1960s]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6 (57). pp. 166-178.

12. Gololobov, E.I. (2022) Gosudarstvennaya politika po osvoeniyu rybnykh resursov Tyumenskoy oblasti v 1945-1975 gg. [State policy for the development of fish resources of the Tyumen region in 1945-1975]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6 (81). pp. 82-91.

13. Gololobov, E.I. (2021) Prostranstvo vody kak resurs i kak ugroza v istorii osvoeniya Severa Zapadnoy Sibiri v XX veke [The space of water as a resource and as a threat in the history of the development of the North of Western Siberia in the 20th century]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6 (75). pp. 79-92.

14. Mostovenko, M.S. (2022) Problems of the development of the fishing industry in the North of Western Siberia in the post-war period 1945-1950s (Using the example of the Khanty-Mansi National District). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 78. pp. 38-45. (In Russian). DOI: 10.17223/19988613/78/6

15. State Archives of Novosibirsk Region (GANO). Fund R-2083. Verkhne-Obskoe basseynovoe upravleniepo regulirovaniyu, ispol'zovaniyu i okhrane vod [Upper Ob Basin Department for regulation, use and protection of water]. List 1. File 24.

16. State Archives of Altai Krai (GAAK). Fund R-1252. Altayskaya kraevaya organizatsiya Vserossiyskoe obshchestvo okhrany prirody [Altai regional organization All-Russian Society for Nature Conservation]. List 1. File 1.

17. State Archive of Tomsk Oblast (GATO). Fund R-829. Oblispolkom Soveta narodnykh deputatov Tomskoy oblasti [Regional Executive Committee of the Council of People's Deputies of Tomsk Oblast]. List. 1. File 651. (In Russian).

18. State Archive of Kemerovo Oblast (GAKO). Fund R.790. Kemerovskiy oblispolkom [Kemerovo Regional Executive Committee]. List 2. File 184.

19. Shmygleva, A.V. (2015) Ecological problems of industrial Kuzbass: a historical aspect. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 400. pp. 162-169. (In Russian).

20. Shmygleva, A.V. (2017) Antropogennoe vozdeystvie kak faktor degradatsii ekosistem Zapadnoy Sibiri v sovetskiy period [Anthropogenic impact as a factor in the degradation of ecosystems in Western Siberia during the Soviet period]. Vestnik Surgutskogo pedagogicheskogo universiteta. 6 (51). pp. 48-54.

21. Alaerts, G.J. (2000) Institutions for River Basin Management: The Role of External Support Agencies (International Donors) in Developing Cooperative Arrangements. Paper presented at the 4th River Basin Management Workshop. Washington D.C.: World Bank Institute.

22. Sadoff, K. et al. (2011) Vmeste- Upravlenie transgranichnymi vodami [Together - Managing transboundary waters]. Gland, Switzerland: IUCN. [Online] Available from: http://www.cawater-info.net/library/rus/share_rus.pdf. (Accessed: 20.08.2023).

23. Russian State Archive of the Economy (RGAE). Fund 436. List 2. File 965. (In Russian).

24. Russian State Archive of the Economy (RGAE). Fund 436. List 2. File 4976. (In Russian).

25. Chernenko, K.U. & Smirtyukov, M.S. (eds) (1968) Resheniya partii i pravitel'stva po khozyaystvennym voprosam [Decisions of the Party and Government on Economic Issues]. Vol. 4. Moscow: Politizdat.

26. Consultant Plus. (1961) Issues of the State Committee of the Council of Ministers of the RSFSR on Water Management. Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR No. 856 of July 3, 1961. [Online] Available from: https://www.consultant.ru/cons/CGI/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=22049&dst=100001#5nzOksTVtW1UdSdA. (Accessed: 12.09.2023). (In Russian).

27. Consultant Plus. (1972) Water Code of the RSFSR of June 30, 1972. [Online] Available from: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_3218/. (Accessed: 12.09.2023). (In Russian).

28. Elektronnyy fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov [Electronic Fund of Legal, Regulatory and Technical Documents]. (1974) Polozhenie o basseynovom (territorial 'nom) upravlenii po regulirovaniyu ispol 'zovaniya i okhrane vod Ministerstva melioratsii i vodnogo khozyaystva RSFSR. Utverzhdeno Ministerstvom melioratsii i vodnogo khozyaystva RSFSR 24 maya 1974 g. [Regulations on the basin (territorial) management for regulating the use and protection of waters of the Ministry of Land Reclamation and Water Management of the RSFSR. Approved by the Ministry of Land Reclamation and Water Management of the RSFSR on May 24, 1974]. [Online] Available from: https://docs.cntd.ru/document/9013565. (Accessed: 12.09.2023).

29. Pryazhinskaya, V.G. et al. (2010) Problemy pri sostavlenii skhem kompleksnogo ispol'zovaniya i okhrany vodnykh ob"ektov [Problems in drawing up schemes for the integrated use and protection of water bodies]. Vodnoe khozyaystvoRossii. 6. pp. 4-18.

30. Belyaev, S.D. (2014) Pervoocherednye mery po sovershenstvovaniyu normativnoy i metodicheskoy bazy razrabotki skhem kompleksnogo ispol'zovaniya i okhrany vodnykh ob"ektov [Priority measures to improve the regulatory and methodological base for the development of schemes for the integrated use and protection of water bodies]. Vodnoe khozyaystvo Rossii: problemy, tekhnologii, upravlenie. 5. pp. 29-40.

31. Shitskova, A.P. et al. (1977) Skhemy kompleksnogo ispol'zovaniya i okhrany vodnykh resursov kak forma gosudarstvennoy reglamentatsii sanitarnykh usloviy vodopol'zovaniya naseleniya na perspektivu [Schemes for the integrated use and protection of water resources as a form of state regulation of sanitary conditions for water use of the population in the future] Gigiena i sanitariya. 7. pp. 36-40.

32. Kuzbass. (1977) Zasedanie komiteta po Verkhney Obi [Meeting of the Committee on the Upper Ob]. Kuzbass. 22 June.

33. Maloletko, A.M. (ed.) (1976) Problemam basseyna Aleya - kompleksnoe reshenie [A Comprehensive Solution to Problems of the Aley basin]. Abstracts of the Conference O merakh po okhrane i ratsional'nomu ispol'zovaniyu basseyna r. Aley [On Measures for the Protection and Rational Use of the Aley River Basin]. Rubtsovsk. December 1976. Barnaul: [s.n.].

34. Sevost'yanov, K. (1973) Preobrazhennaya reka [Transformed River]. Kommunisticheskiy prizyv. 13 October.

35. Bulatov, V.I. et al. (1986) Geograficheskiy analiz i sintez v sozdanii i realizatsii skhem prirodopol'zovaniya [Geographical analysis and synthesis in the creation and implementation of environmental management schemes]. In: Rol' geografii v uskorenii nauchno-tekhnicheskogoprogressa [The Role of Geography in Accelerating Scientific and Technological Progress]. Irkutsk: [s.n.]. pp. 97-99.

36. Bogolyubov, S.A. (ed.) (1997) Kommentariy k Vodnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [Commentary on the Water Code of the Russian Federation].

Moscow: Yuridicheskiy Dom Yustitsinform.

37. Bavskiy, S.P. (n.d.) O sozdanii programmy po vosstanovleniyu i okhrane vodnykh resursov v basseyne reki Obi [On the creation of a program for the restoration and protection of water resources in the Ob River basin]. [Online] Available from: https://ecodelo.org. (Accessed: 23.07.2023).

38. Mikheev, N.N. et al. (1994) [Russian-French cooperation in the field of water resources management (on the example of the Russian Tom basin)].

Voda: tekhnologiya i ekologiya [Water: Technology and Ecology]. Proceedings of the International Congress. Moscow. 6-9 September 1994. Moscow: [s.n.]. pp. 228-236. (In Russian).

39. Komitet Rossiyskoy Federatsii po vodnomu khozyaystvu [Committee on Water Management of the Russian Federation]. (1994) Vremennoe polozhenie o Basseynovom Komitete r. Tom': Utverzhdeno Komitetom Rossiyskoy Federatsii po vodnomu khozyaystvu 21 noyabrya 1994 [Temporary regulations on the Basin Committee of the river Tom: Approved by the Committee on Water Management of the Russian Federation on November 21, 1994]. Moscow: [s.n.]

40. Vinokurov, Yu.I., Zherelina, I.V. & Krasnoyarova, B.A. (2004) Podkhody k formirovaniyu strategii ustoychivogo vodopol'zovaniya v basseyne r. Obi [Approaches to the formation of a strategy for sustainable water use in the river Ob basin]. Polzunovskiy vestnik. 2. pp. 4-13.

41. Russian Federation. (1996) Kontseptsiya perekhoda Rossiyskoy Federatsii k ustoychivomu razvitiyu. Prilozhenie k ukazu Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 aprelya 1996 g. № 440 "O kontseptsii perekhoda Rossiyskoy Federatsii k ustoychivomu razvitiyu " [On the Concept of the Russian Federation's Transition to Sustainable Development. Concept of the transition of the Russian Federation to sustainable development. Appendix to the Decree of the President of the Russian Federation No. 440 of April 1, 1996]. Moscow: [s.n.]

42. Upravlenie vodnymi resursami v basseyne r. Angary [Water Resources Management in the Angara River Basin]. (2000) Problemy upravleniya kachestvom vody v basseyne r. Angary [Problems of Water Quality Management in the Angara River Basin]. Proceedings of the Seminar. Irkutsk. 12-13 October 1999. Moscow: Moskovskiy obshchestvennyy nauchnyy fond.

43. Sobranie zakonodatel'stva RF. (1998) O federal'noy tselevoy programme "Ozdorovlenie ekologicheskoy obstanovki na reke Volge i ee pritokakh, vosstanovlenie i predotvrashchenie degradatsii prirodnykh kompleksov Volzhskogo basseyna na period do 2010 goda" (programma " Vozrozhdenie Volgi"): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.04.1998. № 414 [On the federal target program Improving the Environmental Situation on the Volga River and Its Tributaries, Restoring and Preventing the Degradation of Natural Complexes of the Volga Basin for the Period until 2010 (the Volga Revival program. Decree of the Government of the Russian Federation No. 414 of April 24, 1998]. Sobranie zakonodatel'stvaRF. 18. Art. 2051.

44. Purdik, L.N. & Zherelina, I.V. (2001) [Landscape-ecological analysis of hydro-reclamation development of the Burla river basin]. Abstracts of the

7thMeeting on Geography. Irkutsk. 22-23 May 2001. Irkutsk: Institute of Geography SB RAS. pp. 57-59. (In Russian).

45. Verkhne-Obskoe Basseynovoe Vodnoe Upravlenie [Upper-Ob Basin Water Administration]. (2000) Vremennoe polozhenie o basseynovom sovete po r. Burla (utv. nachal 'nikom Verkhne-Obskogo BVU 2000) [Temporary regulations on the river Burla basin council (approved by the head of the Upper-Ob Basin Water Administration 2000)]. [Online] Available from: https://dereksiz.org/utverjden-o.html. (Accessed: 16.05.2023).

46. Vinokurov, Yu.I., Zherelina, I.V. & Krasnoyarova, B.A. (2000) [Principles of sustainable water use management in the Ob River basin]. Fundamental'nye problemy vody i vodnykh resursov na rubezhe tret'ego tysyacheletiya [Fundamental Problems of Water and Water Resources at the Turn of the Third Millennium]. Proceedings of the International Conference. Tomsk. 3-7 September 2000. Tomsk: Izd-vo NTL. pp. 608-614. (In Russian).

Информация об авторе:

Шмыглёва А.В. - канд. ист. наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Западного филиала Российской

академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Калининград, Россия).

E-mail: alisa-umka@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

A.V. Shmygleva, Cand. Sci. (History), associate professor, Western Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Kaliningrad, Russian Federation). E-mail: alisa-umka@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.10.2023; одобрена после рецензирования 25.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted 17.10.2023; approved after reviewing 25.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.